Бюджетная смета - это что такое? Порядок составления и утверждения бюджетной сметы. Бюджетная смета учреждения Пример заполнения проекта бюджетной сметы казенного учреждения

Финансирование бюджетных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе доходов и расходов (п. 1 ст. 161 БК РФ). Кроме того, бюджетное учреждение использует бюджетные средства соответствии с утвержденной сметой дохо- дови расходов (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Смета расходов бюджетного учреждения - это финансово- плановый акт, который имеется у всех бюджетных учреждений. В системе бюджетных расходов смета бюджетного учреждения выполняет функции: а) акта, к которому

«привязано» выделение средств из бюджетов всех уровней бюджетной системы; б) финансово-планового акта, на основе которого бюджетное учреждение расходует полученные из бюджета финан-совые ресурсы. Исходя из того, что смета является финансово- плановым актом (разновидностью финансово-правового акта), она имеет юридическое значение.

Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств.

Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений на индивидуальные и сводные.

Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением и содержит только его доходы и расходы. При этом, в смете должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Индивидуальные сметы объединяются главными распорядителями бюджетных средств по соответствующему бюджету в сводные и представляются органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета (п. 9 ст. 158 БК РФ).

Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете, - составная часть бюджетного процесса, которая получила в науке название «сметный процесс». Составление сметы доходов и расходов бюджетного учреждения осуществляется каждым бюджетным учреждением после того как бюджет утвержден и началось его исполнение. Иначе говоря, состав-ление и исполнение смет бюджетных учреждений осуществляется на стадии исполнения бюджета.

Смета доходов и расходов составляется бюджетным учреждением по типовой форме. Последняя типовая форма сметы была утверждена Минфином России в 1999 г. Она состоит из двух частей. В первой части сметы указываются доходы и поступления бюджетного учреждения, а во второй - текущие расходы. Все доходы, учитываемые в смете бюджетного учреждения, составляют его внебюджетные средства. Среди них: доходы от предпринимательской. деятельности и платных услуг бюджетного учреждения; целевые доходы и безвозмездные перечисления и т.д. Например, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности относятся: сдача в аренду имущества образовательного учреждения, торговля покупными товарами, оборудованием, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и т.д.

Естественно, все эти доходы образовательного учреждения должны быть отражены в доходной части сметы школы, интерната и т.д.

Расходная часть сметы бюджетного учреждения построена в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета. Она включает в себя текущие и капитальные расходы бюджетного учреждения. Основными статьями текущих расходов сметы являются:

а) оплата труда государственных служащих;

б) начисления на оплату труда, т.е. уплата единого социального налога;

в) приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

г) командировочные и служебные разъезды;

д) оплата транспортных услуг;

е) оплата услуг связи;

ж) оплата коммунальных услуг;

з) трансферты населению и т.д.

Статьи капитальных расходов сметы включают:

а) приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

б) капитальное строительство;

в) капитальный ремонт.

Непосредственная работа бюджетного учреждения по составлению сметы доходов и расходов начинается тогда, когда оно получает от органа, исполняющего бюджет, уведомление о бюджетных ассигнованиях. Последнее содержит цифры, на которые ориентируется бюджетное учреждение при составлении сметы.

К смете должны быть приложены расчеты. Формы расчетов к смете утверждены Минфином РФ в 1999 г. Расчеты к смете предполагают обоснование каждой цифры, указанной в смете расходов. Например, расчеты расходов на оплату труда производятся исходя из числа ставок тех или иных должностей и средней ставки оплаты труда по этой должности. Кроме того, в ходе составления сметы бюджетное учреждение должно руководствоваться также нормативами финансовых затрат на предоставление госу-дарственных и муниципальных услуг и нормативами расходов по отдельным статьям сметы. Нормативы расходов - это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (например, норма расхода хлеба на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме, ит.д.).

Нормы затрат определяются по различным объектам постановлениями Правительства РФ, а в ряде случаев и самими бюджетными учреждениями по согласованию с вышестоящими органами. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. определены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

Нормы расходов подразделяются на обязательные и необязательные (расчетные), материальные и денежные.

Обязательные нормы расходов - это такие, которые не подлежат изменению. К их числу относятся расходы на командировки, на питание, на спецодежду и т.д. Необязательные (расчетные) нормы - это такие, которые определяются индивидуально для каждого бюджетного учреждения исходя из его спе-цифики. К их числу относятся расходы на освещение, на отопление и т.д.

Материальные нормы расходов - это такие, которые определяют количество материальных средств на единицу расходов. Например, определяется количество обуви, которая необходима в год на одного ребенка в детском доме, и т.д. Денежные нормы представляют собой стоимостную форму выражения материальных норм. Они образуются путем умножения затрат в натуральном выражении на среднюю цену этих растрат. Именно денежные нормы непосредственно принимаются во внимание бюджетными учреждениями при составлении смет.

Бюджетное учреждение обязано составить и представить смету доходов и расходов на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях. Смета расходов бюджетного учреждения составляется по установленной форме и подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить смету в течение 5 дней со дня ее представления. Утвержденная смета доходов и расходов бюджетного учреждения передается в орган, исполняющий бюджет, т.е. в Федеральное казначейство или в финансовый орган соответствующего субъекта РФ (см. ст. 221 БК РФ).

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. При этом, виды расходов, содержащиеся в смете бюджетного учреждения, соответствуют направлениям расходов бюджетного учреждения, содержащихся в ст. 70 БК РФ. Согласно этой статье бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер ботной платы соответствующих категорий работников;

перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

Оплату товаров, работ, услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Бюджетное учреждение может перераспределять расходы в пределах сметы, т.е. может увеличивать один вид расходов по смете за счет другого. Однако права бюджетного учреждения перераспределять расходы при исполнении сметы определяются Федеральным казначейством РФ Либо другим органом, исполняющим бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств (п. 6 ст. 161 БК РФ). В то же время бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, т.е. средств, полученных от предпринимательской деятельности, от безвозмездных поступлений и т.д.

Казенные учреждения для распределения собственных расходов и доведенных лимитов используют стандартизированные бланки — это бюджетная смета по форме 0501012. Унифицированный формуляр действует лишь в отношении федеральных бюджетников. Форма закреплена приказом Минфина РФ от 14.02.2018 № 26н. В нормативно-правовом акте содержатся ключевые рекомендации по заполнению формы. Одна из которых — обязательно разместить бюджетную смету в системе Электронный бюджет.

В отношении региональных и муниципальных организаций форма и правила заполнения устанавливают ГРБС (главные распределители бюджетных средств).

Правила ведения БС скорректированы еще в 2019 году. Бюджетники обязаны формировать документацию в новой форме и по новым регламентам.

Не путайте понятия бюджетная смета или . ПФХД составляют автономные и бюджетные госучреждения, а вот смета предусмотрена для организаций казенного типа и для органов местного самоуправления. Оба документа федералы размещают в Электронном бюджете.

Структура и регламент заполнения

На основании уведомлений о доведенных объемах финансирования, полученных от главных распорядителей средств, оформляем образец заполнения бюджетной сметы на 2020 год. Учитываем в соответствии с целевыми назначениями. Распределяем финансирование по кодам БК с учетом следующих разделов:

  • в разделе № 1 указывают только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
  • раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.;
  • раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов государственного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантий, и по резервным расходам;
  • раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
  • раздел № 5 — здесь указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
  • раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация. Напомним, что все операции, совершенные в иностранной валюте, переведите в рубли по соответствующему курсу.

Если учредитель установил дополнительную детализацию для учреждения, то графу для кода аналитического показателя в бюджетной смете на 2020 год заполняйте по установленным требованиям.

При распределении расходов учитывайте указания Минфина России № 132н в части определения , кодов видов расходов и . По требованию вышестоящих распорядителей допустимо вносить в документ дополнительную детализацию по КОСГУ (приказ № 209н). Обязательно подготовьте обоснования по каждой статье расходов. Отразите показатели в системе Электронный бюджет.

Особенности составления

Документ утверждает руководитель казенного учреждения, если иной порядок утверждения не регламентирован вышестоящим ГРБС. Например, образец и порядок составления утверждения и ведения бюджетных смет 2020 для федеральных бюджетников закреплен приказом Минфина № 26н. В отношении областных и муниципальных госучреждений правила регламентируют органы исполнительной власти соответствующего региона или муниципального образования.

При необходимости согласования бланка с учредителем или ГРБС следует указывать должность, Ф.И.О. и дату согласования в шапке документа.

Все расходные цели подтвердите обоснованиями — специальными расчетами, в которых представлены финансовые подтверждения необходимости расходов. Перед утверждением документа подайте расходные обоснования учредителю на согласование. В противном случае бланк признают недействительным, и произведенные расходы по такому документу посчитают нецелевыми тратами.

Независимо, какой документ составляется учреждением, план финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета, составлять и предоставлять расчеты-обоснования к плановой документации следует в обязательном порядке.

Пример расчетов-обоснований фонда заработной платы работников учреждения

Правила утверждения бланка

После согласования расчетов-обоснований с вышестоящим распорядителем или учредителем бланк утверждает руководитель казенного учреждения. Если руководитель отсутствует, то утверждает документ ответственный исполнитель.

Помимо руководителя, бланк визирует начальник планового или экономического отдела, если такая служба имеется в учреждении. Бюджетная смета по форме 0501012 на 2020 год заверяется главным бухгалтером.

Утвердите бланк в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО учредителем, если иной порядок не предусмотрен вышестоящим распорядителем. ГРБС вправе утвердить формы бланков расчетов-обоснований расходов. Аналогичный порядок утверждения предусмотрен в системе Электронный бюджет.

Как внести изменения

Если учредитель изменил доведенные лимиты бюджетных обязательств, форму 0501012 придется скорректировать в соответствии с изменениями. Для корректировки бланка предусмотрен определенный порядок:

  1. Если ЛБО уменьшили. В таком случае отразите сумму уменьшения по соответствующей строке со знаком «минус».
  2. Если финансирование увеличено. Тогда укажите сумму увеличения со знаком «плюс» по соответствующему КБК.
  3. При перераспределении средств в пределах доведенных ЛБО следуйте вышеуказанным правилам. То есть при уменьшении значения по конкретному КБК пропишите сумму со знаком «минус», данную сумму распределите по строкам, которые планируют увеличить.

Измененный документ следует утвердить в аналогичном порядке, то есть не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления об изменении ЛБО. Корректировочный бланк бюджетной сметы казенного учреждения на 2020 год в следует разместить по установленным правилам.

Если изменения сметы казенного госучреждения затрагивают бюджетную роспись, то корректируйте смету только после внесения изменений в нее. И только потом вносите коррективы в Электронный бюджет.

Размещение сметы в системе Электронный бюджет

В 2020 году не все получатели средств бюджета обязаны осуществлять составление проекта бюджетной сметы в Электронном бюджете. В приказе № 26н обязанность закреплена только в отношении федеральных бюджетников. То есть муниципальные и региональные госучреждения вправе подготовить документ в бумажном виде.

В то же время большинство ГРБС регионального и муниципального уровня закрепили для подведомственных организаций размещать БС в Электронном бюджете в обязательном порядке. Проверьте нормативную документацию, доведенную ГРБС до подведомственных учреждений. Если требование размещать БС в Электронном бюджете есть, то за уклонение от исполнения привлекут к ответственности.

Автоматизированная система предусматривает особый алгоритм размещения информации. Инструкция:

Шаг № 1. Настраиваем работу системы для формирования показателей БС в Электронном бюджете.

Шаг № 2. Введите коды дополнительной аналитики, если значения предусмотрены порядком ведения БС. Напомним, что учредитель уполномочен ввести дополнительные коды аналитики для бюджетных смет.

Шаг № 3. Загружаем расходное расписание.

Шаг № 5. Формируем показатели бюджетной сметы. Вносим значения в соответствии с кодами БК. Формируйте КБК по новому приказу Минфина № 132н.

Шаг № 6. Формируем сам документ. Проверяем разделы документа и перенаправляем БС на согласование ГРБС.

Для облегчения работы пользователей предусмотрена автоматизация бухгалтерского учета. Специализированные программы позволяют формировать документы в электронном виде, чтобы потом загружать готовую документацию в систему Электронный бюджет.

Смета - документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятий.

Из статьи 221. Бюджетная смета (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ):

  • 1. Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
  • 2. Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. В бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения. Показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюджетная смета" в других словарях:

    Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;... Источник: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145 ФЗ (ред. от 03.12.2012) … Официальная терминология

    - (budget) Объявление запланированных государством на определенный период – как правило – один год доходов и расходов. Обычно к бюджету прилагается отчет о фактических государственных доходах и расходах за предшествующий период. В Великобритании… … Экономический словарь

    Государственный бюджет - (Government budget) Важнейшие части государственного бюджета, государственный бюджет РФ Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, Российский бюджет, коррупция в сфере управления государственными финансами Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Издержки - (Costs) Понятие расходов и издержек, нормы и учет расходов Информация о понятии расходов и издержек, нормы и учет расходов Содержание Содержание Формирования местных бюджетов Бюджетная поддержка субъектов Налоговые поступления Расходы местных… … Энциклопедия инвестора

    Составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства (см. также Бюджетная система). Б. г. в… … Большая советская энциклопедия

    Составляет часть государственного X. и имеет своим назначением исчисление и расходование необходимых на содержание армии средств. Главная его задача состоит в обеспечении армии всеми предметами довольствия, наивыгоднейшими для казны способами. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (budget) 1. Финансовый план, намечающий индикативные показатели доходов, расходов и т.д. организации на определенный период. 2. (the Budget) Британский финансовый план на предстоящий год, представляемый на обсуждение в парламент, обычно в марте… … Финансовый словарь

    Бюджет - – роспись (в денежной форме) доходов и затрат любого экономического объекта, от государства до семьи. Бюджет государства – роспись его доходов (главным образом от налогообложения) и расходов (на социальные нужды, оборону,… … Экономико-математический словарь

    Оптовый рынок - (Wholesale market) Важный элемент инфраструктуры определенного региона и даже страны Элемент, который гарантирует сильную позицию фирм и субъектов Содержание Содержание Оптовый Сущность. Роль и функции оптовой торговли. Биржевая форма оптовой… … Энциклопедия инвестора

    бюджет - План, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона. бюджет Роспись (в денежной форме) доходов и затрат любого… … Справочник технического переводчика

Бюджетная смета – это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ). Он составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными приказами Минфина РФ:

– Приказ от 20.11.2007 № 112н (применялся при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет до 2018 года);

– Приказ от 14.02.2018 № 26н (применяется при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет с 2019 года на 2019 год).

При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения ревизорами делается анализ правильности составления и исполнения бюджетной сметы. Об особенностях формирования и исполнения этого документа поговорим далее.

Предмет проверки составления и исполнения бюджетной сметы

Приказом Минфина РФ № 112н установлены общие требования к порядку формирования и исполнения бюджетных смет. Руководствуясь названным документом, главный распорядитель средств бюджета утверждает для своих подведомственных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет. При разработке этого нормативного акта он вправе установить особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:

    данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

    результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

    данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства РФ по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа.

Целью проведения анализа исполнения бюджетной сметы является:

    определение отклонений кассовых расходов от фактических;

    определение отклонений кассовых и фактических расходов от назначений по бюджетной смете;

    отклонения фактических расходов от выделенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

В большинстве случаев анализ деятельности учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствует ли объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет бюджет. Содержанием анализа исполнения бюджетной сметы является оценка эффективности, результативности и продуктивности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения. Основными задачами анализа исполнения бюджетной сметы являются:

    изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

    изучение состава и структуры расходов;

    анализ выполнения основных показателей деятельности учреждения;

    оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных бюджетных ассигнований в бюджетных сметах.

Анализ показателей бюджетной сметы

При проведении анализа исполнения бюджетной сметы проверяющими используются:

    данные бюджетных смет за проверяемый период;

    уведомления бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств за проверяемый период;

    отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127);

    выписки с лицевого счета учреждения;

    регистры бюджетного учета.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н). Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей. Так, показатели смет ФСИН, территориальных органов и учреждений УИС формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, в рублях(см. Приказ ФСИН РФ от 02.02.2017 № 76).

Казенные учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств, чаще всего применяют следующие коды видов расходов, которые отражаются в бюджетной смете:

    112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;

    119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»;

    129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»;

    133 «Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия»;

    134 «Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания»;

    200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Анализ исполнения бюджетной сметы осуществляется по направлениям расходов, отраженных в бюджетной смете.

1. В ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств по выплате денежного довольствия, денежного содержания (оплате труда) ревизорами проверяются:

    соответствие приказов, распоряжений, положений проверяемого учреждения требованиям нормативных правовых актов РФ;

    правильность выплаты денежного довольствия, денежного содержания, оплаты труда;

    правильность оформления и составления первичных документов, являющихся основанием для начисления денежного содержания, денежного довольствия, заработной платы, наличие подписи руководителя, а также правильность начисления при арифметических проверках;

    правильность расходования средств на оказание материальной помощи, прочих компенсаций, выплат за счет экономии фонда оплаты труда;

    правильность возмещения расходов при служебных командировках;

    соответствие представленной отчетности данным бюджетного и бухгалтерского учета учреждения.

2. В ходе проверки правильности совершения расходов по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд обращается внимание:

    на наличие и законность заключенных контрактов;

    на правильность расчетов в пределах установленных действующих тарифов для учреждений (нет ли завышения расценок по оплаченным услугам);

    на соответствие оплаченных подрядчику счетов по капитальному и текущему ремонту объему фактически выполненных работ (при необходимости производится контрольный замер фактически выполненных работ с участием специалистов с составлением промежуточного акта);

    на проектно-сметную документацию;

    на лицензии подрядчика на осуществление деятельности (если она лицензируется) (строительство, строительно-монтажные работы);

    на акты приемки и сдачи выполненных работ по форме КС-2 и соответствие их фактическому выполнению;

    на справки на оплату стоимости выполненных строитель– но-монтажных работ за месяц и с начала года в текущих ценах по форме КС-31;

    на контракты на поставку оборудования в соответствии со спе­цификацией проектно-сметной документации;

    на то, кем разработана и утверждена документация, и на наличие положительного заключения вневедомственной экспертизы на проектно-сметную документацию;

    на правильность применения коэффициентов строитель– но-монтажных работ, а также лимитированных затрат (плановые накопления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных затрат в зимнее время и др.);

    на целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;

    на правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе и мягкого);

    на правильность расходования средств на ГСМ, соответствие фактических расходов топлива и смазочных материалов установленным действующим законодательством нормам;

    на соблюдение порядка закупки товаров и услуг, осуществление закупок товаров и услуг на основе муниципальных контрактов. При проведении анализа использования бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества необходимо обратить внимание на использование этого оборудования по целевому назначению.

В ходе проверки правильности расходования средств по уплате налогов, сборов и иных платежей проверяются обоснованность и целевое использование, выделенных для этих целей средств.

Помимо кодового анализа исполнения показателей бюджетной сметы, проверяющими устанавливается соответствие лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового и фактического расхода. Результаты отражаются в таблице. При наличии отклонений учреждение дает по ним пояснения. В частности, в таблице могут быть отражены направления расходования таких средств и указаны числовые значения по каждому направлению, из которых видны причины возникшего отклонения.

Выявленные в ходе проверки нарушения составления и исполнения бюджетной сметы, а также результаты выполненного анализа исполнения показателей бюджетной счета отражаются в акте проверки.

Нарушения, выявляемые в ходе проверки бюджетной сметы

В ходе проверки исполнения бюджетной сметы обычно выявляются следующие нарушения:

1. Отсутствует дата утверждения бюджетной сметы (предусмотрена формой сметы).

2. Наименование получателя бюджетных средств, указанное в бюджетной смете, не соответствует наименованию, указанному в уставе казенного учреждения.

3. КБК, отраженные в бюджетной смете, не соответствуют бюджетной росписи.

4. Указано ошибочное наименование главного распорядителя.

5. Значения, проставленные в столбцах «раздел», «подраздел» представленной для проверки сметы, не соответствуют значениям, содержащимся в типовой форме бюджетной сметы.

6. К сметам не прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при формировании сметы и являющиеся ее неотъемлемой частью (нарушение п. 6 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н).

7. Нарушение методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями № 65н. Нарушение встречается в случае детализации показателей бюджетной сметы по кодам КОСГУ.

8. Нарушения оформления платежных получений. При проведении проверки бюджетной сметы контролеры рассматривают журналы операций с безналичными денежными средствами, выписки с лицевых счетов и, соответственно, сами платежные поручения. Зачастую, просматривая последние, они выявляют нарушения при заполнении поля «назначение платежа» – это назначение не указывается.

9. Расчетные таблицы, являющиеся неотъемлемой частью бюджетной сметы по статьям бюджетной классификации, составлены без учета фактических расходов, сложившихся в предыдущем отчетном периоде, роста тарифов на электрическую и тепловую энергию.

10. Показатели бюджетной сметы расходов по учреждению не соответствуют уведомлению о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, составленных на аналогичный период в части кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления (нарушение ч. 2 ст. 221 БК РФ, п. 3 и 4 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н).

В завершение отметим, что при составлении бюджетной сметы на 2019 год и позднее следует применять Приказ Минфина РФ № 26н. Рекомендуемая к использованию на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов форма бюджетной сметы изменена и включает в себя следующие разделы:

    1 «Итоговые показатели бюджетной сметы»;

    2 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам получателя бюджетных средств» (в этом разделе отражаются расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций учреждения, установленные ст. 70 БК РФ);

    3 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, субсидий государственным корпорациям, компаниям, публично-правовым компаниям; осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного долга, исполнение судебных актов, государственных гарантий Российской Федерации, а также по резервным расходам»;

    4 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые получателем бюджетных средств в пользу третьих лиц»;

    5 «Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств»;

    6 «Курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации».

Рекомендуемые формы расчетных таблиц, на основании которых составляется бюджетная смета и которые являются ее неотъемлемой частью, Приказ Минфина РФ № 26н не содержит. В целях организации бюджетного процесса в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов Минфином разрабатываются порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок формирования и представления обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, используемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, в рамках которых предполагается урегулировать механизм увязки изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей и показателей бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также соответствующих обоснований бюджетных ассигнований главных распорядителей бюджетных средств (Письмо Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-04-05/31537).

Бюджетной сметой называют плановый документ, который определяет лимиты обязательств казенного учреждения в соответствии с утвержденными классификаторами расходов (ст. 6 БК РФ). Такой документ имеет унифицированную форму ОКУД 0501012, она утверждена приказом Минфина № 112н от 20.11.2007.

Важно не путать два понятия. Смета бюджетного учреждения не является унифицированной формой ОКУД 0501012. Так часто называют другой документ, который представляет собой образец сметы доходов и расходов бюджетного учреждения на финансовый год и плановый период. На сегодняшний день документом, в котором указываются значения доходов и расходов в организациях не казенного типа, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее — ПФХД). ПФХД не имеет унифицированной формы по ОКУД, но требования к ПФХД закреплены приказом Минфина от 28 июля 2010г. № 81н.

Общие требования к ведению определяет Приказ № 112н. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет устанавливает главный распорядитель (далее — ГРБС), в ведении которого находится организация. Данное условие действует только до конца 2018 года и только для регионального и муниципального уровней.

Документ составляется на один финансовый год и плановый период на основании утвержденных ГРБС расчетных показателей, которые характеризуют деятельность организации и доведенные лимиты бюджетных обязательств (далее — ЛБО).

Составляется форма ОКУД 0501012 с учетом объемов финансирования для осуществления закупок товаров, работ или услуг.

Форма 0501012 предоставляется на утверждение с расчетами-обоснованиями плановых сметных показателей, которые использовались при составлении. Эти расчеты-обоснования являются неотъемлемой частью документа. За нарушение казенной организацией порядка составления и сроков утверждения предусмотрены штрафы от 10 000 до 30 000 рублей для должностных лиц (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Образец бюджетной сметы на 2018 год

Заполненный образец — форма 0501012, бюджетная смета на 2018 год — доступен для скачивания ниже.

Обратите внимание на важный момент. В 2017 году ГРБС лишили права самостоятельно устанавливать для федеральных казенных организаций и органов:

  • правила заполнения формы 0501012 и 0501013;
  • сроки представления (утверждения);
  • возможность дополнения, уточнения, детализации.

Для казенных учреждений и органов не федерального уровня изменения вступили в силу с 2018 года.

Форма 0501012 состоит из 4 разделов:

  1. Расходы, обеспечивающие деятельность учреждения: заработная плата (в т.ч. пособия), отчисления, налоговые обязательства, командировочные расходы, поставка товаров (работ, услуг) на госнужды, возмещение вреда.
  2. Расходы по предоставлению госинвестиций, трансфертов, субсидий и субвенций. Раздел заполняют государственные (муниципальные) органы и органы управления внебюджетными госфондами.
  3. Прочие расходы, не включенные в первые два раздела. Это расходы, которые не относятся ни к основной деятельности, ни к субсидированию и инвестированию.
  4. Итоговые показатели. В заключительном разделе обобщаются данные по трем разделам.

Как внести изменения

Иногда возникает необходимость изменений ЛБО, следовательно, и сметных значений. В этом случае организация направляет распорядителю средств государственного бюджета (РБС) предложение о перераспределении доведенных лимитов по кодам бюджетной классификации (КБК). Изменения составляются в унифицированной форме (форма ОКУД 0501013), но и обоснование, с учетом расчетов. Без подтверждающих обоснований ГРБС (РБС) не утвердит изменения.

Рассмотрим пример изменений.

В казенной детско-юношеской спортивной школе неисправна канализационная система в здании бассейна. Необходимо провести ремонтные работы на сумму 100 000 рублей. На период простоя бассейна определена экономия в коммунальных платежах (водоснабжение и водоотведение) на сумму 100 000 рублей.

Уменьшение объема сметных данных отражаем со знаком «-», увеличение со знаком «+». Отражаем перераспределение расходных лимитов следующим образом.

Внести корректировку следует в течение 10 рабочих дней, если не установлен другой срок ГРБС (РБС). Показатели уточняются в пределах доведенных объемов лимитов.

Если корректировка сметных показателей требует изменений бюджетной росписи ГРБС и объемов ЛБО, то сначала вносят уточнения в документы, а только потом утверждают изменения.

Отчитываются об исполнении сметы ежеквартально по форме ОКУД 0503137 «Отчет об исполнении смет доходов и расходов».

Бюджетная смета в электронном бюджете

С вступлением в силу приказа Минфина от 30.09.2016 № 168н, который внес изменения в Приказ № 112н, документ отражается в системе «Электронный бюджет». Интернет-система предназначена для достижения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности учреждений, а также для повышения качества управления финансами. В 2018 году сметы в системе заполняют в обязательном порядке все организаци.

Прикладывать экономические расчеты-обоснования также необходимо. Корректировки показателей вносим аналогичным образом не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ЛБО до получателя. Утверждать внесенные уточнения теперь имеют право исключительно ГРБС, а не вышестоящий распорядитель.

У хорошего хозяина любым расходам всегда предшествует их тщательное планирование. Определение ориентировочных сумм, которые нужно будет направить на те или иные расходные статьи - это и есть смета затрат. Такой подход применим как к производственной деятельности, так и к повседневной жизни, планированием расходов занимаются на всех уровнях человеческой деятельности.

Определение расчета затрат и его применение

Остановимся подробнее на том, что такое смета расходов. В общем понимании смета затрат – это все предстоящие расходы в рамках одного проекта, необходимые для достижения поставленных целей. Этот документ может составляться добровольно или же в рамках требований действующего законодательства. Как пример, можно привести некоммерческие организации, которые обязаны составлять баланс доходов и расходов. Это касается всех организаций, от детских садиков и школ до различных товариществ.

Пример составления сметы доходов и расходов некоммерческой организации:

Если смотреть с точки зрения предприятия, то смета затрат – это полный перечень расходов компании на производство и продажу своей продукции за конкретный календарный период (квартал, год), который составлен по экономическим видам затрат. В случае, когда смета формируется на услуги или работы, которые фирма планирует осуществить в отношении потребителя своей продукции, то этот документ официально подтверждает:

  • виды и объемы работ, которые будут реализованы в рамках соглашения;
  • себестоимость конечного результата (готового продукта);
  • необходимого для достижения нужного результата времени.

Нередко кроме сумм, предназначенных для оплаты, в смете указываются и источники финансирования. Такое возможно в следующих случаях:

  • организаторами мероприятия выступает несколько фирм, каждая из которых выплачивает определенную сумму расходов;
  • мероприятие организует городской совет, а оплату счетов осуществляют спонсоры – юридические и физические лица;
  • мероприятие организовывается частной фирмой, при этом источником финансирования выступают бюджеты разных уровней (местный, муниципальный или государственный).

Составлением финансовых документов занимаются лица, ответственные за организацию конкретного мероприятия, а в крупных компаниях или на предприятиях специально обученные люди – сметчики.

Что включает в себя смета производственных расходов

Производственная смета затрат характеризует весь объем расходов фирмы, скомпонованных по экономически однородным элементам. Традиционно эта группировка затрат проекта выглядит таким образом:

  • Материальные. Включают в себя средства, которые тратятся на материалы, сырье, полуфабрикаты, приобретаемые комплектующие, различные вспомогательные материалы. Сюда же относят необходимые для хозяйственных нужд энергоносители и топливо, а также производственные услуги других компаний.
  • Оплата труда персонала. Здесь учитываются все выплаты работникам организации, в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты, а также премии.
  • Отчисления в обязательные фонды. Это перечисление денег за своих работников во внебюджетные фонды (социального и медицинского страхования, пенсионный) в соответствии с установленными нормами в зависимости от размера фонда оплаты труда.
  • Амортизация. Затраты равные величине амортизационных отчислений, достаточных для восстановления основных фондов производства.
  • Другие расходы.

    Сюда относят различные сборы и налоги, отчисления в спецфонды, страхование имущества, оплату командировок и сертификации продукции, арендную плату и др.

Это достаточно сложная и детальная смета расходов образец ее мы можем увидеть ниже:

Возьмем более простой пример, не связанный с производством: организацию книжной выставки. В этом варианте все расходы при составлении сметы можно поделить на 2 главные категории:

1. Основные. Сюда включаются все выплаты, связанные с мероприятием, без которых выставка не состоится. Это:

  • аренда зала для проведения выставки и банкетного зала для гостей, их соответствующее оформление;
  • оплата связи, электроэнергии, интернета;
  • банкетное обслуживание (завтраки, обеды, кофе-паузы);
  • транспортные перевозки (доставка до места назначения и обратно оборудования, выставочных экземпляров, важных гостей);
  • работы по погрузке и разгрузке;
  • заработная плата штатных сотрудников и приглашенных конкретно под это мероприятие специалистов;
  • полиграфическая продукция (буклеты, флаеры, программки, приглашения);
  • расходные материалы (бумага, шариковые ручки, блокноты и др.).

2. Накладные. Здесь учитываются издержки, связанные с проводимым мероприятием, но не являющиеся обязательными, например, сувенирная продукция, цветы, культурное обслуживание высокопоставленных гостей.

Пример расходной сметы на организацию и проведение массового мероприятия:

Чем масштабнее проект, тем больше статей расходов приходится учитывать организаторам. Во избежание неприятных моментов, связанных с нехваткой ресурсов, в смету всегда закладывается определенная сумма или процент на непредвиденные издержки, ее размер определяется индивидуально с учетом возможных рисков.

Способы составления финансового документа

Смета затрат на непроизводственные мероприятия может составляться тремя основными способами:

  • Индексный метод предполагает использование нормативных показателей, которые можно скорректировать с учетом индекса текущих цен. Способ применим при условии наличия нормативных точных величин издержек.
  • Аналоговый метод опирается на сметные расценки, использовавшиеся при проведении аналогичных мероприятий. Однако быстро изменяющиеся экономические факторы (инфляция, рост цен на услуги и товары) делают его недостаточно точным, поэтому его лучше использовать в справочных целях, делая расчеты другими, более точными, способами.
  • Ресурсный метод основывается на планировании издержек, исходя из стоимости отдельно каждого вида затрат и последующего их суммирования. Данный способ дает возможность получить самую актуальную и точную информацию, поэтому является наиболее распространенным.
  • При разработке затратной сметы на производство того или иного вида продукции на практике пользуются тремя основными методами: сметным, сводным и калькуляционным.

Сметный метод . Производится расчет издержек в масштабах предприятия в целом, исходя из данных разделов его производственного плана. Эта методика применяется в России чаще всего, поскольку он дает возможность создать единую систему плановых расчетов.

Пример того, какие виды затрат учитываются при этом способе расчета:

Сводный метод . При нем каждый цех просчитывает свои издержки, которые затем сводятся воедино, при этом внутренние обороты между цехами в расчет не берутся. В цеховых сметах учитываются:

  • прямые издержки конкретного цеха на оплату труда и начисления на нее, комплектующие и материальные ресурсы, амортизация;
  • расходы комплексные на услуги, оказанные другими цехами, а также издержки цеховые.

Разработка смет по цехам производится последовательно: сначала заготовительные и вспомогательные подразделения, затем механообрабатывающие и сборочные цеха. Сводный документ – это сумма цеховых смет за вычетом внутреннего оборота и корректировки запасов.

Калькуляционный метод . Он базируется на плановых расчетах, исходя из всей номенклатуры услуг, работ и выпускаемой продукции. При этом комплексные статьи подразделяются на простые элементы издержек.

На основании расчетной себестоимости конкретных изделий, учитывая объемы производства за год, формируется шахматная ведомость, в которой содержатся все калькуляционные статьи затрат и экономические элементы.

После подготовки шахматной ведомости готовится общая смета планируемых затрат на будущий период времени. Полная себестоимость продукции получается после исключения издержек на услуги и работы, не связанные непосредственно с процессом производства продукции, и включения в расчет внепроизводственных издержек и расходов будущих периодов.

Также следует обратить внимание на то, что обязательно должен быть отчет об исполнении сметы затрат, который дает возможность выявить отклонения от утвержденного планом уровня издержек, разобраться в их причинах и, по возможности, избежать в будущем. Отчет передается в бухгалтерию вместе с подтверждающими расходы первичными документами.

Смета затрат на производство это затраты предприятия, связанные с основной деятельностью, за определœенный период независимо от того, относятся они на себестоимость продукции в данном периоде или нет.По этой причине смета на производство и себестоимость всœего объёма продукции не совпадают.

Смета затрат на производство характеризует всю сумму расходов предприятия в разрезе экономически однородных элементов. В промышленности принята следующая группировка затрат по экономическим элементам:

а) материальные затраты включают расходы на:

— сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их возможного использования или реализации);

— покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;

— вспомогательные материалы;

— топливо и энергия, расходуемые на технологические или хозяйственные нужды;

— производственные услуги сторонних предприятий, а также своих хозяйств, не относящихся к основной деятельности, и некоторые другие расходы.

б) затраты на оплату труда включают расходы на оплату труда промышленно-производственного персонала предприятия, включая премии, стимулирующие и компенсационные выплаты;

в) отчисления на социальные нужды отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.) по установленным нормам от затрат на оплату труда;

г) амортизация базовых фондов затраты, равные сумме амортизационных отчислений на полное восстановление базовых производственных фондов, включая ускоренную амортизацию;

д) прочие затраты , не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат.

Это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, оплата услуг связи, вычислительных центров, затраты на командировки, страхование имущества, вознаграждения за изобретательство и рационализаторство, оплата работ по сертификации продукции, арендная плата и другие.

Смета затрат на производство группирует издержки по элементам затрат независимо от места их возникновения, показывает их ресурсную структуру, что очень важно для анализа факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции.