Международные соглашения регулирующие перевозки на воздушном транспорте. Государственное регулирование воздушных перевозок. Субрегиональные рынки воздушных перевозок

Гражданская авиация первоначально использовалась для перевозок почты. Когда 25 августа 1919 г. начались перевозки пассажиров и грузов по первой международной воздушной линии Лондон - Париж на приспособленном для этих целей бомбардировщике, а затем по линии Брюссель - Париж, их объемы были весьма незначительны, и мало кто предвидел, что еще при жизни одного поколения авиация займет столь ответственное место в международной транспортной системе.

Использование воздушного пространства идет по пути формирования рынка услуг, в частности, на коммерческие перевозки, научные исследования, разведку природных ресурсов, аэрофотосъемку, сельскохозяйственные работы.

На международном рынке услуг по авиаперевозкам происходит жесткая конкурентная борьба с участием государств и крупных авиапредприятий.

Воздушные перевозки по своему правовому статусу подразделяются на регулярные и нерегулярные перевозки.

Регулярные перевозки над или на территории государства, согласно Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года (160 стран - участниц, РФ участвует с 1970 года), допускаются только по специальному разрешению государства.

Нерегулярные перевозки подразделяются на:

а) перевозки с осуществлением коммерческих прав; такие перевозки также требуют обязательного разрешения соответствующего государства;

б) перевозки без осуществления коммерческих прав; такие перевозки осуществляются на основе упрощенной процедуры (по диспетчерскому разрешению и т. п.).

Облегченный порядок разрешений на нерегулярные перевозки применяется участниками Парижского многостороннего Соглашения о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 года.

Международные полеты с некоммерческими целями выполняются в ограниченных случаях. Это официальные визиты государственных и других деятелей на специально предназначенных для данной цели воздушных судах, полеты собственников на принадлежащих им самолетах, спортивные перелеты и полеты в научных целях.

Вопрос о коммерческих правах в международном воздушном транспорте является главной проблемой международных воздушных сообщений. Как показывает международная практика послевоенных лет, именно вопрос об объеме коммерческой деятельности на территории иностранного государства вызывает значительные противоречия между крупнейшими авиационными державами и их авиакомпаниями.

Под коммерческими правами в международном воздушном транспорте понимают разрешение авиапредприятиям осуществлять воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за вознаграждение

Общее право на осуществление коммерческой деятельности делится на соответствующие категории, именуемые «свободы воздуха» - термин, впервые употребленный в Чикагском соглашении о международном воздушном транспорте 1944 года.

Первая «свобода воздуха» - право осуществлять транзитный полёт без посадки на территории государства, предоставляющего это право,

В этом случае речь идет о пролете территории соответствующего государства без использования каких-либо, коммерческих прав на этой территории. И кыргызское агентство «Аба-Жолдору» широко реализует право первой «свободы воздуха», особенно при полетах, связанных с пересечением территории ряда стран.

Теоретические работы начального этапа развития международных перевозок относятся в основном к обоснованию «свобод воздуха» не в коммерческого смысле этого понятия, а в смысле права полетов.

Вторая «свобода воздуха» - право выполнять транзитный полет через иностранную территорию с посадкой на этой территории в некоммерческих целях, т. е. без права выгружать или брать на борт пассажиров, почту и грузы. Такая посадка может, например, потребоваться для заправки топливом, ремонта, технического осмотра и т.п.

Вторая свобода воздуха, как и первая, не предусматривает осуществления коммерческой деятельности на территории соответствующего государства. Следовательно, они носят, прежде всего, вспомогательный характер. «Первые две «свободы воздуха» не создают прав на осуществление перевозок в прямом смысле этого слова, а создают лишь условия для использования следующих трех «свобод», - пишет Канадский юрист Хамэйпел Haanappel P.S. Annals of Air and Space Law. V. I. Р. 69..

Третья «свобода воздуха» - право высаживать на иностранной территории пассажиров и выгружать грузы и почту, взятые на борт воздушного судна на территории государства, чью национальность имеет воздушное судно.

Четвертая «свобода воздуха», как она сформулирована в Соглашении о международном воздушном транспорте 1944 г., - право принимать на территории пассажиров, направляющихся па территорию государства, чью национальность имеет воздушное судно, а также адресуемые туда же грузы и почту.

Третья и четвертая «свободы воздуха» обеспечивают организацию авиаперевозок между странами - партнерами по соглашению.

Таким образом, первые четыре «свободы воздуха» обеспечивают выполнение перевозок между странами - участниками соответствующего соглашения, включая транзитный пролет стран, лежащих на маршруте полетов. В связи с этим некоторые авторы называют их основными (базовыми) свободами См. например: Lovenfeld A.F. CAB. KLM Bermuda at Bay // Air Law, 1975. P. 15. в отличия от пятой «свободы» - «всеобщего каботажа».

Пятая «свобода воздуха» - право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда же груз и почту, и право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с любой такой территории, в стране - партнере по соглашению.

Как видно из этого определения, пятая «свобода» представляет собой принципиально иное, по сравнению с третьей и четвертой «свободами», право коммерческой деятельности. В соответствии с пятой «свободой» можно осуществлять авиаперевозки на участках маршрута между третьими странами и страной - партнером по соглашению. Например, в соответствии с российско-французским соглашением о воздушном сообщении. Аэрофлот при полетах по линии Москва - Париж - Нью-Йорк может осуществлять перевозки между Парижем и Нью-Йорком, а Эр Франс при полетах по линии Париж - Москва - Токио - между Москвой и Токио.

На практике иногда используется «урезанная» пятая свобода, так называемый «стоп-овер» (stopover) - остановка на маршруте с правом дальнейшей перевозки пассажиров, сделавших остановку, но без права перевозить пассажиров, для которых этот пункт является пунктом отправления. Различают стоп-овер на маршруте (on route) и вне маршрута (off route).

Стоп-овер на маршруте - это право авиапредприятия перевозить пассажира с остановкой в пункте промежуточной посадки, в котором этому авиапредприятию такое право предоставлено. Остановка может быть сделана на неопределенный срок (но не более года, в течение которого сохраняется срок действия билета). После остановки перевозка может быть продолжена тем же самым авиапредприятием до конечного пункта. Билет на такую перевозку должен быть оформлен заранее до вылета из пункта отправления. Например, авиакомпания CAG, имея право стоп-овера в Ташкенте, может привезти пассажира в Ташкент, где он сделает на несколько дней остановку, после чего самолетом CAG может продолжить полет до конечного пункта своей поездки. В то же время перевозить пассажиров, для которых Ташкент является пунктом назначения или отправления, CAG не может, так как это уже было бы правом пятой «свободы», а не стоп-овер.

Стоп-овер вне маршрута применяется в разных вариантах, но основное его отличие от стоп-овера на маршруте состоит в том, что перевозка пассажира до пункта, где такое право предоставлено, и из этого пункта может осуществляться разными перевозчиками, а не одним и тем же, как при стоп-овере на маршруте. Например, итальянское авиапредприятия Алиталия имеет право стоп-овера вне маршрута в Москве при полетах в Токио с оговоркой, что доставка таких пассажиров в Москву должна осуществляться российским авиапредприятием. Не образуя самостоятельную «свободу воздуха», право стоп-овера, в то же время, дает определенные преимущества перевозчику. Особенно широко пользуются этим правом при перевозках туристов, остановка в пути, для которых означает возможность посетить еще одну страну. Поскольку пятая «свобода воздуха» включает в себя более широкие права, чем стоп-овер, пользующиеся этой свободой авиапредприятия могут осуществлять и перевозки со стоп-овером как на маршруте, так и вне маршрута, не получая на это специального разрешения.

Шестая «свобода воздуха» - право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между третьими странами, минуя территорию государства, чью национальность имеет воздушное судно.

Седьмая «свобода воздуха» - право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между третьими странами, минуя территорию государства, чью национальность имеет воздушное судно.

Восьмая «свобода воздуха» - каботаж, т. е. авиаперевозки между пунктами, расположенными на территории одного и того же государства.

В связи с происшедшими в 90-е годы изменениями в правовом регулировании воздушного транспорта в районах Европейского Союза произошло деление восьмой «свободы воздуха» на восьмую и девятую, которые ранее были объединены в одну - каботаж. Девятая «свобода воздуха» - внутренняя перевозка, выполняемая по маршруту, проходящему исключительно по территории государства, предоставляющего это право.

Правовое регулирование воздушных сообщений осуществляется посредством двусторонних межправительственных соглашений о воздушных сообщениях, в которых большое внимание уделяется регулированию объемов - перевозок. К определяющим факторам объемов перевозок относятся частота движения воздушных судов по договорным линиям, типы эксплуатируемых самолетов, их вместимость. Другим важным положением, содержащимся в действующих в настоящее время соглашениях, является положение о тарифе. Большинство соглашений содержит определение термина «тариф».

Значительное число двусторонних межправительственных соглашений о воздушных сообщениях сделало актуальным вопрос о регулировании таких сообщений на базе единого (типового) многостороннего соглашения. Обсуждение этого вопроса проходило на Всемирной авиатранспортной конференции ИКАО (в ноябре - декабре 1994 г.). Однако однозначного решения в пользу принятия многостороннего регулирования воздушных сообщений принято не было.

Правовое регулирование воздушных сообщений осуществляется посредством двусторонних соглашений о воздушном транспорте. Соглашения заключаются по образцу, содержащемуся в двух типовых проектах: Чикагском и Страсбургском, разработанных соответственно в 1944 и 1959 годах.

В рамках ООН в указанный период неоднократно принимались резолюции, в которых подчеркивалось, что международная гражданская авиация является жизненно важным звеном в деле развития и поддержания дружественных отношений между государствами, а ее безопасное и нормальное функционирование отвечает интересам всех народов. К числу таких документов относятся резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2551 от 12 декабря 1969 г. и 2645 от 25 ноября 1970 г., а также резолюция Совета Безопасности ООН 286 от 9 сентября 1970 г. В них содержится важный призыв к государствам принимать все необходимые меры к недопущению любых актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также к наказанию лиц, их совершающих. Аналогичные призывы содержатся в решении Совета Безопасности ООН от 20 июня 1972 г. (S/10705), в котором государства, среди прочего, призываются к расширению и активизации совместных международных усилий и мер в соответствии с обязательствами по Уставу ООН в целях обеспечения максимальный безопасности и надежности международной гражданской авиации. Разумеется, любые подобные меры не должны нарушать общепризнанные принципы международного, права и положения Устава ООН. Такого рода нарушение, явившееся причиной созыва специального заседания Совета Безопасности ООН, имело место при односторонней акции Израиля в июле 1976 г., предпринявшего вооруженное нападение на угандийский аэропорт Энтеббе в связи с угоном воздушного судна, приземлившегося в этом аэропорту. Дискуссия Совета Безопасности ООН показала, что большинство государств рассматривают такие «ответные» акции как акты преднамеренной агрессии против суверенного государства. Вызывает сожаление тот факт, что ряд западных стран, стремясь не допустить публичного осуждения действий Израиля, по сути дела сорвали принятие Советом Безопасности резолюции, которая давала бы правильную оценку подобным противоправным «мерам борьбы» с актами незаконного вмешательства New York Times, 1977. Nov. 6..

Также считаю необходимым рассмотреть и воздушные перевозки отдельных категорий лиц и грузов.

АКПР 20 утвержденные министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики от 01 июля 2009 года определяют правовые основы авиаперевозки отдельных категорий лиц

Перевозка детей. Данные правила определяют что каждый пассажир имеет право провозить бесплатно одного ребенка не старше 5 (пяти) лет при внутренних перевозках, и не старше 2 (двух) лет - при международных перевозках. Каждому ребенку старше 5 (пяти) лет предоставляется отдельное место. При перевозке ребенка без предоставления отдельного места, ответственность за безопасность такого ребенка возлагается на лицо, с которым следует этот ребенок, если такая ответственность не возлагается на авиаперевозчика договором о воздушной перевозке.Такой ребенок должен сопровождается родителями или с разрешения авиаперевозчика совершеннолетним пассажиром.Также дети могут перевозиться без сопровождения.Несопровождаемые дети (возраст определяется авиаперевозчиком) могут перевозиться под наблюдением авиаперевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в соответствии с правилами авиаперевозчика письменного заявления на перевозку несопровождаемого ребенка. По просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением авиаперевозчика может распространяться на детей в возрасте до шестнадцати лет.

Перевозка инвалидных и больных пассажиров. При перевозке больного пассажира или инвалида авиаперевозчику до начала полета должно быть предоставлено подписанное врачом медицинское заключение, содержащее разрешение на его перевозку воздушным транспортом, а также указаны специальные требования к условиям перевозки такого пассажира. Перевозка инвалида или больного осуществляется при условии, что авиаперевозчик не несет перед пассажиром никакой ответственности за ее последствия для него, что удостоверяется гарантийным обязательством пассажира. После оформления больного пассажира/инвалида на рейс авиаперевозчик должен оповестить наземный персонал в пунктах транзита, трансфера и назначения о наличии на борту воздушного судна больного пассажира/инвалида. Перевозка больного на носилках производится с предоставлением ему дополнительных мест на воздушном судне с оплатой, установленной авиаперевозчиком..5. Авиаперевозчик вправе отказать в перевозке больного пассажира на носилках при отсутствии на воздушном судне условий, необходимых для перевозки таких пассажиров. Для больных пассажиров и инвалидов медицинские препараты, специальное кресло/коляска перевозятся по разрешению авиаперевозчика непосредственно в салоне воздушного судна. Пассажир, перевозимый на инвалидной коляске, допускается к перевозке с сопровождающим лицом. Оплата за перевозку инвалидной коляски не взимается. Авиаперевозчик сообщает в пункт назначения/транзита/трансфера о каждом, находящемся на борту пассажире на инвалидной коляске с указанием имени и фамилии такого пассажира, месторасположения коляски и, при наличии, электрических батарей, используемых на таких колясках.

Перевозка беременных женщин. Перевозка беременных женщин производится при условии, если она выполняется не позднее 4-х недель до срока предполагаемых родов, и если нет опасности преждевременных родов. Информация, подтвержденная медицинским заключением и обменной картой о состоянии беременной женщины, должна быть предоставлена авиаперевозчику. Перевозка беременной женщины осуществляется при условии, что авиаперевозчик не несет никакой ответственности перед пассажиркой за последствия для нее, что удостоверяется ее гарантийным обязательством.

Перевозка слепых/глухих пассажиров. Слепой или глухой пассажир перевозится в сопровождении совершеннолетнего пассажира или специально обученной собаки-поводыря или без сопровождающего под наблюдением авиаперевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами авиаперевозчика. Слепой/глухой пассажир или лицо, приобретающее авиабилет от имени такого пассажира, при бронировании или приобретении авиабилета сообщает авиаперевозчику о том, что с пассажиром следует собака-поводырь. Авиаперевозчик предпринимает все меры к тому, чтобы оказать всю необходимую практически возможную помощь слепому/глухому пассажиру в течение перевозки. Собака-поводырь, сопровождающая слепого/глухого пассажира, перевозится бесплатно. Собака-поводырь допускается к перевозке, если пассажир, сопровождаемый такой собакой, имеет документы, подтверждающие право пассажира на владение или распоряжение данной собакой, собака удерживается пассажиром с помощью специального ошейника, и на собаку надет специальный защитный намордник. Пассажир с собакой-поводырем размещается, как правило, на последнем кресле пассажирского салона, и в течение полета привязывается к креслу сопровождаемого пассажира.

Перевозка багажа.

При перевозке зарегистрированного багажа должна выдаваться багажная квитанция, являющаяся свидетельством регистрации багажа и условия договора о воздушной перевозке. Если пассажир предъявил к перевозке багаж в большем количестве, чем было предварительно забронировано и оплачено, такой багаж принимается к перевозке только при наличии свободного тоннажа и соответствующей оплате. Также багаж пассажира, не явившегося на посадку после регистрации и ручная кладь транзитного пассажира, не явившегося на посадку, подлежат снятию с борта воздушного судна и досмотру а норма и оплата провоза зарегистрированного багажа определяется по весу и устанавливается в соответствующих тарифах. Масса одного места багажа не должна превышать нормы, установленной авиаперевозчиком.

Принимая багаж к перевозке, пассажиру выдается отрывной талон багажной бирки на каждое место зарегистрированного багажа. Отрывной талон багажной бирки предназначен для идентификации багажа. После регистрации багажа авиаперевозчик принимает на себя ответственность за сохранность содержимого багажа, целостность упаковки и за его перевозку. С момента сдачи зарегистрированного багажа к перевозке и до момента выдачи его, доступ пассажира к багажу запрещается, кроме случаев идентификации или дополнительного досмотра соответствующими службами.

Каждое место зарегистрированного багажа должно иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и обработке и исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повреждения воздушного судна, багажа других пассажиров или иного имущества. Багаж, имеющий внешние повреждения, которые не влияют на его сохранность при перевозке и обработке и не могут причинить вред пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повредить воздушное судно, багаж других пассажиров или иное имущество, может быть принят к перевозке в качестве зарегистрированного багажа с согласия авиаперевозчика. При этом наличие и вид повреждения подтверждаются подписью пассажира.

Не допускается к перевозке багаж, вес, количество мест, размер, упаковка или содержимое которого не соответствуют требованиям международных договоров Кыргызской Республики, настоящих Правил, иных нормативных правовых актов Перевозка груза/багажа оплачивается по их фактическому весу, включая вес контейнера или упаковки груза/багажа. По просьбе группы пассажиров или с согласия последних авиаперевозчик может применить суммарную норму бесплатного багажа.

Нормы бесплатного багажа устанавливается правилами авиаперевозчика на одного пассажира старше 2-х лет, и, как правило, для каждого типа, класса и вида воздушного судна и класса обслуживания. Нормы бесплатного багажа сообщаются авиаперевозчиком пассажиру при бронировании места или продаже авиабилета, и/или указываются в авиабилете.

Перевозка груза/багажа оплачивается по их фактическому весу, включая вес контейнера или упаковки груза/багажа. По просьбе группы пассажиров или с согласия последних авиаперевозчик может применить суммарную норму бесплатного багажа.

Багаж перевозится в обычных чемоданах, сумках, корзинах, пакетах, ящиках, свертках и другой подобной таре, имеющей ручку для переноски. Багаж при необходимости обвязывается цельной и прочной веревкой, шнуром, ремнем или другим подобным приспособлением. Замки тары исправны и должным образом закрыты. Чемоданы, сумки, портфели, корзины, не имеющие замков, должны быть специально упакованы и защищены от доступа к содержимому.

Упаковка сдаваемого багажа должна обеспечивать сохранность содержимого при обычных мерах обращения с ними во время всех операций при перевозке. Каждое место, сдаваемое в багаж, должно иметь отдельную упаковку. Соединение в одно место двух или более вещей, имеющих отдельные упаковки, запрещается.

Вещи в хозяйственных сумках, к перевозке в качестве зарегистрированного багажа, принимаются только в специальной упаковке. Авиаперевозчик имеет право отказаться от приема зарегистрированного багажа, если багаж не находится в упаковке, обеспечивающей его сохранность при перевозке. Пассажиру рекомендуется на каждом месте багажа иметь внутри и снаружи идентифицирующую маркировку с именем и адресом пассажира.

Пассажир получает свой зарегистрированный багаж сразу после предъявления его авиаперевозчиком к выдаче в пункте назначения. Зарегистрированный багаж выдается пассажиру - предъявителю багажной бирки. Получение багажа без оформления его неисправности актом не лишает владельца багажа права предъявить к авиаперевозчику претензию и иск, если будет доказано, что должностные лица авиаперевозчика отказались составлять акт.

6.1.4. Международное регулирование воздушных перевозок

Полеты над своей территорией осуществляются в соответствии с национальными законами и правами, полеты над чужой территорией и открытым морем - в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями между заинтересованными государствами. Регулированием воздушных перевозок занимаются и различные международные организации.

Основными международными конвенциями, регулирующими воздушные перевозки являются:

Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.). Применяется в регулярных воздушных сообщениях.

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.). Вступила в силу 4 апреля 1947 г., после того как ее ратифицировали 26 государств. Чикагская конвенция учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору (Гвадалахарская конвенция 1961 г.). Регламентирует перевозки на арендованных воздушных судах, а также другие случаи, когда фактический и договорный перевозчики не совпадают, и распространяет на такие перевозки принципы ограниченной ответственности, установленные Варшавской конвенцией.

Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Римская конвенция 1952 г.). Регулирует вопросы ответственности за вред, причиненный воздушным судном или предметами, упавшими с него, определяет пределы такой ответственности в зависимости от максимального взлетного веса воздушного судна.

Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токийская конвенция 1963 г.).

Конвенция о международном признании прав на воздушные суда, наложение ареста и принудительной продажи воздушного судна во исполнение решения суда.

Другими многосторонними соглашениями в области международных воздушных сообщений являются Соглашение о транзите по международным воздушным линиям и Соглашение о международном воздушном транспорте. Оба соглашения, по которым государства на взаимной основе предоставляют друг другу права регулярных полетов гражданских самолетов через свое воздушное пространство, подписаны в Чикаго в 1944 г.

Государства, не подписавшие этих соглашений, предоставляют друг другу права на выполнение регулярных полетов на двусторонней основе.

Понятие международных перевозок

Лекция 9. Международные перевозки грузов и пассажиров

Под международной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями.

Перевозки грузов и пассажиров осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом.

Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров.

Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков. При отсутствии единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций или национального законодательства.

Особенность договора международной перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения соответствующие материально-правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов.

Так, при отправлении груза руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в конечном пункте - законом страны назначения. В других случаях применяется закон перевозчика или же закон страны суда. Подлежащее применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком.

Правовой режим воздушной транспортной среды определяется юридической природой воздушного пространства, в пределах которого осуществляются полет, а также контроль за ним со стороны органов обслуживания воздушного движения (ОВД).

По своей природе воздушное пространство делится на суверенное воздушное пространство конкретного государства (ст. 1 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года) и международное воздушное пространство .

Под суверенным понимается пространство, которое находится над государственной территорией, к которой, в свою очередь, относятся пространства (массивы) суши и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся под суверенитетом данного государства.

Если в своем воздушном пространстве государство вправе устанавливать собственные правила, то в международном безопасность полетов достигается исполнением правил ICAO. В соответствии с последними международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации. Район полетной информации представляет собой воздушное пространство в границах, установленных с учетом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Он включает: воздушные трассы, зоны и траектории полетов воздушных судов, на которых обеспечивается обслуживание воздушного движения.



Основным международно-правовым источником, регламентирующим воздушную перевозку, является Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, подписанная в 1929 году в Варшаве и дополненная в 1955 году Гаагским протоколом. К Конвенции присоединилось более 100 государств, а в Гаагском протоколе участвует более 90 стран, в том числе Россия (на основе правопреемства обязательству СССР). В последующем Конвенция дополнялась Монреальским соглашением 1966 года, Гватемальским протоколом 1971 года и Монреальским протоколом 1975 года, которые либо подписаны и ратифицированы очень небольшим количеством государств, либо не вступили в силу.

Воздушная перевозка оформляется проездным билетом, багажной квитанцией или воздушно-перевозочным документом.

Проездной билет выдается при перевозке пассажиров и должен содержать указание:

Места отправления;

Места остановки;

Места назначения

Суммы платежа.

При перевозке зарегистрированного багажа выдается багажная квитанция , которая может быть объединена с проездным билетом. В обоих случаях она должна содержать ту же информацию, что и проездной билет.

Проездной билет и багажная квитанция являются свидетельством заключения договора о перевозке и его условиях. Отсутствие, неправильность или их утеря не влияют ни на существование, ни на действительность договора о перевозке.

Для перевозки груза (товара) оформляется воздушно-перевозочный документ . Воздушно-перевозочный документ составляется отправителем в трех подлинных экземплярах и вручается вместе с товаром. Первый экземпляр носит пометку «для перевозчика» и подписывается отправителем. Второй экземпляр предназначен для получателя, подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с товаром. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается им отправителю по принятии товара.

Отправитель отвечает за правильность сведений и объявлений, касающихся товара, которые он заносит в воздушно-перевозочный документ. Отправитель будет нести ответственность за всякий вред, понесенный перевозчиком или любым другим лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, по причине неправильности, неточности или неполноты сведений или объявлений, данных отправителем.

Отправитель обязан дать сведения и присоединить к воздушно-перевозочному документу документы, которые до передачи товара получателю необходимы для выполнения таможенных или полицейских формальностей. Отправитель отвечает перед перевозчиком за все убытки, которые могли бы проистечь от отсутствия, недостаточности или неправильности этих сведений и бумаг, за исключением случаев вины со стороны перевозчика или поставленных им лиц.

Перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров.

Перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти, хранения или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай, причинивший вред, произошел на борту воздушного судна или во время всяких операций по посадке и высадке.

Перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки.

Воздушная перевозка (по смыслу предыдущих абзацев) охватывает период времени, в течение которого багаж или товар находятся под охраной перевозчика, независимо от того, имеет ли это место на аэродроме, на борту воздушного судна или в каком-либо ином месте в случае посадки вне аэродрома.

Перевозчик обязан сделать уведомление:

В тех случаях, когда невозможно исполнение распоряжений отправителя;

По прибытии товара в аэропорт назначения.

Иск об ответственности должен быть возбужден по выбору истца в пределах территории одного из государств регистрации стороны контракта либо в суде по месту жительства перевозчика, по месту нахождения главного управления его предприятия или по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключен договор, либо в суде места назначения.

Иск об ответственности может быть возбужден в течение двух лет с момента прибытия по назначению или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть, или с момента остановки перевозки. При отсутствии возражений, связанных с обязательствами перевозки в установленные сроки, никакие иски против перевозчика не принимаются.

Понятие и особенности международных воздушных перевозок

Международные воздушные перевозки занимают особое место среди внешнеторговых перевозок. Уступая в объемах перевозок другим видам транспорта, международные перевозки воздушным транспортом выгодно отличаются от них по другим показателям. Основные преимущества международной воздушной перевозки заключаются в оперативности доставки, которая обусловлена высокими скоростными характеристиками полетов; значительном сокращении расстояния между пунктами маршрутов за счет отсутствия влияния на них рельефа местности; возможности выбора альтернативных маршрутов; разнообразии рейсов; возможности оперативного реагирования на изменение спроса на направления и виды перевозок.

Все указанные преимущества позволяют международным воздушным перевозкам занять свою нишу на международном рынке транспортных услуг. На международных линиях воздушным транспортом осуществляется перевозка дорогостоящих грузов, грузов незначительной массы и ограниченных габаритов на дальние расстояния, грузов, обладающих уникальными качествами, в том числе редчайшие образцы фауны и флоры, скоропортящиеся и опасные грузы, коллекции, деньги и ценные бумаги, драгоценности.

Практически неограниченные возможности воздушного транспорта по установлению воздушных мостов между всеми континентами планеты, специфические технические и эксплуатационные характеристики воздушных судов обусловили ряд принципиальных особенностей международных воздушных перевозок. Они касаются организационно-технических аспектов обеспечения деятельности воздушного транспорта, правовой системы регулирования порядка использования воздушного пространства, эксплуатации воздушных судов. Эти особенности связаны также с характером международных воздушных перевозок, выработкой условий договоров перевозки грузов и унификацией транспортной документации, функционированием системы продажи перевозок, установлением правил и процедур международных воздушных сообщений.

Международная воздушная перевозка является разновидностью международных полетов, которые определяются как полеты воздушных судов в воздушном пространстве более чем одного государства. Как уже отмечалось, определение международной воздушной перевозки сформулировано в Варшавской конвенции 1929 г. и Монреальской конвенции 1999 г. Это перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены на территории двух государств или на территории одного государства, если предусмотрена остановка (посадка) на территории другого государства.

Международные организации по воздушному транспорту

Для координации действий международных воздушных перевозчиков и обеспечения их необходимой организационно-правовой базой в середине 40-х годов XX в. были созданы две крупные международные организации по воздушному транспорту: ИКАО и ИАТА, основными функциями которых являются в первую очередь определение направлений стратегического развития международной гражданской авиации и обеспечение эффективного взаимодействия авиакомпаний на рынке международных перевозок, а также подготовка проектов международных договоров в области перевозок воздушным транспортом, унификация авиационно-технических регламентов и процедур, разработка правил перевозки пассажиров и грузов, подготовка проформ транспортных документов, издание методических материалов по статистике деятельности международной гражданской авиации.

В функции международных организаций по воздушному транспорту входит толкование действующих международных источников в области воздушного транспорта, а также решение споров, связанных с его деятельностью путем посредничества и арбитража.

В качестве основных целей и задач ИКАО Конвенция определяет разработку принципов и методов международной аэронавигации, а также содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта. В рамках этих целей и задач деятельность ИКАО направлена на обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации, поощрения развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации. Кроме того, эта международная организация принимает меры к предотвращению экологических потерь, вызванных неразумной конкуренцией, а также способствует безопасности полетов в международной аэронавигации.

Свои полномочия ИКАО реализует через постоянные органы: Ассамблею, Совет и Аэронавигационную комиссию.

ИАТА включает авиакомпании, осуществляющие регулярные международные перевозки под флагами государств – членов ИКАО. Деятельность Ассоциации призвана содействовать развитию воздушного транспорта, разработке мер по улучшению экономических результатов коммерческой деятельности авиакомпаний, расширению и укреплению сотрудничества между авиапредприятиями и т.п. В связи с этим ИАТА регулирует различные стороны деятельности авиакомпаний, в том числе определение и установление уровня тарифов на всех линиях, эксплуатируемых авиакомпаниями – членами И АТА, анализ издержек авиакомпаний, утверждение расписаний, разработку и утверждение единых правил авиаперевозок, выработку общих стандартов обслуживания пассажиров и грузов, унификацию условий международных воздушных перевозок, унификацию форм перевозочных документов.

В рамках И АТА действуют семь постоянных комитетов:

  • 1) консультативный по перевозкам;
  • 2) технический;
  • 3) по борьбе с угоном самолетов и хищениями грузов и багажа;
  • 4) юридический;
  • 5) финансовый;
  • 6) конъюнктуры мировых товарных и транспортных рынков;
  • 7) медицинский.

Одно из направлений деятельности ИАТА заключается в разработке и принятии рекомендаций по вопросам организации и условий перевозок, а также по принципам построения тарифов и определения их уровня. Эта деятельность осуществляется на региональных конференциях по перевозкам, для чего весь мир поделен на три зоны. Первая – Западная, в которую входят все страны Западного полушария. Второй является Евро-Афро-Азиатская зона, включающая страны к западу от Ирана. Третья – это Азиатско-Тихоокеанская зона, в состав которой входят также Австралия и Океания.

Классификация международных нормативных источников, регулирующих воздушные перевозки

Нормативная база, регламентирующая международные воздушные перевозки, представлена многосторонними конвенциями и соглашениями, двусторонними межправительственными соглашениями и договорами, а также коммерческими соглашениями авиакомпаний.

В зависимости от целей и задач нормативные правовые источники, регулирующие международные воздушные перевозки, разделены на пять групп.

Первая группа включает источники, регламентирующие порядок использования воздушного пространства. Они закрепляют коммерческие права в области воздушных перевозок. В состав этой группы входят Соглашение о транзите по международным воздушным линиям 1944 г. и Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г.

Ко второй группе относятся источники, регулирующие осуществление воздушной навигации, ее принципы, техническое обслуживание воздушных судов, обеспечение воздушной безопасности. К ней относятся Чикагская конвенция 1944 г., межправительственные соглашения о воздушных сообщениях, а также коммерческие соглашения авиакомпаний.

Третья группа источников регулирует организацию и осуществление воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов. К ним относятся Варшавская конвенция 1929 г., Протокол о поправках к Варшавской конвенции, подписанный в Гааге 28 сентября 1955 г. (Гаагский протокол), Гвадалахарская конвенция 1961 г.

Четвертая группа состоит из проформ международной авианакладной, тарифов Евросоюза при перевозке пассажиров.

Пятая группа – внутреннее законодательство, регулирующее международные полеты и общие вопросы международной воздушной перевозки. В Российской Федерации основным внутренним источником, затрагивающим международные воздушные перевозки, является ВК РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГА»

РЕФЕРАТ

по дисциплине Воздушные перевозки

на тему: «Государственное регулирование воздушных перевозок»

Выполнил: студент 113гр.

Беланов П.П.

Проверила: Тешева П.Д.

1. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие внутренние и международные перевозки авиакомпаний РФ

2. Договор на воздушную перевозку пассажира

1. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие внутренние и международные перевозки авиакомпаний РФ

1. Внутренние и международные воздушные перевозки гражданской авиации регламентируются Законодательством страны пребывания перевозчика.

2. В Российском законодательстве основным документом, регламентирующим деятельность гражданской авиации и авиакомпаний, является Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 года №60 ФЗ, который является Федеральным Законом, утвержденным Президентом РФ.

Воздушный кодекс разработан на основе Законодательства РФ и Международного Воздушного права; он устанавливает правовые, организационные и экономические основы использования воздушного пространства РФ.

Воздушный кодекс регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе осуществления авиаперевозок. В частности, в главе ІІ «Государственное регулирование использования воздушного пространства»:

В статье 12 - «Государственное регулирование использования воздушного пространства», сказано, что государственное регулирование в области гражданской авиации осуществляет специально уполномоченный орган. В настоящее время это Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ), созданная в структуре Минтранса на базе Государственной Службы Гражданской Авиации (ГСГА). ФАВТ осуществляет государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов;

В статье 13 - «Государственные приоритеты в использовании воздушного транспорта», сказано, что все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование. Однако при возникновении потребности в использовании воздушного транспорта одновременно двумя и более пользователями право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с «государственными приоритетами».

Под 8-м пунктом статье 13 о приоритетах идет пункт «Осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа»; под 11-м пунктом «Осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты «. Такое положение приоритетов говорит о важности рассматриваемых пунктов, о жизненной необходимости обращения большого внимания на изучение и выполнение правил перевозок пассажиров, багажа и грузов.

Глава ІX «Авиационные предприятия» содержит статью 64 «Тарифы и сборы в области ГА и правила продажи перевозочных документов». Эта статья определяет правила формирования тарифов и сборов в области ГА, а так же правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. Статья 65 «Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей» посвящена контролю за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и индивидуальных иностранных предпринимателей. Контроль осуществляется за соблюдением законодательства РФ и международных договоров РФ, а так же требований соответствующих сертификатов и лицензий. В случае несоблюдения установленных законодательством норм и правил предусмотрены меры воздействия вплоть до лишения разрешения, сертификата, лицензии, приостановления или ограничения действия этих документов и наложения штрафа в порядке, установленном законодательством РФ.

Глава XV - «Воздушные перевозки» содержит статьи, которые посвящены основным понятиям, используемым при выполнении воздушной перевозки. Здесь введены понятия перевозчика, воздушной перевозки, договора воздушной перевозки пассажира, груза, почты, перевозочных документов. Кроме того, здесь содержатся статьи, касающиеся прекращения воздушной перевозки, как по инициативе пассажира, так и по инициативе пассажира, так и по инициативе перевозчика.

Внутренняя воздушная перевозка - перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок находятся на территории одного государства.

Международная воздушная перевозка - перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения или пункт пересадки находятся на территории разных государств.

Глава XVII посвящена ответственности перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя в случае возникновения претензий. Здесь раскрыты общие принципы ответственности, ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровья пассажира, утрату, недостачу или повреждение багажа, груза, и вещей, находящихся при пассажире, а также определены порядок предъявления требований в случае возникновения претензий, срок предъявления претензий и начало течения срока исковой давности.

3. Контроль над соблюдением на территории РФ Воздушного кодекса, национальных и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур в отрасли гражданской авиации, а также защиту интересов РФ при взаимодействии с полномочными органами других стран и международными организациями осуществляет в качестве государственного полномочного органа гражданской авиации России.

Основными документами ФАВТ, регулирующими деятельность авиакомпании в части перевозок, являются:

· положения и инструкции по сертификации и лицензированию деятельности авиакомпаний;

· нормативно - правовая база форм и методов управления;

· нормативно - правовая база экономической, инвестиционной, тарифной, кадровой и социальной политики;

· положения по развитию международного сотрудничества и внешне

· экономических связей РФ с межгосударственными организациями в

· области ГА;

· положения по использованию воздушного пространства и организации

· воздушного движения;

· обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами

· федеральные авиационные правила, руководства, положения, стандарты,

· нормы и другие нормативные документы.

ФАВТ координирует деятельность авиапредприятий, авиакомпаний и аэропортов независимо от их форм собственности.

Деятельность авиакомпании и соответственно все разрабатываемые ею нормативные и руководящие документы должны быть согласованы и отвечать предъявляемым к ним требованиям со стороны ФАВТ.

4. Для установления единых для всех государств правил, касающихся регулирования вопросов международных воздушных сообщений, перевозок пассажиров и грузов уже в 1929 г. государства сочли необходимым разработать и заключить «Варшавскую Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Основной целью Конвенции является регулирование условий международных воздушных перевозок в отношении документов, употребляемых для этих перевозок, и ответственности перевозчика. Варшавская конвенция с поправками Гаагского протокола 1955г, установила перечень и формы единообразных документов, используемых в международных воздушных перевозках (пассажирский билет, багажная квитанция, грузовая накладная, квитанция сверхнормативного багажа, багажная и грузовая бирки и др.) , закрепила общие правила перевозки пассажиров и грузов на международных линиях, урегулировала вопросы ответственности перевозчика перед пассажирами грузоотправителями и грузополучателями.

5. В 1944 г. на конференции в Чикаго была учреждена Международная организация гражданской авиации - ИКАО, основное назначение которой состоит в том, «чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и надлежащим образом и чтобы международные воздушно-транспортные сообщения могли устанавливаться на основе равных возможностей и осуществляться надежно и экономично». На ИКАО возложены задачи координации действий государств при эксплуатации международных воздушных линий, содействия развитию воздушного транспорта и обеспечения безопасности международных полетов.

Деятельность ИКАО развивается в трех основных областях: технической, экономической и правовой.

В технической области эта деятельность осуществляется по линии разработки и принятия единых международных стандартов и рекомендаций, направленных на обеспечение наибольшего единообразия правил в области международной аэронавигации.

Деятельность ИКАО в экономической области осуществляется, главным образом, по линии сбора статистических данных о перевозках, их объеме, а также разработке мер по упрощению и сокращению времени на выполнение административных формальностей при международных воздушных перевозках.

В юридической области деятельность ИКАО заключается во внесении поправок к Чикагской конвенции, разработке новых конвенций по международному воздушному праву, анализе судебных решений государств, арбитраже и т.п.

6. В рамках ИКАО в декабре 1970г. в Гааге была проведена международная дипломатическая конференция, на которой рассматривались вопросы безопасности воздушного движения, связанные с участившимися случаями попыток захвата и угона ВС. На конференции была выработана Конвенция о борьбе с незаконным захватом ВС, основная цель которой обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в незаконном захвате ВС.

7. Международные воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегулярные осуществляются в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты за плату, т.е. носят коммерческий характер.

Основными документами, регулирующими коммерческую политику воздушного транспорта, являются тарифы и правила их применения, которые устанавливаются Международной авиатранспортной ассоциацией ИАТА. Эта международная организация объединяет авиакомпании всего мира.

Для осуществления международных авиаперевозок между отдельными авиакомпаниями заключаются двухсторонние соглашения о воздушных сообщениях, которые предусматривают взаимное согласование тарифов за авиаперевозки. В этих соглашениях предусматриваются санкции за нарушение условий эксплуатации международных воздушных линий, чаще всего такие санкции применяются за нарушение тарифов на авиаперевозку.

8. На основе указанных выше международных и российских документов в авиакомпании разработана и введена в действие собственная нормативная база по воздушным перевозкам и наземному обслуживанию пассажиров.

Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность СОПП аэропорта (авиакомпании) при производстве воздушных перевозок пассажиров и багажа и взаимоотношения (права и обязанности) аэропорта (авиакомпании) и клиентов, являются «Правила перевозки пассажиров и багажа аэропорта (авиакомпании)» и «Технология наземного обслуживания пассажиров и багажа аэропорта (авиакомпании)» и др.

Процесс регулирования перевозок и реализации услуг на воздушном транспорте сложен и многообразен. Он осуществляется с использованием многих механизмов государственного регулирования авиатранспортной деятельности в Российской Федерации. Важнейшим элементом в этом процессе являются нормы воздушного права.

2. Договор на воздушную перевозку пассажира

При авиаперевозке между пассажиром и перевозчиком заключается договор на воздушную перевозку.

Под договором подразумеваются определенные права, обязанности, ответственность сторон. Договор на перевозку может быть:

1. Двухсторонний (перевозчик - пассажир).

2. Многосторонний (много перевозчиков или группа пассажиров, организация, учреждение).

Основные права, обязанности, ответственность сторон указаны в ВК РФ (Федеральный закон №60 от 19.03.1997г.).

В главе XV «Воздушные перевозки» ст.103 п.1, сказано: «По договору воздушной перевозки пассажира, перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушной перевозки. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа - и провоз этого багажа».

Все права и обязанности, вытекающие из договора воздушной перевозки пассажира, регулируются:

· Положениями действующих многосторонних и двусторонних международных договоров РФ;

· Воздушным кодексом и другими законодательными актами РФ;

· Соглашениями, одной из сторон которых является авиакомпания.

Перевозки пассажиров подчиняются требованиям соответствующих законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляются такие перевозки. Если какие либо положения, указанные в билете, противоречат вышеперечисленным требованиям, предписаниям и правилам, то они не могут оставаться в силе и считаться частью договора воздушной перевозки.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым перевозчиком либо его агентами.

Агент перевозчика - это лицо (организация), уполномоченное действовать за перевозчика, либо за другое лицо (организацию), а также от их имени.

При перевозке пассажира, перевозочными документами, удостоверяющими заключение договора на перевозку, являются:

· На перевозку пассажира - билет;

· На перевозку багажа - багажная квитанция;

· На перевозку несопровождаемого багажа, в качестве груза - авиагрузовая накладная.

По внутренним воздушным линиям, как и по международным, пассажир может следовать самыми разнообразными маршрутами, например, перевозка «туда» - это перевозка в одном направлении между пунктом отправления и пунктом назначения. При такой перевозке возможны следующие варианты:

А) между пунктом отправления и назначения нет посадки ВС в промежуточном аэропорту;

Б) между пунктом отправления и назначения есть посадки ВС в промежуточном аэропорту;

В) пассажир следует в пункт назначения с пересадкой (пересадками) или остановками в пути, меняя рейсы и авиаперевозчиков.

Перевозка «туда» и «обратно» может рассматриваться как два отдельных договора или может считаться связанной, если применялся сквозной тариф.

Перевозка пассажиров и багажа, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими авиационными предприятиями по одному перевозочному документу (в том числе, по дополнительному) рассматривается как единый договор перевозки, независимо от того имели ли место пересадки или перерыв в перевозке.

На основе ВК разрабатываются все основные правила перевозки на воздушном транспорте, руководства, указания, требования и т.д., на территории РФ, не зависимо от формы собственности.

Правила регулируют перевозку пассажиров, багажа и грузов, осуществляемую авиационными предприятиями в пределах территории России.

Правила определяют обязанности, права и ответственность авиационных предприятий, а так же других предприятий, учреждений, организаций и граждан, пользующихся воздушным пространством, и являются для них обязательными.

В ст.102 ВК РФ «Выполнение правил воздушных перевозок» сказано:

1.Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые Федеральными авиационными правилами.

2.Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.

3.Правила воздушных перевозок почты должны быть согласованы со специально уполномоченными органами в области почтовой связи.

Регулярные перевозки пассажиров, багажа и грузов выполняются по воздушным линиям в соответствии с установленным расписанием по маршруту, соответствующему оплаченному тарифу за перевозку. Согласно правилам перевозки пассажиров, установленных на воздушном транспорте РФ, авиакомпания - перевозчик имеет следующие права:

1) без предупреждения отменить, задержать или перенести на другое время вылет ВС, изменить предусмотренный расписанием маршрут перевозки, а также изменить пункт посадки, если такие действия будут необходимы:

· вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных метеорологических условий в аэропорту отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других явлений, влияющих на безопасность полета;

· для выполнения требований государственных органов.

2) заменить ВС одного типа другим;

3) временно прекратить или ограничить продажу билетов «туда» и «обратно», о чем обязан объявить в соответствующих агентствах и аэропортах;

4) отказать в перевозке (как первоначальной, так и последующей), аннулировать произведенное для пассажира бронирование или снять любого пассажира или его багаж с борта ВС по соображениям безопасности. Исходя из мер обоснованной предосторожности, авиаперевозчик решает, что такое действие необходимо при следующих обстоятельствах:

а) соблюдение, каких - либо действующих законов, правил или предписаний какого-либо государства или страны, из которой, в которую или над которой выполняется полет;

б) поведение, возраст, психическое или физическое состояние пассажира таковы, что:

Требуют специальной помощи со стороны перевозчика, которую он не в состоянии обеспечить;

Причиняют неудобства или делают его самого нежелательным для других пассажиров;

Связаны с какой-либо опасностью, риском для него самого или для других лиц и имущества.

в) пассажир не соблюдал разумные указания перевозчика по гарантированному обеспечению безопасности, эффективной и комфортной перевозки для всех пассажиров или связанные с должностными обязанностями по отношению к другим пассажирам;

г) пассажир охарактеризовал себя так, что появилось сомнение относительно безопасности перевозки такой персоны;

е) не были, оплачены действующий тариф, какие-либо сборы, налоги, подлежащие уплате, или не соблюдены договоренности о кредите между перевозчиком и пассажиром (или лицом, оплачивающим билет);

ж) проездные документы пассажира (паспорт, идентификационная карточка, сертификат, удостоверение и т.д.) оформлены неправильно;

з) пассажир может иметь намерение предпринять попытку въезда в страну, через которую он следует транзитом, не имея необходимых для въезда действительных документов;

и) пассажир уничтожил свои документы во время полета;

к) билет, представленный пассажиром:

Является не действительным для перевозки;

Не валидирован надлежащим образом;

Приобретен незаконным путем или куплен с рук, а не у перевозчика, выдающего перевозочные документы, или его уполномоченного агента

Заявлен как утерянный, украденный, мошеннический или подозрительный по какой-либо причине;

Является фальшивым билетом;

Содержит хотя бы один полетный купон, данные которого были изменены кем-либо, кроме перевозчика или его уполномоченного агента или повреждены;

Во всех случаях перевозчик оставляет за собой право изъявить и задержать билет для проведения расследования.

л) лицо, предъявляющее билет, не может доказать, что оно является лицом, указанным в графе «Фамилия пассажира», и перевозчик сохраняет за собой право изъять и задержать такой билет для проведения расследований.

При этом перевозчиком составляются акты по установленной форме.

Перевозчик имеет право в любое время заменить место, предоставляемое пассажиру в салоне ВС, другим, равным по стоимости местом, если это необходимо в целях обеспечения безопасности полета.

Перевозчик несет ответственность перед пассажиром:

За утрату или недостачу багажа, если будет доказано, что все меры по сохранности были приняты.

В случае утери, повреждения багажа и груза получатель имеет право до его получения потребовать определения степени поврежденности груза и составления коммерческого акта, а необходимых случаях - и проведения экспертизы.

Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течении 6-ти месяцев; претензии об уплате штрафа - в течение 45-ти дней.

Если пассажиру отказано в перевозке, или он не допущен на ВС, или снят с ВС по причинам, указанным выше, он имеет право только на возврат сумм за неиспользованный билет или его часть в соответствии с правилами применения тарифов.

Если установленные в целях обеспечения безопасности полетов ограничения по допустимой коммерческой загрузке ВС превышены, перевозчик имеет право по своему усмотрению решить, кто из пассажиров и какой багаж не подлежит перевозке на данном ВС.

Перевозчик обязан организовать обслуживание пассажиров ВС, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении ВС и предоставляемых услугах.

Пассажир ВС имеет право:

1. Проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

2. Бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа ВС и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира.

3. Бесплатного, при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше 2-х лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а так же дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся с предоставлением им отдельных мест.

4. Бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а так же местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке ВС при отправке и (или) в полете.

Порядок предоставления пассажирам ВС услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА.

Ответственность при перевозке пассажиров и багажа определяется:

· Законодательными актами РФ;

· Воздушным кодексом РФ;

· Варшавской Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок и Гаагским протоколом о поправках к Конвенции;

· Международными договорами воздушных перевозок;

· Соглашениями между авиакомпаниями (аэропортами, перевозчиками, агентами по обслуживанию ВС и пассажиров);

Перевозчик несет ответственность за ущерб, возникший вследствие смерти или повреждения здоровья Пассажира с момента входа Пассажира на перрон аэропорта для посадки в воздушное судно и до момента, когда пассажир покинул перрон под наблюдением уполномоченных лиц Перевозчика, если иное не предусмотрено договором или соглашением об ответственности между перевозчиками.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа с момента принятия его к перевозке и до выдачи Получателю, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры для предотвращения ущерба, либо, что такие меры невозможно было принять, независимо от того, где это произошло - на земле или борту воздушного судна.

До тех пор, пока Перевозчик не докажет иное, предполагается, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли при перевозке.

Перевозчик несет ответственность за прямой ущерб, причиненный Пассажиру вследствие задержки в его доставке и доставке его багажа в конечный пункт назначения, по причине непредставления подтвержденного забронированного на рейс авиакомпании места в самолете, за исключением случаев, связанных с заменой самолета по причине форс-мажорных обстоятельств или требования государственных органов.

ПРЕДЕЛЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.Ответственность Перевозчик за перевозки, осуществляемые авиакомпанией на территории РФ, регулируются действующими на территории РФ законодательными и подзаконными актами, а также правилами перевозки пассажиров и багажа авиакомпании.

2.За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находившихся при Пассажире, Перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

· За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятого к воздушной перевозке с объявленной ценностью, в размере объявленной ценности (за воздушную перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата);

· За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятого к воздушной перевозке без объявленной ценности, в размере их стоимости, но не более чем в размере 2-х, установленных Федеральным законом, минимальных размеров оплаты труда за 1 кг веса багажа;

· За утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, в размере их стоимости, а в случае невозможности её установления, в размере не более чем 10-ти, установленных Федеральным законом, минимальных размеров оплаты труда.

3.за утрату, недостачу или повреждение ручной клади и другого имущества Пассажира Перевозчик несет ответственность только в том случае, если доказано, что ущерб нанесен по вине Перевозчика.

ПРЕДЕЛЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ.

1.При международной перевозке, как она определена по Варшавской Конвенции, ответственность Перевозчика за каждого Пассажира ограничена суммой 10000 долларов США, а при перевозке, как она определена по Варшавской Конвенции измененной Гаагским протоколом, ответственность Перевозчика ограничена суммой 20000 долларов США.

2. При перевозках между пунктами США ответственность авиакомпаний или перевозчиков, являющихся участниками специальных договоров, за каждого Пассажира в большинстве случаев ограничивается доказанным ущербом, но не превышает 75000 долларов США в отношении каждого пассажира и ответственность в указанных пределах наступает независимо от наличия вины перевозчика.

Перечень наименований перевозчиков - участников таких специальных договоров имеется во всех агентствах по продаже билетов этих перевозчиков.

3.Ответственность за утрату, повреждение и убытки, вызванные задержкой доставки багажа для большинства международных перевозок (включая внутренние отрезки международной перевозки) ограничивается суммой 20 долларов США за кг зарегистрированного багажа ограниченной суммой 400 долларов США за ручную кладь в отношении каждого Пассажира.

При воздушной перевозке между пунктами на территории США федеральные правила требуют, чтобы ответственность перевозчика за ручную кладь составляла не менее 1250 долларов США для одного Пассажира.

УСЛОВИЯ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА.

1.Перевозчик не несет ответственности и не возмещает убытки за ущерб, возникший прямо или косвенно из-за соблюдения им законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов и настоящих правил, или из-за не соблюдения их Пассажиром.

2. Перевозчик не несет ответственности за ущерб, возникший не по вине Перевозчика или какой-либо неподконтрольной ему причине (в том числе: стихийное бедствие, погодные условия, акт незаконного вмешательства, требования государственных органов и т.д.).

3.Перевозчик не несет ответственности, если смерть или повреждение здоровья Пассажира явилась результатом состояния его здоровья.

4. Перевозчик не несет ответственности перед Пассажиром по иску, предъявленному ему лицом или от его имени в отношении лица, которое намеренно нанесло ущерб, приведший к смертельному исходу, ранению, телесному повреждению Пассажира или повреждению его багажа при перевозке.

5.Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которых он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело, в частности, вследствие:

· вины лица, сдавшего или получившего багаж;

· естественных свойств перевозимых предметов;

· недостатков упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого багажа;

· особых свойств находящихся в багаже предметов или веществ, требующих специальных условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении.

6. Перевозчик не несет ответственности:

· За недостачу массы перевозимого багажа в случае прибытия и сдачи его Пассажиру в исправной упаковке, без следов хищения и повреждения, если Пассажир не докажет, что недостача багажа имела место и произошла по вине Перевозчика;

· За задержку в доставке багажа из-за обстоятельств, не зависящих от Перевозчика, в частности, вследствие неблагоприятных метеорологических условий, стихийное бедствие, вмешательства в перевозимый процесс не уполномоченных на это лиц и др.

· За повреждение хрупких и непрочных вещей, за деньги, ювелирные изделия, драгоценные металлы, изделия из серебра, ценные и деловые бумаг, медикаменты, ключи, паспорта, удостоверения и другие вещи, которые не принимаются в качестве зарегистрированного багажа вне зависимости от того, знает Перевозчик о наличии этих вещей в багаже или нет.

Требования Европейского Союза к авиаперевозчикам по выплате компенсаций пассажирам в случае отказа в посадке на борт, а также отмены или задержке рейса.

С 17 февраля 2005 года вступили в силу новые требования Европейского Союза к авиаперевозчикам по выплате компенсаций пассажирам в случае отказа в посадке на борт, а также отмены или задержке рейса (Постановление (ЕС)№261/2004 Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 11 февраля 2004г.).

Данное Постановление применяется в отношении пассажиров:

Вылетающих из аэропорта, находившегося на территории государства члена ЕС (т.о., положения Постановления могут применяться к российским авиакомпаниям, выполняющим рейсы в/из государств-членов ЕС);

Вылетающих из аэропорта, расположенного на территории государства, не являющегося членом ЕС, в аэропорт, расположенный на территории государства-члена ЕС (если сторона-оператор по данному рейсу - авиаперевозчик ЕС).

Постановлением вводятся следующие требования к авиаперевозчикам в отношении пассажиров, претерпевающих неудобства в связи с отказом в посадку на борт, а также отменой или задержкой рейса:

Перевозчик проинформировал пассажиров об отмене рейсе более чем за 2 недели до даты вылета;

Перевозчик проинформировал пассажиров об отмене рейса в период с 14 до 7 дней до даты вылета и предложил пассажирам другой рейс, предполагающий вылет не более чем за 2 часа до времени вылета, предусмотренного расписанием для отмененного рейса, и достижение пункта назначения менее чем на 4 часа позже времени прилета отмененного рейса;

Перевозчик проинформировал пассажиров об отмене рейса за 7 дней до даты вылета и предложил пассажирам другой рейс, предполагающий вылет не более чем за час до времени вылета, предусмотренного расписанием для отмененного рейса, и достижение пункта назначения менее чем на 2 часа позже времени прилета отмененного рейса.

При задержке вылета более чем на 5 часов перевозчик предоставляет пассажиру право на возмещение или альтернативный рейс (на выбор):

Возмещение за весь маршрут, выплаченное в течение 7 дней;

При первой возможности - обеспечение обратным рейсом в начальный пункт вылета.

Таким образом, у перевозчика возникают следующие обязанности в случае:

1. Отказа в посадке на борт (против воли пассажира):

· Обязанность по выплате компенсации;

· Обязанность по выплате возмещения или предоставление альтернативного рейса. В зависимости от выбора пассажира у перевозчика возникает либо обязанность по выплате возмещения (стоимость билета, включая стоимость билетов по всему маршруту, планируемому к осуществлению или уже осуществленному) и при первой возможности обеспечение обратным рейсом в начальный пункт вылета, либо предложение альтернативного маршрута в пункт назначения при первой же возможности, либо предложение альтернативного маршрута в пункт назначения другим рейсом в зависимости от загруженности самолетов;

· Обязанность предоставления дополнительных услуг (питание, размещение, связь)

2. Отмены рейса:

o Обязанность при выплате возмещения или предоставление альтернативного рейса;

o Обязанность по выплате компенсации при невыполнении перевозчиком вышеуказанных условий (*).

3. Задержка рейса:

o Обязанность предоставления дополнительных услуг (питание, размещение, связь);

o При задержке рейса более чем на 5 часов у перевозчика возникает обязанность по выплате возмещения или предоставлению альтернативного рейса.

В зависимости от длительности несостоявшегося или задержанного рейса Постановлением Европейского Союза дифференцируется размер компенсационных выплат, а также предоставление дополнительных услуг (питание, размещение, связь) в случае задержки рейса.

В связи с тем, что в настоящее время пассажиры не проинформированы о своих правах, возникающих в случае отказа в посадке на борт, а также отмены или задержки рейса, Постановление ЕС предусматривает обязанность авиаперевозчика информировать пассажиров об их правах следующими способами:

1. Предоставить пассажирам наглядную информацию о том, что в случае отказа в посадке на борт, а также отмены или задержки рейса более чем на 2 часа, информация о правах пассажиров может быть получена в письменном виде на пункте регистрации или в зоне выхода на посадку (зона специального таможенного контроля);

2. Обеспечить каждого пассажира, претерпевающего неудобства в связи с отказом в посадке на борт, отменой или задержкой рейса, письменным извещением относительно правил выплаты компенсации и предоставления дополнительных услуг (питание, размещение, связь) в соответствии с Постановлением.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАССАЖИРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ.

1.Если Перевозчик понес ущерб по вине Пассажира, то Пассажир несет материальную ответственность в пределах причиненного ущерба и доказанной упущенной выгоды.

2. Пассажир несет ответственность за невыполнение:

· Правил перевозки (фотографирование, киносъемку и пользование средствами радиосвязи);

· Правил по обеспечению пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических;

· Правил перевозки опасных веществ или предметов;

· Правил безопасности полета (попытка открыть дверь, люк самолета, отказ от пристегивания ремнем безопасности, курение и т.д.)

3. Пассажир несет ответственность за нарушение общественного порядка в аэровокзалах и городских агентствах, аэропортах, на аэродромах и воздушных судах, в том числе несет ответственность за противоправные действия относительно других Пассажиров и персонала Перевозчика.

4.Пределы административной и уголовной ответственности устанавливаются в соответствии с законодательством РФ или законодательством страны пребывания.

международный воздушный перевозка пассажир

Литература

3. www.icao .ru.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Транспорт как одна из важнейших отраслей хозяйства, его функции и значение. Мероприятия, обеспечивающие безопасную перевозку грузов и пассажиров на заданном маршруте. Система разрешительных документов, правила перевозки разновидностей грузов и пассажиров.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2010

    Договор перевозки пассажиров и багажа. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. Обязанности и ответственность сторон.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2009

    Законодательные и нормативные документы, регламентирующие тарифы на внутренних и международных перевозках авиакомпаний. Договор на воздушную перевозку пассажира, права, обязанности и ответственность сторон. Перевозочные документы, багажная квитанция.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2010

    Расчет технико-эксплуатационных и экономических показателей работы подвижного состава на маршрутах. Определение себестоимости перевозок и плату за перевозку грузов. Путевая документация на перевозку груза. Составление калькуляции автомобильных перевозок.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Взаимоотношения грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки. Заключение договора перевозки грузов. Реализация принятых к исполнению заявок (заказов) на перевозку. Обязанности перевозчиков. Правовое положение соперевозчиков.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2008

    Государственное регулирование в области гражданской авиации. Лицензирование и сертификация аэропортовой деятельности, классификация нормативных документов по ее организации. Метеорологическое обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов, почты.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2015

    Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа в международном железнодорожном сообщении. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров. Организация перевозок грузов. Обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2008

    В авиации вес и размеры багажа ограничиваются в зависимости от вида самолета и класса обслуживания. Правила перевозки багажа. Коллизии с багажом пассажиров. Подноска и транспортировка багажа. Предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом.

    реферат , добавлен 04.04.2008

    Перевозка грузов авиатранспортом. Предметы, запрещённые к перевозке. Регистрация и получение, задержка и утеря багажа. Перевозка отдельных групп предметов и вещей. Правила перевозки багажа различных авиакомпаний по весовой и количественной концепции.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

    Современные технологии регистрации пассажиров и багажа на внутренних и международных линиях. Особенности обслуживание VIP пассажиров. Обслуживание и новые технологии на борту воздушного судна. Организация и оформление приема, перевозки и выдачи багажа.