Этика и обучение. Этический смысл образования Этические вопросы психологии

Мне уже приходилось высказываться относительно неудобств, связанных с полисемией термина «этика» (См. Ведомости. Вып 25: Общепрофессиональная этика / Под ред. В.И.Бакштановского и Н.Н.Карнаухова. Тюмень: ТГНУ, 2004. С. 161–162). В данном случае я иду на поводу обычной речевой практики. Оправданием мне служит то, что о философской этике речь в этой статье почти не идет.

Прошу читателя извинить меня за анонимность данного примера.

Я предпочитаю этот термин как адекватный английскому «postmodern», обозначающе­му время после Нового времени, чтобы не путать характеристику времени с характеристикой идеологически оформленного размышления об этом и в этом времени – «постмодернизмом».

Сказанное здесь примыкает к обозрениям и рассуждениям, предложенным в предыдущих моих статьях: «Вид на профессиональную этику» (Ведомости. Вып. 25: Профессиональная этика Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 160–181); «Политическая этика в Канаде (по материалам ресурсов Интернета)» (Ведомости. Вып. 24: Политическая этика: социокультурный контекст.Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 248–259).

Е. Г. Мартьянова, О. В. Солопов, Е. Н. Чеснова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЦЕННОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА «ЭТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

Статья посвящена анализу ценностных оснований дисциплины «Этика образования и воспитания», разработанной на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Произведен анализ существующих в научной среде мнений относительно роли этики в образовании. Выявлены ценностные парадигмы, лежащие в основе современных систем образования. Обозначено основное содержание дисциплины и ценностные особенности рассматриваемых тем.

Ключевые слова: этика, образование, воспитание, медиапедагогика, дилеммы, ценности, ценностная парадигма, нравственные ценности, ценности добродетелей.

Ye. G. Martyanova, O. V. Solopov, Ye. N. Chesnova

TSPU (Tula, Russia)

VALUE FEATURES OF COURSE "ETHICS OF EDUCATION AND TRAINING"

This article analyzes the value bases of discipline «Ethics of education and training», developed on the basis of Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University. The authors analyzes the role of ethics in education. The authors reveals valuable paradigms that underlie modern education systems. The authors outlines the main content of discipline and valuable features of the topics addressed.

Keywords: ethics, education, media education, dilemmas, values, value paradigm, moral values, values, virtues.

В настоящее время в различных вузах России усилился интерес к этическому знанию и образованию. Этика в образовании, по мнению совремешого отечественного философа, заведующего сектором этики Института филоофии РАН Р. Г. Апресяна, может представать как «а) преподавание этики в блоке социально-гуманитарных дисциплин; б) определенные ценности, лежащие в основе программы обучения в целом и образовательной деятельности, котирую ведет данное учебное заведение; в) этика образования, т е. принципы и правила взаимоотношений в образовательном сообществе вообще и в каждом отдельном учебном заведении, в преподавательском коллективе, в отю-шениях между преподавателями и студентами» . На это же обращает внимание В. В. Варава, современный российский философ и писатель, профессор ВГУ, справедливо отмечая, что этика в образовании может поншаться как «проблема преподавания этой дисциплины в высшей школе» .

«Этика образования» как дисциплина высшей школы, по мнению известного отечественного ученого и философа, профессора ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Философские науки

В. Н. Назарова, должна включать в себя следующие компоненты: 1) и;учение этических проблем образовательной деятельности и 2) изучениепроблем собственно этического образования . К числу таких проблем следует отнести: рассмотрение вопросов нравственного смысла понятий «образование» и «воспитание», соотношение образования и воспитания, выявление дилемм этического образования и возможностей обучения добродетелям, определение нравственного смысла и моральных уровней обучения, этического содержания добродетелей медиапедагогики и современных реалий медийного образования, конфликта ценностей в сфере современного образования и т. д.

Кроме того, говоря об этическом компоненте в вузовском образовании в целом (и о дисциплине «Этика образования и воспитания» в частности), следует отметить, что он носит прикладной характер: «Общих курсов по этике в вузах, действительно, становится меньше, а этико-прикладных - больше. Это мировая тенденция <...> В доминировании прикладной этики в вузовском образовании я вижу только поддержку этике, поскольку этика в прикладном выражении становится элементом профессионального образования, и этим ее статус повышается» . Как справедливо отмечает известный отечественный ученый В. Н. Назаров, «этика образования как прикладная дисциплина возникает в условиях иной информационной реальности в рамках традиций нравственного воспитания и профессиональной педагогической этики» .

В области реализации этического образования Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого не является исключением. На его базе изучением вопросов этического образования в России и его профессионального (прикладного) характера занимаются такие известные тульские ученые, как профессора ТГПУ им. Л. Н. Толстого В. Н. Назаров и Е. Д. Мелешко, которые внесли большой вклад в эту область знания [см.: 6, 7, 8] и являются бессменными руководителями научной школы «Социально-философские проблемы прикладных исследований в культурологии, религиоведении, этике». Проблемы, разрабатываемые в рамках данной школы ее ведущими учеными, профессорско-преподавательским составом и аспирантами кафедры философии и культурологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого, неизменно обсуждаются в рамках заседаний межфакультетского научнометодического семинара молодых ученых, аспирантов, магистрантов и бакалавров, действующего на базе кафедры философии и культурологии.

Кроме того, в настоящее время на многих направлениях подготовки и магистерских программах очной и заочной форм обучения различных факультетов университета осуществляется преподавание ряда дисциплин этикоприкладной направленности. Например, «Профессиональная этика», «Профессиональная этика и этикет», «Этика успеха: как быть успешным в современной жизни - от Платона до Карнеги», «Этика и психология семейной жизни» и т. д. Профессорско-преподавательский состав кафедры ежегодно разрабатывает и обновляет дисциплины этико-прикладной направленности,

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

включая их в университетский конкурс дисциплин по выбору. В свое время преподавателями кафедры были разработаны и успешно реализовывались такие дисциплины, как «Информационная этика», «Психология морали», «Этика права» и т. д. Более того, в 2014-2015 гг. в рамках договора с НИТУ «МИСиС» на базе ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» преподавателями кафедры философии и культурологии были разработаны учебно-методические материалы и проведены занятия по дисциплине «Этика образования и воспитания» на факультетах естественных наук, технологий и бизнеса, математики, физики и информатики для студентов непедагогических направлений подготовки с целью реализации проекта НИТУ «МИСиС» «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки - “Педагогическое образование”), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия».

Остановимся на определенных ценностях, лежащих в основе данного курса, и их особенностях более подробно.

Во-первых, следует отметить тот факт, что образование является ценностью само по себе на всем протяжении исторического развития. На это обращает внимание заслуженный деятель науки РФ, профессор ВГПУ Е. П. Белозерцев: «Образование - фундаментальная категория и абсолютная ценность всех времен и народов. Во-первых, потому, что, являясь функцией жизни, образование пронизывает быт каждого человека в течение всей его жизни, составляет существенную характеристику любого государства и общества. Тем самым мы подчеркиваем чрезвычайную его особенность, ибо нет ничего другого, более великого, посредством чего бы жили и действовали, общались люди столь разного возраста и социального положения» . Такую высокую роль образования и его жизненный статус можно объяснить тем, что в нем цели обучения и воспитания соединяются. Они заключаются в следующем: «передать систему знаний и овладеть этими знаниями для того, чтобы учащийся развивался по пути гражданского, нравственного и профессионального совершенствования, <...> развивался духовно-нравственно и овладевал основными знаниями и основами профессии» . И в этом плане мы согласны с отечественным ученым В. В. Варавой, который считает, что сущность воспитания заключается «в раскрытии ценностей этического средствами образования» , поэтому «этическое», на наш взгляд, следует рассматривать как одно из средств профессиональной подготовки студентов и воспитания нравственной личности, гражданина и профессионала. Таким образом, именно нравственные ценности, взятые в контексте проблем образования и воспитания, выступают целью изучения и реализации курса «Этика образования и воспитания».

Философские науки

Во-вторых, в основании любой системы образования лежит та или иная ценностная парадигма, которая предполагает выбор целей и средств обучения. Так, отечественный ученый, профессор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева А. А. Сычев выделяет три базовых ценностных парадигмы.

Традиционная парадигма опирается на религиозные, семейные и коллективные традиции и включает в себя следующие ценности: взаимопомощь, уважение к старшим, семейственность, самопожертвование, мужество, исполнительность, скромность, благочестие, целомудрие, любовь к ближним, патриотизм, честь и т. д.

Модернизационная парадигма ориентирована на материальный успех, индивидуализм и предприимчивость и включает в себя следующие ценности: профессионализм, компетентность, бережливость, умеренность, честность, порядочность, откровенность, решительность, независимость, оптимизм, активная жизненная позиция.

Постсоветская парадигма находится в стадии формирования, тем не менее, в ней можно выделить следующие ценности: плюрализм, толерантность, мультикультурализм, стремление к компромиссу, практичность, автономность субъекта, самоопределение, свобода обмена информацией, сохранность окружающей среды .

Применительно к дисциплине «Этика образования и воспитания» можно сделать вывод о том, что в ней наличествуют ценности из каждой парадигмы (например, исполнительность, профессионализм, компетентность, решительность, независимость, плюрализм, толерантность, практичность, свобода обмена информацией и т. д.).

В-третьих, в самом содержании курса имеет место анализ ценностей современного образования в каждой из рассматриваемых тем в соответствии с обозначенными выше ценностными парадигмами и классификацией ценностей Н. Гартмана .

Тема 1. «Понятие этики. Краткая история основных этических учений» -данная тема в большей степени раскрывает традиционную парадигму ценностей. Здесь, благодаря знакомству с понятийным аппаратом курса, разнообразием моральных и этических теорий, наиболее сильный акцент приходится на такие традиционные ценности, как самопожертвование, любовь к ближним, патриотизм, честь. Помимо этого данная тема курса направлена на понимание и формирование таких основных и частных нравственных ценностей у обучающегося, которые будут нами раскрыты на основании учения о ценностях Н. Гартмана. Также необходимо отметить, что известный отечественный ученый В. Н. Назаров, исследуя ценностную проблематику Н. Гартмана, определяет их как ценности добродетелей, поэтому мы будем использовать и его терминологию в данной научной статье. В рамках данной темы курса акцент делается на раскрытие и формирование таких ценностей, как:

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Благо, в первую очередь через понимание добра и зла как базовых этических категорий, то, как они раскрываются в различных этических учениях; через определения морального идеала, долга, должного, что является самим благом исходя из его отношения к добру и злу, через знакомство с ценностными классификациями, для понимания блага как критерия высоты ценности;

Частные нравственные ценности, которые относятся ко второй и третьей группам, такие как любовь к ближнему и любовь к дальнему (в рамках изучения различных этических учений на лекционном и семинарском занятиях);

Частные нравственные ценности второй группы по Н. Гартману, такие как правдивость и искренность; скромность, смирение, дистанция; совесть и сознание вины, и ценности добродетелей третьей группы, такие как ответственность и вменение (ответственность, свобода и долг), - в первую очередь через знакомство с категориальным аппаратом курса, через изучение различных этических учений на лекционном и семинарском занятиях, через осмысление проблемы этического обучения.

Тема 2. «Прикладная этика. Моральные дилеммы современного общества. Признаки проблем современной прикладной этики» Через знакомство с видами прикладной этики (биомедицинская, предпринимательская, экологическая, политическая) и ее основными проблемами (смертная казнь, эвтаназия, продажа оружия, клонирование) здест ставится акцент на такие нравственные цш-ности, как благо, чистота (незатронутость злом, отсутствие морального опыта зла, характерные черты этоса нравственности и форм проявления чистоты, в особенности чистоты воли, мотива и действия), полнота (а именно понимание этоса нравственной полноты посредством знакомства обучающихся с пр-блемами прикладной этики и конфликтами при их решении).Среди ценностей добродетелей особое внимание уделяется ценностям первой группы, а именно ценностям справедливости (заострение внимания на таких характерных чертах данной ценности, как справедливость личности, соотношение справедливости и милосердия, легальности и моральности, законности и солидарности при решении таких проблем, как смертная казнь, эвтаназия, продажа оружия и т.д.), самообладания (этос самообладания) Среди ценностей второй группы - любви к ближнему, правдивости и искренности (ценностный конфликт правдивости и «лжи во спасение» на примере рассмотрения проблем биомедицинской этики -эвтаназии, клонирования, смертной казни). Из ценностей добродетелей третьей группы акцент делается на такие, как любовь к дальнему (через соотношение любви к ближнему и любви к дальнему, любви к дальнему и справедливости на примере проблем прикладной этики), ответственность и вменение (на примере решения проблем основных проблем прикладной этики). Знание моральных дилемм современного общества способствует заострен ию внимания обучающихся и формированию таких ценностей модернизационной пар а-дигмы, как профессионализм, компетентность, активная жизненная позиция. Данный ряд ценностей наиболее востребован в профессиональной

Философские науки

среде, отражает требования государства и общества к мировоззрению современной активной молодежи.

Тема 3. «Предмет этики образования. Понятие и структура образования. Соотношение образования и воспитания». Здесь раскрывается содержание современной этики образования, ее проблем и дилемм на основе таких ценностей, как благо, чистота, любовь к ближнему, ответственность и вменение. Через раскрытие понятия образования акцентируется внимание на таких цн-ностях, как чистота (слова, воли, мысли, мотива, действия); мудрость (ценность познания); справедливость (справедливая оценка), самообладание (мера при вынесении суждений). Понятие воспитания раскрывается через такие цн-ности, как мудрость (роль учителя-мудреца); самообладание (формирование характера через дисциплину и послушание); ответственность и вменение (долг учителя по отношению к ученику); доверие и вера (ученика к учителю). Тема соотношения образования и воспитания раскрывается через ценность полноты (знание невозможно без воспитания, а воспитание- без знания).

Тема 4. «Дилемма этического образования». В рамках изучения данной темы студенты знакомятся с проблемой возможности обучения добродетели, а также с представленными в истории философской мысли двумя противоположными подходами к ее решению. С одной стороны, неправильное поведение объясняется незнанием человека: приобретая знание о добродетели, человек одновременно обучается ей. Здесь проявляется ценность дарящая добродетель (учитель предстает как даритель знаний). С другой стороны, исходя из христианской концепции греховности своей природы, человек неправильно себя ведет не по незнанию, а из-за слабости собственной воли, которая обусловлена чем-то извне. Для данного подхода атуальны ценности самообладания (необходимость послушания, дисциплины, работы над своим характером). Студентам также представляется способ разрешения данной дилеммы через понимание того, что само по себе приобретенное знание еще не гарантирует правильного поведения. Только то знание соответствует добродетели, которое возникает в самом человеке, а роль учителя состоит в том, чтобы подвести ученика к истине с помощью наводящих вопросов или конкретных жизненных ситуаций. И здесь на передний план выступает ценность мудрости, которая раскрывается, например, в прозорливости учителя, задающего наводящие вопросы, либо в знании и познавательной способности ученика, занимающегося поиском истины внутри самого себя.

Тема 5. «Нравственный смысл и моральные уровни обучения». В рамках изучения данной темы внимание обучающихся заостряется на таких ценностях добродетелей, как самообладание; скромность, смирение, дистанция; совесть и сознание вины; ответственность и вменение, которые раскрываются при освоении иерархии уровней обучения по Ж. Пиаже, ступеней образования по Л. Кольбергу. Согласно идеям нравственного смысла образования и стремления человека к высшей ступени морального обучения акцент дела-

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

ется, на ценности, характерные для той или иной ценностной парадигмы. На доконвенциональном уровне на 1-й ступени (наказание и повиновение) главными становятся такие ценности традиционной парадигмы, как уважение к старшим, исполнительность. На 2-й ступени (следование индивидуальным инструментальным целям и целям обмена с другими представителями общества с учетом признания их интересов) раскрываются ценности постсоветской парадигмы - автономность субъекта, самоопределение, стремление к компромиссу. На конвенциональном уровне на 3-й ступени (взаимные межличностные ожидания, связи и согласие) осмысливаются ценности постсоветской парадигмы - стремление к компромиссу, практичность, ценность модерниза-ционной парадигмы - порядочность. На 4-й ступени, где главным является сознательное поддержание социальной системы, продолжается анализ таких ценностей традиционной парадигмы, как исполнительность и взаимопомощь, а также ценность модернизационной парадигмы - активная жизненная позиция. На постконвенциональном (принципиальном) уровне на 5-й ступени, где в приоритете первоочередные права, общественный договор или польза для общества, раскрываются ценности толерантность, стремление к компромиссу постсоветской парадигмы. На 6-й ступени универсальных этических принципов рассматриваются ценности активной жизненной позиции (модернизацион-ная парадигма) и автономности субъекта (постсоветская парадигма).

Тема 6. «Медиапедагогика и современные реалии медийного образования». Теория медиапедагогики основана на двух предпосылках: 1) медийные средства воздействуют на наше поведение в целом, формируют наше восприятие действительности; 2) медийные средства носят дидактический характер, являясь средствами для передачи необходимой в процессе обучения информации. Поэтому при раскрытии данной темы курса «Этика образования и воспитания» происходит изменение ценностных акцентов. Акцент делается на такие ценности постсоветской парадигмы, как свобода обмена информацией, мультикультурализм, плюрализм, раскрывается ценность активной жизненной позиции модернизационной парадигмы.

Тема 7. «Конфликты ценностей в сфере современного образования». Студенты знакомятся с основными дилеммами медиапедагогики, а именно с дилеммой насилия и дилеммой интерактивности. Значение первой состоит в допустимости или недопустимости сцен насилия, представляемых медийными средствами, и раскрывается через столкновение таких ценностей, как: 1) любовь к ближнему (которая изначально против всякого насилия); 2) любовь к дальнему, совесть и сознание вины (развитие сопереживания), самообладание. Значение второй дилеммы состоит в пользе или вреде интерактивности в образовании и раскрывается через столкновение таких ценностей, как: 1) мудрость, самообладание (осознание своих действий при вовлечении в различные игровые ситуации в процессе образования); 2) доверие и вера (отношение обучающегося к тем условиям и информации, которые он получает

Философские науки

через медийные средства). В целом, на основе анализа дилемм медиапедагогики акцентируется внимание на таких ценностях добродетелей, как справедливость, самообладание, любовь к ближнему, любовь к дальнему, ответственность и вменение.

Тема 8. «Понятие добродетели в сфере медиапедагогики. Принципы медиапедагогики». Посредством знакомства с добродетелями современной медиапедагогики (антиизоляционизм, передача знаний, сохранение выбора, рефлексия формального и содержательного устройства медийного средства, медийная трансформация, медийная интеграция) и с их этическим содержанием акцентируется внимание на ценностях добродетелей любовь к ближнему, любовь к дальнему, ответственность и вменение. Акцент производится на такие ценности постсоветской парадигмы, как толерантность, мульти-культурализм, стремление к компромиссу, свобода обмена информацией.

Как справедливо замечает современный отечественный ученый Р. Г. Апресян, «помимо профессиональной подготовки высшее образование должно систематически и разносторонне пропагандировать фундаментальные нравственные ценности, прояснять их смысл и их действенность в профессиональной деятельности» . Потому цель данного курса - формирование у завтрашних педагогов знаний специфики и основных категорий этики, методов этико-прикладного исследования в области образования и воспитания, что будет способствовать выработке у студентов понимания этико-образовательных и этико-воспитательных проблем, умений и навыков их анализа в различных педагогических контекстах, навыков работы с текстами первоисточников, моделирования этических (профессиональных) кодексов, проведения самостоятельных исследований этических проблем в сфере образования и воспитания, написания эссе. Средствами обучения выступают словесные, визуальные, средства автоматизации процесса производства и т. д.

На основании сказанного можно сделать ряд выводов. Во-первых, освоение дисциплины «Этика образования и воспитания» формирует представл:ния о различных нравственных ценностях и ценностных парадигмах, существуо-щих в современном образовании. Во-вторых, программа дисциплины наглядно демонстрирует, каким образом общечеловеческие нравственные ценности м> гут применяться в практической деятельности педагога. В-третьих, программа курса, наряду с изучением проблем этики образования и воспитания, позволяет обучающимся познакомиться с другими разделами прикладной этики, что способствует их разностороннему профессиональному развитию. В-четвертых, знакомство студентов с дилеммами медиапедагогики стимулирует научный интерес и поиск новых, приемлемых с нравственной точки зрения способов применения медийных средств для организации учебного процесса. В-пятых, этика образования и воспитания как раздел прикладной этики стремится к внедрению нравственных ценностей, как в образовательный процесс, так и в профессиональную образовательную среду, что делает необходимым

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

включение данного курса в учебные планы всех педагогических специальностей. Также «Этика...» рекомендуется для включения в учебные планы и стандарты для непедагогических направлений подготовки для повышения профессионального уровня обучающихся. Наконец, несмотря на многообразие представленных ценностных рядов, необходимо учитывать, что преподавание курса «Этика образования и воспитания» должно базироваться на наиболее значимых ценностях, которые раскрывают специфику данного курса. К ним можно отнести, например, такие ценности, как благо, чистота, любовь к ближнему, мудрость, самообладание, любовь к дальнему, справедливость, ответственность и вменение, активная жизненная позиция.

Литература

ресурс] / Р. Г. Апресян // Ин-т философии РАН: [сайт]. - URL:

http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/seminar/Apressyan_15_12_2010.html (дата обращения: 25.09.2015). - / R. G. Apresjan // In-t filosofii RAN: . - URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/seminar/Apressyan_15_12_2010.html (data obra-shhenija: 25.09.2015) (In Russ.)].

2. Апресян, Р. Г. Этика в высшем образовании [Электронный ресурс] / Р. Г. Апресян // Ин-т философии РАН: [сайт]. - URL: http://iph.ras.ru/ uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Ethics_in_ed.html (дата обращения: 25.09.2015). - / R. G. Apresjan // In-t filosofii RAN: . - URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/ Ethics_in_ed.html (data obrashhenija: 25.09.2015) (In Russ.)].

3. Белозерцев, E. П. Образование: Историко-культурный феномен / E. П. Белозерцев. - СПб.: Юридический центр - Пресс, 2004. - .

4. Варава, В. В. Этика и образование. Проблемы и перспективы воспитания в высшей школе / В. В. Варава // Вестн. ВГУ. Сер. Проблемы высшего образования. - 2008. - № 1. - С. 47-53. - .

5. Гартман, Н. Этика / Н. Гартман. - СПб.: Владимир Даль, 2002. -.

6. Назаров, В. Н. Прикладная этика: Учеб. / В. Н. Назаров. - М.: Гардари-ки, 2005. .

7. Назаров, В. Н. Этическое образование в России: История и современность: Моногр. / В. Н. Назаров, E. Д. Мелешко. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2004. - .

8. Назаров, В. Н. Этика образования как дисциплина прикладной этики: Ценностные конфликты и дилеммы в образовании / В. Н. Назаров // Педаго-гическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист: Сб. с научни стати. - Втора книга. - Том първи. - Габрово: Изд-во «ЕКС-ПРЕС», 2011. - С. 91-95. [(In Russ.). (In Bulg].

9. Сычев, А. А. Нравственные ценности в образовании / А. А. Сычев // Интеграция образования. - № 3 (72). - 2013. - С. 125-126. .

Этика в образовании или этика без образования. 3

Нравственные ценности в образовании. 4

Нормативные аспекты нравственного образования. 6

Этические традиции филосовского осмысления проблем образования 8

Проблемы духовности в современной структуру русского образования……... 11

Этническая картина мира. 14

Экологическая этика в высшем образовании. 19

Список литературы 22


Этика в образовании или образование без этики

Сегодня уже не для кого не секрет, что с начала 1990-х гг., а в конечном итоге более двадцати лет, в нашей стране проводится реформа образования. Такое количество лет, безусловно, не только свидетельствует о сложности процесса реформирования, но и заставляет размышлять над вопросом: почему реформа продолжается так долго, и не свидетельствует ли она о многих негативных явлениях в нашем социуме? В этой связи пророчески звучит высказывание члена-корреспондента РАН В. В. Миронова: «Реформа, которая длится слишком долго, неизбежно превращается в свою противоположность, то есть в своеобразную контрреформу». Само собой разумеется, начало всякой реформы ведет и к определенной нестабильности, к деформации системы ценностей, оказывает негативное влияние на духовный мир и культуру личности. На наш взгляд, перед современной системой образования, будь то школа, колледж, вуз, остро встала задача: понять, для кого, с какой целью мы обучаем и воспитываем будущих граждан своей страны? В условиях социалистической формации по крайней мере все относительно ясно. Был «моральный кодекс строителя коммунизма», стояла задача воспитать «всесторонне развитую личность, готовую отстаивать интересы коллектива, ставить общественные интересы выше личных. Однако все это осталось в прошлом. Вместе с критичным отношением к «гомо советикусу» потеряны и положительные качества системы образования. Во-первых, до сих пор весьма неясны цели и задачи вузовского образования. Не совсем верно в современных условиях определять его эффективность рублем, а социальный заказ количеством коммерческих студентов. Во-вторых, нельзя не сказать и о статусе гуманитарного образования, которое переживает далеко не самые лучшие времена. Действительно, наша страна испытывает большую потребность в специалистах технического профиля, осуществляя модернизационные процессы в сфере экономики, в построении гражданского общества. Однако этот процесс не должен сопровождаться столь масштабными и часто безосновательными сокращениями гуманитарных дисциплин и прежде всего этики, философии, истории, культурологии. Из учебных планов и расписаний занятий институтов и вузов исчезли курсы «Профессиональная этика юриста», «Философские основы предпринимательства, «Этика и культура управления», «Этика бизнеса» и др. Все это заставляет задуматься над проблемой внутреннего мира гражданина России, его нравственных ориентирах. Гуманитарное знание формирует не человека-машину, а человека думающего, размышляющего, с активной жизненной позицией. В этом отношении государство, по нашему мнению, должно стремиться не к контролю за его поведением, не к его всемерному порабощению, а к поддержанию традиционных нравственных ценностей идеалов добра и справедливости. В этой связи напрашивается вопрос: а нужен ли специалист без нравственных основ и кто их формирует? В многочисленных современных дискуссиях и публицистических выступлениях известных педагогов, профессоров, писателей часто приходится слышать до боли знакомые мотивы о западном влиянии, подрывающем основы социальных институтов, и прежде всего семьи. Вместе с тем с упорством, достойным лучшего применения, в России претворяется в жизнь Болонское соглашение. Очень хочется, перефразируя слова известного русского религиозного философа, педагога В. Зеньковского, напомнить: Запад не за рубежом, он в сердце человека. Открывая дискуссию об этических проблемах образования в России, затронутых выше, мы хотели бы еще раз привлечь внимание общественности к его целям, задачам, осмыслить их, понять. Неразумно в современном российском обществе духовную сферу оставлять только на попечение религиозных конфессий при всем к ним уважении и почтении. Механическое введение вероучительных основ наших традиционных религий в учебный цикл без учета гуманитарной составляющей едва ли решит поставленную проблему. Кстати, полагаем, что современной России антитеза верующий/ неверующий уже не столь актуальна. Важнее другое: сознает ли человек свою причастность к традиционным ценностям, имеет ли выбор нравственных ценностей, культурную и воспитательную основу, сделан он свободно или сделан извне.

Общая характеристика. Термин «этика» (от греч. «этос» - обычай, нрав, характер, привычка, обыкновение) впервые был употреблен Аристотелем для обозначения особой области исследования - практической философии, которая должна была ответить на вопросы, как мы обычно ведем себя и как должны; что в мире отношений людей друг с другом является объективно существующим, а что - должным. Во времена Аристотеля уже было хорошо известно, что природа не диктует всем одни и те же способы жизни, поскольку разные народы имеют различные установления и обычаи.

Аристотель поместил этику между учениями о душе и о государстве: базируясь на первом, она должна была давать основания для второго. Этика была призвана научить человека правильной жизни исходя из его собственной природы, какова бы она ни была. Много позже Кант выдвинул тезис, согласно которому этика должна искать свои основания в чистых постулатах разума, а не в том или ином природном источнике. Опираясь на основания, которые он считал строго разумными, Кант полагал, что человека можно рассматривать лишь как цель, никоим образом не как средство (на современный взгляд, это положение никак нельзя вывести чисто логически). Категорический императив Канта гласил: «Поступай только согласно той максиме, которую ты готов был бы сделать всеобщим законом».

В XX веке этику чаще всего исключают из дисциплин научно-философских, помещая ее в рамки личного морального сознания. В настоящее время проблема обоснования морали представляется многим философам и ученым (возможно, большинству) неразрешимой. Есть ли в морали какой-нибудь смысл? Как обычно поступает и как должен поступать человек? В давней философской традиции существуют три типа объяснений основы человеческих поступков: гедонизм - стремление к удовольствию, эвдемонизм - стремление не к удовольствию, а к счастью, что отнюдь не одно и то же, поскольку под этим обычно понималось стремление к высшему, достойнейшему, утилитаризм - стремление извлекать из поступков непосредственную пользу.


Контрольная работа по философии и истории образования

Московский Государственный Педагогический Университет

Факультет педагогики и психологии

Теме: «Общая характеристика этики образования – этические требования к учителю»

Контрольная работа студентки 4 курса 3 группы заочного отделения

Заруба Натальи Сергеевны

Краснодар, 2001

Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются практически все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга. При этом не принимается во внимание ни вероятностный характер результатов педагогического труда, ни параллельное влияние значительного количества педагогических факторов на эффективность обучения и воспитания, ни отдаленность проявления формируемых качеств личности.

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, всё знает и умеет. Именно ответственность за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Учительская работа относиться к очень сложным видам человеческой деятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей не понимают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его деятельности.

Очень многое проясняется, если поставить вопрос так – чем отличается учитель от других людей, не учителей? Только ли дипломом педагогического вуза?

Пригласим в класс инженера. Он начнет объяснять школьникам основы своей науки, сообразуясь со здравым смыслом. Скорее всего, он будет просто копировать своих учителей: объяснять, давать упражнения, вызывать к доске, ставить оценки и так далее. На первый взгляд создается видимость нормальной педагогической работы.

Но только на первый и только видимость. От настоящего учительского труда она отличается так же, как детская игра «в школу» от самой школы. Умение гораздо важнее знания предмета. Конечно, математике может обучить только знающий математику. Но, боже мой, сколько компетентных математиков оказалось никудышными учителями.

Попытайтесь профессионально ответить на вопрос: что делает учитель, какими словами выразить его главную педагогическую функцию?

Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле – управляемого педагогом выбора.

Ещё Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что в переводе обозначает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека.

Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей – от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

Сколько помнят себя люди, был среди них учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Теплыми лучами учительского сердца согрета наша многострадальная планета. Всё светлое в этой жизни от него – бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра, Братства, Мира.

Только со временем, а потому очень поздно, начинаем мы понимать, что омрачающая в детстве нашу радость «тирания» учителей была направлена нам во благо. Ясно видим – все наши успехи, равно как и неудачи, берут начало от колыбели, над которой стояли два самых близких человека – мать и учитель. Не многие должности на свете посоперничают с учительской во влиянии на судьбы людей, государств, всего человечества.

«Чти учителя, как бога», - приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Положение с тех пор несколько изменилось. Учитель стал доступнее, земнее, что ли. Но не изменилось его призвание – сеять разумное, доброе, вечное.

Уже в самые далекие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя, такое и общество. Те государства в истории развития человеческой цивилизации вырывались в перед, где были лучше школы и учителя. Любое умаление роли учителя почти всегда заканчивалось плачевно: государства хирели, нравы ухудшались. Скромный и не заметный учитель, но достаточно свести его с пьедестала, и тем самым подорвать у людей веру в истину, личным представителем которой он выступает, как тут же поднимает голову и начинает своё разрушительное воздействие невежество, отбрасывая достижения цивилизации назад, к пещерам. Крепись, учитель! Будь мужественным! Тебе не в первой вступать в схватку с мракобесием, косностью, отсталостью, рутиной. Ты всегда на переднем крае, верный рыцарь Метиды!

Возможно, эти слова покажутся вам несколько высокопарными. Мог бы автор сказать и помягче, поскромнее, что ли. Не согласна! Любые сравнения будут бледными и невыразительными, когда речь идет о людях, заслуги которых перед человечеством нельзя ни измерить, ни переоценить. Разве не благодаря учителям мы познали Вселенную и самих себя? Разве не Сократ был учителем всего человечества? Или, может быть, людовики, ганнибалы, наполеоны, македонские, ленины и сталины вырвали народ из векового невежества? Достаточно в этой связи вспомнить хотя бы свидетельство небезызвестного Бисмарка: "«немецкий народ воспитал немецкий народный учитель"» Наши бисмарки так не скажут.

Да, всё это было. Прошло старое, пришло новое не без участия учителей. Среди них были самые великие, самые выдающиеся ученые и мыслители. Достаточно сказать, что в рядах русских учителей мы находим имена выдающихся писателей Державина, Крылова, Гоголя, Толстого, Тургенева, Гончарова, Некрасова и многих других.

Из глубины веков идут требования к учителю. Люди всегда предъявляли к нему повышенный спрос, хотели видеть своего учителя без всех земных недостатков.

В уставе львовской братской школы 1586 г. было записано: «Дидискал или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не басносказитель, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий не в ситцевых добродетелях, да и будут ученицы, яко учитель их».

В самом начале XVII в. сформированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А.Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.

Учителя должны быть образцом: простоты – в пище и одежде, бодрости и трудолюбия – в деятельности, скромности и благонравия – в поведении, искусства разговора и молчания – в речах. А также подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни».

С профессией учителя совершенно не совместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься о них сам. Кто берется за наивысшее – воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего, «что ослабляет дух».

Похожие работы:

  • Этические вопросы психологии

    Реферат >> психология, педагогика

    ... требований как к разработке тестов, так и к их проведению и интерпретации полученных результатов. Общие этические ... . Человек, не имеющий базового психологического образования ... с учителями , является формирование определенной этики взаимоотношений...

  • Этика и эстетика

    Книга >> Этика

    ... ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ Основные этические учения в истории религий. Этические представления в философии. Развитие этики ... роли вождя и учителя народа оказывается... делом воспитания, образования , культуры. ... требованиям морали; во-вторых, общую абстрактную...

  • Этика и этикет

    Шпаргалка >> Этика

    Это качественная социума - ... права, исполнение требований М. санкционируется лишь... . В общем , в сфере... профессиональным учителям мудрости... систему образования . ... этическое поведение в его применении к индивиду) и этика (проявляющаяся в этических ...