Юриспруденция

Правовое государство




                          Реферат по обществознанию
                                  по теме:

               «Правовое государство и гражданское общество.»

                          ученика 8 гр. экстерната
                         ВСШ №19 центрального округа
                            Новгородцева Алексея



                                 Москва 1998



                                  П л а н.

     1. Понятие и признаки правового государства
     2. Проблемы и пути формирования правового государства в России
     3. Становление и развитие гражданского общества.
     4. Гражданское общество и государство.
     5. Гражданское общество и право.
     6. Этапы развития государства и права в гражданском обществе.
     7. Заключение.



                  Понятие и признаки правового государства.

      Первые  представления  о  государстве  как  организации,  деятельность
которой основана на верховенстве  закона,  начали  формироваться  на  ранних
этапах развития человеческой  цивилизации.  С  идеей  правового  государства
связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной  жизни
в рассуждениях  мыслителей  —  философов,  историков,  юристов  и  писателей
Древней Греции, Рима, Китая и других стран.  Мыслители  античности  (Сократ,
Демокрит,  Платон,  Аристотель,  Плибий,  Цицерон)  считали,  что  разумное,
справедливое  и  гармоничное  развитие  общества  возможно  лишь   в   такой
политической форме общежития людей, при  которой  закон  общеобязателен  для
всех граждан  и  для  самого  государства.  Древнегреческий  философ  Платон
подчеркивал, «где закон — владыка над правителями,  а  они  —  его  рабы,  я
усматриваю спасение государства и все блага,  какие  только  могут  даровать
государствам боги». Его ученик — Аристотель  —  вторил  учителю:  «Там,  где
отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо)  форме  государственного
строя. Закон должен властвовать над всеми». Цицерон  говорил  о  государстве
как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые  идеи
и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление  и
развитие более поздних прогрессивных гуманистических взглядов  и  заложивших
основы учений о правовом государстве.
      В период разложения феодализма  и  ранних  буржуазных  революций  идею
правовой  государственности  разрабатывали  прогрессивные   мыслители   того
времени Н. Макиавелли, Ж-Боден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т.  Гоббс,  Д.  Локк,
Ш. Монтескье, Д-Дидро, П. Гольдбах, Т. Джефферсон,  М.  Вольтер,  Гельвеций,
Ж.-Ж. Руссо, Т. Пейн и другие видные философы и мыслители.
      И. Кант обосновал и  детально  разработал  философскую  основу  теории
правого  государства,  центральное  место  в   которой   занимает   человек,
личность. По Гегелю, государство  —  это  наиболее  совершенная  организация
общественной  жизни,  в   которой   все   строится   на   правовой   основе,
представляющей   царство   реализованной   свободы.   Но   Гегель   возводил
государство  в  абсолют,  стоящий  над  личностью  и   обществом.   В   этом
утверждении К. Маркс видел главный порок гегелевской концепции  государства.
Маркс исходил  из  открытой  им  классовой  теории  общественного  развития,
согласно которой юридический закон есть  продукт  и  отражение  материальных
производственных отношений классового общества. Идею  правового  государства
Маркс выразил следующими примечательными словами: «Свобода  состоит  в  том,
чтобы превратить государство из органа, стоящего  над  обществом,  в  орган,
всецело этому обществу подчиненный».
      Прогрессивная  политико-правовая  мысль  Западной  Европы  в  лице  Р.
Иеринга, Г. Еллинека,  Л  Дюги,  Ориу,  Р.  Паунда,  Ч.  Спенсера  и  других
сходилась во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство,  где
законодатель так же подзаконен, как и гражданин.
      Идеи  правового  государства  нашли  широкое  отражение  и  в  русской
политико-правовой  мысли.  Они  излагались  в  трудах  Д.Н.  Писарева,  А.И.
Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.М.  Муравьева,  А.М.  Радищева  и  в  работах
видных правоведов и философов дооктябрьского периода: Н.М.  Коркунова,  П.И.
Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Н.А. Бердяева и др.
      Во  многих  современных  научных  исследованиях  основными  чертами  и
признаками правового государства считаются:
      Верховенство закона во всех сферах общественной  жизни.  Этот  принцип
означает высокий авторитет закона в  обществе,  всеобщее  уважение  к  нему.
Авторитет закона выражается в  строгом  соответствии  ему  всех  подчиненных
(т.е.  подзаконных)  правовых  актов  в  том,  что  решения  государственных
органов  и  должностных  лиц  (например,  о  приеме   в   вуз,   увольнении,
предоставлении жилья и т.д.) вносятся  на  основании  закона  с  соблюдением
всех его требований.
      Все граждане,  должностные  лица,  органы  государства  и  организации
должны неуклонно исполнять и соблюдать законы  государства.  Основной  Закон
государства   —   Конституция,    в    которой    сформулированы    принципы
государственной и общественной жизни,  прочный  режим  правовой  законности,
стабильность правового порядка в обществе.
      Связанность  государства  правом.  Законы  издаются  государством,  но
государство не вправе считать  их  своей  «собственностью».  Ведь  в  основе
закона лежит воля народов России,  их  мудрость.  Вот  почему,  разрабатывая
законы, государство выносит законопроекты  на  всенародное  голосование  или
обсуждение.  Принятый  закон  обязателен  для  государства,  его  органов  и
должностных лиц так же, как и для каждого человека.
      Реальное  обеспечение  прав  и   свобод   граждан,   необходимых   для
функционирования  правового  гражданского  общества.  Свобода   человека   в
обществе выступает как его право.  Право  становится  всеобщим  масштабом  и
равной мерой  свободы.  Реальное  проявление  права  свободы  воплощается  в
формуле «Все, что не запрещено индивиду законом, ему дозволено».
      Взаимная ответственность государства и личности в рамках  действующего
законодательства.  Государство  берет  на  себя  обязательство  обеспечивать
справедливость и равенство в отношениях  с  каждым  гражданином.  Подчиняясь
праву, государственные органы не могут  нарушать  его  предписания  и  несут
ответственность за нарушения или невыполнение этих  обязанностей.  На  таких
же правовых началах строится ответственность  личности  перед  государством.
Соблюдение  правовых   требований   —   юридическая   обязанность   всех   —
государства, личности, организаций. В правовом государстве нет  и  не  может
быть такого органа или должностного лица, которое  было  бы  изолировано  от
ответственности,  к  которому  нельзя  было   бы   предъявить   иск.   Перед
конституцией и законом все равны.
      Разделение  властей  является   основным   принципом   организации   и
деятельности правового  государства.  Разграничение  единой  государственной
власти  на  три   относительно   самостоятельные   и   независимые   отрасли
предотвращают   возможные   злоупотребления    властью    и    возникновение
тоталитарного управления государством, не допускает сосредоточения власти  в
одних  руках  или   группы   лиц.   Деление   власти   на   законодательную,
исполнительную  и  судебную  поддерживается  особой  системой   «сдержек   и
противовесов», направленной на обеспечение не только  взаимодействия,  но  и
взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах.
      В настоящее  время  в  Российской  Федерации  наблюдается  чрезвычайно
гипертрофированная  бюрократизация  исполнительной  власти  и  ее  аппарата,
стремящегося   узурпировать   законодательные   полномочия    под    завесой
демократической риторики о разделении властей.
      В заключение можно дать следующее определение правового государства.
      Правовое  государство  —  это  такое  демократическое  государство,  в
котором обеспечивается  господство  права,  верховенство  закона,  равенство
всех перед законом и  независимым  судом,  где  признаются  и  гарантируются
права и свободы человека, а в  основу  организации  власти  положен  принцип
разделения (обособления) властей.



        Проблемы и пути формирования правового государства в России.


      Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907
гг., что было связано с начавшимся  в  эти  годы  процессом  ее  перехода  к
конституционному строю.
      В 1917 г.  процессы,  происходящие  в  государственной  жизни  страны,
получили   новое   направление,   новое   содержание:   возникло   Советское
государство.  Его  первая   Конституция   1918   г.   закрепляла   диктатуру
пролетариата   и   беднейшего   крестьянства.   Как   известно,    диктатура
представляет собой власть, которая не связана  законами.  В  этих  условиях,
конечно, вопрос о правовом государстве,  о  господстве  права,  верховенстве
закона был неуместен. Более того,  утверждался  правовой  нигилизм,  который
сочетался с  нигилизмом  государственным,  с  недооценкой  роли  и  значения
государственно-правовых начал,  институтов,  норм,  процедур  и  гарантий  в
общественной и политической жизни.
      В  теории  и  практике   советского   государственного   строительства
отвергался принцип разделения  властей.  Он  трактовался  как  буржуазный  и
неприемлемый для управления Советским государством.
      Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьезно  вести
речь о необходимости создания правового государства.
      1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить
дальнейшее реформирование всей  системы  государственной  власти.  В  основе
этих преобразований — принцип разделения  властей,  закрепленный  впервые  у
нас  в  статье  13  Декларации  о  государственном  суверенитете  Российской
Федерации от 12 июня 1990 г.
      Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10:
        «Государственная власть в  Российской  Федерации  осуществляется  на
        основе разделения на  законодательную,  исполнительную  и  судебную.
        Органы   законодательной,   исполнительной   и    судебной    власти
        самостоятельны.»)
закрепляет  это  разделение.  В  соответствии  со  статьей  11   Конституции
Российской Федерации государственную власть  в  РФ  осуществляют:  Президент
Российской  Федерации  (согласно  ст.  80  Конституции   РФ   он   —   глава
государства:
      1. «Президент Российской Федерации является главой государства.
      2.  Президент  Российской  Федерации  является  гарантом   Конституции
         Российской Федерации,  прав  и  свобод  человека  и  гражданина.  В
         установленном  Конституцией   Российской   Федерации   порядке   он
         принимает меры по  охране  суверенитета  Российской  Федерации,  ее
         независимости   и   государственной    целостности,    обеспечивает
         согласованное    функционирование    и    взаимодействие    органов
         государственной власти.
      3.  Президент  Российской  Федерации  в  соответствии  с  Конституцией
         Российской Федерации и федеральными  законами  определяет  основные
         направления внутренней и внешней политики государства.
      4. Президент Российской Федерации как глава  государства  представляет
         Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»);

Федеральное  Собрание,  состоящее  из  двух  палат  —  Совета  Федерации   и
Государственной Думы (это парламент РФ — представительный и  законодательный
орган Российской  Федерации);  Правительство  Российской  Федерации  и  суды
Российской Федерации.
      Конечно,  еще  много  предстоит  сделать   для   выработки   процедур,
формирования определенных традиций и  правил  взаимодействия  этих  структур
государственной власти.
      2.  Узловое  условие   функционирования   Российской   Федерации   как
демократического  правового  государства  состоит  в   проведении   судебной
реформы —  утверждении  судебной  власти  в  государственном  механизме  как
самостоятельной  влиятельной  силы,  независимой  в  своей  деятельности  от
властей законодательной и исполнительной .
      3. В правовом государстве  человек,  его  права  и  свободы  —  высшая
ценность. Крупнейший русский философ Н. Бердяев  после  октябрьских  событий
1917 г. отметил: идея класса убила в России идею человека.
      Дальнейший ход истории показал, что личность так  и  не  стала  чем-то
самоценным в нашей стране. Человек рассматривался лишь как  винтик  огромной
машины — административно-управленческой системы. Обеспечение прав  и  свобод
личности оставалось на втором плане.
      Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991  г.  Декларация
прав и свобод человека и гражданина, новая Конституция исходят из того,  что
соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства  человека  —  главная
обязанность   государственной   власти.   Процесс   формирования   правового
государства предполагает создание системы политических, юридических  и  иных
гарантий,  которые   обеспечивали   бы   реальность   этих   конституционных
положений, равенство всех перед законом и  судом,  взаимную  ответственность
государства и личности.
      4. В качестве одной из  важнейших  задач,  связанных  с  формированием
правового государства, следует рассматривать  развитие  и  совершенствование
законодательства, формирование новой по существу правовой системы.
      В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие
основы для дальнейшего развития  нашего  государства  как  демократического,
правового.  Это  Декларация  о   государственном   суверенитете   Российской
Федерации,  Декларация  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,  Закон   о
гражданстве и др. 12 декабря 1993 г.  путем  всенародного  голосования  была
принята новая Конституция Российской Федерации,  которая  заложила  правовую
основу  для  дальнейшего  развития  и  совершенствования  правовой   системы
России.
      5.  В  течение  долгих  десятилетий   в   нашей   стране   действовала
однопартийная   система,   которая   исключала   возможность   создания    и
функционирования    легальных     оппозиционных     партий.     Официальной,
государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм.
      6. Необходимым фактором, определяющим успех  многих  преобразований  в
государственной и  политической  жизни  нашего  общества,  является  уровень
политической и правовой культуры в обществе.
      Необходимо избавиться от того правового  нигилизма,  который  особенно
отчетливо  проявился  в  последнее  время  не  только  у  граждан,  но  и  у
представителей   государственного   аппарата.    Уважение    и    соблюдение
Конституции, закона всеми членами  общества,  всеми  должностными  лицами  —
неотъемлемая  черта  демократического   правового   государства,   а   также
современное  демократическое  правовое  государство  предполагает   развитое
гражданское  общество,  в  котором  взаимодействуют  различные  общественные
организации, политические партии,  в  котором  никакая  идеология  не  может
устанавливаться   в   качестве   официальной   государственной    идеологии.
Политическая   жизнь   в   правовом   государстве   строится    на    основе
идеологического, политического многообразия (плюрализма),  многопартийности.
Поэтому  одним  из  путей  формирования  правового  государства,  одним   из
направлений   этой   работы   является   развитие   гражданского   общества,
являющегося  важным  звеном  между  личностью  и  государством,  в   котором
реализуется большая часть прав  и  свобод  человека;  утверждение  принципов
политического плюрализма.


                Становление и развитие гражданского общества.

      Становление и развитие гражданского общества является особым  периодом
истории  человечества,  государства   и   права.   Общество,   отличное   от
государства,  существовало  всегда,  но  не  всегда  оно  было   гражданским
обществом.  Последнее  возникает  в  процессе  и  в   результате   отделения
государства  от  социальных  структур,  обособления  его  как   относительно
самостоятельной     сферы     общественной     жизни     и      одновременно
«разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе  становления  и
развития   гражданского   общества   складывались   современное   право    и
государство.
      Категория «гражданское общество»,  отличная  от  понятий  государства,
семьи, племени, нации,  религиозной  и  других  общностей,  стала  предметом
изучения в XVIII-XIX веках и обстоятельно разработана  в  «Философии  права»
Гегеля, определившего гражданское общество как  связь  (общение)  лиц  через
систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые  учреждения  и
правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) . В «философии  права»
отмечено, что правовыми основами гражданского  общества  являются  равенство
людей как субъектов права, их юридическая  свобода,  индивидуальная  частная
собственность, незыблемость договоров, охрана права от  нарушений,  а  также
упорядоченное  законодательство  и  авторитетный  суд,  в  том   числе   суд
присяжных.  Несмотря  на  устарелость  взглядов   Гегеля   на   общество   и
государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского  общества
как  сферы  частных  интересов  по  отношению  к   государству   (воплощению
публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделения  труда
и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук.
      Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но
и о системе их связей  через  экономические,  правовые  и  другие  отношения
получили развитие в трудах ряда мыслителей, в том числе Маркса  и  Энгельса.
В их произведениях показана динамика  соотношения  общества  и  государства,
основанная на изменении форм собственности и разделения  труда.  Примитивные
формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали  кастовый  строй
в государстве, вели к огосударствлению ряда  сфер  общественной  жизни,  так
как  первоначальные  формы  частной  собственности  несли  на  себе   печать
общности. «Выражение «гражданское  общество»  возникло  в  XVIII  в.,  когда
отношения  собственности  уже  высвободились  из  античной  и  средневековой
общности... — писали Маркс и  Энгельс.  —  Благодаря  высвобождению  частной
собственности   из    общности    (Gemeinwesen),    государство    приобрело
самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и  вне  его...»
.
      Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько  веков.
Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом  масштабе.
      Отдельные элементы  гражданского  общества  существовали  в  некоторых
странах античного мира  (Греция,  Рим),  где  развитие  ремесла  и  торговли
породило товарно-денежное производство, получившее оформление и  закрепление
в ряде институтов частного права (особенно римское частное  право).  Но  это
были только элементы, очаги гражданского  общества,  существовавшие  лишь  в
отдельных регионах и  сочетавшиеся  с  вертикальными  структурами  сословно-
кастовых обществ.   Формирование  гражданского  общества  в  масштабе  целых
стран, больших  регионов  Европы  и  Америки,  началось  в  Новое  время.  В
развитии гражданского  общества  можно  обозначить  три  этапа,  переход  от
каждого из которых к  последующему  знаменовался  существенными  изменениями
общественного  и  государственного  строя,   социальными   и   политическими
потрясениями,  массовыми  движениями,  столкновениями   классов,   коренными
преобразованиями общественной идеологии.
      На первом этапе (примерно XVI-XVII  вв.)  складывались  экономические,
политические и  идеологические  предпосылки  гражданского  общества.  К  ним
относятся  развитие   промышленности   и   торговли,   специализация   видов
производства  и  углубленное  разделение  труда,  развитие  товарно-денежных
отношений.  При  поддержке  городов  и  городского  сословия  в  ряде  стран
возникали  централизованные  национальные  государства,   обладавшие   рядом
признаков  современных  государств  (суверенитет,   государственная   казна,
профессиональный  управленческий  аппарат  и  др.).  К  этому   же   времени
относится переворот в общественной идеологии, бурное  развитие  искусства  и
культуры,   широкое   распространение   протестантской   буржуазной   этики,
оформление в «теорию естественного права» основных общих идей,  связанных  с
представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом  идеале.
Во  главе  борьбы  угнетенных  сословий  против  феодального  Неравенства  и
привилегий стояли горожане. От начала буржуазной Революции  в  Англии  (1640
г.) ведется отсчет Нового Времени. На втором этапе (примерно  конец  XVII  —
конец XIX  вв.)  в  наиболее  развитых  странах  сформировалось  гражданское
общество  в  виде  первоначального  капитализма,  основанного   на   частном
предпринимательстве.



                     Гражданское общество и государство.


      Становление и развитие гражданского общества обусловило  новый  период
развития государства и права. Ему соответствует так называемое  «современное
представительное государство», которому, в отличие от кастовых  и  сословных
государств Древнего мира и Средневековья, присущи следующие черты:
      1. Государство суверенно, оно обладает верховной властью и  монополией
принуждения на всей  территории  страны  и  не  зависит  от  власти  другого
государства,    власти    церкви,    жрецов,    сословий,     военачальника,
негосударственных организаций.
      2. Государство выступает от имени всего населения (народа, нации) или,
по крайней мере, официально притязает на то, что  оно  выражает  и  защищает
интересы  всей  страны,  народа,  подданных  или  граждан.   Государство   и
управление им уже не рассматриваются как достояние или личное дело  монарха,
царствующей династии, какой-то части общества. Официально  оно  обособляется
от сословий, классов и других социальных  групп,  хотя  фактически  проводит
политику чаще с преимущественным учетом интересов той или  иной  влиятельной
части общества.
      Стремление  государства  представить  себя  как  олицетворение  нации,
живущей на  определенной  территории,  обусловило  восходящее  еще  к  эпохе
позднего  средневековья  отождествление  государства  со  страной,  Родиной,
Отечеством.
      3. С  развитием  гражданского  общества  в  структуре  государственных
органов появляются и устанавливаются в качестве постоянных  общенациональные
(а не только сословные)  представительные  учреждения  парламентского  типа,
обладающие  правами  утверждения  налогов  и  сборов,  поступающих  в  казну
государства, а также  принятия  наиболее  важных  нормативно-правовых  актов
(законов). Возникновение и развитие представительной демократии  —  явление,
свойственное  эпохе  формирования  гражданского  общества.  Представительные
учреждения, избиравшиеся поначалу на  основе  имущественных  цензов,  всегда
законодательствовали от имени всего народа (нации).
      4.   Государство   имеет   управленческий   аппарат,   состоящий    из
профессиональных служащих, чиновников, а также  постоянную  армию.  Создание
бюрократии как иерархически  организованной  системы  управления  со  строго
определенными  функциями  каждой  ступени  и  должности  —  явление   Нового
времени. Основная масса служащих и военных состоит из лиц  разной  сословной
или классовой принадлежности, которые занимают строго определенные  места  в
служебной или должностной иерархии и получают содержание от государства.
      5. Государство учреждает и собирает налоги, за счет которых  создается
и  пополняется  государственная  казна,  откуда  производятся   расходы   на
содержание  государственного  аппарата  и  армии.  Как  правило,  учреждение
налогов  и  утверждение  сметы  государственных  расходов   (государственный
бюджет) требует согласия представительного учреждения.
      6.  Современное  представительное  государство   официально   признает
юридическое равенство граждан (или подданных), их права и свободы,  а  также
гарантии этих прав и свобод.
      Законодательное  признание  юридического  равенства  людей  на  основе
наделения их правами и свободами — едва  ли  не  главный  признак  и  основа
гражданского общества. Если политическим выражением  средневекового  способа
производства  являлась  привилегия,  неравное  для  каждого  из   феодальных
сословий   право,   то   выражением   современного   способа   производства,
подчеркивали Маркс и Энгельс, является «просто право, равное право».
      Важно отметить,  что  становление  и  утверждение  в  качестве  основы
общественной жизни юридического равенства людей,  положившее  начало  Новому
времени, — столь же глубокий переворот в истории,  как,  скажем,  разрушение
первобытной общины доисторического времени и переход  к  классово-сословному
строю Древнего мира. На  смену  вертикальным  феодальным  структурам  пришло
преобладание горизонтальных отношений, основанных на  юридическом  равенстве
и  договорных  началах  свободных  людей,   отношений,   составляющих   суть
гражданского  общества.  Глубокий  переворот  в  праве  состоял   в   замене
сословного  неравенства  всеобщим   юридическим   равенством,   определившим
качественно новое социальное положение  личности.  Гражданское  общество  не
основано на законе, но его существование органически связано  с  равным  для
всех законом, охраняющим общую  свободу  (возможность  делать  все,  что  не
вредит другому) и право на собственность. Разумеется, правовое  равенство  —
это  не  фактическое  равенство,  а  равенство   возможностей   —   это   не
одинаковость социальных статусов людей. Более  того  —  в  начальный  период
существования гражданского  общества  формальное  равенство  неравных  людей
нередко выглядело (и по существу  было)  ложью  и  фальшью  для  большинства
неимущих, неспособных достаточно  быстро  приспособиться  к  новым  условиям
экономической жизни.  Вместе  с  тем  громадное  социальное  значение  имело
именно то,  что  впервые  в  многовековой  истории  человечества  все  люди,
независимо от  их  социального  происхождения  и  положения,  были  признаны
юридически равными участниками общественной жизни, имеющими  ряд  признанных
законом  прав  и  свобод,  дающих  каждому  возможности  проявить  себя  как
личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия  и
их правовые последствия.
      Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие  и
утверждение Биллей о правах (Англия, США) или  Деклараций  прав  человека  и
гражданина  (Франция),  то  само  гражданское  общество   —   это   общество
равноправных  людей,  свободно   проявляющих   свою   личность,   творческую
инициативу,  общество  равных  возможностей,    освобожденное   от    лишних
запретов   и  дотошной административной регламентации.
      При этом право признается обязательным и для  правителей  государства.
Право  уже  не  «приказ  власти»,  а  равно  обязательное  для  правящих   и
управляемых  право,  верховенство  которого  над   произвольными   велениями
властвующих   обеспечивается   разделением   властей,   высоким   положением
законодательной власти, ее  зависимостью  (через  выборы  и  перевыборы)  от
народа, нации, страны, а также равным и доступным для всех граждан судом.
      Тогда же возникает представление о конституции как не только о законе,
определяющем устройство высших органов власти, но и основном законе  страны,
обязательно  определяющем  права  и  свободы  граждан   (билль   о   правах,
декларации прав).  В  результате  сама  конституция  становится  соглашением
общества и государства о разграничении сфер их деятельности  (государство  —
публичная власть, сфера общих интересов,  общество  —  сфера  индивидуальных
свобод, частных интересов).
      Отделение  государства  от  общества   и   обособление   общества   от
государства  выражено  в  различии  их  структур,  принципов  организации  и
строения.
      Всякое  государство  организовано  как  руководимая   единым   центром
вертикальная система, иерархия государственных органов  и  должностных  лиц,
связанных  отношениями  подчиненности   и   государственной   дисциплины   .
Постоянная и главная  цель  государства,  его  оправдание  и  легитимация  —
охрана общества и управление им.
      В отличие  от  государства  гражданское  общество  представляет  собой
горизонтальную  систему  многообразных  связей  и  отношений   граждан,   их
объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве  и  личной
инициативе, в том числе в самостоятельности добычи средств  к  существованию
(это относится и к объединениям, которые  содержатся  за  счет  добровольных
взносов их  участников).  Цели  граждан  и  их  объединений  разнообразны  и
изменчивы в соответствии с их интересами.
      Различие  структур  гражданского  общества  и   государства   налагает
отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных  отношений,
а тем самым — на систему права.



                        Гражданское общество и право.


      Государственные органы и  должности  создаются  правом,  существуют  и
действуют (должны действовать) строго на основе права. Жизнь и  деятельность
членов гражданского общества правом  не  предопределены  и  не  обусловлены.
Создание и деятельность их  объединений  может  регулироваться  законом,  но
создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников.
      Граждане имеют правоспособность, дающую им самые  широкие  возможности
совершать любые сделки, кроме запрещенных, в разных  сферах  общественной  и
частной жизни. В отличие от граждан  государственные  органы  и  должностные
лица  наделены  компетенцией,  определяющей  довольно  узкие  параметры   их
деятельности, предопределенные их целью, предметом ведения.
      Права граждан — это гарантированные  возможности  пользоваться  каким-
либо благом, которые они реализуют или не реализуют по своему  усмотрению  и
желанию.  Использование  права  не  является   обязанностью   гражданина   .
Должностные   лица   и   государственные   органы   наделены    правомочиями
(правообязанностями), которыми они обязаны  пользоваться  при  осуществлении
своих функций для достижения поставленной перед ними цели, решения задачи.
      Отношения между гражданами,  их  объединениями,  союзами  строятся  на
началах равенства, свободы, координации. Их связи и  отношения  основываются
на  соглашениях,  договорах.  Должностные  лица  и  органы  государственного
управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинен  прямому
вышестоящему начальству (органу, учреждению).
      Гражданам разрешено все, что не запрещено законом.  Должностным  лицам
разрешено только то, что вытекает из компетенции или предписано приказом.
      Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за
правонарушение, т.е.  виновное  противоправное  деяние  .  Должностные  лица
отвечают  не  только  за  правонарушения,  но  и  за   служебные   упущения,
обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.
      Публично-правовые  нормы  и   отношения   сохраняются   от   нарушений
преимущественно    штрафными,    карательными     санкциями     (уголовными,
административными,  дисциплинарными).  Нарушение   частноправовых   норм   и
отношений должно влечь в первую очередь восстановление нарушенных  прав  при
помощи правовосстановительных санкций и ответственности.
      Амнистия и  помилование,  существующие  в  каждом  государстве,  могут
применяться для освобождения от штрафной, карательной  ответственности  (или
ее    смягчения),    но    неприменимы    к    отношениям    ответственности
правовосстановительной  (если  речь  идет  не  об  отказе   государства   от
восстановления его нарушенного права).
      В отношениях между частными  лицами  или  объединениями,  регулируемых
частным правом, закон устанавливает правила лишь на  будущее  время;  он  не
имеет обратной силы. В публичном праве  закон  может  иметь  обратную  силу,
если государство в чем-то улучшает правовое положение  лиц;  он  обязательно
должен иметь обратную силу, если  этим  законом  смягчается  наказание  (или
взыскание) за какое-либо правонарушение  либо  устраняется  противоправность
этого деяния.



         Этапы развития государства и права в гражданском обществе.


      Как отмечено, создание представительного  государства  и  равного  для
всех права  шло  в  ходе  развития  основанного  на  частной  собственности,
правовом равенстве, на  свободе  предпринимательства  и  торговли  общества,
сопровождалось  бурными  социально-экономическими   процессами.   В   период
становления капитализма массовое разорение мелких собственников  и  развитие
пролетариата, стремительное обогащение промышленной, торговой  и  финансовой
буржуазии происходило в обществе, не имевшем ни  систем  социальной  помощи,
ни массовых и влиятельных организаций рабочего класса, способных бороться  с
промышленниками за сносные условия труда и заработной  платы.  По  социально
обездоленным  слоям   общества   больно   били   экономические   кризисы   и
безработица. Росло относительное и абсолютное  обнищание  пролетариата.  Его
разрозненные выступления свирепо подавлялись вооруженной силой.
      Господствующей политической  идеологией  буржуазии  того  периода  был
либерализм,  требование   невмешательства   государства   в   частноправовые
отношения, осуществление «правовым государством» только  лишь  охранительных
функций. В государственной регламентации общественных отношений  либеральные
теории  усматривали  посягательства  на  индивидуальные  права  и   свободы,
подобные  политике  феодального   абсолютизма   либо   практике   якобинской
диктатуры.  В  осуществлении  «позитивных  функций»   государства   виделись
препятствия  свободному   предпринимательству   и   конкуренции,   а   также
посягательства на права собственников-налогоплательщиков.  Чисто  формальной
(да и формально ограниченной рядом цензов)  долгое  время  была  возможность
участия народа (через выборных представителей) в  деятельности  государства.
В  конкретных  исторических  условиях   XVIII-XIX   веков   идея   правового
государства  и  либеральные  лозунги  о  защите  общества  и   личности   от
государственной  власти  по  существу  означали  требование  «нейтральности»
государства в неравной борьбе за существование наемных рабочих и  владельцев
капитала.  Для  первых  государство  в  период   формирования   гражданского
общества практически выступало как чисто карательная сила, для вторых —  как
страж богатства и связанных с ним социальных возможностей. Этим  обусловлена
развернувшаяся уже в XIX веке  социалистическая  и  демократическая  критика
ограниченного  цензового  представительства  и  идей  правового  государства
(«государство  —  ночной  сторож»),  требование  «социального  государства»,
осуществляющего не только охрану правопорядка, но и  проводящего  социальную
политику  в  интересах  неимущих  и  общества   в   целом   (законодательное
регулирование продолжительности рабочего дня, ограничение и запрет  детского
и женского труда, социальное  обеспечение  нетрудоспособных  и  безработных,
всеобщее образование  за  счет  государства,  бесплатное  здравоохранение  и
др.).
      Уже Гегель видел обремененность гражданского  общества  противоречиями
богатства и бедности. На том же основании Маркс вынес  буржуазному  обществу
суровый  приговор,  обоснованный   исследованием   состояния   экономики   и
классовой  борьбы  той  эпохи.  Однако  история  рассудила  иначе.  Движение
рабочего класса создало механизмы противодействия эгоизму  предпринимателей;
промышленное  общество  сумело  справиться  с  экономическими  кризисами   и
породить многочисленный средний класс; развитие представительных  институтов
власти создало предпосылки для все более широкого учета в  текущей  политике
государства не  только  классово-эгоистических  интересов  буржуазии,  но  и
интересов других классов, также всего общества в целом.
      На втором этапе истории гражданского общества продолжалось  оформление
современного представительного государства, развитие тенденций все  большего
подчинения его общественному контролю и  влиянию.  Во-первых,  расширялся  и
усиливался контроль представительных и судебных учреждений за  деятельностью
центральной и  местной  исполнительной  власти;  во-вторых,  рос  круг  лиц,
пользующихся избирательными и  другими  политическими  правами;  в  третьих,
возникла и постоянно усиливалась зависимость представительных учреждений  от
системы сложившихся в обществе политических партий и движений, в  том  числе
притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся,  а  также  социально
обездоленных членов общества.
      Началом третьего этапа развития гражданского  общества  можно  считать
рубеж XIX-XX веков.  К  этому  времени  ведущее  место  в  промышленности  и
торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев  к  индустриальным,
торговым и  финансовым  корпорациям.  С  другой  стороны,  организованный  в
профессиональные союзы  рабочий  класс  сложился  во  внушительную  силу,  с
которой вынуждены считаться предприниматели и на защита  интересов  которого
притязает  ряд  влиятельных  политических  партий  и  движений.   В   защиту
демократических и социальных прав и свобод выступают широкие слои  служащих,
лиц свободных профессий,  деятелей  науки,  культуры  и  искусства,  научная
интеллигенция, студенты, молодежь.
      Существенную   роль   в   развитии   гражданского   общества    играет
представительное государство. Лежащие в основе такого  общества  юридическое
равенство,  права  и  свободы  личности,  обособленность   и   относительная
независимость  государства  от  общества,  а  общества  —  от   государства,
представительные  учреждения  и  другие  демократические  институты  создали
государственно-правовую  оболочку,  наиболее  соответствующую   возможностям
если не полностью преодолеть  политическое  отчуждение,  то  в  максимальной
степени   подчинить   государство   общественному   влиянию   и    контролю,
использовать его для решения  спорных  общественных  проблем,  предупреждать
социальные  взрывы,  попытки   какой-либо   группы   общества   или   партии
насильственным путем навязывать обществу свои частные интересы.  Государство
выступает уже не только как «ночной сторож», осуществляя лишь  охранительные
функции; все большее место в  его  деятельности  занимают  такие  позитивные
функции,  как  организация  социального  обеспечения,  управление   народным
образованием, здравоохранением  и  другие  социальные  функции.  В  XX  веке
существенно повысилась роль  государства  и  в  регулировании  экономических
отношений  —  государственный  контроль  и  спорадическое  вмешательство   в
экономику создали  возможности  смягчения  и  изживания  кризисных  явлений.
Большое  место  в  правовых  системах  развитых  стран  XX   века   занимает
социальное   законодательство.   В    результате    расширения    социальной
деятельности государства увеличилась сфера действия публичного права.
      Современное гражданское общество ряда развитых  стран  трудно  назвать
буржуазным. Многие социологи относят капитализм к уже изжившей  себя  первой
фазе индустриального общества. Гибкое  соединение  в  современной  экономике
различных форм  собственности,  существование  мощных  организаций  рабочего
класса, развитие систем социальной  помощи,  успех  широких  демократических
движений в  поддержку  прав,  свобод  личности  и  их  гарантий  —  все  это
поставило  пределы  первобытному  эгоизму  буржуазного  общества,   вынудило
экономически сильный класс считаться с  общенациональными  интересами,  идти
на компромиссы с другими классами.
      Нормальное, цивилизованное  государство  современности  —  правовое  и
социальное  государство   с   развитыми   институтами   представительной   и
непосредственной  демократии,  с  различными   формами   самоуправления,   с
подчиненностью всей системы должностных лиц закону  и  контролю  со  стороны
представительных   учреждений,   выборностью   ряда   руководящих    звеньев
управленческого  аппарата,  с  гласной   государственной   деятельностью   и
ответственностью должностных лиц перед общим судом.
      Через институты  демократии,  через  законодательство,  основанное  на
признании и гарантиях прав и свобод  человека,  через  общественное  мнение,
многопартийную систему,  группы  давления  и  свободную  прессу  гражданское
общество  стремится  подчинить  и  подчиняет   себе   государство,   которое
становится  не  только  орудием  классового  господства,  но   и   средством
достижения  общественного  компромисса,  снятия  или  смягчения   социальных
противоречий, механизмом управления делами общества. Созданное и  охраняемое
таким государством право отличаться от права первой половины XIX  века  тем,
что оно,  во-первых,  содержит  уже  не  только  возведенную  в  закон  волю
буржуазии , но и волю, интересы,  требования  других  общественных  классов,
групп, общества в целом; во-вторых, это уже не только формально  равное  для
всех право, но и в значительной мере социальное право, дающее  ряд  льгот  и
преимуществ обездоленным слоям  общества,  обеспеченное  рядом  материальных
гарантий.
      По мнению ряда западных социологов и футурологов, в  развитии  мировой
цивилизации наметился (и  уже  осуществляется)  переход  от  индустриального
общества (т.е. гражданского общества  с  машинным  производством,  фабричной
организацией  труда,  общенациональным  рынком)  к   постиндустриальному   —
обществу с экологически чистой технологией, резким ростом  удельного  уровня
сферы услуг по отношению к  сельскому  хозяйству  и  промышленности,  бурным
ростом   индустрии   знаний,   заменой   отраслей   тяжелой   промышленности
наукоемкими   отраслями.   Свойственная   XX   веку   организация   крупного
производства по мере совершенствования технологии  и  информационных  систем
ведет   к   отделению   власти   от   собственности,   переходу   управления
общественными делами практически в  руки  ученых  специалистов  (менеджеров)
при  сохранении   традиционных   институтов   демократии   и   политического
плюрализма. В развитии главной тенденции гражданского общества —  устранении
всех  видов  неравенства,  расширении  и  углублении  равноправия  людей   —
намечаются   и   осуществляются   перспективы   новых   прав    и    свобод,
гарантированных  материально.   Среди   перспектив   дальнейшего   прогресса
гражданского общества — более тесное общение народов  на  основе  всемирного
рынка, возрастание реальной роли международных  пактов  о  правах  человека,
повышение авторитета ООН и других  международных  организаций,  повсеместное
развитие  демократии  с   перспективой   замены   государства   общественным
самоуправлением.
      Однако путь человечества никогда не был прямым и ровным. История знает
не  только  рывки,  скачки  (вперед),  но  и  стремительные  откаты   назад.
Гражданское   общество   не   гарантировано   от   разрушения,   свертывания
горизонтальных связей автономных субъектов, их  перестройки  в  вертикальные
связи  зависимостей  от  государства.  Поэтому  наряду  с   оптимистическими
прогнозами и предположениями о перспективах развития  гражданского  общества
нет недостатка в противоположных по содержанию прогнозах.
      Во многих странах гражданское общество переживает  опасный  период.  В
одних регионах оно существует лишь в потенции как выражение общей  тенденции
развития мировой цивилизации; в других оно находится в  стадии  становления,
но его формированию препятствуют влиятельные общественные группы,  способные
привлечь и повести  за  собой  значительную  часть  народа;  в  третьих  уже
существующее  гражданское   общество   подвергается   нападкам   внешних   и
внутренних сил. XX век знает не только явные успехи  демократии  и  пакты  о
правах человека, но и торжество тоталитарных режимов, упразднявших  права  и
свободы,  разрушавших  гражданское  общество,  устанавливавших  вертикальные
структуры, подобные военно-феодальным.
      Главным врагом гражданского общества является тоталитаризм,  опасность
которого исходит  не  только  от  реакционных  или  люмпенизированных  слоев
общества.  Порой  он  безосновательно  расценивается  как  скорый  выход  из
кризисных состояний, социальных бедствий,  антагонизмов  и  конфликтов,  как
этап на пути перехода к гражданскому  обществу.  Идейной  и  психологической
опорой тоталитаризма могут стать реальные опасения за  судьбы  человечества,
порожденные объективно существующими условиями современной жизни.
      XX век создал ряд серьезных угроз для дальнейшей истории человечества.
Растет число стран,  имеющих  ядерное  оружие,  общего  количества  которого
достаточно,  чтобы  уничтожить  жизнь   на   Земле.   Существует   опасность
перерастания  локальных  конфликтов  и  войн  в  термоядерные,   ведущие   к
глобальной катастрофе. Развитие промышленности уже  причинило  невосполнимый
ущерб природе; нарастает экологическая катастрофа,  грозящая  вырождением  и
гибелью  человечества.  Само  человечество  переживает  еще  не  виданный  в
истории  стремительный  рост  народонаселения,  особенно   в   развивающихся
странах;  социальные  последствия  демографического  взрыва  дают  основания
крайне пессимистическим прогнозам.
      Порожденные   всем   этим,   а   также   социальной   и   политической
нестабильностью тревоги и опасения за  будущее  народов  отдельных  стран  и
человечества  в   целом   служат   социально-психологической   основой   для
политических  движений  и  программ  авторитарного  и  тоталитарного  толка,
предлагающих  экстремистские   административно-военно-казарменные   средства
решения  острых  социальных  проблем.  Одни  из  этих  движений  и  программ
продиктованы  искренним  стремлением  использовать  крайние   средства   для
спасения народов своей страны и всего мира, для других  эти  мотивы  —  лишь
прикрытие своих, сугубо эгоистических целей.
      Для идейно-политических программ тоталитаризма характерны,  во-первых,
притязания на защиту общего блага, на выражение  подлинных  интересов  нации
или  народа,  на  историческую  необходимость  применения  крайних   мер   и
отсутствие  других  способов  спасения,   кроме   тоталитарных;   во-вторых,
обязательно ограничение (а затем отмена) завоеванных  гражданским  обществом
равноправия, прав и свобод человека, запрет какой бы то ни было оппозиции  и
самостоятельной  мысли;  в-третьих,  перестройка  основанных  на   равенстве
горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры,  подчиненные
правящей  иерархии,  бесконтрольно  распоряжающейся  людьми,  организациями,
общественным и государственным имуществом.



                                 Заключение.

      Исторический  опыт  показал,  что  в  случае  победы  над  гражданским
обществом  и  свойственной  ему  демократией,  тоталитарные   режимы   могут
существовать  продолжительное  время,  насаждая  неравенство  и   психологию
полной  зависимости  человека  от  государства.  С  другой   стороны,   идея
гражданского  общества   уже   органически   вплелась   в   общую   культуру
человечества как представление о  его  нормальном,  цивилизованном  бытии  и
состоянии,  как  о  способе  реализации  и  существования   общечеловеческих
ценностей. В истории стран и  эпох  многие  надежды  человечества  оказались
несбыточными утопиями. Но само существование человечества  —  доказательство
несбыточности  ряда  крайне  пессимистических  прогнозов  о  конце  истории,
которым   нет   числа.   До   сих   пор   человечество   существовало    как
саморегулирующаяся система с сильным инстинктом самосохранения.  Гражданское
общество, права и свободы человека,  правовое  и  социальное  государство  —
один из основных ориентиров в этом саморегулировании.



      Список использованной литературы:

     1. «Основы государства и права» под редакцией О.Е.  Катуфина.  Москва,
        1997
     2. «Теория государства и права» под редакцией М.Н.  Марченко.  Москва,
        1996
     3. Конституция Российской Федерации. Москва, 1993
     4. «Основы государства и права» М.В.  Федоров,  В.В.  Еремян.  Москва,
        1998
     5. «Основы государства и  права:  пособие  для  поступающих  в  вузы.»
        Москва, 1997


смотреть на рефераты похожие на "Правовое государство"