Тема: тип Хордовые класс Птицы. Класс Птицы (Aves) Тема: Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.Формы естественного отбора

Области выделил А. Уоллес?

2. Почему фауна и флора Палеоарктической и Неоарктической области имеют много общего?

3. Почему фауна и флора Неоарктической и Неотропической зоны имеют мало общих видов?

4. Почему так своеобразен животный мир Австралии?

5. Почему на Мадагаскаре нет типичных для Африки крупных копытных животных, но много приматов, которые нигде больше не встречаются?

Тема: Вид. Критерии вида. Популяция

Задание 8.15. Критерии вида

Заполните таблицу:

Задание 8.16. Критерии вида

1. Сколько видов птиц изображено на рисунке? Почему нельзя, опираясь только на морфологический критерий, определить к какому виду относится организм?

2. Известно, что вторая пара хромосом человека образована в результате слияния двух хромосом шимпанзе. Сколько хромосом в кариотипе шимпанзе?

3. Сравните хромосомы человека и шимпанзе. О чем говорит тот факт, что нуклеотидные последовательности ДНК человека и шимпанзе совпадают более чем на 90%?

4. Последовательность аминокислотных остатков в гемоглобине человека и шимпанзе полностью совпадают (141+141+146+146). В гемоглобине гориллы и человека два отличия. Между гемоглобином человека и лошади 43 отличия. Какой вывод можно сделать из данных фактов?

5. Сравните сухопутную и морскую черепаху. Можно ли их отнести к одному виду? Почему они так сильно отличаются? Совпадают ли ареалы их обитания?

Задание 8.17. Популяция - единица эволюции

Заполните таблицу:

Задание 8.18. Доказательства эволюции. Вид, популяция

Дайте ответы на вопросы:

1. Приведите примеры ископаемых переходных форм.

2. Палеонтологам удалось восстановить филогенетические ряды некоторых животных. Каких?

3. Какие особенности строения эмбрионов позвоночных животных можно считать доказательствами эволюции?

4. Приведите примеры гомологичных органов.

5. Приведите три примера рудиментов.

6. Приведите три примера атавизмов.

7. Какие территории относятся к Голарктической области?

8. Какие территории относятся к Неоарктической и Неотропической области?

9. Какие видовые критерии вам известны?

10. Что является единицей эволюции по Ламарку? По современным представлениям?

Задание 8.19. Дайте определение или объяснение следующим понятиям:

1. Ископаемые переходные формы. 2. Биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. 3. Онтогенез. 4. Филогенез. 5. Филогенетические ряды. 6. Гомологичные органы. 7. Рудименты. 8. Вид. 9. Популяция. 10. Ареал. 11. Репродуктивная изоляция. 12. Морфологический критерий вида. 12. Виды-двойники. 13. Генетический критерий вида.

Глава 9. Механизмы эволюционного процесса

Тема: Роль изменчивости в эволюционном процессе

Задание 9.1. Изменчивость

Заполните таблицу:

Задание 9.2. Мутационная изменчивость

Заполните таблицу:

Задание 9.3. Роль изменчивости в эволюционном процессе

Укажите правильные варианты ответов:

Тест 1 . Какой вид изменчивости приспосабливает организм к определенным условиям среды, не меняя при этом генотипа?

5. Мутационная.

6. Модификационная.

7. Комбинативная.

8. Соотносительная.

Тест 2 . Какой вид изменчивости дает материал для естественного отбора, так как связан с изменением генов?

5. Мутационная.

6. Модификационная.

7. Комбинативная.

8. Соотносительная.

Тест 3. Какой вид изменчивости дает материал для естественного отбора, так как связан с перекомбинацией генов при образовании и слиянии гамет?

1. Мутационная.

2. Модификационная.

3. Комбинативная.

4. Соотносительная.

Тест 4. Какой вид изменчивости у листьев, сорванных с одного дерева?

1. Мутационная.

2. Модификационная.

3. Комбинативная.

4. Соотносительная.

Тест 5. Какой вид изменчивости у детей от одних родителей?

1. Мутационная.

2. Модификационная.

3. Комбинативная.

4. Соотносительная.

Тест 6. Какой вид изменчивости у одуванчиков, выросших из половинок одного корня, но один рос на лугу, а второй - высоко в горах.

1. Мутационная.

2. Модификационная.

3. Комбинативная.

4. Соотносительная.

**Тест 7. Что характерно для мутационной изменчивости?

5. Происходят изменения в генотипе.

6. Изменения происходят в фенотипе, без изменения генотипа.

7. Большинство возникающих мутаций доминантны.

8. Популяция насыщена большим количеством рецессивных мутаций, которые проявятся только тогда, когда перейдут в гомозиготное состояние.

**Тест 8. Что характерно для комбинативной изменчивости?

5. Является результатом полового размножения.

6. Дает материал для естественного отбора.

7. Приводит к появлению уникальных гамет и генотипов.

8. Помогает приспособиться каждому организму к конкретным условиям среды обитания.

9. Происходит изменение генов.

10. Происходит изменение хромосом.

**Тест 9. Что характерно для модификационной изменчивости?

9. Под влиянием среды происходит изменение фенотипа и генотипа организма.

10. При изменении среды меняется фенотип, генотип не меняется.

11. Появившиеся изменения передаются по наследству.

12. Помогает приспособиться организму и даже частям организма к различным факторам среды.

13. Создает предпосылки для образования новых видов.

Тема: Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.
Формы естественного отбора

Задание 9.4. Формы борьбы за существование

Заполните таблицу:

Задание 9.5. Формы естественного отбора

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

5. Объясните стабилизирующую форму отбора на примере размеров ушной раковины у зайцев.

6. Почему уши у зайцев, живущих южнее, имеют большие размеры, чем уши у зайцев, живущих в северных районах?

7. Какое значение для эволюции имеет стабилизирующая форма отбора?

8. Объясните движущую форму отбора на примере изменения окраски у березовой пяденицы.

9. Какое значение для эволюции имеет движущая форма отбора?

10. Объясните разрывающую форму отбора на примере тараканов, живущих на островах, и тараканов, живущих наиматерике.

Задание 9.6. Формы естественного отбора

Заполните таблицу:

Тема: Другие факторы эволюции

Задание 9.5. Дрейф генов

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

152. Зарисуйте схему внешнего строения птицы, подпишите основные части тела. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её способностью к полету?

Обтекаемая форма тела
Наличие крыльев
Перьевой покров
Небольшая голова, длинная шея, туловище и конечности более компактны

153. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей пера, обозначеннных цифрами.


1. опахало
2. стержень (ствол)
3. очин

154. Изучите таблицу «Класс Птицы. Строение голубя». Рассмотрите рисунок. Напишите названия костей скелета птицы, обозначенных цифрами.


1. череп
2. кисть
3. предплечье
4. плечо
5. копчиковая кость
6. бедро
7. голень
8. цевка
9. пальцы
10. грудина с килем
11. шейный отдел позвоночника

155. Укажите особенности скелета, связанные с приспособленностью птиц к полету.
Скелет характеризуется прочностью и легкостью. Трубчатые кости полые. Плоские кости (черепа, крестца, таза) очень тонки и срастаются между собой. Челюсти не имеют зубов.
В системе позвоночного столба имеется сложный крестец, образованный срастанием последних грудных позвонков, поясничного отдела, собственно крестцового и части хвостового. Сросшиеся последние хвостовые позвонки образуют копчиковую кость.
Все кости таза срастаются между собой и прирастают к сложному крестцу.
Плечевой пояс сильно развит и состоит из мощных каракоидных костей, лопаток и сросшихся ключиц.
Передние конечности сохранили всего три пальца, причем только второй палец имеет две фаланги. Все кости пясти и запястья слиты в одну сложную кость, к которой прикрепляются маховые перья.
Задние конечности имеют чаще четыре пальца, иногда три или два. Имеется сложная кость цевка.
Грудина велика и у большинства видов несет острый киль, к которому прикрепляются мощные грудные мышцы. Ребра птиц уплощены, грудная клетка прочная и малоподвижна.

156. Рассмотрите рисунок. Цветными карандашами раскрасьте кровеносную систему птицы. Подпишите её части. Укажите стрелками движение артериальной и венозной крови.

157. Заполните таблицу.

Системы органов птиц.

158. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделов головного мозга птицы.


159. Опишите процесс двойного дыхания птицы.
При вдохе у птиц увеличивается объем полости тела и воздушные мешки расширяются, засасывая воздух. При этом воздух из легких насасывается в передние воздушные мешки, а воздух из внешней среды по трахее, бронхам идет в легкие и в задние воздушные мешки. При выдохе объем полости тела уменьшается и под давлением внутренних органов воздух выдавливается из воздушных мешков. Содержащий много кислорода воздух из задних воздушных мешков нагнетается в легкие, а воздух из передних мешков, содержащий уже мало кислорода, но много углекислого газа, проталкивается в трахею и выводится наружу. Таким образом, насыщенный кислородом воздух практически непрерывно, и при вдохе и при выдохе, проходит через легкие, обогащая кровь кислородом («двойное дыхание»).

160. Рассмотрите рисунок. Подпишите части половой системы птицы, обозначенные цифрами.

1. яичник
2. яйцевод
3. клоака
4. почка
5. мочеточник
6. семяпровод
7. семенник

161. Опишите процесс размножения и развития птицы.
В период размножения птицы образуют пары.
Яйцеклетки у птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо (оплодотворенную яйцеклетку) в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми (подскорлуповыми) и затем скорлуповой оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу.
Яйца птиц крупные, содержат много питательных веществ в белке и желтке.
Зародыш в яйце развивается очень быстро, при высокой температуре (37-З8 °С) и определенной влажности. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.
При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.

162. Выполните лабораторную работу «Внешнее строение птицы».
1. Рассмотрите внешнее строение птицы. Опишите форму её тела, окраску оперения.
Тело птицы покрыто перьями, передние конечности видоизменены в органы полета - крылья. Ноги птиц массивны, имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и 4 пальца. У птицы на голове имеется клюв, глаза. Форма тела обтекаемая. Цвет перьевого покрова маскировочный.
2. Сделайте рисунок и подпишите части тела птицы.
см. вопрос 152.
3. Рассмотрите голову птицы. Какие органы на ней расположены?
Глаза, ушные отверстия (прикрыты перьями – только среднее ухо), клюв, ноздри.
4. Рассмотрите конечности птицы. Каковы особенности их строения?
Для полета служат видоизмененные передние конечности - крылья. Ноги птиц имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и пальцы. Обычно ноги четырехпалые, но иногда число пальцев сокращается до трех и даже двух. Из четырех пальцев в преобладающем большинстве случаев три являются направленными вперед, а одни - назад.
5. Рассмотрите перьевой покров птицы. Сделайте рисунки различных типов перьев.

6. Зарисуйте схему строения контурного пера. Подпишите его части.


7. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её приспособленностью к полету?
см. вопрос 152.

163. Рассмотрите рисунки. Напишите названия экологических групп, к которым относятся изображенные птицы.

1. лесные птицы
2. птицы открытых пространств
3. птицы водоплавающие и птицы водоемов и прибрежий
4. птицы, добывающие корм в воздухе
5. дневные хищные птицы

Задание 1. «Внешнее строение»



  1. Какие органы чувств находятся на голове птицы?

  2. Какие отделы различают в теле птицы?

  3. Какие особенности характерны для кожи птицы?

  4. Как называются участки кожи, лишенные перьев?

Задание 2. «Оперение»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:



  1. Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 8?

  2. Какие три вида перьев различают у птиц?

  3. Какие виды контурных перьев имеют птицы?

  4. Как часто птицы линяют?

^

Задание 3. «Скелет птиц»


Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:


  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 21?

  2. Какие особенности характерны для костей птиц?

  3. Какие отделы различают в позвоночнике?

  4. Какие отделы позвоночника срослись? Почему?

  5. Какая особенность у грудины летающих птиц?

  6. Какой таз характерен для птиц? В связи с чем?

  7. Какие кости образуют плечевой пояс?

  8. Чем образована пряжка?

  9. Чем образована цевка?

^

Задание 4. «Внутреннее строение птиц»


Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:


  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 16?

  2. Что характерно для пищевода хищных, куриных птиц и голубей?

  3. Что характерно для желудка птиц?

  4. Протоки каких желез открываются в начальный отдел тонкого кишечника?

  5. Что находится на границе тонкого и толстого кишечника?

  6. Где расположены голосовые связки птиц?

  7. Что собою представляют легкие птиц?


^

Задание 5. «Двойное дыхание
птиц»


Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:


  1. Где происходит газообмен в легких птиц?

  2. В каком направлении воздух идет через легкие птиц при вдохе? При выдохе?

  3. Во сколько раз объем воздушных мешков больше, чем объем легких?

  4. Происходит ли в воздушных мешках газообмен?

  5. Объясните рисунок.
^

Задание 6. «Кровеносная система птиц»


Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:



  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?

  2. В какой половине сердца кровь венозная?

  3. От какой камеры сердца начинается малый круг кровообращения?

  4. По какому сосуду кровь движется от сердца к легким?

  5. По каким венам течет артериальная кровь?

  6. От какой камеры сердца начинается большой круг кровообращения?

  7. Какая дуга аорты у птиц?

^

Задание 7. «Головной мозг птиц»


  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?

  2. Сколько пар черепно-мозговых нервов у анамний (рыб, земноводных) и амниот (птиц)?
^

Задание 8. «Системы органов птиц»


**Тест 1. Особенности пищеварительной системы птиц.


  1. На челюстях у некоторых видов современных птиц находятся зубы.

  2. У голубей, хищных птиц пищевод расширяется в зоб.

  3. Из пищевода пища сначала поступает в мускульный, а затем в железистый желудок.

  4. В желудок открываются протоки двух крупных пищеварительных желез – поджелудочной железы и печени.

  5. Протоки печени и поджелудочной железы открываются в первый отдел тонкого кишечника.

  6. На границе тонкого и толстого кишечника находится хорошо развитая слепая кишка.

  7. Толстый кишечник короткий, открывается в клоаку.

  8. В клоаку открываются пищеварительная, выделительная и половая системы.
**Тест 2. Особенности дыхательной системы птиц.

  1. В верхней части трахеи имеется певчая гортань.

  2. Певчая гортань расположена в месте разделения трахеи на бронхи.

  3. Обогащение крови кислородом происходит в капиллярах, оплетающих альвеолы.

  4. Обогащение крови кислородом происходит в капиллярах, оплетающих парабронхи.

  5. У птиц двойное дыхание: газообмен происходит и при вдохе, и при выдохе.

  6. Воздух проходит через легкие в одном направлении при вдохе и выдохе – из задних воздушных мешков через легкие в передние.

  7. При вдохе воздух наполняет легкие, при выдохе – выходит из легких, то есть движется через легкие в двух направлениях.

  8. Объем воздушных мешков в 10 раз больше объема легких.

  9. Воздушные мешки предохраняют птицу от перегрева во время полета.
**Тест 3. Особенности кровеносной системы птиц?

  1. Сердце четырехкамерное.

  2. В правой половине сердца кровь артериальная.

  3. Малый (легочный) круг кровообращения заканчивается в правом предсердии.

  4. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии.

  5. От желудочка отходит правая дуга аорты и легочная артерия.

  6. От желудочка отходит левая дуга аорты и легочная артерия.

  7. По легочной артерии течет артериальная кровь.

  8. У птиц очень интенсивно работает сердце, частота сокращений сердца у мелких птиц может достигать 1000 раз в минуту.

  9. У птиц очень быстро протекает обмен веществ, они имеют постоянную температуру тела и относятся к теплокровным животным.
**Тест 4. Для нервной и выделительной систем птиц характерно:

  1. Сложное поведение птиц связано с хорошим развитием переднего мозга.

  2. Хорошее зрение обеспечивает промежуточный мозг.

  3. За координацию движений отвечает хорошо развитый мозжечок.

  4. Зрение у большинства птиц черно-белое.

  5. У большинства птиц зрение цветное.

  6. Обоняние у птиц развито слабо.

  7. Конечный продукт обмена веществ у птиц – аммиак.

  8. Конечный продукт обмена веществ у птиц – мочевая кислота.

  9. Конечный продукт обмена веществ у птиц – мочевина.

  10. Мочевой пузырь у птиц в связи с полетом отсутствует.

  11. Мочевой пузырь у птиц небольшой и открывается в клоаку.
^

Задание 9. «Половая и выделительная системы»


Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

А – мочеполовая система самца; Б – самки



  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 7?

  2. Какая особенность характерна для выделительной системы птиц?

  3. В какой части яйцевода происходит оплодотворение яйцеклетки?

  4. Какой яичник у птиц обычно редуцируется?

  5. Какими оболочками покрывается яйцеклетка за время прохождения по яйцеводу?

^

Задание 10. «Cтроение яйца и развитие зародыша»


Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:



  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 11?

  2. Как называются оболочки, покрывающие яйцеклетку, яйцевые оболочки?

  3. Что такое халазы?

  4. Почему зародышевый диск располагается всегда сверху?

  5. Как называется зародышевая оболочка, окружающая развивающийся эмбрион и заполненная жидкостью, в которой плавает зародыш?

  6. Какая оболочка является выростом задней кишки, накапливает продукты обмена, в ней разрастаются кровеносные сосуды и она становится важным органом газообмена?

  7. Как называется самая наружная зародышевая оболочка, прилежащая к скорлупе?
^

Задание 11. «Зародышевые и яйцевые оболочки»


Зарисуйте и заполните таблицу:

^

Задание 12. «Птенцы одного возраста»


Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:


  1. Какой тип развития у птенцов, изображенных на рисунке?

  2. Какие особенности характерны для птенцов, изображенных на рисунке 1?

  3. Какие особенности характерны для птенцов, изображенных на рисунке 2?

  4. Чем определяется величина кладки птенцовых и выводковых птиц?
^

Задание 13. «Размножение и развитие птиц»


Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1. Половая система самцов птиц имеет следующие особенности:


  1. Половые железы – два семенника в полости тела.

  2. Семяпроводы открываются отдельным половым отверстием на поверхности тела.

  3. Семяпроводы открываются в клоаку.

  4. Ко времени размножения размеры семенников увеличиваются в тысячу раз.
**Тест 2. Половая система самок птиц имеет следующие особенности:

  1. Половые железы – два яичника в полости тела.

  2. У птиц развит только левый яичник, правый редуцирован.

  3. У птиц развит только правый яичник, левый редуцирован.

  4. Оплодотворение яйцеклетки происходит в верхней части яйцевода.

  5. Оплодотворение яйцеклетки происходит в клоаке.

  6. В яйцеводах яйцеклетка покрывается зародышевыми и яйцевыми оболочками.

  7. В яйцеводах яйцеклетка покрывается только яйцевыми оболочками.
**Тест 3. К яйцевым оболочкам относятся:

  1. Амнион. 5. Скорлупа.

  2. Сероза (хорион). 6. Надскорлуповая.

  3. Белочная. 7. Аллантоис.

  4. Две волокнистые.
Тест 4. Что весит больше – яйцо до насиживания, или цыпленок, вылупившийся из этого яйца и взвешенный вместе со скорлупой сразу после вылупления?

  1. Вес будет одинаковый.

  2. Яйцо будет тяжелее.

  3. Цыпленок со скорлупой будет тяжелее.
**Тест 5. Укажите, какие птицы из приведенного списка относятся к выводковым (а) и птенцовым, или гнездовым (б):

  1. Куры. 5. Попугаи.

  2. Утки. 6. Дятлы.

  3. Гуси. 7. Певчие птицы.

  4. Голуби. 8. Лебеди.
^

З

адание 14. «Отпечаток археоптерикса»


Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Какие древние рептилии считаются предками птиц?

  2. Когда на Земле жили археоптериксы?


  3. Какие признаки археоптерикса говорят о том, что он не мог быть хорошим летуном?

^

Задание 15. «Класс Птицы»


Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:


  1. Какие особенности внешнего строения позволили птицам освоить воздушную среду обитания?

  2. Какое количество видов современных птиц известно науке?

  3. Чем образованы опахала контурных перьев птиц?

  4. Какая железа у птиц хорошо развита?

  5. Из каких отделов состоит скелет птиц?

  6. Особенности костей скелета, связанные с полетом?

  7. Какие отделы позвоночника птиц срослись?

  8. Чем представлен пояс передних конечностей?

  9. Из каких костей состоит передняя конечность?

  10. Из каких костей состоит задняя конечность?

  11. Какие мышцы поднимают крыло? Опускают крыло?

  12. Какие два желудка имеются у зерноядных птиц?

  13. В каком направлении движется воздух через легкие птиц при вдохе и выдохе?

  14. Какая кровь в правой половине сердца?

  15. Какая дуга аорты у птиц?

  16. Какие отделы головного мозга у птиц по сравнению с пресмыкающимися развиты лучше?

  17. Какие рефлексы называются условными?

  18. Какие почки у птиц?

  19. Какой основной продукт белкового обмена выводится у птиц?

  20. Что характерно для половой системы самок птиц?

  21. Какие яйцевые оболочки различают в яйце?

  22. Какие зародышевые оболочки образуются при развитии эмбриона птиц?

  23. Приведите по два примера выводковых и гнездовых птиц.

  24. Приведите по два примера оседлых, кочующих и перелетных птиц.

  25. Как называется самая крупная современная птица? Ее вес и рост?

  26. Какие древние рептилии имеют много общих черт с птицами и считаются предками птиц?

  27. Какие особенности характерны для костей скелета и челюстей археоптерикса?

  28. Когда появились настоящие птицы?
^

Задание 16. «Важнейшие термины и понятия темы»


Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Птерилии, аптерии. 2. Цевка. 3. Пряжка. 4. Киль. 5. Двойное дыхание. 6. Бронхиолы парабронхов. 7. Воздушные мешки.

Ответы:

Задание 1. 1. 1 – голова; 2 – туловище; 3 – хвост; 4 – крылья; 5 – цевка ног; 6 – пальцы ног; 7 – надклювье; 8 – подклювье. 2. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. 3. Голову, туловище, хвост, конечности. 4. Тонкая, сухая, лишенная желез (с единственной копчиковой железой). 5. Аптерии.

Задание 2. 1. 1 – очин; 2 – стержень пера; 3 – опахала; 4 – бородки 1-го порядка; 5 – бородки 2-го порядка; 6 – крючочки; 7 – контурное покровное перо; 8 – пуховое перо; 9 – пух; 10 птерилии; 11 – аптерии; 12 – первостепенные маховые перья; 13 - второстепенные маховые перья. 2. Контурные, пуховые и пух. 3. Покровные; первостепенные-, второстепенные-, третьестепенные маховые перья и рулевые. 4. Один-два раза в год.

Задание 3. 1. 1 – подклювье; 2 – надклювье; 3 – мозговой отдел черепа; 4 – шейный отдел позвоночника; 5 – ключицы; 6 – вороньи кости (коракоиды); 7 – лопатки; 8 – плечевая кость; 9 – кости предплечья; 10 – пряжка; 11 – фаланги пальцев; 12 – ребра; 13 – грудина; 14 – киль; 15 – тазовые кости, сросшиеся со сложным крестцом; 16 – хвостовые позвонки; 17 – копчиковая кость; 18 – бедренная кость; 19 – кости голени; 20 – цевка; 21 – фаланги пальцев. 2. Легкие, пневматичные, с полостями внутри. 3. Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. 4. Грудные позвонки срослись со сложным крестцом (поясничные, 2 крестцовых и часть хвостовых позвонков срослись и образовали сложный крестец), в связи с опорой птиц только на задние конечности. Последние хвостовые позвонки срослись в копчиковую кость. 5. Образовала киль. 6. Открытый, лобковые кости не срастаются, связано с крупными размерами яиц, покрытых жесткой скорлупой. 7. Парные лопатки, ключицы, вороньи кости (коракоиды). 8. Сросшимися костями запястья и некоторыми костями пясти. 9. Часть костей предплюсны и все кости плюсны срослись.

Задание 4. 1. 1 – трахея; 2 – бронхи; 3 – легкие; 4 – сердце; 5 – железистый желудок; 6 – мускульный желудок; 7 – печень; 8 – селезенка; 9 – тонкий кишечник; 10 – поджелудочная железа; 11 – почки; 12 – толстая кишка; 13 – семенник; 14 – семяпровод; 15 – клоака; 16 – клоакальное отверстие. 2. Пищевод имеет зоб. 3. Есть железистый желудок, где на пищу действуют ферменты, и мускульный, где пища перетирается. 4. Печени и поджелудочной железы. 5. Слепые отростки. 6. В нижней гортани. 7. Плотные губчатые тела.

Задание 5. 1. В стенках третичных бронхов (парабронхах). 2. И при вдохе, и при выдохе – в одном направлении, от задних легочных мешков в передние. 3. В 10 раз. 4. Нет.

Задание 6. 1. 1 – правое предсердие; 2 – правый желудочек; 3 – левое предсердие; 4 – левый желудочек; 5 – правая дуга аорты; 6 – вены большого круга (полые вены); 7 – легочная артерия; 8 – легочные вены. 2. В правой. 3. От правого желудочка. 4. По легочной артерии. 5. По легочным. 6. От левого желудочка. 7. Правая.

Задание 7. 1. 1 – передний мозг; 2 – средний мозг; 3 – мозжечок; 4 – промежуточный мозг; 5 – продолговатый мозг. 2. У анамний – 10 пар, у амниот – 12 пар.

Задание 8. **Тест 1: 2, 5, 7, 8. **Тест 2: 2, 4, 5, 6, 8, 9. **Тест3: 1, 4, 5, 8, 9. **Тест 4: 1, 3, 5, 6, 8, 10.

Задание 9. 1. 1 – семенники; 2 – семяпроводы; 3 – почки; 4 – клоака; 5 – яичник; 6 – яйцевод; 7 – редуцированный правый яичник (рудимент). 2. Отсутствует мочевой пузырь, открывается в клоаку. 3. В той части, где находится воронка яйцевода. 4. Правый. 5. Белочной, подскорлуповыми, скорлупой.

Задание 10. 1. 1 – скорлупа; 2 – подскорлуповые оболочки; 3 – воздушная камера; 4 – белок; 5 – канатики (халазы) 6 – желток; 7 – зародышевый диск; 8 – зародыш; 9 – амниотическая жидкость под амниотической оболочкой; 10 – аллантоис; 11 – сероза. 2. Белочная, подскорлуповые, скорлупа, надскорлуповая. 3. Канатики, удерживающие желток в подвешенном состоянии. 4. Нижняя часть желтка более тяжелая. 5. Амнион. 6. Аллантоис. 7. Сероза.

Задание 11.


Оболочки

Функции, особенности:

Яйцевые оболочки:

Белковая

Две волокнистые, скорлупа, надскорлуповая оболочки

Эмбриональные оболочки:

Аллантоис

Сероза (хорион)

Защитная функция, источник воды и питательных веществ для развивающегося эмбриона.

Защита от механических повреждений, газообмен (в скорлупе множество пор), источник минеральных веществ для формирования скелета, защита от проникновения микроорганизмов. Воздушная полость - резервуар, содержащий воздух для дыхания птенца при выходе из яйца.

Оболочка, окружающая эмбрион. Между эмбрионом и амниотической оболочкой - амниотическая жидкость, в которой находится развивающийся зародыш. Выполняет защитные функции.

Вырост задней кишки, в которую поступают продукты обмена. Постепенно увеличивается и прилегает к скорлупе. В ней развиваются кровеносные сосуды, и она выполняет функцию газообмена.

Наружная зародышевая оболочка.


Задание 12. 1. 1 – выводковый; 2 – птенцовый. 2. Птенцы выводковых птиц через несколько часов следуют за родителями, способны питаться самостоятельно. 3. Птенцы вылупляются слепыми и беспомощными, длительное время нуждаются в кормлении, обогреве и защите. 4. Для птенцовых величина кладки определяется возможностями выкормить птенцов, для выводковых – возможностью насиживания кладки.

Задание 13. **Тест 1: 1 – да; 2 – нет; 3 – да; 4 – да. **Тест 2: 1 – нет; 2 – да; 3 – нет; 4 – да; 5 – нет; 6 – нет; 7 – да. **Тест 3: 1 – 3, 4, 5, 6. Тест 4 : 2 (за время насиживания при дыхании эмбриона часть органических веществ окислилась). **Тест 5: 1 – а; 2 – а; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – б; 7 – б; 8 – а.

Задание 14. 1. Текодонты, жившие 200 млн. лет назад. 2. 150 млн. лет назад, в мезозойскую эру. 3. В конце мезозойской эры, 200 - 150 млн. лет назад. 4. Отсутствие киля, пальцы на крыльях, кости не пневматичные.

Задание 15. 1. Крылья, оперение. 2. 8 600 видов. 3. Бородками первого и второго порядка, сцепленные крючочками. 4. Копчиковая. 5. Скелета головы, скелета туловища, конечностей и их поясов. 6. Легкость, пневматичность костей. 7. Грудной, поясничный, крестцовый и первые позвонки хвостового отдела. 8. Парные лопатки, ключицы, вороньи кости и непарная грудина. 9. Плечевая кость, кости предплечья, пряжка и фаланги пальцев. 10. Бедренная кость, кости голени, цевка и фаланги четырех пальцев. 11. Поднимают - подключичные, опускают - большие грудные. 12. Железистый и мускульный. 13. От задних воздушных мешков через легкие к передним. 14. Венозная. 15. Правая. 16. Передний мозг, средний и мозжечок. 17. Которые образуются в течение жизни в ответ на внешние раздражения. 18. Вторичные (тазовые, метанефросы). 19. Мочевая кислота. 20. Редукция правого яичника. 21. Белочная, две волокнистые, скорлупа, надскорлуповая. 22. Амнион, аллантоис, хорион. 23. Выводковые утята, цыплята; птенцовые - голубята, птенцы попугаев. 24. Оседлые - сороки, голуби; кочующие - свиристели, снегири; перелетные - стрижи, ласточки. 25. Африканский страус, до 3 м., 90 кг. 26. Текодонты. 27. Кости не пневматичные, на челюстях - зубы. 28. 200-150 млн. лет назад.

Задание 16. 1. Оперенные и неоперенные участки кожи. 2. Сросшиеся в одну кость дистальные косточки предплюсны с костями плюсны. 3. Сросшиеся в две длинные кости дистальные косточки запястья с костями пясти. 4. Вырост грудины. 5. Двойной газообмен при вдохе и выдохе, так как и при вдохе, и при выдохе воздух идет через легкие в одном направлении. 6. Тонкостенные трубочки, оплетенные капиллярами, в которых происходит газообмен. 7. Выросты бронхов, располагающиеся между внутренними органами птиц, а их отростки находятся под кожей, между мышцами и в полостях костей.

Класс Птицы - теплокровные животные, тело которых покрыто перьями (единственная группа животных), а передние ко-нечности превращены в крылья; pадние конечности - ноги. Птицы прекрасно летают, превосходя в этом отношении всех других позвоночных животных. Также птицы хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям, многие ныряют и плавают в воде. Птицы чрезвычайно разнообразны по величине, формам, окраске, повадкам и приспособились к обитанию в различных климатических условиях. Насчитывается около 9 тыс. видов.

Внешнее строение птицы

У птиц имеется голова, шея, туловище, конечности и хвост. Голова у птиц маленькая, на ней расположены клюв, глаза, ноздри. Клюв образован вытянутыми вперед костными челюстями, которые сверху покрыты роговыми чехлами. Зубов у птиц нет, что облегчает череп. У основания верхней части клюва расположены ноздри. Округлые глаза прикрываются двумя веками и мигательной перепонкой. Ближе к затылку под перьями скрыты ушные отверстия. Подвижная шея соединяет голову с компактным туловищем.

Особенности строение тела птицы

Признаки

Особенности строения тела птиц

Форма тела

Обтекаемая

Сухая кожа, покрытая роговыми перьями

Виды перьев

1. Контурное - создает форму тела и помогает при полете;

2. Пуховое перо и пух - сохраняют тепло

Легкий и прочный за счет:

Срастания костей (кости кисти, таза, черепа)

Воздушных полостей внутри костей Летательные мышцы крепятся к килю (грудная кость)

Большие грудные (опускают крылья); Подключичные (поднимают крылья)

Пищеварительная система

Переваривание пищи за 2-3 часа (быстрый обмен ве-ществ для поддержания постянной температуры тела)

Клюв --> глотка --> пищевод (с зобом) --> желудок (из двух отделов - мускульного и железистого) --> кишечник --> клоака

Дыхательная система

Ячеистые легкие и дополнительные воздушные мешки в полости тела и костей - для улучшения газообмена и защиты от перегрева. Дыхание двойное.

Кровеносная система

Четырехкамерное сердце (два предсердия и два желу-дочка), два круга кровообращения

Нервная система

Хорошо развит мозжечок;

Развиты полушария переднего мозга (слож-ное поведение, инстинкты)

Размножение

Оплодотворение внутреннее, самка откладывает яйца, содержащие запас питательных веществ для зародыша и защищенное известковой скорлупой и подскорлуповой оболочкой

Развитие птиц

Весной:

образование пар --> токование самцов --> гнездо-вание --> откладывание яиц (от 1-2 до 15-20 шт.) --> на-сиживание яиц --> забота о потомстве.

Птенцы:

1. Выводковые - появляются одетые пухом, с откры-тыми глазами и могут выйти из гнезда и следовать за матерью.

2. Гнездовые - появляются беспомощными, со сросши-мися веками глаз, долго не покидают гнезда.

Важнейшие отряды птиц

Отряды птиц

Признаки

Представители

Воробьинообразные

В основном лесные птицы, имеют четырехпалые конеч-ности (три пальца направле-ны вперед, один назад); птенцовые птицы, в период гнездования живут парами

Воробьи, жаворонки, ласточки, скворцы, вороны, дрозды

Ржанкообразные

Выводковые птицы, живут по побережьям рек, заболо-ченным местам; средние размеры, длинные ноги и тонкий длинный клюв

Кулик, вальдшнеп, чибис, бекас

Гусеобразные

По краям клюва расположе-ны роговые пластинки или зубцы, а на конце клюва имеется утолщение - ного-ток; водоплавающие вы-водковые птицы

Гуси, утки, лебеди

Пингвины

Крылья узкие, непригодные к полету, на лапах есть пла-вательные перепонки, ноги отнесены назад, скелет тя-желый, перьевой покров очень густой

Императорский пин-гвин

Журавлеобразные

Птицы открытых про-странств, имеют длинные ноги и шею

Журавль-красавка

Крупные птицы; имеют сла-бые, непригодные для поле-та крылья и сильные ноги

Африканский страус

Короткие закругленные крылья (летают тяжело), ноги четырех-палые, с большими когтями и густо оперен, клюв относительно большой

Рябчики, тетерева, перепела, куропатки, глухари

Дневные хищники

Длинные острые крючковидные когти; клюв короткий, загнутый; полет быстрый

Соколы, орлы, ястребы, грифы

Ночные хищные птицы, с креп-кими загнутыми клювами и ост-рыми когтями, чутким слухом и острым зрением, имеют рыхлое и мягкое оперение, позволяющее летать бесшумно

Филин, сыч, сипуха, сова-сплюшка

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.