Как преодолеть себя и неуверенность в себе думая не как все. Как написать сочинение на тему: Можно ли преодолеть самого себя? Проблема солдатской судьбы на войне

В технических дисциплинах есть одна из ключевых — сопромат, или сопротивление материалов. Кто его изучал, тот помнит, какое количество задач деформации существует, и для чего решаются эти задачи — чтобы определить, какую нагрузку может вынести то или иное изделие (деревянное, железное, бетонное…). Таким образом, рассчитывается запас прочности. Что происходит с изделием, когда превышен его запас прочности, когда нагрузки превышают его физические возможности? Всё правильно — оно ломается.

Теперь с этой же точки зрения подойдём к человеку. Всё информационное поле буквально наводнено призывами преодолеть свои страхи: "Напрягись, преодолей свою лень, сломай свои привычки!" . Кто не преодолевает себя — тот не побеждает! И при этом очень часто мы используем такую формулировку, как: "я же не железный…" .

Что произойдёт, когда вы постоянно будете пересиливать свои страхи, лень, привычки? Со временем нагрузка превысит прочность изделия, и — вы сломаетесь. Такое преодоление себя через силу, через насилие над собой ни в коем случае не сделает вас сильнее и успешнее. Оно создаст иллюзию того, что вы сильный и можете с собой справиться. Что значит справиться с собой, победить себя, преодолеть себя? Это означает, что вы враг самому себе, вы боретесь с собой и побеждаете себя.

Такие победы зачастую чреваты многочисленные физиологическими, психосоматическими и психическими расстройствами. И ощущение силы, победы становится всё более кратким, а болезненные проявления организма — всё более частыми. Отсюда берутся ОРЗ, простуды, вирусные и грибковые заболевания.

Всё это вступление ведёт не к тому, что ничего не нужно делать в своей жизни. Это прелюдия к совсем другому призыву — обязательно действуйте! Но действуйте с любовью и принятием себя!

А как же быть, если нет принятия себя таким, какой вы есть? Если не нравится то, что вы ленивый или бездействующий, слабый или поддающийся чужому влиянию, или не имеете идеальной внешности, веса, фигуры…

Все эти ваши нынешние характеристики — это, как ни странно, зона комфорта, которую вы сами для себя создали. Вашему мозгу удобно так реагировать на ваше окружение для того, чтобы вас спасти от чего-то более серьёзного и страшного. И для того, чтобы измениться, прежде всего нужно понять причины — а почему вы в этом случае бездействуете, в этом — проявляете слабость, в этом случае — отступаете, в этом — боитесь. И только после того, как вы найдёте причины и устраните их, вот тогда у вас не останется ничего, чтобы продолжать быть таким. И вы просто изменитесь сами, без насилия, без преодоления, без обесценивания своих реакций, действий.

И тогда вы поймёте и то, что не нужно с собой бороться, не нужно себя побеждать. Вы не враг себе! Самое главное — это подружиться с собой. Не просто подружиться, а понять, кто вы есть, и полюбить себя от всего сердца, всей глубины своей души.

Подобная работа с собой не всегда возможна самостоятельно. У меня есть огромный опыт помощи себе и другим людям и огромный багаж историй изменений, которые произошли и происходят с людьми. Потому что, как только человек избавляется от причин своих страхов и своей слабости, он перестаёт таким быть, и это очень заметно. При общении вы видите колоссальную разницу между тем, каким человек был вчера, и каким вы его видели сегодня. Иногда даже начинает казаться, что этот человек совсем другой, либо что вы его недостаточно хорошо знали на самом деле.

Да, человек становится другим, но от этого он не теряет себя, не перестаёт быть самим собой: он избавляется от тех убеждений и программ, которые обеспечили ему выживание. Сейчас эти убеждения и программы ограничивают дальнейшее развитие человека, и он начинает действовать — преодолевать себя, ломать себя, бороться с собой.

Друзья мои, относясь к себе, как к врагу, вы не получите долгосрочных результатов! Поэтому путь действий, путь развития — это путь любви к себе. Как только вы научитесь любить себя, вы научитесь любить других. А, транслируя любовь в ваше окружение, вы будете получать её в виде отражения — мир начнёт транслировать любовь вам.

Поэтому хочу сказать — ваш мир в вашей голове. То, что вы носите в своей голове, то, кем вы являетесь внутри себя, как вы себя чувствуете, как реагируете — вы получаете снаружи: это приходит к вам в виде отражения. И поэтому, если внутри вас есть боль, страхи, слабости — и окружать вас будут бесконечные подтверждения ваших страхов, вам будут причинять боль, вы будете проявлять свою слабость, либо люди, окружающие вас, будут слабыми.

Поэтому, вместо того, чтобы победить себя, преодолеть себя, друзья мои, я призываю вас научиться Любви к себе.

- Начиная с подросткового возраста и далее как минимум в течение юности и молодости, многие люди испытывают потребность постоянно доказывать кому-либо и самим себе свою ценность. У некоторых людей потребность в самоутверждении сохраняется на протяжении всей жизни. Нужно ли, на ваш взгляд, вообще кому-то что-то доказывать?

Процесс доказательства чего бы то ни было есть элемент методики преодоления человеком себя и окружающей его действительности. Когда мы просто катимся по падающей траектории своей жизни от рождения к гробу, то можем напомнить себе кусок фекалий, плывущий по изгаженной речке. Вряд ли этот образ может вызвать позитивное отношение у читателей.

Поэтому преодолевать себя надо обязательно, и доказывать свое соответствие неким ценностям надо обязательно, но важно - чему и как. Потому что не все то сопли, что блестит. Если человек доказывает свою состоятельность как личность, несущая нечто большее, чем собственные фамилия, имя и отчество, то это здорово. Если же самоутверждение интересует его как проявление нарциссизма, как любование на себя в лучах славы, то это ничем, кроме как следствием его ущербности, быть не может.

Как можно отличить теплое от мягкого? В любом самоутверждении вроде бы используется единый инструментарий и достигается общая цель, но чтобы разделить разумное самоутверждение от неразумного, мы должны смотреть на результат. В миллионный раз повторю слова батюшки Серафима Саровского, который говорил: «стяжай дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». В результате утверждения любви к окружающему миру, мы видим изменение этого мира: мы видим, что мир стал меняться в том направлении, на которое нам указал Спаситель.

Один человек, утверждаясь, изменяет мир в направлении любви, а второй человек, утверждаясь, изменяет себя, причем в худшую из сторон. Люди, пытающиеся с помощью Бога что-то изменить вокруг себя, со временем становятся все более скромными, более аскетичными, сдержанными и вежливыми. А во втором случае пестуется гордыня. И нет ничего более вульгарного, чем шумный представитель шоу-бизнеса, который пытается самоутвердиться в этом своем амплуа.

Вульгарность или благородство - выбор за каждым из нас, и каждый выбирает именно то, во что он верует. Кто-то верует в деньги, в успех, в публичность, в нахрапистость, когда по головам к заветной цели, а кто-то верует в то, что, потеряв все, мы часто обретаем именно то, к чему стремились всю жизнь. Вот поэтому-то иногда люди успешные и уходят в монастыри. Как, например, в свои 24 года это сделал Игнатий Брянчанинов, который, будучи дворянином и одним из самых успешных молодых людей своего времени, тем не менее, известен как святитель, как один из самых востребованных сегодняшним человеком духовных мыслителей России. А скольких его ровесников мы не видим и не помним, хотя когда-то они казались себе и окружающим социальными гигантами, которые просияли в светской жизни, в предпринимательстве, но насколько меньшую роль сыграли в истории русской нации.

Вот в этом принципиальная разница. Бороться нужно всегда, и цель оправдывает те средства, которые будут вами применены. Но цели высокие низкими средствами не делаются, а низкие цели и будут, как правило, привлекать для своего достижения низкие средства.

- Считается, что большинство спортсменов истязают себя на тренировках и соревнованиях для того, чтобы доказать себе и окружающим свою способность достичь тех или иных спортивных вершин, то есть ради самоутверждения. В тех видах спорта, с которыми вы непосредственно связаны, можно предположить наличие большого количества людей, занимающихся ими для того, чтобы самоутвердиться за счет своей способности к физическому насилию, своей способности постоять за себя и своих близких. В чем, на ваш взгляд, ложность и опасность спортивного, а равно любого другого самоутверждения, основанного на гордыне, на стремлении превосходства безо всякого смирения и самоограничения?

Я постоянно твержу одну и ту же выстраданную мысль, которая мне крайне близка и дорога: сильные люди - это люди добрые. И когда видишь, например, из материалов в интернете, как какой-нибудь очередной борец, как правило, причисляющий себя к мусульманам, проигрывая, позволяет себе абсолютно безобразное, хулиганское поведение по отношению к своему сопернику, то понимаешь, что речь здесь идет именно о гордыне. Самоутверждение для этого спортсмена и есть цель всего, что он делает в спорте. И тут же смотрим на Федю Емельяненко. На то, как он реагирует на очередную победу. На то спокойствие, которое в нем всегда заключено. На его первые слова после одержанных побед: «спасибо всем тем, кто за меня молился!» Самое основное, что мы в нем видим, - это смирение. И когда он доказывает силу русского оружия, извините уж, когда он показывает своими подвигами, что есть православное воинство, то при этом он сдержан, скромен, он, не побоюсь этого слова, благообразен.

Напомню, что спорт - это маленькая война. И тот, кто выигрывает в спорте, тот демонстрирует силу духа своей нации, ее целостность, демонстрирует ее характер. Поэтому господа, которые ведут себя в спорте вульгарно, видимо хотят показать, что именно несет в себе их нация. Имеют право. Мы их увидели, услышали и поняли. Это не наш путь. И когда кто-то предлагает ответить им с «нашего» угла ринга подобным же образом, мне хочется сказать: «Ребята, говном грязь не вымыть»! Это я повторяю постоянно. Тут не надо прогибаться под чьими-то злобными взглядами, упаси Господь. Любой вызов должен быть принят. Но уподобляться - никогда.

У меня был реальный случай, когда на первенстве Северо-Запада меня вызвали награждать бойца, победившего в поединке по тайскому боксу. Его оппонент и угол этого оппонента устроили вульгарную истерику с подбеганием к главному судье, с криками, визгами и привлечением сторонников из зала. В этой ситуации нам хватило всего лишь разговора, до бойни дело не дошло. Скажу более, был удивлен: они извинились! А им всего-то было сказано, что, уважаемые господа, как только судья окажется не прав - спорт можно закрывать. Судья всегда прав, даже если он не прав. И кто имеет права давить на главного судью? Как только будет создан прецедент, когда главный судья изменит свое мнение под давлением зала, спорт закончится. Я настолько дорожу этим процессом, что даже свое собственное мнение, которое часто диаметрально расходится с мнениями ангажированных судей, считаю априори неверным. Хотите выигрывать чисто - нокаутируйте, и тогда вы не оставите места для злоупотреблений своими полномочиями со стороны нечистоплотного судьи.

Мы тащим этот мир к свету, и те, кто пытается его испачкать по дороге своими фекалиями, ошибаются и не правы. Единственный способ ему это доказать - показать пример, как именно должен реагировать православный человек на свою победу, на свой проигрыш, показывая истинное благородство, основанное на силе этого человека как в физическом, так и в духовном смысле.

- Где же, на ваш взгляд, находится мера в самоутверждении? Почему получается так, что люди самых разных национальностей и самых вероисповеданий так остро нуждаются в том, чтобы соответствовать неким ценным для них представлениям о себе?

Вы знаете, все дело в слабости. Человек, нуждающийся в чьей бы то ни было оценке, слаб. Потому что ему необходимо каждый день доказывать себе свою состоятельность. Это комплекс неполноценности, это болезнь. Зигмунд Фрейд однажды сказал очень верную вещь (при всем моем неуважении к Зигмунду Фрейду): жизнь человека - это преодоление детского комплекса. До какой степени нужно быть слабым и ничтожным человеком, чтобы до конца своих дней страстно ловить взгляды и пытаться ощутить чью-то любовь, понимая, что это те самые костыли, на которых только и удается устоять под порывами ветра? Сильному человеку костыли не нужны.

Нам безразлично, как к нам относятся люди, как бы жестоко это ни звучало. Потому что человек православный - это человек, стоящий перед Богом и только перед ним. И суд Божий - это единственный суд, ожидающий нас по-настоящему, чтобы ни происходило на различных этапах нашей жизни, сколько бы нас в течение жизни не ставили в условия ответчиков. У уголовников есть замечательная поговорка: «Как только ты начал оправдываться, ты уже не прав». Так вот люди, которые ловят взгляды, оправдываются перед окружающим миром за свое псевдовеличие, постоянно аргументируя его, пытаясь самоутвердиться еще и еще раз.

Только Бог рассудит, что и как ты сделал. Если ты начинаешь зависеть от мнения людей, тебя окружающих, то поверь, ты будешь крайне удивлен тому обилию яда, который они будут готовы вылить на твою голову. И не потому, что они тебя ненавидят или не знакомы с тобой, а просто любой человек, который пытается что-то сделать, пытается идти своим путем, выбивается при этом из общей массы. И это раздражает, это намекает людям на их меньшую состоятельность, и этого вам не простят. Любой самостоятельный человек - объект того демонического состояния толпы, когда, прямо по Джонатану Свифту «узнать значительную персону легко по толпе неудачников, которые собрались, чтобы ее уничтожить».

Поэтому самоутверждение здесь должно быть либо целевым, когда человек утверждает не сам себя, а свою жизнь в вере, когда он готов показать себя в своих убеждениях, то есть в чем-то большем, чем своя собственная личность. Потому что мы прекрасно понимаем, что наша жизнь - это один перманентный экзамен, который будет либо сдан, либо нет. И никто не знает до конца, кто же в конечном итоге что получит. Потому что известие об этом мы получим только по смерти нашей. В этой связи нужно иметь силу, спокойствие и понимать, что мы воплощаем в жизнь однажды принятое решение, и стараться так, чтобы данное решение было действительно воплощено. Маловероятно, чтобы люди окружающие смогли нам при этом помешать хоть чем-то.

Зависимость от людей, тебя окружающих, сразу делает нас слабее. Самостоятельность в этом смысле есть некая форма передачи своей судьбы, жизни и воли в руки Бога и независимость от воли и прихоти общества. Которое зачастую движимо корыстными, эгоистическими или гуманитарными представлениями, отличными от тех высоких ценностей, которые нам задал Спаситель, придя в этот мир.

- То есть, верное мерило нашего подлинного успеха, - не окружающие люди, а мы сами, наша совесть?

- Как вам удалось стать человеком, успешным сразу в нескольких направлениях деятельности, как минимум в области спорта, военного дела или в области публичных выступлений и писательства?

- Знаете, мне очень понравился диспут, который состоялся у моего дружка Вани Охлобыстина с журналисткой, которая с ядовитым подтекстом спросила его: «Иван Иванович, а чего это вы то сценарист, то режиссер, то артист, то священник, то PR-менеджер, то политический деятель? Вы что, постоянно себя ищите?» На что Ваня, не моргнув глазом, сказал ей: «Да нет, уважаемая, я себя не ищу, я себя нахожу в тех местах, куда я иду».

В этой связи мне хочется сказать, что я терпеть не могу людей, которые умеют все. Потому что у меня полное ощущение, что как только в человеке открывается некоторая универсальность, так тут же теряется основная линия его работы. И тут же добавлю: если только все, что он ни делает, не находится в одной системной базе, когда чем бы человек не занимался, он системно делает все абсолютно одинаково. Когда-то я начал заниматься карате. Много-много лет я православный человек. Я знаю, что такое путь к успеху, я знаю, что такое работа и дисциплина, я еще и военный при этом. Счастливое триединое сочетание: я - спортсмен, я - кадровый офицер, и при этом я - православный русский парень. Любое дело я делаю с военной дисциплиной, со спортивным трудолюбием и с понятным идеалистическим взглядом на то, зачем и как я его делаю.

У меня взрослый сын, ему в этом году будет 26 лет. Он поразил мое воображение фразой, когда, зная мои возможности, стал мне названивать и совершенно искренне требовать от меня его устройства на работу, аргументируя это тем, что ему нужны деньги! Иначе как юношеским идиотизмом назвать это было невозможно. Я ответил ему словами, смысл которых он не мог понять где-то в течение года. Я сказал ему: «Василий, ты хочешь работать, вот что ты хочешь. Деньги тебе не нужны». Он ответил: «Да какая разница, как об этом сказать!» Объясняю: «Разница огромная. Тебе не будут платить долгие годы. Ты избираешь какое-то направление, ты в нем двигаешься, и может быть, когда-нибудь тебе будут платить. Единственное, что ты должен сделать для того, чтобы это произошло, так это сделать все добросовестно, качественно и так, как до тебя еще никто не смог это исполнить. И тогда любимое дело становится неким комплексным продуктом, которое заменит и работу, и хобби, и станет источником средств к существованию, и станет тем аппаратом, который создаст тебя как личность в социальном смысле этого слова».

Я - всего лишь навсего тренер по карате. Который стал топ-менеджером «Газпрома», кандидатом педагогических наук, писателем, конструктором оружия, публичным человеком, специалистом по антикризисному управлению, провайдером программ по корпоративному строительству и управлению. А все это только потому, что не важно, что отправлять, вагон или состав - бумаги для этого требуются одни и те же.

Православие, военная дисциплина и трудолюбие, заложенное в спорте, сделали меня тем, кем я являюсь. В этой связи нет никакой решительно разницы, чем заниматься. Я буду делать это так, как я это уже делал миллион раз в других областях. И что-то подсказывает мне, что это у меня будет получаться.

Да, гордыня в спорте существует. Не задумываясь, некоторые священники клеймят спорт как убийство души алчностью и гордыней. Да, это правда, если в спортсмене нет ничего, кроме желания самоутвердиться. Именно такие люди спиваются в конце своей карьеры, когда человек понимает, что он уже не спортсмен в силу возраста и травм, что идущие за ним стали первыми, а он стал вторым, а потом третьим, а потом вообще исчезает, и у него тогда не остается ничего. Кроме растерзанной души и собственного униженного самолюбия, которое толкает его на путь оплакивания себя и своей судьбы. Так вот, мне гораздо более симпатичны люди, которые, пройдя очередной этап своего развития, шагают на следующую ступеньку, точно зная, как они собираются на нее шагать.

- Наверно, если мы и меняем вид своей деятельности, должна оставаться какая-то общая основа, общий смысл? Либо смысл на каждом этапе развития должен уточняться, совершенствоваться?

Жизнь человеческая - это, прежде всего, духовный подвиг. Любое и плохое и хорошее дело вначале рождается в душе человека и лишь потом выплескивается в окружающий мир. Поэтому я совершенно уверен, что прежде всего духовное развитие человека позволяет ему добиваться хоть чего-то в практической сфере. Поэтому я больше смотрю на то, кто я как человек, чем на то, какие документы у меня сегодня в портфеле. Люди, думающие иначе, часто ошибаются.

Не дело делает нас, а мы делаем дело. Совершенно уверен, что любое дело нами делаемое зависит от того, кто его исполняет. Если мы начинаем зависеть от того, что мы делаем, в этот момент нам надо расставаться с этим делом. Потому что любая зависимость толкнет вас на ложный шаг.

Наша зависимость от мира становится той веревкой, которой князь мира сего привязывает нас к колышку, не позволяя нам парить в небесах. Когда мне говорят, что про меня в очередной раз где-то кто-то что-то наговорил, я отвечаю: «Плевать!» - «Ну вот же, вас тут… Ответьте!» Я говорю: «Не интересно!» - «Ну как же вы можете?!..» Могу! Мне никогда не помогали люди, стоящие вокруг меня. Если они мне не помогали, как они могут мне помешать? Я - одиночка. Мне так проще. Наверное, это социальная позиция человека грубого и жестокого. Наверное, я таковым и являюсь. Но я понял одно: если сегодня тебя кто-то старается расцеловать и облизать, забрасывая тебя конфетами и серпантином и расточая восторги, то завтра этот же человек будет кидать в тебя помидорами.

- Может ли быть осмысленной в полной мере жизнь человека, которому не повезло или который не смог достичь сколько-нибудь значимых высот в каком-либо деле?

Смысл жизни любого человека - стать богоподобным, соединяя свою волю с волей Бога. Мы должны стать подобными Богу, а все остальное приложится нам по нашим талантам, труду, по мере усилий. Если мы не становимся такими, то есть основания полагать, что мы остаемся в лапах у того парня, который есть князь мира сего.

Наша слабость, наша греховность - наш самый главный противник на пути достижения истинного успеха. А в великом противнике заключены великие победы. У никчемных людей противники ущербны. У русского православного человека противники всегда были великими, так было всегда, в силу того, что Российская империя столь обширна и грандиозна, что иначе как с Наполеоном, с Гитлером или с монголами мы ни с кем и не воевали, если не считать еще так, по мелочи. Уж если мы воевали, так воевали.

Так вот, поставим Бога на первое место. Вернем его туда, где он стоял у русских людей тысячу лет. Только тогда мы сможем победить в том деле, которое не видно остальным, но является самым главным делом в жизни каждого человека.

Ваши отзывы

Каждый человек, на протяжении своего жизненного пути встречается с определенными трудностями. Иногда, для преодоления некоторых подобных преград требуется не просто приложить физические или умственные усилия, но необходимо побороть свои внутренние слабости, страхи и недостатки, буквально изменив этими действиями свою личность. Многие люди, видя перед собой серьезные препятствия (с которыми, как им кажется, они не в состоянии справится), задумываются: Я, хоть и не стою лицом к лицу с какой-либо сверхсложной ситуацией, все-таки попытаюсь найти

ответ на этот вопрос.

Для начала, давайте подробнее разберемся, что такое самопреодоление.

В моем видении, это способность одерживать верх над собой; превозмогать, пересиливать, перебарывать самого себя; справляться собственными силами с вызовами жизни, испытаниями и трудностями, в результате становясь более мудрым и духовно совершенным. По моему мнению, любой человек способен преодолеть себя. Для доказательства верности моей точки зрения, я хочу привести пример из романа Бойцовский клуб американского писателя Чака Паланика. Главный герой данного произведения существует в обществе потребления. Он, как

и все его окружение, терпит унылую работу и желает лишь совершения очередной покупки. Он находится в ловушке системы, погружающей людей в апатию. Так было до его встречи с человеком по имени Тайлер Дерден. Тайлер – нигилист, который отрицает культуру потребления и как следствие борется с ней. Он заставляет главного героя преодолеть страх выхода из системы, участвуя в подпольных боях для таких же белых воротничков, как и он. Эти поединки болью пробуждают героя и открывает ему глаза на истинные ценности жизни. Еще одним произведением, которое подтверждает мое суждение, является творение советского прозаика Бориса Полевого Повесть о настоящем человеке. Автор рассказывает нам историю военного летчика Алексея Маресьева, который лишился в бою обеих ног и был вынужден учится использовать протезы. Он с полной самоотдачей вставал на ноги и в итоге смог исполнить свою мечту – вернуться за штурвал самолета. Весомость данного аргумента увеличивает тот факт, что Повесть о настоящем человеке основана на биографии реального летчика, удостоенного звания Героя Советского Союза.

Таким образом, у каждого из нас есть силы улучшить самого себя, для победы над сложной жизненной ситуацией и превзойдя ее, мы получим огромный опыт и знания, которые сыграют нам хорошую службу в будущем. Главное, не боятся трудностей, подготовленных судьбой и никогда не опускать рук.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Можно ли преодолеть самого себя Социально-философская драма М. Горького “На дне” была написана в 1901 году и сразу же заняла достойную нишу в списке русской...
  2. 1. Глубины русской души 2. Мелочность жизни уездного учителя Передонова 2. Безнравственность влечет преступление Наверное, никакой другой народ не может похвастаться таким богатством и разнообразием...
  3. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести… (В. Шефнер) Я считаю, что цитата из стихотворения В. Шефнера, вынесенная в заголовок,...
  4. На протяжении всей жизни нам приходится преодолевать множество препятствий. Самые трудные из них связаны с работой над собой, с преодолением себя. Всем с детства известна...
  5. Страх - это то чувство, которое есть у каждого, но только самые стойкие и сильные могут преодолеть его. Вот проблема, над которой размышляет В. М....
  6. Сколько слов произносится людьми… А слова – они важные. Это информация. Если принять за неоспоримость то, что слово материально. Если верить, что слово – это...
  7. Андрей Соколов пытался преодолеть своё одиночество, уехав далеко от родного города. Когда это не помогло, стал частенько выпивать. Но одиночество нельзя победить бегством и алкого­лем,...

Если вас одолела лень, страх, депрессия, прочтите этот материал и получите ценные указания, как избавиться от негативных эмоций.

В определенный момент жизни каждый человек сталкивается с ситуацией, в которой вынужден преодолеть себя. Приходится совершать действия, которые идут вразрез с нашими желаниями.

Можно ли преодолеть самого себя?

Существует ряд проблем, на разрешение которых можете повлиять только вы. Для достижения намеченной цели необходимо приложить некоторые усилия.

  • Есть категория людей, которые бросают все на самотек и от этого ситуация только усугубляется. Чтобы побороть свои слабости, недостатки, болезни, необходимо изменить свой привычный образ жизни, а значит преодолеть самого себя.
  • Если вам сложно выйти из своей зоны комфорта, начните проводить работу над собой. К примеру, при помощи спорта. Для достижения вершин в профессиональном спорте самым важным качеством является умение преодолеть себя. Спортсмену необходимо побороть свою лень.
  • Устояв перед соблазнами окружающей и среды и достигнув первых показателей физической формы, вы совершите первый шаг к самосовершенствованию. Получив первый результат, вы мотивируете себя на дальнейшие шаги вперед. Спорт – прекрасный способ для личной самореализации.

Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя. Почувствовав вкус победы, у вас появится стремление к дальнейшему развитию.

На пути преодоления самого себя каждый сталкивается с такими препятствиями как страх, лень, отсутствие силы воли. Попробуем разобраться, как устранить эти факторы на пути к достижению желаемой цели.

Как побороть страх?

Одним из препятствий к достижению результата является страх. Часто это чувство возникает совершенно беспочвенно. Различные опасения тормозят наше развитие.

У некоторых людей чувство страха связано с пониженной самооценкой. Мы боимся оказаться недостаточно хорошими в различных ситуациях и процессах. Даже самые известные люди, будь то политик, спортсмен или звезда, бояться не оправдать ожиданий миллионов людей.

Но они не останавливаются и идут вперед к намеченным целям. Научитесь контролировать свой страх при помощи небольших советов.



  • Идентифицируйте свой страх. Нужно четко понимать, чего вы боитесь. Не стоит преуменьшать или игнорировать наличие страха. Осознание происходящего поможет вам легче преодолеть проблему.
  • Отбрасывайте посторонние мысли. Раздумывания усилят ваше чувство боязни. Как только вас начинают посещать неправильные мысли, переключайте свое внимание на увлекательное занятие.
  • Подавляйте страх постепенно. Начинайте с маленьких попыток. Достигайте первого маленького результата и только потом двигайтесь дальше.
  • Переходите к действию. Развейте ваши опасения на практике. Вы должны прикоснуться к вашему страху. Скорее всего ваши домыслы и реальность не совпадут. Придет осознание, что ваши страхи безосновательны.
  • Временные рамки. Отводите конкретное время на выполнение задачи. Это существенно сократит ваш период боязни.
  • Не бойтесь ошибок. Помните, что отрицательный опыт – это тоже результат. Он поможет вам стать сильнее и лучше.

Как побороть лень?

Периодически нас посещает чувство лени. Так ли важно преодолеть себя и не поддаться ее влиянию? Лень приводит нас к бездействию и нереализованным возможностям.

Мы останавливаемся на половине пути и не выполняем текущую работу в полном объеме. Причиной проявления пассивного состояния могут стать наши неправильные действия или недомогание организма. Очень часто за ленью скрывается чувство опасения к каким-либо начинаниям.



Чтобы побороть свою лень и начать действовать, соблюдайте следующие правила:

  • Правильно планируйте количество нагрузки в день. Не стоит планировать много задач в один день. Для начала отдавайте предпочтение самым важным или легким делам. Если останется время, перейдете к выполнению других процессов. Стараясь успеть все переделать, вы будете подгонять себя и упустите из виду важные моменты. Лучше сделать меньше, но качественней.
  • Создайте комфортные условия. Превратите нудный процесс в приятное занятие при помощи приятных и полезных мелочей. Выполняйте свои задачи под музыку, дополните процесс интересными аксессуарами.
  • Балуйте себя. После выполнения большой объемной задачи найдите несколько минут на отдых. Выпейте чашку кофе, подышите воздухом, позвоните близким.
  • Трезво оценивайте свои возможности. Не беритесь за выполнение неподъемных заданий. Не получив желаемого результата, вы отобьете охоту двигаться дальше.
  • Меньше думайте, больше делайте. Если вас начинает одолевать лень, то поскорее переходите к действию. Не оставляйте времени на раздумывания. Все что нужно разрешиться в течении проделываемого процесса.
  • Полноценный отдых. Начинайте день в хорошем настроении. Для этого правильно питайтесь и хорошо высыпайтесь. Это придаст вам необходимую энергию.
  • Подключайте помощников. Если выполняемая задача вам непосильна, найдите помощника или напарника.
  • Правильное окружение. Как можно больше общайтесь с целеустремленными и успешными людьми. Они придадут вам желание двигаться дальше.

Как развить силу воли?

В Древней Греции одним из философов было описано преодоление человеком самого себя на примере колесницы с лошадьми. Если правильно управлять колесницей, то лошади помогут вам быстрее добраться к намеченной цели. Если слишком погонять лошадей или не управлять ими вовсе, то мы потеряем контроль над колесницей. Так же и человек.

Чтобы получить желаемый результат, необходимо тренировать силу воли, не давая ей ослабнуть или перестать действовать. Именно сила воли помогает незамедлительно приступить к процессу и не откладывать выполнение задач на потом. Для того, чтобы получить спортивное сильное тело, мы подвергаемся изнурительным тренировкам. Таким же способом нужно укреплять силу воли.



Рассмотрим способы укрепления силы воли:

  • Основную энергию расходуем с утра. Человеческие ресурсы не бесконечны. Поэтому самые сложные и трудновыполнимые задачи выполняйте в первой половине дня. Во второй половине дня увеличивается вероятность отложить или перенести процесс на потом.
  • Подпитывайте организм. Для повышения собственной эффективности обеспечьте организму достаточное количество витаминов, микроэлементов, углеводов.
  • Хвалите себя. Для повышения собственной продуктивности обязательно хвалите себя. Подкрепляйте свои действия словами поддержки. Слова, произнесенные вслух обладают большой силой.
  • Оставайтесь спокойны. Контролируйте свои эмоции. Не дайте стрессовой ситуации овладеть вашим разумом. Сконцентрируйтесь на дыхании и успокойтесь.
  • Дозируйте физическую нагрузку. Большинство поставленных перед вами задач не требуют огромных усилий. Эффективно используйте свою энергию и не растрачивайте силу воли впустую.


  • Медитация. При помощи медитации можно научиться концентрироваться на выполнении одной задачи. Внешние помехи перестанут влиять на ваше внимание.
  • Формируйте привычки. Привычки занимают значительную часть выполняемых нами действий. Формируйте правильные привычки, помогающие вам преодолеть себя. К примеру, бегайте за час до начала рабочего дня. Вам придется придерживаться одного режима, чтобы не опоздать на работу. Таким образом вы сформируете привычку и потренируете силу воли. Изменить свои вредные привычки – значит изменить себя.

На пути к мечте: что делать, чтобы достичь желаемого?

Понимание окружающего мира формируется при помощи ваших собственных мыслей и поступков. Начните с положительных изменений вашего внутреннего состояния, и они обязательно перенесутся в вашу жизнь.

  • Поднимите свою самооценку. Начните заниматься спортом. Это придаст вам сил и энергии.
  • Думайте о хорошем. Смотрите положительные фильмы. Читайте правильные книги. Посещайте интересные мероприятия.
  • Верьте в себя. Мотивируйте себя. Наслаждайтесь полученным результатом.
  • Не бойтесь принимать решения. Учитесь новому и развивайтесь. Совершенствуйте свои навыки.


В вашей жизни обязательно должно быть место для мечты. Она должна быть конкретной и достижимой в реальности. Каждый раз, когда вы будете представлять осуществление вашего желания, вы будете ощущать душевный подъем. Вы обретете новый смысл жизни. Ваша мечта постепенно превратиться в цель, которая будет мотивировать вас на дальнейшие действия.

  • К примеру, вы хотите отдохнуть за границей. Размышляя об этом, представляйте какие экскурсии вы посетите, в какой гостинице отдохнете. Такие подробности подтолкнут вас к незамедлительному действию и скорейшему осуществлению мечты.
  • Вы хотите похудеть? Представляйте ваше тело в идеальном форме, восхищенные взгляды окружающих, ваши новые откровенные наряды. Мысли о новых возможностях подтолкнут приступить к тренировкам сейчас, не откладывая на неделю или месяц.
  • На пути к достижению мечты вы сможете реализовать множество других важных вопросов. Чтобы добиться желаемого, вам придется работать над собой, добиваться, терпеть неудачи, идти на жертвы. В этом и заключается преодоление себя.


Борьба со своими внутренними желаниями и комплексами – это самая тяжелая борьба для каждого человека. Самое сложное в борьбе с собой – это совершить первый шаг. Но когда вы сделаете над собой усилие и предпримите первые попытки к действию, то вы откроете мир с новыми возможностями.

Знаменитости, которые смогли преодолеть себя и стать вдохновением для окружающих

Для того, чтобы еще больше мотивировать свое внутреннее «Я», познакомьтесь с историями людей, которые не опустили руки в сложной ситуации и стали примером для окружающих.

  • Ник Вуйчич – человек с ограниченными физическими возможностями. Мужчина, рожденный с патологией. У него отсутствуют конечности. Несмотря на это, он смог реализовать себя в трех видах спорта. Имеет несколько высших образований. Имеет семью и ребенка. В настоящее время его деятельность связана с мотивированием молодежи.


  • Лиз Мюррей – профессиональный спикер, собирающая огромные аудитории. Ее задача помочь людям воспитать в себе силу воли и найти смысл жизни. Девушка родилась в малоимущей семье с двумя больными родителями. Она жила на улице и испытывала острую нужду в деньгах. Но не смотря, на сложную судьбу, Лиз нашла в себе силы пойти учиться. Ей приходилось постоянно прерывать процесс обучения, чтобы ухаживать за болеющими родителями. Это не помешало девушке получить образование и добиться успехов в своей области.
  • Майкл Джордан – самый известный баскетболист в мире. Мало кто знает, что в студенческие годы его не брали в команду из-за маленького роста. Майкл не сдался и продолжал упорно заниматься. Благодаря активным тренировкам, за год он смог достичь высоких результатов в спорте и вытянуться в росте. Спортсмен стал центральным игроком баскетбольных команд, принося в каждой игре максимальное количество очков.


  • Стивен Спилберг – один из известнейших режиссеров. Его с детства привлекало кино и режиссура. Стивен на протяжении двух лет предпринимал попытки поступить в вуз. Дважды получал отказ. Это могло надломить его и отбить желание навсегда. Но он не сдался, и новая попытка увенчалась успехом. Сегодня мы имеем возможность смотреть множество талантливых фильмов, режиссированных Стивеном Спилбергом.
  • Уолт Дисней – известный мультипликатор. В поисках финансирования своих идей, он обратился к более 300 финансистам. В его идеи никто не верил. Уолта увольняли с работы за примитивное воображение. За его настойчивость удача повернулась к нему, и сегодня он обладатель самой известной мультипликационной студии в мире.
  • Стивен Хокинг – научный деятель, сделавший множество открытий в физике. В 20 летнем возрасте у него появились серьезные проблемы со здоровьем. Заболевание парализовало его тело и привело к инвалидному креслу. Однако имея огромное стремление и желание совершать открытия, он не сдался. И всегда принимал активное и значимое участие в науке.


На примере этих людей, каждый из нас может убедиться в неисчерпаемых человеческих ресурсах. Даже в сложных ситуациях каждый может проявить свою силу воли. Будьте настойчивее, проявляйте упорство, и вы найдете путь к победе над собой.

Видео: Достичь своей цели в жизни: как это сделать?

ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

1. В романе Л.Н. Тостого "Война и мир" Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.

2. В повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие..." пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.

ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ

1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.

2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап - честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий - романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда "просит милости" у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.

2. Самоотверженная любовь - одна из тем романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.

ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ

1. В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории "разрешения крови по совести", главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. В рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" американский миллионер служил "золотому тельцу". Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

2. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

1. В "Письмах о добром и прекрасном" Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.

2. Рэй Брэдбери в романе "451 градус по Фаренгейту" показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

1. В повести Б.Л. Васильева "Летят мои кони..." смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.

2.

ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ

1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие...". Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.

2. В повести В.Быкова "Сотников" рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.

ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.

2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы". Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй - пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

1. В романе В.А. Каверина "Два капитана" Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.

2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина "Живи и помни". Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА

1. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни - деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.

2. В романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" Квазимодо - горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ

1. В повести В.Г. Распутина "Живи и помни" Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.

2. В повести В. Быкова "Сотников" партизан Рыбак предает родину и соглашается служить "великой Германии". Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО

1. Ю.Я. Яковлев в рассказе "Разбуженный соловьями" пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.

2. Любовь к родному краю - главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. "Жнецы", "Захарка", "Спящий пастушок" - вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича.

2. В стихотворении "Мой путь" С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ

1. Главная тема романа И.А. Гончарова "Обломов" - судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.

2. Из книги М. Мирского "Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко" я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
3. Д.С. Лихачёв в "Письмах о добром и прекрасном" утверждает, что "нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить". Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.

ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ

1. В повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо" рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.

2. В романе Эрика Найта "Лесси" семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.

ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ

1. В повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

2. В рассказе А.И. Куприна "Тапёр" мальчик Юрий Агазаров - музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.

ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

1. В романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго" главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго - свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.

2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона "Мартин Иден". Главный герой - матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. В повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.

2. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии "Casta Diva" пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал "такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг".

ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

1. В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Льва Кассиля "Великое противостояние" Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню "Священная война". Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.

ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ

1. В романе В.Д. Дудинцева "Белые одежды" профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.

2. Г.Н. Троепольский в повести "Кандидат наук" выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.

ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ

1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.

2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.

2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.

ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.

2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.

2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.


ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.

2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.

ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.

2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.

ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.

2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.


ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.

2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ

1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.

2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ

1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.

2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ

1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.

2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ

1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.

2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.

2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.

2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.