Имидж доу как средство повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В обеспечении конкурентоспособности доу Принципы исследования конкурентоспособности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие конкурентоспособности товара. Содержание маркетинговой деятельности на предприятии по повышению конкурентоспособности продукции. Подходы и методики оценки уровня конкурентоспособности продукции. Направления повышения конкурентоспособности товара.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2010

    Понятие, факторы и стратегии конкурентоспособности. Основные маркетинговые методы оценки и повышения конкурентоспособности компании. Состояние конкуренции на рынке строительных услуг. Рекламная политика как инструмент повышения конкурентоспособности.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2015

    Взаимосвязь маркетинга и конкурентоспособности образовательного учреждения. Повышение конкурентоспособности ФГОУ СПО "Оренбургский государственный колледж" посредством совершенствования маркетинговой деятельности учреждения профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Методы оценки конкурентоспособности предприятия. Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей как способ повышения конкурентоспособности продукции. Анализ маркетинговой деятельности и эффективность предложений по повышению конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге. Параметры конкурентоспособности товара. Методология оценки конкурентоспособности товара. Разработка программы по конкурентоспособности товара. Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    дипломная работа , добавлен 23.05.2012

    Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в условиях рыночной экономики. Управление маркетингом как фактор повышения рентабельности. Исследование уровня конкурентоспособности услуг АО "Нурбанк" и разработка путей ее повышения.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2011

    Понятие конкурентоспособности товара. Исследование конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга. Вицы конкуренции и оценка состояния конкурентной среды.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2004

Дополнительное образование дошкольников является необходимым и актуальным направлением развития дошкольной организации в условиях рыночных отношений. Оно рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода в российском образовании.

Эффективное оказание платных образовательных услуг позволит дошкольной организации сформировать дополнительный бюджет, а полученные средства направить на развитие и улучшение методической и материально-технической базы дошкольной организации, привлечение компетентных сотрудников и повышение их квалификации.

Современные условия жизни, возросший уровень родительских притязаний и привлечение их в организации, выявили необходимость изучения потребности и спроса для определения конкурентоспособного спектра дополнительных образовательных услуг.

Современное дошкольное образование осуществляет переход от установки запоминания большого количества информации к освоению новых видов деятельности - творческих, исследовательских , в связи с чем ряд исследователей видят выход в освоении креативных технологий. Систему изменения показателей с целью анализа и минимизации рисков рассматривали В. А. Ясвин, Н. Н. Поддьякова, А. А. Майер. В измерении конкурентоспособности образовательных услуг нами рассматривалась система латентных переменных на основе модели Раша .

Однако противоречие между необходимостью измерить конкурентоспособность образовательных услуг, прогнозировать результат и минимизировать риски организации дополнительного образования, разработкой этой проблемы в педагогической науке и образовании с ростом самостоятельности дошкольных образовательных организаций (ДОО) и распространением дополнительных услуг только возрастает. Выявленные противоречия обозначим необходимостью постановки задачи нашего исследования: разработка методики измерения конкурентоспособности платных образовательных услуг в ДОО.

Выполняя анализ и оценку потенциала конкурентоспособности дополнительных образовательных услуг; разработку стратегии развития ДОО, с выделением приоритетных направлений деятельности; сокращением затрат и инвестиций на развитие неперспективных сегментов - дополнительных образовательных услуг. Методами исследования нами избраны: матрица Мак-Кинзи: анкетирование, опрос, анализ спектра дополнительных образовательных услуг.

Матрица Мак-Кинзи, используется при оценке привлекательности отдельных стратегических хозяйственных единиц на основе двух координат: ось Х характеризует силу позиции стратегической хозяйственной единицы в отрасли, ось Y - привлекательность отрасли .

В связи с переходом отрасли образования в полноправные субъекты рынка, образовательные услуги будут наращивать рыночные характеристики, в том числе конкурентоспособность. Поэтому дошкольные образовательные организации поставлены в условия необходимости поиска новых методов управления, которые помогут лучше приспособиться к условиям рынка. Необходимость и возможность использования бизнес-технологий в образовании получили обоснование в ряде исследований , в нашем исследовании мы используем матричную систему, зарекомендовавшую себя многофакторную модель анализа стратегических позиций, для измерения в образовании.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Золотая рыбка» № 8 г. Приморско-Ахтарска, рассматривали пять дополнительных образовательных услуг:

  1. «Волшебный карандаш» (далее сегмент 1).
  2. «Танцевальный кружок» (далее сегмент 2).
  3. Логопедические занятия (далее сегмент 3).
  4. «Умелые ручки» (далее сегмент 4).
  5. Театрализованная студия (далее сегмент 5).

Для изучения потребностей родителей, детей и социума мы определили критерии конкурентоспособности дополнительных образовательных услуг. Критерии конкурентоспособности включают в себя оценку силы услуги и бренда, ресурсных и инвестиционных возможностей организации, а также оценку уровня внутриотраслевой конкуренции. Нами использовались следующие критерии конкурентоспособности сегмента:

  1. Дополнительная образовательная услуга имеет уникальное преимущество.
  2. Сегмент удовлетворяет потребности и запросы родителей, детей и общества.
  3. Наличие в ДОО квалифицированных педагогов.
  4. Наличие необходимого методического, дидактического и наглядного оборудования.
  5. ДОО является гибкой и может быстро адаптироваться к изменениям запросов родителей.
  6. Уровень конкуренции в сегменте низкий. Каков уровень конкуренции в сегменте.
  7. Реакция со стороны конкурентов на деятельность ДОО.

После выделения всех критериев, определили каждому критерию уровень важности таким образом, чтобы сумма всех критериев была равна 100%. Наиболее важными факторами конкурентоспособности услуги являются её уникальность и способность удовлетворять потребности целевой аудитории максимально полно.

Далее оцениваем конкурентоспособность сегмента, оценка проводится путем присвоения каждому фактору балла от 1 до 10, где 1 - самый низкий балл, означающий, что данный фактор определяет низкую привлекательность рынка и конкурентоспособность организации в сегменте, а 10 - максимальный балл, означающий, что по данному фактору сегмент является очень привлекательным и конкурентоспособность организации в данном сегменте потенциально высокая.

После того, как каждому фактору присвоен балл, рассчитываем сводный балл фактора с учетом его веса или важности. Данная операция производится в отдельной строке путем умножения веса фактора на присвоенный балл.

Итоговая оценка равна: вес фактора, оценка выраженности фактора.

Данные оценки сегментов по критерию «конкурентоспособность» представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка сегментов по критерию «конкурентоспособность»

Критерии

конкурентоспособности

Вес фактора

Оценка выраженности фактора от 1 до 10

Сегмент 1

Сегмент 2

Сегмент 3

Сегмент 4

Сегмент 5

Дополнительная образовательная услуга имеет уникальное преимущество

Сегмент удовлетворяет потребности, запросы родителей, детей, общества.

Наличие в ДОО квалифицированных педагогов

Наличие необходимого методического, дидактического и наглядного оборудования

ДОО может быстро адаптироваться к изменениям запросов родителей

Уровень конкуренции в сегменте низкий

Медленная реакция со стороны конкурентов на деятельность ДОО

Итоговая оценка

Привлекательность сегмента для организации - второй ключевой параметр матрицы Мак Кинзи. Привлекательность сегмента влияет на целесообразность вложений в развитие сегмента на данном рынке, является индикатором для получения прибыли в сегменте. Критерии привлекательности рынка включают в себя оценку внутри рыночных факторов, оценку спроса и тенденции развития рынка. Нами использовались следующие критерии привлекательности сегмента:

  1. Объём востребованности сегмента - высокий
  2. Темпы роста сегмента - высоки.
  3. Количество организаций в сегменте - незначительно.
  4. Инвестиции в рекламу в сегменте - отсутствуют или находятся на низком уровне.
  5. Существуют возможности для расширения ассортимента в сегменте.
  6. Низкий уровень культуры использования продукта.
  7. Сила конкурирующих брендов - не велика.
  8. На рынке существуют неудовлетворённые и скрытые потребности.
  9. Прогнозируется долгосрочный рост сегмента.
  10. Риски влияния внешних факторов минимальны.

Методы аналитической деятельности: изучение спектра дополнительных образовательных услуг, предоставляемых другими образовательными организациями, анализ деятельности ДОО, проведение анкетирования, опроса родителей.

После перечисления всех критериев, поставили каждому критерию уровень важности таким образом, чтобы сумма важности всех критериев была равна 100%. Наиболее важными факторами привлекательности рынка являются наличие свободных рыночных ниш, неудовлетворенный спрос, и темпы роста сегмента.

Данные оценки сегментов по критерию «привлекательности» представлены в табл. 2.

Таблица 2

Оценка сегментов по критерию «привлекательность»

После того, как по критерию привлекательности сегмента и критерию конкурентоспособности ДОО в сегменте получены итоговые баллы, переходим непосредственно к построению матрицы Mckinsey/General Electric (GE).

Располагаем анализируемые сегменты и услуги в матрице согласно количеству набранных баллов.

В зависимости от того, какой итоговый балл получил сегмент по конкурентоспособности и привлекательности, зависит его положение в матрице:

Интерпретация полученных значений:

от 0-3 баллов: низкая.

от 4-7 баллов: средняя.

от 8-10 баллов: высокая.

Расположение анализируемых сегментов в матрице по количеству набранных баллов представлено на рисунке.

Привлекательность сегмента

Сегмент 3

Сегмент 1

Сегмент 2

Сегмент 5

Сегмент 4

Конкурентоспособность дополнительных образовательных услуг в сегменте

Расположение сегментов в матрице

От положения услуги или сегмента рынка в матрице зависит маркетинговая стратегия.

Чем выше конкурентоспособность услуги, и чем выше привлекательность рынка - тем выше потенциал достижения успехов в данном направлении

Чем слабее услуги организации относительно конкурентов, чем ниже привлекательность отрасли - тем ниже возможности для роста в данном направлении

Сегмент оценивается как перспективный для входа, если он имеет высокие оценки как минимум по одному из критериев: либо «высокий по привлекательности», либо «высокий по конкурентоспособности».

Сегменты, отмеченные серым цветом в матрице, могут быть рассмотрены как целевые в случае: существуют положительные прогнозы, что привлекательность или конкурентоспособность сегмента повысится в ближайшие года (на основе оценки потенциала рынка); или выход в данные сегменты обеспечит более легкое проникновение в будущем в наиболее привлекательные сегменты.

Сегменты, имеющие оценку «низкий» по одному из критериев, должны рассматриваться с особой осторожностью, так как обладают высокими рисками.

Таким образом, анализ дополнительных образовательных услуг с использованием матрицы Мак-Кинзи, показал, что Волшебный карандаш (сегмент 1), Танцевальный кружок (сегмент 2), Театрализованная студия (сегмент 5) отмечены серым цветом в матрице, то есть данные сегменты могут быть рассмотрены как целевые: существуют положительные прогнозы, в том, что привлекательность или конкурентоспособность сегмента повысится.

Логопедические занятия (сегмент 3) сегмент оценивается как перспективный для входа.

Умелые ручки (сегмент 4) имеет оценку «низкий» он рассматриваться с особой осторожностью, так как обладают высокими рисками.

Можно сделать вывод, что с помощью матрицы Мак-Кинзи можно определить сектор дополнительных образовательных услуг, разработать правильную стратегию развития, с наименьшими рисками вводить дополнительное образование. В нашем исследовании рассматривались риски конкурентоспособности услуг ДОО только с позиции экономической привлекательности. Услуги в отрасли образования подвержены рискам, связанным с формированием ценностей, развитием детей, становлением их мировоззрения . В связи с этим предложенную нами методику измерения нельзя считать завершённой, работа по её совершенствованию будет продолжена.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 246
Управленческий проект

на тему:

«Имидж современной образовательной организации как фактор её конкурентоспособности»
Выполнили:

заведующая МБДОУ ЦРР – д/с № 246

г. Ульяновска

Королева Любовь Николаевна

зам. зав. по УВР

Матвеева Елена Владимировна

Согласовано:

Анохина Ирина Анатольевна, кандидат биологических наук, главный специалист отдела стандартизации образования ОГБУ «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области, доцент кафедры педагогических технологий дошкольного и начального образования факультета дополнительного образования ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова

Ульяновск 2015

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… .3
I Глава. Теоретические основы создания имиджа образовательной организации……………………………………………………………………… 5
1.1. Исторический подход к проблематике имиджа образовательной организации……………………………………………………………………….5
1.2. Сущность, значение, виды и типы имиджа, структура, механизм формирования и способы построения имиджа образовательной организации………………………………………………………………………13
II Глава. Практические подходы к созданию имиджа современной образовательной организации………………………………………………. 29
2.1. Анализ деятельности МБДОУ ЦРР – д/с № 246 г. Ульяновска в аспекте современной имиджелогии……………………………………………29
2.2. Методические рекомендации по развитию и повышению имиджа МБДОУ ЦРР – д/с № 246 г. Ульяновска в современных условиях…………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 47

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….. 51

ВВЕДЕНИЕ

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией деятельности .

В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа .

Актуальность темы обусловлена тем, что успех любой организации зависит от множества факторов и одним из важных аспектов общего восприятия и оценки образовательной организации является впечатление , которое она производит, поэтому современные организации вплотную сталкиваются с необходимостью формирования и развития своего позитивного имиджа .

Целью исследования является изучение и распространение передового опыта МБДОУ ЦРР – д/с № 246 г. Ульяновска а аспекте имиджелогии.

Объект исследования – деятельность дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – формирование имиджа современной дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования – сформированный имидж МБДОУ ЦРР – д/с № 246 способствует повышению конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Определить сущность, значение, виды и типы имиджа, структуру, механизм формирования и способы построения имиджа образовательной организации.

3. Проанализировать влияние имиджа на конкурентоспособность образовательной организации.

4. Представить анализ деятельности МБДОУ ЦРР – д/с № 246 г. Ульяновска.

Для решения задач исследования использовались теоретические и эмпирические методы исследования: наблюдения, тесты, анкетирование, анализ результатов исследования.

Методологическая база исследования: И.А. Синяева, В.М. Шепель, Т.Н. Пискунова, М.С. Пискунов, А.В. Щербаков, Л.В. Даниленко.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе использовано 47 источников литературы.

I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

1.1.ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАТИКЕ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Понятие «имидж» происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, означающего «имитировать». Под имиджем понимают совокупность впечатлений от общения с организацией. Имидж есть у всех организаций и личностей. В то же время имидж может быть специально продуманной и выстроенной моделью, которая реализуется фирмой или личностью .

В переводе с английского, имидж – это образ, изображение. Понятие «имидж» с давних пор у нас постоянно на слуху .

Термин начал использоваться в коммерческой рекламе для различения однородных товаров в начале 1960-х годов в США, американским экономистом Болдуингом.

Что касается СССР, имидж стал появляться только в 70-х годах в журналах и реже в газетных публикациях, как категория отрицательная. Понятие об образе рассматривали в основном как манипулятивный прием буржуазной политики и средств массовой информации для идеологической обработки массового сознания людей.

В современности, понятие и вопрос формирования имиджа приобрели огромную значимость, ведь ту часть корпоративной организации, которую PR специалисты пытаются выставить напоказ, оказывает немалое воздействие на паблисити. Именно потребности общественности формируют имидж организации.

Академик, профессор А.Ю.Панасюк в своем энциклопедическом словаре пишет, что имидж фирмы - это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой фирмы, возникшего вследствие либо прямого контакта с этой фирмой, либо в результате информации, полученной об этой фирме от других людей; по сути, имидж фирмы - это то, как она выглядит в глазах людей, или - что одно и тоже, - каково о ней мнение людей .

М.В. Гундарин определяет имидж, как «поверхностный», легко достигаемый и также легко разрушаемый образ организации в глазах общественности .

И.А. Синяева определяет имидж организации следующим образом: «Корпоративный, или организационный имидж - это образ организации в представлении групп общественности. Коммерческий успех любого предприятия в течение длительного времени определяется устойчивым получением прибыли посредством реализации потребителям производимой продукции (услуг) и заключается в умении добиться того , чтобы покупатели в условиях конкуренции отдавали предпочтение именно данной продукции. В немалой степени стабильному коммерческому успеху предприятия способствует его позитивный имидж» . Недостатком данного определения является отсутствие дополнения о том, что имидж организации можно сформировать искусственно, либо он формируется стихийно.

Наиболее полное определение имиджу дает М. Медведев. Автор пишет, что в содержании данного понятия, необходимо видеть две грани:

Имидж как целенаправленно сформированный информационно-образный конструкт, целостно характеризующий субъекта маркетинговой коммуникации и адресованный аудитории с целью эмоционально-психологического воздействия на неё;

Имидж как субъективно воспринимаемый аудиторией образ, содержащий сущностные характеристики субъекта маркетинговой коммуникации (личности, организации) и выражаемый в оценках, суждениях, формах потребительского поведения.

Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д. Специалист в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель дает такое определение: «Имидж - индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания. А.Б. Зверинцев, специализирующийся на разработке коммуникативных технологий, под имиджем понимает относительно устойчивое представление о каком-либо объекте . Интересной представляется точка зрения В.М. Шепеля, выделяющего три группы качеств, определяющих индивидуальный имидж:

1. Природные качества: коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость. Эти качества В.М. Шепель обозначает общим понятием «умение нравиться людям».

2. Характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. Это нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий, таких как межличностное общение, упреждение и преодоление конфликтов.

3. Характеристики личности, определяемые ее жизненным и профессиональным опытом .

Непосредственно вопрос формирования имиджа образовательной организации был изучен специалистами двух научных областей: в психологии Пискуновой Т.Н., в экономике Измайловой Е.А. .

Пискунова Т.Н. рассматривает имидж общеобразовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения» .

Имидж, по ее мнению, складывается из семи представлений:

1. Об образе руководителя : персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы), представление о неосновной деятельности, семье, прошлом, окружении.

2. О качестве образования : показатель знаний, умений, навыков, соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, технические средства обучения, форма обучения (развивающая).

3. контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность школы, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы (системный, штурмовщина), корпоративная культура.

4. О внешней атрибутике.

5. Об образе персонала : квалификация, личные качества, психологиче­ский климат, половозрастной состав, внешний облик.

6. О цене на образовательные услуги : платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения.

7. Об уровне психологического комфорта : представление об уровне комфортности школьной среды - компоненты: уважение учитель-ученик; бесконфликтное, духовно обогащающее общение подростков.

Главными субъектами формирования имиджа являются руководитель, педагоги и сотрудники школы, а также в силу обратной связи - различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении образовательных услуг. К этим группам относятся учащиеся и их родители; работники образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги параллельно со школой; работники предприятия, организации, учреждений, принимающих выпускников школ; работники органов управления образованием и муниципальных органов власти; местные жители .

М.С. Пискунов в своей работе «Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования» дает следующее определение имиджа школы: «это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» .

По данным исследований Пискунова М.С., ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:

Для учащихся начальной школы и их родителей - образ классного руководителя;

Для старшеклассников - образ учителя-предметника и образ директора;

Для родителей с высшим образованием - представление о качестве образования и стиле работы школы;

Для родителей детей с ослабленным здоровьем - комфортность школьной среды .

Кандидат психологических наук Даниленко Л.В. определяет имидж образовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» .

К числу основных составляющих имиджа, как считает Даниленко Л.В., можно отнести: «общую известность и репутацию образовательного учреждения, скорость реагирования на изменения запросов потребителей, инновационный потенциал и его реализацию, престиж образовательных программ, рекламную политику образовательного учреждения, уровень развития и характер зарубежных связей, финансовую обеспеченность (устойчивость), конкурентный статус. Каждая из составляющих имеет свои критерии и показатели. Так, по последнему пункту перечня - место образовательного учреждения в системе рейтингов (по одному и более показателям), широко применяющейся теперь и в сфере образования, может служить показателем его конкурентоспособности .

Лазаренко И.Р. считает, что имидж образовательного учреждения представляет собой не «набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик» .

Щербаков А.В. рассматривает два подхода формирования имиджа образовательного учреждения: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей.

Формирование имиджа от запросов потребителей может включать следующие этапы деятельности школы:

1. Проведение маркетингового исследования с целью определения приоритетных направлений учебной и воспитательной деятельности, предпочтительной для родителей и учащихся.

2. Оценка ресурсов образовательного учреждения.

3. Формирование программы развития (или перспективного плана с критериальными показателями).

4. Осуществление плана деятельности.

5. Промежуточный контроль и регулирование деятельности.

6. Оценка результатов деятельности .

Понятие имидж уже более пятидесяти лет находится в процессе постоянного переформулирования, уточнения и дополнения. Практически все исследователи в работах посвященных проблемам имиджа встают перед проблемой раскрытия сущности этого загадочного понятия и его определения. В настоящее время в отечественной научной, справочной литературе и в повседневной практике термин имидж интерпретируется довольно широко и подчас противоречиво.

Толковый словарь для специалистов средств массовой информации трактует понятие имидж, как «Образец, представление о человеке, создаваемые у окружающих самим человеком или другими заинтересованными лицами; стиль поведения человека» .

Новейший словарь иностранных слов и выражений толкует в первом значении имидж , как совокупность представлений окружающих о данном человеке, его видимый со стороны психологический портрет, сопряженный с внешностью и манерами. Во втором значении - как целенаправленно формируемый образ лица, явления или предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.

Педагогический словарь трактует понятие имидж как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа субъекта в сознании социального окружения, в массовом сознании или формальная система ролей, которые субъект играет в своей жизни и деятельности, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п.».

Чтобы обобщить представления об имидже можно добавить следующее:

В имидже одновременно существуют психическое, социальные и деятельностные детерминанты;

Имидж формируется на основе доступной восприятию информации, отражает некую пропорцию, соотношение позитивной, нейтральной и негативной информации об объекте;

Имидж не предполагает исключительно адекватное отражение существующий в действительности качеств, достоинств и недостатков;

Имидж - это эффективное средство подачи информации от субъекта к группе/ аудитории через систему знаков;

Имидж содержит как прагматические, так и эстетические элементы;

Имидж стимулирует соответствующие эмоциональные и поведенческие реакции группы/ аудитории и самого субъекта;

Имидж создаётся с ориентацией на достижение цели в конкретной группе .

В педагогическом аспекте имидж представляется внешним выражением (форма) существующих в реальности характеристик, качеств и свойств (содержание), который призван, обеспечить гармоничное взаимодействие носителя имиджа с социальной и\или профессиональной средой. Ключевыми в определении понятия имидж являются слова публичный портрет .

Таким образом, большое количество научных и научно-публицистических работ еще не говорит о том, что тема изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательных организаций находится на начальном этапе изучения.

1.2.СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И ТИПЫ ИМИДЖА, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Сущность имиджа организации и его значение.

Управление корпоративной маркой как направление теории и практики появилось в США более полувека назад. Сегодня его часто называют «управлением корпоративной идентичностью». К настоящему времени в этой сфере уже сложился понятийный аппарат. Знание терминов позволяет ориентироваться в решении методических и практических задач управления имиджем организаций. Приведем основные понятия .

Видение – представление об окружающей действительности – настоящей или будущей. Формирование видения – одна из главных обязанностей руководителя организации.

Корпоративная миссия – общественно-значимый статус, социально значимая роль организации. Миссию можно рассматривать как стратегический инструмент или основную деятельность организации. Миссия позволяет сотрудникам и руководителям взглянуть на деятельность организации «с высоты птичьего полета», что необходимо для обеспечения ее долгосрочной конкурентоспособности.

Корпоративная индивидуальность – ценности, суждения и нормы поведения, разделяемые в организации и определяющие сущность индивидуальной корпоративной культуры. Корпоративная индивидуальность – это то, что организация есть на самом деле, аналог личности, индивидуальности человека.

Корпоративная идентичность – это то, что организация сообщает о себе, о своей индивидуальности. Все, что организация говорит, делает и создает, формирует ее идентичность.

Корпоративный имидж – это восприятие организации группами общественности. Корпоративный имидж может быть позитивным, негативным, нечетким. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке.

Особое значение имидж имеет для крупных и хорошо известных организаций. Поэтому крупные организации постоянно работают с общественным мнением. Имидж может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Кроме того, существует внутренний имидж организации – как представление работников о своей организации. Можно сказать, организация имеет несколько имиджей: для каждой группы общественности – свой. Синтез представлений об организации различных групп общественности создает более общее и емкое представление об организации .

Позитивный имидж повышает привлекательность организации для потенциальных работников. Особенно большое значение имеет создание и поддержание позитивного имиджа на рынке труда для тех организаций, финансовые возможности которых ограничены, вследствие чего они не могут предлагать потенциальным работникам более высокое финансовое вознаграждение по сравнению с конкурентами. Негативный имидж организации на рынке труда приводит к тому, что она попадает в «черный список» у потенциальных работников, что серьезно осложняет проблему комплектования персонала.

На формирование имиджа организации на рынке труда влияют как объективные (социально-психологические), так и субъективные (индивидуально-психологические) факторы. К социально-психологическим факторам относится степень известности организации. Они являются отражением общественного мнения. Индивидуально-психологические факторы в значительной мере определяются индивидуальными особенностями личности и представляют собой субъективный образ организации в сознании человека. К субъективным факторам, воздействующим на формирование имиджа организации, следует отнести характеристики самих потенциальных работников, такие как пол, возраст, образование, профессиональная принадлежность, индивидуально-психологические черты личности, состояние здоровья и др. .


Виды имиджа.

В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу:

– функциональный;

– контекстный;

– сопоставительный.

При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:

– зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно же мы оцениваем свой имидж довольно высоко, мало учитывая взгляд на него со стороны);

– текущий (видимый со стороны, но необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют представления о нашем имидже в неменьшей мере, чем наши поступки);

– желаемый (то, к чему мы стремимся);

– корпоративный (имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений: репутация организации и т. д.);

– множественный (имидж независимых структур в единой корпорации. К привлекательному хорошему единому имиджу стремятся, например, школы вводят свою форму);

– отрицательный (имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом).

При контекстуальном подходе имидж классифицируется по видам деятельности – имидж политика, имидж бизнесмена, имидж педагога, имидж госслужащего, имидж поп-звезды и т. п.

При сопоставительном подходе сравнивают качества, например, двух лидеров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т. д. .

Следует обратить внимание на классификации видов имиджа, разработанных рядом исследователей. Так, А. Н. Жмыриков выделяет «идеальный», «первичный» и «вторичный» имиджи.

Идеальный имидж – это суммарное представление людей о лидере, но идеальный имидж обычно недостижим.

Первичный имидж – это представление о конкретном человеке, сложившееся в сознании многих людей после первичного знакомства с ним. Первичный имидж во многом соответствует идеальному имиджу, но не совпадает с ним.

Вторичный имидж формируется только в процессе конкурентной борьбы. Это компромисс между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого более всего противоречит идеальному.

При формировании конкурентоспособного вторичного имиджа можно руководствоваться одной из двух стратегий. В том случае, если «презентация» первичного имиджа прошла успешно, используется стратегия «защиты окон доступа»: на первичный имидж наслаиваются черты, защищающие слабые (с точки зрения соперника) элементы первичного имиджа. Если же «презентация» первичного имиджа прошла неудачно, используется стратегия «размывания имиджа конкурента». В этом случае компрометируются или хотя бы ставятся под сомнение определенные элементы имиджа конкурента, а вторичный имидж формируется путем наложения черт, альтернативных «слабым» качествам имиджа соперника.

Ядро имиджа должно соответствовать ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют:

– внешняя (поведенческая) направленность личности;

– внутренняя ориентация личности;

– иерархия временных «Я» личности.

Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты предметной деятельности; направленность на общение; направленность на завоевание авторитета.

Внутренняя ориентация личности – это ориентация на доминирующие способности, реализуя которые конкретный человек достигает поставленных целей. Одни достигают их благодаря интеллектуальным, другие – эмоциональным, третьи – волевым качествам.

Иерархия временных «Я» личности – это комплекс: «Прошлое Я», «Реальное Я», «Будущее Я». В зависимости от доминирования того или иного «Я» в сознании лидера, его стремления будут направлены в будущее или в прошлое . У лидера не может доминировать «Реальное Я», так как это обречет его на пассивность.

А. Н. Жмыриков исходит из того, что имидж – это многофакторный феномен, поскольку, с одной стороны, и воздействие на человека многообразно, а с другой – человек оперирует многослойными структурами, каждая из которых занимает в его восприятии свое место. Человека можно представить как сумму его социальных характеристик: место рождения; принадлежность к определенному классу; образование; достаток, а также прошлое, семья, хобби и пр. Все это, так сказать, информационные ячейки. И главное правило для имиджмейкера: обязательно заполнять эти информационные ячейки, иначе они будут заполнены массовым сознанием. Вот почему имидж формируется в соответствии с требованиями массовой коммуникации и в соответствии с тем, что окружающие считают важным, например, авторитет, профессионализм .

Ряд исследователей выделяют индивидуальный имидж и профессиональный. Первый определяется тем, насколько он соответствует внутреннему миру индивида .

Таким образом, существует ни одна классификация видов имиджа, это обусловлено, прежде всего, различиями научных позиций, на которых стоят ученые в исследовании феномена имиджа, а также различными подходами к классификациям.


Имидж ДОУ, как средство повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не
оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…
Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е.И.Тихеева
У каждого дошкольного учреждения своё лицо. Немаловажно, какой детский сад выберут родители для своего ребёнка, и совсем небезразлично быть более привлекательным учреждением для потенциальных работников. На сегодняшний день, важно помнить, что образовательным учреждениям предъявляются все новые требования и немаловажную роль играет репутация, имидж дошкольного учреждения. Для создания положительного имиджа важно всё от порога дошкольного учреждения до отношения руководителя и воспитателей к родителям и их детям. Что же такое имидж детского сада?

Имидж – явление не новое, но актуальное и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник понимает и разделяет ответственность за свою работу отдельных составляющих имиджа, находящихся в его компетенции. Имидж ДОУ - эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социума. Еще лет пять назад сочетание слов “имидж детского сада” звучало по меньшей мере необычно. А сейчас все больше руководителей дошкольных образовательных учреждений задумываются над целенаправленной работой в этом направлении. Тема является актуальной на сегодняшний день для многих учреждений. С каждым годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями не только нашего района, но и микрорайона, расположенными, как правило, на незначительном по удаленности расстоянии друг от друга. В настоящее время многие детские сады вынуждены задуматься о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появилась возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентноспособности.
Конкретно для нашего учреждения, имидж, репутация - очень важны. Работая в инновационном режиме, наш детский сад постепенно сформировал свой фирменный стиль дошкольного учреждения. Каждый работник рассматривается как «лицо» учреждения, по которому судят о ДОУ в целом. Каждый член коллектива имеет свой профессиональный имидж, и в то же время всех – и руководителей, и педагогов, и младший обслуживающий персонал – объединяет общий имидж: внешний вид, культура общения, интеллект, приветливая улыбка, привлекательность манер поведения, гордость за своё учреждение и воспитанников. Именно от имиджа работника (в частности, профессионализма руководителя ДОУ, личного авторитета, его стиля руководства, обаяния) во многом зависит желание сотрудничать с ним или учреждением.
Я считаю, что главным субъектом формирования имиджа являются именно руководитель и сформированный им педагогический коллектив, а также в силу обратной связи - различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении воспитательных услуг. К этим группам относятся дети и их родители; работники конкурентных учреждений, работники органов управления образованием и муниципальных органов власти, местные жители. Основная причина, почему следует уделять большое внимание имиджу руководителя, состоит в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как сотрудники, так и его клиенты. Следовательно, очень много в восприятии окружающими организации зависит от руководителя.
Так как же мы понимаем имидж заведующего ДОУ? В словаре Даля слово «заведовать» расписывается следующим образом. «Заведовать (чем), знать (что), то есть управлять, держать в ведомстве своем, сродни слову водить – указывать путь, или предводительствовать будучи начальником. Управлять – править, давая ход, направление, распорядиться, быть хозяином, распорядителем чего». Заведующий определяется в понятии людей как «лицо» ДОУ.
Современный руководитель ДОУ должен обладать высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства. (Высокая репутация руководителя требует индивидуального стиля руководства.) Руководитель должен находить общий язык с молодыми и пожилыми, детьми и родителям, работниками разных профессий, людьми разного образования, семейного положения, квалификации, говорить просто, правильно, доступно, уметь не только говорить, но и слушать. Важная составляющая имиджа руководителя - самопрезентация. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манеры поведения. Особое внимание уделяется улыбке, которая передает массу положительных эмоций. Главное, чтобы имидж руководителя был привлекательным для самых широких слоев населения.
Основная причина, почему следует уделять большое внимание имиджу руководителя, состоит в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как сотрудники, так и его клиенты. Следовательно, очень много в восприятии окружающими организации зависит от руководителя.
Все перечисленные компоненты имиджа руководителя подходят и к педагогу. К его личности всегда предъявлялись высокие требования, так как именно он создает культуру последующих поколений, воспитывает детей и родителей, воспитывает и учит своим поведением, отношением к людям, внешним видом.
Дети – словно нежные бутоны. Им нужен садовник с добрым лицом. Только нравственно возвышенный и в совершенстве владеющий искусством «настройки душ». Как показывают исследования учёного-медика В.Ф.Базарного, болезни ребёнка во многом обусловлены агрессивностью поведения педагогов. Имидж педагога должен создавать иллюзию мажора, скрывая при этом немощность и др. Этому полезно учиться. Неважное здоровье, плохое настроение, свой внутренний дискомфорт надо уметь скрывать от внешнего взгляда, быть всегда в «форме».
Следует помнить совет Л.Н.Толстого: стараться не раздражаться, достигать собственного умиротворения, ибо в спокойном состоянии дело улаживается само собой. Влюблённость в детей – главное условие педагогической деятельности. Влюблённый в детей и увлечённой своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адаптивны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен. Он для ребёнка как духовный пастырь, надёжный старший друг, доверительный собеседник. Его образ надолго, а нередко и навсегда остаётся в их памяти, как вечный пример для подражания. В содружестве с таким педагогом нуждается каждая семья. Они призваны быть консультантами родителей, совместно сними вести историю индивидуального становления каждого ребёнка.
«Много тысяч лет тому назад увидел БОГ, что множатся пороки людей и решил им помочь. Создал он Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?». Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий воду – от Бога. И только четвёртый, Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду познания и дай им учителя». Послал Бог на землю учителей Моисея, Иисуса Христа, Будду, Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных на земле рождаются ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это – учителя!». Воспитатель – первый, после мамы, учитель, который встречается детям на жизненном пути. И от того, насколько он способен отдавать своё сердце детям, зависит радостное проживание детства ребёнком, вся его дальнейшая жизнь. В большинстве своём педагоги - люди особенные: бессеребренники, не жаждущие от судьбы ни почестей, ни наград. А как же желание быть значимым, уважаемым, востребованным? А для этого им необходимо быть в центре событий, знать и понимать многое, оставаться неуспокоенным, неравнодушным, стремиться к самосовершенствованию. Воспитатель – это «бегатель», «прыгатель», «вечный двигатель», потому что дети хотят быть здоровыми. Воспитатель – это певец, музыкант, фокусник, потому что дети любят слушать и разыгрывать сказки, колыбельные песни перед сном. Воспитатель – это экскурсовод, исследователь, экспериментатор, энциклопедист, потому что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют и любят задавать вопросы. Воспитатель – это архитектор, конструктор, художник, скульптор, потому что дети всегда готовы созидать.
Как у руководителя, у педагога, так и у каждого детского сада есть свое «лицо». Индивидуальность нашего детского сада проявляется:
В сложившемся стабильном, творческом педагогическом коллективе единомышленников. Большая часть педагогов учреждения работает именно в нашем детском саду более 10 лет, 50% педагогов имеют высшею квалификационную категорию.
В создании комфортных условий, оригинальной развивающей среде детского сада. Наш детский сад - это «Сад цветов»: каждая возрастная группа названа своим цветком. Это: «Ландыш», «Незабудка», «Роза», «Мак», «Ромашка», «Астра», «Гвоздика», «Нарцисс», «Тюльпан», «Пион» «Василёк»». В каждой возрастной группе выработан свой стиль оформления интерьера, где учитываются основные характеристики для создания развивающей предметно – пространственной среды:
- комфортность и безопасность обстановки;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможностей для исследования.
Визитной карточкой нашего детского сада является информационный стенд в виде цветка.
Наш садик замечательный,
Цветочков в нем не счесть:
Нарцисс и гвоздика,
Астра и пион,
Ромашка и незабудка,
Тюльпан и мак красуются,
А ландыш как хорош!
В букете сада нашего
И розочку найдешь.
В традициях детского сада, среди которых:
Празднование Дня Матери;
Празднование Масленицы с блинами, хороводами и с сжиганием чучела.
Проведение субботников по уборке территории учреждения совместно с родителями, итогом которых является не только чистота и порядок, но и совместное чаепитие на сведем воздухе;
Проведение дней Открытых дверей для родителей будущих воспитанников детского сада;
Проведение тематических недель: Космической недели, Книжкиной недели, Недели – сказки из лукошка, Недели - любимый мультфильм и др;
Выпуск газеты совместно с родителями “Мой любимый район”, «Любимый город – чистый город»;
Проведение спортивных праздников, Малых зимних и летних олимпиад на территории ДОУ;
Оформление интерьера детского сада детскими творческими работами.
Летопись детского сада, книга отзывов для родителей и гостей ДОУ;
Уважительном отношение к каждому гостю.
Итоги деятельности ДОУ освещаются в местной печати, концертах воспитанников детского сада, не только в музыкальном зале учреждения, но и на различных других сценах (гала концерт победителей музыкального районного конкурса «Золотой ключик», выступление на фестивале здоровья «Для яркого будущего страны»). Проводятся анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания. Ведётся активная работа с близлежащими школами, библиотекой, учреждениями здравоохранения, дворцом детского и юношеского творчества. В кабинете заведующего учреждения находится Почётное место достижений ДОУ (дипломы, грамоты, благодарственные письма).
По истечении 15 лет деятельности в должности руководителя ДОУ для меня ясно, что для создания положительного корпоративного имиджа необходимо следующее: желание видеть своё учреждение очень нужным и привлекательным, умение сплотить коллектив (не только педагогический, а в целом). Детский сад должен стать не только для ребенка, но и для всего коллектива детского сада, родителей – территорией радости.


Приложенные файлы

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 1 Ялунина Е.Н. , Фотеева Н.А.

1 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения

АННОТАЦИЯ:

Высококонкурентоспособное дошкольное образовательное учреждение в современных условиях его развития - основа предоставления качественных образовательных услуг потребителю. При разработке управленческих решений необходимо оценить важных конкурентов и место учреждения в образовательной отрасли. Для определения влияния движущих сил на учреждение можно использовать предложенную авторскую блочную модель критериев и показателей конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. Указанная модель может служить базой для определения конкурентных позиций дошкольного учреждения в целях разработки стратегии его дальнейшего развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: метод, оценка, конкурентоспособность, дошкольное образовательное учреждение, финансовый результат, педагогические работники, рыночное положение дошкольного образовательного учреждения

JEL: C13,120, M12, 020

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Ялунина Е.Н., Фотеева Н.А. Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения // Креативная экономика. - 2016. - Т. 10. - № 7. - С. 779-792. - doi: 10.18334/ce.10.7.35362

Ялунина Екатерина Николаевна, доктор экономических наук, доцент, заместитель директора Института непрерывного образования, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург ([email protected])

Фотеева Наталья Анатольевна, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Функционирование дошкольных образовательных учреждений в условиях риска и неопределенности экономики РФ требует повышения их уровня конкурентоспособности на основе изменения подходов к системе управления образовательным учреждением. В условиях, когда дошкольные образовательные учреждения получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Их благополучие и финансовый результат всецело зависят от степени эффективности их деятельности и устойчивости рыночного положения. Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. Разработка надежного аппарата измерения уровня конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения дает возможность оценить его потенциал и спрогнозировать развитие.

Оценка конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения представляет собой сложную многофункциональную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых критериев и показателей конкурентоспособности и их интегрированию.

Многообразие форм конкурентных преимуществ и толкований конкурентоспособности как экономической категории предопределяет необходимость комплексного рассмотрения критериев и показателей, определяющих конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения.

В толковом словаре критерий (с греческого «criterion») определяется как признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки.

Нам представляется, что критерий - это целевой параметр, по которому можно судить о достижении определенного уровня конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. Он представляет собой важный отличительный признак, позволяющий производить оценку действий, свойств, состояния; характеризует количественные и качественные стороны явлений, их сущность и степень достижения целей дошкольного образовательного учреждения.

Критерии, характеризующие конкурентоспособность

дошкольного образовательного учреждения, должны отвечать следующим требованиям :

1. планировать субсидии на выполнении государственного задания и поступления от оказания образовательным учреждением услуг, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе;

2. фиксировать уровень обязательств и выплат дошкольного образовательного учреждения на достижение поставленных целей;

3«_» 1 и и и

Отражать конечный финансовый результат хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

4. быть универсальными, чтобы их можно было сопоставлять с критериями других дошкольных образовательных учреждений;

5. подвергаться синтезу, то есть быть способным к последовательному разложению на более детальные аналитические показатели;

6. учитывать масштабы времени;

7. отражать лицензионные требования и нормы федерального законодательства.

Критерии конкурентоспособности дошкольного

образовательного учреждения формируют систему показателей. Показатель - признак, характеризующий какую-либо сторону деятельности дошкольных образовательных учреждений, количественная или качественная его составляющая, отражается как степень развития или выполнения отдельной цели образовательного процесса.

Без показателей в формализованном виде, представляющих необходимую информацию, невозможно планирование и контроль деятельности дошкольных образовательных учреждений, а также оценка конкурентоспособности его потенциала.

Оценка конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Действительно, любой объект - это не что иное как набор показателей качества, изменение которых отражают количественные и качественные изменения объекта. Важной методологической проблемой является выбор системы сбалансированных показателей, отражающих эффективность использования и специфику формирования потенциала

образовательной организации, ее основные конкурентные преимущества. Система должна характеризовать комплекс важнейших факторов, систематизированных в несколько коэффициентов и результативных показателей. Эффективная система оценки должна отражать конкурентную стратегию дошкольного образовательного учреждения, оптимальность и результативность его ресурсного потенциала.

Анализ литературы показал, что в основном применяются семь подходов оценки конкурентоспособности организации (табл. 1).

Таблица 1

Название Основная характеристика

Изучение конкурентоспособности с позиции сравнительных преимуществ Суть в том, что каждая страна специализируется на производстве таких товаров, по которым ее удельные издержки более низкие, чем в других странах (у конкурентов).

Оценка теории равновесия Основная суть - в условиях равновесия, когда у организации не существует стимулов для перехода в другое состояние, она достигает максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса на данном рынке). По теории А. Маршалла.

Структурный подход По рыночным позициям организация исходит из знания уровня монополизации отрасли (концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций).

Функциональный подход Заключается в определении соотношения издержки -цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли.

Оценка конкурентоспособности по качеству продукции с использованием многоугольных профилей Основывается на выявлении критериев удовлетворения потребностей у потребителя непосредственно по конкретному товару (услуге), установление иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах спектра по оценке потребителя.

Матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» Заключается в построении матриц, а также предварительном выборе стратегии.

Метод организационного моделирования Осуществляется разработка формализованных математических, графических описаний распределения полномочий и ответственности в организации.

В рамках общих подходов просматриваются различия индивидуального ведения измерения конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.

Подход к оценке конкурентоспособности Т.Н. Богуславской включает три подхода: аксиологический, социокультурный и компетентностный. В основе данных подходов автор рассматривает оценку конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения с позиции системы оценки качества, т.е. через полученный результат . Л.А. Парамонова и Т.И. Алиева обозначили проблему оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения и считают, что оценка качества не должна сводиться только к диагностике дошкольников .

И.М. Лифиц считает, что конкурентоспособность услуг складывается из восьми критериев : уровень качества; социальная адресность; подлинность; безопасность; потребительская новизна; имидж; информативность; цена потребления. Конкурентоспособность для данного автора сводится к двум критериям - качеству и цене; он считает, что именно первый и восьмой критерии являются более значимыми.

М.В. Крухлет считает неприемлемым для дошкольного образовательного учреждения проводить оценку конкурентоспособности, так как это не рыночный субъект, а образовательная организация, и основная цель ее деятельности - воспитание и развитие детей дошкольного возраста . Причем образовательная услуга должна соответствовать образовательному стандарту.

Оценка конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей (критериев конкурентоспособности). Такая оценка конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности предприятия, исключает повторение отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке .

Описанные методы используются ограниченно, так как оценивают какую-либо одну группу факторов, которые оказывают влияние на конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения. В разных методах оценки конкурентоспособности образовательного учреждения используются различные группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Это

требует использования дополнительных методик. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. Поэтому при оценке конкурентоспособности образовательного учреждения необходим комплексный подход. Это обусловлено процессом перехода бюджетных учреждений в автономные, что расширяет возможности ведения хозяйственной деятельности. От успешной организации финансов образовательного учреждения, да и любого предприятия зависит многое: финансовая устойчивость экономического субъекта, выполнение основных целей и задач этого учреждения, ради которых оно функционирует, статус этого учреждения в сфере его деятельности и за его пределами. Основными же проблемами бюджетного образовательного учреждения в настоящее время отмечены: недостаточное бюджетное финансирование, малый объем внебюджетных средств.

В связи с этим возникает потребность в разработке комплексного показателя оценки эффективности образовательного учреждения, направленного на анализ собственных конкурентных преимуществ и оценку конкурентного положения в условиях ограниченности информации.

Считаем, что для получения системной оценки потенциала дошкольного образовательного учреждения наиболее важным аспектом является расчет интегральных показателей, так как именно они дают возможность проследить, как изменяется в динамике конкурентоспособность экономического субъекта как системы, а их расчет осуществляется на основе предварительного комплексного анализа частных показателей, характеризующих состояние различных подсистем образовательного учреждения. Что и следует отразить в нашем исследовании.

С учетом вышесказанного нами разработан комплексный подход для оценки конкурентоспособности дошкольных образовательных учреждений. В его основе лежит авторская методика расчета и оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения на базе выделенных, в качестве важнейших, критериев и показателей.

Специфика дошкольных образовательных учреждений состоит в купле или создании благоприятных условий для освоения основной образовательной программы, зарождении базовой культуры личности в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями1. Поэтому важнейшими критериями конкурентоспособности, по нашему мнению, являются: материально-технические условия, финансовое положение дошкольного образовательного учреждения, качество дошкольной образовательной услуги, рыночное положение и инновационные условия. При этом первые два критерия характеризуют внутреннее конкурентное положение учреждения, а три последних -внешнее. Таким образом, нами выделен полный комплекс приоритетов деятельности дошкольных образовательных учреждений, увязывающий их между собой и отражающий соответствие внутренней и внешней среды субъекта (рис. 1).

Функционирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в условиях сложного взаимодействия целого комплекса факторов внешней и внутренней бизнес-среды, поэтому важной методологической проблемой становится построение развернутой системы показателей, которые характеризует совокупный потенциал образовательного учреждения, обеспечивающий оптимальное соответствие внутренней среды - внешней.

Рисунок 1. Критерии конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения Источник: Составлено автором по:

Такая система должна не только состоять из комплекса показателей, но и отвечать основным требованиям системного анализа. Состав показателей системы зависит от многих условий (целевая направленность анализа, вид и форма дошкольного учреждения, отраслевые особенности), а разработка системы показателей носит творческий характер. В нашем случае система показателей разработана для целей конкретного анализа конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения и удовлетворяет ряд требований.

Методологическое значение имеет обеспечение такого требования, как: широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого явления; содержательная взаимосвязь этих показателей; формальная взаимосвязь, т.е. логическая зависимость одних показателей от других. Исходя из этого подхода, нам представилось возможным проводить оценку конкурентоспособности не только «экономического потенциала» образовательного учреждения, но и «совокупного потенциала». Показатели, подобранные нами по каждому выделенному критерию конкурентоспособности, сгруппированы в блоки, которые позволяют оценивать локальные потенциалы учреждения в процессе дальнейшей оценки его конкурентных преимуществ. Так, первый блок характеризует эффективность материально-технических условий дошкольного образовательного учреждения; второй блок - финансовое положение экономического субъекта; показатели третьего определяют качество дошкольной образовательной услуги; показатели четвертого оценивают позиции дошкольного образовательного учреждения относительно важнейших конкурентов, т.е. оценивают его рыночное положение и определяют его инновационные условия.

Рассматривая каждый блок как отдельную систему, получаем систему аналитических показателей, из которой складываются синтетические показатели. Правильное определение причинно-следственных связей аналитических и синтетических показателей позволяет воздействовать на результат дошкольной образовательной деятельности. Разработанная блочная модель показателей оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения предлагаемая нами, представлена на рисунке 2.

Критерии и показатели конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения

Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4

Эффективность Финансовое Качество дошкольной Оценка рыночного

материально- положение образовательной положения

технических экономического услуги: экономического

условий: субъекта: -коэффициент субъекта

Коэффициент изменения численности детей дошкольного возраста; -коэффициент изменения фондоотдачи; -коэффициент роста материальных запасов. -коэффициент роста доходов от оказания платных услуг (работ); -коэффициент уровня расходов по статье «приобретение работ, услуг» ДОУ; -коэффициент уровня дебиторской задолженности образовательного изменения обеспеченности педагогическими кадрами первой категории; -коэффициент роста численности педагогов, работающих на дополнительных программах; -коэффициент текучести педагогического и инновационных условий: -доля рынка ДОУ; -коэффициент наличия дополнительных образовательных программ; -коэффициент роста инновационных технологий ДОУ.

учреждения. персонала.

Рисунок 2. Блочная модель критериев и показателей конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения