-*новый или неперечисленный*-

Тара и упаковка




    Введение.

    Говоря о современных методах упаковки и таре, необходимо вспомнить их
    историю. Упаковка всегда играла важную роль в жизни человечества и, как
    вехи на пути, отмечала этапы его развития.
             Еще в средние века начинается маркировка товаров. Для
    маркировки мешков, например, использовались клейма, положившие начало
    развитию товарных знаков и марок. Вслед за клеймом изготовителя
    появляется маркировка товара шрифтом, а затем и наклейкой, которая
    становится прототипом этикетки.
             Уже на ранних этапах своего развития упаковка сочетала в себе
    три основных фактора: материал, конструкцию и внешний вид. Этикетки на
    закрытых аптечных упаковках уже в XVIII в. выполняли рекламную функцию,
    а не только маркировали товар.
             В 1922 году в раскопках поселения в Иране, археологи нашли
    сосуд, сделанный пять тысяч лет назад, в котором был обнаружен осадок,
    оказавшийся по химическому составу пивом. На старинных клеймах кувшина
    встречается рельефный рисунок, изображающий людей, сидящих вокруг
    больших кувшинов и потягивающих пиво через соломинки. Эти кувшины еще
    не были  упаковкой, но они были началом, первым опытом упаковки. Там же
    был найден кувшин, в котором когда-то содержалось вино. Кувшины
    отличались друг от друга. Тот, что для пива, устанавливался
    вертикально, а кувшин для вина должен был лежать на боку и закрывался
    затычкой из необоженной глины, разбухающей, как пробка, и
    непропускающей воздух, тем самым предохраняя вино от скисания. Тара
    символически изображала продукт. Такое  яркое отождествление тары с ее
    содержимым и символикой говорит о том, что коммуникативный аспект
    упаковки имеет очень древние корни.
             Самая известная тара из древнего средиземноморского региона –
    это   ханаакский кувшин, или амфора. Обычная амфора делалась объемом
    около 30 литров, с небольшими ручками наверху; днище ее закруглено, что
    способствует более равномерному распределению давления, которому
    подвергается тара. В них перевозили вино, масло и другие жидкости, в
    том числе и воду.Амфоры для того времени были многопрофильной тарой,
    как и наши картонные коробки или 55-галонные нефтяные бочки. Ханаакский
    кувшин подвергался маркировке. Количество информации на маркировке,
    было  почти как на винных этикетках. Там были сведения о возрасте вина,
    сорте винограда и местности, а также о том, сухое оно или сладкое.
    Кувшины были непрозрачными, поэтому маркировка являлась важной
    составляющей.
               “Самые дорогие вещи бывают в маленьких упаковках” – это
    расхожее мнение. Драгоценные вещи нуждаются в специальной упаковке.
    Косметическая и парфюмерная тара изготавливалась из таких драгоценных
    материалов, как золото, слоновая кость, алебастр, жадеит, хрусталь и
    фарфор. Упаковка должна была подчеркнуть всю прелесть и роскошь
    аромата. Все сосуды, особенно стеклянные, являются связующим звеном
    между античным миром и зарождением современной упаковки.
           К началу средневековья в разряде упаковочных материалов уже
    числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло.
             В начале XIX века парфюмерия стала предметом серьезного
    научного исследования. Увеличение количества маркированных духов
    повлияло на расширение печатной продукции, когда потребовались
    изысканные, яркие и запоминающиеся этикетки для украшения стандартных
    флаконов. В середине XIX века начала формироваться упаковка в ее
    современном виде. Часто флаконы продавали в деревянных коробочках,
    обитых шелком или бархатом и украшенных эмалью. Покупали эти коробочки
    уже обычные потребители.

    Тара. Упаковка. Их функции.

              Согласно ГОСТу 17527-86 «Упаковка. Термины и определения» под
    упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих
    защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды,
    загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. Тара – это
    основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения
    продукции.
|          Перемещение продукта от производителя к потребителю является   |
|неминуемой предпосылкой реализации его потребительной стоимости. При этом|
|важно обеспечить полную сохранность количества, качества и товарного вида|
|продукции на всем пути ее следования.                                    |
|С целью защиты продукции от механических, климатических, биологических и |
|других воздействий и обеспечения ее качественной сохранности при         |
|транспортировании и хранении применяют различные виды тары и упаковки.   |
|Наряду с основной своей функцией – обеспечивать сохранность упакованного |
|товара – тара выполняет и другие. Она способствует ускорению передачи    |
|товарно-материальных ценностей от производителей потребителям: облегчает |
|перемещение продукции при погрузочно-разгрузочных работах и              |
|внутрискладских операциях: обеспечивает безопасные условия труда при     |
|переработке упакованных грузов; улучшает учет и организацию сбыта        |
|продукции; повышает эффективность использования транспортных средств и   |
|складских помещений. Имея оригинальную маркировку, тара выполняет        |
|рекламную функцию, доводит до потребителя первые сведения о продукции и  |
|правила обращения с ней. Рекламная маркировка на потребительской таре    |
|(упаковке) воздействует на покупательский спрос. В рыночной экономике    |
|рекламная роль тары – один из важнейших инструментариев маркетинга.      |
|При транспортировании и хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитых      |
|продуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от    |
|вредного воздействия указанных материалов.                               |


             Тара характеризуется многообразием видов, типов конструкций,
    разнообразием применяемых для ее изготовления
    материалов и широтой сфер применения. Это обуславливает ее
    классификацию. Все многообразие тары по своему функциональному
    назначению подразделяется на транспортную и потребительскую (упаковку).
    Особую группу составляет тара-оборудование, представляющее собой
    изделие для размещения, транспортирования, временного хранения и
    продажи из него товаров методом самообслуживания.
             По применяемым материалам тара бывает деревянная, картонная,
    бумажная, металлическая, полимерная, тканевая, стеклянная и из
    комбинированных материалов.
             По размерам различают крупногабаритную и малогабаритную тару.
    К крупногабаритной относится транспортная тара, размеры которой
    превышают 1200х1000х1200 мм.
             В зависимости от кратности использования различают разовую,
    возвратную и многооборотную тару. Разовая тара предназначена для
    однократного использования при поставках продукции. Возвратная тара –
    это тара, бывшая в употреблении и используемая повторно. Многооборотная
    тара предназначена для многократного ее использования при поставках
    продукции. Отличается прочностными показателями и организационно-
    юридическими условиями сдачи и возврата.
             По степени жесткости конструкции, то есть по способности к
    сопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей первоначальной
    формы, различают жесткую, мягкую и полужесткую тару. Жесткая тара не
    меняет своих форм и размеров при заполнении продукцией и при
    транспортировании и хранении продукции способна выдерживать внешние
    воздействия. Форма мягкой тары существенно меняется при заполнении ее
    продукцией. Полужесткая тара менее устойчива к внешним воздействиям, но
    при незначительной деформации после заполнения товаром сохраняет в
    основе свою первоначальную форму.
             По конструктивному исполнению тару подразделяют на
    неразборную, разборную и разборно-складную.
             В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного
    средства тара бывает закрытая и открытая.
             Различают тару плотную, детали которой соединены между собой
    без просветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с
    заданными просветами.
             По герметичности тара разделяется на герметичную и
    негерметичную. Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-,
    жиро -, газо- и паронепроницаемая тара.
             Исходя из специфики функционального назначения и особенностей
    конструктивных исполнений, различают изотермическую, и изобарическую, и
    аэрозольную тару. Изотермическая – это тара, внутри которой сохраняется
    заданная температура в течение определенного времени. Изобарическая –
    это герметичная тара, внутри которой сохраняется заданное давление.
    Аэрозольная тара – это изобарическая тара с распылительным клапаном,
    придающим продукции при ее потреблении аэрозольное состоянии.
             По принадлежности и условиям использования тару делят на
    производственную, инвентарную и складскую.
             Производственная тара предназначена для хранения, перемещения
    и складирования сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой
    продукции, а также отходов в производстве. Инвентарная тара – это
    многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая
    возврату данному предприятию. Складская тара представляет собой
    разновидность транспортной тары, используемой для приемки, хранения и
    комплектации продукции в складских условиях.
             Тару, обеспечивающую защиту упакованной продукции от
    воздействия радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных
    (биологических) средств, называют защитной.
             Существует также экспортная тара, предназначенная для поставки
    продукции за границу, и импортная тара.
    В зависимости от сферы применения различают универсальную и
    специализированную тару. Первую используют для упаковывания,
    транспортирования и хранения различных видов продукции. Вторую – для
    одной какой-либо определенной продукции или для определенных условий
    эксплуатации.
             Как правило, в контрактах различают внешнюю (наружную или
    транспортную) тару (ящики, деревянные или металлические барабаны,
    бочки, клети, бидоны, фляги, картонные коробки, бумажные жесткие
    пакеты, мешки, контейнеры и т. д.) и внутреннюю (первичную или
    потребительскую) упаковку. Последнюю применяют для каждого изделия или
    какой-то определенной части, массы или объема продукции. Она является
    неотделимой частью товара (пленочные и бумажные пакеты, коробки,
    тюбики, флаконы, банки из стекла и железа, бутылки .).

    Дизайн упаковки.

             Очевидно, и закономерно, что успех предприятия зависит от его
    продукции. Своих целей могут добиться те из предприятий, которым
    удается постоянно и систематически сбалансировать предложения с
    потребностями потребителей. Именно поэтому главное место в
    стратегическом планировании фирм все больше занимает маркетинг, то есть
    методы и способы сбыта произведенной продукции.
             Фирмы прибегают к услугам рекламных агентств, так как именно
    они предлагают все, что связано со сбытом или профессиональной
    упаковкой товара. Агентства стремятся принимать участие в разработке
    товара.
             Очень многие одинаковые товары предлагаются на рынок
    различными изготовителями. Отличаются они порой только по упаковке.
    Дизайнерам ломают головы над тем, чем можно “соблазнить” покупателя.
    Главный принцип в их работе – создание устойчивой связи “человек –
    товар”. Почему покупатель приобретает этот товар, и не желает покупать
    другой. Ответы на эти вопросы можно получить, лишь проводя серьезные
    маркетинговые исследования. У некоторых покупателей  есть чувство
    юмора,
    другие совершенно серьезны.  Чем большее внимание дизайнер уделяет
    запоминающимся элементам, тем успешнее складывается судьба товара на
    рынке. Влияние, конечно, оказывает и название. При изобилии товара
    наименований обычного языка не хватает, и специалисты по рекламе
    прибегают к словотворчеству. Важны два компонента: внимание и степень
    запоминания. Немаловажно и легкое произношение. В этой связи интересно,
    что новые товары популярных фирм быстрее пробивают себе дорогу.
             Упаковка сама по себе – решающий носитель рекламы продукта.
    Дизайн приобретает превалирующее значение, так как внешний вид
    является, в понимании потребителя, частью предложения. Поэтому
    необходимо взаимовлияние дизайна и маркетинга, ибо невозможно продавать
    товары без учета требований и пожеланий покупателей. А они
    концентрируются в дизайне.

    Новые тенденции в области упаковки.

    Каким бы новым и оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда
    должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару.
    Самой же упаковке необходимо обладать определенными свойствами:
    1) защитными,
    2) потребительскими,
    3) экологическими,
    4) рекламно-эстетическими.
    Защитные свойства должны обеспечить сохранность продукта с момента
    упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту продукта
    от:
    1) механических,
    2) физических,
    3) химических,
    4) климатических,
    5) биологических воздействий и предотвращают изменения продукта сверх
    установленных нормативов.
    Потребительские свойства включают в себя:
    1) разнообразие форм и размеров упаковки,
    2) степень готовности продукта к употреблению,
    3) удобство обращения с упакованным продуктом,
    4) удобство потребления,
    5) возможность переноса упаковки,
    6) наличие устройств, предотвращающих несанкционированное вскрытие
    упаковки и осуществляющих контроль за содержимым,
    7) простоту и надежность повторной укупорки емкостей.
    Наличие определенных экологических свойств необходимо:
    1) для обеспечения минимального загрязнения среды использованной
    упаковкой,
    2) наиболее эффективной и экономически выгодной утилизации ее отходов.
    Упаковка – составная часть современной массовой культуры, продукт
    дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже
    изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать
    эстетический уровень массового потребителя.
    Рекламно-эстетические свойства упаковки:
    1) информативность,
    2) привлечение внимания покупателя,
    3) стимулирование сделать покупку.
    Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на
    рынок, переключают покупательский спрос на обновленную продукцию.
             Упаковка с расширенными потребительскими и рекламно-
    эстетическими свойствами необходима для упаковывания бытовых товаров,
    при этом часть защитных функций можно переложить на транспортную тару.
             Известно, что активным средством повышения привлекательности
    упаковки является обновление конструкции и формообразования. Но
    наибольшая эффективность достигается в случае соответствия
    художественно-конструкторского решения упаковки критериям изобретения и
    промышленного образца. При этом, с одной стороны, достигаются высокие
    технические качества упаковки, а с другой – оригинальный внешний вид.
             Проектирование такой упаковки начинается с анализа известных
    решений и тенденций. Из них выбирается прототип будущей упаковки,
    максимально проявляющий запланированные свойства, например
    потребительские и рекламно-эстетические. Иногда дальнейшее их улучшение
    на базе существующей технологии может оказаться экономически
    нецелесообразным. Поэтому выявляются и анализируются недостатки
    прототипа, в частности в конструкции и форме. Как правило, к этим
    недостаткам относятся низкая прочность, жесткость и надежность
    потребительской тары. Решению этих проблем может послужить введение в
    конструкцию новых элементов или образование нового соединения известных
    элементов и узлов, позволяющие качественно улучшить свойства прототипа
    либо придать ему новые свойства. Так, введение в конструкцию
    упрочняющих элементов может упростить сборку, повысить надежность тары,
    а также привести к новому формообразованию.
             В качестве примера разработки упаковок с акцентированными
    потребительскими и рекламно-эстетическими свойствами служат треугольные
    конструкции. Треугольная форма используется довольно редко, поэтому она
    притягивает к себе внимание потребителя больше, чем какая-либо другая.
    Кроме того, она конструктивно проще, имеет меньше сторон и обладает
    повышенной жесткостью треугольного поперечного сечения. Вертикальная
    ориентация силуэта придает ему легкость и стройность, сохраняя при этом
    устойчивость и сбалансированность. Такие упаковки чаще используются для
    сувениров, ценных подарков, ювелирных и парфюмерных изделий, сложных
    бытовых товаров. Складная коробка с треугольными торцевыми стенками
    отличается повышенной жесткостью и прочностью. Это
     достигается за счет треугольных торцевых стенок, соединенных между
    собой посредством язычка так, что в совокупности они представляют собой
    трехгранную пирамиду, вогнутую внутрь коробки. Конструктивное решение
    выполнено на уровне изобретения, хотя не менее важной целью был
    оригинальный внешний вид как средство достижения повышенных
    потребительских и эстетических свойств. Эта цель была достигнута, и
    оригинальное формообразование признано промышленным образцом. В
    дальнейшем представленный образец формообразования был дополнен серией
    коробок с трапециевидным и прямоугольным поперечным сечением.
             Другим примером в достижении нового этапа потребительских и
    рекламно-эстетических свойств служит демонстрационная упаковка
    «клин–блистер». Как и в первом случае, здесь исходной была треугольная
    форма. В качестве прототипа использовалась упаковка типа «блистер», что
    определило высокие демонстрационные качества упаковки благодаря
    использованию формованного прозрачного футляра из жесткого листового
    полимера, позволяющего осматривать изделие в упаковке. Однако
    недостатками треугольной формы являются неэффективное использование
    внутреннего объема для прямоугольных изделий, ее сложность,
    затрудняющая складирование группы упаковок на торговых площадях, а
    недостатками упаковки «блистер» – разовое вскрытие, сопровождающееся
    разрушением упаковки, низкая прочность и недостаточная защищенность от
    ударных нагрузок. Сущность нового решения заключается в объединении
    клиновидной формы с прозрачным блистерным элементом, выходящим наружу
    коробки через вырубное окно и имеющим вид треугольной призмы, меньшая
    сторона которой расположена у вершины коробки.
             Форма упаковки адаптирована к параллелепипеду и позволяет
    осматривать упакованный товар в трех взаимно перпендикулярных
    направлениях, а также многократно вскрывать упаковку без повреждения.
    Здесь треугольная (клиновидная) форма упаковки занимает доминирующее
    положение в формообразовании, так как она оригинальна и привлекательна,
    а блистерный элемент раскрывает содержание товара, рекламирует его
    внешний вид. Вместе с тем встречные формы блистера и коробки
    уравновешивают друг друга, создают оригинальный силуэт.
             Конструктивный подход к решению данной упаковки позволил
    одновременно выйти на изобретение и промышленный образец.
             Результат создания новой оригинальной упаковки внешне
    проявляется в новом формообразовании, в то время как методом его
    достижения является конструктивный подход к решению технических задач.
    Этот путь позволяет максимально, на новом уровне развить
    потребительские и рекламно-эстетические качества проектируемых
    упаковок, необходимых для удовлетворения покупательского спроса и
    движения товара на рынке.



смотреть на рефераты похожие на "Тара и упаковка"