-*новый или неперечисленный*-

Особенности связей с общественностью на различных уровнях организационной среды

                   московский государственный университет
                                   сервиса


                         институт экономики сервиса



                           Связи с общественностью



                             Контрольная работа
      Тема:   Особенности связей с общественностью на различных уровнях
                           организационной среды.



                             Выполнил: студентка заочница
                                                 4 курса , группа 0612
                                                 Пушнинкова О.В.
                                      Проверил:----------------------------



                                 Москва2001



                                 Содержание


    Введение----------------------------------------------------==----
    ------------------3

    1.Место ПР в органах государственной власти-----------------------
    ------5
    1.1. Государственная ПР-служба: уровень минимальной достаточности-
    ------------------------------------------------------------------
    ---6      1.2.  ПР  –  подразделения  в  крупных  государственных
    структурах------7
    2.Управление связями с общественностью на предприятии-------------
    -9
    3.Некоммерческие структуры.---------------------------------------
    ----------12
    3.1.    Информационно-аналитический    отдел    по    связям    с
    общественностью  при  Министерстве  общего  и   профессионального
    образования.------------------------------------------------------
    ----------------12
    3.2.  Центр  общественных  связей  Федеральной  службы  налоговой
    полиции (ЦОС ФСНП).-----------------------------------------------
    ---------13
    4.Международные ПР-ассоциации ------------------------------------
    ------16
    Заключение--------------------------------------------------------
    ---------------19

    Список литературы-------------------------------------------------
    -------------21



    Введение
    С  середины  90-х  годов   в   России   наблюдалось   быстрое   и
    скачкообразное развитие различных структур «паблик рилейшнз»:
    В  государственных  органах,  коммерческих  фирмах,  общественных
    объединениях,  наконец,  самостоятельных   профессиональных   ПР-
    агенств. Вместе с увеличением числа отечественных учебных курсов,
    пособий,  диссертаций  по  связям  с  общественностью   проходило
    интенсивное становление российской школы «паблик рилейшнз».
              Осмыслив этот «бум», аналитики констатировали,  что  он
    вовсе не является данью моде,  а  вполне  закономерен:  поскольку
    связи  с  общественностью  призваны   выполнять   объективную   и
    необходимую для общества функцию, поскольку можно и  нужно  вести
    речь  о  структурах   и   специалистах,   которые   постоянно   и
    профессионально занимались бы этой работой.
              Так, на рубеже 80-90-х гг. известный маркетолог  Филипп
    Котлер заявил, что  к  традиционным  четырем  «р»  маркетингового
    комплекса   «product”,   “price”,  “place”,  “promotion”   теперь
    следует добавлять пятую “p” – “public relations”. Другие  говорят
    о ПР как об особом напрвлении.
              По мере приближения конца 20 века  ПР-деятельность  все
    в меньшей степени оставалась некоторым общим  и  для  всех  ясным
    понятием ; здесь  постоянно  выделялись  все  новые  направления,
    имеющие свои специальные маркеры-обозначения:
  > Работа по связям с государственными учреждениями и  общественными
    организациями  получила название – “public affairs”
  > Управление корпоративным имиджем – “corporate affairs”
  > Создание благоприятного образа личности -  “image making”
  > Построение отношений со СМИ – “media relations”
  > Закрепление кадров, создание хороших  отношений  с  персоналом  –
    “employee communications”
  > Общественная экспертиза – “public involvement”
  > Взаимоотношения с инвесторами -  “investor relations”
  > Проведение презентационных мероприятий – “special events”
  > Управление кризисными ситаиями – “crisis management”
  > Управление процессом адекватного восприятия адиторией сообщений –
    “massage management” и т.д.
    Что касается российского ПР-рынка, то формально  он  декларировал
    себя в начале 90-х годов, когда в  стране  появились  первые  ПР-
    агенства.  В 1991г. была создана Российская ассоциация по  связям
    с общественностью (РАСО), которая в конце века насчитывала  около
    100 членов.
           В конце 20в. появляется двусторонняя  симметричная  модель
    (two-way symmetrical model) , смысл  которой  отражает  следующий
    тезис:  «Любой  бизнес  в  демократической  стране  начинается  с
    общественного согласия и продолжает свое существование , опираясь
    на такое согласие.»



    1.Место ПР в органах государственной власти.

           Конкретные направления деятельности служб по связям с
    общественностью в органах государственного и муниципального
    управления:
  > Установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и
    организациями;
  > Информирование общественности о существе принимаемых решений;
  > Анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов
    власти;
  > Прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение
    органов власти прогнозами аналитическими разработками;
  > Формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
    Эти направления модифицируются в зависимости от уровня отношений
    внутри органов власти и между ними . Здесь выделяется
    микроуровень (отношения внутри структур органов власти, когда
    каждая из них рассматривается как относительно автономный субъект
    управления) ,мезауровень (отношения между различными структурами
    государственного и муниципального управления) и макроуровень (
    отношения органов власти с институтами гражданского общества).
            Точно так же  организационные  и  содержательные  аспекты
    работы ПР-служб при сохранении  их  функционального  единообразия
    видоизменяются  в  связи  с  особенностями  конкретного  региона,
    временной и региональной спецификой политического управления.



    1.1.    Государственная    ПР-служба:     уровень     минимальной
    достаточности.

          Обозначим  некоторый   формальный   уровень   начальной   и
    минимальной достаточности, при котором могла  бы  реализовываться
    ПР-функция:
  >  Оперативное  и  полное  информирование  граждан  о  деятельности
    организации, в том числе при помощи СМИ;
  >  Распространение  заявлений  и  иных  информационных  материалов,
    посвященных деятельности организации;
  >  Подготовка  и  передача  в  СМИ   разъяснений   и   комментариев
    специалистов, экспертов и авторов решений и действий организации;
  > Проведение в соответствии с  Законом  РФ  «О  средствах  массовой
    информации» аккредитации  журналистов,  выполняющих  редакционное
    задание и освещающих деятельность данной организации;
  >  Оказание  содействия  аккредитованным   журналистам,   а   также
    корреспондентам,  выполняющих  задание  по  сбору  и   подготовке
    материалов для публикации, теле- или радиопередачи;
  > Подготовка  для  СМИ  пресс-бюллетеней,  пресс-релизов,  обзоров,
    спецвыпусков тематической информации;
  > Подготовка и проведение пресс-конференций , брифингов,  встреч  с
    журналистами по текущим проблемам деятельности организации;
  > Анализ материалов прессы,  радио  и  телевидения  о  деятельности
    организации для ее руководителей и сотрудников;
  > Определение достоверности опубликованных сведений, подготовка при
    необходимости разъяснительных писем и опровержений.


    1.2.Управление Президента РФ по связям с общественностью.
          Пресс-  служба  Президента  РФ  главным  образом  выполняла
    организацоинно-татические ПР-задачи, функция  же  разработки  ПР-
    стратегии возлагалась на созданное  после  президентских  выборов
    1996 г. управление по связям  с  общественностью.  Как  заявил  в
    одном из интервью  работавший  в  то  время  руководителем  этого
    управления М. Маргелов, «пресс-служба занимается  тем,  что  дает
    дает  информацию  о  работе  Президента   в   СМИ,   констатирует
    свершившийся  факт,  организует   процесс   предоставления   этой
    информации. Наша же работа строиться  в  режиме  диалога,  мы  не
    ставим себе  задачу  быть  рупором  Администрации,  этим  рупором
    служит пресс-служба, мы же со СМИ налаживаем обратную связь. Ведь
    ПР – это в первую очередь создание информационных поводов, важных
    с точки зрения прессы, чтобы о них рассказать, и важных  с  нашей
    токи зрения, потому что рассказать о них  –  объективно  для  нас
    полезно…».
           Сменивший его на этом посту Д. Молчанов однажды  сделал  к
    приведенной констатации существенные  добавления,  смысл  которых
    сводился  к  следующему:  если   пресс-служба   всегда   работает
    «вбелую», официально, без  интриг,  то  Управление  по  связям  с
    общественностью такие интриги себе позволяет, вплетая  время   от
    времени в  общий  информационный  поток  некоторые  сведения  без
    ссылки на источник.
           Исходя  из  такого  понимания  формулировались  и  функции
    управления:
                            -     изучение  общественного  мнения   о
    социально-
                                экономическом развитии страны,
  - деятельности органов государственной власти;
  - подготовка во  взаимодействии  с  пресс-службой  аналитических  и
    пропагандистских материалов для СМИ,
  - подготовка предложений  Президенту РФ по вопросам государственной
    политики в отношении СМИ,
  - обеспечение по поручению Президента РФ деятельности совещательных
    и консультативных органов при Президенте РФ и др.
           В Управлении по связям  с  общественностью  создавались  и
    специальные  подразделения,  которых  не  было  в   пресс-службе,
    например отдел по связям с общественностью  в  регионах  и  отдел
    социологических исследований.



    2. Управление связями с общественностью на предприятии.

    Управление связями с общественностью в организации всегда  должно
    быть нацелено на конкретные категории  общественности,  поведение
    которых имеет важное значение для успешной работы фирмы.
        Всю общественность   той  или  иной  компании  можно  условно
    разделить на внутреннюю и внешнюю.  К  внутренней  общественности
    относятся:
  > Персонал компании
  > Руководители структурных подразделений компании
  > Акционеры, непосредственно и постоянно участвующие  в  управлении
    компанией и решении наиболее важных вопросов ее  функционирования
    .
    Внешняя общественность фирмы может оказывать  постоянное  влияние
    на работу фирмы:
  > Поставщики сырья , материалов, комплектующих  изделий, деталей  и
    т. д.
  >  Предприятия   и   организации   инфраструктуры,   обеспечивающие
    нормальное     функционирование     фирмы        (энергетические,
    транспортные, торговые, посреднические и т.п.)
  > Акционеры, не участвующие непосредственно в управлении фирмой, но
    обладающие значительным количеством ее акций
  > Потребители продукции,  выпускаемой фирмой
  > Органы государственного  контроля  и  регулирования,  полномочные
    осуществлять различные проверки, выдавать  предписания,  налагать
    штрафы и т.п.
               К общим функциям управления связями  с  общественностью
    относятся: прогнозирование, планирование,
        организация,   регулирование,   учет,    контроль,    анализ,

                           стимулирование и ответственность.
       Правильная реализация перечисленных функций  возможна  лишь  в
    том случае, если руководством фирмы предусмотрены различные  виды
    обеспечения  процесса  управления  связями   с   общественностью:
    идеологический,  кадровый,  материально-технический,  финансовый,
    нормативно-правовой, технологический, информационный и др.
         К основным принципам управления связями с общественностью на
    предприятии относятся: научность,  планомерность,  комплексность,
    оперативность,     непрерывность,      законность,      гибкость,
    конструктивность,  эффективность.
            Эффективное   управление   связями   с    общественностью
    предполагает его определенную организационную оформленность.
    Наиболее   распространенной   является    схема    при    которой
    внутрифирменная служба связей  с  общественностью  оформляется  в
    виде самостоятельного структурного подразделения,  возглавляемого
    руководителем    (директором),    подчиненным     непосредственно
    генеральному директору предприятия или организации.
         В составе самой службы в зависимости от специфики и масштаба
    стоящих перед ней задач могут выделяться следующие  подразделения
    ( бюро, группы, сектора):
  > Сбора и анализа информации
  > Обработки конфиденциальных материалов
  >   Подготовки   и   распространения   собственных   информационных
    материалов различного вида и содержания
  > Подготовка специальных ПР-мероприятий
  > Подготовки рекламных кампаний и отдельных рекламных акций
  > Взаимодействия с электронными  и  печатными  средствами  массовой
    информации и ведения архива
  > Делопроизводства
  > Технического обеспечения работы службы связей с общественностью и
    др.
    Успешная деятельность предприятия по установлению  и  поддержанию
    связей с различными категориями общественности возможна лишь  при
    наличии в штате соответствующих служб специалистов с  необходимым
    уровнем и профилем  образования  ,  достаточной  квалификацией  и
    опытом работы.
           Важнейший элемент профессиональной подготовки специалистов
    в  этой  области  –  их  обучение  в  институтах  ,  академия   и
    университетах теоретическим и методологическим основам связей   с
    общественностью  с  последующей  стажировкой  в   соответствующих
    подразделениях ведущих организаций.



    3. Некоммерческие структуры.

    3.1.    Информационно-аналитический    отдел    по    связям    с
    общественностью  при  Министерстве  общего  и   профессионального
    образования.

       В отделе существовали следующие подразделения:
  - Сектор связей  с  прессой  и  общественностью  и  сектор  «Пресс-
    экспресс», которые обеспечивали постоянные контакты с  редакциями
    СМИ,  готовили   аналитические   обзоры,   публикации,   теле   и
    радиопередачи;   проводили    пресс-конференции    и    брифинги,
    организовывали интервью с руководителями Министерства, приглашали
    журналистов на заседание коллегий.
  -   Журнал   «Вестник   образования»   –   официальное   справочно-
    информационное  издание  Министерства  и  приложение  к  нему   –
    «Образование».
  - Структура, координирующая  (на  внештатной  основе)  деятельность
    Содружества негосударственных издательств, выпускающих детскую  и
    педагогическую литературу. В  ее  задачи  входило  информирование
    руководителей территориальных  органов  управления  образованием,
    директоров  учебных  коллекторов  на  местах   об   имеющейся   и
    планируемой к выпуску детской и учебно-педагогической литературе;
    подготовка  каталога  Содружества издательств,  составленного  на
    основе   их   тематических   планов;   публикация   в   «Вестнике
    образования»   перечня  новых  поступлений  учебно-педагогической
    литературы.
  - Оргкомитет выездных  выставок  учебного  оборудования  и  учебной
    книги (внештатно).
    Как,  перечень   структур   и   функций,   входящих   в   систему
    государственных  ПР,  достаточно  широк,  разнообразен  и   имеет
    потенциал для дальнейшего  развития  вширь  и  вглубь.  Например,
    В.Ужанов  в  своей  диссертации,  посвященной  вопросам   «паблик
    рилейшнз» в Вооруженных Силах , описывает такие подсистемы связей
    с общественностью, как информационная (печать,  телерадиовещание,
    пресс-службы и пресс-центры),  исследовательская  (подразделения,
    занимающиеся  сбором  социологической  информации,   анализом   и
    прогнозированием   отношений   с   населением,    социологическим
    консультированием  управленческого  звена,  выполнением   научно-
    практической    экспертизы    действующих    и    разрабатываемых
    управленческих  решений),  социоорганизационная,  лоббистская   и
    рекламная.

    3.2.  Центр  общественных  связей  Федеральной  службы  налоговой
    полиции (ЦОС ФСНП).
           ЦОС изначально  создавался  как  подразделение,  способное
    вести    продуктивную    работу    информационно-профилактическую
    деятельность, развивать и поддерживать  цивилизованные  отношения
    между  государством  (в   лице   ФСНП)   и   налогоплательщиками,
    формировать в обществе лояльное отношение к налогообложению.
       Центр  сочетал  функции  ПР-службы  и  пресс-службыи   включал
    следующие подразделения:
  o  1-й отдел, в задачи которого входило  взаимодействие  со  СМИ  и
    общественностью;
  o  Отделение,  занимающееся  культурно-массовой  и   воспитательной
    работой, связями с общественными организациями и Музеем налоговой
    полиции;
  o 2-й отдел – редакционно-издательский;
  o 3-й отдел, представляющий собой телевизионную студию ФСНП.
    Основными задачами 1-го отдела являлись:
  .  планирование,  организация  и  осуществление  взаимодействия   с
    ведущими СМИ РФ, оказание помощи их  представителям  в  получении
    информации о деятельности федеральных органов налоговой полиции;
  .  разъяснение  через  СМИ  задач  и  функций  федеральных  органов
    налоговой полиции, правовых основ и принципов их  деятельности  ,
    роли и места федеральных  органов  налоговой  полиции  в  системе
    правоохранительных     органов,     обеспечении     экономической
    безопасности;
  .  осуществление  взаимодействия  с   аналогичными   службами   др.
    правоохранительных органов, Государственной налоговой службы  РФ,
    Министерства финансов РФ,  иных  заинтересованных  министерств  и
    ведомств;
  . координация деятельности групп  по  связям  с  общественностью  и
    прессой территориальных органов налоговой полиции.
    На телевизионную группу возлагались следующие обязанности:
  . подготовка видеоматериалов о деятельности ФСНП, взаимодействие  с
    ведущими   телекомпаниями   в   целях   профилактики    налоговых
    правонарушений  и  преступлений,     воспитание   законопослушных
    налогоплательщиков,   широкого   информирования   о    конкретных
    результатах работы налоговой полиции;
  . создание видеотеки ФСНП в  целях  оказания  помощи  и  содействия
    российским и зарубежным тележурналистам в подготовке  телепередач
    о деятельности налоговой полиции.
    Ставились спец. Задачи и перед Музеем налоговой полиции:
  . сбор экспонатов и оформление экспозиции;
  . организация посещений музея представителями общественности ;
  . накопление  и постоянное пополнение музейных фондов.



    4.Международные ПР-ассоциации.

    Концепция  Международной ассоциации ПР появилась в ноябре  1949г.
    , когда двое  голландских  и  четверо  английских  работников  ПР
    собрались в Лондоне,  чтобы обсудить свою  деятельность.  В  ходе
    обсуждения они пришли  к   мысли  об  организации  международного
    общества, целью которого  было  бы  повышение  уровня  работы   в
    области ПР в  различных  странах  и  профессионального  уровня  и
    эффективности деятельности практических работников ПР.
             В результате  этой  частной  встречи  в  Лондоне  группа
    работающих в области ПР  руководителей  фирм  из  Великобритании,
    Нидерландов, Франции, Норвегии и  США  собралось  в  Голландии  в
    марте 1950г. под эгидой Нидерландской  королевской  международной
    торговой     ярмарки     и     Голландского     общества      ПР.
    После дискуссии партнеры приняли заявление о том  что  необходимо
    создать временный международный комитет, целью которого  является
    развитие  такого   обмена   и   в   конечном   счете   учреждение
    Международной ассоциации ПР.
            Был создан Временный международный комитет , и в  течение
    пяти  лет  в  Англии  проводились   его   постоянные   заседания,
    совпадавшие с ежегодными конференциями британского  Института  ПР
    (ИПР). На этих встречах  присутствовали представители из Франции,
    Великобритании, Нидерландов, Норвегии и США, а иногда наблюдатели
    от Австралии, Бельгии, Канады, Финляндии, Италии и Швейцарии.
                Международная ассоциация ПР  (ИПРА)  была  создана  в
    Лондоне 1 мая 1955г.  Тогда же был официально принят ее  Устав  и
    избран Совет ИПРА.
                Сегодня  ИПРА  является  всемирной   профессиональной
    организацией, которая служит катализатором развития высоких  норм
    в области образования , этики, практики  ПР.  Проводя  регулярные
    встречи в  разных  частях  света  и  публикуя  свои  материалы  ,
    Ассоциация дает стимул дальнейшему развитию знаний в области  ПР,
    пониманию различных форм, методов, стилей работы.  После  каждого
    Всемирного конгресса по ПР (1 раз  в  три  года)  ИПРА  публикует
    «золотой доклад» по текущей теме, например  «ПР  и  пропаганда  –
    сравнение ценностей», «Информационное общество» и т.д.
            Ассоциация  получила официальное  признание   со  стороны
    ООН в 1964г. в качестве консультанта ЭКОСОС  (  Экономического  и
    социального  совета  ООН).  Ныне  она  также  получила  признание
    ЮНЕСКО в качестве неправительственной  организации  в  «категории
    отношений взаимного информирования».
          Членство в  ИПРА  открыто  только  для  тех,  кто  уже   по
    меньшей мере пять лет  занимается деятельностью в  области  ПР  и
    имеет  высокую  профессиональную  компетентность  .   Все   члены
    избираются в личном качестве. Имея более 800 членов в  65  разных
    странах, ИПРА выступает как уникальная международная организация,
    соединяющая высокую профессиональную квалификацию, компетентность
    и опыт в области  ПР  и  смежных  областях.  Хотя  ИПРА  остаётся
    ассоциаций отдельных работников в сфере ПР. она работает в тесном
    контакте  с  национальными  ассоциациями   ПР   и   региональными
    федерациями.
    Кодексы профессионального поведения:
  > Кодекс профессионального поведения  международной  ассоциации  по
    связям с общественностью  (кодекс  ИПРА).  (Принят  международной
    ассоциацией ПР (ИПРА) на её генеральной ассамблее в Венеции в мае
    1961 года и является обязательным для всех членов Ассоциации.)
  >    Лиссабонский   кодекс(Европейский   кодекс   профессионального
    поведения в  области  ПР  –  кодекс  СЕРП).  (Принят  Генеральной
    ассамблеей Европейской  конфедерации  ПР  (СЕРП)  в  Лиссабоне  в
    апреле 1978 года и дополнен в мае 1989 года).
  >  Афинский  кодекс  (кодекс  ИПРА  и  СЕРП).  (Принят  Генеральной
    ассамблеей ИПРА в Афинах в мае 1965года. В этом же году  Афинский
    кодекс   принят   Европейской   конфедерацией   по    связям    с
    общественностью -  СЕРП.  В  апреле  1968  года  в  него  внесены
    некоторые изменения).
  >   Римская  хартия  (профессиональная  хартия  ИКО).  (Принята  на
    заседании ИКО в Риме в октябре 1991года).
  >  Минимальные стандарты качества (МСК). (Разработаны Международным
    институтом качества связей с общественностью (ИКПР) и приняты  на
    Всемирном конгрессе ПР в Хельсинки в июне 1997 года).
  >  Кодекс профессионального  поведения  Британского  института  ПР-
    ИПР. (Принят в декабре 1963года .  Пересмотрен  в  1985году  и  в
    обновлённом виде  принят  в  качестве  специальной  резолюции  на
    ежегодной сессии ИПР в апрели 1986 года.)
  >  Декларация профессиональных  и  этических  принципов  в  области
    связей с  общественностью.  (Принята  на  конференции  Российской
    ассоциации по связям  с  общественностью  (РАСО)  в  ноябре  1994
    года).



    Заключение
    Зачем мы осуществляем ПР-деятельность?
    Если исходить из прагматических определений «паблик рилейшнз», то
    обобщенный   ответ   будет,   видимо,   таким:    ПР-деятельность
    осуществляется с целью  побуждения  целевых  групп  к  совершению
    определенных действий. Но чтобы такое побуждение  имело  реальный
    эффект, необходимо оказать влияние на следующий комплекс позиций:
     Ценности, которые управляют ( потребностями, которые  влияют  на
    ( интересы, которые формируют ( отношения, которые проявляются  в
    ( мнениях, которые мотивируют ( действия.

     Ценности – базисные, формируемые в течение длительного  периода,
    а потому устойчивые и трудноизменяемые  компоненты,  определяющие
    поведение людей. Полностью изменить ценностные ориентации вряд ли
    способна даже самая масштабная ПР-кампания.


    Близки к потребностям интересы – то, что не только осознается как
    необходимое, но и воспринимается как собственное,  свое,  во  имя
    чего  стоит  предпринимать  конкретные  действия.  Способствовать
    лучшему пониманию интересов – это уже профильное направление  для
    ПР-специалистов.


    Однако  за  интересами  еще  не  следуют  действия.  Между   ними
    существует  прослойка  отношений,  когда   из   огромного   числа
    окружающих его объектов человек начинает выделять те, которые его
    касаются, и  мнений,  когда  некоторые  из  воспринятых  объектов
    индивид начинает оценивать с  той  или  иной  мерой  симпатии,  а
    другие  –  с  разной  степенью  негативизма.  Стать  своеобразным
    «маркером» в формировании мнений, мягко и ненавязчиво разъяснить,
    «что такое хорошо и что такое плохо»  ,   -  это  уже  не  только
    профильная, но и первостепенная задача ПР. Отсюда совсем недалеко
    до действий  :  поддержать  то,  что  нравиться  ,  и  отвергнуть
    воспринимаемое со знаком «минус».

               Общий вывод таков:  чем  дальше  от  финального  звена
    цепочки  начинается ПР-влияние ,  тем  более  значимый  результат
    может быть достигнут; и  наоборот:  прямой  призыв  к  совершению
    немедленных действий имеет очень низкий эффект.



    Список литературы:

         1. Савинова О.Н. «Власть и общество: деятельность  служб  по
    связям  с  общественностью  в  российских  региональных   органах
    управления»  Дисс. В виде научного  доклада  на  соискание  учен.
    Степ. Докт. Полит. Наук. М. РАГС, 1998г.
         2.Чумиков А.Н. «Связи с общественностью» Академия  народного
    хозяйства  при  правительстве  российской  федерации.  Изд.»ДЕЛО»
    М.2001г.
             3.Блек С. «Что такое «паблик рилейшнз». М. 1989г.
                4.Ужанов А.Е. «Система «паблик рилейншз» в
    Вооруженных Силах: сущность ,проблемы функционирования, пути
    формирования.» Дисс. На соискание учен. Степ. Канд. Социолог.
    Наук М. РАГС, 1998
               5.С.А.Варакута, Ю.Н. Егоров «Связи с общественностью»
           М.ИНФРА-М 2001г.
               6.журнал «Советник 1996 г. июнь
              7. Кремленологи со Старой площади // «Советник»
    08.1997г.


смотреть на рефераты похожие на "Особенности связей с общественностью на различных уровнях организационной среды "