Юриспруденция

Перспективы ювенальной юстиции в России


                 Поволжская академия государственной службы


                       КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА



                   Перспективы ювенальной юстиции в России



                                Курсовая работа



                    по курсу  «Правоохранительные органы»



                                              Выполнила

                                              студентка 2 курса заочной
                                              ускоренной формы обучения
                                              факультета Юриспруденции
                                              Глазкова О. С.


                                              Проверил

                                               доц. Журавель А. В.



План


|Введение                                                    |Стр. 3        |
|Исторический путь ювенальной юстиции                        |Стр. 5        |
|Вступая в XX век                                            |Стр. 11       |
|Сегодняшний день ювенальной юстиции в России                |Стр. 22       |
|Заключение                                                  |Стр. 25       |
|Сноски                                                      |Стр. 26       |
|Список нормативно-правовых актов                            |Стр. 27       |
|Список использованной литературы                            |Стр. 28       |



Введение


    В  последние  годы,  в  связи   с   кризисной   социально-экономической
обстановкой в нашей стране, уровень морали и культуры  неминуемо  падает,  и
сильнее  всего  это  сказывается  на  молодом  поколении.   У   подавляющего
большинства детей Российской  Федерации  уровень  правовой  культуры  крайне
низок.  Это  приводит  к  большому  количеству  правонарушений,  совершаемых
детьми,  причем,  количество   тяжких   преступлений   динамически   растет.
Существующий  принцип  гласит,  что  не  знание  закона  не  освобождает  от
ответственности,  а  большинство  правонарушений,   совершается   детьми   и
подростками именно по незнанию закона. Дети не  задумываются  о  последующей
ответственности, т.к. ничего  о ней  не  знают.  Другой  стороной   проблемы
является и то, что дети не знают своих прав и как их защищать. Это  приводит
к тому, что они защищают их любыми известными способами, кроме правовых.


    Перед обществом, взрослой частью, встает  объективная  задача  заняться
формированием правосознания у детей с малых лет. Для  решения  этого  должна
быть создана  система  государственной  поддержки  и  профилактики,  которая
разъясняла на доступном уровне ребенку его права и обязанности.


    Соблюдение  прав  человека  начинается  с  соблюдения   прав   ребенка.
Отсутствие должного внимания со стороны государства к проблеме детей  вполне
можно квалифицировать как несоблюдение Россией отдельных положений  Всеобщей
декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Все  более  актуально
становится  проблема  создания  в  России  ювенальной  юстиции,  хотя  более
понятным и точным является  термин  «юстиция,  обеспечивающая  защиту  прав,
свобод и законных интересов несовершеннолетних».


    К  сожалению,  даже   среди   наиболее   квалифицированных   ученых   и
специалистов в области разработки законодательства  о  совершеннолетних  все
еще нет единого мнения о том, что же такое ювенальная  юстиция  и  насколько
она необходима в России. Попробуем сформировать собственное  видение  данной
проблемы.



Исторический путь ювенальной юстиции

      Знание истории предмета исследования дает в руки ключ к раскрытию  его
сущности и  перспектив  развития.  Это  особенно  актуально  для  ювенальной
юстиции. Без знания её истории  очень  трудно  почувствовать  её  специфику:
почему ювенальной юстиции не было и почему она возникла?  Почему  ювенальная
юстиция отклоняется от общих  процессуальных  канонов  и  несмотря  на  это,
считается эффективной? Почему, наконец, именно  ювенальную  юстицию  считают
прообразом правосудия будущего?
      Историческое прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать
жестоким и несправедливым.  Такая  оценка  касается  нескольких  эпох  жизни
человека – от  античного  мира  и  средневековья  до  середины  XIX  в.  Меч
правосудия был по отношению к несовершеннолетним  карающим,  об  этом  можно
судить по содержанию  некоторых  историко-правовых  источников  и  следующих
моментов общего плана:
 - в юриспруденции тех времен не существовало правового понятия детства  как
   особо защищаемого периода жизни человека;
 - как следствие этого, в  правовых  актах   не  обнаруживается  юридических
   правил специальной защиты детей и подростков в суде,  после  освобождения
   из них. Можно даже предположить, что юристов древности,  средневековья  и
   «раннего»    капитализма     дети-преступники     как     самостоятельная
   демографическая группа не интересовали.
 - Соответственно жестокость суда к несовершеннолетним  проявлялась  в  том,
   что  они,  если  совершали  противоправные  поступки,  в  своем  правовом
   положении  приравнивались  к  взрослым  преступникам.  Современный  юрист
   поймет, что одинаковое  наказание  9-летнему  ребенку  и  взрослому  бьет
   сильнее ребенка.
      И все же нельзя утверждать категорически  и  однозначно,  что  римское
право,   более   поздние   правовые   акты   средневековья   и   тем   более
законодательство XVIII-XIX вв. вообще не оставило  нам  никаких  юридических
свидетельств  того,  существовали  попытки  оградить  несовершеннолетних  от
жестокой кары за совершенное деяние. Чтобы убедиться в обратном,  необходимо
вспомнить некоторые положения римского права.  Начнем  с  норм  гражданского
права.  Это  обусловлено  тем,  что   судебная   защита   несовершеннолетних
исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве.
      В Дигестах императора Юстиниана (VI в н. э.) в книге  четверной,  есть
титул IV, озаглавленный «О лицах,  недосдигших  25  лет».  В   п.  1  титула
приводится  высказывание  Доминициа  Ульпиана,  римского  юриста,   префекта
претория: «Следую естественной справедливости, претор установил этот  эдикт,
путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у  лиц
этого возраста рассудительность является шаткой  и  непрочной  и  подвержена
возможностям многих обманов; этим эдиктом претор обещал и  помощь  и  защиту
против обмана…»1
      Далее идет по тексту эдикта,  из  которого  ясно,  что  защиту  лиц  в
возрасте до 25 лет осуществляют их попечители и речь идет главным образом  о
сделках с имуществом. В титуле IV есть еще несколько пунктов,  где  подробно
рассматриваются разные случаи совершения этими лицами сделок и  указывается,
когда  им  должна  быть  оказана  защита,  а  когда  –  нет.  Упоминаются  и
правонарушения. Пожалуй, ближе к современному пониманию  будет  высказывание
того же Ульпиана, где он отвечает  на  вопрос,  нужно  ли  оказывать  помощь
малолетнему, если он умышленно совершил правонарушение. «И  нужно  признать,
-  отвечает  Ульпиан,  -  что  при  правонарушениях  не  следует  приходить,
несовершеннолетним не помощь и такова не оказывается. Ибо если  он  совершил
воровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается».2
      Римское  право  оставило  нам  еще  одно  свидетельство  защиты  детей
государством -  это доктрина государства-отца (parens patriae).  Государство
объявляется высшим опекунов  ребенка.   В  истории  ювенальной  юстиции  она
констатировалось (декларировалась) не один раз.
      Если говорить о том, что оставил нам античный мир  и  средневековье  о
преступлениях несовершеннолетних и о об  из  ответственности  за  это  перед
судом, то в законах  речь  шла  только  о  наказаниях  детей  и  подростков.
Процессуальный статус  стал интересовать юристов значительно позднее.
      В  законах  XII  таблиц  был  впервые  сформирован  принцип   прощения
наказания. Он относился главным образом к несовершеннолетним и  в  некоторых
последующих   работах,   трактовавших   содержание    упомянутого    закона,
формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.
      В законах XII таблиц речь шла о  неназначении  наказания  при  наличии
следующих двух условий:
     1) когда совершивший преступление  не  понимал  характера  преступного
        акта;
            2) когда сам преступный акт не был доведен до конца.
      Этот  принцип  в  течение  длительного  времени  был  распространен  в
странах, воспринявших римское право.
      Жестокость,  игнорирование   детства   как   естественного   состояния
человеческой личности более  всего  характерно  для  средневековых  правовых
актов. Известные швейцарские исследователи  преступности  несовершеннолетних
Морис  и  Энрика   Вейяр-Цибульские   по   результатам   своих   многолетних
исследований   истории    борьбы    с    преступностью    несовершеннолетних
свидетельствуют, что частым было применение смертной казни к детям  младшего
возраста. К ним применялись все  виды  и  иных  наказаний,  как  к  взрослым
преступникам,  содержание  в  одних  с  ними   тюрьмах,   непонятные   детям
процессуальные действия (приведение к присяге) и недопустимые (пытки).
      И  хотя  во  многих  законодательных  актах  того  времени  («Швабское
зеркало» -  сборник  германских  законов  XII  в.;  «Каролина»  -  уголовно-
судебное уложение короля  Карла  V,  XVI  в.)  нашло  отражение  упомянутого
прощения наказания, в самих законах были оговорки, позволяющие этот  принцип
обойти.
      Карательный  оттенок  был  у   статьи   CL-XIV   «Каролины»,   где   о
несовершеннолетних ворах было  сказано  следующее:  «Если  вор  или  воровка
будут в возрасте менее четырнадцати лет, от  они  независимо  от  каких-либо
иных оснований не могут быть осуждены  на  смертную  казнь,  а  должны  быть
подвергнуты… телесным наказаниям по усмотрению (суда) и должны  дать  вечную
клятву». Казалось бы, несовершеннолетний защищен законом от смертной  казни.
Но нет, вслед за приведенным текстом следует продолжение: «Но  если  вор  по
своему возрасту приближается к четырнадцати годам и  кража  значительна  или
же обнаруженные при том отягчающие  обстоятельства   (насильственная  кража,
или кража, совершенная в третий раз)  столь  опасны,  что  злостность  может
восполнить  недостаток  возраста,  то  судья  и  шеффены  должны  вопросить…
ответа, должно ли подвергнуть  такого  малолетнего  вора  имущественным  или
телесным наказаниям или смертной казни3.
      Дальнейшее развитие уголовного права и правосудия  давало  все  больше
отклонений   от   принципа   прощения   наказания,   когда   речь   шла    о
несовершеннолетних.  Это  было  отражением  мрачной   эпохи   средневекового
правосудия.
      Отсутствие  специальной  правовой  защиты   несовершеннолетних   можно
обнаружить в законах многих  стран  в  начале  и  даже  в  середине  XIX  в.
Действующие   законы   устанавливали   равную   для   детей    и    взрослых
ответственность и наказание, одинаковую  для  всех  лиц,  представших  перед
судом, судебную процедуру.
      Завершая знакомство с тяжелым историческим прошлым  несовершеннолетних
в орбите правосудия, отметим главное.
      Исторические предшественники-юристы не  учитывали  того,  что  дети  и
подростки нуждаются  в повышенной  юридической  защите  своих  прав  в  силу
возраста.
      Игнорирование этого важного фактора привело  к  тому,  что  и  римское
право, и более поздние историко-правовые памятники  средневековья,   и  даже
законы  Нового времени предусматривали весьма ограниченную защиту для  детей
перед законом и судом. Происходило это потому, что  детей  во  все  времена,
предшествующие    созданию   ювенальной    юстиции,    рассматривали     как
неполноценных физически и психически, но взрослых.



      Вступая в XX век
      Вторая   половина   XIX   в.   знаменовала   собой   постепенное,   но
неукоснительное   изменение    указанного    традиционного    отношения    к
несовершеннолетним правонарушителям. Поворот правосудия  не  был  случайным,
его готовила сама  история  ювенальной  юстиции.  Но  необходим  был  особый
импульс,  чтобы  стало   ясно,   что   без   специального   правосудия   для
несовершеннолетних борьба с детской и юношеской  преступностью  обречена  на
неуспех.
      Импульс    возник    в     виде    небывалого    роста    преступности
несовершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения   технического  прогресса
породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие  привычные
условия жизни общества. Европа конца XIX в – начала XX  вв.  была  буквально
наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существующие  в  то  время
средства  борьбы  с  преступностью   можно  оценить  как  неэффективные,   а
применительно к несовершеннолетним – как провоцирующие новые преступления.
      2 июля 1899 г. в Чикаго (штат Иллинойс) на основании «Закона  о  детях
покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними»   был  утвержден
первый  в мире суд по делам несовершеннолетних.
      Принятие  Закона   и  создание  ювенального  суда  было   инициировано
женщинами-реформаторами Люси Флауэр из Чикагского  женского  клуба,  Джулией
Латроп из общественной организации «Халл Хауз».
      Необходимо отметить, что название  Закона  достаточно  точно  отражает
переворот  в  понимании  проблем  преступности  несовершеннолетних,  который
произошел в конце XIX в.
      Создание чикагского суда по делам несовершеннолетних было своеобразной
сенсацией начала XX в.
      Известный российский процессуалист профессор П. И.  Люблинский  писал,
«едва  ли  можно   назвать   в   современной   европейской   юридической   и
педагогической литературе тему более  модную,  чем  вопрос  об  американских
судах для несовершеннолетних, выдвинувшийся с  начала  XX  в.  Идеями  этого
движения  полны  труды  юристов  всех  европейских  стран.  Почти  в  каждом
государстве   делаются   эксперименты   практического   осуществления   этих
учреждений, причем намечаются новые типы, новые формы» 4.
      При создании  судов  по  делам  несовершеннолетних  сразу  обнаружился
неодинаковый подход в разных станах к виду указанной юрисдикции.
      Автономная ювенальная юстиция  возникла  не  во  всех  странах.  Четко
обозначились два варианта:
     1) автономные суды, не связанные с общим судом;
     2)  состав  общего  суда,  получивший  функции  рассмотрения   дел   о
        несовершеннолетних.
      Особый интерес представляет национальный  опыт  стран,  где  суды  для
несовершеннолетних начали эффективно функционировать: США, Англия,  Франция,
Германия и Россия.
      Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт   в  Санкт-
Петербурге 22 января 1910 года.
      Дальнейшее распространение новой судебной системы было очень  быстрым.
В 1917 году такие  суды  действовали  в  Москве,  Харькове,  Киеве,  Одессе,
Либаве, Риге, Томске, Саратове.
      По мнению известного  исследователя  в  области  ювенальной   юстиции,
научного сотрудника Института государства и права  РАН  Эвелины  Мельниковой
«российская  модель  ювенальной  юстиции  была   очень   удачной.   До   70%
несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не  в  тюрьмы,
а под надзор попечителей,  наблюдавших  за  их  поведением.  Да  и  сам  суд
рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних»5
      В  России  функции  судьи  по  делам  несовершеннолетних   осуществлял
специальный  мировой  судья.   К   его   компетенции   относились   дела   о
преступлениях   несовершеннолетних,   а   также   взрослых    подстрекателей
подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились  к
юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор  за  работой
учреждений, принимающих  на себя заботу о  малолетних  преступниках.  Именно
по этому российские юристы  рассматривали  суд  для  несовершеннолетних  как
«орган  государственного  попечения  о  несовершеннолетнем,  действующий   в
судебном порядке".6
      Позднее, в 1913 г., в компетенцию «детского» суда было включены дела о
беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет.  Это  сразу  расширило
сферу его гражданского и опекунского судопроизводства.
      Дореволюционные  русские  юристы  считали  именно  модель   российской
ювенальной юстиции наиболее удачной.
      Суд по делам несовершеннолетних в России отличали следующие признаки:
  - рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;
  -  избрание  его,  как  и  всякого  мирового  судьи,   среди   населения,
    проживающего в судебном округе;
  -  профессиональная  подготовка  судьи   предполагала   знание   детского
    психологии. Поэтому предпочтительны были врачи и педагоги;
  -  достаточно  широкая  предметная  подсудность  этого  суда  (т.е.  круг
    рассматриваемых дел);
  - конфиденциальность судебного разбирательства;
  - отсутствие формального судебного акта;
  - отсутствие формальной судебной процедуры;
  - упрощенное судопроизводство, сводившееся  в основном к беседе  судьи  с
    подростком при участии его попечителя;
  - в основном  применение  в  качестве  меры  воздействия  попечительского
    надзора;
 - обжалование решения  судов  для  несовершеннолетних  в  особое  отделение
   съездов мировых судей  (апелляционную инстанцию на решение мировых судей)
      Обратимся к П.И. Люблинскому – творцу российской  ювенальной  юстиции,
он   обобщил   свои   многолетние   исследования    феномена    преступности
несовершеннолетних до и после создания в России ювенальной юстиции и  сделал
три вывода об исторической ценности тогда  еще  новой  судебной  юрисдикции.
Его выводы важны и для юристов России XXI в.
 1. Главное значение создание судов  по делам несовершеннолетних состоит  в
    том,   что   они   получают   функцию    изучения    несовершеннолетних
    правонарушителей и причин их правонарушения.
 2. Не менее важно было  влияние  вновь  созданной  ювенальной  юстиции  на
    уголовную политику государства в отношении несовершеннолетних.  Хотя  в
    законах и были отдельные  охранительные  нормы  в  отношениях  детей  и
    подростков, все же в целом уголовная политика применительно  к  «ранней
    преступности» несовершеннолетних была карательной  и  осуществлялась  с
    помощью наказания. Смягчение её произошло именно под флагом  ювенальной
    юстиции.
 3. Деятельность судов для несовершеннолетних во всех  странах  представила
    специалистам  полную  и   регулярную   судебную   статистику,   которая
    свидетельствовала в пользу новых судов, подтверждая их эффективность7.
      У Истории ювенальной юстиции в России неординарная судьба,  повлиявшая
существенным образом на ту модель правосудия, которую мы имеем сейчас.
      Необходимо   проанализировать   длительный   послереволюционный   путь
российской ювенальной юстиции (1917-1959 гг.). Это позволит понять  характер
действующего правосудия по делам несовершеннолетних.
      На какой же правовой  базе  функционировал  первый  ювенальный  суд  в
России? В уголовном законодательстве  в  тот  период  содержались  некоторые
охранительные  нормы,  касающиеся  несовершеннолетних,   согласно   которому
судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10  лет
(ст. 137  Уложения о наказаниях уголовных и исправительных)8.  Часть 2  этой
  статьи  предусматривала  льготный  режим  уголовной  ответственности   для
несовершеннолетних  и в возрасте от 10 до 17 лет,  совершивших  преступление
«без разумения».
      Были специальные разъяснения в законе относительно несовершеннолетних,
совершивших преступление «с разумением». Их  направляли  по  преимуществу  в
исправительные   заведения   для   несовершеннолетних.   При   невозможности
поместить их в эти заведения они заключались на  срок,  определенный  судом,
но не более, чем до достижения  18-летнего  возраста,  в  особые  помещения,
устроенные для них при тюрьмах или  домах  при  арестованных  по  приговорам
мировых судей.
      В  законах  России  конца  XIX  в.  содержались   юридические   нормы,
предусматривающие     уменьшение      тяжести      уголовного      наказания
несовершеннолетних.   Как   уголовное,   так    и    уголовно-процессуальное
законодательство  содержало  положения  о  повышенной   юридической   защите
несовершеннолетних по  сравнению  с  взрослыми  подсудимыми.  Вместе  с  тем
значительный объем судейского усмотрения по этим делам  (решение  вопроса  о
действиях «с разумением», вынесение  приговоров  без  установленного  срока)
все же ставило несовершеннолетних  в положение лиц, не защищенных законом.
      Говоря о  правовой  базе  ювенальной  юстиции  этого  периода,  нельзя
забывать об одном российском законе (Закон от 2 июля 1897 г.  «О  малолетних
и несовершеннолетних  преступниках»),  сыгравшем  не  положительную  роль  в
уголовной политике в отношении несовершеннолетних, тем более что этот  закон
действовал и в период работы в России судов для  несовершеннолетних,  вплоть
до его отмены в 1918 г.
      Этот закон сохранил для  подростков  наказания  в  виде  заключения  в
тюрьму, хотя и в специальных для них помещениях.  Для  несовершеннолетних  в
возрасте от 17лет до  21  года  (совершеннолетие  в  дореволюционной  России
наступало с 21 года) закон предусматривал каторгу и поселение.
      Закон был явно реакционный, так он оценивался прогрессивными  русскими
юристами. Любопытный исторический факт: отмена Закона  от  2  июля  1897  г.
декретом Советской власти от 17 января 1918 г.  приветствовали  юристы  –  и
приверженцы либеральных взглядов, и сторонники советской власти.
      Автономная  российская  юстиция  перестала  существовать  по   декрету
Совнаркома России от 17 января 1918 г. и была заменена  на  другую  систему,
которая,   по   мнению   создателей,   мыслилась   более   гуманной,   более
приспособленной к обращению с детьми и подростками.
      Преобразования судебной системы начались  в  январе  1918  г.  и  были
продолжены через два года после этого – в марте 1920 г.
      Декрет от 17 января  1918  «О  комиссиях  о  несовершеннолетних»  внес
существенные изменения в российское правосудие по делам  несовершеннолетних:
отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних.
      Для тех лет непривычной была  ведомственная  принадлежность  созданных
комиссий по делам несовершеннолетних, они  находились  в  ведении  Наркомата
общественного призрения. Комиссии  включали  представителей  трех  ведомств:
общественного  призрения,  просвещения  и   юстиции.   Обязательным   членом
комиссии был врач.
      В компетенции  комиссий  входило  освобождение  несовершеннолетних  от
ответственности  или  направления  их   в   одно   из   «убежищ»   Наркомата
общественного призрения (сообразно характеру деяния).
      30 июля 1920 г. бала опубликована разработанная  Инструкция  о  работе
комиссии о несовершеннолетних. Это медико-психологический  и  педагогический
документ,  определяющий  деятельность  комиссий,  отражал  общую  ориентацию
уголовной политики в отношении несовершеннолетних.
      Заседание комиссий о несовершеннолетних были  публичными,  разрешалось
присутствие    прессы,    но    было    запрещено    публиковать     фамилии
несовершеннолетних.
      Справедливости ради надо отметить, что комиссии  о  несовершеннолетних
восприняли  опыт  судов  для  несовершеннолетних  дореволюционной  России  в
части, касающейся  организации  социальных  служб  по  изучению  личности  и
условий жизни несовершеннолетних.
      Преимущественное участие неюристов в заседаниях и в принятии решения о
судьбе несовершеннолетних снижало юридический уровень деятельности  комиссии
и  соответственно  защищенность  детей  и  подростков  в   этих   комиссиях.
Приходиться с сожалением  заметить,  что  этот  изъян  оказался  живучим  и,
несмотря  на  серьезные  перемены,  низкий  уровень  правовой   защищенности
подростков в указанных комиссиях сохранился до наших дней.
      В то время реальности жизни очень скоро заставили вспомнить  о  судах.
Ведь подростки совершали не только  малозначительные  проступки,  но  вполне
серьезные и опасные преступления. Сами по  себе  преступления  исчезнуть  не
могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.
      В  феврале  1920  г.  был  разработан   и   внесен   на   рассмотрение
правительства проект  декрета  «О  суде  над  несовершеннолетними».  Он  был
утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.
      В отличии от декрета 17 января 1918  новый  декрет  допускал  передачу
дел несовершеннолетних в возрасте с14 лет до 18 лет  в  народный  суд,  если
комиссия о  несовершеннолетних  установила  невозможность  применить  к  ним
медико-педагогические меры.
      В 20-е гг. вновь произошла переориентация законодательства и  практики
на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.
      В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная  модель
российской ювенальной юстиции, которая включала  правил  подсудности  дел  о
несовершеннолетних,  требования   к   профессиональному   подбору   народных
заседателей, сроки рассмотрения дел.
      Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения  дел
несовершеннолетних без участия защиты.
      К огромному сожалению, эта «вторая модель» ювенальной юстиции развития
не получила. Однако, последующие нормативные  акты  (30-40-е  гг.)  выявляют
отчетливую  тенденцию  карательной  переориентации  правосудия  в  отношении
несовершеннолетних.
      Формальным рубежом карательной  переориентации  уголовной  политики  в
отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7  апреля
  1935  г.  «О  мерах  борьбы  с  преступностью  среди  несовершеннолетних».
Постановление это определило на долгие годы не демократическую  прокурорскую
и  судебную  практику  в  отношении  несовершеннолетних.  Содержание   этого
документа дает основание связать его с другими постановлениями,  положившими
начало политических  репрессиям  и  массовым  нарушениям  человека  в  нашей
стране.
      Необходимо быть благодарными ходу истории и все документы определяющие
карательную  ориентацию  правосудия  утратили  силу   с   принятием   нового
уголовного и процессуального законодательства.
      Думаю, что несмотря на то, что ушли в прошлое нормативные  акты  30-40
гг. необходимость в их  изучении  не  отпала.  Это  важно  для  того,  чтобы
избежать повторения прошлых жестоких  ошибок.  Знание   механизма  нарушения
законности, позволит выработать средства противостояния ему.



      Сегодняшний день ювенальной юстиции в России.
      На сегодняшний день в России  концепция  ювенальной  юстиции  является
наиболее разработанным в научном плане подходом специализированных  судов  в
рамках системы федеральных судов общей юрисдикции.
      Установление особого порядка производства по делам  о  правонарушениям
несовершеннолетних   относится   к   общепризнанным   принципам   и   нормам
международного права,  таким,  как  Конвенция  о  правах  ребенка  1989  г.,
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных  Наций,  касающиеся
отправления правосудия в отношении  несовершеннолетних  (Пекинские  правила)
1985  г.,  Руководящие  принципы   Организации   Объединенных    Наций   для
предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г.
      Создание   судов  для  несовершеннолетних   предусмотрено   Концепцией
судебной реформы и Федеральной программы по её реализации.
Среди   основных   принципов,   на    основание    которых    предполагается
   строительство ювенальной юстиции, можно выделить следующие:
      . Создание системы специализированных судов  комплексной  юрисдикции,
        сходных с  французской  системой  ювенальной  юстиции  (единоличный
        мировой судья по делам несовершеннолетних –  коллегиальный  суд  из
        трех  профессиональных  судей  –   суд   присяжных   по   делам   о
        несовершеннолетних);  при  этом  специальные  суды   по   делам   о
        несовершеннолетних действуют  только  как  суды  первой  инстанции,
        пересмотр вынесенных ими  решений  производиться  в  общем  порядке
        вышестоящим судом общей юрисдикции;
 . Приоритет судебного решения по  всем  вопросам,  касающимся  защиты  прав
   несовершеннолетних, в том числе совершенно  новая  процедура  –  судебный
   надзор за исполнением приговора о наказании  несовершеннолетних  лишением
   свободы и иных мер воздействия, связанных с ограничением свободы;
 . Ориентация  правосудия  преимущественно  на  юридическую  охрану  прав  и
   интересов  несовершеннолетних  (в  том  числе  -   обязательное   участие
   защитника, обязательная конфиденциальность процесса и др.)
 . Социальная насыщенность правосудия по делам  несовершеннолетних  (широкое
   привлечение к участию  в  процессе  экспертов  и  специалистов  по  делам
   несовершеннолетних, а  также  использование  в  процессе  «неюридической»
   информации о правонарушителе – данных, полученных от служб и организаций,
   не связанных с уголовным процессом);
 .  Индивидуализация  судебного  процесса  (отход  от  жесткой  формализации
   судебной процедуры в пользу более неформального  производства   по  делам
   несовершеннолетних);
 . Приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации  в
   отношении несовершеннолетних подсудимых.
Отметим, что  создание  системы  ювенальной  юстиции  на  указанных  началах
   явилось   бы   значительным    шагом    по    приведению    национального
   законодательства в соответствие с Пекинскими правилами ООН.
      Государственная дума приняла  15  февраля  2002  г.  в  первом  чтении
проект  Федерального  Конституционного  Закона  «О  внесении  дополнений   в
Федеральный Конституционный Закон  «О судебной системе в  РФ»,  внесенный  в
нижнюю палату парламента группой депутатов.
      Что же впереди!?



      Заключение
      В сегодняшней России за решеткой находиться 45 тысяч детей – это в три
раза  больше,  чем  в  дореволюционной  170-миллионной  Российской  империи.
Специалисты   эксперты   признают,   что   лишение   свободы   для    многих
несовершеннолетних – избыточная  мера  наказания.  Нам  необходимо  изменить
свое отношение  к  детям,  следую  примеру  большинства  развитых  стран,  в
которых отношение к ребенку, переступившему закон,  иное  –  его  не  спешат
карать, а предпочитают воспитывать,  считая,  что  рецидивист,  выросший  из
малолетнего заключенного, в конечном счете, обойдется обществу дороже.
      Уже более 100 лет известна форма судопроизводства, с  помощью  которой
цивилизованное государство «протягивает руку» ребенку,  сделавшему  неверный
шаг.
      Хочется  верить,  что  Россия  станет   цивилизованным   государством,
обратясь к своему будущему, детям.



       КОНЦЕВЫЕ СНОСКИ
1 Дигесты Юстиниана: Избр. Фрагменты / Пер. и примеч. И. С.Перетерского.
М., 1984. С.89.
2 Дигесты Юстиниана. С.90.
3 Каролина: Уголовно-судебное уложение Карла V. Алма-Аты, 1967. С. 114-115.
4 Люблинский П. И. Суды для несовершеннолетних в Америке как воспитательные
и социальные центры. М.,
1911 . С. 3.

5 Э. Б. Мельникова. Ювенальная юстиция. М., Дело, 2001 г., С. 48.

6 Люблинский П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте
(социально-правовые очерки). М. 1923. С. 169.

7 Люблинский П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте
(социально-правовые очерки). М. 1923. С. 49.

8 Свод законов Российской империи. Т. XV. 1909 г.



      Список документов


      1.Конституция Российской Федерации. 1993 г.
      2.Минимальные  стандартные  правила  организации  объединенных  наций,
касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних  (Пекинские
соглашения) Приняты резолюцией 40/33  Генеральной  Ассамблеи  от  29  ноября
1985 года.
      3.   Руководящие   принципы   организации   объединенных   наций   для
предупреждения   преступности   среди    несовершеннолетних.    (Эр-Риядские
руководящие принципы) Приняты и провозглашены резолюцией 45/112  Генеральной
Ассамблеи от 1 декабря 1990 года.
      4.  Правила  организации   объединенных   наций,   касающиеся   защиты
несовершеннолетних, лишенных свободы.  Приняты  и  провозглашены  резолюцией
45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.
      5. конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года



      Список использованной литературы


   1. Ларин А. М., Мельникова Э.Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России:
      Лекции-очерки. М. 1997.
   2. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. М. Дело. 2001 г.
   3. Правосудие по делам несовершеннолетних: Перспективы развития / Сб. ст.
      Вып.1. М. 1999 г.
   4. Слуцкий Е. Г., Скомарцева И. В. Основы ювенологии. СПб., 1999г.
   5. Судебная реформа в России / Сб. ст. М., 1992 г.
   6.  Мельникова  Э.Б.  Из  истории  российской   ювенальной   юстиции   //
      Правозащитник. 1998. №3.
   7. Петрухин И. Л. Человек и власть. М., 1999.
   8. Криминология: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А.  И.   Долговой.  М.,
      1997.
   9.  Мельникова  Э.Б.,  Ветрова  Г.  Н..  Закон  о  ювенальной  юстиции  в
      Российской Федерации (проект) // Правозащитник. 1996.





смотреть на рефераты похожие на "Перспективы ювенальной юстиции в России "