Экономическая теория

История экономических учений (краткие ответы на вопросы)


Краткие ответы на вопросы к зачету по дисциплине История Экономических
Учений. Выполнила: студентка ФНО Широкова Татьяна.
                        1 Предмет истории эк. учений.
 1) Эк. теория – изучает поведение людей при реализации эк. Отношений (это
    поведение неоднозначно, оно развивается вместе с развитием эк-ки по ее
    законам)
 2) История эк. Учений – изучает развитие эк. Теории, ее эволюцию.
 3) Как наука ИЭУ сформировалась 300 лет назад – в период развитого
    капитализма, когда возникла необходимость определить наиболее
    эффективные формы и методы эк. Деятельности. Но до 18 века эк. Теория
    существовала фрагментально.
 4) 1 в. до н.э. – Древняя Греция, Аристотель,  Ксенофонт – первые
    исследования в этой области. Наука получила название Политической
    экономии.
       17-18вв – Россия, «Домострой».
 5)   Эк. Теория существовала фрагментально в Древности и Средневековье,
 т.к. тогда не было крупномасштабного производства, а следовательно и
 специальных рынков. Позднее появляются мануфактуры, происходит внедрение в
 производство машин. Затем происходит ряд географических открытий,
 связанных с поиском новых рынков сырья и потребителей. Следствием такого
 развития становится поиск новых более эффективных форм и методов эк.
 деятельности, что дает новое развитие  эк. теории, которая начинает
 рассматриваться уже не фрагментально, но как целостная самостоятельная
 наука.
                      2 Ранний и поздний меркантелизм.
   Мерканто (итал.) – рынок
   Создателями этой теории были англичане, т.к. Англия это первая
капиталистическая страна, и наиболее развитая в 16-20вв.
  1) Ранний меркантелизм.
  Эта теория возникает, когда в крупных масштабах начинает проявляться
  международная торговля (сырьем, гот. продукцией, рабами). И те, кто более
  активно торгует, получают больше прибылью. И тогда основатели этой теории
  делают вывод, что источник богатства – торговля, а инструмент – деньги.
  2) Поздний меркантелизм.
  Разработка программ – рекомендаций правительству о политике
  протекционизма, которая заключалась в том, что государство должно
  поддерживать национальных производителей в условиях международной торговли
  (и торговли вообще).
  3) Но в к. 18в стала очевидна ошибочность данной теории, которая
  заключалась в том, что деньги играют лишь промежуточную роль.
                  3 Зарождение классической политэкономии.

                    4 Экономические взгляды физиократов.
   К. 18в – Франция – Француа Кене (врач, естествоиспытатель)
   Кене разработал таблицу кругооборота капитала. Он и др. физиократы
делили общество на классы:
   1) Производители.
   2) Бесплодный класс.
   3) Класс земельных собственников.
   Между ними необходимо установить правильные пропорции доя более
   эффективного функционирования эк-ки.
   Физиократы были более близки к идее источника богатства, т.к. в отличие
   от меркантилистов, считали  им труд в области с/х, тогда как источником
   на самом деле является труд вообще.
         5 Общая хар-ка классической школы: теория Смита и Рикардо.
   К.18 – н.19вв – А. Смит и Д Рикардо – первая целостная эк. Теория.
   «Исследования о природе и причинах богатства народов»
   1) Эк. отношения в своем развитии связаны с общественным разделением
труда.
   2) Они первые исследовали рыночный механизм:   СП-ПР-Цена, где
        Сп – платежеспособная потребность людей
        ПР – возможность производителя поставить товар по определенной
цене.
        Цена – денежное выражение стоимости труда.
   3) Открыли «Правило невидимой руки»: производитель, вынося товар на
рынок, стремится удовлетворить свои потребности путем удовлетворения
потребностей покупателя, т.е. сводит индивидуальный     интерес к
общественному. Реализуя свои интересы, производители конкурируют между
собой, постоянно совершенствуясь, следовательно дают толчки для НТП. Т.о.
конкуренция – это довольно положительное явление эк-ки, однако у него есть
минусы:
    - дифференциация производителей
    - монополия
   4) Они идеализировали капитализм, но уже в 20х гг 19в возник первый
      кризис, и оказалось, что капитализм неидеален.
   5) ТТС – первичным звеном эк-ки является товар, а его производство
      связано с трудом, а труд – источник богатства, т.е. товар – это
      предмет труда, предназначенный для обмена или продажи.
      Свойства: - потребительская стоимость (качество)
                        - меновая стоимость (способность обмениваться на др.
      товары)
      Свойства труда: - конкретный
                                  - абстрактный
      6) Рикардо исследовал ценообразование на с/х продукцию, и пришел к
определениям РЕНТА и ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РЕНТА.
                       6 Историческая школа Германии.
   1)   С.19в – новая стадия капитализма с основным машинным производством
(для чего необходимы были некоторые условия, в том числе и наличие больших
территорий). Поэтому в ряде стран Европы происходит процесс объединения.
    2)  40-50е гг 19в – объединение Германии – Германская историческая
школа.
  3) Эк. Законы существуют в реальности, но они конкретны и особенны для
     каждой страны.
  4) Классификация общества:
    -     дикость
    - пастушество
    - земледельческо-мануфактурное
    - пастушеско-земледельческое
    - земледельческо-мануфактурно-коммерческое
                           7 Эк. учение марксизма.
1)   С.19в – кризисы, разрозненность общества. Появление нового класса –
пролетариата, который вынужден продавать свой труд. В результате возникают
два течения в защиту этого класса:
А) Реформаторы
     Лосаль, Прудон
Б) Революционеры


     Маркс и Энгельс

2) Считали несправедливым и ошибочным обогащение одних людей
(собственников) за счет других (пролетариат). Идея равенства и
справедливости.
«Капитал»
                        8 Общая хар-ка маржинализма.
   1) 60-70е гг 19в – в Европе кризис в эк-ке, пол-ке, науке.
      Стала ясна ошибочность ТТС, т.к. один и тот же товар имеет разную
      стоимость в зависимости от различных факторов и условий. Появляется
      новое направление – Маржинализм, который исследует теперь уже
      качественную сторону товара.
      Равновесная цена – определяется разными факторами рынка и неодинакова,
      определяется полезностью последующей единицы товара.
      2) Теория предельной полезности – при всех постоянных условиях
увеличение рабочей силы приведет к меньшему кол-ву товара, произведенного
одним рабочим.
                   9 Эк. концепция неоклассической школы.
Представитель: Маршалл. Теория этой школы основывается на классической и
маржиналистской школах.
                           10 Теория Джона Кейнса.
   1) 20в. – английский экономист Джон Кейнс – основатель нового раздела –
      макроэкономики.
   2) Регулирование эк-ки с помощью государства.
   3) Кризис – инфляция, которая бывает в краткосрочном периоде в
      долгосрочном.
      При чем в первом она не страшна, если принять экстренные меры –
      увеличить кол-во рабочих мест (это временно вызовет усиление
      инфляции), что приведет к увеличению денег у народа, а следовательно,
      и к увеличению спроса на товар (теория мультипликатора: цепная реакция
      одной отрасли на другую, одного слоя населения на другой, что в итоге
      приведет к росту эк-ки). Но есть такой фактор, как склонность к
      накопительству – реально спрос увеличится на меньше, чем мог бы.
                     11 Теория неоклассического синтеза.
Заключается, главным образом в синтезе двух школ классической (основана на
свободе рыночных отношений) и Кейнсианской (гос.регулирование).
Т.е. когда достигнута полная занятость, начинает действовать механизм
рыночного саморегулирования.
                           12 Теория монетаризма.
   1) 70е гг 20в. – продолжатели теории Кейнса, только в условиях НТР.
   2) Кризисы становятся уже отраслевыми, а не общеэкономическими. Выход:
      уменьшение ден. массы, находящейся в стране на данный момент через
      центральный банк.
   3) Вмешательство гос-ва должно быть минимальным/ограниченным.
               13 Эк. мысль в России времен Петра 1 (17-18вв).
   1) Эк. мысль в России развивалась медленнее, чем в Европе (татаро-
      монгольское нашествие и поздняя отмена крепостного права).
   2) Впервые эк. Теория появилась при Иване Грозном – переписка с Курбским,
      в которой последний описывал/предлагал пути увеличения объема денежных
      средств, привлеченных в гос-во.
   3) Дальнейшее развитие эк. Теория получила при Петре 1 – его
      экономический советник Посашков считал, что для более эффективного
      функционирования экономики необходимо хотя бы часть гос. Собственности
      предать в руки богатых купцов. Также он разработал наиболее
      эффективную для того времени систему налоговых сборов.
   4) Декабристы (большая часть – воевавшие в 1812-1814гг) – принимали еще
      бескризисную Европу как идеал для России.
      Пестель, Тургенев.
      Они хотели хотя бы небольшую часть земель передать уже освобожденным
      от крепостного права крестьянам, но при этом оставить в стране
      монархию.
                        14 Эк. мысль в России в 20в.
1) 19-20вв – развитие получают идеи марксизма.
   Плеханов (эволюция) и Ленин (революция).
   А) Одна работа Ленина была связана с развитием капитализма в России.
   Б) Вторая – с империализмом как высшей стадией капитализма.
       Свойства: монополия, сокращение конкуренции, передел в эк. Сферах
   влияния между странами. После череды военных событий наступает мировой
   кризис, из которого выходят страны с усиленным гос. Регулированием.
   Становится очевидна ошибочность теории Ленина – социализм неизбежен,
   империализм не последняя стадия капитализма.
2) 20е гг 20в:
    - Кондратьев – цикличность экономики
    - Чаянов – необходимость хоз. Объединений.
    - Гастев – НОТ.
3) Сталин: максимальное удовлетворение народа.
   Ошибка: нельзя максимально удовлетворить людей, т.к. это невозможно.
4) 90е гг 20в. – переход от АКМ к рыночной экономике:
    - процесс разгосударствления
    - создание сети коммуникаций, в частности банковских
    - установление правил игры



смотреть на рефераты похожие на "История экономических учений (краткие ответы на вопросы) "