Статья на тему организаторские способности руководителя. Организаторские способности современного руководителя

“В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. “Август Бебель

Любой руководитель должен быть не только высокопрофессиональным специалистом, но и уметь грамотно организовать работу своих подчиненных, делать основную работу их руками. От умения делегировать полномочия зависит эффективность работы.

В каких случаях необходимо делегирование

    Сотрудник в состоянии выполнить работу лучше руководителя. Руководитель не обязан во всем разбираться лучше всех. Важно, чтобы он мог максимально эффективно использовать знания и умения своих подчиненных;

  • В случае чрезмерной занятости;
  • При необходимости высвободить время для решения важных стратегических задач.

Руководитель должен так расставлять кадры, чтобы раскрывались личные способности каждого работника и в целом коллектив работал эффективно. При этом очень важно учитывать мотивы поведения людей, их интересы и психологию.

Современный руководитель должен обладать следующими организаторскими способностями:

— компетентность и высокий профессионализм, творческий подход к работе, широкий кругозор, желание постоянно учиться новому и саморазвиваться

интеллектуальные способности: наблюдательность, умение спрогнозировать ситуацию, аналитическое мышление

— умение анализировать собственную деятельность

уверенность в себе, открытость, готовность к изменениям

— целеустремленность, принципиальность, настойчивость

нестандартное мышление, инициатива

— стремление к сотрудничеству, лидерские качества

самостоятельность и способность к риску

— принятие ответственности за свои действия

умение контролировать дисциплину

— способность поддерживать благожелательную атмосферу в коллективе

поощрение и стимулирование хорошей работы подчиненных

— регулярный анализ работы сотрудников и контроль

гибкое использование разных стилей руководства.

— высокие моральные качества: честность, тактичность, чуткостью и справедливость.

— крепкое здоровье, устойчивость к стрессам.

P.S. В бизнесе успех зависит от того, насколько вы грамотный руководитель и насколько профессионально вы организуете рабочий процесс. Если вы хотите прокачать свои навыки руководителя и поднять ваш бизнес на новый уровень, вас ждет Тест-драйв программы комплексного развития для предпринимателей малого и среднего бизнеса “Бизнес Коучинг” Увеличьте гарантированно ваши продажи, используя опыт ведущих бизнес-тренеров!

Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;

чувством понимания ситуации;

творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

способностью работать в коллективе и с коллективом;

умением предвидеть результат;

внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

способностью и умением рисковать;

способностью действовать самостоятельно;

ответственностью за деятельность и за принятые решения;

способностью увидеть, выделить существенное;

искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

способность устанавливать и контролировать дисциплину;

стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

системный подход к анализу работы;

квалифицированное делегирование полномочий;

избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

создание эффективной обратной связи;

защита персонала организации от внешних угроз;

поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

как искусственное образование - искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

как естественно живущее - после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей - целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

  • § 7. Принципы цели, формы, содержания, взаимосвязи и взаимодействия
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 3. Управленческие взаимоотношения и делегирование полномочий
  • § 1. Субъект-объектные взаимоотношения в организации
  • § 2. Типы управленческих отношений
  • § 3. Принципы эффективного делегирования полномочий
  • § 4. Должностные полномочия: виды и варианты распределения
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 4. Самоуправление в организации
  • § 1. Система самоуправления: понятие, признаки наличия, условия создания
  • § 2. Принципы и виды самоуправления
  • Базисные потребности общества и человека
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 5. Управленческий цикл
  • § 1. Функция управления
  • § 2. Управленческий цикл а. Файоля
  • § 3. Управленческий цикл: общие и специальные функции
  • § 4. Управленческий цикл: внутренние и внешние функции
  • § 5. Управленческий цикл как функция администрирования
  • § 6. Управленческий цикл: общие, социально-психологические и технологические функции
  • § 7. Управленческий цикл: многокритериальная специализация функций
  • § 8. Управленческий цикл как отражение фаз предпринимательского цикла
  • § 9. Замкнутый управленческий цикл
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 6. УправлеНческий анализ
  • § 1. Проблемная ситуация и ее анализ
  • § 2. Типы управленческого анализа
  • § 3. Методы осуществления управленческого анализа
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 7. УправлеНческое прогнозирование
  • § 1. Управленческий прогноз: понятие, задачи, функции и принципы осуществления
  • § 2. Типы управленческих прогнозов
  • Плановые предположения
  • § 3. Этапы экспертного прогнозирования
  • § 4. Методы управленческого прогнозирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 8. УправлеНческое решение
  • § 1. Основные подходы к принятию управленческого решения
  • § 2. Эффективность и качество управленческого решения
  • § 3. Типы и формы управленческих решений
  • § 4. Методы принятия управленческих решений
  • § 5. Технологии и модели управленческих решений
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 9. УправлеНческое планирование
  • § 1. Управленческое планирование: понятие, цели, задачи, влияние, элементы, механизмы
  • § 2. Технологии процесса планирования
  • § 3. Принципы эффективного планирования
  • § 4. Типы управленческого планирования
  • § 5. Методы управленческого планирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 10. УправлеНческая организация как функция
  • § 1. Организационная деятельность: понятие, субъект, объекты, задачи
  • § 2. Принципы организаторской деятельности
  • § 3. Исполнительные организационные структуры
  • § 4. Организаторские способности современного руководителя
  • § 5. Технология организационного процесса
  • § 6. Организационные процессы и механизмы
  • § 7. Методы реализации функции организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 11. УправлеНческая координация
  • § 1. Координация в управленческой деятельности: понятие и функции
  • § 2. Типы координационных механизмов
  • § 3. Факторы сопротивления и методы координационных действий
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 12. УправлеНческий контроль
  • § 1. Управленческий контроль: понятие, объект, субъект, предмет, задачи
  • § 2. Технология процесса контроля
  • § 3. Принципы и типы управленческого контроля
  • § 4. Система внутреннего контроля в организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 13. УправлеНческая мотивация
  • § 1. Управленческая мотивация: основные понятия
  • § 2. Принципы эффективной мотивации труда
  • § 3. Теории содержания мотивации
  • Рекомендации по удовлетворению высших потребностей
  • § 4. Теории процесса мотивации
  • § 5. Материальная мотивация
  • § 6. Нематериальная мотивация
  • § 7. Типы и методы управленческой мотивации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 14. Организационная структура
  • § 1. Организационная структура: понятие, признаки, правила формирования
  • § 2. Типы организационных связей и варианты интегрирования организационных структур
  • § 3. Организационная структура управления: ключевые понятия, требования, признаки классификации
  • Потенциальные взаимосвязи
  • § 4. Бюрократическая организационная структура управления
  • 4.1. Линейные структуры управления
  • 4.2. Функциональные структуры управления
  • 4.3. Линейно-функциональные структуры управления
  • 4.4. Линейно-штабные структуры управления
  • 4.5. Дивизиональные структуры управления
  • § 5. Органическая организационная структура управления
  • 5.1. Проектные структуры управления
  • 5.2. Матричные структуры управления
  • 5.3. Бригадные структуры управления
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 15. Стили руководства
  • § 1. Управленческий стиль: основные подходы
  • § 2. Авторитарный, демократический и либеральный стили
  • § 3. Жесткие, умеренные и мягкие стили
  • § 4. Теории р. Лайкерта и д. МакГрегора
  • § 5. Теория стилей р. Блейка и Дж. Моутон
  • § 6. Ситуационная модель ф. Фидлера
  • § 7. Стили руководства в социальной сфере
  • § 8. Теории Митчелла–Хауса и Херси–Бланшара
  • § 9. Универсальность управленческого стиля
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 16. Управленческое целеполагание
  • § 1. Управленческие цели: понятие, факторы влияния, выполняемые функции, предъявляемые требования
  • § 2. Типы целей в организации
  • § 3. Миссия организации
  • § 4. Технология иерархического построения целей в организации
  • Примерные формулировки целей функциональных подсистем коммерческих организаций
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 17. Информационно-коммуникационное обеспечение процессов управления
  • § 1. Управленческая информация: свойства, требования, операции
  • § 2. Виды управленческой информации
  • § 3. Информационные системы: принципы построения и типы
  • § 4. Коммуникации в управлении организацией: понятие, типы, элементы коммуникационного процесса
  • § 5. Виды коммуникационных сетей
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Ситуационные факторы:
  • § 4. Организаторские способности современного руководителя

    Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эф­фективных организаторских спо­собностях, которые объединяются в три типа 1:

    1. Организационная проницательность , включающая:

      психологическую избирательность – умение уделять вни­мание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональ­ных состояний руководителя и подчиненных, способность поста­вить себя на место другого;

      практическую направленность интеллекта, т. е. прагматичес­кую ориентацию руководителя на использование данных о пси­хологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

      психологический такт – способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматичес­кой ориентированности.

    2. Эмоционально-волевая результативность – умение вли­ять, способность воздействовать на других людей волей и эмо­циями. Она складывается из следующих факторов:

      энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

      требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

      способность критически оценивать свою деятельность, об­наружить и адекватно оценить отклонения от намеченной про­граммы в деятельности работников.

    3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готов­ность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

    Хороший руководитель должен обладать следующими лич­ными качествами:

      широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;

      чувством понимания ситуации;

      творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

      нестандартным мышлением, изобретательностью, инициа­тив-ностью и способностью генерировать идеи;

      готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

      стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

      эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

      ситуационным лидерством и энергией личности в корпора­тивных структурах;

      способностью работать в коллективе и с коллективом;

      умением предвидеть результат;

      внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганиза­ции;

      способностью и умением рисковать;

      способностью действовать самостоятельно;

      ответственностью за деятельность и за принятые решения;

      способностью увидеть, выделить существенное;

      искусством выполнять планы.

    Организаторские способности руководителя не должны рас­ходить-ся с его этическими нормами. Этика руководителя сосредоточена на широком спектре вари­антов его поведения, включает средства, используемые им для достижения поставленных целей. Если «этика» – совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то ос­новные этические нормы применительно к решению организаци­онно-экономических задач могут быть сведены к следующим:

      результативность деятельности организации, достижение наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счет разрушения окружаю­щей среды;

      конкуренция должна осуществляться по честным правилам, т. е. должны соблюдаться «правила» рыночной игры;

      распределение созданного совокупного дохода, полученных трудом благ не должно приводить к резкому социальному рас­слоению общества;

      использование разнообразных форм участия работников в управлении в целях реализации стратегии корпорации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;

      техника должна служить человеку, а не человек технике.

    В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формиро­вании и управлении организацией:

          умение при управлении учитывать поведение подчинен­ных;

          способность устанавливать и контролировать дисциплину;

          стремление гибко использовать различные стили руководст­ва, приспосабливая их к переменам;

          осознание выполняемой им роли и эффективное использо­вание своего положения;

          развитие и поддержание хороших отношений с окружаю­щими;

          отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

          регулярный анализ работы подчиненных и учет его резуль­татов;

          стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

          системный подход к анализу работы;

          квалифицированное делегирование полномочий;

          избежание слишком частого применения негативного под­крепления;

          создание эффективной обратной связи;

          защита персонала организации от внешних угроз;

          поиск способов повышения результативности работы со­трудников;

          установление системы оценки работы и критериев успеха.

    Функция организации выступает прежде всего как форма установления связей между руководителями различных уровней. С учетом того, что каждый руководитель является личностью со своей индивидуальностью, функция организации связана с многообразными формальными и неформальными отношениями между людьми, с пере-плетением этих типов взаимоотношений, с личностными качествами людей, с их представлениями о профессионализме, культуре, этике, морали и т. д. Недооценка этих моментов весьма пагубна для творческого труда, для микроклимата коллектива, для достижения целей организации.

    Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и под­держивают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть огромные новые возможности, кол­лективный подход – решать проблемы сообща. Тем самым выра­батывается больше идей, возрастает инновационная способ­ность, уменьшаются возможности для появления стрессовых си­туаций.

    Организация эффективно работающего коллектива – слож­ный итрудоемкий процесс. Коллектив живет собственной дело­вой и эмоциональной жизнью. Его нельзя создать без усилий, целеустремленности и доверия. На ос­нове стоящих перед организацией целей и задач руководитель призван обес­печить согласованные и целенаправленные действия подчинен­ного ему персонала.

    Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбо­ра и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадровдолжна помогать раскрытию личных способностей работ­ников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

    В решении этой задачи большая роль принадлежит руководи­телю, его умению учитывать индивидуальные способности, инте­ресы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руко­водства во многом зависит именно от того, насколько руководи­тель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

    На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под ко­торым понимают характер отношений между людьми, преобла­дающее в коллективе настроение, удовлетворенность работни­ков выполняемой работой и т. д. Психологический климат кол­лектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость – это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на опти­мальном сочетании их психологических свойств.

    Роль руководителя в организации коллектива во многом за­висит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руково­дителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

    Многофакторность современных организационных и управленческих систем носит объективный характер, поэтому организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Организаторская деятельность весьма трудоемка и имеет значительныйудельный вес в труде руководителя (до60–80 %).Предмет этой деятельности–социально-экономические системы, учет экономических,эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей иотношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы (рис. 10.6) 1 .

    Рис. 10.6. Организаторская деятельность

    Результатом орга­низаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация мо­жет рассматриваться в двух ракурсах 1:

      как искусственное образование – искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту органи­зацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации мо­гут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

      как естественно живущее – после завершения создания организации, организатор уходит, остается управляющий, а организациятрансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей –целей того коллектива, который орга­низован.

    Наряду с формализованной исполнительной организационнойсистемой в багаже руководителя есть возможность выполнения рабочих заданий посредством создания ра­бочих групп. Рабочая группа – это, как правило, временный коллектив, сформированный для решения конкретной краткосрочной проблемы с привлечением представителей различных служб. Достоинством такой группы является возможность ее формирования в сжатые сроки, что позволяет оперативно решать воз­никающие вопросы.

    "

    Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства. В основе психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности.

    В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:

    • 1. Организационная проницательность, включающая: а)психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого: б)практическую направленность интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач; в)психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
    • 2. Эмоционально-волевая результативность- умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов: а)энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели; б)требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным; в)способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
    • 3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность.

    Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:1)широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;2)чувством понимания ситуации:3)творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу:4)нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;5)готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;6)стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;7)эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;8)ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;9)способностью работать в коллективе и с коллективом;10)умением предвидеть результат;11)внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;12)способностью и умением рисковать;13)способностью действовать самостоятельно;14)ответственностью за деятельность и за принятые решения;14)способностью увидеть, выделить существенное;15)искусством выполнять планы.

    Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

    1. Организационная проницательность , включающая:

    • психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
    • практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
    • психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

    2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

    • энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
    • требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
    • способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

    3. Склонность к организаторской деятельности , т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

    Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

    • широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
    • чувством понимания ситуации;
    • творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
    • нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
    • готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
    • стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
    • эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
    • ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
    • способностью работать в коллективе и с коллективом;
    • умением предвидеть результат;
    • внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
    • способностью и умением рисковать;
    • способностью действовать самостоятельно;
    • ответственностью за деятельность и за принятые решения;
    • способностью увидеть, выделить существенное;
    • искусством выполнять планы.

    В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства , которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

    • умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
    • способность устанавливать и контролировать дисциплину;
    • стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
    • осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
    • развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
    • отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
    • регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
    • стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
    • системный подход к анализу работы;
    • квалифицированное делегирование полномочий;
    • избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
    • создание эффективной обратной связи;
    • защита персонала организации от внешних угроз;
    • поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
    • установление системы оценки работы и критериев успеха.

    Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

    Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

    В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

    На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

    Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

    Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

    • как искусственное образование - искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);
    • как естественно живущее - после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей - целей того коллектива, который организован.

    Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60–80%). Предмет этой деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.