Регламент проведения тендера. Правила проведения тендера в Украине. Как быстро их освоить? Виды и отличия тендеров

В кризисные времена перед руководителями компаний стоит вопрос не только удержания наработанных баз клиентов, но и привлечение новых. Самый лучший способ – участие в тендерах и различных электронных аукционах и торгах. Разобраться новичку в этом вопросе поможет пошаговая подробная инструкция. В рамках статьи также будут даны ответы на такие часто возникающие вопросы, как что такое ЭЦП, как проводятся госзакупки, а также какие документы необходимо собрать, чтобы участвовать в проводимых конкурсах и тендерах.

Что необходимо знать о тендерах

Основы правового регулирования проведения тендеров закреплены в гражданском законодательстве, а также ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. в случаях, когда в роли заказчика выступают государственные и муниципальные органы.

Несмотря на то что термин тендер прямо не закреплен в законодательстве, он успешно используется в бизнес-кругах. Под тендерами понимаются все возможные виды торгов, проводимые с целью закупки различных товаров, оказания определенного рода услуг и работ. В качестве заказчика выступает организация, осуществляющая закупки. К участникам тендеров относятся юридические лица любой организационной формы, а также физические лица и ИП, надлежащим образом зарегистрированные для участия в тендерах.

Для торгов, которые проводятся государственными органами, все требования, предъявляемые к участникам, сформулированы в законе. Если в качестве заказчика выступают коммерческие организации, то все требования формулируются в самом заказе.

Все действия, связанные с проведением тендера и исполнением в дальнейшем условий контракта, объединены единым термином – закупка. Независимо от объектов, в качестве которых могут товары, работы (например, ремонт дорог) или услуги (например, проведение детских утренников), она начинается с момента заключения и заканчивается лишь исполнением всех обязательств по контракту.

Виды тендеров и их отличия

В зависимости от категории заказчика все проводимые в России тендеры можно разделить на 2 основных вида:

  • государственные – закупка товаров и услуг осуществляется для удовлетворения государственных нужд (заказчик — государственные органы), при этом её проведение основано исключительно на ФЗ 44;
  • коммерческие – в роли основного заказчика выступают организации, которые производят закупку для собственных нужд. Такие тендеры проводятся по правилам, разработанным заказчиком самостоятельно. При этом, как показывает практика, в большинстве своем они также проводятся, основываясь на принципах и правилах, сформулированных в ФЗ 44 (хотя для них он необязателен).

В зависимости от способа определения поставщиков (исполнителей) законодатель выделяет:

  1. Единственный исполнитель, как правило, при действующей монополии (например, перевозка ж/д транспортом).
  2. Конкурентные – основанные на выборе поставщика среди 2-х и более. Данный способ включает:
  • конкурсы – победитель выбирается среди исполнителей по лучшим предложениям и условиям;
  • аукцион – победитель избирается исходя из меньшей цены, предложенной за контракт;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Конкурсы могут быть закрытыми или открытыми, с ограниченным участием либо в обязательном порядке состоять из 2-х этапов, а аукционы могут проводиться как в электронном виде (онлайн), как и закрытым способом.

Каждый из рассмотренных видов тендеров имеет свои цели и правила проведения. Выбор способа определения исполнителя зависит от волеизъявления заказчика, также учитывается объект и сумма закупки.

Совет. Участие в торгах лучше всего начинать с котировок, поскольку поставщик определяется исходя из предложенной цены. Данный способ предполагает минимум затрат и достаточно прост в освоении новичками.

Инструкция по участию в тендерах для новичков

Любая компания, постоянно участвующая в различных тендерах или торгах, как правило, в своем штате имеет отдельного сотрудника, специализирующегося на данном направлении. Это связано с тем, что сбор полного пакета документов, подготовка котировки и непосредственно поиск подходящего тендера занимает значительную часть времени. Помимо этого, существуют организации, деятельность которых связана только с подготовкой конкурсной документации для своих клиентов.

Анализ законодательства позволил определить порядок и принципы участия в тендерах и торгах как в случаях с государственным заказчиком, так и с заказчиком в лице коммерческой организации. Новичку в этом направлении удобнее будет использовать следующую пошаговую инструкцию:

Участие в торгах подразумевает не только знание законодательства о тендерах, но и умение защищать свои интересы. Поскольку решение заказчика в пользу определенного поставщика не является окончательным и может быть обжаловано в ФАС. В случае удовлетворения жалобы поставщик, занявший по итогам проведенных торгов, может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство и в итоге победителем признается участник, занявший второе место.

Документы для участия в торгах и требования к ним

Сбор и надлежащее оформление документов не только позволяет заказчику изучить предложение потенциального контрагента и информацию о нем, но и поставщику увеличить шансы на заключение желанного контракта. Выбор поставщика осуществляется именно на основании предоставленных документов, поэтому их корректное заполнение – залог положительного решения по итогам тендера.

Законодатель для каждого из способов определения поставщиков предусматривает представление определенного пакета документов. Участие в открытом конкурсе возможно при предоставлении поставщиков следующих документов:

  • содержащих информацию об исполнителе – это полный пакет учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, полученная не позднее 1 месяца и документы, подтверждающие право конкретного сотрудника на их подачу;
  • коммерческое предложение, содержащее сведения об объекте закупки и предлагаемых потенциальным поставщиком условиях;
  • подтверждение качества поставляемых товаров, а также оказываемых услуг и работ, подтвержденное соответствующими сертификатами и иными документами (предоставляется по требованию заказчика);
  • обеспечительные меры, которые могут быть выражены в перечислении определенной суммы на счет заказчика либо предоставлении банковской гарантии.

Внимание! При подаче заявки все документы должны быть пронумерованы и сшиты, обязательным условием является их заверение подписью и печатью уполномоченного лица.

Участие в электронных торгах предполагает немного иной порядок для подачи сведений и обусловлен он общими правилами проведения онлайн-аукционов. Все документы оформляются в электронном виде, а контракты подлежат заключению на специализированных онлайн площадках. Сама заявка состоит из 2 частей (ст. 66 ФЗ):

  • содержит согласие исполнителя на поставку конкретного товара, оказание определенного вида услуги и может содержать рисунок или чертеж;
  • содержит сведения об исполнителе, о поставляемых товарах либо оказываемых услугах.

Как принять участие в тендере: видео

Часто возникающим вопросом у поставщиков, работающих по 44-ФЗ, является споры о сроках проведения госзакупок. Участники закупки путаются, какие дни следует учитывать, рабочие или календарные, при учете сроков подачи документации и времени проведения непосредственно самого тендера. Как быть, если обнаружена разница в сроках, указанных в документации тендера и на электронной торговой площадке. Что делать, если последний день подписания контракта попадает на выходной или праздничный день? Давайте вместе разбираться по порядку.

Сроки, которые можно встретить при участии в госзакупках

Вариантов не так много. Их три:

    Фиксированная календарная дата.

    Период времени. Это может быть час или день, может быть месяц или год.

    События высокого процента вероятности, например начало морозов, отопительного сезона, сбора урожая винограда (в сельскохозяйственном секторе) и т.п.

Важно! Если в документации тендера заказчик не сделал акцент на том, какие дни он имеет в виду при указании дат, то по умолчанию эти дни принято считать календарными.

Например, протокол проведения торгов опубликован в пятницу 28.07.2017. Первым днем отсчета принято считать день, следующий за датой публикации. Согласно 44-ФЗ статье 70 п.2 - пять дней отведено на публикацию заказчиком проекта контракта с ценой, определенной в результате проведения торгов, и реквизитами победителя. Следовательно, последний день опубликования проекта договора в ЕИС будет среда 02 августа 2017г. (5 календарных, но только 3 рабочих дня). Если бы в законе было бы уточнение (рабочие дни), то в расчет шли бы только рабочие дни, и последним днем публикации была бы пятница 04 августа 2017г.

Расчет временного промежутка

Каждый этап госзакупки имеет своей начальный и конечный период. Дата публикации лота, дата проведения торгов, дата публикации в ЕИС протокола прошедших торгов. Каждый этап идет неразрывно друг за другом, и как не запутаться, какой день считается первым для отсчета времени, а какой последним, порой бывает не очевидно. Начало отсчета времени начинается со следующего дня, идущего за датой публикации. Причем при расчете временного интервала между последовательными этапами тендера нельзя включать последний день подачи заявок и дату вскрытия конвертов .

Пройдемся по этапам на примерах:

    Дата опубликования заказчиком в ЕИС извещения о предстоящей закупке, после которой возможен прием заявок от участников закупки. Сроки приема заявок на участие в тендере зависят от НМЦК (до 3 млн руб. - 7 дней, свыше 3-х - 15 дней). В данной ситуации речь идет о календарных днях. Так, если программа мониторинга тендеров нашла новый тендер с датой публикации 01.08.2017 и НМЦК указана 2,4 млн рублей, следовательно, последний день подачи заявок будет 07.08.2017г.

    Дата размещения протокола проведения торгов. Следующий календарный день является началом изучения заказчиком второй части заявок и публикации проекта контракта согласно результату проведенных торгов в ЕИС (пример см. выше).

    Дата публикации проекта контракта заказчиком. Например, проект контракта с данными о победителе тендера в ЕИС опубликован заказчиком во вторник 15.08.2017, на изучение и подписание проекта у победителя 5 календарных дней (ст.70, пункт 3 Федерального закона 44-ФЗ). Последний день подписания контракта выигравшим тендер поставщиком выпадает на воскресенье 20.08.2017.

Важно! Если последний день подписания проекта контракта выпадает на субботу или воскресенье, то время подписания документа не сдвигаются на понедельник. Поставить усиленную ЭЦП нужно в выходной день, иначе это будет считаться нарушением. Заказчик может принять решение о признание Вас лицом, уклонившимся от обязательств, и как результат - Вы в РНП (в реестре недобросовестных поставщиков).

Пример расчета периода времени подачи документации тендера после выявления победителя

Аукцион состоялся 20.07.2017 (четверг), выявлены лидеры среди поставщиков, один из которых, предложил минимальную цену за лот. В понедельник 24.07.2017 в ЕИС названо имя победителя тендера. У заказчика по закону 5 дней (календарных!) для опубликования проекта контракта, начиная с 25-го июля (вторник) по 29 июля (суббота) включительно. Он тянул до последнего и выложил информацию в ЕИС на пятый день, 29.07 в субботу. Отсчет времени победителя тендера начинается с воскресенья 30-го числа. У него в запасе 5 календарных дней, но 4 рабочих. Последний день подписания контракта - четверг 03 августа 2017г.

Как поступить, если разнятся даты между заявленной в документации заказчика и данными с ЕИС? Мы рекомендуем ориентироваться на минимальный срок, а так же связаться с заказчиком, сделать запрос разъяснений.

Практика ФАС показывает, заказчик может ошибиться, неправильно рассчитать срок окончания подачи заявок. Вместо 7 дней для контрактов до трех миллионов 15 дней (для контрактов свыше трех миллионов), поставить 6 и 14 дней соответственно. Например, заказчик размещает извещение об будущем аукционе в ЕИС (сумма менее 3 000 000 рублей) в среду 02.08.2017 в 8:30 и обозначает срок окончания приема заявки - 09.08.2017 в 9:00. Фактически указано 6 календарных дней, а не 7. Это нарушение. В данной ситуации прием заявок должен осуществляться до 24:00 - 09.08.2017 (Федеральный закон № 107 “Об исчислении времени”, пункты 3 и 7 статьи 2).

Как быть с рабочими и нерабочими днями?

Если последний день публикации выпадает на выходной:

Документ

Перенос на ближайший рабочий день

Размещение заявки на участие в тендере

да

Запрос на разъяснений

да

Протокол разногласий

да

Подписание проекта контракта

нет

Срок оплаты по контракту

согласно условиям контракта и ГК РФ

Заказчик может разместить извещение на проведение тендера в любой день, не посмотрев на

рабочий или выходной день выпадает последний день подачи заявок на участие. В обязанности операторов ЭТП входит отслеживание подобных случаев и продление срока на ближайший рабочий день. Если у Вас не приняли заявку в понедельник, т.к. последний день подачи выпал на воскресенье, можно смело подавать жалобу в ФАС , т.к. это является нарушением ГК РФ.

Рекомендация .Так как в Ваших интересах успеть подать документы на участие, отслеживать появление новых тендеров нужно своевременно, не дожидаться последнего дня подачи документации тендера и сделать это в последние 2 рабочих дня. Плюс в том, что в эти два дня заказчик не имеет права вносить какие-либо изменения и отменять закупку.

Несмотря на то что термин «тендер» (от английского tender – «предложение») широко применяется в российском бизнес-обороте, в законодательстве такого определения нет. Согласно определению от экономистов, под тендером понимаются конкурентные торги открытого или закрытого типа, а также конкурсная форма размещения заказа. Схожее определение в российском законодательстве применяется для торгов. Под торгами в Гражданском кодексе могут пониматься конкурсы и аукционы. Но к тендерам относят и прочие способы отбора поставщика для заключения контракта.

Организаторами тендеров вправе выступать государственные и муниципальные , а также коммерческие организации. Тендерные закупки имеют целью подписание договора с исполнителем на наиболее оптимальных условиях для заказчика, в частности, по выгодной стоимости. Для участников закупок тендеры предоставляют возможность участия в торгах на принципах свободной конкуренции.

Классификация и виды тендеров

Тендеры можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от цели проведения их можно выделить:

  1. Тендеры на продажу.
  2. Тендеры на закупку.

С процессуальной точки зрения, различают следующие виды тендеров :

  1. Конкурсы.
  2. Аукционы.
  3. Двухэтапные конкурсы.
  4. Запрос предложений.
  5. Конкурентные переговоры.
  6. Запрос ценовых котировок.
  7. Прочие процедуры.

По форме проведения различают открытые и закрытые тендеры . При открытой форме закупки принять участие в ней вправе любой желающий. Закрытая форма предполагает, что заказчик отправляет приглашения ограниченному числу лиц. Закрытые тендеры проводятся при узкой специализации закупки или при наличии признаков государственной тайны в предмете закупки.

44-ФЗ устанавливает запреты на закупку товаров определенной марки, содержит антидемпинговые меры, вводит меры в части обеспечения участия и обеспечения реализации контракта. Законодательство предусматривает минимальную долю контрактов, которые подписываются с представителями , по итогам года.

Тендеры, которые регулируются положениями 223-ФЗ, проводятся следующими категориями заказчиков :

  • госкорпорациями;
  • субъектами естественных монополий;
  • государственными и муниципальными предприятиями;
  • автономными учреждениями;
  • хозяйственными и дочерними обществами, доля участия РФ в которых свыше 50%.

Особенностью проведения тендеров по 223-ФЗ является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает и утверждает положение о закупках, в котором прописывает общие требования к их проведению и механизм.

То есть 223-ФЗ более лояльно регулирует процедуру проведения закупок, и многие аспекты прохождения тендера участники вправе определять самостоятельно. Но после утверждения заказчики должны неукоснительно его придерживаться.

Создание контрактной службы

Перед началом работы заказчику следует сформировать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Выбор формы организации отдела закупок зависит от совокупного объема заказов. Специалисты в области закупок должны обладать необходимой компетенцией в данной отрасли и регулярно проходить переподготовку.

Планирование закупки

Заказчик должен спланировать свои закупки на год с учетом имеющихся потребностей и лимитов по финансированию. На основании сформированных плана и плана-графика в дальнейшем проводятся торги в течение года.

При планировании заказчику нужно определиться с формой проведения закупки.

Выбор формы проведения тендера зависит от предмета закупки. Конкурсы проводятся заказчиками в случае, если предмет договора является технически сложным , и особые требования предъявляются к квалификации участника закупки и к его финансовой устойчивости (например, если заказчику требуется построить или спроектировать здание). При конкурсе подрядчик определяется на основе комплекса критериев для оценки: это различные квалификационные, качественные и ценовые параметры, каждому из которых присваивается свой удельный вес.

Если заказчик на этапе планирования не может сформулировать четкие требования, то он вправе инициировать двухэтапный конкурс. На первом этапе ему предстоит отобрать техническое задание от поставщика, а на втором – участника, который сможет его исполнить на наилучших условиях.

Аукцион проводится в случае, если единственным критерием для отбора победителя становится цена . Его отличает от конкурса то, что в ходе тендера участник может изменять свое предложение с учетом предложений от конкурентов. Похожей формой закупки выступает запрос котировок (иногда он именуется запросом цен).

Такой способ закупки, как запрос предложений, не регламентируется Гражданским кодексом . В рамках запроса предложений заказчики оценивают заявки участников не только по цене, но и по дополнительным квалификационным параметрам.

Формирование и размещение закупочной документации

На указанном этапе заказчику нужно подготовить документацию по закупке. Она включает в свой состав:

  • извещение о закупке ;
  • техническое задание; проект договора ;
  • формы заявки на участие и др.

Документация должна быть опубликована в определенные сроки в ЕИС , и с этого момента начинают отсчитываться сроки для отправки заявок на участие в закупке поставщиками.

Проведение тендера

Этапы проведения тендера зависят от выбранной формы закупки. В общем случае данный этап подразумевает поступление заявок на участие в тендере от поставщиков и их обработку комиссией по закупкам.

Заявки принимаются в установленные в закупочной документации временные рамки, после чего комиссия приступает к их оценке. Заявки, переданные с нарушением срока, отклоняются.

Определение победителя

На этапе определения победителя закупочная комиссия формирует и размещает в открытом доступе итоговый с указанием на участника, который сделал наилучшее предложение. Сведения об этом размещаются в открытом доступе.

Подписание государственного контракта с победителем

На последнем этапе подписывается государственный контракт с победителем тендера. По умолчанию данная процедура состоит из нескольких шагов:

  • формирование проекта договора заказчиком с учетом закупочной документации и предложения победителя и отправка его поставщику;
  • подписание контракта поставщиком , а затем – государственным заказчиком.

Основные этапы организации тендеров с позиции поставщика

В качестве исполнителей и поставщиков по тендерам могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. К закупкам не могут быть допущены офшорные компании, а также включенные в реестр недобросовестных поставщиков за уклонение от подписания контракта или его недобросовестное исполнение.

Отказать в участии в закупке для компаний из реестра недобросовестных поставщиков заказчик может по своему усмотрению, но практически все заказчики пользуются правом на недопущение недобросовестных заказчиков к закупке.

Законодательно предусмотрены и иные требования к участникам закупки:

  • в их отношении не должна вестись процедура конкурсного производства в ходе банкротства;
  • в их отношении не должна проводиться процедура ;
  • деятельность организации не может быть приостановлены судом ;
  • лица на стороне поставщика не должны иметь конфликта интересов с заказчиком ;
  • должностные лица не должны иметь судимость за .

Подготовка документов

Для участия в тендере от участника потребуется определенный комплект документов, без которого его заявку могут отклонить. Их перечень варьируется в зависимости от типа закупки. Стандартный пакет документов включает:

  1. Учредительная документация (копия устава, свидетельство о постановке на налоговый учет).
  2. Выписка из реестра юрлиц или предпринимателей со сроком давности в 30 дней.
  3. Декларации о принадлежности участника к СМП и СОНО .
  4. Декларация о соответствии участника требованиям законодательства .
  5. Документы по дополнительным требованиям заказчика (например, допуск СРО, копия сертификата СТ-1).

Получение электронной подписи

Получение участником квалифицированной электронной подписи для участия в тендерах является обязательным этапом, так как торги сегодня проводятся в электронном формате. Электронная подпись выступает аналогом рукописной подписи. Она создается посредством криптографической системы шифрования. Данные такой подписи хранятся на специальном ключе, который имеет форму флешки. Подписанные с помощью ЭЦП документы имеют равную юридическую силу с документами, которые подписаны обычной рукописной подписью. Но с помощью ЭЦП можно подписать документ онлайн без его предварительной распечатки и сразу направить по электронной почте.

Для получения электронной подписи участнику следует обращаться исключительно в аккредитованные удостоверяющие центры. Шифрование здесь проводится под контролем правоохранительных органов и Минсвязи. В удостоверяющий центр нужно подать заявление вместе с комплектом документов. В комплект передаваемых документов входит отсканированная копия паспорта лица, который будет наделен правом подписи документов в ходе тендера, ИНН и СНИЛС.

С июля 2018 года для участия в закупках в сфере госзаказа допускается применять только усиленную квалифицированную ЭЦП.

Аккредитация

Закупки проводятся на специально отобранных электронных торговых площадках. Ранее участникам приходилось регистрироваться на каждой площадке по отдельности, чтобы принять участие в закупке. По новым правилам участнику достаточно пройти регистрацию в ЕИС, а аккредитация на электронных площадках ему будет предоставлена автоматически. Рекомендовано пройти аккредитацию заблаговременно, так как на подачу заявок на участие в тендерах отводится ограниченное время.

Для регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных торговых площадках необходимо заполнить форму заявки в единой информационной системе и прикрепить необходимые документы. В форме на регистрацию нужно прописать следующую информацию:

  1. Наименование организации .
  2. ИНН .
  3. ОГРН .
  4. КПП .
  5. ФИО должностного лица .
  6. Логин и пароль .
  7. Адрес электронной почты .
  8. Телефонный номер .

Когда регистрация в ЕИС будет успешно завершена, то аккредитация на 8 утвержденных правительством ЭТП будет пройдена заявителем в автоматическом режиме в течение рабочего дня.

Аккредитация участника выдается на срок 3 года с момента отправки оператором уведомления участнику о его успешной регистрации. Когда срок аккредитации будет подходить к концу, то ее продление участнику также предстоит пройти в ЕИС.

Подготовка компьютерного обеспечения

Для участия в тендерах нужно корректно выполнить настройку своего рабочего места, на котором предполагается использование электронной подписи. Для настройки необходимо:

  1. Выполнить установку драйвера для носителя ключа-токена , на который был записан сертификат со сведениями об организации и лице с правом подписи.
  2. Установить сертификат в хранилище и корневые сертификаты удостоверяющего центра .
  3. Установить специализированное ПО : обеспечение КриптоПРО, компонент CAPICOM.

Адреса электронных площадок, на которых планирует работать участник, ему необходимо добавить в доверенные адреса.

Изучение закупочной документации

Непосредственно участие в торгах включает несколько этапов. На первом этапе заказчику нужно подготовить документацию и в назначенные сроки опубликовать ее в ЕИС, а поставщику – ознакомиться с ней.

По нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ все сведения о торгах являются общедоступными. В открытом доступе размещается информация обо всех , которые проводятся на текущий момент, проводились ранее или планируются к проведению.

Поставщику следует внимательно изучить требования закупочной документации и сделать вывод, достаточно ли у него ресурсов, чтобы исполнить все условия контракта в положенные сроки (нарушение сроков исполнения контракта грозит включением в реестр недобросовестных поставщиков), внести в положенном размере, а также соответствует ли он требованиям закупки. В частности, нужны ли ему справки и лицензии, сертификаты, допуски и пр.

Также участнику нужно проанализировать документацию относительно преимуществ, которые предусматривает закупка : это могут быть в части принадлежности участников к субъектам малого бизнеса, для учреждений инвалидов или уголовно-исполнительной системы и пр.

Конечно, не стоит забывать о финансовой стороне контракта. Участнику нужно оценить все показатели прибыли от исполнения контракта с учетом предполагаемых расходов и издержек, а также налоговых затрат.

Внесение обеспечения

Также участнику не стоит забывать о необходимости внесения обеспечения участия в закупке. Сумма обеспечения определяется заказчиком на основании НМЦК контракта.

Участник должен внести сумму обеспечения на спецсчет, который открыт в одном из уполномоченных Правительством банке. Сумма обеспечения будет автоматически заблокирована после подачи заявки на участие. Блокировка продлится вплоть до подписания контракта с победителем или формирования итогового протокола, протокола рассмотрения заявок. Такое обеспечение является для заказчика гарантией того, что победитель закупки не уклонится от подписания контракта. В случае если это все же произойдет, обеспечение уклонившемуся участнику не вернут.

На основании Постановления Правительства №439 от 2018 года заказчик устанавливает обеспечение заявки, если НМЦК свыше 1 млн р. На основании ч. 16 ст. 44 44-ФЗ величина обеспечения устанавливается как:

  1. 0,5-1% от НМЦК при цене контракта 5-20 млн р.
  2. 0,5-5% от НМЦК при цене контракта свыше 20 млн р.

Участие в торгах

Участникам отводится определенный временной промежуток на подготовку и подачу заявок. Этап подготовки заявки на участие в закупке является наиболее длительным и сложным. Заявка составляется с учетом требований к ней по закупочной документации.

Форма заявки на участие в закупке может быть произвольной, но обычно заказчик прилагает рекомендованную форму. При заполнении заявки нужно использовать общепринятые обозначения и наименования, избегать неоднозначных формулировок и позаботиться о приложении всех необходимых документов.

В заявке участник соглашается выполнить поставку товара, выполнить работу или оказать услугу на условиях, прописанных в техзадании, и приводит их конкретные параметры: наименование товара и его товарный знак, количество и пр.

Состав заявки зависит от типа процедуры закупки. В запросе котировок заявка имеет одну часть. В аукционе заявка состоит из двух частей, и заказчик принимает решение о допуске или отстранении участника от торгов по результатам рассмотрения первой части заявки.

Если рассмотреть порядок участия в тендере на примере электронного аукциона, то он будет следующим. Первоначально необходимо определить минимальную цену, за которую участник готов поставить товар. Далее аукцион проходит в режиме реального времени: в течение 10 минут после его начала участник вносит свое ценовое предложение. Оно предполагает «шаг аукциона» в размере 0,5-5% от НМЦК. По результатам аукциона формируется протокол его проведения и перенаправляется в адрес заказчика.

Выбор победителя

После получения заявок закупочная комиссия проверяет их и определяет победителя по заранее утвержденным критериям. В конкурсе побеждает участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, в аукционе – предложение с самой низкой стоимостью.

По итогам аукциона заказчик обязан сформировать итоговый протокол и разместить его в открытом доступе.

Подписание контракта

Если участника признали победителем, то он обязан подписать контракт с заказчиком в установленные сроки. Заказчик направляет победителю проект контракта, который участник должен внимательно проверить на наличие ошибок и несоответствий. При отсутствии недочетов победитель тендера подписывает со своей стороны контракт и отправляет его заказчику. Вместе с ним он может приложить необходимую документацию.

В связи с предыдущей статьей о тендерах, можно подумать, что все так грустно, и нет реальных заказов. Но это совсем не так, настоящие тендеры все же проводятся, и главное тут – отличить те компании, которые реально ищут подрядчика, и всяких жуликов.

Итак, как же можно определить, что заявка на тендер реальна, и в ней можно смело принимать участие?

1. Реальные сроки проведения тендера.

Первое, на что стоит обратить внимание – это сроки проведения тендера. Они должны быть четко ограниченные во времени и в то же время – реальными. Т.е. это не запрос, который приходит в пятницу вечером и заканчивается в понедельник в обед.
Реальный срок на подготовку проекта коммерческого предложения сильно зависит от самих работ. Но в среднем составляет от недели до месяца. Поэтому, если пришел запрос с сегодня на завтра, не стоит судорожно сидеть всю ночь – скорее всего подрядчик по такому тендеру уже определен, вы просто потратите свое время.
Исключением бывают второй и третий тур отбора, когда заказчик может намеренно определить скорость реагирования на его запрос. Но, думаю, тут вы сами уже разберетесь.

2. Сроки выполнения работ.

Тендер проводится, как правило, на выполнение определенных работ или закупку товаров. При этом, всегда есть четкие сроки. Обратите на это внимание. Например – тендер на обслуживание компании на текущий год. Или, на период рекламной акции. Или еще что. Но главное тут – срок всегда заранее известен и оговорен. Если выдаются какие-то расплывчатые фразы, типа ну там посмотрим, или заказчик сам не знает сроков – велика вероятность, что все решается большим начальником, который далек от самого тендера и вообще, от данной деятельности.

3. Ответственный за проведение тендера

При проведении тендера обязательно должен быть ответственный – человек, который рассылает запросы, получает заявки, обрабатывает их, высылает уточняющие вопросы. Вобщем, он в курсе всего. Несколько раз сталкивался с проблемой, что в компании, от который приходил запрос толком никто ничего не знал о предстоящих работах. Говорили – это наверное вам нужна Марина.. А какая Марина, из какого отдела и вообще… Вобщем, обратите внимание на это. Насколько серьезны намерения, лично я, после получения запроса – перезваниваю в компанию, общаюсь с ответственным лицом, уточняю какие-то детали, а заодно и определяю, насколько это серьезно. Потому что часто по беседе бывает видно, что кампания вообще не заинтересована в этих работах.

4. Четкие цели необходимых работ.

Вообще-то, этот пункт должен быть самым первым, на который вы обязаны обратить внимание. Любая работа должна иметь четко обозначенные, конкретные, измеримые цели! Если тендер проводится просто так, например – просто реклама, то и отношение к вам будет весьма двусмысленное. Если же заказчик точно знает что надо (закупка 20 тонн сырья, создание сайта, проведение ивента к майским праздникам) – тут уже есть, чем оперировать. Кроме того, если вы знаете цели – вы можете немного отклоняться от заданных параметров, предлагая новые, интересные варианты, что явно выделит вас среди конкурентов. Если нет четкой цели – я бы не советовал Вам связываться с подобным запросом.

5. Ограничения бюджета тендера.

В тендере не всегда ограничен бюджет. Бывает так, что совсем наоборот – дается воля выбора, и выигрывает тендер именно та компания, которая предложит наименьшие цены. Но, если мы говорим про услуги, то тут все же есть определенный бюджет, который компания-заказчик выделяет на данную работу. Бюджет должен быть четкий, реальный (не сильно маленький, иначе нет смысла вам связыватся, но и не сильно большой – явно потребуются большие отступные, или, что скорее всего, подрядчик уже есть, и 80% этих денег будут украдены). Еще один момент – как-то в условиях тендера была обозначена сумма от 25 до 50 тыс. Сами понимаете, что разбег в 2 раза означает, что компания до конца не знает, что ей надо, сколько готова потратить и чего хочет получить (в данном случае, тендер был нацелен на определения подрядчика проведения рекламной кампании для акции. В результате акция прошла вообще без рекламы).
Если же, цена не оговорена вообще, то наверняка будет какой-то другой ограничивающий параметр: жесткие сроки, объем, другие огреничения. Если же дается полная «воля-вольная», могут возникнуть вопросы – а зачем это заказчику надо? Отдает ли он себе отчет во всем этом? Насколько он заинтересован в успешности реализации проекта?

Вот несколько простых советов, которые, я уверен, помогут вам определить, в каком тендере стоит принимать участие, а от которого сразу отказаться – отписав любезное письмо, (например, за данный короткий срок мы не можем подготовить качественное предложение, или на данный бюджет, увы, мы не можем предоставить вам полный объем услуг, соответствующих вашим целям).
Надеюсь, это существенно сэкономит Ваше время и нервы.