Александр браверман: слияние аижк и фонда ржс должно дать синергетический эффект. Гарантированное благополучие александра бравермана Глава корпорации мсп александр браверман

Спасатели малого бизнеса имеют оклады в пять раз большие средних в сфере финансовой деятельности

Средняя зарплата сотрудников Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (АО «Корпорация МСП»; до июля называлась «Агентство кредитных гарантий») составила 288 тыс. рублей. Это следует из отчета Счетной палаты о промежуточных результатах работы агентства за первое полугодие 2015 года. Средняя зарплата компаний в сфере финансовой деятельности в 2014 году составила 68,6 тыс. рублей, то есть почти в пять раз меньше, чем в госкомпании.

Агентство кредитных гарантий (АКГ) создано по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева в мае 2014 года для поддержки малого и среднего бизнеса через выдачу госгарантий по банковским кредитам. В капитал агентства вложено 50 млрд рублей. Главой созданной компании была назначена Галина Изотова, которая на тот момент являлась заместителем полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. До этого Изотова была первым заместителем председателя комитета Госдумы по региональной политике. 2 октября 2015 года главой компании назначен Александр Браверман — бывший гендиректор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (c августа 2008 года).

Согласно отчету Счетной палаты, с которым ознакомились СМИ, расходы на содержание агентства в первом полугодии 2015 года составили 237,4 млн рублей. Наибольший объем использованных средств — 121,1 млн рублей, или 51% от общей суммы текущих расходов — составили затраты на оплату труда. В материалах аудиторов отмечается, что фактическая численность персонала на 1 июля 2015 года достигала 70 человек. Таким образом, средняя зарплата сотрудников компании к июлю составила 288 тыс. рублей в месяц.

Еще 29,4 млн рублей направлено на уплату страховых взносов за работников компании в государственные внебюджетные фонды — в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд России, в фонды обязательного медицинского страхования. В дополнение к этому агентством обеспечено добровольное медстрахование сотрудников и страхование жизни — расходы на эти цели в первом полугодии составили 650 тыс. рублей. 77,5 млн рублей направлено на административно-хозяйственные расходы, которые включают, в частности, содержание оргтехники, средства мобильной связи, помещений и служебного автотранспорта, затраты на служебные разъезды и командировки и пр.

Расходы на обеспечение деятельности АКГ (функционирование платежной, операционной, информационно-аналитической систем и пр.) составили 8,7 млн рублей. С момента основания по 1 июля 2015 года из выделенных АКГ 50 млрд рублей выданы 1644 гарантии малому и среднему бизнесу в объеме 8 млрд рублей (из них на сельское хозяйство предоставлено гарантий на сумму 2 млрд рублей). Из них на первое полугодие пришлось 6,6 млрд рублей, это лишь 10,5% от итогового планового показателя (63 млрд рублей; показатель установлен в Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года — утверждена Минэкономразвития ). Результативность работы агентства аудиторы оценили как «невысокую». Доходы АКГ от предоставления гарантий бизнесу составили в январе-июне 63,9 млн рублей.

На 1 июля 2015 года размер собственного капитала АКГ составил 54,6 млрд рублей — временно свободные денежные средства агентства размещены на банковских депозитах (на 1 июля 2015 года это 41,4 млрд рублей) и вложены в облигации федерального займа (12,8 млрд рублей). Доход по депозитам к 1 июля составил 3 млрд рублей, купонный доход по облигациям — 546,8 млн рублей, причем максимальная доходность, в частности, по облигациям составила в районе 9% годовых, а годовой уровень инфляции в июне 2015 года составил 15,3%, говорится в отчете аудиторов. Таким образом, отмечают они, «консервативная политика формирования портфеля ОФЗ не позволяет агентству оперативно реагировать на изменения на финансовых и фондовых рынках, что создает риски инфляционного обесценения вложенных средств».

Между тем только за последний месяц — уже с приходом Александра Бравермана — «Корпорация МСП» разместила семь тендеров: среди прочих заказ на 15,9 млн рублей предполагает приобретение для нужд компании десяти автомобилей с кузовом седан. Согласно документации закупок, в одном из этих автомобилей сиденья должны быть с тканевой обивкой, тогда как в девяти остальных — с кожаной обивкой и с отделкой салона вставками под дерево. Другой тендер на 13 млн рублей предполагает поставку электронно-вычислительной техники, еще порядка 3 млн рублей потратят на сайт организации.

Директор по персоналу аутсорсинговой компании «Интеркомп» Екатерина Овчинник привела данные Росстата, по которым среднемесячная номинальная зарплата работников в целом по экономике России в I квартале 2015 года составила 31,6 тыс. рублей, во II квартале — 34,7 тыс., в III квартале — 33 тыс. рублей.

— При этом в сентябре 2015 года, — напомнила Овчинник, — Россия впервые по размеру средней зарплаты граждан пропустила вперед Китай. Таким образом, Россию по этому показателю обогнала страна, экономический успех которой основывается на крайне дешевой рабочей силе. Средняя зарплата компаний в финансовой сфере выше, чем в целом по стране, — в 2014 году показатель составил 68,6 тыс. рублей.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал подчеркнул, что «Корпорация МСП» — «очень компактная по меркам государственных компаний структура, поэтому в ней высок процент управленческого персонала».

— При этом преимущественно речь идет о специалистах финансового рынка, компенсации которым на рынке являются одними из самых высоких, — говорит Сигал. — Но возможности для оптимизации с учетом сложной ситуации в экономике, безусловно, есть. К тому же работу корпорации вряд ли можно назвать успешной. Малый и средний бизнес очень сильно нуждается в поддержке, а объем средств для поддержки использован менее чем на 10%. При этом эффективность управления остатками свободных средств также вызывает очень много вопросов. Поэтому необходима и более активная работа с бизнесом, и повышение эффективности вложений свободных средств, для того чтобы обезопасить их от обесценивания.

В пресс-службе «Корпорации МСП» не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий». Источник в организации подчеркнул, что организация крайне рачительно обращается со своими ресурсами.

— Внутренние правила корпорации основаны на строгой экономии. В частности, все сотрудники корпорации при направлении в служебные командировки, вне зависимости от занимаемой должности, совершают полеты только в экономклассе, — заявил собеседник.

Обсуждались вопросы реализации программ содействия развитию малого предпринимательства, в частности, программ поддержки малого бизнеса для лиц старшего возраста, людей с ограниченными возможностями, женского малого предпринимательства.

Из стенограммы:

Д.Медведев: Александр Арнольдович, Вы возглавляете нашу основную компанию, которая содействует развитию малого и среднего бизнеса в стране. Компания уже достаточно давно присутствует на рынке. Тем не менее хотел бы, чтобы Вы доложили, какие новые программы по поддержке малого и среднего предпринимательства заработали у вас в последнее время.

А.Браверман: Одна из основных новых программ нацелена на людей старшего возраста. Она подразумевает обязательное переобучение, прежде всего связанное с теми продуктами, которые есть у корпорации, бизнес-навигатором, который два года назад, – это цифровой ресурс, который даёт возможность в кратчайшие сроки открыть или развить свой бизнес. Второе. Подготовлена линейка специальных продуктов как для компаний, где будет трудиться более 50% людей старшего возраста, так и для физических лиц, которые захотят открыть или развить свой бизнес в разных сферах, сервисных или высокотехнологичных. Третье. Мы сейчас разрабатываем в этой программе меры по упрощению доступа таких компаний к закупкам и ещё целый ряд мер. Кроме того, финансовая поддержка специальным образом тоже будет нацелена на этот сегмент.

Есть и программы, которые определённым образом продолжаются. Это программа женского предпринимательства, программа для людей с ограниченными возможностями – как специальная программа. Программа по сельхозкооперации, там 2,2 млн личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств производят товарную продукцию, которую вполне можно через специально созданные сети доводить до конечного потребителя. Это надо делать через сельхозкооперативы, доступ которых к кредитам и лизингу – это тоже специальный предмет нашей работы. Четыре региональные лизинговые компании – мы очень благодарны Правительству, что оно их учредило, выделило средства. Вот такие специальные программы. Мы будем их продолжать.

Программа по закупкам: мы в этом году выйдем на 3 трлн. Это не относится к специальной программе, но это важнейший рынок. К 2024 году эта программа должна содержать объём 4,2 трлн рублей.

Бизнес-навигатор, которым пользуются сейчас более чем 600 тысяч предпринимателей, 52% из которых показали рост выручки или численности, – это для нас тоже важнейший онлайновый ресурс, который мы собираемся в дальнейшем развивать. Надеемся, он станет базой для цифровой платформы в целом – не только развития малого и среднего бизнеса, но и интеграционной платформой.

Д.Медведев: Александр Арнольдович, Вы знаете, что поддержка малого бизнеса является одной из ключевых задач в нашей стране и всегда упоминается во всех программных документах – и в указе Президента №204 , который был принят 7 мая текущего года, и в других документах. Почему? Потому что мы исходим из того, что объём производства малого бизнеса в нашей стране, количество людей, вовлечённых в малый бизнес, всё-таки остаются недостаточными. Известны контрольные цифры: у нас малым бизнесом занимается 20% населения с небольшим. В большинстве развитых экономик эта цифра – где-то за 50%. Поэтому программы поддержки нам нужно будет обязательно продолжать. Это касается и общих программ, связанных с поддержкой малого предпринимательства в целом, возможности получения малыми предпринимателями кредитов по разумным ставкам. Это касается и отдельных целевых аудиторий.

Действительно, нужно работать и по направлению, связанному с поддержкой тех или иных групп населения. Причём делать это, естественно, разумно, с пониманием специфики жизни и потребностей той или иной категории граждан нашей страны. В этом контексте программы поддержки малого предпринимательства для лиц зрелого возраста, женского малого предпринимательства, я надеюсь, найдут свою аудиторию. Так что прошу этими программами заниматься и в дальнейшем и уделять им должное внимание.

Ровно год назад была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП). Эта структура оперирует миллиардами рублей, которые должны пойти на развитие частного сектора экономики. Гендиректор корпорации АЛЕКСАНДР БРАВЕРМАН в интервью "Ъ" рассказал, как планируется распределять эти средства, кто будет гарантировать возврат кредитов малыми и средними предпринимателями и смогут ли они участвовать в закупках госкомпаний.


— Зачем нужна отдельная структура для развития малого и среднего предпринимательства, когда существуют другие механизмы поддержки этого сектора?

— Необходимость создания единой площадки для координации поддержки МСП назрела давно. Многочисленные действия государства в сегменте развития малого и среднего предпринимательства носили разнонаправленный характер. В результате до конца не удалось достичь заявленных целей — например, по части расширения доли субъектов малого и среднего бизнеса в закупках компаний с государственным участием или создания условий для обеспечения предпринимателей доступным финансированием. Поэтому указом президента Владимира Путина в июне прошлого года и была создана наша корпорация. О роли корпорации как единого центра поддержки говорится и в недавно утвержденной премьер-министром Дмитрием Медведевым стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года.

— Неужели федеральные чиновники наконец поняли: нефть — не постоянная величина для бюджета?

— Очевидно, что модель развития, основанная на добыче углеводородного сырья, исчерпывает себя. Текущая ситуация (в экономике.— "Ъ" ) показала, что диверсификация — основной вопрос экономической повестки, а это, как показывает мировой опыт, возможно в первую очередь благодаря развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. Но заниматься этим надо целенаправленно и максимально технологично.

— С одной стороны, федеральные власти заявляют о поддержке малого и среднего предпринимательства, с другой — региональные чиновники иногда демонстрируют диаметрально противоположное. Возьмем, например, скандал в Москве со сносом ларьков, владельцы которых платили налоги в тот же бюджет города...

— Власти Москвы и лично мэр Сергей Собянин способствуют созданию легальных рабочих мест посредством системного развития малого и среднего предпринимательства. Столица сильно опережает другие города страны по количеству технопарков и бизнес-инкубаторов. Став резидентами технопарков, те же средние и малые компании, занятые, к примеру, выпуском высокотехнологичной продукции, снижают свои расходы на инфраструктуру и создание производственных площадок, охрану. Если посмотреть статистику, то в Москве количество зарегистрированных предприятий, рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет с каждым годом только увеличивается.

— Будет ли корпорация способствовать принятию федеральных законов, облегчающих жизнь малым и средним предпринимателям?

— У нас есть право выступать с предложениями относительно совершенствования законодательства. Так, к примеру, корпорация совместно с Минэкономразвития и депутатами Госдумы внесла предложение, касающееся упорядочения работы региональных гарантийных организаций (РГО), которая сегодня, мягко говоря, не урегулирована. Сейчас этот законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме.

— В чем суть ваших предложений?

— Бюджет РГО, предоставляющих субъектам малого и среднего бизнеса гарантии по кредитам, на 80% формируется за счет федерального бюджета, остальная часть — средства регионов. При этом государство фактически не управляет этими организациями, хотя направляет туда средства в виде субсидий. То есть деньги перечислялись независимо от того, хорошо или плохо работает та или иная РГО, дает она гарантии банкам по кредитам для малого и среднего бизнеса или нет. Предложения состоят в том, чтобы те региональные гарантийные организации, которые работают плохо и не взаимодействуют с предпринимателями и банками, кредитующими проекты малых и средних предпринимателей, были лишены федеральной субсидии. Сейчас мы выстроили трехуровневую модель гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

— Что она собой представляет?

— Первый уровень — это корпорация МСП, которая предоставляет гарантии средних и крупных размеров. Как правило, речь идет о гарантиях по кредитам, сумма которых превышает 100 млн руб. Заявки на получение гарантий по таким займам рассматриваются от трех до десяти дней. Плюс мы предоставляем поручительства по "Программе 6,5%", что стимулирует банки кредитовать проекты малых и средних предпринимателей. К началу июня уже выдано таких гарантий и поручительств примерно на 10 млрд руб., а до конца этого года планируем на 30 млрд руб. Размер гарантийного портфеля с 14,5 млрд руб. за полгода работы корпорации вырос до 27 млрд руб. Сейчас в работе находится заявок на сумму до 69 млрд руб.

Второй уровень — это МСП-банк, где корпорация с конца апреля 2016 года является единственным акционером. Банк предоставляет гарантии по проектам, стоимость которых варьируется от 15 млн до 50 млн руб. С начала этого года МСП-банк выдал гарантий на 1 млрд руб., в то время как по итогам 2016-го должно быть 12 млрд руб. Третий уровень — это 81 региональная гарантийная организация. Они выдают гарантии на сумму до 25 млн руб. Из запланированной на этот год общей суммы гарантий 23 млрд руб. все РГО совокупно выделили 9,6 млрд руб.

Всего же по трем направлениям до конца 2016 года планируется выделить гарантий на общую сумму 65 млрд руб. Анализ показывает, что при таком размере гарантийной поддержки объем кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства составит не менее 130 млрд руб.

— Вы упомянули "Программу 6,5%". Под такой процент малый и средний бизнес может получать кредиты в банках?

— В рамках этой программы Центробанк предоставляет уполномоченным банкам под поручительство нашей корпорации кредиты по ставке 6,5% годовых. В свою очередь, банки выдают займы конечным заемщикам по ставке 11% для субъектов малого предпринимательства и 10% — для среднего. Сумма кредитов варьируется от 50 млн до 1 млрд руб., эти средства должны быть направлены для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов, а также для пополнения оборотного капитала. В отношении одного заемщика совокупная сумма кредита по программе не может превышать 4 млрд. руб.

— Этой программой вправе воспользоваться все субъекты МСП без исключений?

— Пока только те, кто работает в приоритетных отраслях экономики. Например, это агробизнес, производство продуктов питания, транспорт, связь, высокие технологии, строительство, внутренний туризм. Сейчас в программе участвуют 22 крупнейших российских банка, включая Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Промсвязьбанк. В марте этого года было использовано более 90% средств лимита, установленного Банком России в размере 50 млрд руб. Тогда же совет директоров Центробанка решил увеличить до 75 млрд руб. лимит на предоставление кредитным организациям в рамках "Программы 6,5%".

— Легко ли сейчас субъектам МСП, выпускающим импортозамещающую продукцию, получить кредитование, учитывая, что помимо корпорации есть еще другие институты, например Фонд развития промышленности (ФРП)?

— Сейчас отрабатывается система финансирования субъектов МСП, которые выпускают импортозамещающую продукцию и ту, которая ориентирована на экспорт. Например, ФРП выдает кредиты на пять лет до 300 млн руб. на одну сделку под 5% годовых. Бесспорно, отличные условия. Но главное требование заключается в том, что фонд предоставляет 50% от необходимого объема финансирования. Не менее 15% должен внести акционер. Оставшиеся 35% придется брать по рыночной ставке. Такой кредит в высокотехнологичной сфере взять затруднительно. В этом случае представители МСП могут получить оставшуюся сумму в нашей корпорации по той же "Программе 6,5%". Кроме того, Российский фонд прямых инвестиций может входить в капитал средних компаний, занятых в несырьевом секторе, чья выручка составляет 0,5-2 млрд. руб. Фонд входит в капитал таких компаний (до 50%) и выходит через пять--семь лет. Таких же предпринимателей, выпускающих продукцию, ориентированную на экспорт, кредитует Российский экспортный центр. По этой же программе мы тесно взаимодействуем с Агентством стратегических инициатив. Так что у субъектов МСП сейчас достаточно широкий выбор инструментов финансирования инвестиционных проектов. Более того, вышеупомянутыми институтами развития принят регламент взаимодействия, и рассмотрение заявки не должно превышать 46 дней.

— Но как быть малым и средним предприятиям со сбытом продукции внутри страны, особенно сейчас, когда спрос сжат?

— У инфраструктурных монополий, АО с государственной долей участия от 50% плюс 1 акция спрос на продукцию достаточно высок.

— Госкомпании готовы закупать у малого и среднего бизнеса?

— Готовы. Но у них есть свои требования по адекватности качества и цены продукции плюс по срокам поставок. Правительством был определен перечень из 35 конкретных заказчиков, которые обязаны закупать продукцию у представителей малого и среднего бизнеса. С 22 крупнейшими заказчиками, включая "Роснефть", "Ростех", РЖД, "Росатом", "Ростелеком", "Россети", Уралвагонзавод, наша корпорация подписала соглашения о взаимодействии, активная работа по взаимодействию с крупными заказчиками продолжается.

— Вы можете привести какие-то цифры, чтобы оценить емкость рынка закупок продукции компаниями с госучастием у субъектов МСП?

— Сейчас крупнейшие заказчики закупают у субъектов МСП свыше 98 тыс. товарных позиций, объем закупок, по которым проводятся конкурсы, составляет около 520 млрд руб. К концу текущего года, по нашим прогнозам, эта сумма составит примерно 1 трлн руб. Общая сумма договоров, которые крупнейшие заказчики заключили с малыми и средними предпринимателями с января по апрель нынешнего года, составила 348,3 млрд руб. Сейчас средняя доля таких поставщиков в структуре закупок крупных госкомпаний превышает 26%, что в 2,6 раза превышает установленную правительством квоту. За закупками продукции у субъектов МСП серьезно следят Федеральная антимонопольная служба и Генпрокуратура.

— Не кажется ли вам странным присутствие Генпрокуратуры между двумя хозяйствующими субъектами — госкомпаниями и малыми и средними предпринимателями?

— Не кажется. Для обеспечения крупнейших заказчиков необходимой продукцией субъектам МСП нужно оборудование. Оно, как правило, покупается на кредиты или берется в лизинг. Для таких заемщиков в некоторых случаях кредиты бывают краткосрочными, скажем до трех месяцев. Представьте теперь: заказчик задержал оплату на длительный срок. В этом случае для предпринимателя стоимость заемных средств автоматически увеличивается, что подчас может привести к разорению компании. Контроль исполнения законодательства в сфере закупочной деятельности — прямая функция Генпрокуратуры.

— Для многих субъектов МСП сложно проходить сертификацию...

— Обязательная сертификация продукции, произведенной для крупнейших заказчиков, безусловно, нужна, но сейчас получение необходимого сертификата требует серьезных затрат, что для субъектов МСП не всегда по карману. Высокая стоимость процедуры подчас отсекает от участия в тендерах крупнейших компаний малый и средний бизнес. На наш взгляд, это (сертификация продукции.— "Ъ" ) непрофильный бизнес для крупнейших компаний, и притом что он необходим, по ценовым параметрам он должен быть регулируемым.

— Существует еще одна проблема — отсутствие точной информации о количестве реально работающих в стране малых и средних предприятий...

— Постепенно эта проблема решается. Было президентское поручение о создании единого реестра субъектов МСП. Кроме параметров численности работающих и объема выручки в заявительном порядке в него также будет включена номенклатура продукции, производимой малыми и средними предприятиями в формате, максимально совпадающем с требованиями крупнейших заказчиков. Исполнение данного поручения контролируется первым вице-премьером Игорем Шуваловым, главой Минфина Антоном Силуановым. Реализует эту задачу Федеральная налоговая служба. Помощь в этом нам оказывает и комитет по бюджету и налогам Госдумы, возглавляемый Андреем Макаровым.

— Последние социологические опросы показывают, что 60% россиян считают, что для экономики страны важно малое и среднее предпринимательство, которому доверяют больше, чем крупному бизнесу. Но при этом большая часть опрошенных не готова заниматься бизнесом. Как думаете, связано ли это с опасениями граждан, что государство в любой момент может поменять свое отношение к субъектам МСП?

— Так не считаю. Многие наши сограждане недоинформированы. Знаете ли вы, например, какие бизнесы надо развивать в том районы Москвы, где живете? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы запускаем бизнес-навигатор МСП. Этот ресурс дает предпринимателям понимание, где и какой вид бизнеса можно развивать. Вы выбираете город, район, улицу и на интерактивной карте видите потенциальное место расположения бизнеса с подсчетами возможного потока клиентов, примерной ежемесячной выручкой.

Плюс там же возможно найти информацию о конкурентной среде. Более того, навигатор покажет следующую информацию: есть ли в конкретно взятом районе помещения, находящиеся в федеральной, региональной или муниципальной собственности (это позволяет арендовать такие площади по льготной стоимости), можно ли получить кредит для открытия своего дела и какая существует гарантийная поддержка со стороны нашей корпорации, МСП-банка или региональной гарантийной организации. Важным вопросом является стоимость присоединения к инфраструктуре (электричеству, газу, воде, теплу). В создании этой части бизнес-навигатора нам оказывают поддержку помощник президента Андрей Белоусов и начальник экспертного управления президента Владимир Симоненко.

— Навигатор предоставляет информацию только по крупным городам?

— Первый этап, который стартует в ближайшие дни, охватывает 76 городов с населением более 250 тыс. человек. Второй этап, планируемый срок его реализации — конец текущего года, охватывает 169 городов с населением более 100 тыс. человек. Дальнейшая финансовая поддержка и совершенствование бизнес-навигатора по этим городам, а в них сосредоточено примерно 60% МСП по численности, дающих 80% доходов, будут осуществляться корпорацией. Параллельно регионам будет передан стандарт, который они смогут тиражировать на муниципальном уровне.

Интервью взял Халиль Аминов


Корпорация МСП

Досье

Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (АО "Корпорация МСП") создана на базе Агентства кредитных гарантий в соответствии с указом президента РФ "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" от 5 июня 2015 года. Единственным учредителем и акционером является Росимущество. Уставный капитал корпорации — 50 млрд руб. Среди основных целей — оказание поддержки малому и среднему бизнесу, привлечение для этого денежных средств, расширение для таких предприятий доступа к закупкам некоторых заказчиков, сопровождение инвестиционных проектов. Приоритетными направлениями для гарантийной поддержки являются сельское хозяйство, строительство, обрабатывающее производство, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также импортозамещающей продукции. Сейчас в работе находится заявок на сумму до 69 млрд руб. До конца 2016 года планируется выделить гарантий на сумму 65 млрд руб. С апреля 2016 года корпорации принадлежат 100% АО "МСП-банк" (предоставляет гарантии по проектам стоимостью до 50 млн руб.).

Браверман Александр Арнольдович

Личное дело

Родился 1 мая 1954 года в Харькове (Украина). В 1981 году окончил Харьковский инженерно-экономический институт, затем аспирантуру Московского института тонкой химической технологии (МИТХТ). Работал на Московском кабельном заводе, преподавал в МИТХТ. В 1995-1997 годах — президент Российской ассоциации маркетинга, председатель научно-консультационного совета Госкомимущества. C 1996 года — член коллегии Госкомимущества, член правления РФФИ. В 1997-1999 годах — первый заместитель главы Госкомимущества, затем Мингосимущества. В январе--марте 1999 года исполнял обязанности министра. С 2000 года — первый заместитель министра имущественных отношений, статс-секретарь. В 2004 году стал советником министра экономического развития и торговли Германа Грефа. В 2006 году возглавил комиссию по развитию рынка доступного жилья при Совете при президенте по реализации приоритетных национальных проектов. В августе 2008 года назначен гендиректором Фонда РЖС. С октября 2015 года — глава Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Спасатели малого бизнеса имеют оклады в пять раз большие средних в сфере финансовой деятельности

Средняя зарплата сотрудников Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (АО «Корпорация МСП»; до июля называлась «Агентство кредитных гарантий») составила 288 тыс. рублей. Это следует из отчета Счетной палаты о промежуточных результатах работы агентства за первое полугодие 2015 года. Средняя зарплата компаний в сфере финансовой деятельности в 2014 году составила 68,6 тыс. рублей, то есть почти в пять раз меньше, чем в госкомпании.

Агентство кредитных гарантий (АКГ) создано по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева в мае 2014 года для поддержки малого и среднего бизнеса через выдачу госгарантий по банковским кредитам. В капитал агентства вложено 50 млрд рублей. Главой созданной компании была назначена Галина Изотова, которая на тот момент являлась заместителем полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. До этого Изотова была первым заместителем председателя комитета Госдумы по региональной политике. 2 октября 2015 года главой компании назначен Александр Браверман — бывший гендиректор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (c августа 2008 года).

Согласно отчету Счетной палаты, с которым ознакомились СМИ, расходы на содержание агентства в первом полугодии 2015 года составили 237,4 млн рублей. Наибольший объем использованных средств — 121,1 млн рублей, или 51% от общей суммы текущих расходов — составили затраты на оплату труда. В материалах аудиторов отмечается, что фактическая численность персонала на 1 июля 2015 года достигала 70 человек. Таким образом, средняя зарплата сотрудников компании к июлю составила 288 тыс. рублей в месяц.

Еще 29,4 млн рублей направлено на уплату страховых взносов за работников компании в государственные внебюджетные фонды — в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд России, в фонды обязательного медицинского страхования. В дополнение к этому агентством обеспечено добровольное медстрахование сотрудников и страхование жизни — расходы на эти цели в первом полугодии составили 650 тыс. рублей. 77,5 млн рублей направлено на административно-хозяйственные расходы, которые включают, в частности, содержание оргтехники, средства мобильной связи, помещений и служебного автотранспорта, затраты на служебные разъезды и командировки и пр.

Расходы на обеспечение деятельности АКГ (функционирование платежной, операционной, информационно-аналитической систем и пр.) составили 8,7 млн рублей. С момента основания по 1 июля 2015 года из выделенных АКГ 50 млрд рублей выданы 1644 гарантии малому и среднему бизнесу в объеме 8 млрд рублей (из них на сельское хозяйство предоставлено гарантий на сумму 2 млрд рублей). Из них на первое полугодие пришлось 6,6 млрд рублей, это лишь 10,5% от итогового планового показателя (63 млрд рублей; показатель установлен в Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года — утверждена Минэкономразвития ). Результативность работы агентства аудиторы оценили как «невысокую». Доходы АКГ от предоставления гарантий бизнесу составили в январе-июне 63,9 млн рублей.

На 1 июля 2015 года размер собственного капитала АКГ составил 54,6 млрд рублей — временно свободные денежные средства агентства размещены на банковских депозитах (на 1 июля 2015 года это 41,4 млрд рублей) и вложены в облигации федерального займа (12,8 млрд рублей). Доход по депозитам к 1 июля составил 3 млрд рублей, купонный доход по облигациям — 546,8 млн рублей, причем максимальная доходность, в частности, по облигациям составила в районе 9% годовых, а годовой уровень инфляции в июне 2015 года составил 15,3%, говорится в отчете аудиторов. Таким образом, отмечают они, «консервативная политика формирования портфеля ОФЗ не позволяет агентству оперативно реагировать на изменения на финансовых и фондовых рынках, что создает риски инфляционного обесценения вложенных средств».

Между тем только за последний месяц — уже с приходом Александра Бравермана — «Корпорация МСП» разместила семь тендеров: среди прочих заказ на 15,9 млн рублей предполагает приобретение для нужд компании десяти автомобилей с кузовом седан. Согласно документации закупок, в одном из этих автомобилей сиденья должны быть с тканевой обивкой, тогда как в девяти остальных — с кожаной обивкой и с отделкой салона вставками под дерево. Другой тендер на 13 млн рублей предполагает поставку электронно-вычислительной техники, еще порядка 3 млн рублей потратят на сайт организации.

Директор по персоналу аутсорсинговой компании «Интеркомп» Екатерина Овчинник привела данные Росстата, по которым среднемесячная номинальная зарплата работников в целом по экономике России в I квартале 2015 года составила 31,6 тыс. рублей, во II квартале — 34,7 тыс., в III квартале — 33 тыс. рублей.

— При этом в сентябре 2015 года, — напомнила Овчинник, — Россия впервые по размеру средней зарплаты граждан пропустила вперед Китай. Таким образом, Россию по этому показателю обогнала страна, экономический успех которой основывается на крайне дешевой рабочей силе. Средняя зарплата компаний в финансовой сфере выше, чем в целом по стране, — в 2014 году показатель составил 68,6 тыс. рублей.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал подчеркнул, что «Корпорация МСП» — «очень компактная по меркам государственных компаний структура, поэтому в ней высок процент управленческого персонала».

— При этом преимущественно речь идет о специалистах финансового рынка, компенсации которым на рынке являются одними из самых высоких, — говорит Сигал. — Но возможности для оптимизации с учетом сложной ситуации в экономике, безусловно, есть. К тому же работу корпорации вряд ли можно назвать успешной. Малый и средний бизнес очень сильно нуждается в поддержке, а объем средств для поддержки использован менее чем на 10%. При этом эффективность управления остатками свободных средств также вызывает очень много вопросов. Поэтому необходима и более активная работа с бизнесом, и повышение эффективности вложений свободных средств, для того чтобы обезопасить их от обесценивания.

В пресс-службе «Корпорации МСП» не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий». Источник в организации подчеркнул, что организация крайне рачительно обращается со своими ресурсами.

— Внутренние правила корпорации основаны на строгой экономии. В частности, все сотрудники корпорации при направлении в служебные командировки, вне зависимости от занимаемой должности, совершают полеты только в экономклассе, — заявил собеседник.

По словам информированного источника The Moscow Post, главу «Корпорации МСП» Александра Бравермана может ожидать арест.

Прокуратура пришла к Браверману

После того, как Генпрокуратура РФ завершила проверку ОАО «Агентство кредитных гарантий» (АКГ) (ныне АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»; сокр. «Корпорация МСП»), разразился громкий коррупционный скандал. Борцы с коррупцией заподозрили топ-менеджеров «Корпорации МСП», а также бывших руководителей АКГ в «распиле» бюджетных средств.

Все дело в том, что на поддержку малого бизнеса из 50 млрд руб. агентство за два года выдало банкам-партнерам гарантии всего на 16,5 млрд руб., а вот все остальные деньги были размещены на депозитах под проценты . Не исключено, свои «барыши» с этих процентов имели и топ-менеджеры АКГ, а сейчас эти деньги могут идти руководству «Корпорации МСП».

Напомним, что агентство определяло для себя банки-партнеры, куда за кредитами и должны были обращаться мелкие и средние предприниматели. Само АО выступало перед банками (всего около 20 банков-партнеров) гарантом получения бизнесменами кредитов.

В Генеральной прокуратуре подтвердили, что корпорация нередко работала исключительно через банки-партнеры, причем не имела возможности на них воздействовать.

Эти деньги чиновник требовал за согласование проектной документации по увеличению площади застройки жилкомплекса. Поговаривают, что часть из этих средств якобы могла предназначаться и самому Браверману.

Очевидно, что следователи могут привлечь Бравермана к уголовной ответственности как за махинации в «Фонде РЖС», так и за сомнительные тендеры в «Корпорации МСП». По всей видимости, вскоре Браверман из теплого кресла топ-менеджера госкорпорации может попасть на нары.