География

Транспорт Хабаровского края

                             1. ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

                           ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ



Хабаровский край  занимает центральную  часть  Дальнего  Востока.  Образован
одновременно с Приморским при разделении единого  Дальневосточного  края  на
Хабаровский и Приморский края в октябре 1938  года.  В  крае  проживает  1.6
млн. чел.

Хабаровский край является  промышленной   сердцевиной   Дальнего  Востока  и
Забайкалья. Обладает мощным потенциалом  машиностроения  и  металлообработки
(судостроение,  авиастроение,  станкостроение,  выпуск   кабеля,   дизелей),
черной металлургии, нефтепереработки, производством строительных  материалов
и  оборудования.  Имеется  большое  число  предприятий  легкой   и   пищевой
промышленности. Один из  наиболее  значимых  в  России  и  в  мире  регионов
рыбодобычи     и     рыбопереработки.     Обладает      весьма      развитым
электроэнергетическим комплексом.

Располагает  огромными  запасами  различного  минерального  сырья.  Наиболее
перспективные направления промышленности – золото, олово  и  уголь.  Развиты
лесодобыча и  лесопереработка,  пушной  и  зверобойный   промыслы.  Одна  из
важнейших отраслей хозяйства – добыча, переработка рыбы и морепродуктов.

Хабаровский край –  один  из  крупнейших  по  размерам  регионов  Российской
Федерации. Его площадь 788600 кв. км.  Хабаровский  край  занимает  выгодное
положение. Он расположен в центре Дальневосточного  экономического  региона,
имеет общие границы  с  Республикой  Саха  (Якутией),  Еврейской  автономной
областью. Приморским краем,  Амурской  и  Магаданской  областями.  Татарский
пролив отделяет его от Сахалина, а Охотское море -  от  Камчатской  области.
По протоке Казакевичева и реке Уссури на протяжении 265 км проходит  граница
с КНР.

В крае насчитывается 17 районов, 7 городов, 31 поселок городского типа.  534
сельских населенных пунктов, 68% всего населения края проживает городах.  По
численности населения г. Хабаровск занимает второе место на Дальнем  Востоке
(после г. Владивостока), а г. Комсомольск-на-Амуре -  третье.



Хабаровский край обладает большими и разнообразными ресурсами –  земельными,
водными,  лесными  и  другими   биологическими   ресурсами   вод   и   суши.
Многочисленными полезными ископаемыми.

По многим из них край занимает важное место на  Дальнем  Востоке  и  даже  в
стране (лес, ценные виды  рыб  и  пушных  зверей,  руды  черных,  цветных  и
драгоценных металлов, водные ресурсы и др.)

В Хабаровском крае более 120 тыс. больших и малых рек  с  общим  стоком  4,5
млрд. куб. км. Большинство из них  принадлежит  системе  Амура  -  одной  из
самых длинных рек России. Ее общая длина 4440 км., в том  числе  более  1000
км. на территории края. Он несет через край  огромную  массу  воды,  выливая
ниже города Николаевска-на-Амуре в Охотское море за год 346 куб. км.

Велики энергетические ресурсы рек, но их  использование  во  многих  случаях
ограничено, так как по многим идут на нерест проходные лососи.

В структуре отраслей народного хозяйства промышленность занимает  лидирующее
положение (32% валового регионального продукта),  ориентирована  в  основном
на общегосударственные  и  региональные  нужды.  В  целом  Хабаровский  край
производит свыше четверти промышленной продукции  Дальневосточного  региона.
Основными отраслями являются  электроэнергетика  (28%  объема  промышленного
производства  края),  топливная  промышленность  (15%),   машиностроение   и
металлообработка (26%), лесная и деревообрабатывающая  промышленность  (6%),
цветная металлургия (5%), пищевая промышленность (10%).

В 1998 году и особенно в 1999 году начался подъем экономики в  России  и,  в
частности,  в  Хабаровском  крае.  Это  выразилось,  в  первую  очередь,   в
увеличении объема промышленного производства  в  1999  году  до  25,1  млрд.
руб., что составило  109% к уровню 1998 года.

Относительно  устойчивое  положение   сохранилось   в   отраслях   топливно-
энергетического   комплекса   и   отдельных   ресурсодобывающих    отраслях.
Предприятиями топливно-энергетического комплекса  даже  в  сложных  условиях
1997 года произведено продукции на  2.5  процента  выше  уровня  предыдущего
года,  в  основном  за  счет  увеличения  объема  производства   предприятий
топливной промышленности (на 13%).  В  условиях  начавшегося  экономического
подъема  темпы  роста   в   топливно-энергетической   отрасли    значительно
возросли, составив в 1999 году 14%.


На нефтеперерабатывающих предприятиях в 1997 году объемы  переработки  нефти
возросли на 20.4 процентов,  выпуск  автомобильных  бензинов  увеличился  на
15.7 процентов, дизельного топлива - на 13.9 процентов. Возросла  экспортная
направленность  производства.   На   реконструкцию   действующих   мощностей
нефтеперерабатывающими предприятиями использовано 195 млн. руб.


В 1997 году добыча угля в крае увеличилась по сравнению с  предыдущим  годом
на 11.7 процентов, составив 1,6 млн. тонн. И  уже  к  концу  1999  года  был
достигнут рубеж в 1,9 млн. тонн. Продолжались работы на  пусковом  комплексе
разреза  “Ургальский”.  Приобретена  по  лизингу  техника   для   разработки
Мареканского месторождения в Охотском  районе,  где  в  истекшем  году  было
добыто 5.3 тыс. тонн угля.

На  предприятиях  лесной  и   деревообрабатывающей   промышленности    объем
промышленного производства в 1997 году  составил  100.2  процента  к  уровню
прошлого  года.  Объем  вывозки  древесины  увеличился  на  1.7  процента  и
составил 4,4 млн. куб. м, производство древесноволокнистых плит  –  на  19.3
процента. После августовских событий 1997 г. на  валютном  рынке,  вызвавших
рост  экспорта   товаров   из   России,   наблюдается   стремительный   рост
производства и вывоза леса и лесоматериалов. В 1999 году  рост  производства
составил 34%. Древесины произведено 4,6 млн. куб. м.

В рыбной отрасли объемы рыбодобычи возросли на  6.5  процента  и   составили
232.8 тыс.  тонн,  выпуск  пищевой  рыбной  продукции  на  рыбодобывающих  и
рыбоперерабатывающих предприятиях края увеличился на 43 процента.

Хабаровский край -  ведущий  в  России  регион  по  производству  оловянного
концентрата; на его долю приходится 35 процентов олова России.  Кроме  того,
в крае добывается и медь.

Хабаровский край по запасам и ресурсам драгоценных металлов входит  в  число
10 основных  золотодобывающих  регионов  России.  Золотодобыча  относится  к
числу приоритетных отраслей, способных  сыграть  заметную  роль  в  развитии
экономики края - уже  сейчас  она  обеспечивает  порядка  7%  поступлений  в
краевой бюджет, способствует  развитию  дорожно-транспортной  инфраструктуры
(по мере ввода  в  эксплуатацию  новых  месторождений  прокладываются  новые
дороги, связывающие месторождение с магистралями).

В крае добывается ежегодно свыше 8 т. золота, из  них  72%  -  из  россыпей,
остальное - из рудных месторождений. Из россыпей добывается также платина  и
платиноиды.  Примечательной особенностью является то, что все  месторождения
золота (за исключением месторождений в  молодых  вулканитах)  содержат   эти
металлы.

По производству многих видов продукции  (древесина,  цветные  и  драгоценные
металлы, рыба, литейные  машины,  мостовые  электрические  краны,  продукции
оборонного комплекса) край выделяется не только на Дальнем Востоке, но  и  в
России.  Здесь  находятся  единственные  на  Дальнем   Востоке   предприятия
нефтеперерабатывающей промышленности и черной металлургии.

Как указывалось, основная часть экономики  Хабаровского  края,  основана  на
добыче и перевозке природных  ресурсов.  Главными  из  них  служат  полезные
ископаемые, лес и морские ресурсы.

Основным видом полезных ископаемых, которыми  богаты  недра  края,  является
каменный уголь. Крупнейшие месторождения – «Ургальское» и  «Мареканское».  В
последние годы стали разрабатываться малые месторождения угля.



Олово


Олово относиться к дефицитным  металлам  мира.  В  настоящее  время  в  крае
разрабатываются месторождения олова: Солнечное,  Перевальное,  Фестивальное,
Придорожное, Октябрьское и др. Все эти месторождения находятся  в  Солнечном
оловорудном районе. В рудах содержание олова колеблется  от  0,2%  до  1,2%.
Протяженность рудных тел достигает 500 м. при глубине залегания 50-100 м.



Золото


Золото – это ведущий промышленный метал края и  один  из  главных  элементов
металлогении.

Наибольшее количество золота обнаружено в Охотском  и  Аяно-Майском  районах
Хабаровского  края.  Основным  центром  золотодобычи  края   является   пос.
Многовершинный.  Многовершинное  золоторудное  месторождение  расположено  в
северо-восточной части нижнего Приамурья, в Николаевском районе, в  100  км.
к северо-западу от Николаевска-на-Амуре.



Серебро


В Хабаровском крае серебро в значительной  мере  связано  с  месторождениями
золота  и  олова.  Месторождения   серебра:   Хаканджинское,   Фестивальное,
Многовершинное, Чачика, Солнечное.

Анализ минеральных  сырьевых  ресурсов  Хабаровского  края  показывает,  что
самой высокой степенью  перспективности  обладает  Аяно-Майский  район.  Для
начала  освоения  объектов  в  Аяно-Майском  районе  и  строительства  новых
горнодобывающих  предприятий  можно  использовать  уже   сложившуюся   схему
снабжения и транспортировки грузов с опорой на морские перевозки.

Как было  отмечено  ранее,  наиболее  приоритетными  направлениями  развития
горнодобывающей промышленности и геологоразведочных работ остаются  освоение
месторождений энергетического сырья и  минеральных  строительных  материалов
для развития или создания инфраструктуры.



В последние  годы  стало  расширяться  торгово-экономическое  сотрудничество
Хабаровского края со странами АТР и  другими  странами  мира.  В  1999  году
экспортно-импортные операции осуществлялись с 65 странами  мира,  экспортные
поставки произведены в 38  стран.  Наибольшие  объемы  экспортной  продукции
направлены в Японию (58,1%), Китай (16,3%), Корея (13%).



                          Экспорт важнейших товаров

           Круглый лес            3189,7 тыс. куб. м.
           Пиломатериалы                49,0 тыс. куб. м.
           Мазут                  375,1 тыс. т.
           Медь                         8,9 тыс. т.
           Рыба и морепродукты          46,0 тыс. т.



Импортная продукция поступала из 60 стран, наибольшие поступления  из  Китая
(24,3%), Япония (12,5%), Корея (10,1%).



                    2.  ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КРАЯ

                            2.1. Железные дороги

По    территории    края    проходят     две     железнодорожные     артерии
общегосударственного  значения,  связывающие  восточные  и  западные  районы
страны – Транссибирская и  Байкало-Амурские  магистрали.  Между  материковой
сетью железных дорог и  о.Сахалин  действует  паромная  переправа  Ванино  -
Холмск (270 км.) Общая протяженность железных  дорог,  включая  одноколейные
ветки – связи с магистралями, составляет 2,3 тыс.  км.,  или  35%  от  длины
всех   дальневосточных   железных   дорог.    Железнодорожным    транспортом
осуществляется более 80% грузообмена с другими регионами России, 72%  внутри
края.


                              2.2. Речные пути

Общая протяженность используемых речных путей (реки  Амур,  Уссури,  Амгунь,
Тунгуска, Мая) более 3,2 тыс. км.

Судами  типа  «река-море»  Амурского  пароходства  осуществляется   поставки
грузов из речных Амурских портов на север края  и  в  Сахалинскую,  Амурскую
области, а также в прибрежные пункты Приморья и Магаданской области.  Речным
 транспортом доставляют грузы в  зарубежные  порты  –  география  зарубежных
рейсов  постоянно  расширяется  (освоены  маршруты  на   Японию,   Сингапур,
Гонконг, Китай, Ю. Корею)

Наиболее крупными речными портами являются Хабаровский и Комсомольский –  на
– Амуре.


                              2.3. Морские пути

Основным  морским  портом  Хабаровского  края  является  порт   Ванино.   По
технической мощности (более 10 млн. тонн  переработки  в  год)  он  занимает
третье место  среди  морских  портов  Дальнего  Востока.  Ежегодно  в  порту
обрабатывается около  1700  судов  и  70-80  тысяч  вагонов.  Круглогодичная
работа полрта  обеспечивается  ледокольным  флотом.  Кроме  Ванино,  имеются
морские порты в городе Николаевске-на-Амуре,      поселках  Лазарево  и  Де-
Кастри, а также в городе Советская Гавань.


                            2.4. Воздушные линии

Международный  Хабаровский  аэропорт,  расположенный  в  10  км.  от  центра
города, принимает воздушные суда всех типов.  Маршруты  связывают  Хабаровск
более чем с 40 городами России и  стран  СНГ.  Аэропорт  связан  регулярными
рейсами с городами: Анкоридж, Сан-  Франциско,  Сиэтл,  Лос-Анджелес  (США),
Сеул  (Корея), Ниигата,  Амори (Япония), Пхеньян, Харбин (Китай),  Тель-Авив
(Израиль), а также с Сингапуром и Таиландом.



                          2.5. Автомобильные дороги


Автодорожная  сеть  сосредоточена,  в  основном,   в   южной   части   края.
Протяженность дорог общего пользования составляет 4,3 тыс. км., в том  числе
с твердым покрытием 3,2 тыс. км.

Из средств  территориально-дорожного  фонда  построено,  реконструировано  и
отремонтировано более, чем 500 тыс.  км.  автомобильных  дорог.  Закончилась
первая очередь строительства автомобильного моста через р. Амур.




смотреть на рефераты похожие на "Транспорт Хабаровского края"