Впервые понятие функций управления было сформулировано. Понятие, функции и виды управления. Классификация функций управления

Тема 6

Функции управления

В настоящей теме заинтересованный читатель найдет ответы на следующие вопросы:

    понятие и значение функции управления;

    место функции управления среди категорий менеджмента;

    виды функций управления;

    общие (основные) функции управления;

    конкретные (специфические) функции управления;

    специальные функции управления;

    планирование как функция управления;

    организация как функция управления;

    руководство как функция управления;

    мотивация как функция управления;

    контроль как функция управления;

    носители общих и конкретных функций управления;

    взаимосвязь функций управления;

    роль конкретной функции управления при создании органа управления;

    функция управления как объект экономического анализа управляющей системы.

В производственно-хозяйственной практике (и в экономической литературе) мы нередко встречаем выражения: такой-то специалист хорошо выполняет свои функции, специалист не справляется с выполнением должностных обязанностей, отдел кадров выполняет функции (разработка текущих и перспективных планов комплектования предприятия кадрами, изучение деловых качеств специалистов предприятия с целью подбора кадров на замещение вакантных должностей руководителей, выдача справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников и т. д.).

Выходит, что определенные функции выполняет и специалист, и отдел. Кроме того, в одном случае работник аппарата управления выполняет функции, а в другом случае – должностные обязанности. Что это, неточность выражения или какое-то противоречие? Попробуем разобраться, для чего рассмотрим понятийный аппарат изучаемой категории.

6.1. Понятие и значение функции управления

Прежде чем перейти к понятию функции управления, рассмотрим понятие функции вообще.

Функция (от лат functio – исполнение, осуществление) имеет ряд значений

    деятельность, обязанность, работа;

    работа, производимая органом, организмом (функция печени, слюнной железы);

    обязанность, круг деятельности (должностные обязанности экономиста по труду);

    назначение, роль того или иного элемента конструкции (функция шасси самолета, коробки перемены передач автомобиля);

    роль, которую выполняет определенный социальный институт по отношению к целому (функция государства, семьи в обществе);

    зависимая переменная величина (в математике, физике).

Из рассмотрения понятия функции вытекает, что любую работу, выполняемую отдельным работником или подразделением, можно назвать функцией вполне обоснованно. Но в силу установившихся норм и правил при оформлении организационных документов (положений о подразделениях и должностных инструкций работников) принято перечень работ, выполняемых подразделением, называтьфункциями, а перечень работ, выполняемых работником – должностными обязанностями. В последнем случае подчеркивается наделение должностного лица кругом обязанностей, за выполнение которых работник несет ответственность, поскольку должностная инструкция определяет правовой статус работника.

Теперь о функции управления как об особенном изучаемой категории, общее понятие которой нами уже дано. Остается только подчеркнуть специфику управленческого труда, где реализуются функции управления.

Функция управления – вид управленческой деятельности, с помощью которого субъект управления воздействует на управляемый объект.

Все функции, выполняемые работниками предприятия, делятся на две группы (рис. 6.1.1.):

Рис. 6.1.1.

Или иначе функции управления выполняются в управляющей системе, а функции производства – в управляемой системе.

Функция управления отвечает на вопрос, кто что делает или должен делать в системе управления производством.

Функции производства – это деятельность производственного персонала по производству продукции и услуг.

Значение функции управления. В теории управления производствомвопрос о функциях управления является одним из центральных. Он раскрывает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.

Возникновение функций управления – результат дифференциации целенаправленных воздействий, разделения и специализации труда в сфере управления. Содержание управления связано с содержанием производства, определяется им и вытекает из него.

Место функции управления в ряду основных категорий науки управления определяется следующей схемой (рис. 6.1.2.):

Рис 6.1.1

Судя по схеме распределения (см. рис 6.1.1.) функция управления занимает ключевое место среди основных категорий науки управления. Это говорит о том, что разработку структуры, применение методов и средств управления, подбор и расстановку кадров и т. п. следует осуществлять с учетом состава и содержания функций управления и эффективности их реализации, т. е. применение большинства категорий управления предполагает увязку их с функциями управления.

Функция управления – особый вид деятельности, выражающий направления осуществления целенаправленного воздействия на управляемый объект.

Два направления реализации функции управления . Формирование управляющей системы и воздействие на управляемую систему – два направления реализации функции управления.

Рис. 6.2.1.

Эти два направления находятся в постоянной связи и взаимодействии, ихединство характеризует устойчивость и соотносительность процесса производства и процесса управления.

Определение объекта управления. В общем видеобъектом управления может служить любая специфическая совместная производственно-хозяйственная деятельность. Но так как виды деятельности в отдельной производственной системе весьма многообразны, а их число велико, то в качестве объекта управления целесообразно выделять только структурно обособленные производственные звенья.

Объект управления представляет собой структурно обособленное производственноезвено, осуществляющее одну из стадий или часть стадии производственно хозяйственного процесса и являющееся приемником целенаправленного управляющего воздействия.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия может быть подразделена на три стадии и восемь этапов (объектов):

1. Подготовительная стадия содержит три этапа (объекта):

1) научно-техническая подготовка производства;

2) экономическая подготовка производства;

3) социальная подготовка производства;

2. Производственная стадия содержит три этапа (объекта):

1) основное производство;

2) вспомогательное производство;

3) обслуживающее производство.

3. Заключительная стадия содержит два этапа (объекта):

1) реализация продукции;

2) финансовая деятельность.

Этапы производственно хозяйственной деятельности структурно обособляются и представляют собой объекты управления.

В свою очередь, каждый из этапов можетраспадаться на более мелкие структурно обособленные объекты управления в соответствии с различными уровнями системы управления.

Например, на этапе научно-технической подготовки производства можно выделить следующие объекты управления:

Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;

Разработку технологии изготовления изделий;

Опытное производство.

6.3. Классификация функций управления

Все функции управления делятся на три группы (рис. 6.3.1.):

Рис. 6.3.1.

Общие (основные) функции управления. К ним относятся:

1) планирование;

2) организация;

3) руководство;

4) мотивация;

5) контроль.

В литературе по вопросам управления нет единой классификации общих (основных) функций управления. Различные авторы по-разному называют эти функции и насчитывают их от четырех до семи. Так, функцию «руководство» называют координированием и регулированием, а функцию «мотивация» – стимулированием. Кроме того, к общим функциям нередко относят учет и анализ. Но учет, как мы далее убедимся есть конкретная функция, а анализ – один из методов исследования экономических процессов.

Все пять общих (основных) функций управления располагаются в логической последовательности.

Общие функции управления выполняют руководители управленческих подразделений (отделов, служб) вместе с подчиненными им специалистами, а также руководители производственных подразделений со своими штабами. Иными словами, все без исключения руководители и управленческие подразделения выполняют общие (основные) функции управления.

Конкретные (специфические) функции управления. Содержание конкретных функций управления на различных предприятиях отражает специфику производства (тип, сложность производства и продукции, специализацию, масштабы и т. п.).

Каждая конкретная функция тесно связана с выделенным объектом управления. Поэтому установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций управления, соответствующих каждому выделенному объекту управления.

Конкретные функции и наделяемые ими органы управления образуются по следующей логической цепочке (6.3.2.):

Рис. 6.3.2.

Число конкретных функций управления на предприятии будет столько, сколько окажется сфер (видов) производственно-хозяйственной деятельности, которые служат объектами управления. Для управления той или иной сферой деятельности создается орган управления (отдел, служба, бюро).

ЛЕКЦИЯ 5. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - 02.04.2013 г.

1. Природа, состав, классификация и результативность функций менеджмента.

1.1. Природа и состав функций менеджмента.

1.2. Классификация функций управления по различным признакам: уровням управления, объектам управления, содержательностью.

2. Общие, частные и вспомогательные функции управления. Понятие результативности функций управления.

3. Стратегическое и текущее планирование.

3.1. Понятие планирования, его составляющие.

3.2. Стратегическое планирование.

3.3. Тактическое и оперативное планирование.

Домашнее задание: представить (в письменной форме) к занятию № 6 ответы на тренировочные тесты № 9, 10, 11.

ПРИРОДА, СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

При выявлении природы функций менеджмента следует подчеркнуть, что управление как единый процесс осуществляется через разные функции управления. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс.Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Функции менеджмента - виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

Первым формулировку содержания функций дал родоначальник современного менеджмента, известный французский ученый в области менеджмента Анри Файоль .

Согласно Файолю, управлять – это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций (технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции), причем последнюю операцию (административную) Файоль и отнес к управлению. Файоль выделил 5 функций менеджмента , которые и сегодня лежат в основе этой науки (рис. 1 ):

Рис. 1. Пять функций менеджмента (по А. Файолю)

Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А. Файоля расширен сегодня до семи функций (добавлены функции «регулирование» и «мотивация» ) – см. рис. 2. Все эти функции должны рассматриваться с позиций комплексного подхода.

Рис. 2. Современные управленческие функции

Функция как понятие возникает при процессном подходе к менеджменту. В этой концепции управление рассматривается в качестве процесса, состоящего из последовательных взаимосвязанных частей ― функций. Исходя из сказанного, дадим определение этому понятию. Функция менеджмента ― это составная часть управленческого труда.

В ходе развития теории научного менеджмента, управленческий труд был разбит на четыре функции: планирование, организацию, стимулирование и контроль. Их стали называть классическими функциями. Они схематически представлены на рис. 3 .

Рис. 3. Управление как процесс, состоящий из 4 функций

Деятельность менеджера заключается, в основном, как раз в выполнении указанных функций.

Четыре важнейших функции наиболее верно представляют управленческие обязанности, а именно:

- Планирование - функция «номер один», так как касается целей организации и их достижения. Отвечает на вопросы: где мы находимся? Куда хотим идти? Как это сделать?

- Организация, а правильнее, организовывание , включает определение особых действий и ресур­сов, которые будут необходимы для воплощения разработанного пла­на действий, а также принятие решений о распределении полномо­чий, обязанностей и ответственности. Это структура подразделений, делегирование полномочий и обязанностей, регламентация взаимоотношений, использование ресурсов.

- Руководство включает сообщение другим, в чем состоят их обя­занности по выполнению плана компании, а также обеспечение ор­ганизационного окружения, в котором служащие побуждаются испол­нять обязанности лучше.

- Контроль включает направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, нацеленную на то, чтобы помочь обеспечить организационное исполнение в соответствии с потребностями и на­деждами фирмы.

Это проверка людей и их работы для обеспечения выполнения плана. В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? Что в следующий раз следует делать иначе? В чем причина отклонений от намеченного? Какое воздействие оказал контроль на принятие решений.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ: УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТАМ УПРАВЛЕНИЯ, СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬЮ

В литературе представлены разные подходы к классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев). Рассмотрим важнейшие из них (табл. 1 ).

Таблица 1 - Классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев)

1. По содержанию управленческой деятельности: 1.1. планирование; 1.2. организация; 1.3. мотивация; 1.4. контроль; 1.5. координация.
2. По масштабу времени: 2.1. стратегическое управление; 2.2. тактическое управление; 2.3. оперативное управление.
3. По этапам процесса управления: 3.1. целеполагание; 3.2. определение ситуации; 3.3. определение проблемы; 3.4. принятие управленческих решений.
4. По факторам производственного процесса: 4.1. управление продуктом; 4.2. управление персоналом; 4.3. управление информацией; 4.4. управление инновацией и др.
5. По этапам производственного процесса: 5.1. управление подготовкой производства; 5.2. управление процессом производства; 5.3. управление обеспечением производства; 5.4. управление сбытом продукции.

Продолжение таблицы 1

В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций. Так, например, выделяют функции: 1) общие, 2) связующие, 3) частные и 4) специфические.

1. Общие (основные) функции. Реализуются в управлении любой организацией. К ним относятся: планирование, организация, мотивация, контроль.

2. Связующие функции (процессов):

Принятие управленческих решений;

Коммуникации.

3. Частные (обеспечивающие) функции. Выполняются отдельными структурными подразделениями (специалистами):

Управление персоналом;

Управление маркетингом;

Управление финансами;

Документационное обеспечение управления;

Учет (бухгалтерский, управленческий);

Обеспечение оргтехникой и др.

4. Специфические функции отражают отраслевую специфику.

На рис. 4 показана относительная важность каждой из четы­рех функций управления (планирование, организация, руководство, контроль) для трех основных уровней менеджмента (высший, средний, первый).

Рис. 4. Относительная важность функций менеджмента

Высшие менеджеры затрачивают значительную часть своего времени и оказывают наиболее сильное влияние на функцию планирования. Их осведомленность о состоянии дел в организации в целом, в соот­ветствии с их практическими знаниями о внешнем окружении фир­мы, делает высших менеджеров способными возглавить деятельность компании по планированию.

Менеджеры среднего уровня , как и предполагает их положение, в большинство функций управления включены в средней степени. Ис­ключение составляет их большая ответственность за контрольную де­ятельность на своем уровне. Менеджеры среднего звена не обязаны взваливать на себя главную ответственность за любую функцию на уровне организации, но они должны проявлять некоторую компетент­ность во всех управленческих задачах.

Основные обязанности менеджеров первого уровня реализуются в функции руководства, поскольку существует относительно большое число подчиненных, с которыми они вступают в прямой контакт. Их организационные и контрольные обязанности находятся на среднем уровне по важности, а их вовлеченность в функцию планирования невысока. Это обусловлено узким кругозором большинства менеджеров первого звена и их относительной неопытностью в разнообразных и сложных видах деятельности, которые реализуют функции плани­рования.

В силу того, что менеджеры всех уровней затрачивают часть сво­его времени на исполнение каждой из четырех управленческих функ­ций, успешность их деятельности зависит и от степени управленчес­кого мастерства (опыта), которым они владеют.

Как мы отметили ранее, связующих функций менеджмента две : коммуникации и принятие управленческих решений. Они получили свое название потому, что фактически связывают между собой все основные функции. Действительно, и коммуникации, и принятие решений относятся ко всему ― от планирования до контроллинга.

Специальных функций менеджмента может быть много. Назовем наиболее распространенные из них. Это управление основным или вспомогательным производством, материально-техническим снабжением, маркетингом, сбытом, инновационными или инвестиционными проектами, финансами, недвижимостью, ресурсами и т.д.

Развитие управления привело к образованию современных функций менеджмента. Ими стали: прогнозирование, координация, мотивация и контроллинг. Фактически каждая из классических функций обогатилась своей парой. Сложившиеся четыре пары функций (классические плюс современные) можно назвать основными функциямименеджмента. Представим теперь последние на векторе процесса управления (см. рис. 5 )

Рис. 5. Основные функции менеджмента

Взаимосвязь всех функций менеджмента представлена нами на рис. 6.

Рис. 6. Взаимосвязь всех функций менеджмента

Контроллинг - постоянный процесс контроля над достижением целей, начиная с уровня контроля деятельности сотрудников, и до уровня контроля над показателями деятельности подразделений, и всей организации в целом.Контроллинг интегрирует в единую систему учет, планирование, контроль и анализ на основе целей функционирования. Основой контроллинга является текущее сопоставление плановых (нормативных) и фактических показателей. Цель контроллинга – дать возможность менеджерам всех уровней управления контролировать достижение целей и тем самым добиваться эффективности как в оперативном режиме, так и в стратегической перспективе.

Основные функции менеджмента (четыре пары) постоянно переходят одна в другую. По обе стороны от них (на схеме сверху и снизу) расположены связующие функции: коммуникаций и принятия решений. Вспомогательная функция – консалтинг – помогает принять решения. Специальные функции расположены несколько особняком, но все они вытекают из какой либо из вышеперечисленных функций.

КОНСАЛТИНГ (англ. consulting), вид деятельности, заключающийся в предоставлении производителям, продавцам и покупателям консультаций в сфере технологической, технической, экспертной деятельности, которые предоставляются специализированными фирмами.

Консалтинг - это процесс консультирования руководителя специалистами в ходе выработки управленческих решений и разработки сложных проектов.

ОБЩИЕ, ЧАСТНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления . Все содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определенными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой, любой деятельностью. Они расчленяют содержание управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения определенного результата.

Общие функции управления – 1) планирование, 2) организация (организовывание), 3) координация, 4) мотивация и 5) контроль отражают общий порядок управления деятельностью организации:

1. Общая функция управления «планирование» дает ответы на следующие вопросы:

1) Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах.

2) Каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации.

3) Как организация может достичь целей? Нужно решить, что делать персоналу для достижения целей, каковы должны быть ресурсы.

Видеоролик № 2, 3, 4

При реализации общей функции управления «планирование» менеджер на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование ориентировано на формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей.

Различают планы директивные , подлежащие строгому исполнению, и индикативные , то есть советующие, близкие к прогнозам.

2. Общая функция управления «организация (организовывание)» заключается:

В координации действий отдельных элементов системы,

В достижении взаимного соответствия функционирования частей системы.

Эта функция реализуется через создание организации, подразделений и рабочих мест, определении порядка их функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией.

Видеоролик № 6

Организовывание - это процесс структурирования. Структурировать необходимо множество элементов. Такими элементами являются работа, а также конкретные задания как организации, так и отдельным работникам. Например, руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полномочия или права использовать ресурсы организации. В конечном счете, создается структура управления организацией в целом.

3. Общая функция управления « координация» - это упорядочение и согласование работы различных элементов системы или взаимодействующих систем в процессе их совместной деятельности путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь и т.д. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действий руководителей.

4. Общая функция управления « мотивация» означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей ее развития.

Видеоролики № 10, 11, 12

Мотивация - необходимый вид деятельности менеджера при воздействии на подчиненных. При этом определяются потребности людей, и подбирается наиболее подходящий и действенный в данной ситуации способ их удовлетворения.

Мотивация заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с планом. Ранее считалось, что мотивирование – это предложение соответствующего денежного вознаграждения в обмен за прилагаемые усилия. В современных условиях мотивация рассматривается в контексте создания внутреннего побуждения к действиям. Она является результатом сложной совокупности потребностей , которые постоянно меняются, особенно в сфере искусства. Для того чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы на самом деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворять потребности путем творческого отношения к выполняемой работе.

5. Общая функция управления « контроль» - это важнейшая функция управления, необходимая для достижения организацией своих целей.

Видеоролик № 13

Контроль позволяет получить информацию, необходимую для дальнейшего планирования, координации деятельности людей. Выделяют три аспекта управленческого контроля:

1) установление стандартов в процессе планирования – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный период времени;

2) измерение того, что достигнуто в действительности за определенный период;

3) сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Контроль позволяет по мере необходимости предпринимать корректирующие действия по предотвращению отклонений или по изменению целей.

Контроль - система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Основной элемент - учет, т. е. сбор, обработка, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимально необходимого ее объема для нужд управления; предоставление этой информации всем нуждающимся в удобной для использования форме.

Частные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности. Под ними понимают результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации (например, управление основным производством, качеством продукции, персоналом, маркетингом и т. д.). Они воздействуют не на все производство, а на его определенные стороны или части. При этом каждая из функций является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции.

Вспомогательные функции управления связаны с обеспечением (компьютерное и информационное обеспечение, контроль качества и т.д.) и способствуют осуществлению основных функций управления .

В качестве одного из направлений развития управленческой практики предлагается структуризация уровней управления предприятием , где можно выделить следующие основные уровни: стратегический, тактический, оперативный, исполнительский (рис. 7 ).

Рис. 7. Укрупненные функции управления предприятием

Как видно из рис.7:

- Стратегические задачи включают постановку целей, разработку и утверждение стратегических, перспективных планов, определение основных критериев оценки эффективности и приоритетности долгосрочных программ. Они входят в компетенцию исполнительных директоров, руководителей крупных подразделений предприятия.

- Решение тактических задач управления , в том числе по распределению ресурсов на реализацию конкретных целей и программ производственно-хозяйственной деятельности является основной сферой деятельности менеджеров.

- Оперативные вопросы , решаемые работниками аппарата управления, включают расчеты потребности в материально-технических ресурсах на выполнение конкретных производственных задач, осуществление постоянного контроля за потреблением этих ресурсов и ходом реализации производственной программы.


Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.

4. Система управления предприятием

4.1. Сущность, цели и задачи управления предприятием. Основные функции управления

4.1.2. Понятие и классификация функций управления

Функции управления – совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью, необходимых для решения задач предприятия. Основные виды функций систем управления:

1) макрофункции – выработка общей политики поведения системы управления, обеспечение целостности системы, разработка дерева целей и структуры системы управления, направлений ее развития, определение функций, степени иерархичности и автономности подсистем управления, формирование кадровой политики (особенно в отношении высшего менеджмента) и т.п.;

2) общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, координация, регулирование и мотивация) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);

3) частные функции управления – организация работ по планированию и прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ и т.д.

Рассмотрим содержание наиболее важных функций управления.

Функция целеполагания обеспечивает реализацию основного принципа управления ─ системности, когда каждая подсистема управления имеет особенную, главную цель, которая, в свою очередь, опосредуется целью вышестоящей подсистемы управления и главной целью общества. Целеполагание есть придание определенной направленности развитию объекта управления с целью достижения конкретного результата. Поскольку управление является целенаправленным воздействием субъекта управления на его объект, то, прежде чем осуществить какой-либо план, программу, определить пути и методы решения тех или иных социальных, экономических или организационных задач, необходимо сформулировать цели. Функция целеполагания как специфический вид управленческой деятельности ─ это процесс формирования и обоснования цели развития управляемого объекта. В управлении целеполагание выступает как предвосхищение конечного результата управленческой деятельности, на достижение которого нацеливаются управленческие процессы, осуществляемые персоналом управления. Функция целеполагания реализуется в тесной взаимосвязи с другими функциями управления.

Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральной функцией управления производством.

Планирование является не единовременным актом, а процессом, который не достигает завершения по двум причинам. Во-первых, существует возможность бесконечно пересматривать ранее принятые решения. Однако необходимо когда-то начинать действовать, и это заставляет рано или поздно остановиться на каком-то варианте. Во-вторых, пока ведется планирование, изменяется и система, для которой оно производится, и окружающая среда, а все такие изменения учесть невозможно. Таким образом, планы нуждаются в постоянной корректировке и обновлении.

Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математический, графоаналитический и программно-целевой. По срокам различают перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование.

Перспективное планирование – основа стратегического управления предприятием. По содержанию перспективное планирование предприятия в новых условиях обычно включает долгосрочный прогноз на 5-15 лет (обоснованное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии производства и их социально-экономических последствиях), план развития на 3-5 лет с разбивкой по годам и целевые программы решения важнейших проблем. Предприятия прогнозируют спрос и цены на различных сегментах рынка, конкурентоспособность зон хозяйствования, объем реализации продукции, а на этой основе выдают структурным единицам ключевые ориентиры по обновлению продукции и технологии, базовую информацию о необходимом качестве и ассортименте продукции. Цель такого планирования ─ согласование различных направлений развития предприятия, структурные изменения, расширение эффективных и свертывание нерентабельных производств. В целом же процедура планирования может быть представлена следующими основными стадиями:

а) создание исходной информационной базы планирования, включая проведение предплановых аналитических исследований, в т.ч. прогностического характера;

б) разработка проекта плана и согласование его положений с заинтересованными органами (подразделениями, сотрудниками);

в) корректировка проекта плана с учетом замечаний и предложений, уточнение намечаемых мероприятий по срокам, объектам и исполнителям; экспертная оценка плана (визирование соответствующими руководителями);

г) утверждение плана.

Организация ─ функция управления, задачей которой является формирование структуры предприятия, а также обеспечение всем необходимым для его нормального функционирования: персоналом, материалами, основными фондами, денежными средствами и т.д. Не менее важным содержанием функции организации является использование совокупности приемов, способов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между элементами хозяйственной системы как по вертикали, так и по горизонтали. Основные требования к организации как функции управления состоят в обеспечении всех принимаемых решений организационными мерами по их выполнению; в повышении персональной ответственности и исполнительской дисциплины; совершенствовании организации трудовой деятельности; целесообразном разграничении обязанностей сотрудников и др.

Координация ‑ функция управления, обеспечивающая регулирование отношений между не подчиненными друг другу субъектами управления. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организации. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации. По своему характеру координационная деятельность бывает:

Превентивная, т.е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

Устраняющая, т.е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе:

Регулирующая, т.е. направленная на сохранение существующей схемы работы;

Стимулирующая, т.е. направленная на улучшение деятельности системы или организации даже при отсутствии конкретных проблем.

Наряду с согласованием деятельности подразделений предприятия координация также повышает надежность взаимодействия с внешней средой.

Контроль ─ одна из функций управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния объекта управления. Контроль выполняет следующие задачи:

Обеспечение точного соответствия формы управленческого решения содержанию его исполнения;

Оценка эффективности использования имеющихся ресурсов и управленческих решений;

Упреждение ошибок и просчетов в процессе принятия и реализации управленческих решений;

Выявление резервов и новых возможностей объекта управления;

Повышение дисциплины и ответственности исполнения управленческих решений;

Совершенствование организационной структуры управления.

Посредством контроля устанавливается обратная связь между субъектом и объектом управления. Она позволяет выявлять допущенные отклонения от требований управленческих решений, а также принципов организации и регулирования. В число функций контроля входят:

1. Информационная. Субъект управления всегда и своевременно получает сведения о состоянии дел, о процессе выполнения принятых решений и планов организационной деятельности объекта управления.

2. Аналитическая – оценка складывающейся ситуации, исследование проблем и результаты прогноза изменений обстановки.

3. Организационная. На основе контроля осуществляются необходимые меры по корректировке задач и устранению выявленных недостатков.

По степени активности воздействия на объект управления различают пассивный и активный контроль; по временному параметру – предварительный, промежуточный и итоговый контроль; по отношению к системе управления контроль может быть внешним и внутренним, в зависимости от информирования проверяемых – внезапным и плановым.

Оценка результатов и корректировка целей производится на основании данных, полученных в результате реализации функции контроля и учета. Данная функция представляет собой анализ хода и результатов, экономической деятельности, оценка ее успешности и разработка управленческих решений, устраняющих отклонения плановых значений от фактических ‑ это может быть и пересмотр целей, и внесение изменений в задачи, которые следует выполнить, чтобы избежать отклонений от плана и иные корректирующие воздействия.

Управление означает руководство чем-либо, кем-либо.

· управление - это функционально-организованная система (биологическая, социальная, техническая), обеспечивающая их целостность;

· служит интересам взаимодействия какой-либо системы элементов;

· внутреннее качество целостной системы основными элементами которой являются субъектоуправляющий и объектоуправляемый;

· предполагает внутреннее взаимодействие составляющих систему субъектов и взаимодействие целостных систем различного иерархического уровня;

· управление есть управляющее воздействие субъекта на объект;

· реально только тогда, когда на лицо подчинение объекта субъекту управления.

Общие управленческие функции:

· прогнозирование;

· планирование;

· нормативное регулирование;

· методическое руководство;

· работа с кадрами;

· контроль.

Общие функции - это всеобщие личные взаимодействия между субъектами и объектами управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности. Каждая функция объективно необходима.

Общие функции управления конкретны, персонифицированы в функциях отдельных органов, структурного подразделения и должностей. Этим определяется компетенция структурных единиц.

1. Ориентирование системы:

прогнозирование;

планирование;

нормативное регулирование;

методическое руководство.

2. Обеспечение системы:

кадровое;

материально-техническое обеспечение;

финансирование;

организационно-структурное обеспечение;

информационное.

3. Оперативное управление системой:

непосредственное регулирование деятельности;

контроль;

оценка деятельности.

Тема 8
Государственное управление

Это специфический вид государственной деятельности, разновидность социального управления с функционированием которого связано формирование административного права.

Термин государственного управления широко используется в законодательстве стран. Конституция1993 г. внедрила новый термин - исполнительная власть.

Основные признаки:

1. Конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти.

2. Деятельность исполнительно-распорядительного характера, основным путем является исполнение, то есть проведение в жизнь законов.

3. Деятельность специальных субъектов - органы государственного управления.

4. Исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства различными сферами жизнедеятельности общества.



5. Деятельность подзаконная, осуществляемая на основе и во исполнение закона.

Специфические признаки:

1. Вертикальность, субординационность, иерархичность.

2. Реализация юридически властных полномочий в административном порядке, то есть внесудебном.

3. Возможность административного правотворчества.

4. Включение в механизм государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата.

Принципиальные обстоятельства:

1. Государственное управление и реализующие его функции государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти.

2. Государственное управление связано с исполнительным его назначением.

Тема 8 : Административно-правовые основы теории государственного управления
Исполнительная власть

В механизме государственной власти определяется переход от разделения труда к разделению властей. С принятием Конституции Российской Федерации провозглашен принцип разделения властей, который ранее игнорировался.

Государственная власть едина в своих проявлениях:

1. Законодательная власть.

2. Исполнительная власть.

3. Судебная власть.

Государственная власть должна строиться на определенной функционально-компетенционной специализации. Это означает, что именно власть в ее государственном правовом выражении служит единой основой функционирования субъекта.

Основные черты исполнительной власти.

1. Относительно самостоятельная разновидность государственной власти.

2. Самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле.

3. Существует наряду с законодательной и судебной властями, т.е. является непременным атрибутом государственно- властного механизма.

4. Это есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей. Отличительным признаком является то, что власть реализуется к различным субъектам.

5. Не тождественна исполнительной деятельности, так как исполнительная деятельность не власть, а форма ее практической реализации.

6. Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией.

7. Организуется и осуществляется на началах федерализма.

Два основных аспекта исполнительной власти.

· юридический - право и возможность субъекта управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организаторскую работу;

· политический - включает в себя комплекс политико-правовых явлений и прежде всего аппарат государственного управления, компетенцию его органов и служащих.

Органы исполнительной власти.

К органам исполнительной власти РФ относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, образующие единую систему.

Современный правовой статус органов исполнительной власти характеризуется общими позициями:

1. Представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они пользуются относительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей.

2. В большинстве своем органы исполнительной власти формируются при решающем участии Президента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной власти РФ.

3. Органы исполнительной власти не подотчетны и не контролируются органом представительной власти

4. Органы получили значительную возможность влиять на правотворческую деятельность представительных органов.

5. Органы исполнительной власти самостоятельны в пределах, очерченных правом.

6. Обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации.

7. Подзаконность деятельности органов исполнительной власти.

8. Органы исполнительной власти обладают гражданской правоспособностью.

Виды органов исполнительной власти.

Для деления их на виды существуют различные критерии:

1. В зависимости от государственного устройства:

· федеральные;

· субъектов РФ.

2. По организационно-правовым формам:

· правительства;

· советы министров, имеющие статус правительства;

· министерства;

· государственные комитеты;

· комитеты;

· службы;

· главные управления и управления;

· инспекции;

· агентства;

· департаменты;

· администрации;

· отделы и другие.

Эти параметры закреплены в нормативно-правовых актах, определяющих их статус.

Органы исполнительной власти создаются и действуют на различных уровнях. По общему правилу правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты образуются на уровне республик, но в настоящее время допустимо их образование и на уровне субъектов РФ.

Федеральные органы образованы в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В Указе определено функциональное назначение, компетенция и организация работы федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное министерство - орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности и межотраслевую координацию.

Федеральная служба – орган специальной компетенции, осуществляющий функции контрольно-надзорные и функции по охране общественной безопасности и правопорядка.

Федеральное агентство - исполняют специальные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг.

Данный нормативный правовой акт дополнен Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

3. По характеру компетенции делятся на:

· Органы общей.

· Отраслевой.

· Межотраслевой.

· Внутриотраслевой.

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

· коллегиальные.

· единоначальные.

Тема 8 : Административно-правовые основы теории государственного управления
Органы исполнительной власти субъектов РФ

По отношению к единой системе исполнительной власти различают 2-е группы органов исполнительной власти субъектов РФ.

1. Органы, которые вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют ее единую систему.

2. Органы исполнительной власти субъектов федерации, образуемые по предметам ведения не отнесенным к ведению РФ.

Субъекты РФ формируют свои исполнительные органы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также нормативными актами самих субъектов РФ, устанавливающими их статус.

Система органов исполнительной власти различных субъектов федерации имеют существенные различия в количестве и формах, составляющих их органов.

Системы и формы исполнительной власти в республике определяются их Конституциями, а также законами и иными актами.

В других субъектах федерации - уставами, принимаемыми в соответствии с законами и Указами Президента РФ.

Органы общей компетенции:

Советы министров или правительства республик. Они образуются либо представительными органами (возглавляются председателями), либо Президентом (возглавляются Президентом);

Администрации краев, областей, автономных округов, автономных областей, то есть субъектов РФ.

Органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

В республиках - министерства, государственные комитеты, комитеты и главные управления;

В других субъектах РФ - главные управления, управления. комитеты, отделы;

На нереспубликанском уровне - департаменты.

Имеются особенности организации исполнительной власти городов республиканского значения. Действуют в отношении Москвы. И в систему органов исполнительной власти г. Москвы входят: мэрия, правительство Москвы, отраслевые и территориальные управления городом и иные органы, создаваемые мэром. При этом вводится понятие городская московская администрация, что тождественно мэрии. Для Санкт-Петербурга схема такая же, но исключено понятие мэрии как исполнительный орган государственной власти.

Тема 9 : Формы и методы управления
Понятие административно-правовых форм

В общенаучном понимании форма тесно связана с понятием содержание, под формой понимается этот или иной вариант выражения содержания.

Применительно к исполнительной власти, форма является способом выражения ее государственно-правового содержания, то есть всех юридических качеств как ветви власти.

С другой стороны, действия исполняемые субъектами исполнительной власти по своему характеру различны, значит должны быть различны и варианты их внешнего выражения.

Исполнительные органы власти осуществляют многие действия, не связанные с управлением. Для определения форм важно сочетание этих методов, выполняемые органами исполнительной власти.

Важное значение имеют и последствия совершаемых внешне выраженных управленческих действий. В одних случаях они вызывают прямые последствия юридического характера, в других нет. Первые и есть де действия, которые выражают управляющее воздействие как на внеаппаратные, так и внутриаппаратные отношения. Формы управления могут выступать:

· в качестве форм реализации исполнительной власти;

· в качестве реализации управленческой деятельности;

Форма управления - внешне выраженное действие исполнительного органа, должностного лица, осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме.

Государственно-управленческая деятельность может быть выражена в правовой и неправовой форме.

Система действий исполнительных органов, которые образуют административно- правовую форму:

1. По степени юридического выражения:

· основные (издание правовых актов);

· основанные на них (действия, имеющие юридическую направленность регистрации).

2. По достигаемым результатам:

· позитивное регулирование;

· реакция на негативное явление в сфере государственного управления.

3. По направленности:

· воздействующие на общественные отношения (внешняя направленность);

· воздействующие на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя).

4. По объему:

· обязательные, конкретизированные.

5. По адресату:

· государственное управление (деятельность всей системы исполнительной власти);

· самоорганизация (внутри данного исполнительного органа).

6. По характеру и методам решения вопроса:

· процедурные действия;

· процессуальные.

7. По юридическому содержанию:

· дозволительные;

· запретительные;

· предписывающие.

Исполнительная власть имеет только юридические формы своего выражения в их системе.

Главенствующая роль отводится правовым актам управления.

Тема 9 : Формы и методы управления
Правовые акты управления

Это важное средство практической реализации целей и функций административной власти. Они являются решениями, которые субъекты управления принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства различными сферами общественной жизни.

Основные черты, определяющие юридическую природу правовых актов управления.

1. Правовые акты управления являются формой исполнительно-распорядительной деятельности.

2. Подзаконность правового акта управления.

3. Правовые акты управления издаются от имени определенной структурной единицы государственного аппарата.

4. Правовые акты управления являются односторонними властными волеизъявлениями их авторов.

5. Правовые акты управления всегда оформлены надлежащим образом. Оформление заключается в соблюдении процедуры принятия (согласование, обсуждение, голосование) и соблюдении необходимых мер делопроизводства (номер, дата, автор), его подписании и утверждении, регистрации или опубликования.

6. Все правовые акты управления влекут юридические последствия. В зависимости от этого их делят на:

которые устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;

влекут возникновение, изменение, прекращение отношений, которые служат юридическими фактами.

Правовые акты управления - особый вид подзаконных официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с нормами права, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.

Необходимость выделения функций управ­ления, отделения управленческих функций от неуправленческих связана с преимуществами специализации деятельности. Впер­вые школа научного управления (1885 – 1920) выступила за отде­ление управленческих функций от фактического выполнения работы. Процессный подход, предложенный школой административного управления, рассмотрел функции управления как взаимосвязанные. До этого функции рассматривались как незави­симые друг от друга. А. Файоль выделил пять функций управле­ния: «управлять означает предсказывать и планировать, органи­зовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Выделение функций является результатом вертикального и горизонтального разделения труда в организации.

Что же такое функция управления?

Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

Среди основных характеристик функций управления можно выделить следующие:

1) однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;

2) целевая направленность этих работ;

3) обособленный комплекс выполняемых задач.

Функция управления должна иметь четко выраженное содер­жание (набор действий в рамках функции), процесс осуществле­ния (логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий) и структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.

Выделение функций управления имеет большое значение. Во-первых, функции управления организацией, их распределе­ние по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Любое воздействие на управляе­мую систему может быть реализовано только через функции управления. Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления. Во-вторых, выделение функций управления помогает совершен­ствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта. В-третьих, изучение функций управле­ния дает понимание сущности управленческой деятельности.

Анализ функций управления дает возможность систематизи­ровать знания о динамике, темпах и направлениях развития, при­чинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенство­вания их организации. Результаты анализа – основа для совершен­ствования существующей системы управления.

Анализ функций управления охватывает широкий круг воп­росов, определяющих как природу, цель, структурные свойства функций, так и способы осуществления каждой функции, т.е. технологию процессов менеджмента. Основное направление анализа функций управления –исследование всей их суммы и установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящим перед объектом управления.

Анализ эффективности реализации функций позволяет более четко определить обязанности и права работников аппарата уп­равления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента 1 .

Результаты анализа функций управления могут быть выраже­ны в виде функциональной модели управления, отражающей взаимосвязь функций управления с конкретными исполнителя­ми, показывающей, как связаны между собой подразделения в статике, отражающей динамику выполнения работ и их взаи­мосвязь.

Функциональные модели строятся для каждого уровня мене­джмента. Модели более высокого уровня содержат управляющее воздействие для моделей, решающих задачи более низкого уров­ня, определяя их содержание и ограничения. Эти задающие воз­действия устанавливаются с учетом информации, которую полу­чает высший орган управления по результатам анализа функций управления низшего уровня.

Результатом анализа могут быть мероприятия, направлен­ные на:

1. Отделение вспомогательных и рутинно-расчетных работ;

2. Рационализацию связи между работами и исполнителями;

3. Выделение общих работ для системы управления в целом, результаты которых используются всеми подразделениями;

4. Выделение координирующих межфункциональных работ.

В определении функций получил всеобщее распространение подход, направленный на выделение общих и конкретных, или специальных, функций. Первые рассматриваются как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, вторые - как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.