Монополистическая деятельность. Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции Противоречащие антимонопо

Сердцевина российского антимонопольного законодательства - Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (далее - Закон). Монополистической деятельностью, согласно ст.4 Закона, являются противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение и устранение конкуренции.

Формам монополистической деятельности посвящен раздел IIЗакона. Он состоит из пяти статей, предусматривающих регулирование злоупотребления доминирующим положением на рынке, вертикальных и горизонтальных (картельных) монополистических соглашений, деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию, а также недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления.

В п.1 ст. 5Закона закреплен общий запрет злоупотребления хозяйствующим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц.

Примерные формы появления злоупотребления доминирующим положением, указанные в ст. 5 Закона о конкуренции, следующие:

Изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддерживание дефициты на рынке либо повышение цен;

Навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущество, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

Включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектами;

Согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

Создание препятствий доступу на рынок (выход с рынка) другим хозяйствующим субъектом;

Нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

Установление монопольно высоких (низких) цен;

Сокращение или прекращения производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей при наличии безубыточной возможности их производства;

Необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при возможности производства или поставки соответствующего товара.

Согласно ст. 6 Закона антиконкурентные соглашения (согласованные действия) являются наиболее опасной и часто встречающейся формой монополистической деятельности в условиях рыночной экономики.

Пункт 1 этой статьи касается так называемых горизонтальных (картельных) соглашений, т.е. соглашений между хозяйствующими субъектами одного и того же уровня. Так, запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35% товара, если такие соглашения могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Пункт 2 ст.6 Закона посвящен вертикальным антиконкурентным сговорам. Так, запрещаются достигнутые в любой форме соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а с другой является, его поставщиком и покупателем, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Статьи 7 и 8 Закона направлены против монополистической деятельности в сфере управления экономикой на период перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Следует отметить, что указанные положения не присущи законодательству промышленно развитых стран; они больше свойственны странам с переходной экономикой.

Согласно п.1 ст.7 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты и действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующий субъектов или граждан.

При слиянии, создании, присоединении коммерческих организаций возможны различные проявления антиконкурентных последствий. Статьи 17 и 18 Закона регламентируют контроль следующих видов экономической концентрации: 1) создания, слияния и присоединения объединений коммерческих организаций, а также самих коммерческих организаций; 2) приобретение определенных пакетов акций (вкладов, долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов; 3)ликвидации и разделения (выделения) государственных и муниципальных унитарных предприятий; 4) получения в собственности или использования одним хозяйствующим субъектом основных производственных средств и нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта; 5) приобретение любым лицом прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности; 6) переплетения директоратов.

Сердцевина российского антимонопольного законодательства – Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (далее – Закон). Монополистической деятельностью, согласно ст. 4 Закона, являются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Формам монополистической деятельности посвящен раздел II Закона. Он состоит из пяти статей, предусматривающих регулирование злоупотребления доминирующим положением на рынке, вертикальных и горизонтальных (картельных) монополистических соглашений, деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию, а также недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления.

В п.1 ст. 5 Закона закреплен общий запрет злоупотребления хозяйствующим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (т.е. не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров) составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.

Примерные формы проявления злоупотребления доминирующим положением, указанные в ст. 5 Закона о конкуренции, следующие:

Изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

Навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

Включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

Согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

Создание препятствий доступу на рынок (выход с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

Нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования;

Установление монопольно высоких (низких) цен;

Сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей при наличии безубыточной возможности их производства;

Необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при возможности производства или поставки соответствующего товара.

Согласно ст. 6 Закона антиконкурентные соглашения (согласованные действия) являются наиболее опасной и часто встречающейся формой монополистической деятельности в условиях рыночной экономики.

Пункт 1 этой статьи касается так называемых горизонтальных (картельных) соглашений, т.е. соглашений между хозяйствующими субъектами одного и того же уровня. Так, запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Пункт 2 ст. 6 Закона посвящен вертикальным антиконкурентным сговорам. Так, запрещаются достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является, его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Статьи 7 и 8 Закона направлены против монополистической деятельности в сфере управления экономикой на период перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Следует отметить, что указанные положения не присущи законодательству промышленно развитых стран; они больше свойственны странам с переходной экономикой.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующий субъектов или граждан.

При слиянии, создании, присоединении коммерческих организаций возможны различные проявления антиконкурентных последствий. Статьи 17 и 18 Закона регламентируют контроль следующих видов экономической концентрации: 1) создания, слияния и присоединения объединений коммерческих организаций, а также самих коммерческих организаций; 2) приобретения определенных пакетов акций (вкладов, долей) в уставном (складочном) капитале хозяйствующих субъектов; 3) ликвидации и разделения (выделения) государственных и муниципальных унитарных предприятий (если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке превышает 35%); 4) получения в собственности или использования одним хозяйствующим субъектом основных производственных средств и нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта; 5) приобретение любым лицом прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности; 6) переплетения директоратов.

Необходимое условие для обращения в антимонопольные органы за получением согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию коммерческих организаций – определенная суммарная стоимость активов учредителей, реорганизуемых и ликвидируемых предприятий (более 100 000 МРОТ).

Центральный вопрос государственного регулирования – проблема разработки стратегии социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов.

Реализация экономических реформ потребовала создания нового адекватного законодательства. Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках России, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство (АМЗ) на 2004 год включает в себя законы "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. (далее - Закон о конкуренции), Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства. Во всех названных законах вносились и вносятся изменения и по сегодняшний день.

В принятой 9 октября 2002 г. новой редакции Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" монополистической деятельностью признаются только противоречащие антимонопольному законодательству и ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов. Аналогичное поведение органов государственной власти (причем не только исполнительной, но и в субъектах Федерации - представительной и местного самоуправления отнесено к самостоятельным видам правонарушений, помещенным в специальный раздел Закона.

Понятие конкуренции как состязательности хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, остается неизменным с 1991 г. Согласно абз. 6 ст. 4 этого Закона под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Указанное определение конкуренции характеризует последнюю как экономическую категорию. В них содержится указание на два основных значения конкуренции: с объективной стороны - как состояние рынка и с субъективной - как отношения состязательности, содержание которых составляют конкурентные действия хозяйствующих субъектов.

Согласно ст. 4 Закона недобросовестная конкуренция - это "любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации".

Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Видами монополистической деятельности наряду со злоупотреблением хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке (ст.5), традиционно признаются так называемые горизонтальные и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов (ст.6).

АМЗ, как правило, проводит различие между горизонтальными и вертикальными слияниями. Горизонтальное слияние означает объединение нескольких до того независимых фирм, принадлежащих к одной отрасли. Подобные слияния регулируются наиболее жестко, так как предполагают уменьшение числа конкурентов в отрасли, что отождествляется с уменьшением конкуренции.

Вертикальное слияние является объединением фирм, осуществляющих последовательные стадии производства и поэтому связанных отношением "поставщик-покупатель". В данном случае непосредственного уменьшения числа конкурентов ни на одном из рынков не происходит, однако подобные слияния, как правило, ограничиваются. Предполагается, что подобные формы объединения помогают "поставщику" исключить конкуренцию за "покупателя". Благодаря указанным различиям между вертикальными и горизонтальными слияниями, отношение регулирующих органов к вертикальным слияниям несколько более мягкое.

По своей юридической природе недобросовестная конкуренция, так же как и монополистическая деятельность, является правонарушением.

Наряду с такими традиционными формами недобросовестной конкуренции, как "распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации" или "продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг", ст. 10 запрещает и "введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей".

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятель­ности на товарных рынках»устанавливает, что:

1) запрещаются действия фирмы, зани­мающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для под­держания дефицита, раздел рынка, попыт­ки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы, зани­мающиеся недобросовестной конкуренци­ей, в частности: распространяющие лож­ные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижаю­щие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использую­щие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производст­венную и торговую информацию;

4) контроль за деятельностью монопо­листов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяй­ственный договор, потребовать от моно­полиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:

Введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;

Установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой;

Выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей;

Предоставление отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке.

В 1995 г. Закон о конкуренции был дополнен статьей 22.1. В ней предусматривалось, что виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, могут повлечь за собой гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

Как известно, обязательными признаками любого правонарушения являются общественная опасность; противоправность; виновность и наказуемость, а отсутствие любого из них исключает наступление ответственности.

В действующей редакции Закона о конкуренции урегулированы вопросы о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного хозяйствующими субъектами в результате монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст.23.1). Впервые решен вопрос и об источниках возмещения убытков, причиненных антиконкурентными актами и действиями органов государственной власти и местного самоуправления. Ст. 26 "Возмещение убытков, причиненных хозяйствующим субъектам", гласит, что "убытки: причиненные в результате незаконных действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления: подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием".

Один из традиционных способов борьбы с наиболее опасными нарушениями антимонопольного законодательства - принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (Ст. 19 Закона).

В качестве примера применения средств административного воздействия можно привести статью 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, которая предусматривает, что:

«Непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий; непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда ; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда».

Ответственность за нарушение конкуренции предусмотрена также Уголовным кодексом: «Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

1. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, -наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей».

Сегодня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила изменить антимонопольные законы. Причем как в части контроля, так и в части наказания. Будут существенно увеличены штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства, а также предусмотрены соразмерность штрафов с ущербом, который наносится гражданам и хозяйствующим субъектам. Кроме того, будет минимизировано количество льгот и преимуществ, предоставляемых различным компаниям. Предоставляться они должны только в том случае, если не приводят к ослаблению конкуренции.

ФАС и МЭРТ (Министерство экономического развития и торговли) уже готовят проект нового закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В правительство он поступит осенью. Закон будет строиться на новой идеологии - перехода от разрешительно-предупредительной системы к контрольно-уведомительной. Антимонопольный контроль не будет препятствовать той или иной компании развиваться (в том числе путем слияний), завоевывать новые рынки. Главная цель - не дать этой компании душить другие.

противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Закон РСФСР от 22.03.91 N 948-I, ст.4; Федеральный закон от 25.05.95 N 83-ФЗ, ст.1

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти (органов местного самоуправления), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и в силу этого противоречащие антимонопольному законодательству (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - далее Закон о конкуренции). Данное определение, если строго следовать сфере применения Закона о конкуренции, относится только к товарным рынкам. Общего определения термина "М.д." в законодательстве не содержится. Кроме того, не всякие действия, например, хозяйствующих субъектов, формально подпадающие под указанные признаки, могут быть квалифицированы как М.д. (например, не относятся к М.д. действия, образующие состав недобросовестной конкуренции).

Признание деятельности монополистической зависит не только от состава деяния, но и от того, кто это деяние совершает. Не субъект становится монополией от того. что начинает заниматься М.д., а наоборот - деятельность становится монополистической из-за того, что ею начинает заниматься монополия. Природа (причина появления) этой монополии может быть различной. Обыкновенно монополией называется хозяйствующий субъект или несколько взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее, т.е. исключительное, положение на рынке товара, не имеющего аналога, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность влиять на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (см. Доминирующее положение).

Правовое регулирование М.д. может осуществляться двумя способами. Первый условно называют американским, второй - европейским. Американский способ исходит из принципа презумпции вредности монополий, а потому запрещает их деятельность. И лишь тогда, когда конкретная компания (несколько объединяющихся компаний) докажет, что именно ее монополия будет полезна публичным интересам, государственные органы могут санкционировать возникновение и деятельность такой монополии. Европейский же способ исходит из принципа "нет худа без добра", допуская существование монополий, но под всесторонним и эффективным законодательным контролем. И только лишь тогда, когда доказано, что от возникновения той или иной конкретной монополии будет больше вреда, чем пользы, полномочные органы вправе запретить ее создание или деятельность. Законодательство, устанавливающее понятие монополии и регламентирующее систему критериев, в соответствии с которыми определяется полезность (вредность) М.д., и. кроме того, устанавливающее ограничения на нее, традиционно называется антимонопольным законодательством.

Антимонопольное законодательство РФ пошло по чисто европейскому пути - монополии могут существовать, М.д. допустима, но в определенных рамках. а именно при условии недопущения злоупотреблений монополистом своим доминирующим положением на рынке. Статья 5 Закона о конкуренции устанавливает, что злоупотреблением считаются такие действия хозяйствующего субъекта, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов (группы лиц) или физических лиц, в том числе: а) изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; б) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); в) включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами; г) согласие заключить договор лишь после внесения в него условий, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; д) создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; е) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; ж) установление монопольно высоких (низких) цен; з) сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; и) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. Перечисленные действия могут быть признаны правомерными только в исключительных случаях, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Законом запрещен также и такой вид М.д., как заключение соглашений и совершение согласованных действий, ограничивающих конкуренцию. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. если такие соглашения направлены на: а) установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; б) повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах: в) раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); г) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков); д) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Данные соглашения не могут быть признаны правомерными ни при каких условиях. Кроме того, запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), а также действия объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), хозяйственных обществ и товариществ по координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, если такие соглашения или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Они могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. Статьей 7 Закона о конкуренции к разряду М.д. отнесено также принятие актов и совершение действий федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Строго говоря, данные действия не должны относиться к категории М.д. - они составляют особую группу действий, направленных на ограничение конкуренции.

Федеральным органом, регулирующим М.д., является МАП РФ. Наряду с М.д., субъектом которой являются обыкновенные монополии, законодательство РФ выделяет и подвергает особому правовому регулированию деятельность субъектов естественных монополий. Арсенал правовых средств регламентации М.д. в условиях естественной монополии весьма ограничен, поскольку сферы деятельности, признаваемой естественной монополией, таковы, что какие-либо директивные ограничения или запрещения могут существенно повлиять на эффективность этой деятельности, а также на экономическое положение государства в целом. Все способы регулирования ее деятельности могут быть сведены к нескольким большим группам: правовое ограничение размеров цен и тарифов на товары, работы и услуги субъектов естественных монополий: установление разрешительной системы сделок, влекущих приобретение каких-либо прав, получение доходов и т.п. вне сферы своей непосредственной профессиональной деятельности.

Вопрос о М.д. на рынке банковских услуг законодательство РФ обходит почти полным молчанием, если не считать ст. 32 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г. 17-ФЗ - "Антимонопольные правила". Эти правила заключаются в следующем: а) кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле; б) приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих контроль за деятельностью кредитных организаций (групп кредитных организаций), не должны противоречить антимонопольным правилам; в) соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг контролирует МАП РФ совместно с ЦБ.

Из числа правил, упоминающих о правовой регламентации М.д. в иных сферах, можно назвать: указание ст. 23 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" о том, что предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, межотраслевые, региональные и другие объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству: норму ст. 4 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" о запрете создания биржевых союзов, ассоциаций и других объединений, если это противоречит требованиям антимонопольного законодательства РФ, а также о недействительности соглашений и действий бирж, имеющих целью или влекущих за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле: предписание ст. 17 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-"О недрах" о запрете или признании неправомочными действий органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр) направленных на ограничение (вопреки условиям конкурса или аукциона) доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с Законом; уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе; замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами: дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании; дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры. Аналогичные правила действуют в области страхования, связи, культуры и т.п.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Видами монополистической деятельности наряду со злоупотреблением хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке (ст.5), традиционно признаются так называемые горизонтальные и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов (ст.6).

АМЗ, как правило, проводит различие между горизонтальными и вертикальными слияниями. Горизонтальное слияние означает объединение нескольких до того независимых фирм, принадлежащих к одной отрасли. Подобные слияния регулируются наиболее жестко, так как предполагают уменьшение числа конкурентов в отрасли, что отождествляется с уменьшением конкуренции.

Вертикальное слияние является объединением фирм, осуществляющих последовательные стадии производства и поэтому связанных отношением "поставщик-покупатель". В данном случае непосредственного уменьшения числа конкурентов ни на одном из рынков не происходит, однако подобные слияния, как правило, ограничиваются. Предполагается, что подобные формы объединения помогают "поставщику" исключить конкуренцию за "покупателя". Благодаря указанным различиям между вертикальными и горизонтальными слияниями, отношение регулирующих органов к вертикальным слияниям несколько более мягкое.

По своей юридической природе недобросовестная конкуренция, так же как и монополистическая деятельность, является правонарушением.

Наряду с такими традиционными формами недобросовестной конкуренции, как "распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации" или "продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг", ст. 10 запрещает и "введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей".

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятель­ности на товарных рынках»устанавливает, что:

1) запрещаются действия фирмы, зани­мающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для под­держания дефицита, раздел рынка, попыт­ки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы, зани­мающиеся недобросовестной конкуренци­ей, в частности: распространяющие лож­ные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижаю­щие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использую­щие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производст­венную и торговую информацию;

4) контроль за деятельностью монопо­листов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяй­ственный договор, потребовать от моно­полиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:

Введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;

Установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой;

Выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей;

Предоставление отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке.

В 1995 г. Закон о конкуренции был дополнен статьей 22.1. В ней предусматривалось, что виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, могут повлечь за собой гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

Как известно, обязательными признаками любого правонарушения являются общественная опасность; противоправность; виновность и наказуемость, а отсутствие любого из них исключает наступление ответственности.

В действующей редакции Закона о конкуренции урегулированы вопросы о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного хозяйствующими субъектами в результате монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст.23.1). Впервые решен вопрос и об источниках возмещения убытков, причиненных антиконкурентными актами и действиями органов государственной власти и местного самоуправления. Ст. 26 "Возмещение убытков, причиненных хозяйствующим субъектам", гласит, что "убытки: причиненные в результате незаконных действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления: подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием".

Один из традиционных способов борьбы с наиболее опасными нарушениями антимонопольного законодательства - принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (Ст. 19 Закона).

В качестве примера применения средств административного воздействия можно привести статью 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, которая предусматривает, что:

«Непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий; непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда ; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда».

Ответственность за нарушение конкуренции предусмотрена также Уголовным кодексом: «Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

1. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, -наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей».

Сегодня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила изменить антимонопольные законы. Причем как в части контроля, так и в части наказания. Будут существенно увеличены штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства, а также предусмотрены соразмерность штрафов с ущербом, который наносится гражданам и хозяйствующим субъектам. Кроме того, будет минимизировано количество льгот и преимуществ, предоставляемых различным компаниям. Предоставляться они должны только в том случае, если не приводят к ослаблению конкуренции.

ФАС и МЭРТ (Министерство экономического развития и торговли) уже готовят проект нового закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В правительство он поступит осенью. Закон будет строиться на новой идеологии - перехода от разрешительно-предупредительной системы к контрольно-уведомительной. Антимонопольный контроль не будет препятствовать той или иной компании развиваться (в том числе путем слияний), завоевывать новые рынки. Главная цель - не дать этой компании душить другие.

В проекте нового закона предполагается многократное увеличение стоимостного порога сделок, требующих одобрения антимонопольной службой. Порог повышается в 100 раз - примерно до 1 млрд. руб. Это позволит вывести из предварительного контроля огромное количество сделок, которые не влияют на конкуренцию, и высвобождает ресурсы для контроля над сделками, которые влияют на конкуренцию.

Штрафы за монополистическую деятельность предполагается высчитывать исходя не из МРОТ (минимального размера оплаты труда), а из показателя годового оборота компаний. Наказание будет соразмерным тем доходом от монополистической деятельности, которые получила компания. Причем доказывать нарушения - скажем, ценовой сговор в виде картельных соглашений - станет проще. ФАС не будет доказывать сам факт картельного соглашения или ценового сговора. Как правило, никакие документы в данных ситуациях не подписываются. Необходимо будет только установить факт параллельного экономического поведения, то есть случаи, когда без экономического обоснования потенциальные конкуренты одновременно повышают цены.

ФАС обещает, что не уйдут от ответственности и чиновники. Сегодня примерно 50% всех дел, которые ведут антимонопольные органы, - дела против губернаторов, региональных парламентов и органов исполнительной власти, которые, создают административные барьеры, препятствующие развитию конкуренции. После изменений в законе создавать тепличные условия "своим" компаниям путем изгнания с рынка других станет опасно.

Таким образом, антимонопольному законодательству предстоит пережить существенные изменения, как путем внесения поправок, так и путем принятия новых законов. Сегодня Правительство изыскивает новые резервы для обеспечения темпов экономического роста, позволяющих удвоить ВВП к 2010 году. Антимонопольная политика при правильном подходе может стать стимулом для развития экономики и рынка. Без конкуренции в самом широком смысле слова задача по удвоению ВВП станет весьма затруднительной.

Глава 15. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО