-*новый или неперечисленный*-

Брестская уния


                  Одесская Государственная Академия Холода
                         Реферат по истории Украины



  [pic]

на тему:

Брестская уния



студента 211 а группы
Тарасенко Е.А.


                               Одесса 1995 г.



                                    План

                           1. Попытки объединения

                         2. Брестская уния 1596 года


Идея  воссоединения  католической  и  православной  церквей  в  принципе  не
отвергалась ни той, ни другой  с  самого  момента  их  раскола  в  1054г.  В
Украине первые попытки объединения церквей имели место  еще  в  XIII  в.,  а
после Флорентийского собора 1439 г, идея эта едва не  осуществилась.  Однако
на пути воплощения этой в сущности весьма привлекательной идеи  стояли  века
недоразумений и взаимных подозрений.
Поскольку католическая  церковь  на  протяжение  многих  столетий  придавала
решающее  значение  укреплению  своих  рядов  и  организационной  мощи,   то
православные особенно опасались разговоров о  воссоединении,  усматривая  за
ними  попытку  подчинить  Восточную  церковь  Западной.  И,  надо   сказать,
опасалась не без оснований. На протяжении всего XVI века убежденные в  своем
превосходстве польские католики, собственно, и не скрывали,  с  какой  целью
они  склоняли  (а  порой  и  открыто  принуждали)  к  так  называемой   унии
православных украинцев. Поляки надеялись, что с  введением  унии  произойдет
немедленное  и  полное  растворение  православных  украинцев  среди  прочего
населения Речи  Посполитой  ,  а  католицизм  существенно  расширит  пределы
своего влияния на востоке.
В 1577г, широкий резонанс  получает  знаменитое  рассуждение  Петра   Скарги
“О единстве Церкви божьей”. В то же время  иезуиты  систематически  вели  и,
так сказать, индивидуальную работу среди ведущих украинских  магнатов,  дабы
склонить их к поддержке идеи унии хотя бы в  принципе-  чего  им  и  удалось
добиться от многих,  и  даже  от  самого  князя  Острожского.  А  уж  король
Сигизмунда III, ревностный католик, использовал все свое влияние  для  того,
чтобы от принципиального согласия  перейти  к  непосредственному  исполнению
иезуитской затеи. У могли быть и более веские причины для ее поддержки,  чем
религиозное рвение,- причины политические:  уния  еще  теснее  привязала  бы
Украину и Белоруссию к  Речи  Посполитой  и  отдалила  от  влияния  соседней
православной Московии.
Как ни странно, но  непосредственный  импульс  к  заключению  унии  был  дан
православной  стороной.  В  1590  г.  православный  епископ  Львова   Гедеон
Балабан, доведенный до бешенства непрекращающимися стычками с  братством,  а
более всего- бестактным, по  его  мнению,  вмешательством  в  эти  “домашние
дрязги” константинопольского патриарха, поставил вопрос об унии с  Римом  на
тайном съезде православных епископов в  Белзе.  Нашлись  еще  три  епископа,
которые  согласились  с  Балабаном.  Этими  тремя  епископами  были   Кирило
Терлецкий из Луцка, Дионисий Збируйский из  Холма  и  Леонтий  Пелчицкий  из
Турова.  Позднее  к  заговорщикам  примкнул  Ипатий  Потий  из   Володимира-
авантюрист  знатного  рода,  лишь  недавно  рукоположенный  в   православные
священники, а до  этого  успевший  побывать  в  кальвинистах.  Именно  он  с
Терлецким возглавил заговор епископов.
Конечно,  не  так-то  легко  разобраться  в  мотивах  заговорщиков,  в  этой
причудливой смеси своекорыстия и “идейных”  соображений  о  выгодах  или  не
выгодах самой церкви. Им хотелось порядка и дисциплины  среди  православных-
такого, как у католиков. Хотелось, чтобы авторитет епископа несмотря  ни  на
что был непререкаем в глазах всего духовенства и мирян. Они  заявляли  своей
пастве, что, став частью католической церкви, она получит наконец равные  со
всеми права в Речи Посполитой: и мещан больше никто не обидит в их  городах,
и дворян не  обойдут  выгодными  местами  по  службе.  Да  и  карьера  самих
епископов не замедлила бы резко взлететь: в случае уравнения их в  правах  с
католическими иерархами они получали места в Сенате и могли  реально  влиять
не только на церковные, но и на государственные  дела.  Вдохновленные  столь
радужной перспективой, заговорщики в условиях  строгой  конспирации  провели
серию переговоров с королевскими  чиновниками,  католическими  епископами  и
папским  нунцием.  Наконец  в  июне  1595г.  четыре  православных   епископа
официально объявили о своем согласии привести свою церковь к унии  с  Римом.
Они обязались безоговорочно признать авторитет папы во всех вопросах веры  и
догмата- взамен на гарантии сохранения традиционной православной литургии  и
церковных  обрядов,  а  также  традиционных  прав  священников  вроде  права
обзаводиться семьей. И уже в конце 1595г. Терлецкий и  Потий  отправились  в
Рим, где папа Клемент VIII провозгласил официальное признание унии.
   Только после этого весть об унии стала достоянием  православной  общины.
Разумеется, негодованию украинцев не было предела. И даже такие  их  лидеры,
как князь Острожский, внутренне уже склонявшиеся к идее унии, были  взбешены
тем, как коварно, нагло и бездарно  эта  идея  была  проведена  в  жизнь.  В
открытом письме к четырем  епископам,  получившем  широкий  резонанс,  князь
называл заговорщиков “волками в овечьей шкуре”, предавшими  свою  паству.  И
призывал верующих к неподчинению самозванным вершителям их  судеб.  Направив
официальный протест королю, князь Острожский в то же самое время вступает  в
антикатолический  сговор  с  протестантами,  угрожая   поднять   вооруженное
восстание. По всей  Украине  и  Белоруссии  православное  дворянство  срочно
съезжалось на местные собрания, чтобы гневно осудить унию. И  даже  епископы
Балабан  и  Копыстенский,  напуганные  размахом   протеста,   отреклись   от
собратьев- заговорщиков и  сделали  формальные  заявления  о  том,  что  они
вместе  со  всеми  православными  выступают  против  унии.  Для   разрешения
конфликта в 1596г. в Бресте созывается церковный собор.  Никогда  прежде  не
знали  Украина  и   Белоруссия   столь   многолюдных   церковных   собраний.
Противников унии представляли два  выше  упомянутых  епископа,  православные
иерархи из-за границы, десятки  выборных  представителей  дворянства,  более
200 священников и множество мирян. Чтобы обеспечить их  безопасность,  князь
Острожский  явился  на  собор  во  главе  собственных  вооруженных  отрядов.
Напротив.  Ряды  сторонников  унии  были  весьма  и  весьма  малочисленны  и
состояли всего лишь из  четырех  православных  епископов,  а  также  горстки
католических иерархов и королевских чиновников.
Едва начавшись, переговоры  зашли  в  тупик:  стало  очевидно,  что  стороны
общего языка не найдут. Понимая бессмысленность  дальнейших  препирательств,
униаты прямо заявили, что никакие доводы разума не заставят их  отречься  от
унии. И как ни протестовали православные, к каким угрозам ни прибегали-  все
было бесполезно, потому что выходов  из  такой  ситуации  оставалось  только
два:  заставить  униатов  отступиться-  или  заставить  короля   лишить   их
епископского сана. То и другое оказалось совершенно невозможно.
Так украинское общество  раскололось  на  две  неравные  половины:  с  одной
стороны православные магнаты,  большинство  духовенства,  народ;  с  другой-
бывшие иерархи православной церкви с кучкой своих  приверженцев.  Однако  на
эту вторую чашу весов был брошен столь  весомый  аргумент,  как  королевская
поддержка, - и так какое-то время обе чаши пребывали в  равновесии,  т.е.  в
той парадоксальной ситуации, когда иерархи обходились без церкви, а церковь-
 без иерархов... Начавшись попыткой объединения христианских церквей и  всех
верующих христиан, Брестская уния привела  к  их  дальнейшему  разъединению,
потому что теперь на месте двух церквей существовали уже три-  католическая,
православная и униатская, или греко-католическая, как ее впоследствии  стали
называть.





смотреть на рефераты похожие на "Брестская уния"