Проблемы идентификации и классификации объекта по тн вэд еаэс (93 группа). Проблемы классификации чая в тн вэд тс и пути минимизации таможенных рисков Нормативно-правовое обеспечение классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по

Административная реформа начала приобретать некоторые зримые черты. Стали появляться административные регламенты предоставления государственных услуг. В частности, в таможенной сфере их насчитывается уже более десятка, в том числе Административный регламент по принятию предварительных классификационных решений (Приказ ФТС России от 25.10.2010 N 1957 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза").
Кроме этого, таможенная служба подготавливает Сборник решений и разъяснений о классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) отдельных товаров , изложенный в Распоряжении ФТС России. Данное Распоряжение зарегистрировано в Минюсте России и имеет юридическую силу (Распоряжение ФТС России от 19.01.2011 N 6-Р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров").

Информационные письма

Для облегчения работы должностных лиц таможенных органов, ответственных за выпуск товаров, а также для лиц, осуществляющих проверку правильности заявления сведений о товаре и коде ТН ВЭД после выпуска, таможенной службой разрабатываются информационные письма с разъяснениями подходов классификации отдельных видов товаров . Региональные таможенные управления, таможни рассылают информационные письма с рекомендациями по классификации в нижестоящие таможенные органы (таможни, таможенные посты).
Следует отметить, что эти информационные письма по классификации на таможнях и постах должностными лицами исполняются так же, как любой приказ, тем более что характер изложения этих рекомендаций напоминает Сборник решений и разъяснений о классификации товара, изложенный в вышеуказанном Распоряжении ФТС России от 19.01.2011 N 6-Р.
Проанализируем выдержку из одного таких многочисленных писем: "Устройства, представляющие собой беспроводные Wi-Fi-адаптеры связи, устанавливаемые на PCI-шину расширения компьютера, а также беспроводные Wi-Fi-адаптеры, оснащенные интерфейсами CardBus (PCMCIA), Express Card/34, USB, получающие питание от компьютера и предназначенные для организации беспроводного доступа по беспроводному каналу связи, в соответствии с ОПИ 1,6 подлежат классификации в подсубпозиции 8517 62 000 1 ТН ВЭД ТС, как устройства вычислительных машин.
Беспроводные Wi-Fi-маршрутизаторы, беспроводные интернет-центры, беспроводные Wi-Fi-принт-серверы, являющиеся устройствами, обеспечивающими подключение беспроводных устройств к проводным системам связи и совмещающие в себе возможности использования как в проводных системах связи, так и в беспроводных сетях, в соответствии с ОПИ 1, 3в, 6 подлежат классификации в подсубпозиции 8517 62 000 9 ТН ВЭД ТС.
Прошу усилить контроль при оформлении данных товаров".
Во-первых, можно предположить, что должностное лицо таможенных органов (имеющее, как правило, базовое экономическое или юридическое образование), читая данное разъяснение, не сразу поймет, о каком товаре идет речь. А если поймет, то это должно ввести его в недоумение, поскольку в цитируемом письме приводится терминология: "беспроводной доступ по беспроводному каналу связи", "беспроводные устройства к проводным системам связи", "беспроводные сети" и пр. А в рекомендуемой в письме подсубпозиции 8517 62 000 1 ТН ВЭД наименование включает в себя только: "устройства вычислительных машин и аппаратура проводных систем связи".
Во-вторых, в терминах, приведенных в письме, может разобраться только специалист, имеющий специальные познания. Для должностного лица такие разъяснения должны сопровождаться комментариями по каждому специальному термину, содержащему отсылки на техническую литературу, к заключениям вышестоящих органов и пр.
В-третьих, стиль изложения, на наш взгляд, должен быть рекомендательным. Повелительное наклонение в тексте письма свидетельствует о превышении своих полномочий таможенным органом, создавшим и разославшим по таможенным постам такое информационное письмо. В письме может быть приведена последовательность (алгоритм) действия лиц при решении вопроса отнесения к той или иной подсубпозиции классифицируемого товара.

Таможня нарушает закон

Специфика ТН ВЭД заключается в том, что изменение одного на первый взгляд незначительного параметра (критерия, признака) влечет за собой изменение классификационного кода ТН ВЭД. А в данной описанной ситуации могут быть различные комбинации, поэтому однозначная фиксация конкретных устройств в какой-либо товарной позиции неправомерна.
Авторы статьи отнюдь не отрицают важность таких информационных писем с разъяснениями трудных вопросов классификации как для должностных лиц таможенных органов, так и для участников ВЭД. Особое внимание привлекает тот факт, что эти рекомендации не для свободного доступа всех заинтересованных лиц, что противоречит всем таможенным нормам права (национальным и международным). Практика показывает, что участники ВЭД "добывают" эти информационные письма по классификации у подразделений Товарной номенклатуры и происхождения товаров, используя свои личные отношения.
И это в то время, когда согласно п. 6 ст. 52 ТК ТС "таможенные органы, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию" (); п. п. 2, 3 ст. 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров"; "Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает бесплатный свободный доступ любых заинтересованных лиц на территории Российской Федерации к информации о предварительных решениях и разъяснениях, принятых таможенными органами в соответствии со ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза" (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Информационные письма ФТС России по классификации товара не являются нормативно-правовым актом. Более того, решения по классификации товара, не прошедшие обсуждение и процедуру принятия решения Комиссией Таможенного союза, не являются легитимными. Рассылать таможенными органами России юридически значимые решения о классификации товаров было бы нарушением требования таможенного законодательства Таможенного союза.
В соответствии с Приказом ФТС России от 17.03.2010 N 500 возможность направления разъяснений по классификации представлена в разд. VI Приказа: "...классификация товаров таможенными органами в соответствии с обращениями органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры, нижестоящих таможенных органов" (Приказ ФТС России от 17 марта 2010 г. N 500 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности").
Таким образом, заинтересованные лица сталкиваются с трудностями при реализации своих конституционных прав на получение информации по конкретному вопросу. Каждое решение таможенных органов должно быть обосновано и регламентировано, к тому же сопровождаться выдачей информации о том, в каком состоянии находится процесс администрирования.
На практике в разъяснительных письмах приводятся разъяснения по классификации товаров, как правило, только уже прошедших таможенную очистку. В этих письмах нет конфиденциальной информации (номер таможенной декларации, таможни, таможенного поста и пр.). В них изложены возможные подходы к решению вопросов классификации тех или иных товаров и предназначены для облегчения работы должностных лиц таможенных органов.
Все письма-разъяснения должны содержать алгоритм классификации, заложенный в Основных правилах классификации, то есть в строгой последовательности их применения. Применение правил 2а, 2б, 3а, 3б, 3в может быть только при невозможности применения правила 1. Практика показывает, что большое количество ошибок при классификации товаров кроется в не исследованных до конца возможностях правила 1.
В связи с перспективой введения в таможенную сферу информационных технологий, в том числе электронного декларирования, большая нагрузка и ответственность ложатся на околотаможенные структуры (консалтинговые, логистические и декларантские сообщества). При этом таможенная служба заинтересована в достоверном, правильном заявлении кода ТН ВЭД участником ВЭД, и логика подсказывает, что эти разъяснительные письма должны быть доступны декларантам в первую очередь. Поскольку в соответствии с таможенным законодательством именно декларант (участник ВЭД или его представитель) заявляет код ТН ВЭД и несет ответственность за его достоверность, а таможенный орган выполняет только контролирующую функцию.
Следует отметить, что информационные письма с разъяснениями по классификации отдельных видов товаров имеют рекомендательный характер, то есть не несут никакой иной смысловой нагрузки, кроме как методической и вспомогательной, а следовательно, могут приводиться по любым товарам, которые вызывают трудность у участников ВЭД и таможенных органов в настоящее время или могут вызвать в перспективе. Современные технологии производства товаров совершенствуются и изменяются бурными темпами. Поэтому риски возникновения проблемных ситуаций при классификации отдельных видов товаров в большей или меньшей степени можно спрогнозировать.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в части классификации товаров в нашей стране основные положения Киотской конвенции об упрощении таможенных процедур и содействии международной торговле нарушаются. Большое количество нормативно-правовых актов лишь только декларируют некие права, но на практике они не работают. Вышеуказанное содействие международной торговле декларируется в Таможенном кодексе Таможенного союза и Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российском Федерации" пока только с позиции подачи текста (статьи закона на бумаге), но не с позиции правоприменения.
Код товара заявляет участник ВЭД. Классифицировать товар подчас очень трудно даже эксперту с большим опытом работы. Но если имеются мнения опытных специалистов ФТС России по классификации конкретного товара или группы однородной продукции и они изложены в информационном письме для практического применения должностными лицами таможен и таможенных постов, то почему они не могут быть доступны всем заинтересованным лицам?
В такой ситуации напрашивается не совсем здоровый вывод о том, что таможня заинтересована в том, чтобы участник ВЭД не разбирался в вопросах классификации и, как результат, либо платил штрафы (выполняя план по контрольным показателям таможни), либо предлагал взятки должностным лицам таможни.
Если письма - рекомендации ФТС не имеют законной силы, поскольку они только рекомендательные, то ничто не мешает их опубликовывать на сайте под специальной рубрикой, например "Мнение эксперта".
Заинтересованные посетители сайта будут знать, что это субъективные мнения о классификации товаров опытных экспертов и юридической силы эти мнения не имеют. Участник ВЭД принимает решение о классификации каждого конкретного товара и несет за него ответственность либо обращается с запросом за предварительным решением. Таким образом, учредитель сайта снимает с себя ответственность за юридически значимые последствия, а существенная помощь - как участнику ВЭД, так и должностному лицу таможенных органов, осуществляющему контроль достоверности заявленного кода ТН ВЭД.
В заключение следует отметить, что Рамочные стандарты ВТО стоят, как известно, на двух "опорах": системе соглашений между таможенными администрациями, партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом.
Установление партнерских отношений между таможней и участниками ВЭД - это одно из главных рекомендаций Киотской конвенции упрощения таможенных процедур и содействия международной торговле.
В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, положительное решение вопроса об обеспечении доступности информационных писем таможенных органов с разъяснениями по классификации товаров для участников ВЭД - это еще один шаг на пути по минимизации рисков недостоверного заявления кода ТН ВЭД и содействия международной торговле.

Контроль правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД перемещаемых через границу России товаров представляет собой очень сложный процесс, требующий наличия определенного интеллекта, умения человека мыслить гибко и нестандартно, с одной сторон, и способностей к отстаиванию своей точки зрения в спорах с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - с другой. Поэтому проблем в этой области избежать удается довольно редко.

В большинстве своем проблемы, которые возникают в практической деятельности в таможне, связаны с субъективным анализом текстов и положений товарной номенклатуры. Если прочие области таможенного дела более или менее регламентированы НПА, то классификация товаров такому регламенту вряд ли поддается. В товарной номенклатуре имеются определенные законы и правила, в соответствии с которыми и происходит процесс отнесения товаров к товарным позициям. Однако такие правила не устанавливают классификацию определенного товара в конкретную товарную позицию, а помогают унифицировать данный товар в эту товарную позицию.

Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по основным правилам интерпретации ТН ВЭД ТС - неотъемлемой частью товарной номенклатуры, правил шесть, а товаров, пересекающих таможенную границу сотни тысяч наименований. Однако практика показывает, что регулирование классификации такого объема товарооборота столь малым количеством правил вполне возможно.

Примерно 80% товарооборота классифицируется в соответствии с основным правилом интерпретации ТН ВЭД №1. Оно регулирует классификацию товаров в соответствии с текстами товарных позиций и примечаний к разделам и группам.

Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД. Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями. То есть, классификация товаров определена как юридическое понятие.

Вначале рассмотрим классификацию товаров исходя из текстов товарных позиций. Необходимо помнить, что товары классифицируются в ТН ВЭД по 2 основным критериям: в соответствии с материалом изготовления и в соответствии с функцией, которую товар выполняет.

Однако существуют товарные позиции, которые включают товар при объединении двух перечисленных критериев. Тогда одновременно рассматривается и материал и функция - третий критерий.

В большинстве случаев текст товарной позиции представляет собой описание одной конкретной товарной группировки, в которой однородные товары объединены в соответствии с одним критерием.

Вместе с тем существует ряд позиций, в которых собраны разнородные по своим свойствам товары. В этом случае применяются специальные знаки препинания для отделения одних товаров от других. В роли такого знака выступает точка с запятой (;).

Если говорить о текстах примечаний к разделам или группам классифицируемых товаров, то такие тексты регулируют классификацию товаров, приведенных в товарных позициях, т. е. тексты товарных позиций приоритетны.

В ТН ВЭД существуют следующие примечания:

примечания, исключающие (такие примечания исключают классификацию определенных товаров в разделе или группе).

примечания, описывающие термины, используемые в ТН ВЭД (при этом отдельные примечания описывают не только какой-то конкретный товар, но и характеристики товаров).

примечания, включающие определенные товары в ту или иную товарную позицию.

примечания, регулирующие классификацию определенных товаров


Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________ __________
Кафедра товароведения и таможенной экспертизы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности»

на тему: «Проблема классификации инструментов, приспособлений в ТН ВЭД ТС и пути их решения»

Выполнил: студент 3-го курса очной

              Формы обучения экономического ф-та
              Группа 3532
              Рагимов Д.Н
              Подпись_______________________ ___
Проверил: Захаренко Т.А _____
(инициалы, фамилия преподавателя)
к.т.н., доцент __________
(уч. степень, уч. звание)
Оценка _______________________ __
Подпись ____________________
«___» ___________________ 2011 г.

Санкт-Петербург
2011

Оглавление

      Введение………………………………………………………… ……………3

Глава 1. Обзор литературы и нормативно-правовых актов…......................5

      Значение классификации объектов таможенного оформления таможенного контроля по ТН ВЭД ТС……………………………….……..…..5
      Нормативно-правовое обеспечение классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по ТН ВЭД ТС………….9
      Общие положения ТН ВЭД ТС………………………………………….14
    Глава 2. Классификация инструментов и приспособлений в
ТН ВЭД ТС…………………………………………………………….…….… ..16
    2.1 Особенности классификации инструментов в ТН ВЭД ТС……….….16
    2.2 Особенности классификации приспособлений в ТН ВЭД ТС …….…19
2.3 Проблема, возникающие при классификации инструментов, приспособлений в ТН ВЭД ТС,причины их возникновения и пути решения………………………………………… ………………….…………….21
    Заключение…………………………………………………… ……………..27
Список использованных источников.................... .............................. ...........30

    Введение

Функционирование экономики каждой страны предполагает экспорт и импорт широкого ассортимента товаров.
Для осуществления государственного регулирования внешней торговли возникает необходимость каким-либо образом разграничить их, что крайне трудно сделать без существования определенным образом упорядоченного перечня.
Функции такого перечня товаров выполняет Товарная Номенклатура Внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
ТН ВЭД ТС – это систематизированный перечень товаров, используемый в целях государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и включающий кодовое обозначение товара, его наименование и сокращенное обозначение единиц измерения. ТН ВЭД ТС предназначена для сбора статистических данных о внешнеэкономической деятельности и решения задач государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, к числу которых относятся:
- декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС;
- нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование и квотирование);
- меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование.
Для проведения различия между товарами в ТН ВЭД ТС используются различные критерии, основными из них являются:
- функции, выполняемые товарами;
- материалы, из которых изготовлены товары.
Совершенствование системы классификации товаров в ТН ВЭД ТС, является актуальной задачей, стоящей как перед Российской Федерацией, так и государств-членов Таможенного союза.
Целью данной курсовой работы является анализ проблем классификации инструментов и приспособлений в ТН ВЭД ТС.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
    изучить нормативно-правовую базу;
    рассмотреть общие положения ТН ВЭД ТС;
    изучить особенности классификации инструментов и приспособлений в ТН ВЭД ТС;

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ

      Значение классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по ТН ВЭД ТС
В товароведении классификация позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, находящихся в сфере обращения, что дает возможность упорядочить терминологию; облегчить учет спроса, изучение потребительских свойств и ассортимента товаров; совершенствовать учет товаров и отчетность в торговой деятельности товаров; совершенствовать учет товаров и отчетность в торговой деятельности и т.п. 1
Классификация позволяет разделить множество (товар) на отдельные части в зависимости от имеющихся у них общностей и различий, распределив товар по определенным категориям или ступеням от высших к низшим. Число ступеней классификации зависит от её целей, а также сложности и количества классифицируемых объектов. Для классификации товара используют два метода: иерархический и фасетный. 2
В настоящее время используются несколько систем классификации товаров.
Широкое применение в торговом процессе имеет торговая классификация, согласно которой все товары подразделяются на два раздела: продовольственные и непродовольственные.
Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: товары из пластических масс; бытовые химические товары; силикатные товары; строительные товары; металлические товары; электротовары и бытовые машины; текстильные товары; швейные товары; трикотажные товары; пушно-меховые и овчинно-шубные товары; галантерейные товары; парфюмерно-космитические товары; ювелирные товары и часы; товары культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги и другую печатную продукцию
Каждый товар, включенный в таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки пошлины. Идентифицированный таким образом товар в соответствии с заранее установленными правилами может включаться в более широкие видовые и родовые группы, а также разделы схожих по каким-либо признакам товаров.
Увеличение объемов и усложнение структуры внешней торговли по необходимости вызвали к жизни потребность в согласовании правил организации и построения товарных номенклатур таможенных тарифов. Международное сотрудничество в данной сфере было направлено на разработку и применение унифицированной товарной номенклатуры, способной 3:
    обеспечить единообразную классификацию всех товаров, обращающихся в международной торговле, на приемлемой для всех сторон основе;
    использовать единый понятийный аппарат, облегчающий деятельность таможенных органов, экспертов, участников международных переговоров, а также производителей, экспортеров, импортеров и перевозчиков товаров;
    осуществлять сопоставление национальных статистик внешней торговли для анализа и сравнения данных мировой торговли.
Именно поэтому появилась, гармонизированная система классификации товаров которая развивалась и совершенствовалась, в настоящее время венцом ее эволюции в РФ является ТН ВЭД ТС.
ТН ВЭД ТС построена по принципу действовавшей ТН ВЭД России.
Нельзя недооценить значение ТН ВЭД для всевозможных целей.
Он имеет большое значение даже для национальной безопасности. Так как под классификацию подпадают абсолютно все товары (даже запрещенные к ввозу), в том числе и потенциально опасные, государство может отслеживать сколько, каких и откуда/куда было ввезено/вывезено потенциально опасных для государства товаров. Сложно представить что бы было, если бы не было возможности вести статистику по перемещению оружия или наркотиков, а так же товаров двойного назначения, использующихся, например, при производстве ядерных технологий или взрывчатых веществ.
С другой стороны, даже самые обычные товары могут нанести смертельный удар экономике страны. Ярким показателем можно считать демпинг, который может нанести огромный урон экономике страны.
Соответственно чтоб защищать национальные интересы и защищать внутреннюю экономику, государству необходимо регулировать внешнюю торговлю теми или иными методами.
В настоящее время таких метода два – тарифные и нетарифные меры 4 , то есть введение определенных пошлин и сборов, либо установление каких либо квот, лицензий и тп. Однако, давайте на секунду представим что ТН ВЭД не существует, как государство должно реализовывать вышеуказанные меры? «повысить пошлины на машины до 30%»? а что такое машина? С точки зрения толкового словаря одно, с точки зрения участника ВЭД это может быть совершенно другое. Таким же образом проблема может экстраполироваться на международные контракты где стороны под одним и тем же понятием могут понимать совсем разные вещи.
Эти проблемы решает ТН ВЭД, в нем содержаться детальные описания всех товаров, плюс точные разъяснения, что подразумевается под той или иной вещью или веществом. Таким образом, в случае споров, можно легко сослаться на ТН ВЭД (если в контракте или где-либо был указан соотв. Код из него), и быстро определить того кто не прав.
Помимо всего этого наличие ТН ВЭД в разы упрощают работу статистов и аналитиков. А это позволяет более точно и оперативно корректировать тарифные и нетарифные меры для обеспечения экономической безопасности.
Говоря о негативных сторонах ТН ВЭД, надо отметить что не всегда так просто верно определить код товара. В связи с этим возникают ситуации когда код заявляется неверно, либо неосознанно, когда человек по своей некомпетентности неправильно указал код, либо осознанно когда это делается с целью снижения таможенных платежей.
В любом случае это ведет к определенным задержкам в таможенном оформлении и появлению большого числа споров между участниками ВЭД и таможенными органами, которые зачастую заканчиваются в судах.
Код товара в большинстве спорных случаев можно определить только с помощью товароведческих экспертиз. Однако фуры с товарами больше трех дней на таможне не задерживают. Получив результаты экспертизы, таможенные органы в течение года имеют возможность довзыскать таможенные платежи. А также привлечь недобросовестного декларанта к административной ответственности по части 2 ст.16.2 КоАП РФ 5 .
Таким образом, значение ТН ВЭД нельзя недооценить, он играет значительную роль во всех без исключения сферах внешнеэкономической деятельности. Он помогает обеспечивать государственную безопасность, (косвенно) регулировать ВЭД, путем простоты сбора и анализа данных для корректировки тарифных и нетарифных мер, уменьшает количество споров и разночтений в международных контрактах, а так же в целом привносит определенный порядок во внешнеэкономическую деятельность.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по ТН ВЭД ТС

Нормативно- законодательной базой классификации объектов ТО и ТК по ТН ВЭД ТС являются Таможенный кодекс ТС, Приказы ФТС и другие нормативные акты 6 .
В ТН ВЭД ТС содержится 1221 товарная позиция, 5052 субпозиции, 11 171 и 10-разрядная подсубпозиция. Основой для классификации стали Гармонизированная система описания и кодирования товаров и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ.
Принятая степень детализации соответствует структуре международной торговли товарами (первые шесть цифр). Описания позиций на уровне седьмого и восьмого разрядов кода в большинстве случаев соответствуют европейским. Девятый разряд предназначен для детализации в интересах государств – участников СНГ. Десятый – для государств – членов Таможенного союза.
В последнее время есть нарекания на задержки с оформлением на таможне высокотехнологического оборудования. Некоторые специалисты говорят что дело в сложной классификации, а следовательно и в сложностях контроля. Однако, понятие «высокотехнологичное оборудование» не определено в нормативных документах и не выделено отдельными кодами. Оно нередко идет в тех же позициях, что кофеварки или трубы. Тем не менее надо снизить административные барьеры, не создав «дырку» для потока товаров, которые маскируются под него.
В целях упрощения таможенного оформления высокотехнологичного оборудования таможенная служба разработала специальный порядок ввоза. Это сложные установки, линии, машины, узлы и комплектующие к ним, оборудование для фабрик, заводов. Для удобства транспортировки и ввиду особенностей сборки и монтажа такое оборудование нередко поставляется в разобранном виде и не может быть представлено для таможенного оформления единовременно.
Для того чтобы облегчить жизнь участникам ВЭД введена возможность предварительной классификации, это позволяет снизить количество случаев недостоверного декларирования (неосознанного), тем самым резко уменьшить задержки на таможне, связанных с необходимостью досмотра и проверки, последующего описания и изъятия товара.
В случае затруднения в определении классификационных кодов товаров любое лицо может обратиться в таможенный орган с запросом о принятии предварительного решения о классификации товара 7 . Эта услуга бесплатна. В этом году оказывать ее начнут также региональные таможенные управления. Бизнес, безусловно, заинтересован в получении предварительного решения.
Предъявление при таможенном оформлении предварительного решения ФТС России сокращает время проведения таможенного оформления, а также исключает возможность ошибки заявления неверного кода товара и, следовательно, недостоверного декларирования кода товара со стороны участника ВЭД (страхует участника ВЭД от судебных разбирательств).
У нас в стране установлены одни из самых жестких требований по подготовке предварительных решений. В ЕС вообще отсутствуют временные ограничения, поскольку классификация сложная вещь. Наша таможня обязана подготовить решение независимо от его сложности за 90 дней. Как правило, мы принимаем его в более короткие сроки (30 – 60 дней) 8 .
Для участника ВЭД есть еще один немаловажный плюс: решение является обязательным для исполнения всеми таможенными органами и действует пять лет.
По мнению автора, если принятие решений о классификации товаров требует опыта и высокого уровня квалификации, может, следует сделать в стране специальное агентство по типу нотариата? Некоторые государства уже пошли по такому пути. Например, в Германии действует семь подобных центров, причем каждый специализируется на своем виде товаров. Они ведут диалог со специалистами в отраслях промышленности, с торгово-промышленными палатами. Классификация товаров действительно требует высокой квалификации и опыта, которые лишь с годами переходят в профессионализм. Наши коллеги по Таможенному союзу из Беларуси и Казахстана оставили эту услугу за государственными органами, но при этом сделали ее платной.
Таким образом, сам ТН ВЭД ТС практически не принес ничего инновационного в область внешнеэкономической деятельности, как это сделал, например, ТК ТС, который значительно изменил большую часть таможенных процедур и правил. Фактически все изменения между ТН ВЭД РФ и ТН ВЭД ТС сводятся к разнице двух последних букв, а само появление ТН ВЭД ТС вызвано не желанием РФ обновить классификацию товаров в связи с научно техническим прогрессом и прочими факторами, а необходимостью принятия «нового» общего для РФ, Казахстана и Беларуси документа.
Говоря о нововведениях, то тут прогресс гораздо более очевиден. Ясно прослеживается желание государства как можно больше облегчить и прояснить процесс классификации товаров. Это достаточно просто объяснимо – в этом заинтересовано и государство – увеличение пропускной способности ТП, из за снижения задержек из-за недостоверного декларирования, а выгоды для участников ВЭД просто очевидны. Не удел остаются только незаконопослушные участники ВЭД, потому что в сложившихся обстоятельствах уже нельзя будет сказать на суде, что ошибка в классификации была случайна и связана с неправильным трактованием огромного количества нормативно-правовых актов.
В соответствии с Таможенным кодексом ТС 9 , товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждается правительством РФ, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Переход к новым принципам регулирования внешнеэкономической деятельности (тарифное регулирование, лицензирование, квотирование и т.п.), соответствующим мировой практике, требует изменения организации таможенного контроля за товарами, находящимися в грузовом обороте. Если прежде режим и процедура пропуска товаров определялись, исходя из того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главный критерий объект такой сделки, т.е. конкретный товар, и то каким образом происходит его классификация.
Кроме того, огромную роль в нормативно-законодательной базе по классификации объектов ТО и ТК занимает Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.), а так же Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (с изм. И доп. От 20 июня 2000 г.)
В целях единого подхода к классификации товаров и устранения возникающих разногласий ФТС особое внимание уделяется совершенствованию нормативной базы классификационных решений. Но все же, на сегодняшний день существует проблема, касающаяся нормативной базы по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. Классификационные решения принимаются таможенными органами различного уровня в соответствии с ТН ВЭД ТС. По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное классификационное решение. В случае установления нарушения классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Норму, обязательную для исполнения, устанавливают федеральные законы, законы субъектов РФ, постановления, указы, приказы, распоряжения и инструкции, а письменные рекомендации можно лишь принять к сведению.
Введены в действие приказы ФТС России, призванные упростить работу по классификации товаров на предварительной стадии (до момента таможенного оформления и таможенного контроля). Кроме того к нормативным документам можно отнести такие Постановления Правительства, как Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» 10 .
Нормативно-правовая база в отношении классификации товаров не столь многочисленна, как например, в области таможенного дела.
С одной стороны это хорошо – участникам ВЭД не нужно изучать огромное количество подзаконных нормативно-правовых актов, которые ФТС издает с неимоверной скоростью. С другой стороны, редко, но все же возникает недостаток авторитетных источников информации, на которыми можно руководствоваться и ссылаться на них в случае конфликтных ситуации и споров.
      Общие положения ТН ВЭД ТС
В настоящее время экономическое и научно-техническое сотрудничество между странами характеризуется быстрыми темпами роста международной торговли, появлением на рынке все новых и новых товаров, повышением доли их наукоемкости и технической сложности, повышением потребителей к их качеству и надежности.
Функционирование экономики каждой страны предполагает экспорт и импорт широкого ассортимента товаров. Для осуществления государственного регулирования внешней торговли возникает необходимость каким-либо образом различать их, что крайне трудно сделать без существования определенным образом упорядоченного перечня.
Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью и сельским хозяйством разных государств и поступающих на мировой рынок, насчитывает сотни тысяч всевозможных видов и разновидностей, которые невозможно достаточно полно изучить каждый в отдельности, если не применять систему их группировки и не систематизировать по отдельным группам однородных товаров. Этим целям служит система классификации товаров 11 .
С 1 января 2010 года вступили в силу Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании, Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран и Единый таможенный тариф (ЕТТ) Таможенного союза. ЕТТ базируется на Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, содержит ставки ввозных таможенных пошлин, взимаемых на территории трех государств-участников ТС в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. От правильного определения кода того или иного товара зависит обоснованное начисление и взимание таможенных платежей.
ТН ВЭД ТС обладает следующими основными свойствами:
- деление товаров на группы в ТН ВЭД ТС основано на конкретных данных. Отсутствует деление товаров на группы, которое может быть обосновано только теоретически, и является бесполезным в целях внешнеторгового регулирования (например, различие между бокалами из стекла зеленого и красного цвета);
- группы товаров в ТН ВЭД ТС не пересекаются по содержанию, иначе классификация была бы произвольной и весьма ненадежной;
- ТН ВЭД ТС охватывает все движимое имущество, т.е. нет такого товара, для которого не существует соответствующий ему код ТН ВЭД ТС.
Принципы разграничения различных типов товаров в ТН ВЭД ТС являются объективными. Наиболее общими критериями служат материал или материалы, из которых сделан товар, и функция или функции, которые товар выполняет. Другими важными критериями являются степень переработки, принадлежность к отрасли промышленности или назначение, особенности, связанные с перевозкой или хранением таких товаров, например, деление на опасные и безопасные товары.
Декларирование товара не своим наименованием, то есть неправильным указанием его кода по ТН ВЭД является нарушением таможенных правил, поэтому пользование ТН ВЭД требует определенных навыков и знаний. Для точного определения кода товара необходимо использовать три составные части ТН ВЭД (собственно номенклатурную часть, Примечания к разделам и группам и Основные правила интерпретации ТН ВЭД).
Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности осуществляется таможенными органами.

    ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ В ТН ВЭД ТС ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

2.1 Особенности классификации инструментов в ТН ВЭД ТС
Классификации инструментов в ТН ВЭД ТС посвящена группа 82 «Инструменты, приспособления, ножевые изделия, ложки и вилки из недрагоценных металлов; их части из недрагоценных металлов», группа 90 «Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности», а так же группа 92 «Инструменты музыкальные, их части и принадлежности».
Группа 82 включает в себя:
а) инструменты, которые, за исключением определенных специфицированных изделий (например, дисков для механических пил), являются ручными (товарные позиции 8201 - 8205 ).
б) инструменты двух или более товарных позициях 8202 - 8205 , представленных в виде комплектов для розничной продажи (товарная позиция 8206 ).
в) заменяемые инструменты для ручных инструментов, станков или электрических ручных инструментов (товарная позиция 8207 ), ножи и лезвия для станков или механических устройств (товарная позиция 8208 ) и пластины, стержни, наконечники и т.п. для инструментов (товарная позиция 8209 ).
г) изделия, относящиеся к ножевым изделиям (независимо от того, предназначены ли они для профессионального, личного или бытового использования), некоторые механические бытовые приборы, ложки и вилки и подобные столовые приборы и кухонную посуду (товарные позиции 8210 - 8215 ).
В общем и целом, в данную группу включаются инструменты, использование которых может осуществляться только вручную, независимо от того, включают ли они в себя простые механизмы, такие как зубчатая передача, заводная ручка, плунжеры, червячные механизмы или рычаги. Однако устройства обычно классифицируются в группе
и т.д.................

Классификация пищевых продуктов обеспечивается не только признаками классификации, но применением ограничений, заложенных в примечаниях. Рассмотрим некоторые из них.

Классификация мясных товаров в ТН ВЭД ТС определяется следующими факторами:

1. Видом мясного сырья;

2. Степенью отделения мяса от костей;

3. Видом отруба (какие части туши представлены);

4. Соотношением жировой и мышечной ткани;

5. Идентификацией товара как субпродукт.

В группе 02 предусмотрено выделение следующих видов мясного сырья: крупного рогатого скота, свинины, баранины или козлятины, лошадей, ослов, мулов и лошаков, кроликов или зайцев, приматов, китов, дельфинов, морских свиней, рептилий, лягушек, бобров и т.д.

Степень отделения от костей определяется терминами обваленное и необваленное мясо.

Согласно ТН ВЭД ТС необваленное мясо включает все кости или частично освобождено от костей. Для птицы этот термин означает части тушек, включающие все кости. Обваленное мясо – это мясо полностью освобожденное от костей. При этом, сухожилия и хрящи костями не являются. Для птицы: если грудка (ножка) частично освобождены от костей, то это необваленная часть тушки, но не грудка (ножка).

В зависимости от того, какие части туши представлены необходимо руководствоваться дополнительными примечаниями, разработанными ЕС, есть определенные расхождения с терминологией в ТН ВЭД ТС и в нормативной документации ныне действующей на территории РФ. В проекте нового технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» приведены 4 метода идентификации мяса: по наименованию, визуальный, органолептический, инструментальный. Это позволит минимизировать риск недостоверного декларирования товаров группы 02.

Определенные сложности представляет классификация субпродуктов. В зависимости от категории и вида субпродуктов определяющим является назначение или область использования. Можно выделить следующие группы:

1. Субпродукты, которые обычно используются для питания людей (головы, ноги, сердце, язык и т.д.). Если они пригодны в пищу, то классифицируются в группах 02, 16, в зависимости от способа обработки. Непригодные в пищу будут классифицироваться в группе 05.

2. Субпродукты, используемые в фармацевтических целях(желчные пузыри, надпочечники, плацента) в зависимости от вида обработки:

В свежем охлажденном, замороженном или консервировано виде (товарная позиция 0510);

Сушеные (товарная3001).

3. Субпродукты, используемые и в пищевых и в фармацевтических целях (печень, почки, легкие, мозги, поджелудочная железа, спинной мозг и др.) в зависимости от вида обработки и пригодности в пищу:


Группа 02 – свежие, охлажденные, замороженные или консервированные, пригодные для употребления в пищу;

Группа 05:

1)железы для фармацевтических целей (временно законсервированные в глицерине, ацетоне, формальдегиде, борной кислоте, алкоголе);

2) продукты в другом месте не поименованные (не пригодные для каких- либо целей);

Группа 30 – высушенные;

Группа 16 – посредственно пригодные в пищу.

4. Субпродукты, используемые как в пищевых, так и в других целях (шкуры):

Пригодные в пищу – группа 02;

Непригодные в пищу – группа 05;

Кожевенной сырье – группа 41.

5. Субпродукты, не рассматриваемые в ТН ВЭД ТС как субпродукты:

Невытопленный свиной жир и жир птицы для пищевых и технических целей (товарная позиция 0209);

Кишки, мочевые пузыри и желудки, пригодные или не пригодные для употребления в пищу (товарная позиция 0504);

Представленный отдельно животный жир (группа 15);

К субпродуктам в ТН ВЭД ТС относятся головы и их части, включая уши. Головы могут быть с удаленным или не удаленным мозгом, щековиной или языком, их частями. Щековины, свиные пятачки и уши, а также прилегающая к голове мякоть, в частности, с тыльной стороны, включая баки, рассматриваются как часть голо­вы. Однако, бескостное мясо передне­го края, включающее щековину, к субпродуктам не относится.

При классификации рыбных товаров необходимо обратить внимание на вид (латинское наименование) рыбы, вид разделки, способ обработки (приоритет группы 03 относительно группы 16).

Как для мясных, так и рыбных товаров важным является решение вопроса о классификации смесей этих товаров:

1) процентное содержание отдельных компонентов в смеси, что обеспечивает применения положения ГС о классификации по компоненту преобладающему по массе;

Классификацию масло-жировых товаров определяет со­став и количественное соотношение жиров, способ и степень переработки важны для выделения сырых, химически неизмененных и химиче­ски измененных продуктов.

Молочные жиры, в зависимости от количественного состава, в основном классифицируются в группе 04. Установлены определения следующих терминов:

1) цельное молоко - это непереработанное, а также частично или полностью обезжиренное молоко;

2) пастеризованное молоко, то есть молоко, стойкость при хранении которого была улучшена посредством частичного предотвращения развития микробов в результате термообработки;

3) стерилизованное молоко - это молоко, пастеризованное посредством более интенсивной высокотемпературной обработки, что фактически предотвращает развитие микробов;

4) гомогенизированное молоко, в котором шарики жира природной эмульсии подверглись раздроблению механическими средствами при очень высоком давлении наряду с термообработкой, превратившись в общую массу, что частично препятствует образованию сливок;

5) пептонизированное молоко, то есть молоко, усваиваемость которого была повышена в результате добавления пепсинов для расщепления белков;

6) сливки, которые представляют собой жировой слой, естественным образом скопившийся на поверхности отстоявшегося молока в результате медленного накапливания эмульгирующих шариков жира. В случае извлечения их вручную или в процессе центрифугирования молока в сепараторе для сливок они содержат помимо прочих компонентов молока довольно высокий процент жира (как правило, более 10 мас.%). Определенные процессы сепарации позволяют получить сливки с содержанием жира более 50 мас.%.

Классификация этих товаров осуществляется в соответствии с процентным содержанием молочного жира, присутствием других компонентов и способом обработки.

Товарная позиция 0405 включает сливочное масло и прочие жиры и мас­ла из молока, такие как молочная паста, молочный жир, получае­мый извлечением воды из готового масла или сливок. Согласно ТН ВЭД ТС сливочное масло - это натуральное масло, сывороточное масло или рекомбинированное (свежее, соленое или прогорклое, включая консервированное масло), изготовленное исключительно из молока, с содержанием молочного жира 80-95%, максимальным содержа­нием нежирного сухого молока - 2 масс. %, воды - 16 масс. %. Мас­ло не содержит добавленных эмульгаторов, но может содержать соль, пищевые красители, нейтрализующие соли, культуры бакте­рий, продуцирующих молочную кислоту.

Молочные пасты - это способные намазываться водно-масляные эмульсии, содержащие молочный жир в качестве единственного жира в количестве 39-79%. Применительно к отечественным нормативным документам - это также сливочное масло, но с повышенным содержа­нием воды.

Прочие молочные жиры - это молочный жир, топленый жир, топ­леное масло.

Жиры животные - природные продукты, получаемые из жировых тканей убойных животных и птиц. В зависимости от вида и качест­ва сырья вырабатывают говяжий, бараний, свиной, костный, сбор­ный и птичий жиры. По консистенции жиры делятся на твердые и жидкие. Жидкие жиры называются маслами и выделяются в ТН ВЭД ТС в отдельные товарные позиции. По целевому назначению животные жиры подразделяют на пищевые, кормовые и технические. Пищевые животные жиры при­меняют преимущественно для кулинарных целей, приготовления жировых смесей (маргарина), а также в качестве исходного сырья при выработке консервов, колбасных и кондитерских изделий. Ис­пользуют жиры также при производстве высокосортного туалетно­го мыла, кремов, жирных кислот, добавок к комбикормам. Несмешанные животные жиры классифицируются в следующих товарных позициях:

– 0209 – свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлажденные, мороженные, соленые, в рассоле, сушеные или копченые. Как товар – свиной жир и жир птицы, отделенный от мяса; нерастопленный внутренний жир; для подкожного жира масса жировых тканей должна превышать массу шкурки

– 1501-1506 – свиной жир и жир птицы, отделен­ный от мяса; нерастопленный внут­ренний жир; для подкожного жира масса жировых тканей должна пре­вышать массу шкурки. Как товар – это растопленный внутренний жир; жир прессованный и экстрагированный; может быть получен из костей и из отходов; возможны добавки, исклю­чаются смеси жиров.

Растительные жиры - это продукты, получаемые из растительного сырья: сои, подсолнечника, арахиса, хлопчатника, пальмы, рапса, маслин, льна, клещевины, а также маслосодержащих отходов пи­щевых производств: отрубей, зародышей злаков, фруктовых косто­чек. Технология получения растительного масла включает извлече­ние масла путем прессования или экстракции, очистку (рафинирование) и переработку. Жирные масла растительного про­исхождения, полученные прессованием, должны рассматриваться как "сырые" в группе 15 ТН ВЭД ТС.

Технологические операции стадий рафинирования подсолнечных масел, гидратация, выведение свободных жирных кислот, отбеливание, дезодорация, вымораживание не приводят к изменению химического состава масел. Если взять разные растительные масла, например, подсолнечное, кукурузное, соевое, рапсовое и ра­финировать их полностью, то по внешнему виду и органолептическим показателям их нельзя будет отличить друг от друга. Это бу­дут совершенно одинаковые вязкие жидкости легче воды без вкуса и запаха - так называемые обезличенные масла, из которых, поми­мо непосредственного употребления в пищу, получают маргарин, майонез, кулинарные жиры. Разрешено использовать в пищу нера­финированное подсолнечное масло, полученное прессовым спосо­бом. Масло хлопковое, оливковое, арахисовое, соевое и другие по­требляются в пищу после рафинирования. В медицинской практике из жидких растительных масел (касторовое, миндальное) готовят масляные эмульсии; оливковое, облепиховое, миндальное, подсол­нечное и льняное масло - основы для мазей и линиментов. Классифицируются растительные масла в зависимости от наимено­вания сырья в товарных позициях 1507-1515 ТН ВЭД ТС. Необходимо также учесть способ обработки и область применении. Животные и растительные масла, подвергнутые гидрогени­зации и некоторым другим процессам переработки, рассматрива­ются в товарных позициях 1516 и 1518.

В последнее время, приобрели популярность жировые смеси с по­ниженной жирностью, а именно: сливочное масло с добавками рас­тительных масел.

Маргарин - смесь животных жиров, растительных масел, молока, вкусовых, ароматических и других веществ. В состав маргарина в различных соотношениях входит сложная смесь различных жиров: рафинированное растительное масло (подсолнечное, соевое, хлоп­ковое), твердые растительные масла, пищевые саломасы, переэтерифицированные животные жиры. Кроме того, в состав маргарина входит молоко в натуральном виде или сквашенное для придания ему вкуса и аромата сливочного масла, соль, пищевые красители и ароматизаторы, сахар, жирорастворимые витамины и другие добавки. Обязательным компонентом маргарина являются эмульгаторы.

В соответствии с ТН ВЭД ТС мар­гарин - пищевой продукт в виде пластичной массы, представляю­щий собой высокодисперсную эмульсию жира и воды с содержани­ем жира не менее 80 масс. %, в том числе не содержащий или со­держащий не более 15 масс. % молочных жиров, производимый на основе пригодных к употреблению высококачественных жиров или масел животного или растительного происхождения или из смесей этих жиров или масел с добавлением различных компонентов, та­ких как соль, сахар, красители, эмульгаторы, витамины.

Допустимый состав различных жировых смесей в соответствии с ТН ВЭД ТС приведен в таблице 8.1.

Таблица 8.1

Допустимый состав жировых смесей для целей классификации в ТН ВЭД ТС

Особенностью классификации товаров группы 92 является идентификация способа извлечения звука музыкальных инструментов, что привело к группировке органов в товарной позиции с клавишными инструментами, а аккордеонов – с духовыми.

Некоторые музыкальные инструменты могут иметь электрический звукосниматель, тем не менее, они включаются в товарные позиции в соответствии с функциональным назначением (9101 – 9206), при условии, что без этого электрического оборудования ими всё равно можно пользоваться как аналогичным традиционным музыкальным инструментом.

Однако, электрическое оборудование музыкальных инструментов, если оно не является неотъемлемой часть этого инструмента, то будет классифицироваться в товарной позиции 8518. Музыкальный инструмент, для которого электрическое оборудование является неотъемлемой частью, будет классифицироваться в товарной позиции 9207.

Принадлежности музыкальных инструментов должны классифицироваться со следующими правилами. Принадлежности для игры на музыкальных инструментах, представленные с такими инструментами в необходимом для них количестве и предназначенные для использования с ними, должны классифицироваться вместе с соответствующими музыкальными инструментами как части. Исключением являются карты, диски и валики для автоматических музыкальных инструментов товарной позиции 9209, которые классифицируются как отдельные изделия.

Для товаров группы 93 определённую сложность может представлять видовое выделение отдельных видов оружия:

  • Револьверы - это одноствольное оружие, имеющее вращающийся барабан.
  • Пистолеты имеют один ствол или более. Они также могут иметь взаимозаменяемые стволы. В полуавтоматических пистолетах имеется магазин, который может заряжаться несколькими патронами, при этом на спусковой крючок необходимо нажимать для выстрела каждого патрона.

В зависимости о области применения, помимо ведения боевых действий, огнестрельное оружие подразделяют на:



1. Спортивные, охотничьи ружья и ружья для стрельбы по мишеням, винтовки и карабины всех калибров, гладкоствольные или нарезные.

2. Ружья для утиной охоты (ружья для плоскодонок), специально предназначенные для охоты на водоплавающую птицу. Они устанавливаются на опору или подставку, которая крепится к лодке.

3. Оружие огнестрельное, заряжаемое с дула ("черным порохом"), не предназначенное для ведения стрельбы патронами и не способное ее вести.

4. Ракетницы и прочие устройства для пуска только сигнальных ракет.

5. Макетные, имитационные или безопасные пистолеты и револьверы, из которых можно вести стрельбу только холостыми патронами.

6. Пистолеты с выскакивающим стержнем для "гуманного" забоя животных, напоминают пистолеты для стрельбы холостыми патронами.

7. Линеметы, применяемые в основном на судах или спасательных станциях для спасения людей и для установления связи.

8. Гарпунные пушки, действующие путем выстрела гарпуна, прикрепленного к веревке, и предназначенные для ловли рыбы, морских млекопитающих, черепах и т.д.

9. Сигнальные пушки, мортиры и аналогичные устройства, стреляющие холостыми боеприпасами и применяемые для поднятия тревоги (например, на спасательных станциях), во время проведения празднований или для предупреждения о появлении браконьеров и т.д.

10. "Градобойные орудия", представляющие собой пушки в виде усеченного конуса из листового железа, предназначенные для стрельбы по градовым тучам с целью вызвать дождь.

В группе 94 термин "мебель" означает: любые "передвижные" изделия, главной характерной особенностью которых является то, что они сконструированы для размещения на полу или на земле и которые используются в основном в утилитарных целях, для интерьеров, а также следующие изделия: шкафы посудные и книжные, прочую мебель с полками и секционную мебель; сиденья или кровати, предназначенные для подвешивания или прикрепления к стене.

Таким образом, из этого следует, что в данную группу не включаются прочие предметы, закрепляемые на стене, такие как вешалки для пальто, шляп и аналогичные, вешалки для ключей и одежных щеток, полки для газет, такие детали интерьера, как щиты для отопительных батарей.

В товарные позиции 9401 - 9403 включаются предметы мебели, сделанные из любого материала (дерева, лозы, бамбука, тростника, пластмассы, недрагоценных металлов, стекла, кожи, камня, керамики и т.д.). Такая мебель относится к этим товарным позициям независимо от того, является она мягкой или обитой или нет, обработана или не обработана ее поверхность, есть ли на ней резьба, инкрустация и декоративная роспись или нет, закреплены ли на ней зеркала и прочие стеклянные принадлежности или нет, есть ли у нее ролики или нет и т.д.

Предметы мебели, представленные в несобранном или разобранном виде, должны рассматриваться как собранные предметы мебели при условии, что их части представлены в комплекте. В данную группу входят только обработанные и необработанные части изделий, относящихся к товарным позициям 9401 - 9403 и 9405, если их можно идентифицировать по форме и другим характерным чертам как части, предназначенные исключительно или главным образом для изделия, входящего в какую-либо из этих товарных позиций.

Особенностью товарной позиции 9404 является конкуренция с разделом XI ТН ВЭД ТС. В данную товарную позицию включаются матрацные основы, то есть часть кровати с пружинами, а также постельные принадлежности и аналогичные изделия меблировки с пружинами или набитые любым материалом

При классификации товаров в товарной позиции 9405 необходимо учесть, что в неё включаются лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные. Например: лампы и осветительное оборудование, обычно используемые для комнатного освещения, светильники для уличного освещения, специальные светильники, например витринные светильники; электрические гирлянды, лампы и осветительное оборудование для транспортных средств, портативные светильники, канделябры, подсвечники, а также световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия.

Классификация товаров в субпозиции 9406 00 «Сборные строительные конструкции» предусматривает включение только "строений, произведенных промышленным способом", сделанных из любых материалов. Эти строения выполняют самые разные функции. Входящие в данную товарную позицию строения могут быть собранными или частично собранными, как оборудованными, так и необорудованными. Однако только поставляемое встроенное оборудование должно классифицироваться вместе со строением.

Изделия группы 95 ТН ВЭД ТС могут в целом состоять из любого материала, кроме природного или культивированного жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней (натуральных, искусственных или реконструированных), драгоценных металлов или недрагоценных металлов, плакированных драгоценными металлами. Они могут, тем не менее, иметь незначительные включения, изготовленные из этих материалов.

К игрушкам товарной позиции 9503 относятся: игрушки на колесах, коляски для кукол, куклы, игрушки, предназначенные для развлечения людей (детей и взрослых), модели в уменьшенном размере, головоломки всех типов.

При классификации товаров группы 96 необходимо учесть, что изделия, описанные в товарных позициях 9607 - 9614 и 9616 - 9618, могут быть изготовлены полностью или частично из драгоценных и полудрагоценных материалов, в отличие от товарных позиций 9601 - 9606 и 9615, которые могут включать эти материалы только как незначительные составляющие.

В группе 96 термин «обработанный», применяемый для классификации в товарной позиции 9601 предусматривает, что эти материалы подвергнуты обработке помимо очистки или скобления, простого распиливания для удаления бесполезных частей, резания (после которого иногда прибегают к грубому строганию) и, в некоторых случаях, отбеливания, выравнивания, подрезания или раскалывания.

Термин "сита и решета ручные" означает изделия, сделанные из прочной металлической сетки или другого ячеистого материала (с разными размерами ячеек), оправленные в прямоугольную или круглую рамку (обычно деревянную или металлическую) и используемые для разделения твердых веществ в соответствии с размером частиц.

Таким образом, особенностью классификации готовых промышленных товаров в ТН ВЭД ТС является большое разнообразие видового выделения отдельных товаров различного функционального назначения, что обеспечивается, в основном, идентификацией целей и способов их использования.

11.4. Классификация произведений искусства и антиквариата в ТН ВЭД ТС

XXI раздел ТН ВЭД ТС «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат» включает всего одну группу и предусмотрен для систематизации товаров, имеющих особое функциональное предназначение в оказании эстетического воздействия на человека. Итак, это последняя группа номенклатуры, которая используется на территории Таможенного союза – группа 97, название которой полностью совпадает с названием раздела.

В данную группу включаются:

  • Некоторые произведения искусства: картины, рисунки и пастели, выполненные полностью от руки, коллажи и аналогичные декоративные изображения (товарная позиция 9701); подлинники гравюр, эстампов и литографий (товарная позиция 9702); подлинники скульптур и статуэток (товарная позиция 9703);
  • Почтовые марки или марки госпошлин и аналогичные марки, знаки почтовой оплаты гашеные, в том числе первого дня гашения, почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага) и аналогичные предметы, использованные или неиспользованные (товарная позиция 9704);
  • Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике (товарная позиция 9705);
  • Антиквариат возрастом более 100 лет (товарная позиция 9706).

Учитывая специфику товаров и их стоимость, установлен приоритет группы 97 над всеми другими группами номенклатуры.

Некоторую особенность представляет классификация антиквариата. Идентификация возраста произведения искусства не является достаточным условием для его классификации как антиквариат. Необходимо также учесть, что основные виды произведений искусства непосредственно поименованы в самостоятельных товарных позициях: картины гравюры, скульптуры и т.д. Таким образом, к антиквариату относится:

1. Старинная мебель, рамы и панельная обшивка.

2. Изделия печатной промышленности: инкунабулы и прочие книги, ноты, карты, гравюры (кроме относящихся к товарной позиции 9702).

3. Вазы и прочие керамические изделия.

4. Текстильные изделия: ковры, гобелены, вышивка, кружева и прочие материалы.

5. Ювелирные изделия.

6. Изделия золотых или серебряных дел мастеров (кувшины, чаши, кубки, канделябры, блюда и т.д.).

7. Витражи или окна из цветного стекла.

8. Люстры и светильники.

9. Кузнечные и слесарные изделия.

10. Небольшие украшения для стеклянных шкафов (коробки, конфетные коробки, табакерки, табачные терки, шкатулки, веера и т.д.).

11. Музыкальные инструменты.

12. Часы всех видов.

13. Резьба по драгоценному камню (камеи, резные камни) и изделия мастеров по знакам (печати и т.д.).

При условии сохранения ими первоначального характера в товарную позицию 9706 включаются антикварные изделия, отремонтированные или отреставрированные. Например, старинная мебель с частями, изготовленными в наше время (например, арматурой и замененными частями), старинные гобелены, кожа или ткани, укрепленные на современных деревянных основах.