Военная кафедра

Воспитательная работа в вооруженных силах и ее влияние на психику воина в боевой деятельности

                       нижегородский   государственный
                           технический университет



                               Военная Кафедра



                                   Реферат


  Воспитательная работа в вооружённых силах и её влияние на психику воина в
                             боевой деятельности



                                     Выполнил:
                                     ст.гр. 94–Р–1
                                     Бочаров И.В.


                                     Проверил:
                                     Курышов С.А.



                            Нижний Новгород. 1998


                                  Введение

            Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие  должны
получить за  время службы и такое воспитание,  которое имеет осо-
бую, воинскую направленность.  Вот это специфическое, связанное с
формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воин-
ских качеств,  и определяет сущность  воинского  воспитания,  его
место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины.
          Воинское воспитание представляет собой целенаправленную дея-
тельность командиров  и  штабов по формированию у воинов духовных
качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи
и предназначение.  В  единстве  со всеми направлениями воспитания
воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необ-
ходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания
формируются такие качества,  которые необходимы воинам всегда, но
особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это - стойкость,
мужество, отвага.
     Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане оп-
ределяется военной присягой,  в которой в концентрированном  виде
сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины,  и во-
инскими уставами,  регламентирующими повседневную жизнь, функцио-
нирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов
свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на са-
мом высоком государственном уровне.
        Основными компонентами содержания воинского воспитания явля-
ются:
     - воспитание у военнослужащих глубокого понимания историчес-
кого предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительст-
ва, функционирования и своего места в  выполнении  стоящих  перед
ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой го-
товности;
     - формирование  у личного состава непоколебимой верности во-
енной присяге и уставам,  неуклонного следования  их  требованиям
как в мирное время, так и в условиях войны;
     - развитие постоянного стремления к овладению военным делом,
своей воинской профессией,  к отличному освоению военной техники,
оружия и способов их применения;
     - выработка  у  военнослужащих высокой дисциплинированности,
беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;
     - формирование морально-боевых качеств, которые особенно не-
обходимы военнослужащим в бою,  -  стойкости,  мужества,  отваги,
способности переносить самые суровые испытания для достижения по-
беды над врагом;
     - воспитание  личного  состава в духе гордости за принадлеж-
ность к Вооруженным Силам России,  своей части, стремления разви-
вать и обогащать их боевые традиции.
       Работа по воинскому воспитанию личного  состава  Вооруженных
Сил должна  вестись  дифференцированно,  где  главная роль должна
принадлежать воинской дисциплине.  Единоначалие в армии и на фло-
те, его последовательное осуществление в многогранной деятельнос-
ти военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих
в духе высокой дисциплинированности.  Место и значение этого про-
цесса в содержании воинского воспитания определяются прежде всего
тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших
качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая де-
ятельность армии и флота.
       В процессе нравственного воспитания у воинов формируется по-
нятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспита-
ние развивает у них уважение к законам,  на которых зиждется пра-
вопорядок в армии и на флоте.  Воинское воспитание как бы раскры-
вает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав
на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских
уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение  в  жизнь
их конкретных требований. Этот единый процесс призван способство-
вать утверждению и поддержанию уставного порядка.
       Особое значение  придается личной примерности офицеров в со-
четании с их умением квалифицированно решать  задачи  неуклонного
укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях.


                               Боевые традиции

       В содержании воинского воспитания важное  место  занимает
пропаганда боевых  традиций.  Освоение этих высоких духовных цен-
ностей, во-первых,  обеспечивает преемственность в работе по фор-
мированию у  личного  состава высоких морально-боевых качеств за-
щитников Родины,  что способствует глубокому осознанию  им  своих
служебных обязанностей.  Во-вторых, это могучее средство воздейс-
твия на умы и сердца воинов активно способствует  восприятию  ими
героических дел,  свершенных  советскими людьми в боях за Родину,
за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания.
Боевые традиции,  в-третьих,  рассматриваются как конкретный итог
и, следовательно,  в известном смысле средоточие опыта воспитания
воинов в  духе  верности своей Родине,  военной присяге,  высокой
дисциплинированности, готовности к героическим  подвигам.  Именно
поэтому во  всем  процессе  воинского воспитания боевым традициям
уделяется неослабное внимание.  Используются различные формы про-
паганды и агитации.
     Таким образом,  воинское воспитание - целенаправленный  про-
цесс формирования  морально боевых качеств у вооруженных защитни-
ков государства Российского. В единстве с нравственным, правовым,
трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспита-
ние служит необходимым условием развития личности воина, укрепле-
ния морального  духа,  повышения боевой мощи Вооруженных Сил Рос-
сии, успешного выполнения ими своих задач как в мирное время, так
и в условиях войны, если она будет развязана.
      Боевые традиции армии и флота - это исторически  сложившиеся
обычаи и моральные правили, ставшие нормой поведения воинов в бою
и в мирное время,  активно побуждают их образцово выполнять  свой
воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, сво-
ей Родине.
     Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции пов-
семестно взяты на вооружение как испытанное и эффективное  средс-
тво воспитания мужественных,  стойких и умелых защитников Родины.
Всюду, где служит российский воин,  рядом с ним несут  бессменную
вахту боевые традиции.
     Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются:
     - беззаветная преданность и горячая любовь к Родине,  посто-
       янная готовность защищать ее до последней капли крови;
     - непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;
     - верность воинскому долгу,  военной присяге,  самоотвержен-
       ность и массовый героизм в бою;
     - любовь к родной армии и флоту,  к  своей  части,  кораблю,
       верность Боевому Знамени, Флагу корабля;
     - постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерс-
       тва, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую
       боевую готовность, образцовый порядок, организованность и
дисциплину;
     - войсковое товарищество и коллективизм, уважение к команди-
       ру и защита его в бою.
          Особую ценность боевые традиции представляют  для  воинского
воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаган-
да способствует формированию у воинов высоких морально-боевых ка-
честв, необходимых для достижения победы в современном бою, помо-
гают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным ду-
хом, несгибаемой  волей,  мужеством и храбростью,  в совершенстве
владеющего военной  техникой  и  оружием.  Выдающийся  полководец
М.В.Фрунзе считал  традиции  нашей  армии залогом будущих великих
подвигов советских воинов. В своем приветствии воинам героической
51-й Перекопской дивизии он указывал на то, чтобы "память о слав-
ном прошлом запечатлелась и, не умирая, передавалось из поколения
в поколение новым составом полков дивизии.
     Воспитательное воздействие боевых традиций заключается преж-
де всего в силе примера, которая побуждает новые поколения воинов
идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, без-
заветно служить Родине.  Сила положительного примера - это огром-
ная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью
к Родине,  когда мотивами поведения человека, его действий стано-
вятся благородные цели, она умножается во сто крат. Известно ведь
из истории,  что  в годы Великой Отечественной войны сотни воинов
наших Вооруженных Сил в критические моменты боя,  следуя  примеру
Александра Матросова, закрыли своим телом амбразуры вражеских до-
тов и дзотов;  более трехсот советских летчиков повторили  подвиг
Николая Гастелло.  Свыше 11000 человек за героизм в боях с немец-
ко-фашистскими захватчиками удостоены высокого звания  Героя  Со-
ветского Союза. Положительный пример героев оказывает воздействия
не только на отдельного человека,  но и  на  воинские  коллективы
в целом.
       Славной страницей в истории русского  военно-морского  флота
вошло Наваринское сражение 1827 года,  когда дважды было нанесено
сокрушительное поражение турецкому флоту. В этом сражении особен-
но отличился  экипаж  корабля  "Азов" под командованием Лазарева.
"Азов" получил 153 пробоины,  но из боя не вышел. Весь экипаж ко-
рабля вел себя героически. Он потопил два турецких фрегата и кор-
вет, подбил 80-пушечный турецкий корабль, который выбрался на бе-
рег и  взорвался.  За  эти победы и подвиги экипаж корабля "Азов"
первым удостоился Георгиевского флага. Интересно подчеркнуть, что
в составе экипажа этого корабля служили лейтенант Нахимов, мичман
Корнилов, гардемарин Истомин,  впоследствии ставшие адмиралами  и
героями русского флота.
     Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать воинов,  це-
ментировать воинские  коллективы,  мобилизовать  личный состав на
совершенствование своего мастерства,  укрепление воинской дисцип-
лины, повышение бдительности,  боевой готовности войск и сил фло-
та. В боевых традициях воины находят лучший  образец  для  выборы
нравственного идеала,  к которому стремятся,  которому подражают,
который является побудителем их поступков.
         Боевые традиции связаны между собой. Они отражают славу, ве-
личие и особенности Вооруженных Сил России и служат делу  повыше-
ния их  боеготовности.  Боевые  традиции явились могучим духовным
оружием нашей армии и способствовали ее победам.
     Армия и  флот  неотделимы  от своего народа.  В армию и флот
ежегодно приходит пополнение с трудового фронта. Отслужив в рядах
Вооруженных Сил, они снова возвращаются к труду. Да и сама служба
в рядах армии и флота есть большой и напряженный труд.  Без упор-
ного труда  нельзя освоить сложную боевую технику,  нельзя воспи-
тать в себе качества воина,  всегда готового выступить на  защиту
Родины и отстаивать ее умело и мужественно.


             Воспитательная работа. Взаимоотношения в коллективе

      Множество проблем существует сегодня в нашей стране и  в  Вооруженных
Силах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на
Государственном уровне,  другие на уровне Министерства Обороны, третьи
возможно решить силами командиров и личного состава. Проблема неуставных
взаимоотношений относится к тому типу,  которые должны решаться навсех
упомянутых уровнях.
     Падение моральных устоев в последнее время усиленное политическим
и  экономическим кризисом,  вылилось ростом преступности,  захлестнуло
волной безнравственности,  бездуховности и нигилизма.  Особо ранима  в
этих  условиях молодежь.  Эта болезнь,  поразившая все наше общество и
нашедшая себе место в армии,  в экстремальных уловиях воинской службы,
выразилась  в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими.  Сюдаможно
отнести неповиновение, злоупотребление властью, оскорбление, насилие,  так
называемые "дедовщину",  ущемление прав и достоинства от-
дельных национальностей и другие негативные явления во взаимоотношени-
ях в воинских коллективах.
     Можно ли избежать их ?  Если нет,  то хотя бы свести до минимума.
Что может сделать каждый командир для утверждения в солдатской казарме
нормальных человеческих отношений ?  На эти и некоторые другие вопросы
я попытался ответить исходя из опыта своей службы, на основании наблю-
дений и выводов, сделанных после изучения многочисленной литературы по
данному вопросу.
     Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два
направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отноше-
ний в воинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнос-
лужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных
взаимоотношений,  реагирование на случаи их проявления и устранение их
последствий.
      Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений  яв-
ляется  важным условием крепкой воинской дисциплины,  поддержания под-
разделения в постоянной боевой готовности.
     В современных условиях,  когда меняются коренные устои нашего об-
щества,  когда до предела накалена социальная обстановка в государстве
Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности.
В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил.
     Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и
подразделении является совершенствование организаторской  деятельности
командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное
отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к се-
бе и людям, сочетаемая с заботой о них.
     Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная пов-
седневная  работа  по воинскому,  правовому и нравственному воспитанию
личного состава,  строгое выполнение правил,  установленных законами и
воинскими уставами Российской Федерации,  постоянная забота командиров
и начальников об улучшении быта своих  подчиненных,  совершенствовании
их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравс-
твенную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее прояв-
ление "дедовщины", "землячества" и других негативны традиций.
     Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную
работу  по  повышению  уровня  дисциплинированности и организованности
личного состава. Все это является надежным гарантом способности Воору-
женных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите
нашей Родины.



                                 Заключение

      Рассмотренные выше направления воспитательной работы непосредственно
связаны с состоянием воина в обычное и военное время. Игнорирование
вышеперечисленных аспектов ведёт к резкому ухудшению психического сотояния
воина в бою и значительному снижению эффективности его боевой деятельности.



                      Список использованной литературы

1. "Вопросы воинского воспитания",  Сборник статей,  Москва,
        Воениздат - 1985г.,- 178 с.

2."Проблемы воинского    воспитания",   Воениздат,   Москва-
        1979г.- 273 с.

3. "О  долге и чести воинской в Российской Армии",  Собрание
        материалов, документов и статей,  Воениздат,Москва- 1990г.

4. "История  государства Российского",  Изд."Пламя",1992 г.- 410с.

5. Зуев Ю.П.  Уставные взаимоотношения: как они формируются.- М.:
    Воениздат, 1986.

5. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотоношений  в
    подразделениях. - М.:Воениздат, 1987.

6. Профилактика конфликтов на национальной  основе  (опыт,анализ,
     рекомендации). - М.: Воениздат,1991.



смотреть на рефераты похожие на "Воспитательная работа в вооруженных силах и ее влияние на психику воина в боевой деятельности "