-*новый или неперечисленный*-

Крупная бытовая техника


                    Предмет «Экономика отраслевых рынков»

                       Тема: «Крупная бытовая техника»



                                                             Ольховенко Е.А.
                                                                      4 курс



                                  г. Москва
Рынок крупной бытовой техники, как  и  любой  другой,  который  относится  к
сфере FMCG (Fast More Consumer Goods),  напрямую  зависит  от  экономической
ситуации в стране. Рынок крупной бытовой  техники  можно  разделить  на  две
составные части – отдельно стоящая и  встроенная  бытовая  техника.  В  свою
очередь  здесь  можно  выделить  несколько  продуктовых  групп:  к  отдельно
стоящей технике -  холодильники, стиральные и посудомоечные машины, плиты  и
т.д.; к встроенной технике – также холодильники, стиральные и  посудомоечные
машины,  вытяжки,  духовки  и  т.д.  У  каждой  составной  части  есть  свои
особенности развития, так,  например,  рынок  отдельно  стоящей  техники  на
данный момент в России является наиболее динамично развивающимся.

До начала 90-х годов на рынке преимущественно преобладали  марки  российских
производителей. В начале  90-х  на  рынок  вышли  иностранные  производители
бытовой техники.  Российский  рынок  динамично  рос  в  основном  в  крупных
городах, таких Москва и С.-Петербург. В то  время  покупка  бытовой  техники
иностранных марок -  было  прежде  всего  ради  имиджа  и  престижа,  именно
поэтому размеры рынка были незначительными.

После кризиса 1998 года рынки товаров длительного  спроса  (в  том  числе  и
бытовой  техники)  находились  в  достаточно  плачевном  состоянии,   многие
западные производители  на  время  свернули  свои  программы  продвижения  в
России,  поскольку  считали  нецелесообразным  инвестировать  в  рынок.  Это
продолжалось недолго, уже  с  середины  1999  года  начался  так  называемый
эффект  импортозамещения,  который  привел  к   возрождению   отечественного
производства как крупной, так и мелкой бытовой техники.  Возобновили  работу
заводы по выпуску холодильников «Бирюса» и «Позис», получили  новый  импульс
многие заводы по производству бытовых  плит  –  торговые  марки  «Де  люкс»,
«Лысьва», «ЗВИ» и другие. Был построен завод по  производству  бытовых  плит
под торговой маркой «Дарина».  А  лидеры  этого  рынка  –  заводы  «Стинол»,
«Атлант»  и  «Брестгазоаппарат»  -  нарастили  объемы   производства   (имея
загрузку мощностей от 80% до 100%).  На  основании  последних  маркетинговых
исследований рынок товаров длительного спроса, в том числе бытовой  техники,
в 2001 году вырос на 7-10%, и будет расти  по  прогнозам  до  2004  года  (в
среднем на 7-8% в год).

Рост рынка холодильников в нынешнем году, возможно, достигнет 20%.  Особенно
активно развивается сегмент  добротной  и  относительно  недорогой  техники,
который представляют такие  отечественные  марки,  как  «Стинол»,  «Атлант»,
«Мир», «Бирюса» и т.д.

Совсем иная ситуация в сегменте бытовых газовых плит – на них заметно  вырос
спрос, поскольку в большинстве российских домов  плиты  сильно  обветшали  и
требуют замены. Из  серьезных  игроков  в  данном  сегменте  можно  выделить
следующих производителей:  Белорусско-российское  АО  «Брестгазоаппарат»  г.
Брест (газовые и электрические плиты «Гефест»), ОАО «Дарина»  г.  Чайковский
(газовые   плиты   «Газмаш-Дарина»).   Ряд   предприятий    исчерпал    свои
производственные мощности, другие получили шанс существенно  увеличить  свои
объемы и присутствие на отечественном рынке  (это  касается  торговых  марок
«Дарина» - возможный рост от 30-70%, а также «Де люкс» - рост объемов на 20-
50%). В то же время на растущий рынок нацелен ряд западных производителей  –
компания «Мерлони» успешно продвигает  на российский  рынок  плиты  торговой
марки «Индезит» польской сборки.  Другие  компании,  в  частности,  турецкая
фирма «Веко»  распространяет  свою  продукцию  через  создаваемую  дилерскую
сеть, ориентируясь на ценовую нишу между лучшими  отечественными  марками  и
марками  известных  западных  фирм,  причем  применяются  достаточно  смелые
дизайнерские  решения.  Турецкая  фирма   «Тева»   планирует    организовать
сборочное производство в России. Есть информация о  других  производственных
проектах западных производителей в России, но  она  пока  не  подтверждается
официальными источниками. Если  все  прогнозы  сбудутся,  то  рынок  бытовых
газовых плит в 2002 году может вырасти на 30-50%.

Ноябрьский  индекс  потребительских  настроений  (ИПН)  снизился  с  97,0  в
сентябре до 93,3 в ноябре.  Реже  появляется  у  россиян  желание  совершать
крупные покупки: в ноябре индекс крупных покупок  упал  до  4,5%.  Учитывая,
что динамика этого показателя  опережает  динамику  продаж  на  3-4  месяца,
реальное снижение потребительского спроса  следует  ожидать  в  марте-апреле
2002 года. При этом  особенно  заметное  падение  может  произойти  в  низко
ценовых  нишах,  спрос  же  на  товары,  предназначенные  для   обеспеченных
граждан, останется, скорее всего, стабильным.

В 2002 году ожидается рост  рынка  стиральных  и  посудомоечных  машин.  Это
связано в первую очередь с заменой существующего парка,  поскольку  основной
пик покупок пришелся на 1994-95 годы, а срок службы составляет в среднем  7-
8 лет. Кроме того, финансовые возможности покупателей улучшились,  и  теперь
подобная продукция считается не роскошью, а предметом первой  необходимости.
Данный сегмент полностью насыщен импортом, из отечественной продукции  можно
отметить присутствие торговых марок «Вятка» и  «Ока»,  которые  занимают  не
более 2-3% рынка.

Существенный рост спроса наблюдается на рынке  встроенной  техники.  В  2001
году этот сегмент вырос в два раза, здесь уверенно чувствуют  себя  западные
производители,  которые  предлагают   широкий   спектр   дорогих   предметов
встроенной техники – от  варочных  поверхностей  до  больших  холодильников.
Отечественные производители пока отстают в  этом  отношении  –  однако,  уже
появилась информация о том, что в нынешнем году некоторые заводы по  выпуску
бытовых плит запустят в серийное производство встроенные духовки и  варочные
поверхности. Борьба за этот рынок будет продолжена в течение всего года,  по
прогнозам, он вырастет в 2 - 2,5 раза, и спрос в этой нише будет  достаточно
стабильным.



Кроме того, по оценке Госкомстата,  денежные  расходы  населения  России  на
покупку потребительских товаров и услуг в  2001  году  составили  131,7%  по
отношению к  2000  году.  На  Украине  –  132,7%,  а  в  Белоруссии  расходы
увеличились в два раза.


Производство  важнейших   видов   промышленной   продукции   в   Центральном
федеральном округе по данным Госкомстата:

|                       |2001 г.                |Декабрь 2001 г. в % к  |
|                       |                       |декабрю 2000           |
|Машины стиральные      |210 тыс. штук          |117,3                  |
|Машины кухонные        |88,6 тыс. штук         |199,3                  |
|универсальные бытовые  |                       |                       |
|Электропылесосы        |244 тыс. штук          |61,5                   |
|Холодильники и         |1,1 млн. штук          |137,6                  |
|морозильники бытовые   |                       |                       |
|Телевизоры             |708 тыс. штук          |116,7                  |



                      Список использованной литературы


   1. Журнал «Альманах», выпуск №5, апрель 2002 г.
   2. Журнал «Технопарк», выпуск №2
   3. Журнал «Технопарк», выпуск №4


смотреть на рефераты похожие на "Крупная бытовая техника "