Современный русский турист кто он в журналах. Григорий Усыскин. Очерки истории российского туризма. Аналогичная работа проводилась в различных учебных заведениях и ведомствах, например, при Ярославской дирекции народных училищ, при Юрьевском университете,

Сфера деятельности

Первоначально Общество ставило перед собой цель по возможности поощрять прогулки на велосипедах и рекорды на большие расстояния.

После создания института представителей Общества на местах началось разъяснение Программы и Устава Общества, установление связи с местными велосипедными организациями. Такая активная политика Общества способствовала укреплению его влияния во многих городах России. Она привела к тому, что Общество велосипедистов-туристов к началу XX века стало главной туристской организацией России, способствовало росту его авторитета не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Общество проводило активную работу по составлению новых шоссейных карт для любителей путешествий.

Издательская деятельность

  • журнал «Русский турист» с приложениями - «Дорожник» и «Ежегодник » (своеобразная дорожно-справочная книжка);
  • журнал «Экскурсионный вестник»;
  • журнал «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса);
  • журнал «Русский экскурсант» (Ярославль);
  • теоретико-методическая и справочная литература;
  • путеводители

Устав

Структура

  • Председателем общества с момента его основания был Николай Андреевич де Шарио
  • Временный комитет Общества - действовал в -1895 годах . Имел целью организационную работу и подготовку к официальной регистрации Общества. Руководил Временным комитетом Секретарь Общества
  • Комитет для управления делами Общества - выбран в момент создания Общества для управления его делами, выработки программы и устава Общества
  • Правление РОТ в Санкт-Петербурге - высший орган Общества
  • Комитеты РОТ на местах. Руководителями таких комитетов были главные представители Общества, они подчинялись Правлению Общества в Санкт-Петербурге. Комитеты организовывались там, где насчитывалось не менее 25 членов
  • Представители Общества в зарубежных регионах

Членство

Российское общество туристов состояло из почетных, действительных пожизненных членов Общества. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям.

Согласно Уставу Общества членами общества не могли быть:

  1. Состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера;
  2. Подвергавшиеся ограничениям прав по суду;
  3. Административно-ссыльные;
  4. Состоявшие под надзором полиции;
  5. Профессиональные велосипедисты;
  6. Учащиеся в учебных заведениях военного, морского и духовного ведомств.

Численный состав

История

Общество велосипедистов-туристов

Реорганизация Русского туринг-клуба

Со дня основания Общества, а затем и журнала «Русский турист» шла не слишком приметная, но принципиальная борьба за право считать Русский туринг-клуб не только и не столько обществом велосипедистов. Представляя обзор Бельгийского бюллетеня Туринг-клуба за декабрь 1900 года , редакция журнала «Русский турист» писала:

«Туринг-клуб - отнюдь не исключительно общество циклистов (велосипедистов)… В числе наших сочленов туристов никогда не состояли только одни поклонники „стального коня“. Бельгийский Туринг-клуб распространяет свою заботливость на всех туристов и он всегда к услугам каждого, кто путешествует по железной дороге, пешком, верхом на лошади или в экипаже, на автомобиле, яхте, лодке или на велосипеде. Припомним, что некоторые европейские Туринг-клубы считали своим долгом обратить внимание на это же. Туринг-клуб обозначает „туризм“, а вовсе не „циклизм“».

РОТ в условиях русской революции

Сохранилось свидетельство о том, что туристское и экскурсионное дело использовалось даже при проведении загородных экскурсий. В мае 1914 года в Юкках под видом научных экскурсий состоялись политические митинги рабочих, а Сампсониевское общество образования и профсоюзы печатников под видом экскурсии в Лахту (Санкт-Петербург) провели 8 июня 1914 года большой митинг.

Прекращение деятельности Общества

Общество Пролетарского туризма

Журнал «Русский турист»

Журнал «Русский турист» - официальный печатный орган «Российского общества туристов» ( -). Регулярно, раз в месяц, выходил с по 1912 год . В 1913 году вышло всего 4 номера, после чего журнал закончил первый этап своего существования.

С января 1899 года в Петербурге начинает выходить ежемесячный печатный орган Общества велосипедистов-туристов, Русского туринг-клуба - журнал «Русский турист». В передовой статье журнала «Русский турист» авторы указывали на значение туризма:

«Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание её нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству…»

В этом же номере определялось и само понятие туризма:

«Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов… Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека».

Все члены Общества получали журнал «Русский турист» бесплатно.

  • Устав Общества;
  • Информация о состоявшемся в Лондоне Первом конгрессе Интернациональной лиги туристов (6-10 июня 1899 года);
  • Программа совместных поездок с 24 июня по 18 июля 1899 года , главным образом по Карельскому перешейку ;
  • Рассказ о деятельности Крымского горного клуба, основанного в Одессе в 1890 году и устроенного по образцу западноевропейских альпийских клубов;

Журнал «Русский турист» сыграл огромную роль в истории туризма, сплотив все туристские представительства в Российское общество туристов. Он способствовал дальнейшему развитию экскурсионного дела в России, обобщал опыт зарубежных туринг-клубов , устанавливал с ними дружеские отношения, призывал открыть и познать себя и мир вокруг.

Очень актуально звучит и сегодня передовая статья в январском номере журнала за 1901 год . Её назвали удивительно просто - «Призыв»:

«Обширна наша Русь , велики её разнообразные сокровища, богата событиями история, многочисленны живописные места, интересен и симпатичен народ. Знаем ли мы её, нашу Родину, изучаем ли её? Но мы не только не изучаем её, мы даже не стараемся узнать подробнее те места, на которых живём. Это непростительно. Это непатриотично. А между тем, как нетрудно сделаться участником в общей работе, которая была бы прилична верным сынам своей Родины!»

15 апреля 1895 г. в Петербурге состоялось учредительное собрание Общества велосипедистов-туристов. 27 членов-учредителей избрали Комитет для управления делами общества, который дол; жен был выработать программу его деятельности (Очерк пятилетнего существования Общества велосипедистов-туристов (Русского туринг-клуба), 1900).

Причиной возникновения объединения велосипедистов-туристов явилось достаточно широкое распространение в России к концу ХIХ в. двухколесных велосипедов, которые к тому времени перестали служить лишь для развлечения обеспеченных людей, а все больше превращались в удобное средство передвижения, все чаще употреблялись для дальних загородных прогулок.

Необходимо отметить, что объединения любителей езды на велосипеде возникали и раньше. Еще в 1880 г., т. е. до изобретения полой пневматической шины, в Петербурге было создано первое в России общество велосипедистов, а в 1884 г. учреждено Московское общество велосипедистов-любителей. Стали появляться различные велосипедные общества и кружки и в других городах России. Эти первые малочисленные организации, состоявшие обычно из нескольких десятков человек, объединяли в основном состоятельных людей, имевших средства для приобретения дорогостоящего по тем временам велосипеда. Они проводили для своих членов коллективные поездки различной протяженности, обычно не более 200 верст, тем самым сближая велосипедистов-любителей и пропагандируя велосипед в жизни российского общества (Московское общество велосипедистов-любителей, 1892) .

Сведения о развитии обществ велосипедистов в России можно почерпнуть из выходивших в конце ХIХ в. журналов «Велосипедист» и «Циклист» в Москве и «Велосипед» и «Самокат» в Петербурге.

Журналом «Велосипед» началась подготовка к созданию первого в России объединения велосипедистов-туристов. Обсуждение устава будущего общества началось на его страницах в 1892 г., и только через три года появилось Российское общество велосипедистов-туристов, имевшее и второе, заимствованное с запада, название – Русский туринг-клуб. Его основной целью было «...содействовать развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности» (Устав Общества велосипедистов-туристов..., 1899).

Российское общество велосипедистов-туристов (впоследствии Российское общество туристов – РОТ) состояло из почетных, действительных и пожизненных членов. Для вступления в общество требовались две рекомендации от его членов, после чего можно было баллотироваться для принятия в общество на общем собрании. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям. Такими же были и ежегодные взносы. Чтобы стать пожизненным членом, достаточно было единовременно внести в кассу не менее 50 руб. Почетные члены избирались общим. собранием за какие-либо выдающиеся заслуги перед обществом.

Официальным его изданием до 1899 г. оставался журнал «Велосипед». С января 1899 г. общество, окрепнув, начало издавать ежемесячный журнал «Русский турист».

Число членов общества значительно колебалось. Оно росло до 1903 г., когда достигло рекордной цифры – 2061 человек. Но в 1904 г. его численность уменьшилась на 40 процентов (причиной чему явилась русско-японская война) и в дальнейшем продолжала падать. Уже в 1907 г. она снизилась до 800 человек, а к 1917 г. сократилась еще на 300 членов.

География влияния общества была достаточно широка. Так, в 1903 г. его члены были зарегистрированы в 174 российских городах, а также в Тунисе, Италии, Корее и Японии. Более половины их проживало в азиатской части России.

По уставу общества там, где насчитывалось не менее 25 членов, образовывались комитеты. Городов, в которых могли быть созданы комитеты, в год наибольшего расцвета общества оказалось всего 14. Самым крупным комитетом являлся благовещенский, имевший в своем составе 562 человека, за ним шел владивостокский – 240, далее петербургский – 179, ростовский (Ростов-на-Дону) – 93 человека. В десяти городах – Воронеже, Иркутске, Киеве, Дальнем, Зее-Пристани, Лодзи, Одессе, Риге, Хабаровске, Харбине Новом – в РОТ было от 30 до 70 туристов-велосипедистов. В большинстве остальных городов, даже в таких крупных губернских, как Владимир, Рязань, Калуга, Кишинев, Харьков, в общество вступило всего по одному члену. Интересно отметить, что Москва, где еще в середине 80-х гг. возникло одно из первых обществ велосипедистов-любителей, в 1903 г. имела только 20 членов Русского туринг-клуба.

Основными задачами общество считало проведение коллективных поездок своих членов, организацию гостиниц в разных городах России для приема туристов, издание журнала «Русский турист», «Дорожника» и «Ежегодника», представлявших собой дорожно-справочные книжки для туристов.

Вот какими были некоторые коллективные поездки членов петербургского комитета РОТ, например, в августе 1899 г. (Итоги совместных поездок членов Петербургского представительства Общества велосипедистов-любителей в лето 1899 года, 1899):

Пример:

Аналогично велась работа и в других местах. В основном организовывались выезды небольших групп в окрестности города.



За участие в коллективных поездках начислялись зачетные баллы в зависимости от пройденного расстояния, и в конце года тех, кто набирал наибольшее число баллов, награждали специальными памятными жетонами общества.

К 1910 г. созрел план дальних путешествий членов общества по России. Инициатором этих поездок стали московские туристы-велосипедисты. Поездки предназначались для лиц, не обладавших достаточными средствами для совершения дальних экскурсий самостоятельно. Путешествия проводились на Кавказ, Черное море, Урал и в другие районы Российского государства. При создании маршрута его организаторы ориентировались, главным образом, на представителей РОТ в различных городах, хорошо знающих свой край. Так, если в одном месте группу туристов встречал геолог, то в другом – ботаник, в третьем – историк и т. д. Закончив маршрут, участники экскурсии получали достаточно полное представление о крае, его природе, экономических особенностях, истории, быте местных жителей. На всем маршруте общество: снимало помещения для экскурсантов и приспосабливало их под общежития.

К 1912 г. уже сложилась система дальних путешествий Российского общества туристов. Предлагались 10 разнообразных маршрутов по европейской территории страны. Вот что представляли некоторые из них:

№ 1. Крым.

Москва – Феодосия – Судак – Ялта и окрестности – Севастополь и окрестности – Бахчисарай – Москва. 28 дней.

№ 2. Кавказ. Военно-Грузинская дорога.

Москва – по Военно-Грузинской дороге до станции Казбек – Тифлис – Боржоми – Батуми – Новый Афон – Новороссийск – Москва. 30 дней.

№ 3. Финляндия. Южный.

Москва С.-Петербург – Выборг – Сайменский канал – оз. Сайма поездки по озеру и на Иматру – Гельсингфорс – Ганге – Або – С.-Петербург. 21 день.

№ 4. Урал.

Москва Нижний Новгород (Волга – Кама – Белая) – Уфа - Златоуст - озеро Тургояк – Миасс – Кыштым – Екатеринбург – Кунгур – Пермь (Кама – Волга) – Нижний Новгород – Москва, 28 дней. (Экскурсии по России, 1912).

Важное место дальним поездкам отводил ростовский комитет РОТ. Местоположение Ростова-на-Дону вблизи Кавказа определило и географическую направленность ростовских дальних многодневных экскурсий.

Большой популярностью у членов общества пользовались поездки по Военно-Грузинской дороге от Владикавказа до Тифлиса и обратно. По Военно-Грузинской дороге экскурсанты передвигались пешком и на велосипедах и за все время путешествия преодолевали около 400 км.

Определенная роль придавалась в работе РОТ организации поездок своих членов за границу. Эти путешествия в большинстве не были коллективными, к каким мы привыкли сегодня, а совершались в одиночку или малочисленными группами по маршрутам, разработанным самими туристами.

Правление общества для облегчения пребывания своих членов за границей заключило дружеские договоры с Бельгийским, Австрийским, Английским, Итальянским и другими туринг-клубами, Всеобщим нидерландским союзом велосипедистов. На основании этих договоров иностранные общества предоставляли членам РОТ при посещении их стран те преимущества, которые имели туристы этих государств в приобретении проездных билетов, размещении в гостиницах, получении за минимальную плату изданий по туризму, доступных лишь членам общества, ремонте велосипедов в мастерских. Кроме того, правление добилось, чтобы по распоряжению русского, бельгийского, швейцарского и итальянского министров финансов члены РОТ пользовались особыми таможенными льготами.

Много сил и энергии отдавало правление общества своим изданиям. С 1899 по 1912 г. регулярно выходил журнал «Русский турист». В нем публиковались официальные документы общества, рассказы о совершенных путешествиях по стране и за границей, сообщения о школьных экскурсиях, которым члены РОТ придавали большое значение. С первых же лет существования журнала был введен раздел «Родные углы», в котором читатели находили интересно написанные заметки о различных городах России: Иркутске и Ростове-на-Дону, Рязани и Феодосии и многих других. Журнал публиковал материалы о необходимости сохранения культурных ценностей, так как тогда нередко уничтожались памятники культуры и истории. Например, из статьи с хлестким названием «О рязанском вандализме» узнали читатели о том, что в древней Рязани разобрано до основания большое крыльцо с аркой и лестницей у дворца Олега, простоявшее века «на красу всему городу».

Общество издало также 8 планов городов России, 20 дорожных карт по маршрутам Москва – Торжок, Москва – Ярославль, по окрестностям Петербурга, Новгород – Петербург и др.

Добившись некоторых успехов, Российское общество туристов все же не превратилось в мощную туристскую организацию в стране из-за определенной пассивности его членов. Так, даже в первые годы существования, например, в 1900 г., из 300 членов общества в Петербурге общие собрания посещали не более 30 человек, и эта ситуация не изменилась во все последующие годы.

«Проснитесь же!» – взывали в 1900 г. со страниц журнала «Русский турист» наиболее активные члены общества, желавшие видеть РОТ таким же сильным, как Бельгийский или Французский туринг-клубы, насчитывавшие в своих рядах десятки тысяч человек. Но достичь этого так и не удалось. Сетования на спячку членов РОТ находили читатели и в последних номерах журнала.

Несмотря на достаточно ограниченное количество членов и отсутствие такой широкой экскурсионной деятельности, как, например, у Крымско-Кавказского горного клуба, Российское общество туристов оставило значительный след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая исключительно туристские цели, приглашавшая посетить, в отличие от горных клубов, не только горы Кавказа или Крыма, но и различные районы России, а также другие страны. Своими широко известными изданиями, в которых рассказывалось о русских городах, путешествиях по России, замечательных местах, представляющих собой нашу национальную гордость, оно пробуждало у соотечественников интерес к познанию Родины.

В передовой статье журнала "Русский турист" авторы указывали на значение туризма: "Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству..." В этом же номере определялось и само понятие туризма: "Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека".

В том же году в свет выпускается "Дорожник" в виде ежемесячных приложений к журналу.

Много внимания в своей деятельности Общество отводило организации и проведению школьных экскурсий. Еще в 1899 году на страницах журнала "Русский турист" была учреждена специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных прогулках". Здесь приводился опыт проведения экскурсий в школах России. Само Общество на свои средства организовало такую экскурсию в 1902 году для народных школ города Благовещенска. Аналогичная работа проводилась в различных учебных заведениях и ведомствах, например, при Ярославской дирекции народных училищ, при Юрьевском университете, при ряде педагогических институтов и музеев.

Огромной заслугой Российского Общества Туристов была организация 15 мая 1902 года Всероссийской выставки спорта в Санкт-Петербурге. Помимо русских организаций в этой выставке приняли участие зарубежные общества. За активную организацию и участие в этой выставке Российское общество туристов было награждено благодарственным дипломом, а его печатный орган журнал "Русский Турист" - малой золотой медалью.

Летопись туризма оставила нам имена энтузиастов, совершивших поистине марафонские переходы по неизведанным маршрутам, имена первопроходцев и отважных спортсменов, участвовавших в пешелыжных, велосипедных, конных путешествиях, кругосветных странствиях, в байдарочных, шлюпочных и парусных проплывах. Верхом энергии, отваги и мужества можно считать беспримерное кругосветное путешествие "героя колеса" Анисима Петровича Панкратова, жителя русской колонии в Харбине.

До этого все попытки иностранных туристов совершить кругосветное путешествие на велосипеде заканчивались неудачей.

Всего к концу 1895 года представители Общества велосипедистов-туристов были назначены в 24 городах России. Это позволяло главным представителям Общества велосипедистов-туристов на местах устно разъяснять свою программу, Устав и установить связи с местными велосипедными организациями.

Такая активная политика Общества велосипедистов-туристов способствовала укреплению влияния Общества во многих городах России. Она привела к тому, что Общество велосипедистов-туристов к началу XX века стало главной туристской организацией России, способствовало росту его авторитета не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Активную работу проводило Общество велосипедистов-туристов по составлению для любителей путешествий новых шоссейных карт. С этой целью в 1898 году был объявлен всероссийский конкурс по составлению новых маршрутов путеводителей и шоссейных карт. Победители этого конкурса были награждены почетными жетонами.

В 1903 году число членов достигло рекордной цифры - 2 061 человек. Постепенно численность уменьшалась. Причина - русско-японская война. К 1907 году она снизилась до 800, а к 1917 году сократилась еще на 300 членов. Чтобы активнее вести работу по вовлечению новых членов, было решено создавать на местах комитеты под руководством своих главных представителей. Руководителями таких комитетов были главные представители Общества велосипедистов-туристов, они подчинялись Правлению Общества в Санкт-Петербурге. Комитеты организовывались там, где насчитывалось не менее 25 членов. В 1903 году члены Общества были в 174 российских городах, а также в Тунисе, Италии, Корее и Японии. Более половины членов Общества проживало в азиатской части России. Самым крупным комитетом являлся благовещенский, он имел в своем составе 562 человека, за ним шел владивостокский - 240, далее петербургский - 179. В Ростове-на-Дону было 93 человека. В других городах в Общество вступало значительно меньше членов.

Общество велосипедистов-туристов 15 марта 1895 года приняло свой устав. В дальнейшем он несколько раз менялся, но его основные положения оставались неизменными, позднее они легли в основу устава Российского общества туристов в 1901 году.

Устав Общества велосипедистов-туристов (Русского туринг-клуба) насчитывал 35 статей. Любопытна статья под названием "Членами общества не могут быть":

  • 1. состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера;
  • 2. подвергавшиеся ограничениям прав по суду;
  • 3. административно-ссыльные;
  • 4. состоявшие под надзором полиции;
  • 5. профессиональные велосипедисты;
  • 6. учащиеся в учебных заведениях военного, морского и духовного ведомств. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. - Москва - Санкт-Петербург: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. - с.65

Надо заметить, что устав Общества непрерывно перерабатывался. 31 марта 1899 года последовало третье утверждение устава Общества. Тогда же были приняты и инструкции Правлению, местным комитетам и представителям Общества зарубежных регионах.

В 1899 году Общество принимает участие в Люксембургском международном конгрессе туризма. Туда командирует своего представителя А.И. Брудерера с целью изучения туризма за границей. На этом же конгрессе Российское общество вступает в международную Лигу Туристских Обществ и вместе с тем принимает на себя серьезные обязанности по созданию в России всего того, "что было выработано практикой туризма за границей".

Важным элементом, который способствовал развитию туризма в стране, была смелая инициатива руководства Общества велосипедистов-туристов по заключению, на основании опыта зарубежных клубов, договоров с владельцами гостиниц, где могли бы на льготных условиях останавливаться члены Общества велосипедистов-туристов.

К 1900 году было учреждено 14 Комитетов Общества в России. Открыты представительства в 135 русских городах. Учреждены 8 представительств за границей: Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Гарлем, Милан, Мюнхен и Париж. Заключены дружественные договоры с 12-ю заграничными туристскими обществами из Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США и других стран.

Таким образом, за 5 лет своего существования (1895-1900) Общество превратилось в самую крупную и авторитетную организацию в стране, число ее членов составляло к этому времени 1200 человек.

Самыми первыми в России гостиницами, владельцы которых заключили с Обществом велосипедистов-туристов договоры о льготах членам этого Общества и получили право именоваться "Гостиницами Общества велосипедистов-туристов", были:

  • · в Петербурге - "Отель Эрмитаж";
  • · в Царском Селе - "Гостиница В.С. Уткина"
  • · в Гатчине - "Гостиница Семена Веревкина";
  • · в Тамбове - "Славянская гостиница".

Сообщая эти первые сведения о гостиницах, Правление Общества просит своих членов пользоваться только ими. Через месяц в Тифлисе открылась пятая гостиница - "Ориент".

В связи с большими задачами, которые стояли перед русским туризмом, старый орган Общества велосипедистов-туристов журнал "Велосипед" перестал соответствовать им.

С января 1899 года в Петербурге начинает выходить ежемесячный журнал "Русский турист", орган Общества велосипедистов-туристов. Русского туринг-клуба. Издатель журнала "Велосипед" нарушил принятые на себя обязательства. Крайне неаккуратно и небрежно стал выходить журнал в свет, что заставило Правление ходатайствовать об ассигновании кредита на издание собственного журнала.

В передовой статье журнала "Русский турист" авторы указывали на значение туризма: "Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству..."

В этом же номере определялось и само понятие туризма: "Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека". В том же году в свет выпускается "Дорожник" в виде ежемесячных приложений к журналу.