Конспект весеннего развлечения для детей старшей группы. Тематическое развлечение «Весна» (для детей средней группы). Игра «А мы просо сеяли»

Сценарий развлечения «К нам Весна - Красна пришла!»

Ход развлечения:
Дети под песенку "Весна" (композитор С. Ранда) входят в зал и располагаются на стульчиках.
Ведущая
Здравствуйте, дорогие гости и родители.
Мы приглашаем вас на весенний праздник.
Вот опять наступила весна,
Снова праздник она принесла,
Поздравления наши примите,
И выступленье детей посмотрите!
1 Ребенок
Пришла Весна! Весна – красна!
С зеленой травкой у окна.
Повесила сережки березке - белоножке.
Везде Весна! Весна везде!
В звериной норке и в гнезде!
2 Ребенок
Пришла Весна ясная,
Пришла Весна красная,
С клейкими почками,
С первыми листочками.
3 Ребенок
Пришла весна
Звенит капель
Повсюду слышна птичья трель
И выше стали небеса
Видна подснежников краса.
4 Ребенок
К нам Весна - красна пришла
И веселье принесла
Травке зеленеть,
Птичкам песни петь,
Садам весной цвести,
А нам скорей расти.
5 Ребенок
Небо ярко засинело,
Землю солнышком пригрело.
Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей.
Ручейки в лесу поют,
И подснежники цветут.
Пробудились все от сна.
Это к нам пришла...
Дети (вместе) Весна.
(Под музыку: вальс Штрауса "Весенние голоса" входит Весна)
Весна
Знаю, ждут меня повсюду,
Всем на свете я нужна.
Приношу я радость людям,
А зовут меня - Весна!
Здравствуйте, ребята,
Здравствуйте гости дорогие!
Так давайте дружно все
Споем песню о весне. (Дети исполняют «Песню о весне»).
Звучит фонограмма шума леса.
Ведущая
В лесу живет дедушка Эхо,
С ним разговаривать просто потеха,
Если крикнем все «ау»,
То в ответ услышим
Эхо (из-за двери):
У – у – у!
Ведущая
Скажем все: «Иди сюда»
Отвечает Эхо
Эхо
А – а – а!
Ведущая
Крикнем дедушке: «Ты где?»
Отвечает Эхо
Эхо
Бе – е – е!
Ведущая
Хватит, дедушка, шалить,
Только бы тебе шутить.
Иди сюда!
Мы ждем тебя!
(Входит Эхо с корзинкой в руках)
Эхо
Я в лесу живу,
Целый день кричу.
Отвечаю тут и там
Самым разным голосам.
Только я хочу сказать,
Что люблю я поиграть,
Пошутить, побаловать,
Песни петь и танцевать.
Ведущая
Здравствуй, дедушка Эхо! А что у тебя в корзинке?
Эхо
Мои лесные зверюшки
Прислали свои игрушки. (Достает из корзинки мешок с шишками)
Вот белочки шишки мне дали,
Чтобы мы с ними здесь поиграли.
Игра – аттракцион «Кто больше наберет шишек в корзинку»
Дети и родители делятся на 2-3 команды, и собирают шишки в корзины, пока играет музыка. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.
Ведущая
Ну, ребята, молодцы!
Поиграли от души.
Эхо
Есть картина у меня
На картине кругом лес,
И сугробы тоже есть.
Только сквозь сугроб, детишки,
Пробиваются цветы небывалой красоты.
Показывает детям незаконченную картину
Ведущая
Ничего не понимаю. Где же цветы - первоцветы?
Эхо
Торопился, не успел закончить картину. Может ребята помогут мне украсить картину подснежниками?
Весна
Конечно, дедушка Эхо, дети и взрослые нарисуют твои любимые весенние цветы.
Проталинки пригрело солнце с высоты,
И распустились первые весенние цветы.
На радость нам нежнейшие подснежники красуются.
Пусть только люди их не рвут, а ими лишь любуются.
На фоне музыки «Подснежник» П. Чайковского все дети и взрослые рисуют нетрадиционными способами коллективную работу «Подснежники на поляне». Родители обводят по шаблону цветы-подснежники, а дети раскрашивают их.
Ведущая
Эхо, ты немного отдохни,
На пенечке посиди.
Дети не дадут скучать,
Будут петь и танцевать.
У кого тут хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора.
Танцевать теперь пора!
Танец с цветами (Сбор. «Песенка звени»)
1. Разбежались цветики,
Яркие букетики. Дети с цветами бегают по залу
Замелькали там и тут
И под солнышком цветут.
2. Покружись, покружись
И ребяткам покажись. Кружатся
Покружись, покружись
И ребяткам покажись.
3. Потанцуйте, цветики,
Яркие букетики. Делают пружинку
Приседай, приседай
И ребяток забавляй.
4. Ветерок, прилетай
И цветочки покачай. Качают руками,
Да – да – да, прилетай в которых держат цветы
И цветочки покачай.
Весна
А я тоже приготовила сюрприз. Есть у меня привет от Лета - Цветочек славный, непростой.
Когда я прикоснусь слегка
К бутону спящего цветка,
По мановению руки
Цветок раскроет лепестки!
Весна прикасается весенней веточкой к закрытому цветку. Лепестки у цветка раскрываются.
Какие задания затаились в цветке,
Хотите, детишки, узнать?
Тогда давайте поскорее начинать!
Лепесток сорвём и задание прочтём!
Звучит мелодия. Весна срывает лепесток, читает задание.
Весна 1 задание (лепесток синий)
Вопрос: А вы знаете, какие весной к нам прилетают птицы? Как они называются?
Ответ: К нам прилетают скворцы, грачи, соловьи, ласточки, грачи. Это перелётные птицы.
Ведущая
К нам весна, к нам весна
К нам весна красна пришла,
Прилетели скворушки,
Сели чистить перышки.
Я пойду в зеленый сад,
Там соловушки свистят,
Вишни распускаются,
Птички просыпаются.
6 Ребенок
Скворушка, прилетай,
Себе домик выбирай
На дереве высоком
С крылечком широким
Да почаще свищи,
Да погромче дуди
Звонко песни выводи.
Ведущая
А вот и скворушки летят,
Приглашают всех ребят.
Кто же ловкий здесь у нас?
Поиграем мы сейчас.
Подвижная игра со стульчиками – скворечниками «Кто быстрее займет скворечник».
Под «Песню жаворонка» композитора, летают «птички», и стараются занять «скворечники».

Весна 2 задание (лепесток красный)
Игра «Весенние слова» (характерные признаки весны)
Все играющие (взрослые и дети) становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Поймавший мяч должен назвать что-либо весеннее, и тут же бросить мяч другому ребёнку или взрослому.
Ведущая
Ну, ребята, молодцы!
Поиграли от души.
Весна 3 задание (лепесток зелёный)
А теперь, мои ребятки, отгадайте-ка загадки.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна)
Голубой платочек,
Алый клубочек
По небу катается,
Людям улыбается.
(Небо, солнце)
На дереве дворец
Во дворце певец.
Что это за дворец?
(Скворечник)
Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко полежала,
Потом вдруг убежала.
(Ёжик)
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Берёза)
Ведущая
А наши ребята умеют водить хоровод вокруг берёзки. И берёзка у нас есть своя. Посмотрите, какая она стройная, красивая. (Выводит девочку - «берёзку») .
Ведущая
Ну-ка, музыка играй!
Нас на танец приглашай!
Исполняется хоровод «У берёзки»
Ведущая
Мы танцуем и поем,
Хлопаем в ладоши,
Ничуть не устаём,
С музыкой хорошей.
Весна 4 задание (лепесток жёлтый)
Будем праздник продолжать, будем весело играть!
Эстафета «Собери цветок»
Создаются 2 команды из детей и родителей. 2 цветка из синего и красного, желтого и белого картона разрезаны на лепестки и сердцевины. Части цветов лежат в беспорядке. После сигнала, участники обеих команд, по лепестку определенного цвета, собирают цветок. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.
Вбегают 2 девочки - «бабочки». Летят на собранные цветы, их крылья не раскрашены.


Весна 5 задание (лепесток оранжевый)
Раскрась крылья бабочкам
Создаются команды детей и родителей. Нужно раскрасить крылья бабочкам нетрадиционным методом (поролоновым тампоном, «тычком», ватными палочками) как можно быстрее и аккуратнее.

Бабочка (7 ребёнок)
Мы крылышки расправим,
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем,
Какой кругом простор!
На луг мы прилетели
И здесь танцуем вальс.
И кажется, что с нами
Весь луг пустился в пляс.
Ведущая
Как музыка заиграет,
Всех танцоров собирает.
Ну-ка дружно все вставайте
Веселый танец начинайте.
Пластический этюд «Самая красивая бабочка». Приглашаются для участия дети и взрослые. Под музыку, все участвующие производят плавные движения, похожие на полёт бабочки. По окончании музыки, застывают в разных позициях. Весна выбирает самую красивую «бабочку».
Эхо
Какие вы все молодцы: поёте, танцуете, о птицах, о растениях много знаете.
А знакомы ли вам правила поведения в природе?
Дети и взрослые называют правила:
- Не ломай ветки деревьев.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не трогай птичьи гнезда.
- Не шуми в лесу.
- Не разоряй муравейники.
- Никогда не выбрасывай мусор в водоемы .
Эхо
Как весело у вас в детском саду!
Спасибо, что в гости пригласили,
Меня повеселили.
Но теперь мне в лес пора,
До свидания, детвора! Но прежде чем уйти порадую я вас. Расцвело в лесу дерево волшебное, а на нём выросли волшебные конфетки. Кто конфетку скушает, услышит голоса леса, и никогда не будет нарушать правила поведения в лесу.
Выносится небольшое дерево на подставке, с висящими на нём конфетами. (Эхо уходит)
Весна
Вы добром меня встречали
Песней, пляской привечали.
Всех подарком одарю,
Никого не обделю!
Выносится поднос с пирогом…
Теперь мне пора в поля и леса.
Приходите в гости, мои друзья. (Весна уходит).
Ведущая
Сказку нашу мы кончаем,
Что же нам ещё сказать?
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать!
Вам спасибо за вниманье! (родителям)
Вам спасибо за старанье, (детям)
Всем вам низкий наш поклон!
Дети под музыку уходят из зала.

Программные задачи:

Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.

Продолжать учить разгадывать загадки о весне, заучить заклички о весне.

Предложить детям научиться печь традиционные для этого праздника булочки – «жаворонки»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы с вами сегодня превратимся в поваров, но прежде немного с вами побеседуем.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны ее отгадать:

Шагает красавица,
Легко земли касается
Идёт на поле на реку
И по цветку и по снежку. (весна)

Правильно это весна!

Давайте разучим веселую закличку и позовем весну.

«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, радостью,
С великой милостью.
С льном высоким,
С корнем глубоким
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными».

По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну, исполняя своеобразным речитативом «заклички».

Поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев перелётные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну.

Желая их поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками из коринки и черемухи «жаворонков». Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать:

Жаворонки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне,
Весну красную…

Вот сегодня мы с вами будем учиться печь такие булочки из теста, которые называются «жаворонками».

Сейчас мы с вами превратимся в поваров. Оденем фартуки и приступим к работе с тестом. С тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились «жаворонки».

Сначала раскатаем колбаску из теста (так как вы делали из пластилина). Затем увяжем узелком, так чтобы один конец был длиннее (хвостик). Сверху сделаем глазик из изюма. Вот и получились у нас птички, «жаворонки».

А теперь мы отнесем птичек на кухню, и повар их испечет в духовом шкафу.

Пока наши птички пекутся, отгадайте еще одну загадку:

Яростно река ревет.
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся. (апрель)

Ой, ребята, смотрите, наши жаворонки уже готовы. А кто их принес?

Ну, конечно, весна. «Жаворонки» принесли с собой весну. Давайте вместе скажем дружно:

Вот видите, мы не зря сегодня трудились. Наши птички принесли на своих крыльях нам Весну.

На этом наше занятие окончено.

Список используемой литературы:

1.Зарецкая Н. В. «Сценарии праздников для детского сада». – М.: Айрис-Пресс, 2008 г.

2. Давыдова М.А.«Сценарии музыкальных и фольклорных праздников».– М.: «Вако» 2007 г.

Оборудование.

    Звукозаписи: пьеса П.И.Чайковского «Подснежник», песня «Синяя вода» в исполнении Аиды Ведищевой, веселая музыка на выход мальчика Марта, запись колокольного звона, Вивальди «Весна 2 часть».

    Первоцветы, сплетенные из бисера (подснежники, мать-и-мачеха, крокусы, мимоза);

    Вертушки-цветы для выполнения дыхательной гимнастики;

    «Снежное покрывало» из белого шифона;

    Корзинка;

    Костюм Феи Воды;

    Плоскостные изображения весенних месяцев, ширма;

    Костюм мальчика Марта;

    Указка;

    Ребус «Вода»;

    «Камушки» (плоские подушечки из кожзаменителя, наполненные поролоном);

    Предметные картинки: верба, проталинки, сосулька, капель;

    2 мольберта (большой и маленький 2-х сторонний);

    Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»;

    Мнемотаблица к рассказу «Март»;

    Мартинички (куколки), связанные из ниток красного и белого цветов.

    Организационный момент.

Дети входят в зал, где звучит пьеса П.И.Чайковского «Подснежник». Логопед предлагает детям сесть на стульчики. Музыка звучит несколько минут, затем логопед выключает проигрыватель.

Л о г о п е д . Ребята, как называется пьеса, которая сейчас прозвучала?

Д е т и . Это пьеса Чайковского «Подснежник».

    Подбор определений к слову «подснежник».

Л о г о п е д . Верно ребята. Достает корзинку с подснежниками из бисера. Давайте рассмотрим подснежники. Ответьте на мой вопрос, - «Подснежник какой?».

Д е т и . Подснежник нежный.

Подснежник хрупкий.

Подснежник узколистный.

Подснежник изящный.

Подснежник белоснежный.

Подснежник ранний.

Подснежник весенний.

Л о г о п е д. Давайте изобразим подснежник.

    Пальчиковая гимнастика (на стульчиках)

Наши белые цветки


Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.


Наши белые цветки
Закрывают лепестки,


Тихо засыпают,
Головками качают.

Ладошки сложены.

Разводим пальчики по одному, начиная с мизинца.

Смыкаем пальчики по одному, начиная с большого.

Качаем сложенными ладошками из стороны в сторону.

Л о г о п е д. Молодцы, ребята, подснежники самые нетерпеливые цветы, они появляются на первых проталинах, не дожидаясь, когда снег сойдет полностью. Каким словом можно назвать цветы, появляющиеся первыми?

Д е т и . Первоцветы.

Л о г о п е д. Правильно, ребята. Поднимает «снежное покрывало», из под которого появляются первоцветы из бисера . Вот и на нашей полянке появились первоцветы. Эти цветы появляются первыми в разных уголках нашей необъятной Родины – России. Подснежник и мать-и-мачеха в наших краях, крокусы и мимоза расцветают на Кавказе.

У меня для вас полная корзина первоцветов. Давайте с ними поиграем.

    Дыхательная гимнастика «Первоцветы»

Логопед раздает детям цветы-вертушки и предлагает пройти на ковер. Сделайте три коротких выдоха (3 раза).Сделайте длинный выдох, не поднимая плеч.

Дети проходят к стульчикам.

Л о г о п е д. Молодцы ребята, скажите, приметой какого времени года является появление подснежников?

Д е т и. Появление подснежников это примета ранней весны.

Л о г о п е д. Верно, ребята. О ранней весне мы и будем сегодня говорить.

Метель затихла, ветры смолкли,

У елей чуть блестят иголки.

А Дед Мороз садится в сани,

Ему пора прощаться с нами.

Ему на смену, величаво

Идёт красавица одна.

О ней вы знаете немало,

Зовут красавицу... (Весна)

Л о г о п е д. Ребята, вспомните стихотворения о весне и расскажите нашим гостям. Но прежде, чем рассказать, давайте сделаем весеннюю гимнастику для язычка.

    Артикуляционная гимнастика

Сосулька тает.
Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
Лужи.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Капель стучит по крыше.
Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Л о г о п е д . Молодцы ребята, теперь можно начинать.

    Выразительное чтение стихотворений о ранней весне.

1-ый ребенок. Стас

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

2-ой ребенок. Женя

Иван Бунин

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

3-ий ребенок. Дима

Федор Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Л о г о п е д. Молодцы, ребята, вы рассказали очень выразительно, а сейчас, я предлагаю всем вам пройти на ковер и поиграть.

    Физминутка.

"Заботливое солнышко"

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.


И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Деткам нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!

Дети ритмично скрещивают руки над головой.

Плавно покачивают руки вверху.

Ритмично потирают щеки.

Ритмично постукивают пальцем по носу.

Логопед предлагает детям занять свои места.

    Подбор определений, однородных сказуемых, слов с противоположным значением.

Л о г о п е д. Ребята, а теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про весеннее солнышко, небо, ручьи, снег. Вашими словами мы пополним наш «Словарик». Логопед держит перед детьми «книгу-словарик», дети «кладут» свои слова в « словарик».

Л о г о п е д. Солнце, какое?

Д е т и . Весеннее, яркое, теплое.

Л о г о п е д. Небо, какое?

Д е т и . Голубое, высокое, чистое.

Ветер - свежий, весенний, теплый.

Ручьи - быстрые, прозрачные, звонкие.

Снег - темный, мягкий, талый, рыхлый, влажный, сырой.

Л о г о п е д. Замечательно! Молодцы! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветер, снег, ручьи.

Д е т и. Солнце - светит, пригревает, ласкает.

Снег - тает, оседает, темнеет.

Ручьи - бегут, звенят, журчат.

Л о г о п е д. А теперь откроем рот, чтоб сказать наоборот!

Зимой снег белый, а весной…..

Зимой дни короткие, а весной ….

Зимой солнце тусклое, а весной …

Зимой ветер холодный, а весной ….

«Словарик» был легким, а стал ….

Л о г о п е д. Молодцы, ребята. Теперь наш словарик полон весенними словами.

    Развитие логического мышления. Разгадывание ребуса.

Логопед выставляет перед детьми мольберт с ребусом «вода» (или определи слово по первым звукам).

Л о г о п е д. Ребята, отгадайте слово, спрятанное в этом ребусе (вода).

Дети разгадывают ребус.

МУЗЫКА «СИНЯЯ ВОДА»

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

    Подбор родственных слов.

В о д а . Здравствуйте, ребята, я Фея Воды.

Рассказ феи Воды.

Недавно у меня был день рождения. Я устроила большой бал. Пригласила своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь. А вы догадались, кто лишний?

Де т и. Лишний – водитель. Слово водитель из другой семьи!

    Развитие общей моторики, ловкости, внимания.

Ф е я В о д ы . Ай да молодцы! А теперь вы меня повеселите. Пройдите по камушкам через наше «озеро» не замочив ножек.

МУЗЫКА . Дети идут по «камушкам».

В о д а . Молодцы, повеселили вы меня! Получайте (отдает массажный мяч логопеду) за это волшебную капельку!

Жаль, что мне уже пора!

Напоить леса, луга

К лету я успеть должна!

Уходит под МУЗЫКУ «СИНЯЯ ВОДА»

Л о г о п е д. Ребята, фея Воды оставила нам волшебную капельку, она поможет нам вспомнить слова-родственники слову вода.

Логопед приглашает детей на ковер. Дети встают в круг.

Логопед проводит игру с мячом , в процессе которой дети вспоминают слова-родственники слову вода (водичка, водомерка, водоросли, водяной, водолаз, подводник, водомер, водовоз, водопад, водица).

Логопед приглашает детей занять свои места.

    Уточнение знаний о весенних месяцах. Уточнение значений слов протальник, снегогон, травень.

Л о г о п е д. Ребята, давайте вспомним названия весенних месяцев. Перечислите их.

Д е т и. Март, апрель, май.

Л о г о п е д. Верно ребята. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы март пришёл раньше, чем уйдёт февраль, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. У нас в гостях весенние месяцы, - персонажи сказки С.Я.Маршака «12 месяцев», послушайте, что они сами про себя расскажут.

За ширмой один за другим появляются весенние месяцы.

М а р т.

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к вам месяц март.

Пусть я месяц молодой,

Но вопрос мой непростой!

Почему март называют протальником ?

Д е т и. В марте снег становится рыхлым и появляются проталины. Проталины – место, где растаял снег и появились первые островки земли.

А п р е л ь.

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к вам пришел апрель.

Пусть я месяц молодой,

Но вопрос мой непростой!

Что значит апрель – снегогон ?

Д е т и. Снегогон это сложное слово, в нем спрятались 2 слова (снег, гнать). Апрель гонит снег, пригревает солнце, снег быстро тает, бегут ручьи.

М а й.

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край -
Вас теплом встречает май.

Пусть я месяц молодой,

Но вопрос мой непростой!

Почему май называют травнем ?

Д е т и. В мае появляется зеленая травка, распускаются листья на деревьях, все вокруг зеленеет.

Л о г о п е д. Верно, ребята. Скажите, а какой сейчас месяц?

Д е т и. Март.

Л о г о п е д.

В тёплых солнечных сапожках,

С огонёчком на застёжках,

По снегам бежит мальчишка

Снег пугает, шалунишка:

Только ступит - стаял снег,

Раскололся лёд у рек.

Охватил его азарт.

А мальчишка этот - ... Март!

МУЗЫКА (НА ВЫХОД МАЛЬЧИКА-МАРТА)

Под музыку вбегает мальчик Март с веточкой в руках.

    Игра “Подскажи словечко”. Актуализация словаря по теме.

М а р т. Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришел на праздник я!

Вы со мною поиграйте,

И словечки отгадайте!

Март загадывает детям загадки, логопед выставляет картинки отгадки на мольберт.

    Самый первый день весны,
    Самый-самый первый.
    На опушке, у сосны
    Распустилась… (верба).

    Ой, беда! Ой, беда!
    Тает снег, кругом вода.
    Не обуешь валенки,
    На снегу… (проталинки).

    Рад весне братишка Саша
    И собачка рада Жулька.
    На припёке, с крыши нашей
    Утром свесилась … (сосулька).

    Снег в лесу. Сугробов много.
    Но слышна синицы трель.
    С крыши прямо на дорогу
    Звонко капает … (капель).

Л о г о п е д. Месяц Март, скажи, а правда, что ты уже учишься в школе для умников и умниц?

М а р т. Правда! Я хожу во 2-ой класс!

Л о г о п е д. Здорово! А наши ребята, тоже собираются в школу и многое уже знают и умеют. Задай-ка им задание посложнее.

    Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

М а р т. Что ж, тогда пусть поделят слова (показывает на картинки и называет слова ) верба, проталинки, сосулька и капель на слоги.

Л о г о п е д. Ребята, прежде чем выполнить задание, давайте вспомним правило о делении слов на слоги.

Д е т и. Сколько в слове гласных, - столько и слогов.

Дети делят слова на слоги и называют количество слогов в словах.

М а р т. Молодцы, ребята, мне с вами было очень интересно, но я должен спешить! Побегу в лес, медведя-лежебоку пора поднимать!

МУЗЫКА (МАЛЬЧИК-МАРТ)

Дети и логопед прощаются с Мартом. Март убегает под музыку .

    Игра «Какой лес?». Совершенствование грамматического строя речи.

Л о г о п е д. Ребята, давайте и мы отправимся на прогулку в весенний лес и вспомним, как называется лес из разных пород деревьев.

Дети встают в круг. Логопед д остает сундучок .

Я картинку положила в разноцветный сундучок,

Ну-ка, Катя, открывай, вынь картинку, называй!

В игре образуются следующие пары словосочетаний: лес из осин, осиновый лес – осинник; лес из берез, березовая роща – березняк; лес из дубов, дубовая роща – дубрава; лес из сосен, сосновый бор – сосняк.

Дети занимают места на стульчиках.

    МУЗЫКА (КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН)

Л о г о п е д. Ребята, что вы сейчас услышали?

Д е т и. Мы услышали звон колокола.

Л о г о п е д . Верно ребята, это колокольный звон, а звучит он с картины выдающегося русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Логопед снимает накидку с мольберта с картиной.

МУЗЫКА Сен-санс ЛЕБЕДЬ

На окраине маленького села возвышается небольшая колоколенка. К синему с высокими облаками небу тянутся еще голые ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Картина нарисована в темных тонах, весна наступает медленно. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели. На ваших глазах происходит великое чудо пробуждения весны.

Л о г о п е д. Ребята, рассмотрите картину и подберите слова-приятели к следующим понятиям:

    Весной природа пробуждается (оживает, просыпается)

    Открыли весну (принесли ) грачи

    На проталинах появляются их темные (черные ) стаи

    Зиму грачи провели на юге нашей большой (необъятной, громадной ) страны

    По дороге (по пути ) они не раз попадали в жестокие (злые, сильные ) метели.

    Многие птицы выбивались из сил (уставали ) и погибали (умирали) в пути.

    Первыми долетели самые сильные (крепкие, выносливые ) грачи.

    Теперь они расхаживают (бродят, гуляют) по дорогам и ковыряют крепкими носами (клювами) землю.

    В стороне расхаживает одинокий грач (гуляет, шагает, ходит, бродит)

    Снег мокрый (влажный, сырой)

    Воздух чистый (прозрачный, хрустальный)

    Поля потемнели (почернели)

    Грачи строят (вьют, сооружают, возводят, обустраивают) себе гнезда

    Березки кривые (гнутые, корявые)

    Грачи спешат (торопятся) построить гнезда

    Березки, словно живые протягивают друг другу свои озябшие (замершие, оцепеневшие) ветви.

    Физминутка «Наступление весны»

Наступила долгожданная весна

Выглянуло ласковое, теплое солнышко

По небу плывут пушистые облака

Оживают деревья

Лопаются почки, появляются зеленые листочки

На проталинках появляются нежные подснежники

Бегут ручьи

Как красиво весной в лесу

Поднимаемся на цыпочках, разводим руки в стороны

Гладим ручки

Изображают руками плавание

Делают домик над головой, разводят руки

Разводим сомкнутые ладони, щелкаем сомкнутыми губами

Приседают, изображают появление подснежника

Делают волну двумя руками

С восхищением разводят руки. Ах!

    Пересказ рассказа «Март» по Г.Скребицкому с использованием мнемотаблицы. Развитие связной речи, речевого слуха, памяти.

Л о г о п е д. Ребята, на прошлом занятии мы рассматривали картину Игоря Грабаря «Март» и слушали рассказ Г.Скребицкого «Март», будто специально написанный к этой картине. Давайте вспомним этот рассказ, а поможет нам в этом таблица.

1 - 2 ребенка по очереди пересказывают текст с опорой на мнемотаблицу.

Март

Март – первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.

Л о г о п е д. Молодцы, ребята, на следующем занятии мы обязательно сравним эти две картины, две ранних весны – Саврасова и Грабаря.

Вы сегодня отлично потрудились. Давайте посмотрим, что оставил для вас мальчик Март! Ребята, это мартинички. Белый цвет этих куколок символизирует уходящую зиму, красный цвет – наступающую весну. В конце марта мартиничками украшали деревья, - с зимой прощались, весну зазывали.

Л о г о п е д. Мы сегодня веселились, и играли, и учились, а сейчас уже пора отдохнуть вам детвора.

    Упражнение «Снеговики». Релаксация.

Развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.

Логопед предлагает детям свободно встать на ковре.

Л о г о п е д. Представьте, что вы – снеговики. Вы стоите на открытой солнечной полянке. Пришла весна. Солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Солнце припекает все сильнее. Вы таете и оседаете все ниже. Под горячими лучами вы падаете на проталину.

Дети выполняют движения по команде логопеда.

Л о г о п е д . Ложитесь на спину, расслабьтесь, закиньте руки за голову, потянитесь всем телом. Медленно садитесь.

Дети встали, потянулись, и друг другу улыбнулись.

С гостями попрощаемся, в группу отправляемся.

с. 1
МБДОУ №5 «Степнячок»

« Пришла Весна»

Развлечение в средней группе


Воспитатель Н.Н. Хакимова


« Пришла Весна»

Развлечение в средней группе

Цель: Приобщение детей к образам весенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной выразительности.

Развитие творческого воображения, умение быстро реагировать на поставленные задачи, доставлять радость и удовлетворение от действий под музыку.

Приобщить детей к народным традициям;

Активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов;

Развить у детей фантазию и воображение.
Предварительная работа:


  1. Разучивание песен, танцев и инсценировок;

  2. Индивидуальная работа с ведущими персонажами;

  3. Подбор и подготовка фонограмм.
Материалы и оборудование:

  1. Украшение зала по–весеннему;

  2. Костюмы у Семен и сарафаны у девочек, костюм Березе

  3. Цветы - по 2 для каждой девочки.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Взрослые:

Ведущий


Семен

Дети.

Береза

Листочки
Ведущий:

На деревьях лопнут почки

И появятся листочки,

Во дворе растает снег

И начнут ручьи свой бег.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ведущий : светает рано по утрам,
Весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? Весна.
После холодной зимы, пришла к нам весна.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы весну встречать.

Ах, какая красот

Настя Ч.

В лес опять пришла весна:

Птички весело поют,

Гнездышки усердно вьют,

Весело звенят ручьи,

К реченьке спешат они.

Солнце яркое сияет, в хоровод всех приглашает.
Ведущий: Ребята, назовите определения к слову «ВЕСНА». Какая она? (теплая, добрая, зеленая, красивая, ранняя)А знаете ли вы, что весной просыпаются все живое от зимнего сна?! А кто просыпается в берлоге? Расскажите, покажите!
-Мишка вылез из берлоги,
-Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
-Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
-К нам опять пришла весна.
-Чтоб скорей набраться сил,
-Головой медведь крутил (вращение головой)
-Наклонялся взад, вперед, (наклоны)
-Вот он по лесу идет (имитируем движение – ходьбу)
-Ищет мишка корешки,
-И трухлявые пеньки.
-В них съедобные личинки –
-Для медведя – витаминки. (наклоны вперед)
-Наконец медведь наелся,
-И на бревнышке уселся (сели на ковер)

Ребенок

Сосульки тают льдистые,

И небеса ясны.

Умытыми и чистыми

Мы встретим День весны.

С. Рунге

Песня о весне

Ребенок

"Слыхали ли вы, - звенели капели, -

Что больше не будут седые метели

Над полем кружить?"

Все

"Слыхали, слыхали!" - ручьи отвечали.

Ведущий

А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте это проверим.


Предлагаю вам ребятки отгадать весенние загадки:
- что весной голубое, высокое, чистое? (небо).
- что весной легкое, белое, пушистое? (облака).
- что весной бежит, журчит? (ручей).
- что весной капает и звенит? (капель).
- что весной греет, светит, припекает? (солнышко).
Входит недовольный Семен.

Ведущий. Здравствуй, гость неведомый!

Семен . Здрасьте!

Ведущий. Как зовут тебя? Как величают?

Семен. Семен- я!

Ведущий . Что ты такой недовольный?

Семен. Будешь тут сердитым. Все меня дразнят:

"Семен губы надул!"

Ведущий . Семен, не обижайся, лучше поиграй с нами!

Семен

Ну давайте поиграйте,

В хоровод вставайте!

Дети встают вокруг Семена.


Игра "Семен"

Эй, Семен, Дети идут по кругу, взявшись

Что губы надул? за руки. В центре стоит на-

Эй, Семен, дувшийся Семен.

Что губы надул?

Ты не злись, не сердись, Дети останавливаются и

А ребятам улыбнись. грозят пальцем Семену. Он хмурится.

Ты немножко попляши, Дети хлопают в ладоши. Семен пляшет.

Что нам делать, прикажи!

После песни Семен дает детям задание (поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т.д.), которое ребята показывают движениями.

Семен: Ну, повеселили вы меня. И правда, день сегодня теплый, весенний.

1-й ребенок

Скоро снова зашумят

Листья молодые,

Загудят, заговорят

Пчелки золотые.

2-й ребенок

Окропит поля дождем

Туча грозовая;

Загрохочет первый гром,

Землю облетая.

3-й ребенок

В нежной зелени, в кустах

Ручеек проснется,

Звонкой песней в небесах

Птичка отзовется.

С. Вышеславцева

4 ребенок

У задумчивой березки


На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти
Весенний хоровод «Во поле береза стояла»

Семен: Какой красивый танец. Просто молодцы! А я знаю подвижную игру. Давайте вмесе поиграем?!

Подвижная игра «Солнце, дождик, ветерок» (солнце – замирают, дождик – прыгают, ветерок – бегают врассыпную.)
Семен: Ребята, а что весной с земли смывает остатки грязного снега, различных веточек? Помогает вырасти молодым цветам и всему живому?

Дети – дождик!

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлебца каравай -

Сколько хочешь поливай.


Семен: А знаете ли вы, что ярче и теплей весной, что согревает землю?

Дети – солнышко!

Игра-упражнение “CОЛНЫШКО”
(На развитие общей моторики, проводится под музыку)

Маленькое солнышко


Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце,
Вижу из окошка (показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)

Семен: Вот молодцы! А теперь отдохнуть хочу, устал очень.

Ведущая:

Ты, Семен, отдохни, а мы тебе стихи почитаем о весне


1 .К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами,

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.


2 .Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.
3. Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.


По траве без сапог

Пробежался ветерок.

Сунул нос под навес,

К Жучке в будку залез.

А потом за селом

Закружил веретеном...

Шевельнулся листок,

Распустился цветок.

Ведущий: Наши девочки исполнят танец цветов.

Танец цветов

Исполняют девочки.

Итог.
с. 1

Задачи: продолжать знакомить детей с природными явлениями, временами года; совершенствовать навыки ходьбы и бега, упражнять в прыжках; доставить детям чувство радости.

Оборудование : две наклонные доски; три бруска (высота - 5 см); макеты льдин, выполненные из бумаги; аудиозапись музыки.

Ход досуга

Дети входят в зал под музыку и выстраиваются в шеренгу.

Инструктор . Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Инструктор . Правильно, весна. А что происходит весной в природе?

Дети. Тает снег, прилетают птицы, начинает пригревать солнышко, становится тепло.

Инструктор . Вот сегодня мы отправимся на встречу с Весной в лес. Поиграем в животных и птиц, узнаем, чем они занимаются в весеннем лесу.

Звучит аудиозапись музыки. Дети выполняют движения:

К нам весна шагает быстрыми шагами Ходьба друг за другом быстрым шагом.

И сугробы тают под ее ногами. Ходьба с высоким подниманием колен.

Потекли по лесу ручейки. Бег «змейкой».

Видно, очень теплые ноги у весны.

Инструктор.

1. «Разбудили ручейки медведя. Вылез он из берлоги и стал бродить по весеннему лесу».

Ходьба на внешней стороне стопы.

2. «Чтобы не намочить ноги, мы через ручейки пройдем по мостику».

Ходьба по доскам, положенным на пол.

3 . «Стали прилетать в лес перелетные птицы. Первыми прилетели грачи, за ними скворцы».

Бег врассыпную.

4. «Выбрали птицы себе деревья, где гнёзда вить будут, сели на веточки. Перышки чистят с дороги».

Повороты головы вниз-вправо-влево.

5. «Крылышки свои расправляют».

Поднять правую, затем левую руку вверх, посмотреть на неё.

6. «Оглядываются, нет ли опасности».

Повороты туловища вправо-влево.

7. «Веточки, травинки сухие стали подбирать, гнёзда делать».

Приседания.

8. «Хорошо потрудились и стали весело по веточкам прыгать».

Прыжки боком.

9. «Пусть птицы отдыхают и веселятся, а мы отправимся дальше в лес, посмотрим, как зайцы Весну встречают».

Ходьба друг за другом.

10. «Рады зайцы Весне. Тепло стало, молодая травка на проталинах появилась - сочная, вкусная. Весело зайцы по лесным тропинкам прыгают».

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.

11 . «Через пенёчки перепрыгивают».

Прыжки последовательно через три бруска (высота - 5 см).

12 . «Захотелось зайчишкам наведаться в соседний лес, который рос на другом берегу реки.

Стали они по «льдинкам» прыгать. Хорошо отталкиваются, чтобы в воду не попасть».

Прыжки по «льдинам» («льдины» - на расстоянии 50 см друг от друга).

13 . «Вот мы и побывали в весеннем лесу. Увидели, что все его обитатели очень рады весне.

А теперь нам пора домой возвращаться. Давайте перед дорогой отдохнём на полянке».

Дети рассаживаются на ковре.

Инструктор . Скажите, а на что были похожи льдины, по которым прыгали зайчики?

Дети. Они были похожи на облака, на тарелку, на стол и т. д.

Инструктор. Ребята, а как вы думаете, можно ли прыгать по настоящим льдинам?

Дети. Нет, нельзя.

Инструктор. Правильно, это очень опасно. Даже взрослым опасно весной ходить по льду реки или озера. Может лёд треснуть и человек провалится в ледяную воду и утонет.

Вы очень хорошо сегодня занимались и, я надеюсь, запомнили всё, о чём мы сегодня говорили.

Дети выходят из зала под аудиозапись пения птиц.