Юриспруденция

Финансовое право


                                    План:


Введение


        Цель и направления валютного контроля


        Характеристика органов валютного контроля


        Ответственность за нарушение валютного законодательства


Заключение


Список используемой литературы



                                  ВВЕДЕНИЕ


      Правовые  основы  регулирования  валютного   контроля   в   Российской
Федерации определены разделом III Закона  РФ  «О  валютном  регулировании  и
валютном контроле» от 9 октября 1992 года №3615-1.
      Настоящий Закон определяет принципы осуществления валютных операций  в
Российской Федерации, полномочия и функции органов  валютного  регулирования
и валютного контроля, права и обязанности юридических  и  физических  лиц  в
отношении  владения,  пользования  и  распоряжения   валютными   ценностями,
ответственность за нарушение валютного законодательства.
      Понятия, используемые в настоящем Законе, означают следующее:[1]
          1. «Валюта Российской Федерации»: - находящиеся  в  обращении,  а
             также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену
             рубли в  виде  банковских  билетов  Центрального  банка  РФ  и
             монеты; средства в рублях на счетах в банках и иных  кредитных
             учреждениях в РФ; средства в рублях на счетах в банках и  иных
             кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения,
             заключаемого Правительством  РФ  и  Центральным  банком  РФ  с
             соответствующими   органами   иностранного   государства    об
             использовании на территории данного государства  валюты  РФ  в
             качестве законного платёжного средства.
          2. «Ценные  бумаги,  номинированные  в  валюте  РФ»  -  платёжные
             документы (чеки, векселя и  др.),  эмиссионные  ценные  бумаги
             (акции и облигации), ценные бумаги. Производные от эмиссионных
             ценных бумаг, опции, дающие право на приобретение  эмиссионных
             ценных бумаг, и другие долговые  обязательства,  выраженные  в
             валюте РФ.
          3.  «Иностранная  валюта»  -  денежные  знаки  в  виде   банкнот,
             казначейских  билетов,  монеты,  находящиеся  в  обращении   и
             являющиеся  законным  платёжным  средством  в  соответствующем
             иностранном государстве или группе государств, а также изъятые
             или изымаемые из  обращения,  но  подлежащие  обмену  денежные
             знаки; средства на  счетах  в  денежных  единицах  иностранных
             государств и международных денежных или расчётных единиц.
          4. «Валютные  ценности»  -  иностранная  валюта;  ценные  бумаги,
             номинированные в иностранной валюте; драгоценные  металлы,  за
             исключением ювелирных и других бытовых изделий, а  также  лома
             таких изделий; природные  драгоценные  камни,  за  исключением
             ювелирных  и  других  бытовых  изделий,  а  также  лома  таких
             изделий.
          5.  «Резиденты»  -  физические  лица,  имеющие  постоянное  место
             жительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами
             РФ;   юридические   лица,   созданные   в    соответствии    с
             законодательством РФ, с местонахождением в РФ;  предприятия  и
             организации, не являющиеся юридическими  лицами,  созданные  в
             соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в  РФ;
             дипломатические  и  иные  официальные  представительства   РФ,
             находящиеся за пределами РФ.
          6. «Нерезиденты» -  физические  лица,  имеющие  постоянное  место
             жительство за пределами РФ, в том числе  временно  находящиеся
             за пределами РФ; юридические лица, созданные в соответствии  с
             законодательством иностранных государств,  с  местонахождением
             за пределами РФ;  предприятия  и  организации,  не  являющиеся
             юридическими    лицами,    созданные    в    соответствии    с
             законодательством иностранных государств,  с  местонахождением
             за пределами РФ; находящиеся в РФ иностранные  дипломатические
             и иные официальные представительства,  а  также  международные
             организации, их филиалы и представительства.
          7. «Валютные операции» - операции, связанные  с  переходом  права
             собственности и иных прав на валютные ценности,  в  том  числе
             операции,  связанные  с  использованием  в  качестве  средства
             платежа  иностранной   валюты   и   платёжных   документов   в
             иностранной валюте; ввоз и пересылка в РФ,  а  также  вывоз  и
             пересылка    из   РФ   валютных    ценностей;    осуществление
             международных денежных переводов; расчёты между резидентами  и
             нерезидентами в валюте РФ.
          8.  Операции  с  иностранной  валютой  и   ценными   бумагами   в
             иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции
             и валютные операции, связанные с движением капитала.
          9.  «Текущие  валютные  операции»  -  переводы  в  РФ  и  из   РФ
             иностранной валюты для  осуществления  расчётов  без  отсрочки
             платежа по экспорту и импорту товаров, также для осуществления
             расчётов,  связанных   с   кредитованием   экспортно-импортных
             операций на срок не более 90 дней; получение и  предоставление
             финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и
             из РФ  процентов,  дивидендов   и  иных  доходов  по  вкладам,
             инвестициям,  кредитам  и  прочим   операциям,   связанным   с
             движением капитала; переводы неторгового характера в РФ  и  из
             РФ.
         10. «Валютные операции, связанные с движением капитала»  -  прямые
             инвестиции; портфельные инвестиции; переводы  в  оплату  права
             собственности на здания, сооружения и иное имущество,  включая
             землю и её недра, относимое  по  законодательству  страны  его
             местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав  на
             недвижимость; предоставление и получение отсрочки  платежа  на
             срок  более  90  дней   по   экспорту   и   импорту   товаров;
             предоставление и получение финансовых кредитов на  срок  более
             180 дней; все иные валютные операции, не  являющиеся  текущими
             валютными операциями.
         11. «Уполномоченные банки» - банки и  иные  кредитные  учреждения,
             получившие  лицензии  Центрального  банка  РФ  на   проведение
             валютных операций.
         12. «Свободно конвертируемая валюта» - иностранная валюта, которая
             без ограничений обменивается на  валюту  другого  иностранного
             государства при осуществлении текущих валютных операций.
         13.  Для  целей  настоящего  Закона  отсчёт  сроков  платежа   при
             осуществлении расчётов, связанных с экспортом товаров, ведётся
             с  даты  фактического  пересечения  экспортируемыми   товарами
             таможенной границы РФ.[2]

                  I. ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

      Основной целью  валютного  контроля  является  обеспечение  соблюдения
валютного законодательства при осуществлении валютных операций[3].
      Особым  направлением   валютного   контроля   является   контроль   за
соблюдением  валютного  законодательства  при  осуществлении  внешнеторговой
деятельности - предпринимательской  деятельности  в  области  международного
обмена   товарами,    работами,    услугами,    информацией,    результатами
интеллектуальной деятельности,   в  том  числе  исключительными  правами  на
них[4].
      В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном
контроле» валютный контроль за  осуществлением  внешнеторговой  деятельности
ведется по следующим основным направлениям :
      [pic]   определение   соответствия   проводимых   валютных    операций
действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий
      [pic]  проверка  выполнения  резидентами  обязательств  в  иностранной
валюте перед  государством,  а  также  обязательств  по  продаже  валюты  на
внутреннем валютном рынке Российской Федерации
      [pic] проверка обоснованности платежей в валюте
      [pic] проверка полноты и объективности учета и отчетности по  валютным
операциям
      Для реализации поставленных задач было начато  формирование  механизмы
валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под которыми  понимается
совокупность специальных институтов, органов, лиц,  участвующих  в  процессе
валютного контроля (субъективная составляющая),   а  так  же  набор  форм  и
методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).
           II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ И АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

      Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством
Российской Федерации,  органами  валютного  контроля  и  агентами  валютного
контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Органами  валютного   контроля   в   Российской   Федерации   являются
Центральный банк Российской  Федерации,  а  также  Правительство  Российской
Федерации  в  лице  таких  органов,  как  Министерство  финансов  Российской
Федерации, Федеральная служба России по  валютному  и  экспортному  контролю
(ВЭК),   Государственный   таможенный    комитет    Российской    Федерации,
правоохранительные органы.
      Агентами  валютного   контроля   являются   организации,   которые   в
соответствии  с  законодательством  могут  осуществлять  функции   валютного
контроля.  К  агентам  валютного  контроля  в   настоящее   время   отнесены
уполномоченные банки, подотчётные Центральному банку Российской Федерации  и
иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии  на  осуществление
валютных операций, подотчётные федеральным органам исполнительной власти,  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.[5]
      Основным органом валютного  регулирования  является  Центральный  банк
Российской Федерации, уполномоченный:
        [pic]     определять  сферу  и  порядок  обращения   в   Российской
   Федерации иностранной валюты;
        [pic]    издавать нормативные акты, обязательные  к  исполнению  на
   территории России резидентами и нерезидентами;
        [pic]    проводить все виды валютных операций;
        [pic]      устанавливать   правила   проведения    резидентами    и
   нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и  ценными  бумагами  в
   иностранной  валюте,  а  также  правила  проведения  нерезидентами  в  РФ
   операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;
        [pic]    устанавливать  порядок  обязательного  перевода,  ввоза  и
   пересылки в Российскую Федерацию иностранной  валюты  и  ценных  бумаг  в
   иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также  случаи  и  условия
   открытия резидентами счетов в иностранной валюте в  банках  за  пределами
   РФ;
        [pic]    устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и  иным
   кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие
   лицензии;
        [pic]    устанавливать единые формы учёта, отчётности, документации
   и статистики валютных операций, в том числе  уполномоченными  банками,  а
   также порядок и сроки их представления;
        [pic]     готовить  и  публиковать  статистику  валютных   операций
   Российской Федерации по принятым международным стандартам.
        [pic]    а также выполнять иные функции, предусмотренные  настоящим
   Законом.[6]
      Постановлением Правительства РФ от 6  марта  1993  года  «Об  усилении
валютного  экспортного  контроля  и  о  развитии  валютного  рынка»  создана
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.
      Федеральная служба  по  валютному  и  экспортному  контролю  выполняет
следующие функции:
        [pic]     контролирует  соблюдение  резидентами   и   нерезидентами
   законодательства России и ведомственных нормативных  актов,  регулирующих
   осуществление валютных операций, и  выполнение  резидентами  обязательств
   перед государством в иностранной валюте;
        [pic]     осуществляет   контроль   за   полнотой   поступления   в
   установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим
   операциям;
        [pic]     участвует  в  ведении  контроля  за  соблюдением  порядка
   квотирования и лицензирования экспорта товаров  и  услуг  и  правильности
   использования полученных квот и лицензий;
        [pic]    осуществляет контроль за правомерностью предоставления или
   отказа в предоставлении права на экспорт  стратегически  важных  сырьевых
   товаров предприятиям и организациям;
        [pic]    организует с участием других органов и агентов валютного и
   экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной
   власти проверки полноты и объективности учёта и отчётности  по  валютным,
   экспортным, импортным  и  иным  внешнеэкономическим  операциям,  а  также
   проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;
        [pic]     контролирует  эффективность  использования   кредитов   в
   иностранной  валюте,  предоставляемых  Российской  Федерации  на   основе
   международных договоров и соглашений;
        [pic]     проводит  анализ  и   обобщает   практику   валютного   и
   экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет  в
   установленном  порядке  предложения  по  развитию   и   совершенствованию
   законодательства России в этой области;
        [pic]     обеспечивает  взаимодействие  с  органами   валютного   и
   экспортного контроля иностранных государств;
        [pic]     осуществляет  иные  функции,  связанные  с   валютным   и
   экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.
      Для  осуществления  перечисленных  функций  Федеральная  служба  имеет
право:
        [pic]    получать от органов  и  агентов  валютного  и  экспортного
   контроля  необходимую информацию и документы;
        [pic]    проводить проверки финансовых и иных документов, связанных
   с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических  операций,
   получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед
   государством в иностранной валюте;
        [pic]    ставить вопрос в установленном порядке  о  приостановлении
   валютных, экспортно-импортных  и  иных  внешнеэкономических  операций,  о
   лишении  хозяйствующих  субъектов  лицензий  и  других  прав  В   области
   внешнеэкономической  деятельности,  вносить   в   установленном   порядке
   предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня  экспортёров
   стратегически важных сырьевых  товаров  в  случаях  непредставления  (или
   отказа  в  представлении)  органам  федеральной  службы   соответствующих
   документов, связанных с проведением указанных операций;
        [pic]    иные права, предусмотренные законодательством.[7]
        Таможенный комитет как орган валютного контроля в  соответствии  со
ст.199  Таможенного  кодекса  Российской  Федерации  осуществляет   валютный
контроль за перемещением лицами через таможенную границу  валюты  Российской
Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации,  валютных  ценностей,
а также за валютными операциями, связанными с перемещением  через  указанную
границу товаров и транспортных средств.
        III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
        Основные виды  ответственности  установлены  п.1  ст.14  Закона  «О
валютном регулировании и валютном контроле»[8]:
        -   взыскание   в   доход   государства   всего   полученного    по
недействительным в силу настоящего Закона сделкам;
        - взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не  по
сделке, а в результате незаконных действий.
        Резиденты и нерезиденты несут  ответственность  за  следующие  виды
нарушений валютного законодательства:
         - отсутствие учёта валютных операций;
         - ведение учёта  валютных  операций  с  нарушением  установленного
           порядка;
         - непредставление  или  несвоевременное  представление  органам  и
           агентам валютного  контроля  документов  и  информации,  за  что
           нарушители несут  ответственность  в  виде  штрафов  в  пределах
           суммы, которая: а) не была учтена; б) была  учтена  ненадлежащим
           образом;  в)  по  которой  документация  и  информация  не  были
           представлены в установленном порядке.[9]
      При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение  или
ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля  резиденты  и
нерезиденты несут ответственность в виде:
      - взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст.14 Закона,  а
также штрафов в  пределах  5-кратного  размера  этих  сумм,  осуществляемого
Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;
      - приостановления действия или  лишения  резидентов  или  нерезидентов
выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
      -   других   санкций,   установленных   законодательством   Российской
Федерации.
      Взыскание, предусмотренных настоящей статьёй, санкций производится  по
решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе по  решению,
вынесенному  на  основании  представления  агентов  валютного  контроля,   с
физических лиц в судебном порядке,  а  с  юридических  лиц  применительно  к
порядку, установленному Кодексом РСФСР об административных нарушениях.
      Постановление   о   применении   санкций   за   нарушение    валютного
законодательства может быть  обжаловано  лицом,  в  отношении  которого  оно
вынесено, в судебном порядке.[10]
      Жалоба на постановление о применении санкций  за  нарушение  валютного
законодательства может быть  подана  в  течение  10  дней  со  дня  вручения
указанных  постановления   и   предписания   и   должна   быть   рассмотрена
правомочными на то органами в течении 10 дней со дня её поступления.
      Обжалование указанных постановления или  предписания  в  установленный
срок приостанавливает их исполнение  со  дня  принятия  указанной  жалобы  к
исполнению.
      Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не  позднее  30  дней  со  дня
вступления  постановления  о  применении  санкций  за  нарушение   валютного
законодательства  в  законную  силу,  а  в  случае  обжалования   указанного
постановления – не позднее 15 дней со дня оставления указанной  выше  жалобы
без удовлетворения.
      В случае необжалования постановления о применении санкций за нарушение
валютного  законодательства  и  неуплаты  взыскиваемых  сумм  за   нарушение
валютного  законодательства  добровольно  в  установленные  сроки  взыскание
указанных санкций производится без применения судебной процедуры.
      Должностные  лица  юридических  лиц  –   резидентов,   в   том   числе
уполномоченных банков, и юридических лиц – нерезидентов, а также  физические
лица, виновные в  нарушении  валютного  законодательства,  несут  уголовную,
административную и  гражданско-правовую  ответственность  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
      Взыскание штрафов  и  иных  санкций  производится  органами  валютного
контроля:
         - с юридических лиц – в бесспорном порядке;
         - с физических лиц – в судебном порядке.



                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ


      Таким  образом,  главным   нормативно-правовым   актом,   регулирующим
валютные отношения, является Закон РФ «О валютном регулировании  и  валютном
контроле» от 9 октября 1992 года .  Закон  устанавливает  основные  принципы
проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на  территории  РФ,
разграничивает полномочия органов власти  и  определяет  функции  банковской
системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.
      Валютное  регулирование  представляет  собой   законодательную   форму
осуществления валютной политики государства.
      В свою очередь, валютная политика – составная часть общеэкономической,
в  том  числе  денежно-кредитной,  политики  государства,  направленная   на
укрепление валютно-финансового  положения  страны,  поддержание  на  высоком
уровне её платёжеспособности и кредитоспособности,  обеспечение  поступления
валюты из-за рубежа по  внешнеэкономическому  обороту,  приостановку  вывоза
капитала  за  границу,   привлечение   иностранного   капитала,   укрепление
российского рубля и т.д.
      Юридически   опосредуя   реализацию   валютной   политики,    валютное
регулирование  способствует  решению  данных  задач  и  является  одним   из
важнейших направлений финансовой деятельности государства.


                       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


     1. . Грачёва  Е.Ю.,  Куфакова  Н.А.,  Пепеляев  С.Г.  Финансовое  право
        России. – М.: ТЕИС, 1995.
     2. Конституция РФ
     3. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»
     4. Федеральный закон «О  государственном  регулировании  внешнеторговой
        деятельности»
     5. Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской  Федерации  (Банке
        России)» от 2 декабря 1990 года.
     6. Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. –  М.:
        «Издательство ПРИОР», 2002.
     7. Финансовое право (конспект лекций) – М.: издательство ПРИОР, 2001.
     8. «Финансовое и банковское право» словарь-справочник .  Додонов  В.Н.,
        Крылова М.А., Шестаков А.В. Изд. «Инфра-М», Москва, 1997 г.
-----------------------
[1] Финансовое право (конспект лекций) – М.: Издательство ПРИОР, 2001
[2] Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. – М.:
«Издательство ПРИОР», 2002. – 337-341с.
[3] Ст. 10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»
[4] Ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности»
[5] Грачёва Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. –
М.: ТЕИС, 1995.
[6] Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации(Банке
России)» от 2 декабря 1990 года.
[7] Финансовое право (конспект лекций) – М.: издательство ПРИОР, 2001., 166-
167с.
[8] П.1 Ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»
[9] П.2 Ст. 13 Того же Закона
[10] Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. – М.:
«Издательство ПРИОР», 2002. – 350с.



смотреть на рефераты похожие на "Финансовое право"