Государственное акционерное предприятие. В Госдуму внесли законопроект об акционировании «Почты России Институт государственных представителей

Акционерные общества с государственным капиталом имеют большую долю в российской экономике. Это предполагает решение задачи эффективного управления такими обществами с учётом их особенностей при поддержке в максимально возможной степени предпринимательской активности. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление выделяются три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом состоит в переходе к организационно-правовой форме, которая расширяет возможности проявления инициативы и предприимчивости. По определению форма акционерных обществ предусматривает большую самостоятельность и преобразование организационной структуры фирмы.

Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. На нём лежит имущественная ответственность, что позволяет использовать имущество такой организации на погашение её долгов. Право собственности на имущество и ответственность по долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих организаций.

Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно только направляет и контролирует деятельность своих представителей в АО. Все это позволяет коммерциализировать деятельность рассматриваемых АО и, как результат, повысить эффективности производства.

Однако эффективность деятельности АО со 100-процентным государственным капиталом в существенной мере зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. В зависимости от конкретных обстоятельств государственный орган может, например, настоять на вложении средств в проекты, которые не в состоянии обеспечить долговременный эффект, или на производстве малорентабельной продукции. При этом конкурентоспособность таких организаций снижается, хозяйственные показатели резко падают и неправильно трактуется сама идея создания подобного акционерного общества.

Более перспективными являются акционерные общества, где государство имеет контрольный пакет акций. Такие АО представляются организациями со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, как правило, в смешанной собственности находятся крупные организации с большой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает большое число акций и создаются предпосылки для массового привлечения в экономику российского и зарубежного капитала. Во-вторых, сохраняется возможность влияния государства на стратегию и тактику АО для обеспечения интересов общества.

Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций главным образом производится представителями государства (государственными служащими). В организациях есть собрание акционеров, причём для решения некоторых вопросов необходимо квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представители государства должны считаться с мнением других акционеров. По российскому законодательству представитель государства может быть назначен в любое акционерное общество, которое имеет даже небольшой пакет государственных акций.

6. Акционерное общество

Статья 96. Основные положения об акционерном обществе
1. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
2. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
3. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Статья 97. Открытые и закрытые акционерные общества
1. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
2. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 98. Образование акционерного общества

1. Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.
Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме.
2. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества.
Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
3. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.
Устав акционерного общества помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества должны также содержаться иные сведения, предусмотренные законом об акционерных обществах.

4. Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенция учредительного собрания, определяется законом об акционерных обществах.
5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
6. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения.
Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Статья 99. Уставный капитал акционерного общества
1. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.
2. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу.
3. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей.
4. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (пункт 1 настоящей статьи), общество подлежит ликвидации.
5. Законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру.

Статья 100. Увеличение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.
2. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается.
3. В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, уставом общества может быть установлено преимущественное право акционеров, владеющих простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, на покупку дополнительно выпускаемых обществом акций.

Статья 101. Уменьшение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества.
Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. При этом кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
2. Уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества.

Статья 102. Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества
1. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов.
2. Акционерное общество вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, после полной оплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования акционерного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.
3. Акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды:
до полной оплаты всего уставного капитала;
если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.

Статья 103. Управление в акционерном обществе

1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:
1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;
2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;
5) решение о реорганизации или ликвидации общества.
Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).

В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.
3. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества.
По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
4. Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества.
5. Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 статьи 97 настоящего Кодекса, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
Аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов.
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества.

Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества
1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.
Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

---
Гражданский кодекс Российской Федерации
(части первая, вторая и третья)
(с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)

В конце ноября 2012 г. состоялось очередное заседание коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации по теме: «Повышение качества управления государственной собственностью». Главной темой обсуждения стал проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года .

На коллегии представители власти провозгласили следующую государственную миссию по управлению активами: «100% активов, вовлеченных в хозяйственный оборот, со 100% эффективности».

В чем же государство видит реализацию данной стратегии?

Прежде всего, это определение дальнейшей судьбы каждого актива, находящегося в его распоряжении, а именно:

  • сохранение в федеральной собственности;
  • отчуждение из федеральной собственности.

При этом следует иметь в виду, что в отношении объекта государственной собственности может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др. Однако в независимости от выбора одного из данных направлений, чиновники поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества это будет означать, что необходимо извлечь максимально возможный доход от его продажи, а для сохраняемого в федеральной собственности актива – это совокупность управленческих воздействий, направленных на обеспечение выполнения объектом своего предназначения.

Среди всех многообразных объектов государственного имущества автором предпринята попытка проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).

Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:

  1. Выступая в качестве учредителя АО. При этом общества, учредителем которых выступает государство (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий), могут быть только открытыми . Согласно п.6. ст.98 ГК РФ акционерное общество может состоять из единственного участника, в качестве которого может выступать государство (в частности, АО со 100%-ным государственным капиталом).
  2. Преобразование государственных унитарных предприятий в АО в процессе приватизации. После преобразования предприятий в АО имущество переходит в собственность общества, а государство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия .
  3. Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.
  4. Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.
  5. Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.
  6. Возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций .

В целях настоящей статьи для обобщения всевозможных синонимов и оборотов, описывающих предмет исследования, автором вводится понятие «государственные пакеты акций».

Под государственными пакетами акций (ГПА) в настоящей статье понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение части прибыли от деятельности АО в виде дивидендов, на участие в управлении общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под управлением государственными пакетами акций понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера – Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имуществом. Доход может быть получен им как в краткосрочном периоде, так и с определенным временным лагом, а также может быть распределен во времени.

В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в табл.1.

Таблица 1. Разбивка АО с ГПА по статусам, отражающим их финансово-экономическую самостоятельность.

Статус АО Количество АО
Ведущие стабильную ФХД 1798
Внесено/завершается внесение в УК ВИС 356
Банкротство (конкурсное производство) 197
Не ведет ФХД 77
Ликвидация 64
Приватизировано 55
Банкротство (наблюдение) 18
Выпуск акций не зарегистрирован 15
Банкротство (внешнее управление) 11
Реорганизация 2
Ликвидировано 1
Передано в собственность субъекта РФ 1
Общий итог 2595
Общий итог 2595

Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. Проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (табл.2).

Таблица 2. Анализ АО с ГПА в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации.

Субъект осуществления прав акционера-РФ Количество АО
Росимущество 2260
Минобороны России 277
ГК «Ростехнологии» 30
ГК «Росатом» 18
Доверительное управление 5
Минкомсвязь России 1
Минэкономразвития России 1
ЦБ РФ 1
Минтранс России 1
Правительство РФ 1
Общий итог 2595

Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять – значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.

При первом приближении, очевидно, что не на все АО с ГПА, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства. Кроме этого, как видно из табл.1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:

  • в отношении которых проводятся процедуры банкротства – конкурсное производство и внешнее управление (208 АО) ;
  • находящиеся в стадии ликвидации (63 АО) или в процедуре реорганизации (2 АО);
  • пакеты акций которых фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, приватизированы (55 АО), переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (240 АО), завершаются процедуры по передаче пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (119 АО), выпуск акций не зарегистрирован (15 АО), либо деятельность таких АО прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией (1 АО), либо АО переданы в собственность субъекта федерации (1 АО), но информация об этом находится на стадии внесения в реестр федерального имущества.

В соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров принимаются только в том случае, если акционер владеет более 2% от уставного капитала АО. Таким образом, логичным представляется перейти к анализу АО в разрезе размеров пакетов акций, принадлежащих государству.

Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% – 479 обществ (25%), с блокирующим пакетом – 175 обществ (9%) и с контрольным – 76 обществ (4%) (рис.1).

Рис.1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций.

Итак, Российская Федерация владей пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО.

Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров определенных решений.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает три формы реализации специального права по участию в управлении акционерным обществом:

  1. участие представителя в организации общего собрания акционеров ОАО и принятии им решений:
    • право внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров,
    • право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров;
    • право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:
      • внесении изменений и дополнений в устав ОАО;
      • реорганизации АО;
      • ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
      • изменении уставного капитала АО;
      • совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  2. участие представителя в деятельности совета директоров ОАО;
  3. участие представителя в деятельности ревизионной комиссии ОАО .

Специальное право используется в случае и с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций ОАО. Спецправо также введено еще в 15 из стабильно функционирующих АО с участием Российской Федерации более 2%. Перечень рассматриваемых АО, в отношении которых при управлении используется «специальное право», представлен в отраслевом разрезе в табл.3.

Таблица 3. Разбивка АО с ГПА, в отношении которых при управлении используется «специальное право», по отраслям экономики.

Отрасль Количество АО
ВПК 45
22
11
5
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный, ж/д), грузоперевозки 4
3
ТЭК 2
2
2
Металлургия 2
2
Прочие отрасли 1
1
Предоставление услуг 1
Общий итог 103

Далее рассмотрим госкомпании без учета АО с долей госучастия менее 2%. На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно условно разделить на три группы:

1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера (Российской Федерации) в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).

В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (табл.4).

Таблица 4. Закрепление АО за ФОИВ.

ФОИВ Количество АО Доля АО за каждым ФОИВ от общего итога, %
258 18%
248 18%
157 11%
Федеральное дорожное агентство 141 10%
106 7%
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 89 6%
Министерство обороны Российской Федерации 67 5%
Федеральное агентство воздушного транспорта 30 2%
Министерство образования и науки Российской Федерации 29 2%
29 2%
Федеральное агентство морского и речного транспорта 28 2%
26 2%
Министерство культуры Российской Федерации 24 2%
22 2%
Федеральное агентство по рыболовству 19 1%
18 1%
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12 1%
Федеральное агентство железнодорожного транспорта 12 1%
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 11 1%
Иные ФОИВ (за каждым из ФОИВ «закреплено» менее 10 АО) 88 6%
Общий итог 1414 100%

Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.

2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее – специальный перечень) – крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. Анализ АО, включенных в специальный перечень, представлен в табл.5.

Таблица 5. Анализ АО, включенных в специальный перечень.

ФОИВ Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 - 1 18
Федеральное космическое агентство 9 2 1 - 12
4 2 2 1 9
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 3 1 - - 4
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 - - 4
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - 1 1 1 3
1 - - - 1
- - 1 - 1
Министерство экономического развития Российской Федерации - 1 - - 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 - - - 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 - - - 1
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка 1 - - - 1
Общий итог 41 14 6 4 65

3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в табл.2.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО, включенные в данный перечень (далее – стратегические АО) могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества только лишь после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении компаний из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами. Таким образом, существует определенный перечень АО, в отношении которых решения о приватизации государственных пакетов акций принимается Президентом Российской Федерации. Анализ таких АО представлен в табл.6.

Таблица 6. Анализ стратегических АО.

ФОИВ Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 17
Федеральное космическое агентство 8 2 1 11
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 4
Министерство транспорта Российской Федерации 2 2 4
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 2 2
Федеральное агентство по государственным резервам 1 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 1
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) 1 1
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1 1
Общий итог 36 11 4 1 52

Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории, идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в табл.7, при этом в таблице не представлены сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).

Таблица 7. Распределение АО по территориальному признаку.

Наименование региона РФ Количество АО Доля АО в каждом субъекте РФ от общего итога, %
г. Москва 293 21%
Московская область 92 7%
Краснодарский край 79 6%
Санкт-Петербург 73 5%
Свердловская область 53 4%
Новосибирская область 37 3%
Ростовская область 34 2%
Красноярский край 29 2%
Тульская область 25 2%
Саратовская область 25 2%
Хабаровский край 23 2%
Челябинская область 23 2%
Ярославская область 19 1,3%
Воронежская область 19 1,3%
Приморский край 19 1,3%
Самарская область 19 1,3%
Тверская область 18 1,3%
Ивановская область 18 1,3%
Смоленская область 18 1,3%
Пермский край 18 1,3%
Кемеровская область 17 1,2%
Ставропольский край 16 1,1%
Нижегородская область 16 1,1%
Архангельская область 15 1,1%
Алтайский край 15 1,1%
Иные субъекты РФ (в каждом из субъектов расположено менее 15 АО) 393 27,8%
Общий итог 1406 100%

Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора, является представление о том, в каких отраслях экономики функционируют АО с участием государства (рис.2). Из всех стабильно функционирующих госкомпаний, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относится к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, вместе с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.

Рис.2. Отраслевой анализ АО.


В табл.8 представлена разбивка перечня АО в зависимости от их расположения по территории федеральных округов в разрезе крупнейших отраслей (количество АО, осуществляющих свою деятельность, в которых более 50%).

Таблица 8. Распределение АО в зависимости от их отраслевой принадлежности и расположения по территории федеральных округов.

Отрасль Количество АО, расположенных на территории соответствующего федерального округа Общий итог
Дальне-восточный ФО Приволж-ский ФО Северо-западный ФО Северо-Кавказс-кий ФО Сибирс-кий ФО Уральс-кий ФО Централь-ный ФО Южный ФО Зарубежная собствен-ность
Сельское хозяйство 8 34 11 14 30 4 57 38 - 196
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 8 9 12 6 14 14 55 9 - 127
ТЭК 6 4 10 6 8 11 35 23 3 106
Предоставление услуг 5 14 11 5 12 7 33 13 100
Прочие отрасли 3 11 4 1 16 2 48 10 2 97
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 6 8 13 3 4 8 46 3 - 91
Все виды машиностроения и металлообработка 1 12 18 3 5 10 38 2 1 90
Дорожное хозяйство 18 11 7 4 11 2 24 10 - 87
21 9 13 3 6 6 14 10 2 84
ВПК 1 10 12 - 9 5 37 - - 74
Наука и научное обслуживание, НИОКР 5 7 6 1 6 3 41 2 - 71
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 6 5 - 4 5 26 4 - 51
14 17 32 7 22 29 103 16 - 240
Общий итог 97 152 154 53 147 106 557 140 8 1414

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года. Таким образом, для того чтобы перейти к описанию результатов финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по итогам 2011 г., необходимо из рассматриваемого перечня исключить АО, созданные после 1 октября 2011 г. и имеющие право не представлять годовую отчетность за указанный период. Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.9.

Таблица 9. Распределение АО в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Можно отметить, что всего 6% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 38% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.). Более наглядно крупнейшие АО, исходя из полученного по итогам 2011 г. объема выручки более 100 млн. руб., представлены в табл.10 в отраслевом разрезе.

Таблица 10. Распределение АО, получивших по итогам 2011 г. выручку более 100 млн. руб. по отраслям экономики./div>

Отрасль Количество АО
ВПК 36
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 27
ТЭК 26
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 24
Все виды машиностроения и металлообработка 21
Дорожное хозяйство 19
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 16
Химическая и нефтехимическая промышленность 12
Прочие отрасли 11
Финансово-кредитная сфера, консалтинг, управление 11
Наука и научное обслуживание, НИОКР 11
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы 8
Легкая, пищевая, мебельная промышленность 7
IT, коммуникации, информационно - вычислительное обслуживание 6
Предоставление услуг 5
Сельское хозяйство 5
Металлургия 5
Культура, искусство, архитектура, кинематография 3
Торговля, материально-техническое снабжение и сбыт 2
Горнодобывающая промышленность 1
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумжная промышленность 1
Промышленность строительных материалов 1
Общий итог 258

Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.11.

Таблица 11. Распределение АО в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Объем чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
более 500 млн. руб. 11 9 4 6 30
от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. 38 7 31 20 96
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. 38 1 6 3 48
от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. 91 1 3 3 98
от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. 107 1 16 11 135
менее 100 тыс. руб. 456 39 77 88 660
убыток 224 18 38 20 300
Общий итог 965 76 175 151 1367

Как видно из табл.11, 78% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.) получили 9% госкомпаний. Большинством АО (48% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.

По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 11% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (31%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 18% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.

Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в табл.12.

Таблица 12. Распределение АО по показателю рентабельности по чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Отрасль Количество АО соответствующего размера рентабельности по чистой прибыли Общий итог Процент рентабельных от общего количества АО
Высокорент абельные (более 25%) Рентабель-ные (15%-25%) Малорента-бельные (менее 5%) Убыточные
Сельское хозяйство 22 6 123 41 192 79%
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 5 4 90 24 123 80%
ТЭК 6 1 79 20 106 81%
Предоставление услуг 3 83 12 98 88%
Прочие отрасли 4 4 66 23 97 76%
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 3 1 69 18 91 80%
Все виды машиностроения и металлообработка 3 - 68 16 87 82%
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 4 - 47 30 81 63%
Дорожное хозяйство - 1 52 25 78 68%
ВПК 4 2 52 13 71 82%
Наука и научное обслуживание, НИОКР - - 46 15 61 75%
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 - 36 13 50 74%
Иные отрасли (количество АО, осуществляющих свою деятельность в которых менее 50) 8 4 170 50 232 средняя рентабельность: 79%
Общий итог 60 26 981 300 1367 78%

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.

В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/ .
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ .
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/ .
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (действующая редакция). URL: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html .
  5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/buch/ .
  6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/ .
  7. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция). URL: http://base.garant.ru/187281/ .
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» (действующая редакция). URL: http://www.referent.ru/1/185211 .
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (действующая редакция). URL: http://poisk-zakona.ru/131171.html .
  10. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. URL: http://www.rosim.ru .

Являемся непубличным акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит муниципальному образованию. Согласно ч. 3. ст.77 Федерального закона №208-ФЗ "Об акционерных обществах", в случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее - цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов. Уполномоченным органом является ФАУГИ Росимущество. На сегодняшний день у нас возник спор с собственником имущества общества, т.е. с муниципальным образованием в лице местной администрации, представители которой утверждают, что Росимущество распоряжается только федеральным имуществом и мы, как муниципалы, не обязаны направлять им решение совета директоров об определении цены (денежной оценки) имущества общества. Кто прав, должны ли направлять сведения в Росимущество или данный вопрос решается только на местном уровне.

Ответ

Муниципальное образование, при наличии оснований предусмотренных ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ, также обязано уведомлять Росимущество о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов.

Таким образом, муниципальное образование, при наличии оснований предусмотренных ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ, также обязано уведомлять Росимущество о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов. Данный вывод подтверждает и судебная практика - см. Постановление ФАС ПО от 21.09.2010 № , Постановление 18 ААС от 21.10.2013 № , Постановление 7 ААС от 08.06.2009 № А67-6773/2008 .

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

«Если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций АО является государство (муниципальное образование), необходимо соблюдать ряд дополнительных требований.

В частности, когда совет директоров принимает решение об определении цены имущества, он должен уведомить об этом уполномоченный государственный орган.

Уполномоченным государственным органом выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ( «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).

Ему нужно предоставить следующие документы ( «Об акционерных обществах»; далее - Закон об АО):*

  • копию решения совета директоров об определении цены имущества;
  • копию отчета оценщика об оценке в случае, если привлекался оценщик;
  • иные документы (или их копии), содержащие информацию об определении цены имущества, подготовленную обществом, его акционерами или контрагентом общества, в случае, если оценщик не привлекался.

Документы лучше направлять заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Это позволит подтвердить (при необходимости) тот факт, что общество направило именно эти документы, и они были доставлены адресату.

ФАУГИ в течение 20 дней с даты получения документов рассматривает их и проверяет ():

  • решение совета директоров об определении цены имущества - на соответствие сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты;
  • отчет об оценке, подготовленный оценщиком (если оценщик все же привлекался), - на соответствие стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности.

По результату проверки ФАУГИ может вынести мотивированное заключение, которое фактически означает неодобрение цены.

Мотивированное заключение будет направлено в общество, если оценку имущества произвел совет директоров без привлечения оценщика и ФАУГИ приняло решение о том, что эта цена не соответствует сложившимся рыночным ценам на аналогичное имущество. В таком случае совет директоров должен принять решение об отказе от совершения сделки или решение о привлечении оценщика для определения цены имущества.

Мотивированное заключение будет направлено в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО), если при оценке имущества общество все же привлекало оценщика, но ФАУГИ приняло решение о несоответствии отчета оценщика стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности. Мотивированное заключение направляется в соответствующее СРО для того, чтобы она провела экспертизу отчета оценщика. В общество направляется уведомление об этом, а также предписание о приостановлении исполнения решения совета директоров на срок проведения экспертизы и копия мотивированного заключения. В таком случае СРО в течение 20 дней с даты получения заключения должно провести экспертизу и по ее итогам направить заключение в ФАУГИ и общество. Если по итогам экспертизы СРО направит отрицательное заключение, цена объектов, определенная советом директоров, признается недостоверной. ФАУГИ вправе оспорить результаты экспертизы в суде.

Мотивированное заключение ФАУГИ можно оспорить в суде.

Если ФАУГИ в течение 20 дней не направит мотивированное заключение, цена имущества признается достоверной и рекомендуемой для совершения сделки.

Таким образом, совершать сделку до истечения указанного срока (с учетом срока доставки письма в общество) рискованно, так как если после этого придет мотивированное заключение, ФАУГИ сможет оспорить сделку в суде.

Право оспорить сделку ФАУГИ будет иметь также в том случае, когда общество вообще не направит уведомление ().

Это не значит, что ФАУГИ так и сделает, но нужно иметь в виду, что это может произойти».

<…>

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление АО можно выделить несколько групп АО, в которых:

  • - до 100% капитала принадлежит государству;
  • - государству принадлежит контрольный пакет акций;
  • - государству принадлежит «золотая акция»;

государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);

государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%) .

Среди АО с государственным участием можно выделить АО, 100% акций которых принадлежат государству. Создание АО со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей. По данным за 2014 г., Российская Федерация является единственным акционером в 589 стабильно функционирующих обществах, что составляет 60,10% от общего количества таких организаций .

Говоря о компаниях одного лица, М. И. Кулагин отмечал следующее: «В подавляющем большинстве капиталистических стран действуют в настоящее время компании одного лица, правомерность существования которых не вызывает сомнения ни у одного западного юриста, - это так называемые публичные корпорации, т.е. государственные юридические лица, действующие па началах коммерческого расчета, единственным собственником имущества которых является государство» . Принадлежность капитала этих юридических лиц государству или подконтрольность их государственным органам существенно влияют на их правовой режим, который отличается от статуса частного юридического лица .

Правовое положение российских АО, акции которых полностью принадлежат государству, отличается от положения частных АО (частных корпораций) и требует специального законодательного регулирования, обусловленного наличием целого ряда специфических черт: особым способом учреждения, образования капитала, особым управлением, наконец, особыми целями и задачами, решаемыми такими АО. На этот счет М. Н. Изра- элит отмечал, что «...сам факт участия государственного капитала в АО требует на практике ряда поправок к закону, созданному для регулирования деятельности частно-предпринимательских организаций» .

Поскольку государство является единственным акционером такого общества, то сохраняет за собой полный контроль в управлении АО, образуя его органы управления.

Собственник-акционер, обладающий пакетом акций, дающим ему возможность определять управление АО, самостоятельно формирует органы АО: либо сам осуществляет управление и заинтересован в его эффективности, так как от этого зависят его дивиденды, либо передает управление наемному менеджменту, который также должен быть заинтересован в эффективности управления, поскольку от этого зависит его вознаграждение. Отсюда, к слову сказать, конфликт интересов между акционерами (миноритарными и крупными), между акционерами и наемным менеджментом. При этом перед собственниками, готовыми отойди от оперативного управления и передать его профессионально подготовленным менеджерам, стоит задача сохранения контроля над АО и деятельностью менеджеров. Органом, способным при должной степени продуманного механизма его функционирования обеспечить собственникам такой контроль, является коллегиальный орган (совет директоров, наблюдательный совет).

Государство, являясь единственным акционером, также формирует органы управления АО: совет директоров, исполнительный орган. Но от имени государства действуют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в предусмотренных законом случаях - государственные корпорации. Фактически АО и его органы находятся в подчинении Правительства РФ или федерального министерства или госкорпорации (иными словами - государственных чиновников).

Мало того, что интересы государственных служащих в органах управления АО с участием государства не всегда совпадают с интересами государства как акционера, так еще эти же чиновники подотчетны и подконтрольны другим чиновникам рангом выше - из министерств и федеральных служб. Отсюда проблема в управлении АО - не только в замене государственных чиновников профессиональными управляющими и независимыми директорами, получающими вознаграждение и заинтересованными в эффективности управления АО, но и в построении принципиально иной системы управления АО со 100%-ным участием государства.

Особо следует сказать об ОАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»). Особенность таких АО заключается в том, что государство, обладая, как правило, миноритарным пакетом акций в таком АО, имеет возможность оказывать влияние на управление и контролировать его деятельность, иными словами, имеет избыточные права контроля.

Особое право управления капиталом, получившее название «золотая акция», стало широко применяться в 1980-х гг. в Великобритании, когда правительство Маргарет Тэтчер успешно осуществляло программу приватизации . С этого времени во многих странах, особенно с переходной экономикой, стали использовать «золотую акцию», под которой понимались специальные права правительства по управлению приватизированными предприятиями, используемые в целях защиты национальных и общественных интересов.

Вместе с тем Европейский Суд признал незаконным использование государством «золотой акции», с помощью которой правительства таких стран, как Великобритания, Дания, Португалия, Нидерланды, Испания и др., вмешивались в решения частных компаний. Дополнительные права государства, предоставляемые институтом «золотой акции», противоречат духу корпоративного законодательства в отношении прав собственности, что легло в основу запрета разных форм «золотой акции» Европейским Судом . Такая практика была признана противоречащей принципу свободного движения капитала внутри Европейского Союза. Однако Европейский Суд допустил возможность применения «золотой акции» исключительно в стратегически важных отраслях. Эти области должны определяться правительствами, что вызывает сложности, так как в разных странах в данную категорию могут включаться совершенно разные виды деятельности.

В связи с этим многие европейские государства постепенно отказываются от использования механизмов, аналогичных «золотой акции».

В России понятие «золотая акция» появилось впервые в Указе Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». Позже, в Указе Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в ред. от 14.03.1996) отмечалось, что Правительство РФ и Госкомимущество России вправе принимать решение о замене пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности, на «золотую акцию». Такая «золотая акция» рассматривалась как специальная ценная бумага, эмитируемая создаваемыми в процессе приватизации АО, которая предоставляла ее владельцу - государству - наряду с «обычными» правами акционера набор прав, призванный обеспечить контроль государства за деятельностью АО. Золотая акция как ценная бумага обладала тремя особенностями: исключительность субъекта ее держателя (государство), особое правовое положение и специфический порядок обращения .

С принятием законодательства об АО и о ценных бумагах конструкция «золотой акции» как особой ценной бумаги пришла в противоречие с пониманием акции. В связи с этим Федеральный закон от 21.07.1997 № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» кардинальным образом изменил конструкцию «золотой акции», оставив лишь прежнее название. Закон о приватизации лишь конкретизировал нормы Закона 1997 г.

Действующим приватизационным законом установлено, что «золотая акция» - это не ценная бумага, а специальное право на участие в управлении АО, используемое государством в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. «Столь широкий перечень публичных целей, включающий, помимо конкретных интересов безопасности, еще и абстрактные интересы граждан, создает широкие возможности по ограничению корпоративного управления, позволяет государству оказывать серьезное давление на бизнес, рождает предпосылки для произвольного вмешательства в экономику» .

Чтобы оправдать использование этого института в российской экономике, необходимо выполнение трех условий для АО: во-первых, они действительно принадлежат к стратегическим АО; во-вторых, государство не располагает другими основаниями для осуществления контроля в этих АО; в-третьих, институт «золотой акции» позволяет активно влиять на принятие решений.

Постановление Правительства РФ от 06.12.1999 № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения», предусматривало, что «решения о закреплении в федеральной собственности акций АО, образуемых при приватизации предприятий, и об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении этими обществами («золотой акции») принимаются при приватизации предприятий, осуществляющих следующие виды деятельности:

  • - добыча, переработка и сбыт нефти, природного газа и газового конденсата, угля, производство и сбыт сжиженного газа, геология;
  • - функционирование трубопроводного транспорта;
  • - эксплуатация газового хозяйства;
  • - выработка и распределение электроэнергии;
  • - морской и речной транспорт, связь;
  • - строительство и эксплуатация объектов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности;
  • - разработка, производство и ремонт любых видов вооружения, военной и космической техники, боеприпасов и комплектующих изделий к ним;
  • - производство, заготовка и сбыт сортовых семян, хранение зерна;
  • - производство продуктов детского питания .

Наличие «золотой акции» позволяло практически полностью приватизировать бывшее государственное предприятие, но при этом не допускать расхищения его имущества, в определенной степени защитить права трудового коллектива на первых этапах функционирования организации как АО.

Как следует из Отчета Росимущества об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотая акция») по итогам 2014 года, из 980 АО, права акционера по которым осуществляет Росимущество, в 373 АО доля государства менее 2%, включая 75 АО, в отношении которых также используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении («золотая акция») .

Правительство РФ, принявшее решение об использовании специального права («золотой акции»), назначает представителя Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию ОАО.

Представителем Российской Федерации может назначаться только государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ. «Золотая акция» дает право вето представителю государства при принятии решений по наиболее важным вопросам (о реорганизации, ликвидации АО, изменении уставного капитала, совершении ОАО указанных в гл. X и XI Федерального закона 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность). Кроме того, государство имеет право получать уведомление о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня; право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Распоряжением Правительства РФ от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы» (в ред. от 20.02.2016) предусматривается, что для компаний («Объединенная зерновая компания», «Международный аэропорт Шереметьево», «Акционерная компания «АЛРОСА”», «Ростелеком», «Аэропорт Внуково», «Международный аэропорт Внуково») возможно использование специального права на участие Российской Федерации в управлении АО («золотой акции»).

Таким образом, государство, используя «золотую акцию» в таких ОАО, сохраняет право управления, определяет основные направления деятельности АО и решает вопросы развития АО, имея право «вето» по наиболее важным вопросам, что ставит государство в особое положение по сравнению с другими частными акционерами. Безусловно, такая конструкция «золотой акции» не только выходит за рамки принципов корпоративного управления, но и нарушает их.

Несмотря на то что механизм «золотой акции» предусмотрен также в некоторых развитых европейских странах, инвесторы обычно чрезвычайно осторожно подходят к вопросу об инвестициях в компании, в которых есть «золотая акция». Хотя механизм «золотой акции» может быть полезен с точки зрения защиты прав государства и всего общества, однако с точки зрения принципов корпоративного управления доминирование прав государства нарушает принцип равенства между акционерами .

Таким образом, институт «золотой акции» как способ контроля государства в управлении может быть сохранен только в АО, имеющих стратегическое значение и отнесенных к таковым специальным федеральным законом. Кроме того, в законе следует определить основания как для установления специального права государства, так и для его прекращения .

В связи с тем, что в ближайшие годы планируется сокращение доли участия Российской Федерации в уставных капиталах целого ряда АО с государственным участием , актуальность приобретает определение правового положения смешанных АО (корпораций).

Смешанные АО (корпорации) - это АО, в которых государство участвует в капитале и управлении наряду с частным капиталом.

Наибольшее развитие смешанные общества получили в экономике европейских государств начала XX в. Как отмечал М. И. Кулагин, для признания общества смешанным, например, по французскому праву, необходимо, чтобы, во-первых, государство владело не менее 10% капитала общества и, во-вторых, чтобы участие государства в управлении было прямо оговорено в уставе такого общества. Становясь акционером, государство приобретает более широкие права, нежели обычный участник. В уставы смешанных обществ включается положение о том, что общее собрание не может принимать решения, наносящие ущерб государственному участию. Смешанные общества, как и государственные компании, находятся под постоянным и многообразным государственным контролем .

В России смешанные АО активно создавались во время Первой мировой войны, когда государством были монополизированы целые отрасли хозяйственной деятельности, а также в период новой экономической политики, характеризующийся активным участием государства в хозяйственном обороте. Смешанными обществами считалось «соединение государства или некоторых других публичных организаций с частными лицами для совместного управления предприятием, которое по внешности носит характер частного товарищества» . В конце 1920-х - начале 1930-х гг. смешанные АО были ликвидированы.

Современное российское акционерное законодательство не содержит критериев, позволяющих определять АО как смешанную корпорацию. Нет таких критериев и в приватизационном законе. Например, ст. 39 Закона о приватизации, определяющая особенности правового положения ОАО, акции которых находятся в собственности России, не определяет долю акций, которая принадлежит публичному образованию. М. Н. Израэлит определял смешанное АО как «такое торговое и промышленное общество, которое образуется с участием государства. При этом участие это, как обязательное, ограничено известными размерами. ...Смешанные АО имеют льготы и преимущества» .

В смешанном АО, наряду с публичным акционером, могут быть и другие акционеры, имеющие различные пакеты акций. В зависимости от этого они либо влияют на дела общества, либо не оказывают такого влияния.

В странах - участницах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 60% всех АО с участием государства последнему принадлежат 100%-ные пакеты акций. В остальных АО государству противостоят другие акционеры.

Центральное место в отношениях между государством-акционером и другими частными акционерами занимают три аспекта:

  • - определение целей АО;
  • - реализация права на участие в управлении;
  • - доступ акционеров к информации.

В то время как частные инвесторы обычно становятся акционерами для получения прибыли, государство преследует другие цели. Если для него прибыль не является важнейшей целью, вероятен конфликт с другими акционерами. В этих случаях государство должно либо приобрести пакеты акций других собственников (или что еще лучше - с самого начала не приватизировать эти пакеты), либо найти инвесторов, которые будут следовать некоммерческим целям государства .

Возможностью влиять на управление в обществе обладают акционеры, владеющие более 25% голосующих акций общества. Акционеры, владеющие от 1 до 10% голосующих акций, в принципе не могут влиять на управление обществом, но могут влиять на решения, принимаемые крупным акционером, владеющим более 25% акций общества. Последний так или иначе вынужден считаться с их интересами. Это в полной мере касается и участия в АО государства как акционера. По данным за 2014 г., Российская Федерация является единственным акционером в 589 стабильно функционирующих обществах, что составляет 60,10% от общего количества таких организаций. Контрольный пакет акций (от 50 до 100%) государство имеет в 55 АО, блокирующий пакет (от 25 до 50%) - в 142 АО, миноритарный пакет (от 2 до 25%) - в 194 АО .

В смешанных корпорациях, с одной стороны, должны обеспечиваться интересы государства-акционера. Это возможно, во-первых, путем указания на цели государства при участии в АО. Во-вторых, в определенных случаях законодательство закрепляет приоритет интересов государства по отношению к другим участникам корпоративных отношений. Например, Закон о приватизации (ст. 40, 41) устанавливает требование о сохранении доли государства в уставном капитале АО при его увеличении путем дополнительного выпуска акций, если в государственной собственности закреплено более 25% акций . Единоличный исполнительный орган АО, включенного в перечень стратегических АО, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением

Правительства РФ в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна (п. 3 ст. 39 Закона). В-третьих, государство как акционер может использовать конструкцию акционерного соглашения, в рамках которого возможно предусмотреть контроль в управлении АО. В принципе конструкция специального права на управление («золотая акция») может быть заменена конструкцией корпоративного (акционерного) соглашения, регламентированного ст. 67.2 ГК РФ, ст. 32.1 Закона об АО, с учетом особенностей, которые могут быть установлены Федеральным законом «Об акционерных обществах с государственным участием», имея в виду, что права акционера от имени государства - России - осуществляют Правительство РФ или уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в установленных законом случаях - государственные корпорации .

Законодательное закрепление приоритета интересов государства как участника корпоративных отношений следует «компенсировать», уравнять законодательным закреплением дополнительных прав и интересов частных инвесторов. Поэтому, с другой стороны, в смешанных АО должны обеспечиваться интересы и права частных акционеров, которые регламентируются общими нормами акционерного законодательства. Во многих зарубежных странах частным акционерам предоставляются дополнительные права, дающие возможность участвовать в принятии решений. Например, облегчается возможность заочного голосования в общем собрании, обеспечивается представительство в советах директоров. В Словакии представители частных акционеров составляют большинство в советах директоров даже в тех АО, где контрольным пакетом владеет государство. В других странах представители частных акционеров обладают правом вето по отношению к отдельным видам еделок. Очень чаето такое право вето предусматривается уставом отдельных АО и не содержится в корпоративном законодательстве .

Таким образом, наряду с государством-акционером в смешанных АО присутствуют частные акционеры (инвесторы), имеющие свои собственные цели и интересы. Понятно, что обладая контрольными пакетами акций, государство будет определять основные направления развития АО, но в таком случае частные инвесторы должны быть осведомлены о целях государства и их интересы в управлении и в принятии стратегически важных решений должны также обеспечиваться. В противном случае, не имея достаточной информации о целях государства, не имея возможности влиять через управление на принимаемые решения, они не будут заинтересованы в инвестировании средств в развитие таких АО. Поэтому особое значение приобретает обеспечение баланса интересов как государства, так и частных инвесторов, что осуществляется через создание эффективной системы корпоративного управления, и, следовательно, значение управления в таких АО возрастает.

Наряду со значительными пакетами акций в АО, где государство имеет важные стратегические цели, участие государства сохраняется в тех АО, где государство не имеет ни специальных целей (поскольку АО не предоставляют общественных благ и не оказывают решающего воздействия на конкретные рынки), пи возможностей для реализации своих интересов (поскольку пакеты акций малы). В частности, как следует из Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014- 2016 годы, находящиеся в федеральной собственности «единичные» акции АО не будут приватизироваться по той причине, что «затраты бюджетных средств на подготовку к их приватизации превысят возможные доходы федерального бюджета от их приватизации». Вместе с тем государство должно нести расходы по управлению такими «единичными» акциями. В проведенном Счетной палатой РФ анализе процессов приватизации отмечается, что для обеспечения эффективности корпоративного управления со стороны государства не следует сохранять миноритарные пакеты акций в АО, если в этом нет особых оснований с точки зрения общегосударственных интересов. Если необходимо сохранить долю участия в АО, то целесообразно стремиться к получению мажоритарного (контрольного) пакета акций .

Более того, подавляющее большинство ОАО, созданных в результате приватизации, по сути своей не были и сегодня не являются публичными. Их создание не было связано с привлечением инвестиций посредством выпуска акций; многие из них на протяжении всего времени своего существования ни разу не осуществляли привлечение инвестиций посредством дополнительных выпусков акций; их ценные бумаги не обращаются на фондовом рынке. Нагрузка, связанная с соблюдением повышенных законодательных требований к публичным корпорациям, приводит к дополнительным издержкам для таких обществ, которые не компенсируются выгодами, связанными с привлечением инвестиций. Участие государства в уставных капиталах таких АО не повлияло на их инвестиционную привлекательность и влечет для государства лишь затраты по управлению.

Следовательно, одна из важнейших проблем - это определение того круга АО, в которых участие государства как акционера является экономически оправданным с точки зрения управленческих затрат и эффективности принятия решений, отражающих интересы государства. Стратегия управления государственной собственностью должна исходить из того, что те АО, в отношении которых государство не располагает целями, отличными от целей частного инвестора, должны быть приватизированы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.1995 № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации» в федеральной собственности должны закрепляться только акции АО, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства . Перечень таких АО был утвержден постановлением Правительства РФ от 17.07.1998 № 784 «О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже» и включал 697 АО .

В соответствии с Законом оо приватизации к стратегическим предприятиям относятся «федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации»; к стратегическим АО относятся «открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации» (ст. 6 Закона). Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (с изменениями на 10.02.2016) были утверждены:

перечень федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России;

Перечень ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

Таким образом, государству принадлежат акции прежде всего в стратегических АО.

Акции стратегических АО включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими АО.

Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ представляет Президенту РФ предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических АО изменений, касающихся: состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в ОАО); необходимости и степени участия Российской Федерации в ОАО из числа стратегических АО, в том числе для последующей приватизации акций указанных АО; утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период .

Следует обратить внимание на то, что понятие «стратегическое АО», содержащееся в Законе о приватизации, отличается от понятия, содержащегося в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии со ст. 190 для целей закона о несостоятельности под стратегическими АО понимаются:

  • - ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • - организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы но обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

К стратегическим АО, но смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», относятся и организации оборонно-промышленного комплекса . Однако они не отнесены к стратегическим АО в понимании Закона о приватизации. Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные законом о несостоятельности процедуры, утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию .

Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» определяет АО, имеющее стратегическое значение следующим образом: это хозяйственное общество, созданное на территории РФ и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в ст. 6 данного Закона. Такое определение стратегического АО дано в целях именно указанного Закона. Статья 6 Закона перечисляет закрытый перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, складывается довольно странная ситуация. Перечень стратегических АО в целях приватизационного закона определен указом Президента, в целях применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - распоряжением Правительства РФ. В целях установления ограничений, связанных с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, специальным Федеральным законом определяются виды деятельности, имеющие стратегическое значение. Соответственно, и хозяйственные общества, осуществляющие эти виды деятельности, в понимании Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ являются также стратегическими.

Представляется необходимым установить единые критерии, по которым АО будет относиться к стратегическому; понятие стратегического АО следует унифицировать независимо от того, в целях какого законодательства оно применяется.

Анализ действующих законодательных актов, содержащих понятие стратегического АО, позволяет сформулировать единое понятие стратегического АО: стратегическими АО являются те АО с участием государства, через которые государство осуществляет функции по обеспечению обороноспособности и безопасности государства, обеспечению мира и поддержанию мирового порядка, а также защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

Что касается участия государства в АО, созданных в процессе преобразования унитарных предприятий в ОАО и не являющихся стратегическими, то возникает вопрос: насколько государству целесообразно сохранять свою долю акций в таких АО, в том числе и с точки зрения затрат по управлению? Другими словами, количество пакетов акций, находящихся в собственности России, должно соответствовать возможностям государства по их управлению , а также интересам и целям государства, достигаемым через участие в таких АО. В отношении государственных пакетов акций тех АО, функционирование которых не позволяет обеспечить решение задач исходя из целей государства, целесообразно осуществить приватизацию принадлежащих государству акций. В первую очередь это касается АО, в которых размер доли государства не позволяет ему влиять на управленческие решения (миноритарные пакеты), а также тех АО, которые осуществляют свою деятельность в условиях конкурентного рынка .

Миноритарные и «единичные» пакеты принадлежащих государству акций могут быть переданы либо в доверительное управление на основании ст. 26 Закона о приватизации, либо внесены в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур, либо в активы инвестиционных фондов.

Говоря об использовании механизма доверительного управления, следует отметить определенные неточности формулировки ст. 26 Закона, в соответствии с которой «лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления». Однако в данной статье предусмотрено, что «договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления». Этот пункт следует исключить, так как он противоречит п. 2 этой же статьи, из которой следует, что акции продаются по результатам доверительного управления.

Государство может участвовать в АО не только прямо (являясь собственником определенного пакета акций), но и косвенно, т.е. посредством иных юридических лиц. Опосредованное (косвенное) государственное участие осуществляется через контроль над основным обществом, имеющим, в свою очередь, контрольный пакет в своей дочерней компании. Речь идет о косвенном участии в АО - через материнские общества, в которых Российская Федерация является мажоритарным акционером. Практика показывает, что такие случаи весьма распространены в связи с тем, что в последние годы наблюдается новая волна концентрации капитала и формирование вертикально-интегрированных структур. К примеру, весьма показательно учреждение в 2008 г. ОАО «Оборон- сервис» (100% акций находятся в федеральной собственности), приоритетным направлением деятельности которого является управление девятью дочерними ОАО и координация их взаимодействия в интересах Вооруженных Сил РФ, государственных и иных заказчиков, включая иностранных . В качестве других примеров можно назвать ОАО Концерн ПВО «Алмаз-Антей» , ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод”» , ОАО «Концерн “Океанприбор”» , ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» , которые владеют пакетами акций десятков АО. Так, например, во исполнение Указа Президента РФ от 09.06.2010 № 696 «О развитии открытого акционерного общества “Объединенная судостроительная корпорация”» в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» подлежат интеграции 10 ОАО и ФГУП «Судоэкспорт».

Другой способ опосредованного (косвенного) государственного участия - передача акций, принадлежащих государству, государственным корпорациям. Пример этого: ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», в котором 57,3% акций принадлежит Госкорпорации «Росамтом» и ОАО «Концерн Росэнергоатом»; ОАО «Атомэнергопром», 100% акций которого переданы Государственной корпорации «Росатом» . В свою очередь ОАО «Атомэнергопром» является единственным акционером ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации были переданы акции 228 АО (в основном это 100%-ные пакеты) .

Как следует из Отчета о деятельности за 2013 год по итогам выполнения государственной программы «Управление федеральным имуществом», в программу приватизации на 2011-2013 гг. были включены акции 98 открытых АО, подлежащих внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал 16 вертикально-интегрированных структур. Из 44 формируемых в указанные годы вертикально-интегрированных структур полностью завершены мероприятия в рамках формирования 34 вертикально-интегрированных структур .

  • М. II. Израэлит выделял четыре категории АО с участием государственного капитала:1) государство вложило свой капитал в частные АО и приобрело определенное количествоакций; 2) часть акций закреплена за государством (смешанные АО); 3) весь капитал принадлежат фактически государству, уставом государственное участие не предусмотрено;нс ограничено приобретение акций частным капиталом; 4) государство имеет весь капиталАО в силу устава, возможность участия частного капитала исключена. См.: Акционерныеобщества: правовые основания деятельности акционерных обществ с участием и без участиягосударственного капитала. М., 1927. С. 57.
  • Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытыхакционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») по итогам2014 года. URL: http://www.rosim.ru/documents/270607.