Департамент проектного управления и развития персонала. Проектный офис правительства россии Проблемные вопросы, которые необходимо будет решать проектному офису

Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам образован в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием Российской Федерации и реализацией приоритетных проектов.

Президиум Совета

Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета. В его основные задачи, в частности, входит:

а) предлагать вопросы для обсуждения на заседаниях Совета;

б) формировать перечень приоритетных проектов и программ и оценивать их реализацию;

в) принимать решения о начале и завершении (в том числе досрочном) реализации приоритетных проектов и программ, утверждать значимые промежуточные и итоговые результаты проектов и программ, а также вносить изменения в приоритетные проекты и программы;

г) формировать органы управления приоритетными проектами и программами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

д) проводить мониторинг реализации приоритетных проектов и программ и оценивать, были ли достигнуты ключевые показатели проектной деятельности.

Основные направления стратегического развития и приоритетные проекты

Определён перечень основных направлений стратегического развития, в рамках которых разрабатываются и реализуются приоритетные проекты и программы:

  • Здравоохранение
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект «Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов» («Лекарства. Качество и безопасность»)
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
  • Образование
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
  • Ипотека и арендное жильё
    • приоритетный проект
  • ЖКХ и городская среда
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
  • Международная кооперация и экспорт
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект
  • Производительность труда
    • приоритетная программа
    • приоритетный проект
  • Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
    • приоритетный проект
  • Реформа контрольной и надзорной деятельности
    • приоритетная программа
  • Безопасные и качественные дороги
    • приоритетный проект
  • Моногорода
    • приоритетная программа
  • Экология
    • приоритетный проект
    • приоритетный проект

Одно из ключевых требований к приоритетным проектам в рамках данных направлений заключается в том, что их реализация уже в первые полтора-два года должна давать ощутимый для граждан и предпринимательского сообщества социальный и/или экономический эффект, обеспечивать качественное изменение существующей системы и создавать новое качество жизни.

Федеральный проектный офис

В роли Федерального проектного офиса выступает Департамент проектной деятельности Аппарата Правительства Российской Федерации, в его ключевые задачи, в частности, входит:

а) обеспечивать формирование и ведение портфеля приоритетных проектов и программ;

б) согласовывать проектные предложения, паспорта и сводные планы приоритетных проектов и программ;

в) вести мониторинг внедрения и функционирования системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, включая достижение показателей деятельности Федеральным проектным офисом и федеральными органами исполнительной власти, а также представлять в президиум Совета соответствующие отчеты и предложения;

г) обеспечивать проведение с участием заинтересованных органов государственной власти оценок и иных контрольных мероприятий в отношении приоритетных проектов и программ, и итогов их реализации;

д) обеспечивать методическое сопровождение проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, издавать методические рекомендации по организации проектной деятельности и координировать деятельность по применению таких рекомендаций;

е) координировать работу по развитию профессиональной компетентности государственных служащих в сфере проектной деятельности;

В целом задача Федерального проектного офиса – помочь федеральным и региональным органам государственной власти организовать их проектную деятельность так, чтобы внедрение проектных подходов не нарушало исполнение текущих обязательств.

Проектные комитеты

Проектный комитет – основной орган управления реализацией приоритетного проекта или программы проектов. Такой комитет может формироваться как для реализации всех приоритетных проектов и программ в рамках соответствующего направления, так и по отдельному приоритетному проекту или программе.

Руководителем проектного комитета является куратор соответствующего направления или приоритетного проекта в ранге заместителя Председателя Правительства.

Решения проектного комитета приоритетного проекта или программы - обязательны для реализации федеральными органами исполнительной власти.

Согласно основные задачи проектного комитета:

Рассматривать поступающие проектные предложения на очередном заседании;

Одобрять проекты паспортов приоритетных проектов или программы;

Утверждать сводный план проекта или программы, вносить в него изменения и принимать решения о прохождении контрольных точек и этапов, контролируемых на уровне проектного комитета;

Координировать деятельность органов исполнительной власти и участников проекта или программы в рамках реализации проекта или программы;

Рассматривать информацию о ходе реализации приоритетного проекта или программы, а также одобрять отчеты о реализации проекта или программы и оценивать эффективность и результативность деятельности руководителя проекта или программы.

Общественно-деловые советы

В качестве вспомогательных органов управления проектной деятельностью выступают общественно-деловые советы, в рамках которых деловые и общественные объединения, заинтересованные в результатах реализации приоритетных проектов, участвуют в определении основных требований к результатам проектов и в приемке промежуточных и окончательных результатов, а также в мониторинге и оценке реализации проекта.

Основные функции общественно-делового совета:

Участвовать в определении основных требований к результатам проекта или программы проектов, качественных результатов и ключевых показателей эффективности;

Готовить и направлять проектному комитету заключение на паспорт приоритетного проекта или программы проектов;

Участвовать в приемке промежуточных и окончательных результатов проекта или программы проектов, а также в организации мониторинга, оценки и иных контрольных мероприятий по проекту или программы проектов;

Представители общественно-делового совета входят в состав соответствующих проектных комитетов.

Директор Департамента проектного управления и развития персонала

Полномочия и функции департамента

1. подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента;

2. подготавливает в рамках своей компетенции заключения на проекты федеральных законов и иных актов, финансово-экономические обоснования к указанным проектам;

3. подготавливает к утверждению в установленном порядке проекты актов и решений Министерства по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента;

4. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

5. в части проектной деятельности:

5.1. выполняет функции ведомственного проектного офиса Министерства в соответствии с пунктом 6 функциональной структуры системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»;

5.2. разрабатывает положение об организации проектной деятельности в Министерстве;

6. в части работы по подготовке и реализации планов деятельности Министерства, а также реализации принципов открытости Министерства:

6.1. осуществляет координацию работы департаментов Министерства и федеральных служб, подведомственных Министерству, по разработке, внесению изменений, подготовке доклада о ходе реализации плана деятельности Министерства на среднесрочный период;

6.2. обеспечивает совместно с департаментами Министерства подготовку ежегодного плана деятельности Министерства и мониторинг хода его реализации;

6.3. осуществляет контроль за отражением в планах деятельности департаментов Министерства пунктов плана деятельности Министерства, планов реализации и детальных планов-графиков государственных программ Российской Федерации, ответственным исполнителем которых является Министерство (далее – планы деятельности);

6.4. осуществляет оценку и мониторинг достижения ключевых показателей эффективности работы департаментов Министерства;

6.5. осуществляет координацию работы департаментов Министерства, ответственных за организацию работы по основным механизмам (инструментам) реализации принципов открытости Министерства;

6.6. организует работу в Министерстве по механизмам (инструментам) реализации принципов открытости «Принятие планов деятельности Министерства, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение», «Формирование отчетности Министерства» и «Организация работы с референтными группами Министерства»;

6.7. обеспечивает разработку системы материального стимулирования, основанной на интегрированной оценке, выражаемой в контроле выполнения планов деятельности, ключевых показателей эффективности и других критериев результативности;

7. в части государственных программ Российской Федерации:

7.1. проводит анализ и мониторинг государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», выполняет в рамках своих полномочий функции куратора данной государственной программы Российской Федерации в соответствии с актом Министерства, регламентирующим управление реализацией государственными программами Российской Федерации, ответственным исполнителем которых является Министерство;

7.2. принимает в пределах своих полномочий, в том числе совместно с федеральным проектным офисом и Министерством экономического развития Российской Федерации, участие в проработке вопросов нормативно-правового регулирования, согласования и актуализации методологии, информатизации проектной деятельности и государственных программ Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти;

8. в части вопросов государственной службы и кадров осуществляет:

8.1. формирование кадрового состава для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы (далее соответственно – кадровый состав, государственная служба), обладающего необходимыми профессиональными и личностными качествами;

8.2. обеспечение единых подходов к осуществлению кадровой работы и ее методическое обеспечение в департаментах Министерства;

8.3. анализ потребности и организация привлечения кадров для замещения должностей государственной службы в Министерстве, в том числе посредством взаимодействия с образовательными организациями, осуществляющими подготовку студентов по специальностям и направлениям подготовки профессионального образования, необходимым для замещения должностей государственной службы в Министерстве, организации заключения договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении;

8.4. подготовка предложений по формированию и совершенствованию штатной структуры Министерства и проведению организационно-штатных мероприятий;

8.5. подготовка предложений по реализации положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе и внесение указанных предложений Министру финансов Российской Федерации;

8.6. организация проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы (в том числе подготовка предложений по составу конкурсной комиссии, срокам и порядку ее работы) и включение федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) в кадровый резерв Министерства на основе единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включения в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов»;

8.7. организация проведения конкурсов на замещение вакантной должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Министерству;

8.8. обеспечение формирования кадрового резерва Министерства, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование, включая подготовку проекта положения о кадровом резерве Министерства;

8.9. обеспечение должностного роста гражданских служащих Министерства;

8.10. организация мероприятий по повышению мотивации гражданских служащих Министерства к эффективному и добросовестному исполнению должностных обязанностей;

8.11. осуществление мер, направленных на содействие соблюдению гражданскими служащими Министерства этических норм и правил служебного поведения для достойного выполнения профессиональной служебной деятельности;

8.12. организация проведения аттестации гражданских служащих Министерства и руководителей территориальных органов федеральных служб, находящихся в ведении Министерства, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации (далее – руководители территориальных органов, федеральные службы), и квалификационных экзаменов, в том числе подготовка предложений по составу аттестационной комиссии, срокам и порядку ее работы;

8.13. организация мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих Министерства, в том числе по дополнительному профессиональному образованию и иных мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих;

8.14. подготовка необходимых документов и материалов Министру финансов Российской Федерации, а также для направления в Правительство Российской Федерации и в Администрацию Президента Российской Федерации для присвоения классных чинов гражданским служащим Министерства и федеральных служб, а также для присвоения специальных званий сотрудникам Федеральной таможенной службы;

8.15. организация работы по поощрению и награждению гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы Министерства, федеральных служб и их территориальных органов, работников организаций, подведомственных Министерству, и иных организаций;

8.16. анализ практики осуществления кадровой работы и развития кадрового состава, подготовка предложений по ее совершенствованию Министру финансов Российской Федерации;

8.17. организация подготовки проектов актов Министерства, связанных с поступлением на государственную службу, ее прохождением, заключением служебных контрактов, назначением на должность государственной службы, освобождением от замещаемой должности государственной службы, увольнением с государственной службы гражданских служащих Министерства, руководителей территориальных органов, и выходом гражданских служащих Министерства на пенсию, а также оформление соответствующих решений Министерства (представителя нанимателя);

8.18. организация подготовки проектов актов Министерства, связанных с назначением на должность и освобождением от должности руководителей организаций, подведомственных Министерству, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы, заключением, изменением и прекращением трудовых договоров с ними;

8.19. организация проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на государственную службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

8.20. организация проведения служебных проверок;

8.21. реализация функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в деятельности гражданских служащих Министерства, руководителей территориальных органов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, подведомственных Министерству, а также обеспечение деятельности Министерства по соблюдению указанными лицами ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (далее – требования к служебному поведению);

8.22. обеспечение деятельности Комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов;

8.23. организация анализа, проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы в Министерстве, должностей государственной службы в территориальных органах федеральных служб, назначение на которые осуществляется Министром финансов Российской Федерации, отдельных должностей в организациях, подведомственных Министерству, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими, руководителями территориальных органов, работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, подведомственных Министерству; анализа и проверки соблюдения гражданскими служащими, руководителями территориальных органов, работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, подведомственных Министерству, требований к служебному поведению; анализа и проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной службы в Министерстве, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, ограничений при заключении ими после увольнения с государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8.24. ведение, учет, хранение и выдача трудовых книжек гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы Министерства;

8.25. ведение личных дел гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы Министерства, руководителей территориальных органов, а также руководителей организаций, подведомственных Министерству;

8.26. оформление и выдача служебных удостоверений гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной службы Министерства, руководителям территориальных органов, а также руководителям организаций, подведомственных Министерству;

8.27. подготовка проектов служебного распорядка Министерства, графиков отпусков гражданских служащих, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы Министерства, и руководителей организаций, подведомственных Министерству, а также других проектов актов Министерства по вопросам, связанным с регулированием служебного времени и времени отдыха;

8.28. ведение реестра гражданских служащих Министерства;

8.29. применение в кадровой работе в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» (далее – единая система);

8.30. рассмотрение и представление на согласование Министру финансов Российской Федерации планов проведения ротации гражданских служащих федеральных служб;

8.31. организация и проведение ротации руководителей территориальных органов;

8.32. оказание гражданским служащим Министерства консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о государственной службе и о противодействии коррупции;

8.33. подготовка отчетов и справок по кадровой работе в Министерстве;

8.34. подготовка предложений по материальному стимулированию и нематериальной мотивации гражданских служащих Министерства, включая разработку положений о премировании за выполнение особо важных и сложных заданий, а также оказание методологической помощи департаментам Министерства в указанных вопросах;

8.35. ведение воинского учета в Министерстве, бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в Министерстве, составление отчетов о численности работающих в Министерстве граждан, пребывающих в запасе и забронированных на период мобилизации и на военное время;

8.36. обеспечение соблюдения в Министерстве законных прав и интересов гражданских служащих, руководителей территориальных органов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, подведомственных Министерству, сообщивших о ставшем им известном факте коррупции;

8.37. контроль за расходами гражданских служащих, руководителей территориальных органов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, подведомственных Министерству;

8.38. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в организациях, подведомственных Министерству, а также за реализацией в них мер по профилактике коррупционных правонарушений;

8.39. предоставление в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений для обязательного пенсионного страхования и выдачи страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (далее – страховое свидетельство) гражданским служащим, впервые поступившим на работу, а также для выдачи страхового свидетельства при изменении у застрахованного лица сведений или в случае утраты застрахованным лицом страхового свидетельства;

8.40. подготовку предложений и оформление необходимых документов для направления сотрудников Министерства в дипломатические представительства Российской Федерации за рубежом в должности финансовых атташе;

8.41. проведение иных мероприятий по совершенствованию кадровой работы и развитию кадрового состава Министерства;

9. в части оценки эффективности и развития персонала осуществляет:

9.1. построение и совершенствование системы оценки, обучения и развития персонала с целью обеспечения Министерства персоналом необходимой квалификации;

9.2. организационно-методическое руководство, консультирование и координацию деятельности структурных подразделений Министерства по вопросам оценки, обучения и развития персонала;

9.3. формирование стандартов для реализации процессов и процедур оценки, обучения и развития персонала;

9.4. консолидация потребностей структурных подразделений Министерства, выступающих в роли внутренних заказчиков, в оценке, обучении и развитии персонала;

9.5. запрос потребностей в обучении и развитии разных категорий персонала на основе анализа результатов проведенной оценки;

9.6. формирование плана мероприятия по оценке, обучению и развитию персонала;

9.7. организацию и проведение процедур и процессов оценки, обучения и развития персонала и (или) реализация комплексных проектов по оценке, обучению и развитию персонала;

9.8. методологическое сопровождение процедур оценки, обучения и развития персонала под конкретные задачи структурных подразделений Министерства;

9.9. информационное сопровождение при реализации процедур, процессов и проектов по оценке, обучению и развитию персонала;

9.10. организацию профессиональной подготовки работников Департамента, их переподготовки, повышения квалификации и стажировку;

9.11. мониторинг рынка провайдеров услуг по оценке, обучению и развитию персонала и выбор оптимального варианта для реализации стоящих задач;

9.12. подготовку предложений по развитию и совершенствованию IT-поддержки и автоматизации сервисных и иных функций, возложенных на Департамент;

10. в части прочих функций осуществляет:

10.1. участие в мероприятиях в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны;

10.2. подготовку справок, аналитических материалов и заключений по поручениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководства Министерства и рассмотрение запросов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, обращений федеральных органов исполнительной власти, организаций и граждан по вопросам, относящимся к сфере ведения Департамента;

10.3. обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, принятия по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

10.4. подготовку и представление руководству Министерства предложений по созданию координационных, совещательных органов и рабочих групп (в том числе межведомственных) по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

10.5. обеспечение в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

10.6. работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образующихся в процессе деятельности Департамента;

10.7. рассмотрение поступивших на согласование проектов актов по вопросам деятельности федеральных служб и организаций, подведомственных Министерству;

10.8. согласование проектов нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, подготовленных федеральными службами, подведомственными Министерству, и иными федеральными органами исполнительной власти;

10.9. иные функции, устанавливаемые приказами Министерства, поручениями Министра финансов Российской Федерации и заместителя Министра финансов Российской Федерации, осуществляющего координацию и контроль за деятельностью Департамента.

С целью повышения эффективности системы государственного управления, начиная с 2016 года, Президентом и Правительством был инициирован переход от традиционной работы по поручениям и ручного способа регулирования к более современному и гибкому проектному управлению. Значительную роль в этом процессе играет проектный офис Правительства России (Федеральный проектный офис). Он работает на постоянной основе и призван осуществлять отбор наиболее важных социальных и экономических программ и проектов, отслеживать их реализацию и оказывать поддержку другим государственным структурам при внедрении новых инициатив.

Структура и задачи проектного офиса Правительства

Существующая система управления в РФ во многом является устаревшей и неэффективной, поручения различных руководителей нередко противоречат друг другу, нарушается принцип преемственности заданий. Поэтому по инициативе Президента России проводится реформирование деятельности бюрократического аппарата и перевод его на проектные рельсы. Это касается как государственного, так и муниципального уровня.

Проектное управление заставит чиновников придерживаться определенных принципов в работе, ориентироваться на конечный практический результат, а не выполнять многочисленные мероприятия "для галочки". Принципами такого управления является ограниченность во времени, финансах и ресурсах, уникальность каждой новой идеи и направленность на заранее определенную конкретную цель.

Постановлением Правительства России № 1050 от 15 октября 2016 года было утверждено Положение, регламентирующее организацию проектной деятельности в Правительстве РФ. Среди постоянно действующих органов управления по данному направлению выделены:

  • Президиум Совета по стратегическому развитию при Президенте РФ, который будет формировать портфель инициатив, принимать решение об их старте и окончании, оценивать достигнутые результаты;
  • федерального уровня;
  • ведомственные координационные органы и офисы.

В роли Федерального проектного офиса выступает Департамент по вопросам проектной деятельности правительства. К его полномочиям относится:

  • обеспечение деятельности президиума Совета и взаимодействие с ним в части ведения приоритетных программ (согласование предложений, паспортов и планов их реализации);
  • принятие кадровых решений – согласование кандидатур администраторов, руководителей, ответственных секретарей и старших должностных лиц каждого замысла, а также представление состава экспертных групп, общественных советов и проектных групп;
  • взаимодействует с органами власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органами местного самоуправления, различными организациями относительно мониторинга программ;
  • проводит оценку и контроль хода и итогов приоритетных начинаний, готовит соответствующие предложения и рекомендации;
  • принимает участие в работе координационных органов ведомственного уровня;
  • обеспечивает методическую поддержку, издает необходимые рекомендации, координирует создание информационной автоматизированной системы по данному вопросу, а также разрабатывает систему стимулирования служащих, активно участвующих в развитии программной деятельности;
  • производит согласование нормативных актов, подготовленных исполнительными органами федерального уровня, относительно развития проектной деятельности и назначения руководителей ведомственных офисов.

Офисом был оперативно разработан ряд практических рекомендаций, в частности, относительно подготовки предложений и паспортов приоритетных программ, а также возможности и порядка внесения изменений в них. Во избежание волокиты Правительством установлен жесткий график прохождения важных инициатив во избежание волокиты: не более 5 дней с момента получения от министерства предложения или же 15 дней при наличии замечаний. Предполагается, что благодаря такому подходу, удастся значительно снизить количество межведомственных согласований, соответственно, сократить время начала реального внедрения задумки.

С целью продвижения новых начинаний в регионах, подобные офисы уже созданы во всех субъектах РФ. В их состав вошли, кроме областных (краевых) чиновников и региональных представителей федеральных структур, также представители бизнеса и общественности. Для них проводятся обучения и тренинги с привлечением представителей правительства и ведущих экспертов международных консалтинговых компаний.

Федеральный офис должен помогать органам власти всех уровней организовывать работу по конкретным масштабным инициативам без ухудшения выполнения ними своих стандартных обязательств.

В качестве образца берется опыт тех регионов, где проектный метод введен уже несколько лет назад, и которые уже прошли свой путь ошибок, например. Кроме того, планируется выделить пилотные регионы, на которых отработать подходящие для всех субъектов "мастер-планы".

Какие направления ведет Федеральный офис

На сегодняшний день уже определен ряд приоритетных направлений по самым важным вопросам, под каждый вопрос создается соответствующий проектный комитет, работой которого руководит куратор – профильный вице-премьер. К стратегическим направлениям, за продвижением инициатив в которых будет следить Федеральный офис, в частности, отнесены:

  • Здравоохранение (инициативы по улучшению помощи роженицам и новорожденным, внедрению новых информационных технологий в здравоохранение, развитию неотложной медицинской помощи жителям труднодоступных районов, повышению качества лекарств и контролю над их оборотом).
  • Образование (развитие актуальной образовательной среды с внедрением цифровых технологий, подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов с учетом новых стандартов, повышение инновационной составляющей в деятельности вузов, возможность доступного дополнительного образования для детей).
  • Арендное жилье и ипотека .
  • Урбанистика и инфраструктура (качественные жилищно-коммунальные услуги и развитие современной городской среды, ориентированной на комфорт жителей, безопасные дороги, комплексное решение проблем моногородов).
  • Экспортный потенциал и международные связи (система кооперации между представителями бизнеса из разных стран, в частности, в аграрном секторе и промышленности).
  • Повышение общей производительности труда , развитие предпринимательской инициативы и малого бизнеса.
  • Реформирование надзорной и контрольной деятельности государственных органов .
  • Экология (сохранение дикой природы и предупреждение роста загрязнения водных, воздушных ресурсов и земли).

Только на протяжении 2017 года на указанные приоритетные направления будет выделено из государственной казны более 200 миллиардов рублей. Также для участников успешных начинаний предусматривается серьезное материальное стимулирование и карьерный рост, благодаря чему высшее руководство хочет предупредить саботаж на местах. Предполагается, что премия чиновника, участвующего в реализации приоритетных инициатив, будет зависеть не только от его непосредственного начальника, но и руководителя проекта. При этом возможны три вида премий: разовая (за новое актуальное предложение), ежеквартальные (за непосредственно проведенную работу с учетом личных трудозатрат и роли в осуществлении программы) и итоговая (по результатам внедрения).

Еще одной отличительной особенностью новой организации работы будет личная ответственность за реализацию замысла со стороны его руководителя. Это может быть, в частности, заместитель профильного министра, директор соответствующего департамента, или руководитель специализированной организации, например, одного из институтов развития.

Проблемные вопросы, которые необходимо будет решать проектному офису

Нововведения всегда сталкиваются с определенными проблемами, которые приходится решать как в оперативном порядке, так и путем внесения в законодательство или подзаконные акты. Не является исключением и этот случай.

В частности, по мнению многих специалистов, на плечи руководства Федерального офиса лягут такие проблемы:

  • Разрешение споров о руководителях конкретных задумок . Некоторые министры хотят лично руководить всеми процессами, однако это вряд ли возможно по причине отсутствия у них достаточного количества времени. Представители офиса оптимальным вариантом считают уровень замминистра или директора департамента, которые смогут постоянно выделять время для этой работы. Однако сложностью здесь может стать тот факт, что тогда руководителю в рамках реализации программы должны будут подчиняться старшие по должности лица.
  • Налаживание сотрудничества между властью и бизнесом на местах . Бизнесмены считают необходимым проводить, хотя бы по сокращенной процедуре, оценку регулирующего воздействия, а не ограничиваться только обсуждением в проектной группе. Работники офиса в этом вопросе апеллируют к качественной и оперативной деятельности куратора, общественно-делового совета и экспертных групп, которые способны увидеть дополнительные риски и своевременно инициировать внесение изменений в замысел.
  • Регулирование конфликта исполнителей . При введении новых методик специалист-исполнитель может оказаться в трудной ситуации: он вынужден будет одновременно подчиняться своему непосредственному руководителю (министру, главе администрации) и руководителю внедряемой приоритетной программы. Это приведет к повышению нагрузки на чиновника и возникновению конфликтов. Способом решения может стать автоматизированный отчет по программе, без лишних бумаг, а также возможность работать над приоритетной задачей в свободное время (отпуск, выходные, вечернее и ночное время). Компенсацией за это будет возможность самореализации, карьерного роста и ощутимые материальные стимулы.

Для решения проблемы с подготовкой кадров планируется на базе РАНХиГС организовать центр обучения руководителей проектов. Там специалисты из министерств, ведомств и регионов смогут получить уникальные компетенции soft-skills в части умения работать в составе единой команды с горизонтальными связями.

Предполагается, что Федеральный и региональные офисы, работая в режиме постоянного взаимодействия между собой, а также с предпринимательскими структурами, смогут повысить эффективность российской экономики, поддержать предпринимательскую инициативу и решить самые животрепещущие социальные вопросы.