Понятие таможенного тарифа. Виды таможенных пошлин. Возникновение таможенных пошлин Экономическая сущность и виды таможенных пошлин

Введение импортных пошлин - одно из средств воздействия государства на экономику. Пошлина может устанавливаться в виде фиксированной платы за каждую ввезенную из-за границы единицу товара или в виде процентных отчислений от его цены. Импортная пошлина влияет не только на конъюнктуру рынка облагаемого ею товара, но и на экономику всей страны, так как все рынки находятся в тесном взаимодействии.

Частичный анализ . Отвлечемся сперва от взаимодействия рынка блага, облагаемого импортной пошлиной, с другими рынками.

Если страна потребляет незначительную часть мирового производства некоторого блага, то объем его предложения из-за границы можно считать совершенно эластичным по цене как до, так и после введения пошлины (график предложения блага из-за границы - прямая, параллельная оси абсцисс). Последствия введения импортной пошлины в этом случае иллюстрирует рис. 10.19. Пересечение кривых отечественного предложения и спроса (S и D ) определяет равновесное сочетание Р 2 , Q 2 в закрытой экономике. Пусть цена мирового рынка на данное благо равна Р 0 и его можно ввозить в страну беспошлинно. Тогда цена на внутреннем рынке тоже снизится до Р 0 . В этом случае объем отечественного предложения равен Q 0 , а объем спроса - Q 4 . Разность Q 4 - Q 0 закрывается импортом.

Если с каждой единицы ввозимого товара взимается пошлина в размере t ден. ед., то его цена возрастет с Р 0 до Р 1 = Р 0 + t и это вызовет следующие последствия:

1) эффект защиты отечественного производства : объем отечественного предложения возрастет с Q 0 до Q 1 ;
2) эффект потребления : объем отечественного потребления сократится с Q 4 до Q 3 ;
3) эффект внешней торговли : объем импорта сократится на (Q 1 - Q 0) + (Q 4 - Q 3);
4) эффект платежного баланса : импорт в ценностном выражении сократится на [(Q 1 - Q 0) + (Q 4 - Q 3)]P 0 ;
5) эффект таможенных сборов : сумма взимаемых пошлин возрастет на (Q 3 - Q 1)·(P 1 - P 0);
6) эффект перераспределения : излишки производителей возрастут на площадь P 0 ab P 1 , а излишки потребителей уменьшатся на площадь P 0 mn P 1 ;
7) эффект экономических потерь : разность между потерями потребителей и выигрышем производителей, уменьшенная на пошлинные сборы представляет чистые потери общества, равные сумме площадей треугольников abc и mnd .

Таким образом, от введения пошлины выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители; в целом же введение пошлины на товар, объем импорта которого совершенно эластичен по цене, сопровождается чистыми потерями общества.

Еще более разнообразны последствия введения импортной пошлины при несовершенной эластичности импорта по цене, т.е. в тех случаях, когда объем предложения товара из-за границы увеличивается только по мере увеличения его цены. В графическом виде такая ситуация изображена на рис. 10.20.

При беспошлинной торговле товар в обеих странах будет продаваться по цене P 0 , которая обеспечивает равенство объема экспорта из страны В объему импорта в страну А . Если страна А будет взимать с каждой ввозимой единицы товара пошлину в размере t ден. ед., то вместо прямой линии цен P 0 P 0 возникнет ломаная линия цен P 1 FH P 2 . Она отражает тот факт, что после введения пошлины цена блага в стране А выше его цены в стране В на t = FH ден. ед. В то же время за счет соответствующего расположения ломаной линии цен над осью абсцисс изменившиеся объемы экспорта и импорта по-прежнему равны друг другу (Q ex = Q im ).

Как и в предыдущем случае, введение пошлины вызывает семь выше перечисленных эффектов. Но теперь чистым потерям общества, представленным суммой площадей двух заштрихованных треугольников, противостоит выигрыш от снижения цены импортируемой продукции, представленный площадью заштрихованного прямоугольника:
(P 0 - P 0)Q ex .

Этот выигрыш для страны А является потерей для производителей страны В . Следовательно, когда объем импорта не является совершенно эластичным по цене, тогда часть пошлины, вводимой одной страной, перекладывается на производителей другой страны. В такой ситуации страна А может найти оптимальную величину пошлины, которая максимизирует разность между площадью заштрихованного прямоугольника и суммой площадей двух заштрихованных треугольников. Величина получаемого таким образом выигрыша зависит от эластичности спроса и предложения в каждой из стран (от наклонов кривых S и D в окрестностях точки равновесия). Вводящая пошлину страна выигрывает тем больше, чем эластичней ее спрос и предложение и чем они менее эластичны за границей.

Перемещение монопольной прибыли . Если в обеих странах хозяйство ведется в условиях совершенной конкуренции, то введение импортной пошлины, в том числе и оптимальной для одной из стран, нарушает Парето-эффективное состояние мирового хозяйства: рыночная цена блага оказывается выше предельных затрат его производства. На этом основании сторонники свободной торговли выступают против установления пошлин. Однако их аргументы становятся беспочвенными в условиях несовершенной конкуренции, когда и при отсутствии пошлин не выполняется равенство Р = МС .

Если поставщиком импортной продукции является монополист, то посредством введения импортной пошлины ввозящая продукцию страна может изъять часть прибыли заграничной монополии. Обратимся к рис. 10.21.

При беспошлинной торговле монополия предложит Q 0 ед. продукции по цене P 0 , так как такое сочетание обеспечивает ей максимум прибыли (МС = MR ). Если с каждой продаваемой за границей единицы продукции нужно платить пошлину в размере t ден. ед., то для монополии кривая спроса сместится вниз на расстояние t (D D "), так как при любом объеме продаж ее средняя выручка уменьшится на t ден. ед. В этом случае монополия уменьшит объем предложения до Q 1 , а цену до P 1 . Но для потребителей цена возрастет до P 2 = P 1 + t . В результате излишки потребителей сократятся на площадь P 0 ba P 2 , а сумму получаемых государством пошлин представляет площадь P 2 ad P 1 . Последняя состоит из двух слагаемых: части потерь излишков потребителей - площадь P 2 ac P 0 и части прибыли зарубежной монополии - площадь P 0 cd P 1 . Оптимальная ставка пошлины в этом случае определяется в результате максимизации разности между площадями прямоугольника P 0 cd P 1 и треугольника abc .

Аналогичное перераспределение прибыли посредством введения импортной пошлины можно осуществить в условиях олигополии на отечественном рынке.

Допустим, что на рынке некоторого блага есть лишь два продавца: одна отечественная и одна зарубежная фирма. Каждая из них стремится к максимуму прибыли и определяет объем своего предложения, полагая объем предложения конкурента заданным (модель дуополии Курно). Отраслевой спрос представляет линия D 2 на рис. 10.22.

Рис. 10.22. Линия реакции отечественной фирмы


Когда отечественная фирма является единственным продавцом на этом рынке, то она в целях максимизации прибыли предлагает Q 2 ед. по цене P 2 . Если зарубежная фирма продает на отечественном рынке, напр., Q 2 - Q " ед. продукции, то кривая спроса на продукцию отечественной фирмы смещается вниз до положения D 1 . На этой кривой спроса отечественная фирма выберет сочетание Q 1 , P 1 , соответствующее пересечению МС и MR 1 . Совместное предложение обеих фирм полностью удовлетворит спрос по цене P 1 , равный Q 3 . Когда зарубежная фирма будет предлагать Q 2 ед. продукции, тогда кривая спроса на продукцию отечественной фирмы займет положение D 0 и она будет выпускать лишь Q 0 ед. В этом случае совместное предложение составит Q 4 и цена снизится до P 0 . Соединив все точки, представляющие выбираемые отечественной фирмой сочетания Q,P , получим прямую ее реакции на поведение конкурента - прямую R .

Для большей наглядности дальнейшего анализа уберем с рис. 10.22 кривые спроса D 0 и D 1 с соответствующими им кривыми предельного дохода и добавим кривую средних затрат отечественной фирмы; получится рис. 10.23.

Примем, что в исходном состоянии цена равна P 0 . При такой цене объем выпуска отечественной фирмы равен Q 0 , а зарубежной Q 4 - Q 0 . Пусть с введением импортной пошлины цена на отечественном рынке возрастает до P 1 . Тогда объем предложения иностранной фирмы сократится на Q 4 - Q 3 ед., а отечественной фирмы возрастет на Q 1 - Q 0 . В результате повышения цены излишки потребителей сократятся на площадь P 0 E 0 E 1 P 1 , а прибыль отечественной фирмы увеличится с amk P 0 до bgl P 1 . В общем приращении прибыли отечественной фирмы примечательны две составляющие: 1) площадь angb - результат снижения средних затрат по мере расширения выпуска (переложение части постоянных затрат на зарубежную фирму); 2) площадь затемненного прямоугольника - результат перемещения части прибыли зарубежной фирмы.

Если разность между приращением прибыли отечественной фирмы и уменьшением потребительского излишка положительна, то импортная пошлина повышает благосостояние страны.

Доходы государственного бюджета формируются в основном за счет налогов и таможенных пошлин. Таможенные пошлины представляют собой вид косвенных налогов на импортные, экспортные и транзитные товары, которые взимаются таможенными органами данной страны при поступлении товаров на ее таможенную территорию или при вывозе товаров за рубеж. Величины ставок таможенных пошлин устанавливаются законодательными и нормативно-правовыми актами. Взимание обязательных таможенных платежей, установленных государством, возлагается на таможенную службу.
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет.
История таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.
В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси.
Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.
Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.
Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров. В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта – «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной.
В период феодальной раздробленности Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих и удельных князей, которые заключались между отдельными княжествами и городами.
В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств. Однако подобные меры нельзя рассматривать как последовательную таможенную политику Древнерусского государства. Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке.
Лишь в середине XVI века аппарат сбора пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано. В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.
Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа. В 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого этапа таможенной реформы в Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси. Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был в первые установлен заграничный денежный курс для России. Товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины. Многочисленные разрозненные таможенные сборы стали сливаться в единую таможенную пошлину. Отмирание взыскания пошлины натурой свидетельствует о совершенствовании деятельности самой таможни вследствие ликвидации функции реализации товаров. Таможня выполняет и правоохранительные функции. Но ее главной задачей по-прежнему остается сбор налогов и других обязательных платежей.

Ставки таможенных пошлин.

Ставки таможенных пошлин определяются по нескольким признакам. Например, в зависимости от страны происхождения товаров. Для стран слабо развитых в экономическом отношении или стран-политических союзников, может быть установлен льготный таможенный режим (режим наибольшего благоприятствования), а для государств недружественных, осуществляющих террористические действия или военные экспансии - режим эмбарго, или введения повышенных таможенных пошлин.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

  • Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, или страна происхождения товара не установлена, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Преференциальные (льготные) ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
  • К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

В зависимости от направления движения облагаемых товаров различают:

Экспортные (вывозные) пошлины, которыми облагается продукция национальных товаропроизводителей - например, зерна, нефти, лесоматериалов, минеральных удобрений. Пошлины такого типа вводятся для снижения экономического интереса к вывозу за рубеж товаров и реализации их на внутреннем рынке.

Таким образом выравнивается разница между внутренними и внешними ценами на какой-либо вид продукции и товар сохраняется для внутреннего потребления;

  • импортные (ввозные) пошлины, которые имеют наибольшее распространение в мировой практике. Посредством введения импортных пошлин защищается внутренний рынок от экспансии зарубежных товаропроизводителей. Помимо протекционистской функции импортные пошлины нередко выполняют функцию налога на роскошь;
  • транзитные пошлины, которые взимаются за провоз товаров через таможенную территорию страны, прокачку нефти, газа, поставки электроэнергии.

В международной практике используется несколько основных видов таможенных пошлин, в числе которых:

  • Адвалорные - (от латинского ad valoren - от стоимости) - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости (см. рис.2.2). Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. В РФ размер таких пошлин устанавливается правительством, пошлины вносятся в федеральный бюджет.
  • Прогрессивные - ставка таможенной пошлины изменяется в зависимости от стоимости облагаемого товара на мировом рынке. В РФ применяется прогрессивная шкала экспортных таможенных пошлин на нефть.
  • Специфические - устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,5 евро за килограмм;
  • Комбинированные - при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,4 евро за килограмм.

Похожая информация.


Введение

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик, формированием единого мирохозяйственного комплекса, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами. Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот, как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определенной мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.

За последние годы объем мировой торговли растет быстрее, чем мировое производство. В составе торговли значительно повышается доля услуг, возрастает продажа объектов интеллектуальной собственности, усиливается переток денежных средств между странами и в форме движения капитала, и в форме кредитов. Информатизация общества, создание глобальных информационных систем позволяет полностью отслеживать движение товаров, денег и услуг, валютных курсов, фондовых ценностей в масштабе мирового хозяйств. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усиливается.

Активное развитие мировых хозяйственных связей вызвало к жизни необходимость создания новых подходов к разработке и принятию эффективных управленческих решений по вопросам внешней экономической деятельности как на макро -, так и на микро уровне. В системе органов государственного управления внешне экономической деятельности (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей ВЭД.

В настоящее время роль и значение таможенной службы в регулировании экономической деятельности в России на несколько порядков выше, чем в индустриально развитых странах с рыночной экономикой. На Западе таможенная политика по целому ряду направлений уже сыграла свою историческую роль, и в результате постоянно усиливающейся экономической интеграции и в рамках ВТО/ГАТТ средний уровень таможенного обложения составляет незначительную величину – порядка 3 – 5%. В России же в настоящее время, наоборот, возрастает роль тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, развивается и совершенствуется импортный тариф.

Таможенно - тарифное регулирование и взимание таможенных платежей – это два относительно самостоятельных и одновременно взаимосвязанных «блока», две составные части современного таможенного дела. Совместное рассмотрение этих важных институтов таможенного дела объясняется тем, что таможенно - тарифное регулирование является первоосновой финансово – экономической деятельности таможенных органов и, стало быть, в решающей степени предпосылкой и непосредственной правовой базой организации взимания таможенных платежей.

Цель данной курсовой работы – исследование такой экономической категории как «таможенные пошлины», рассмотрение понятия таможенной пошлины, возникновение, функции.

В соответствии с заданной целью можно выделить следующие задачи:

1. Определить экономический смысл таможенной пошлины.

2. Выявить дифференциацию таможенных пошлин.

3. Дать классификацию таможенных пошлин.

4. Дать характеристику каждому виду таможенных пошлин.

Объектом исследования в данной курсовой работе является таможенная пошлина, а предметом – экономическая сущность таможенной пошлины.

Глава 1. Методология определения таможенных пошлин

1.1. Экономическая сущность таможенной пошлины

С возникновением обмена товарами между отдельными государствами возникла проблема: какие факторы предопределяют экономическую целесообразность вывоза и ввоза тех или иных товаров. Первоначально теория международной торговли исходила из того, что внешняя торговля должна осуществляться в целях накопления в стране золота. Однако теоретически оставалось неясно, почему выгодно накапливать золото.

А. Смитт показал, что в торговле между странами выгоднее продавать товары, производство которых в данной стране осуществляется с более низкими затратами, чем в другой стране, а не накапливать золото. Этот теоретический подход развил Д. Рикардо. Он считал, что обмен товарами между странами осуществляется таким образом, что следует вывозить товары, которые производятся с относительно более высокой производительностью труда и ввозить товары, которые производятся в данной стране с относительно более низкой производительностью труда. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо получила развитие в 20-м веке в теории избыточных производственных факторов, из которой следует, что экономически целесообразно экспортировать товары, в производстве которых в основном используются избыточные факторы, например, вывозить капиталоемкую или трудоемкую продукцию. Однако эта теория не получила достаточного подтверждения на основе анализа внешней торговле различных стран.

Теория внешней торговли М. Портера исходит из положения, что в международной торговле участвуют не страны, а фирмы, имеющие определенное конкурентное преимущество, которые они стремятся удерживать и развивать при поддержке государства в производстве конкурентоспособной, прежде всего, высокотехнологичной продукции. Однако из этой теории не совсем ясно, какие теоретические положения лежат в основе внешней торговли. Поскольку М. Портер пишет, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, необходимо понять, как фирмы создают и удерживают конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе.

Различные теории внешней торговли в определенной степени были справедливы для своего времени и в современном мире с учетом конкретных экономических ситуаций. Однако главным фактором, определяющим эффективность внешней торговли, является экспорт высокотехнологичной продукции. НТП является ведущей силой социально-экономического развития. Создание и использование новой техники и технологий обеспечивают экономическое преимущество той или иной стране. Разработка новых машин, оборудования, технологических процессов, освоение их производства требуют больших затрат высококвалифицированного труда. Увеличение доли такой продукции в общем объеме производства повышают трудоемкость единицы производимой продукции, она концентрирует в себе все большее и большее количество высококвалифицированного труда. Развитые трудодефицитные страны экспортируют не капиталоемкую, а трудоемкую продукцию, хотя являются капиталоизбыточными.

Экспорт трудоемкой продукции, концентрирующий в себе высококвалифицированный труд, позволяет получать определенные социально-экономические преимущества. В обмен на такую продукцию можно немного дешевле импортировать топливно-сырьевые товары, которые будут преобразовываться в продукцию с высокой добавленной стоимостью. В отличие от сырьевых ресурсов источники высококвалифицированного труда возобновляемы, а избыточные по сырью страны, для повышения эффективности своей экономики вынуждены ввозить высокотехнологичную продукцию, и становятся технологически зависимыми от стран с высоким уровнем развития. Таким образом, в современном мире страны должны стремиться экспортировать на мировые рынки товары, которые в максимальной степени в расчете на затраченные материальные и энергетические ресурсы, концентрируются затраты высококвалифицированного труда и ввозить топливно-сырьевые и другие товары с минимальными затратами высококвалифицированного труда. Это предполагает, что таможенно - тарифное регулирование должно способствовать формированию эффективной структуры производства с постоянно возрастающей долей продукции отраслей, использующих высококвалифицированный труд. В России существуют все предпосылки для восстановления и развития производства современной и высокотехнологичной продукции.

Мировая торговля во все большей степени трансформируется таким образом, что развитые страны стремятся обмениваться между собой товарами, концентрирующими высококвалифицированный труд, а в торговле с развивающимися и менее развитыми странами обменивать товары, концентрирующие в максимальной степени высококвалифицированный труд на товары, произведенный с минимальными затратами высококвалифицированного труда.

Таким образом из теории внешней торговли вытекают определенные требования в системе таможенных пошлин, которые могут быть реализованы только в том случае, если последние будут разрабатываться исходя из научно-обоснованных положений, что обусловливает необходимость понимания экономической сущности таможенной пошлины.

Таможенная пошлина как экономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями, т.е. несколько позже, чем сформировались категории цены и налога. Возникновение государственных образований обусловило появление их права на часть вновь созданной стоимости, необходимой для покрытия затрат по осуществлению государственных функций. Эти затраты покрывались путем изъятия части вновь созданной стоимости через налоги и взимания таможенных пошлин. Таким образом, первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих доходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, что обусловливалось их тесной связью с ценами. По мере возрастания объемов внешней торговли, усиления ее влияния на экономическое развитие возрастала роль таможенных пошлин как регулятора экономики. Однако экономическая сущность таможенной пошлины оставалась недостаточно изученной.

В настоящее время отсутствует четкое понимание экономической сущности таможенных пошлин, что является причиной различных подходов к определению категории «таможенная пошлина». Большинство исследователей определяют таможенную пошлину как налог. Налоговый кодекс РФ относит таможенную пошлину к федеральным сборам и налогам. При этом в Кодексе не дается определение категории налога.

В Законе РФ « О таможенном тарифе» в редакции 1993 г. (ст. 5) таможенная пошлина определялась как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товаров на территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Понятие «обязательный взнос» можно рассматривать как внесение определенных сумм за получение в последующем каких-то услуг, прав, например, на получение товара после пересечения таможенной границы. Из этого определения совершенно неясно, что является экономической сущностью таможенной пошлины и как подходить к определению ее величины.

В ФЗ от 08.11.2005 «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе»» таможенная пошлина определяется как обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или при вывозе товаров с этой территории, а так же в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно - тарифного регулирования ВТД в экономических интересах РФ.

Можно сказать, что в действующем законодательстве смешиваются совершенно разные экономические категории, что, конечно, имеет негативные последствия для формирования налоговой системы и таможенного тарифа.

Налог служит экономическим инструментом перераспределения доходов, являющихся денежной формой вновь созданной стоимости. Как справедливо отмечают некоторые авторы, таможенная пошлина имеет рентный характер. Отсюда очевидно, что налог и таможенная пошлина являются различными экономическими категориями.

1.2. Принципы, факторы и критерии формирования таможенной пошлины

Таможенные пошлины используются для достижения тех целей и решений задач, которые ставятся руководством страны на определенных этапах ее социально – экономического развития. Естественно, на каждом из этапов формируются и решаются тактические и стратегические цели и задачи.

Отсюда вытекает важнейший принцип формирования таможенных пошлин – принцип научной обоснованности. Таможенная пошлина должна определяться на основе научно обоснованных положений, что объективно отражает ее экономическую реальность и позволяет использовать для решения поставленных задач.

Принцип научной обоснованности, что при определении таможенных пошлин необходимо учитывать действие экономических законов. Это прежде всего, закон стоимости, который предусматривает поступательное экономическое развитие, возникают и углубляются диспропорции в обмене результатами труда между отдельными отраслями производства, в результате чего отдельные отрасли приходят в упадок. В конечном итоге система таможенных пошлин должна отвечать требованиям закона экономии общественного времени и способствовать ускорению темпов социально – экономического развития страны.

В условиях углубляющегося развития международного обмена результатами труда таможенные пошлины должны способствовать развитию направлений научно – технического прогресса и комплекса производств, позволяющих достигнуть поставленных тактических и стратегических целей. Поэтому одним из основных принципов формирования таможенных пошлин является учет приоритетов развития и поддержки национальных производств, позволяющих достигнуть поставленных тактических и стратегических целей. Поэтому одним из основных принципов формирования таможенных пошлин является учет приоритетов развития и поддержки национальных производств. Этот принцип формирования таможенных пошлин может быть реализован только в условиях разработанной системы приоритетов развития и поддержке национальных производств. Этот принцип формирования может быть реализован только в условиях разработанной системы приоритетов развития отдельных производств и отраслей, которые должны существовать и получать дальнейшее развитие в стране, специализацию в тех или иных областях научно – технической политики.

Одним из важнейших принципов формирования ввозных таможенных пошлин является поддержание равновыгодной конкурентной среды для отечественных и зарубежных производителей на товарных ранках продуктов, производство которых является приоритетным для национальной экономики.

При определении ставок вывозных таможенных пошлин этот принцип трансформируется следующим образом: обеспечивать равновыгодность поставки продукции на экспорт и внутренний рынок.

Нарушение принципа формирования таможенной пошлины приводит к созданию дефицита товаров на внутренних рынках и росту внутренних цен.

Одним из принципов установления таможенных пошлин является учет социально – экономических последствий введения новых ставок таможенных пошлин. Изменение ставок таможенных пошлин может привести к нерентабельности собственных производств, к закрытию предприятий и высвобождению работников, что связанно с решением вопросов их трудоустройства. Рассматривая критерии формирования таможенных пошлин, следует исходить из общепринятого определения критерия как признака, на основании которого производства оценка, определение или классификация чего- либо, мерило измерения.

Важнейшим критерием формирования таможенной пошлины является степень достоверности отражения разницы в уровне национальной мировой стоимости товаров, что предлагает использования при формировании таможенной пошлины цен, в максимально возможной степени отражающих стоимость и потребительские свойства товаров и применение методов, позволяющих определить такие цены.

Важным критерием формирования таможенной пошлины является степень ее воздействия на экономическое поведение экспортеров, импортеров и отечественных производителей. С точки зрения ее соответствия интересам национальной экономики этот критерий тесно связан с критерием достоверности таможенной пошлины. Таможенные пошлины, в максимальной степени отражают различия в уровне мировой и национальной стоимости, наиболее эффективно будет воздействовать на экономическое поведение импортеров, экспортеров и отечественных производителей. Если же достоверность таможенных пошлин невысока, то затруднительно определить, в какой степени она воздействует на экономическое поведение хозяйствующих субъектов.

При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать критерий наличия собственного производства товара или его отсутствие. Этот критерий представляется достаточно важным, поскольку каждая страна должна иметь состав и структуру производства, вытекающие из ее геополитического геоэкономического положения.

По критерию важности решаемых задач можно выделить таможенные пошлины стратегического и тактического назначения. Например, политика государства, направленная на развитие производства высокотехнологичных, наукоемких производств, производств необходимых для поддержания на соответствующем уровне различных видов национальной безопасности, например технологической, продовольственной, должна обеспечиваться поддержкой стратегического таможенно – тарифного регулирования.

Таможенные пошлины стратегического назначения – это пошлины долговременного действия, направленные на формирование и поддержание оптимальной структуры производства. Пошлины тактического назначения должны учитывать изменчивую рыночную конъюнктуру.

1.3. Виды таможенных пошлин.

В зависимости от характера условий внешней торговле товарам таможенные пошлины можно подразделить на: обычные таможенные пошлины и особые виды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины используются при регулировании внешней торговли в нормальных экономических условиях и отражаются в таможенном тарифе. Особые таможенные пошлины применяются при нарушениях нормальных условий внешней торговли.

Обязательным условием применения особых видов пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение понятия «существенный ущерб» содержится в законе «О таможенном тарифе» (статья 7). Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установление причинной части между импортов товаров и национальной отраслью промышленности.

В зависимости от характера движения внешнеторговых товарных потоков обычные таможенные пошлины на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.

Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления. Они являются преобладающей формой пошлин и используются всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

Вывозные таможенные пошлины, применяются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Они используются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары. В России применяются при экспорте энергоносителей и некоторых сырьевых товаров.

В США, например, экспортные пошлины запрещены законодательно. В других развитых странах они также не применяются.

Транзитные таможенные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применятся за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.

Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины.

Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территорию страны товаров по цене более низкой, чем, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителей подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Антидемпинговая пошлина – рассматривается, как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами не зависимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Компенсационные пошлины взимают при импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Компенсационная пошлина является составляющей компенсационные меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортируемого товара.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой – либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб конкурирующим представителям отечественных товаров.

Специальная пошлина – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территории страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения сложившейся ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Обязательным условием применения особых видов пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение понятия «существенный ущерб» содержится в законе «О таможенном тарифе» (статья 7). Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установление причинной части между импортов товаров и национальной отраслью промышленности

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.

По способу взимания различают четыре вида таможенных пошлин: адвалорные, специфические, альтернативные и комбинированные.

Адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стоимости автомобиля). Адвалорные пошлины – это наиболее простой способ расчета денежной величины пошлины. Они являются наиболее распространенными видам таможенных пошлин. В большинстве стран мира адвалорными пошлинами облагается примерно 90% номенклатуры ввозимых товаров.

Специфические ставки – это пошлины, размер которых устанавливается в денежных единицах за единицу облагаемого товара (20 долларов за тонну груза, один доллар за литр вина и т.д.). Специфические пошлины напрямую не связаны с ценой товара и денежный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого и вывозимого товара.

Альтернативная ставка пошлины содержит одновременно адвалорную и специфическую пошлину с примечанием, что взимается та из них, которая дает набольшую величину таможенного сбора (например,20долларов за тонну груза или 10%сцены товара, которая выше).

Комбинированные ставки пошлин сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от таможенной стоимости товара, но не более 20 долларов за тонну).

Следует еще отметить так называемые сезонные ставки пошлин. Эти ставки пошлин обычно применяются в отношении сельскохозяйственных товаров с целью защиты национального производства. Их величина изменяется в зависимости от времени года (например,20% к стоимости ввозимой клубники в июле-августе и 10% - в остальное время года).

Глава 2. Экономическая и торгово-политическая роль таможенных пошлин.

2.1. Таможенная пошлина в системе макроэкономических регуляторов.

Сущность макроэкономического регулирования заключается в перераспределении вновь созданной стоимости посредством экономических регуляторов.

Регуляторами макроэкономических процессов являются, как известно, важнейшие экономические категории, такие как цена, налоги, заработная плата, кредитные ставки, таможенная пошлина, валютный курс, поскольку посредством их осуществляется обмен результатам труда товаропроизводителей, собственников и наемных рабочих, как непосредственно в процессе производства и обмена, так и на стадиях распределения вновь созданной стоимости.

Таможенная пошлина как регулятор опосредствует обмен результатами труда между отечественными и мировым производителями товаров, и это воздействие в конечном итоге осуществляется через уровень цен на ввозимую, вывозимую отечественную продукцию, поступающую на внутренний рынок. При вывозе товаров таможенная пошлина используется как регулятор в обмене результатами труда между отечественными производителями и потребителями продукции на мировых рынках и непосредственно между отечественными производителями.

Таможенная пошлина регулирует уровень затрат на ввозимую и вывозимую продукцию на таможенной границе, что оказывает влияние на формирование уровня цен на товарных рынках, а соответственно - на уровень рентабельности отечественных производителей.

Таможенные пошлины должны способствовать активизации функций цены. Уровень цен, складывающийся на товарном рынке, где реализуется отечественная и импортная продукция, должен стимулировать отечественных производителей в производстве более качественной продукции, снижении затрат, повышении технического уровня производства. В связи с этим политика по установлению таможенных пошлин должна быть подчинена решению тех задач, на которые нацелена ценовая политика, и применять в зависимости от того, в какой степени ценовое стимулирование обеспечивает решение задач по развитию тех или иных производств.

Таким образом, движение таможенных пошлин должно быть подчинено и синхронизировано с движением цен.

Таможенные пошлины разрабатываются и устанавливаются в централизованном порядке государством и, следовательно, в непосредственно государственная экономическая политика, направленная на поддержание и развитие одних производств, свертывание других производств, представляющихся не эффективными. Формирование цен в той или иной степени либерализированно, и здесь важно обеспечить соответствие в направленности решения социально- экономических задач в ценовой и таможенной политике.

Возможны различные варианты сочетания направленности воздействия цени таможенных пошлин на социально – экономические процессы.

Как макроэкономический регулятор таможенная пошлина тесно связанна с валютным курсом отечественной денежной единицы. Величина отклонения валютного курса от паритетной покупательной способности существенно стимулирует или сдерживает внешнеторговый поток, что усиливает или, наоборот, ослабляет действие таможенной пошлины. Повышение курса отечественной валюты по отношению к доллару или евро снижает рублевые затраты на импорт продукции и повышает ее конкурентоспособность на рынке, а падение курса валюты повышает уровень защиты внутреннего рыка и стимулирует экспорт. Поэтому ставки таможенных пошлин должны быть синхронизированы с изменением валютного курса рубля.

Величина таможенной пошлины, поступающая в распоряжение государства, представляет собой дополнительный доход, который должен был бы получить импортер и иностранный производитель от реализации на внутреннем рынке страны – импортера более дешевого товара. По своей сути для страны – импортера это характеризует величину экономии затрат труда на удовлетворении потребностей страны. Такая экономия должна быть направлена на повышение эффективности функционирования недостаточно конкурентоспособности отраслей, а не изымать из процесса производства на потребление.

Особенность таможенной пошлины как экономического регулирования состоит в том, что она способствует перераспределению не только вновь созданной стоимости, но и овеществленного труда, заключенного в основном и оборотной капитале. Установление таможенной пошлины ниже ее экономически обоснованного уровня ведет к постепенному обесцениванию стоимости отечественных предприятий в связи с тем, что они становятся неконкурентоспособными и их технический уровень снижается. Таким образом, при длительном удержании заниженных таможенных пошлин разрушается производительный капитал, который, как правило, не может быть трансформирован в другие сферы производства ввиду специфики его материально – вещественного состава.

2.2. Таможенная пошлина как экономическая категория

Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и характеру действий относятся к стоимостным, рыночным регуляторам внешнеторгового оборота. Таможенная пошлина – это налог, который взимается при провозе товаров через таможенную границу. Как всякий налог, пошлина увеличивает цену товара и снижает его конкурентоспособность.

Наиболее заметная функция таможенных пошлин, это их ценообразующая роль – создание стоимостного барьера, повышающего цену импортного товара и создающего разрыв в уровне цен на товары в разных странах.

Создавая разницу в ценах конкретных товаров на мировом и внутреннем рынках, пошлина влияет на общий уровень цен в стране. Она позволяет национальным производителям повышать общий уровень цен местных товаров и получать дополнительную прибыль. В этом случае пошлина прямо защищает внутренние цены и прибыль национальных компаний. Однако, усиление степени защиты отдельных отраслей экономики может производиться не только с помощью повышения пошлин, но и путем выборочного их снижения, в первую очередь на те товары, которые входят составными частями в производимую готовую продукцию (узлы, агрегаты, комплектующие изделия и т.п., ввозимые из-за рубежа).

Это направление усиления таможенного протекционизма в современных условиях значительно возросло в связи с расширением международной торговли полуфабрикатами, узлами, агрегатами и комплектующими деталями между промышленно развитыми странами и в связи с созданием так называемого «глобального» промышленного производства.

Механизм влияния пошлин на цену сложен, а эффективность пошлины, а, следовательно, и оценка ее эффективного уровня – это вопрос, ответ на который носит многоплановый характер. Эффективность пошлины существенно зависит от соотношения цен на товары на внутреннем рынке страны и на мировом рынке. Например, автомашины сравнимого типа стоят 5000 долл. на мировом рынке и 7000 долл. в стране. В этом случае эффективным барьером на пути ввоза иностранных автомашин окажется пошлина со ставкой не менее 50%. Иное положение будет существовать в том случае, если цена на автомашины установится на уровне 5500 долларов на внутреннем рынке и 5000 долларов на мировом рынке. В этом случае пошлина размером в 6-10 % может оказаться эффективным протекционистским барьером. В последние годы на мировом рынке наблюдалось определенное сближение уровня цен товаров различных стран, их своеобразное нивелировка, а это в свою очередь сделало относительно невысокие ставки пошлин более эффективным средством протекционизма.

Во всех странах мира пошлины выполняют и фискальную функцию – таможенные сборы пополняют доходную часть государственного бюджета. С экономической точки зрения таможенные пошлины относятся к косвенным налогам, т.е. налогам, которые включаются в цены товара. В то же время правовые основы и практика применения таможенных пошлин и внутренних налогов существенно различны. Налогами облагаются, как правило, доходы населения. Таможенными пошлинами облагаются товары, ввозимые или экспортируемые.

Налоговая система является важным элементом финансовой системы любой страны, причем взимаемые разнообразные налоги не должны носить дискриминационного характера по отношению к иностранным товарам или их производителям. Таможенные пошлины – напротив, взимаются только с иностранных товаров или в отдельных случаях только с экспортных товаров страны (экспортные пошлины). Налоговая система является инструментом глобального макроэкономического регулирования экономики. Таможенные пошлины специально направлены на регулирование внешней торговли и реализацию торговой политики страны по отношению к ее торговому партнеру.

2.3. Экономические последствия введения таможенных пошлин.

Таможенная пошлина представляет собой инструмент, который способен вызвать повышение цены на импортные товары при их реализации на внутреннем рынке. Это наиболее очевидный эффект от введения импортных пошлин. Таким образом, импортные пошлины представляют собой своего рода наценку к цене импортного товара.

Если иностранные поставщики не захотят снизить продажные цены ради сохранения своего экспортного рынка, то цены реализации импортного товара на внутреннем рынке страны, которые ввела пошлина, повысятся. Это приведет к сокращению спроса на импортный товар и уменьшению объема его поставок. Снижение предложения позволит предприятиям, производящим аналогичный товар внутри страны, расширить производство и сбыт за счет части рынка, которую ранее занимали их иностранные конкуренты (если импортные товары и товары внутреннего производства равноценны по своим потребительским свойствам).

Благодаря этому внутренний рынок достигнет состояния равновесия при более высоком уровне цен, чем до введения импортных пошлин. Это будет цена, которая соответствует готовности части потребителей покупать товар по более высокой цене и возможностям его процентов расширить производство при новом уровне цены и существующем уровне издержек. Максимальное увеличение цены будет равно импортной пошлины. Если цена превысит этот уровень, то зарубежные поставщики смогут вновь расширить свои продажи, что заставит цену снижаться.

Поскольку импорт сокращается, а внутреннее производство расширяется, то падение потребления будет меньшим, чем сокращение импорта. Зная эластичность производства по цене и предполагаемую величину пошлины, можно оценить возможный выигрыш производителей и размер производственного эффекта.

Очевидно, что от роста цен пострадают потребители, которые будут вынуждены снизить объем потребления при увеличении своих расходов. Одни потребители вообще отказались от покупки товара, другие понесли затраты, связанные с поиском более дешевых заменителей, и, наконец, те, кто все же купил товар по более высокой цене, вынуждены ограничить потребление других товаров. Эти дополнительные потери потребители называют эффектом потребления. Важно отметить, что в числе потребителей, которые проигрывают от введения пошлин, могут оказаться и предприятия, использующие импортное оборудование или сырье. Конкурентоспособность таких предприятий в результате введения пошлин снизится.

Помимо продуцентов товара дополнительные доходы получает государство, которое приобретает еще один источник средств в бюджет в виде таможенных пошлин. Величина дополнительных бюджетных поступлений будет равна произведению объема импорта товара после введения пошлин и размера пошлин.

Если рассматривать общий баланс потерь и выгод при введении таможенных пошлин, то очевидно, что в наиболее неблагоприятном положении оказывается потребитель. Потери потребителя всегда больше выгод производителей, поскольку они теряют от роста ценна импортные товары и товары внутреннего производства. Последние же выигрывают от роста цен только на товары, производимые внутри страны.

Чистые потери экономики при введении пошлины равны разнице между потерями потребителя и совокупным выигрышем продуцентов и бюджета и составляют сумму производственного и потребительского эффектов.

Таким образом, общий теоретический анализ, основанный на определенных допущениях, показывает, что если рассматривать введение пошлин в чистом виде, т.е. независимо от конкретных экономических условий, то торговые ограничения всегда оборачиваются потерями для экономики страны в целом, хотя отдельная ее отрасль, защищаемая таможенными пошлинами, получает экономический выигрыш.

Глава 3. Дифференциация таможенных пошлин

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно – тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах РФ.

Эффективность таможенных пошлин в значительной степени может быть повышена за счет углубления их дифференциации.

Таможенные пошлины должны учитывать различия затрат на производство и потребительских свойств однородных отечествен­ных и зарубежных товаров. Степень этих различий может суще­ственно колебаться по отдельным товарным группам. Поэтому диф­ференциация таможенных пошлин предполагает выявление разли­чий в затратах и потребительских свойствах отдельных товаров в пределах их товарных групп. Степень этих различий будет определять и степень дифференциации таможенных пошлин.

Дифференциация таможенных пошлин предполагает форми­рование необходимых массивов информации и проведение расче­тов внутренних цен, принимаемых для определения таможенных пошлин, в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэконо­мической деятельности. В отдельных случаях, когда внутри товар­ной группы, обозначаемой принятым кодом, например, десятизнач­ным, имеются виды продукции, отличающиеся условиями произ­водства, уровнем затрат на них, степенью приоритетности, тамо­женные пошлины должны быть дифференцированы и в пределах принятого кода ТН ВЭД. Дифференциация таможенных пошлин должна осуществляться с учетом следующих основных принци­пов.

Первый принцип дифференциации таможенных пошлин мож­но сформулировать как обеспечение максимизации степени диф­ференциации таможенных пошлин с учетом различий в затратах производства отечественной и импортной продукции, уровня ее приоритетности.

Второй принцип дифференциации таможенных пошлин предполагает достижение необходимой сопоставимости данных в пределах анализируемых товарных групп и видов продукции.

Третий принцип дифференциации таможенных пошлин пре­дусматривает обеспечение их достаточной гибкости и примене­ния с учетом колебаний в затратах на производство, колеба­ний мировых цен и других факторов.

В сложившихся экономических условиях отечественные пред­приятия практически лишены возможности развивать и совершен­ствовать технический уровень производства и не могут противо­стоять зарубежному производителю в конкурентной борьбе. Углуб­ление дифференциации таможенных пошлин позволит затормозить процесс снижения конкурентоспособности отечественной продук­ции.

Цены и таможенные пошлины находятся в тесной зависимос­ти от валютного курса рубля. Углубление дифференциации та­моженных пошлин позволяет более гибко реагировать на его изме­нения. Максимальное приближение курса отечественной валюты к ее паритетной покупательной способности является одним из важных условий эффективного участия страны в международном раз­делении труда, что позволяет ориентироваться на реальную народ­нохозяйственную эффективность экспорта и импорта. Отклонение курса отечественной валюты от ее паритетной покупательной спо­собности повышает или понижает эффективность экспортно-им­портных операций, которые не совпадают с реальной народнохо­зяйственной эффективностью тем в большей степени, чем больше разрыв в курсе и паритетной покупательной способности отече­ственной валюты. Это не позволяет сформировать эффективную структуру экспорта и импорта продукции и приводит к существен­ным потерям общественного труда. Отклонения курса отечествен­ной валюты от ее паритетной покупательной способности и неста­бильность курса валюты должны своевременно учитываться при определении таможенных пошлин, которые необходимо пересматривать с учетом различий в динамике и уровне мировых и внут­ренних цен.

Деформированность протекающих экономических процессов в России обусловливает неустойчивость и постоянное падение курса рубля по отношению к иностранным валютам развитых стран. В условиях свободного ценообразования в неконкурентной среде и проводимой политики сжатия денежной массы платежеспособ­ный спрос систематически отстает от роста цен, вследствие чего падают объемы производства, растет объем неплатежей, постоян­но снижается производительность общественного труда, разруша­ются сферы и отрасли экономики. В этих условиях отсутствует эко­номическая заинтересованность в инвестициях в производство, по­вышается заинтересованность в конвертации доходов в иностран­ную валюту. Потребности государства в иностранной валюте для выплаты долгов также повышают неустойчивость курса рубля. Национальный рынок по многим товарам в настоящее время в зна­чительной степени формируется за счет импортных товаров, зат­раты на которые и определяют рыночную стоимость товаров, к которой стремятся цены аналогичных отечественных товаров. Если на первом этапе экономических реформ рост издержек отечествен­ных производителей в решающей степени определял рост внут­ренних цен и курс рубля к доллару, то в данной ситуации, когда российская экономика существенно трансформировалась, вывозит сырье и топливо и потребляет продукцию обрабатывающей про­мышленности, курс рубля к доллару во все большей степени ока­зывает влияние на уровень внутренних цен и издержек производ­ства, которые, в свою очередь, влияют на рост цен.

В условиях падения курса рубля создаются предпосылки для снижения ввозных пошлин на определенные группы товаров с це­лью оказания давления на отечественных товаропроизводителей в сдерживании роста цен, когда их прибыль начинает превышать необходимые пределы, но это сложно сделать в условиях высокой агрегированности ставок таможенных пошлин.

При снижении курса рубля и росте цен на импортные товары, а затем и на отечественные товары, при проводимой жесткой фи­нансово-денежной политике ускоряется разрыв в росте цен и дохо­дов, что после кратковременного роста обусловливает более стре­мительное снижение объемов отечественного производства. В этих условиях отсутствуют предпосылки для постоянного наращивания объемов выпуска продукции отечественными производителями, ко­торые используют повышение цен на импортную продукцию как фактор повышения цен на собственную продукцию. В данной си­туации своевременное снижение ввозных таможенных пошлин по­зволяет усилить конкурентную борьбу на внутреннем рынке и сдер­жать общее повышение цен.Кризис в августе 1998 г. наглядно показал необходимость проведения такой политики, но государ­ственные структуры оказались малоподготовленными для прове­дения такого маневра из-за отсутствия прогноза изменения эконо­мической ситуации и разработанных мер противодействия кризис­ным явлениям. В результате в ряде регионов, где импорт занимал значительный удельный вес в удовлетворении общественных потребностей, например, в Москве цены отечественных продоволь­ственных товаров быстро достигли уровня цен аналогичных им­портных товаров без какого-либо реального увеличения объемов производства.

При расчете вывозных пошлин очень важно правильно опре­делиться с уровнем и динамикой издержек производства отече­ственных производителей и уровнем рентабельности, которая дол­жна рассчитываться на уровне, обеспечивающем нормальные ус­ловия работы предприятий.

При сохранении сформировавшихся в экономике процессов конкурентоспособность отечественных производителей все более будет снижаться по сравнению с иностранными предприятиями. Эти тенденции необходимо учитывать в проведении таможенной политики.

Заключение

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование ВЭД в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется разными методами, которые в зависимости от классификационныхпризнаков (критериев), подразделяются на экономические, административные, тарифные и нетарифные.

Экономические методы регулирования ВЭД должны составлять часть единого экономического механизма регулирования ВЭД, т.е. наличие опреде­ленных взаимосвязей между отдельными, его образующими, элемен­тами, а также системный подход к формированию этого механизма с обеспечением внутренних и внешних связей элементов данной сис­темы.

Экономические методы регулирования ВЭДбазируются на использовании экономических инструментов торговой политики - таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) и таможенных сборов.

Используя эти инструменты, государство воздействует наэкономические интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их по­ведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную само­стоятельность, что в большей степени соответствуют природе рыноч­ных отношений в современных условиях.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

Адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

Специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

Комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Также различают следующие виды пошлин:

Сезонные

(ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году)

Особые виды пошлин:

Специальные пошлины (применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, а также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов);

Антидемпинговые пошлины (применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации);

Компенсационные пошлины (применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации).

Список использованных источников

1. Таможенный кодекс Российской Федерации, 2008.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Вводный комментарий. Официаль­ный текст. Пропаганда. М, 2007

3. Закон РФ от 21.05.1993 № 5005-1 «О таможенном тарифе».

4. Федеральный закон РФ от 14.04.1998 №63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами».

5. Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

6. Постановление Правительства РФ от 20.01.1996 № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг».

7. Халипов. Таможенное право. - М.: Издательство «Зерцало», 2005

8. Исследование проблем ТД. Сборник научных трудов. - М. 2008.

9. Козырин А.Н. Коментарий к Закону Российской Федерации « О таможенном тарифе». – М.: Издательство «Легат»,2006.

10. Шамахова Таможенное право Российской Федерации. Учебник. - М.:СофтИздат, 2007

11. Листопад А.Д. Финансовая деятельность таможенных органов РФ: Учебное пособие. М.,2006.

12. Ноздрачев А.Ф. Таможенное право: Учебник. М., Волтерс Клувер, 2007.

13. Новиков В. Е. Таможенные пошлины как инструмент государственного регулирования. Монография. - М.: Издательство РИО РТА, 2006.

14. Дюмулен И. И. Организационные формы таможенно-тарифного регулирования. Учебник. М.: ВАВТ, 2004.

15. Данильцев А. В. Международная торговля: Инструменты регулирования. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Палеотип», 2004.

16. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

Приложение 1

Средний уровень пошлин на натуральный каучук и изделия из него, текстиль и текстильные изделия (в %, средневзвешенные).

1.1. Экономическая сущность таможенной пошлины…\……….…...5

1.2. Принципы, факторы и критерии формирования таможенной пошлин……………………………………………...…………………....9

Дюмулен И. И. Организационные формы таможенно-тарифного регулирования. Учебник. М.: ВАВТ, 2004.

Листопад А.Д. Финансовая деятельность таможенных органов РФ: Учебное пособие. М.,2006.

Данильцев А. В. Международная торговля: Инструменты регулирования. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Палеотип», 2004.

Закон РФ «О таможенном тарифе». М.,1993.

Америка не влияет на металлургов

Конкретные виды продукции (горячекатаная, холоднокатаная стали или полузаготовки), которые могут подпасть под пошлины, Трамп не назвал, нет их и в документах министерства по торговле США. Россия поставляет в США как полуфабрикаты (слябы), на которые США пошлину вводить не собираются, так и конечную продукцию, правда, поставки проката в США небольшие, рассказали представители «Северстали», Evraz , ММК и НЛМК .

НЛМК и Evraz поставляют полуфабрикаты (слябы) на свои предприятия в США, признают представители компаний. Первая за прошлый год поставила 1,5 млн т слябов, вторая поставки не раскрывает. У НЛМК три завода в Америке производят плоский прокат.

Представитель «Северстали» отмечает, что США - не приоритетный рынок для компании. В 2017 г. на США пришлось около 2% продаж компании (около 233 000 т). В случае введения пошлин компания легко перенаправит эти поставки на другие рынки. Представитель ММК отметил, что компания вовсе прекратила поставки стали в эту страну - в 2016 г. поставки туда были меньше 10 000 т.

По данным таможенной статистики РФ, в 2017 г. Россия поставила в США 4,1 млн т стальной продукции, в том числе полуфабрикатов - на $1,6 млрд. Это меньше 10% экспорта, большая часть которого - именно полуфабрикаты.

На продажи в США приходится около 10% выручки UC Rusal . В прошлом году компания продала там алюминия на $1,4 млрд.

Российский металл вообще не создает угрозы американским производителям алюминия, поскольку этот рынок США дефицитный, говорит представитель UC Rusal . По его словам, пошлины приведут к росту цен на алюминий на внутреннем рынке, в итоге их, по сути, будет оплачивать местный потребитель, а импортеры будут продолжать поставки.

Европейский вопрос

Какие виды сталелитейной продукции могут подпасть под защитные пошлины, еврокомиссар Мальмстрем не уточнила. Сейчас в отношении российской стали в Евросоюзе действуют ограничения: на холоднокатаный прокат – с 2015 г. и на горячекатаный - с 2017 г.

С мая 2015 г. по май 2020 г. для холоднокатаного проката введены антидемпинговые пошлины: 18,7% - на поставки ММК , 34% - «Северстали», НЛМК и других российских производителей – 36,1%, говорится в материалах ЕК. На горячекатаный прокат Евросоюз ввел фиксированную пошлину: для НЛМК – 53,3 евро за тонну, для ММК – 96,5 евро, а для «Северстали» - 17,6 евро.

В 2015 г. на европейские продажи у «Северстали» пришлось 17,9% выручки, или $1,1 млрд, а в прошлом, несмотря на пошлину, – 18,7%, или $1,5 млрд. Европа приносила НЛМК в 2015 г. 20,7% выручки, или $1,66 млрд, сейчас же – 17,2%, или $1,73 млрд. ММК европейский рынок приносил 6% выручки, или $175 млн, сейчас это 3%, или $226,4 млн. Доля выручки UC Rusal от европейского рынка по итогам прошлого года составила 29%, или $2,9 млрд. В 2015 г. Европа принесла 17,5% выручки, или $1,5 млрд.

После введения пошлин в Европе цены на сталь выросли в среднем на 25-30% в сравнении с экспортными российскими ценами, говорит аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. Но увеличение заградительных пошлин в условиях мирового перепроизводства стали может привести к перераспределению поставок, снижению выручки в ключевых регионах, снижению выручки, говорит эксперт.

Представитель Еврокомиссии не ответил на вопросы «Ведомостей».

Признали ничтожным

США не впервые пытается ввести пошлины в отношении стальной продукции. В 2016 г. международная торговая администрация США (ITA) подозревала Китай, Корею, Индию, Японию, Великобританию, Бразилию и Россию в установлении демпинговых цен на холоднокатаный прокат и даже ввела предварительные антидемпинговые пошлины для российских металлургов (12-16%). Но после расследования ITA решила не вводить антидемпинговые пошлины против импорта холоднокатаного проката из России. Все члены комиссии признали, что импорт из России в США «ничтожно мал», и поэтому решили пошлины против российской стали не вводить.

Цены на внутреннем рынке США сильно выше мировых – $940 за тонну холоднокатаной стали против $800, после того как страна ограничила импорт, говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов.

Решение США ввести ввозные пошлины на сталь и алюминий несет определенный ущерб для России, но меньший, чем для Китая и ЕС, считает вице-премьер Аркадий Дворкович: «Будем изучать, каким именно образом введены эти ограничения, потому что есть определенные процедуры. Юристы уже смотрят, что именно было сделано. Преждевременно говорить [о возможной реакции РФ], надо все документы внимательно изучить и решить».

кономические последствия введения пошлины разнообразны: они влияют на производство, потребление, товарооборот и благосостояние страны, которая ввела импортный тариф, и ее партнеров по торговле .

Введение импортного тарифа для защиты национальных производителей, которые несут убытки из-за наплыв более дешевого товара, влияет на экономику как малой, так и большой страны. Страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен, и если изменение спроса на импортные товары вызывает изменение мировых цен.

Влияние тарифа на экономику небольшой страны показано на рис. 4.1.

Потребители у отечественных производителей по мировой цене Р с могут приобрести только Q 1 данного товара. Неудовлетворенный спрос равняется Q 1 Q 2 и может быть покрыт импортом. Страна вводит пошлину на импорт единицы товара в размере t, что приводит к увеличению цены импортируемого товара с Р с до Р с +t. Таким образом, внутренняя цена увеличивается, а мировая цена сохраняется на предыдущем уровне. Вследствие этого в стране:

    сокращается общий объем спроса (с Q 2 до Q 4), что происходит за счет потребителей, которые по высокой цене не смогут покупать данный товар;

    уменьшается объем импорта, что происходит в результате увеличения внутреннего производства и сокращения спроса;

    увеличивается внутреннее производство товара, поскольку по возросшей цене национальные производители товара, конкурирующего с импортным, смогут поставить на рынок большее количество товаров (не Q 1 , а Q 3 товара);

    возрастают ее экономические потери, возникающие из-за необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. Чем больше растет защита внутреннего рынка с помощью импортных пошлин, тем большее количество ресурсов, не предназначенных специально для выпуска данного товара, придется использовать для его производства. Страна могла бы не нести убытки, если бы покупала товары по более низкой цене у иностранного продавца. На внутреннем рынке происходит замена эффективных, с точки зрения издержек, иностранных товаров, менее эффективными в производстве отечественными товарами. Убыток для страны в целом равняется сумме, которая соответствует площадям треугольников CJM и NHB (рис. 4.1).

Таким образом, при введении импортного тарифа возникают следующие экономические эффекты:

    эффект государственного дохода, то есть государство получает дополнительный доход, который равен произведению ставки тарифа на объем импорта (MJHN);

    торговый эффект, то есть снижение импорта (BN+CM);

    потребительский эффект, то есть сокращение внутреннего потребления (BN). Благосостояние потребителей снижается, поскольку потребление товара связано с ростом его цены на внутреннем рынке;

    производственный эффект, то есть расширение внутреннего производства (СМ).

Итак, при введении импортного тарифа малой страной мировые цены не изменяются, и ее условия торговли не настолько улучшаются, чтобы компенсировать негативное влияние тарифа на экономику.

Последствия введения импортного тарифа большой страной, почти такие же, как и в малой стране. Однако он вызывает снижение уровня мировых цен и удешевление импорта.

Импортный тариф, введенный большой страной, не только защищает рынок от иностранной конкуренции, но и является средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке. Поэтому, если она ограничивает свой импорт ввозными тарифами, то это существенно снижает совокупный спрос на данный товар. Вследствие этого продавцы товара вынуждены снижать цены. При неизменном уровне цен на экспортные товары и снижении цен на импортные товары условия торговли страны улучшаются. Введение импортного тарифа приведет к положительным результатам только в том случае, если они не будут перекрыты негативными экономическими потерями для страны из-за его начисления. Другими словами, положительный эффект тарифа достигается в случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.