Биология

Происхождение и эволюция человека



                   МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО


                      ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



                      КАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ



                                Кафедра ЭОУП



                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                  по концепции современного естествознания
                                  на тему:

                      ПРОИСХОЖДНИЕ  И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА



                                                  Выполнил: студент 4481 гр.


                                       Проверил :  зам. кафедры
                                           Б.Л. Кузнецов



                                 НАБ. ЧЕЛНЫ
                                   1999 г.

                            С О Д Е Р Ж А Н И Е :



1. ДОКОЗАТЕЛЬСТВО РОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.

2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРЕДПОСЫЛКИ АНТРОПОГЕНЕЗА.

АВСТРАЛОПИТЕКИ.

ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.

ДРЕВНИЕ  ЛЮДИ.

СОВРЕМЕННЫЕ  ЛЮДИ.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



1. ДОКОЗАТЕЛЬСТВО РОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.

      Собственная  родословная    всегда  интересовала  людей  больше,   чем
происхождение растений и животных. Попытки понять и  объяснить,  как  возник
человек , отражены в верованиях, легендах, сказаниях самых разных  племен  и
народов. В  решении этой проблемы  особенно  обостренно  проявляется  борьба
материалистических и идеалистических взглядов. Долгое время  научные  знания
были слишком отрывистыми и неполными, чтобы  решить  проблему  происхождения
человека. Лишь в 1857 году Ч.Дарвин высказал  гипотезу,  а  в  1871  году  в
своем труде «Происхождение человека и половой  отбор»  убедительно  доказал,
что люди произошли от обезьяны, а не созданы актом  божественного  творения,
как учит церковь. «Если мы  не  станем  нарочито  закрывать  глаза,  то  при
современном уровне знаний сможем приблизительно узнать  наших  прародителей,
и нам незачем стыдиться их», - писал Ч.Дарвин. Роль социальных факторов,  на
которую также указывал Ч.Дарвин, была раскрыта Ф.Энгельсом  в  работе  «Роль
труда в процессе превращения обезьяны  в  человека»  (1896).  К  80-м  годам
нашего столетия многочисленные  ископаемые  находки  и  использование  самых
разнообразных методов исследования позволили значительно  прояснить  вопросы
эволюции человекообразных, хотя и сейчас невозможно  с  полной  уверенностью
сказать, от каких именно обезьяноподобных предков произошел человек.
      Общность человека  и  позвоночных  животных  подтверждается  общностью
плана  их  строения:  скелет,  нервная  система,   системы   кровообращения,
дыхания, пищеварения.  Особенно  убедительно  родство  человека  и  животных
обнаруживается при сравнении  их  эмбрионального  развития.  На  его  ранних
этапах зародыш человека трудно  отличить  от  зародышей  других  позвоночных
животных.  В возрасте 1,5 – 3  месяцев  у  него  имеются  жаберные  щели,  а
позвоночник  оканчивается  хвостом.   Очень   долго   сохраняется   сходство
зародышей  человека  и  обезьяны.   Специфические   (видовые)   человеческие
особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.
      Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства  человека  с
животными. Рудиментов в теле человека около 90:  копчиковая  кость  (остаток
редуцированного  хвоста);  складка  в  уголке  глаза  (остаток   мигательной
перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки  –
аппендикс и др.  Все  эти  рудименты  бесполезны  для  человека  и  являются
наследием  животных  предков.  К  атавизмам  (необычайно   сильно   развитым
рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко,  но   рождаются
люди; обильный волосяной покров на  лице  и  теле;  многососковость,  сильно
развитые клыки и др.
      Общность плана строения, сходство  зародышевого  развития,  рудименты,
атавизмы – бесспорные  доказательства  животного  происхождения  человека  и
свидетельство того, что человек, как и  животные,  -  результат  длительного
исторического развития органического мира.
      По  строению   и   физиологическим   особенностям   наиболее   близкие
родственники человека – человекообразные обезьяны, или антропоиды (от  греч.
антропос – человек).  К  ним  относятся  шимпанзе,  горилла,  орангутанг.  О
близком родстве  между  человеком  и  антропоидами  свидетельствуют  сходные
детали строения: общий характер телосложения, редукция хвоста,  хватательная
кисть с  плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем, форма  глаз
и ушей, одинаковое число резцов,  клыков  и  коренных  зубов;  полная  смена
молочных  зубов  и  многое  другое.  Очень  важны   черты   физиологического
сходства: общие группы крови,  болезни  (туберкулез,  грипп,  оспа,  холера,
СПИД, воспаление легких) и  паразиты (например, головная  вошь);  обнаружена
поразительная близость  хромосомного  аппарата.  Диплоидное  число  хромосом
(2n) у всех человекообразных обезьян – 48,  у  человека  –  46.  Различие  в
хромосомных  числах  обусловлено  тем,  что  хромосома  человека  образована
слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у  шимпанзе.  Сравнение  белков
человека  и  шимпанзе  показало,  что   в   44   белках   последовательности
аминокислот отличаются у них лишь на 1%. Многие белки человека  и  шимпанзе,
например гормон роста, взаимозаменимы.
      Тщательное  изучение  высшей   нервной  деятельности  человекообразных
обезьян  выявило  близость  этих  животных  к  человеку  и    по   ряду   их
поведенческих  реакций.  В   этом   отношении   особенно   показательна   их
способность использовать различные предметы в  качестве  простейших  орудий.
Наиболее  близок  человек  к  африканским  человекообразным  обезьянам   -–к
горилле и особенно к шимпанзе. В  ДНК  человека  и  шимпанзе  не  менее  90%
сходных генов. Изучение всех особенностей строения  и  развития  показывает,
что  человек  принадлежит  к  семейству  Гоминиды  отряда   Приматы   класса
Млекопитающие. Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть  и
коренные  отличия.  Только  человеку  присуще  истинное  прямо  хождение   и
связанные  с  этим  особенности   строения    S-образного   позвоночника   с
отчетливыми  шейными  и  поясничными  изгибами,  низким  расширенным  тазом,
уплощенной  в  переднезаднем  направлении   грудной   клеткой,   пропорциями
конечностей (удлинение ног  сравнительно с  руками  ),  сводчатой  стопой  с
массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности  мускулатуры  и
расположения внутренних органов. Кисть  человека  способна  выполнять  самые
разнообразные и  высокоточные  движения.  Череп  человека  более  высокий  и
округленный, не имеет сплошных  надбровных  дуг;  мозговая  часть  черепа  в
большей степени преобладает над лицевой,  лоб  высокий,  челюсти  слабые,  с
маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо  выражен.  Мозг  человека
примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему (1000  –
1800 сммаленьк_ом отношении особенно п– по площади его  поверхности,  в  3-4
раза – по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий  мозга,  в
которых  расположены  важнейшие  центры  психики  и  речи.  Только   человек
обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно  развитие
лобной ,  теменной  и  височной   долей  мозга,  наличие  особого  головного
мускула в гортани и других анатомических особенностей.



                            2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

      Ф.Энгельс о роли труда  в  превращении  древних  обезьян  в  человека.
Глубокие,  качественные  различия  между   человеком   и   человекообразными
обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью  людей.
Отличительная черта человека – создание и  применение  орудий  труда.  С  их
помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные  же
используют лишь данное природой. Применение  орудий  труда  резко  уменьшило
зависимость человека от природы, ослабило действие естественного  отбора,  В
процессе труда (совместная охота, изготовление орудий )  люди  объединялись,
что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как  способа
этого  общения.  Под  влиянием  труда  и  речи  «мозг  обезьяны   постепенно
превратился в человеческий мозг, который  при  всем  сходстве  с  обезьяньим
далеко превосходит  его  по  величине  и  совершенству».  Развитие  мозга  и
органов чувств, совершенствование сознания «оказывало  обратное  воздействие
на труд и на язык, давая обоим  все  новые  и  новые  толчки  к  дальнейшему
развитию» (Ф.Энгельс, К.Маркс Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 490).
      Энгельс   впервые  указал  на  роль  труда  как  решающего  фактора  в
становлении человека .Труд, по его словам,  -  «…  первое  основное  условие
всей человеческой жизни, и притом  в  такой  степени,  что  мы  в  известном
смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Маркс  К.,  Энгельс  Ф.
Соч. 2-е изд. Т. 20  С.486).  Данные  современной  антропологии  подтвердили
теорию Ф. Энгельса о роли труда  в  происхождении  человека.  На  протяжении
многих  миллионов лет шел отбор особей, способных к орудийной  деятельности,
более смекалистых, с более ловкими руками. На всем  пути  палеонтологической
летописи человека останкам наших далеких предков сопутствуют остатки  орудий
труда той или иной степени сложности.
      Все условия материальной и духовной жизни современного  человека  есть
продукт труда многих поколений людей.
      Предпосылки  антропогенеза.  Предполагается   ,   что   общие   предки
человекообразных обезьян и человека – стадные узконосые обезьяны, жившие  на
деревьях  в  тропических  лесах.  Переход  их  к  наземному  образу   жизни,
вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привел  к  прямо
хождению. Выпрямленное положение  тела  и  перенос  центра  тяжести  вызвали
перестройку   дугообразного   позвоночного   столба,   свойственного    всем
четвероногим  животным,   на   S-образный,   что   придало   ему   гибкость.
Образовалась сводчатая пружинящая  стопа,  расширился  таз,  грудная  клетка
стала  шире  и  короче,  челюстной  аппарат  легче  и  главное  –   передние
конечности освободились от  необходимости  поддерживать  тело,  их  движения
стали более свободными и разнообразными, функции усложнились.
      Переход от  использования предметов  к  изготовлению  орудий  труда  –
рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция  руки  шла  путем  естественного
отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Таким образом,  рука  не
только орган труда, но и его продукт. Первыми  орудиями  труда  были  орудия
охоты и рыболовства. Наряду с растительной стала шире использоваться   более
калорийная мясная пища. Приготовленная на огне пища  уменьшила  нагрузку  на
жевательный  и  пищеварительный   аппараты,  в  связи  с  чем  потерял  свое
значение и постепенно исчез в процессе отбора теменной гребень,  к  которому
у обезьян прикрепляются жевательные мышцы, стал короче  кишечник.  Наряду  с
прямо хождением важнейшей предпосылкой антропогенеза  явился  стадный  образ
жизни, который  по  мере  развития  трудовой  деятельности  и  необходимости
обмениваться сигналами обусловил развитие  членораздельной  речи.  Медленный
отбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой  аппарат  обезьян  в
органы   речи   человека.   Первопричиной   возникновения   языка   послужил
общественно-трудовой процесс. Труд, а затем  и  членораздельная  речь  –  те
факторы, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию  мозга  и
органов чувств человека . А  это,  в  свою  очередь,  привело  к  усложнению
трудовой деятельности. Конкретные представления об  окружающих  предметах  и
явлениях  обобщались  в  абстрактные  понятия,  развивались  мыслительные  и
речевые  способности.   Формировалась   высшая   нервная   деятельность,   и
развивалась членораздельная речь. Переход к прямо  хождению,  стадный  образ
жизни, высокий уровень развития мозга и психики, использование  предметов  в
качестве орудий для охоты и  защиты  –  те  предпосылки  очеловечивания,  на
основе которых развивались и совершенствовались трудовая деятельность,  речь
и мышление.
          Предшественники человека.    В начале кайнозоя, более 40 млн.  лет
назад, появились  первые  приматы.   От  них  обособились  несколько  ветвей
эволюции,  приведших  к  современным  человекообразным   обезьянам,   другим
приматам и человеку.  Современные  человекообразные  обезьяны  –  не  предки
человека, но происходят от общих с ним,  уже  вымерших  предков  –  наземных
человекообразных обезьян – дриопитеков. Они  появились  17  –  18  млн.  лет
назад, в конце неогена,  и  вымерли  около  8  млн.  лет  назад.  Обитали  в
тропических  лесах.  Некоторые  их  популяции  и  положили,  видимо,  начало
эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам.
          Австралопитеки  (от  лат.  Australis  –  южный,  греч.  питекос  –
обезьяна) – вымершая группа  гоминид  (прямоходящих  приматов).Их  скелетные
остатки найдены в Южной Африке. Эти двуногие существа  размером  с  шимпанзе
имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение  черепной
коробки, форма таза). Однако размером мозга (650 см )  они  не  превосходили
современных человекообразных обезьян. Раскопки последних 30 лет в  Восточной
Африке (Д. Лики и др.) показали, что австралопитеки жили свыше  5  млн.  лет
назад, а следовательно, для эволюции  предков  человека  путем  отбора  было
достаточно  времени.  Более  поздние  из  австралопитеков  явились,  видимо,
непосредственными предками людей. Они получили название «человек  умелый»  .
По  своему   внешнему  виду  и  строению  человек  умелый  не  отличался  от
человекообразных обезьян, но уже  умел  изготовлять  примитивные  режущие  и
рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на  путь  очеловечивания  и
не закончив его, погибли  в  борьбе  за  существование.  Естественный  отбор
способствовал выживанию особей  и  групп,  обладающих  навыками  к  трудовой
деятельности.
          Этапы становления человека. В эволюции человека  (Homo)  различают
три этапа:
1.  Древнейшие  люди,  к  которым   относятся   питекантроп,   синантроп   и
   гейдельбергский
  человек  (вид человек прямоходящий – Homo erectus).
2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек  разумный
   –
    Homo sapiens).
3.  Современные   (новые)  люди,  включающие   ископаемых   кроманьонцев   и
  современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).
       Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и
не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились  около
2 млн.  лет,  а  современный  человек  –  не  позднее  50  тыс.  лет  назад.
Древнейшие следы  трудовой  деятельности  датируются  2,5  –  2,8  млн.  лет
(орудия из Эфиопии). Многие популяции человека  разумного  не  сменяли  друг
друга последовательно, а жили одновременно, ведя  борьбу за существование  и
уничтожая более слабых.
                   Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад.
                   Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были  обнаружены
сначала на о. Ява в 1891  году  Е.  Дюбуа,  а  затем  в  ряде  других  мест.
Питекантропы ходили на  двух  ногах,  объем  мозга  у  них  увеличился,  они
пользовались примитивными орудиями труда в  виде дубин и  слегка  обтесанных
камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги,  полусогнутое  тело  с  обильным
волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.
                Синантроп, останки которого найдены в  1927  –  1937  гг.  в
пещере близ Пекина, во многом сходен  с  питекантропом,  это  географический
вариант человека прямоходящего. Синантропы  уже умели поддерживать огонь.
             Основным фактором эволюции древнейших  людей  был  естественный
отбор.
                Древние люди  характеризуют  следующий  этап  антропогенеза,
когда в  эволюции  начинают  играть  роль  и  социальные  факторы:  трудовая
деятельность в группах, которыми они жили, совместная   борьба  за  жизнь  и
развитие интеллекта. К ним относятся  неандертальцы,  останки  которых  были
обнаружены в Европе, Азии, Африке.  Свое  название  они  получили  по  месту
первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы  жили  в  ледниковую
эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно  поддерживали  огонь,
одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев  много  совершеннее  и  имеют
некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее  и  имеют
некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия.  Настоящие  название
они получили по месту первой находки в долине  р.  Неандер  (ФРГ).   челюсти
свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по  50
– 100 человек.  Мужчины  коллективно  охотились,  женщины  и  дети  собирали
съедобные  корни  и   плоды,   старики   изготавливали   орудия.   Последние
неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были  ими  оконча
       тельно  вытеснены.  Часть  ученых  считают  неандертальцев  тупиковой
ветвью  эволюции  гоминид,  не  участвовавшей  в  формировании  современного
человека.
          Современные люди.  Возникновение  людей  современного  физического
типа произошло относительно недавно, около 50 тыс.  лет  назад.  Их  останки
найдены в Европе, Азии, Африке и  Австралии.  В  гроте  Кроманьон  (Франция)
было обнаружено  сразу  несколько  скелетов  ископаемых  людей  современного
типа,  которых  и  назвали  кроманьонцами.  Они  обладали  всем   комплексом
физических  особенностей  ,  который  характее-цами.   Они   обладали   всем
комплексом физических особенностей ,  который  характ-оитая  членораздельная
речь, на что указывал развитый подбородочный  выступ;  строительство  жилищ,
первые   зачатки   искусства   (наскальные   рисунки),   одежда   украшения,
совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные  –
все  свидетельствует  о  том,  что  это  настоящий   человек,   окончательно
обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы,  кроманьонцы  и
современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек  разумный;  этот
вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.
                В эволюции кроманьонцев большое  значение  имели  социальные
факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.
                 Движущие  силы  антропогенеза.  В   эволюции   человека   –
антропогенезе – важнейшая роль принадлежит не только биологическим  факторам
(изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь,  накопленный
опыт  трудовой  деятельности   и   общественного   поведения).   Особенности
человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически  и
передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения.  На  первых
этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость  к
быстро   меняющимся   обстоятельствам.   Однако   впоследствии   способность
передавать  из  поколения  в  поколение  генетические  приобретения  в  виде
разнообразной научно-технической и культурной информации  стала  играть  все
более важную роль, освобождая человека от  жесткого  контроля  естественного
отбора. Социальные  закономерности  приобрели  важное  значение  в  эволюции
человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не  обязательно
самые сильные, а  те,  кто  сохранял  слабых:  детей  -  будущее  популяции,
стариков  –  хранителей  информации  о  способах   выжить   (приемы   охоты,
изготовление орудий и т.п.) . Победа популяций  в  борьбе  за  существование
обеспечивалась не только силой  и  разумом,  но  и  способностью  жертвовать
собой   во  имя   семьи,   племени.   Человек   –   общественное   существо,
отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на  основе
коллективного труда.
          В эволюции человека  разумного  социальные  отношения  играют  все
возрастающую  роль. Для людей современных ведущими и   определяющими   стали
общественно-трудовые отношения. В  этом  качественное  своеобразие  эволюции
человека.
                                3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Человек – существо биологическое и социальное, что  и   определяет
его особое положение  в  природе  и  качественно  отличает  от  всех  других
организмов, Благодаря тому, что человек  является  биологическим  существом,
его  эволюционное  развитие  подчиняется   всем   основным   закономерностям
наследственности и  изменчивости.  Реализация  наследственной  информации  в
условиях  определенной  внешней  среды   формирует   биологическую   природу
человека  - его строение и физиологию, создает материальные предпосылки  для
развития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа  –
социальную. В процессе очеловечивания  происходит  уменьшение  плодовитости,
удлинение  периода  детства,  замедление  полового  созревания,  возрастание
длительности жизни одного поколения.
          Социальная информация передается с помощью слова  при  обучении  и
определяет духовный облик индивидуума. Она создается при  доминирующей  роли
социально-экономических   факторов   –   общественной    формации,    уровня
производственных сил, производственных отношений, национальных  особенностей
и рп. Человек  как  социальное  существо  эволюционирует  быстрее,  чем  как
существо   биологическое,   поэтому,   несмотря   на   огромные   достижения
цивилизации,  между  человеком,  жившим  тысячелетия  назад,  и   человеком,
живущим  сейчас,  нет  существенных  биологических  различий.   Способности,
талант,   эмоциональность,   добродетели,   пороки   человека   зависят   от
наследственного  предрасположения  и  действий  социальной  среды.   Генотип
человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а  полная
реализация  его  биологической  организации   возможна   лишь   в   условиях
социальной среды.
          Хотя  мутационный  процесс  продолжается,  биологическая  эволюция
человека  будет  и  далее  замедляться  благодаря  ослаблению  естественного
отбора, прекращению его  видообразующей  функции.  Однако  в  пределах  вида
возможны колебания:  в   длине  тела  (доспехи  средневековых  рыцарей  малы
большинству   современных   европейцев),   изменении    темпов    онтогенеза
(акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность  человеческого  общества  в
целом  возрастает,  так  как  по  мере  развития   цивилизации,   устранения
национальных и расовых барьеров  обеспечивается  обмен  генами  между  ранее
изолированными популяциями,  увеличивается  гетерозиготность  и  уменьшается
возможность  проявления  рецессивных  генов.   Средствами,   контролирующими
эволюцию  человека,  являются  предохранение   от   воздействия   мутагенных
факторов, разработка  методов  лечения  наследственных  болезней,  раскрытие
способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание  оптимальных
условий для обучения и воспитания, для повышения  культурного  уровня  всего
общества.



                                ЛИТЕРАТУРА :



1. Биология: Пособие для подготовительных отделений и поступающих в вузы  /
   Н.П. Соколова, И.И. Андреева, Л.Н. Катонова, Л.С. Родман; Под редакцией
   Н.П. Соколовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,Высш.шк.,1994.- 399 с.
1. Вернадский В.И. Избранные сочинения в 6-ти томах. М.,1954-1960.
1. Дарвин Ч. Соч. М.,1953, Т. 5, С.274.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 20, С. 486, С. 490.



смотреть на рефераты похожие на "Происхождение и эволюция человека"