География

Нганасаны - малые народы России

      Нганасаны, ня (самоназвание), самоеды-гавгийцы (устаревшее  название).
Численность в Российской Федерации 1262 человека, в  том  числе  Таймырском
(Долгано-Ненецком)  автономном  округе  849  человек.  Разделяются  на  две
группы: западную (авамские нганасаны, с центрами  в  поселках  Усть-Авам  и
Волочанка) и восточную (вадеевские нганасаны, с центром в  поселке  Новая).
Говорят на нганасанском языке. Различают авамский  и  вадеевский  выговоры.
Вадеевские   нганасаны   владеют   долганским   языком.   Язык   нганасанов
бесписьменный.  По   официальным   данным,   нганасаны   прежде   считались
шаманистами; ныне многие сохраняют традиционные верования.
      Современные нганасаны  отчасти  являются  потомками  самого  северного
тундрового населения Евразии - неолитических  охотников  на  дикого  оленя.
Данные археологии показывают тесную  связь  первых  жителей  полуострова  с
населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр  6
тыс. лет назад. Вплоть до XXI  века.  н.  э  все  последующие  мигранты  не
изменили хозяйственных  традиций,  ориентированных  в  основном  на  оленью
охоту. С XII до XXVII века следует лакуна в археологических  источниках.  С
начала XXVII века появляются письменные  документы  о  том,  что  население
полуострова было обложено  российским  государственным  налогом  (ясак).  С
вхождением территории нганасанов в состав России на ней возникли зимовья  с
небольшими вооруженными отрядами, а также зимовья  русских  промышленников-
охотников. Нганасаны как  особый  этнос  сложились  на  Таймыре  во  второй
половине XXVII - начале XXVIII веков.  В  его  состав  вошли  различные  по
происхождению племенные группировки (пясидская самоядь,  кураки,  тидирисы,
тавги  и  др).  Они  наложились  на  древнее   население,   как   полагают,
палеоазиатское, занимавшееся охотой на северных  оленей.  Этнически  группы
прищельцев в разное время представляли собой западную  периферию  юкагиров,
северные группы тунгусов (те и другие -  лесные  и  тундровые  охотники)  и
западные группы самодийцев с развитым санным домашним оленеводством.  Более
высокий   уровень  хозяйства  и  его  организации,   возможности   быстрого
свободного передвижения оленных санных групп и  другие  причины  привели  к
консолидации местного населения  по  языку  и  в  значительной  степени  по
культуре. Тем не менее черты древних пеших тундровых охотников на  оленя  у
нганасанов и близких им энцев  проступают  наиболее  ярко  по  сравнению  с
другими полярными народами Евразии. К этим  древним  чертам,  в  частности,
относится организация оленной облавной сухопутной охоты и охоты с лодок  на
речных переправах. В период консолидации  нганасаны  постепенно  восприняли
самодийский  способ   тундрового   санного   крупностадного   миграционного
оленеводства с постоянным кочеванием весной (на север) и осенью (к югу).  К
середине  XIX  века  нганасаны  уже  считались  традиционными  оленеводами.
Рыбоводство было второстепенным занятием. Наличие стад домашних и охота  на
диких  оленей,  расположения   кочевий   в   наиболее   северных   пределах
полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты  позволяли  им
быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. В XVIII -  XIX  веках
нганасаны  регулярно  платили  государственный  ясак.  В  русских  зимовьях
происходил обмен оленьих шкур и пушнины на металлические  предметы,  ружья,
порох, свинец.  Широко  известны  были  металлические  изделия  нганасанов,
инкрустированные медью  железные  скребки  для  выделки  шкур,  наконечники
копий, ножны и др.
      К XVII веку кочевья племенных  группировок,  из  которых  складывались
нганасаны,  простирались  по  всему  полуострову,  включая   и   территорию
правобережья Хатантской губы. С XVIII века на Таймыр  с  юго-востока  стали
проникать  якуты,  постепенно  ассимилируя  местных  тунгусов  и   русских.
Складывавшийся на этой основе новый этнос - долганы, потеснили нганасанов к
западу и  северу.  Ненцы,  перейдя  на  правобережье  Енисея  и  постепенно
ассимилируя  ненцев,  оттеснили  нганасанов  к  востоку,  в  центр  равнины
полуострова. Основные пути оленеводческих  кочевых  коллективов  нганасанов
пролегали по Северо-Сибирской низменности, заключенной между плато Бырранга
на севере и плато  Путорана  на  юге  (между  69(  и  76(северной  широты).
Северные их пределы на  востоке  Таймыра  достигали  77(  северной  широты,
огибая озеро Таймыр. Практически все кочевья располагались в зоне тундры. К
зиме подходили к лесотундре, размещаясь по водоразделу бассейна реки Пясины
и северным притокам рек Хета и Хатанга.
      Наибольшее число авамских нганасанов приходится на середину XVII  века
(1300 человек), но из-за эпидемий она сократилась к 1926 до 576  человек.  К
1990 году на Таймыре в группе авмских нганасанов было  650  чел.,  в  группе
вадеевских - около 100. Остальные проживали в  районных  центрах  и  городах
автономного  округа.  До  1950-х  годов  нганасаны  в  основном   занимались
домашним  оленеводством  в  составе  колхозных  и  совхозных  оленеводческих
бригад, вели охоту на дикого оленя, промышляли рыбой и пушным зверем,  летом
подспорьем служила охота на линного гуся. К началу 1980-х годов  в  связи  с
увеличением  численности  таймырской   популяции   дикого   оленя   домашнее
оленеводство авамской группы нганасанов практически перестало  существовать.
Вадеевские нганасаны к 1992 г.  выпасали  одно  небольшое  стадо.  Нганасаны
осели в поселках, перешли  в  рыболовецкие  и  охотничьи  бригады.  Основное
товарное значение для нганасанов имеют продукция отстрела  оленей,  особенно
в осенний период миграции оленьих  стад  на  юг,  заготовка  рыбы,  промысел
пушнины и полярной куропатки. Женщины занимаются  выделкой  оленьих  шкур  и
шитьем национальной (орнаментированной меховой мозаикой, сукном  и  бисером)
обуви, сувенирных ковриков и поделок из шкур оленя,  шитьем  меховой  одежды
для промысловиков, в пос. Волочанка работают на звероферме  голубых  песцов.
Традиционно промысел и оленеводство - дело мужчин,  вся  работа  по  дому  -
дело женщины, в том числе пошив и починка одежды, заготовка  топлива,  воды,
забота о детях.
      К началу XX века среди авамских нганасанов наиболее многочисленными со
своими патрилинейными именами были 5 родов, которые  заключали  между  собой
браки с соблюдением норм экзогамии. Запрещались браки как по отцовской,  так
и по материнской линиям до третьего поколения.  У  вадеевских  нганасанов  к
этому  времени  зафиксировано  7   родов,   также   соблюдавших   билинейную
экзогамии,  но  их  представители  более  свободно  вступали  в   браки,   в
большинстве с долганами. По традиции браки заключались обычно в возрасте 17-
18 лет, когда молодые люди доказывали  свои  возможности  обеспечить  семью:
мужчина - удачами в охоте, оленеводстве,  умением  изготовить  санки,  шесты
для жилища, деревянную колыбель для ребенка, женщина  -  умением  ставить  и
собирать жилище, обрабатывать шкуры, шить  одежду,  готовить  и  заготовлять
впрок пищу. При соблюдении экзогамии добрачные половые связи  не  осуждались
и  добрачные  дети  никогда  не  являлись  препятствием  для  брака,  иногда
оставаясь в семье отца невесты. Сейчас  часты  случаи  нарушения  экзогамии.
Весьма  широко  распространены  межнациональные  браки,  в  том  числе  и  с
мигрантами-мужчинами, детей от таких браков считают нганасанами.
      Традиционное  кочевое  жилище  нганасанов  -  конический  круглый  или
овальный в  основании  шестовой  чум,  крытый  оленьими  шкурами  (3-6  м  в
диаметре). В 1940-е гг. в быт  вошли  передвижные  балки,  легкий  каркасный
домик на полозьях, крытый шкурами. В течение года оленеводы  меняли  3  вида
жилья: зимой - балок, летом с появлением гнуса - чум, осенью  -  брезентовая
палатка. Вход жилища ориентирован  обычно  на  юго-восток.  В  конце  XIX  -
начале XX веков нганасаны не имели постоянных поселений.  Маршруты  кочевого
коллектива заранее оговаривали  с  соседями.  Для  более  успешной  облавной
охоты на реках объединялись несколько коллективов. К 1941  году  в  связи  с
реализацией  плана  перехода  от  кочевого  образа  жизни  к  оседлому  были
построены небольшие поселки.  В  современных  укрупненных  многонациональных
поселках нганасаны живут в  типовых  домах,  имеющих  от  2  до  4  квартир,
отапливаемых привозным углем. При  плановой  застройке  традиции  ориентации
жилища и строго соответствующих ей мест каждого члена семьи  нарушаются  (за
редким исключением) и все больше забываются.
      Традиционную одежду  шьют  из  различных  частей  шкур  оленей  разных
возрастов и разных сезонов  года  с  различной  высотой  и  крепостью  меха.
Верхняя мужская одежда без разреза  впереди  состоит  из  двух  слоев  шкур.
Внутренняя часть, без капюшона мехом  к  телу,  изготовляется  из  2-3  шкур
осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из  короткошерстных
шкур темных и светлых тонов только что родившихся оленях (пыжиков) или  шкур
с живота оленя. Чередование частей из темных и  светлых  шкурок  на  верхней
одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-
3 орнаментированных подшивки ниже его - характерная особенность  нганасанов.
Женская зимняя одежда - того же  вида,  но  с  разрезом  спереди,  небольшим
воротником из белого меха собаки, без  капюшона,  который  заменяет  двойная
шапка с опушкой из длинного меха черной собаки, хорошо  защищающая  лицо  от
зимнего ветра. По подолу  внутренняя  и  наружная  части  также  обрамляются
опушкой из меха белых собак, которых прежде специально выращивали  для  этой
цели (“нганасанские собачки”).  Праздничные  варианты  такой  одежды  богато
оформляются геометрическими орнаментами из  меховой  и  кожаной  мозаики,  а
некоторые части окрашиваются по мездровой стороне в черный и красный  цвета.
К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются  длинные  раскрашенные
ремешки. На теле мужчины  носили  короткие  кожаные  или  меховые  штаны,  к
которым привязывались длинные голенища меховой обуви из шкур с ног  оленя  с
меховыми же чулками. Женские штаны-комбинезон  с  закрытой  грудью  шьют  из
кожи или шкуры  мехом  внутрь  и  спереди  украшают  крашеным  орнаментом  и
многочисленными металлическими подвесками, характерными для  нганасанских  и
энецких женщин. На мужских и  женских  штанах  спереди  сохраняется  в  виде
разноцветной бахромы рудимент пояса  стыдливости.  Обувь  нганасанов  шьется
без подъема внешне делает их  ноги  похожими  на  ноги  овцебыков.  Зимой  в
сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну (сокуй)  из  толстого
меха зимнего  оленя  шерстью  наружу  с  капюшоном,  имеющим  спереди  белый
стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасанов или  энцев.
Прежде специальную погребальную или обрядовую одежду,  сейчас  выходящую  из
употребления, шили без орнаментов по тому же, что и из  шкур,  крою,  но  из
красных и черных сукон. Национальная праздничная одежда  хорошо  сохраняется
и сейчас.
      Излюбленной пищей нганасанам  служит  рыба,  мясо  оленя,  мясо  диких
гусей в сыром, мороженом, сушеном и вареном видах. Сейчас  большое  значение
в рационе имеет хлеб.
      Почитание  земли,  солнца,  луны,  огня,   воды,   дерева,   важнейших
промысловых и домашних (олень, собака) животных и их  ипостасей  под  именем
матерей, от который зависит здоровье,  промысел  и  сама  жизнь  людей  и  с
которыми связана основная календарная и семейная  обрядность  -  характерные
черты традиционных  верований  нганасанов.  В  них  проявляются  чрезвычайно
архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время  бытовавшие
в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас  сохраняются
среди пожилых людей. Кормление огня и семейных  реликвий,  по  крайней  мере
трижды  в  году,  -  обязательный  ритуал.  Большое  значение  имели  шаманы
нганасанов. К ним обращались  во  всех  трудных  случаях,  они  же  являлись
организаторами таких больших  общественных  праздников-обрядов,  как  Чистый
чум, проводившийся обычно при появлении солнца после полярной  ночи.  Сейчас
этот обряд в виде весеннего фольклорного праздника постепенно возрождается.
      Произведения фольклора весьма  разнообразны  по  видам.  Некоторые  из
этногенетических мифов повествуют о том, что нганасаны появились  из  шерсти
большой оленьей самки (земли), на спине которой они живут. Культурный  герой
Сирота-парень как первый нганасан выходит на свет, откинув травяную дверь  в
земляной кочке. Его полагали защитником  всего  народа.  Исполнение  длинных
эпических  произведений,  в  которых  речь  чередуется  с   пением,   обычно
растягивалось на несколько вечеров  долгой  полярной  ночи.  Более  короткие
рассказы, “вести”, повествуют о ситуациях промысла, похождениях и  проделках
различных  мифологических  персонажей.   Распространены   адаптированные   к
местным условиям русские сказки. И сейчас широко бытуют сказки  о  животных,
объясняющие их происхождение, характерные черты, окраску  повадки.  Песенное
творчество  нганасанов  также  разнообразно.  В  частности,  прежде   каждый
нганасан имел свою “личную песню”, сочиненную им самим или  подаренную  ему,
с устойчивым мотивом, на который накладывается  словесная  импровизация.  Из
музыкальных инструментов необходимо  отметить  бубен  с  колотушкой,  поющий
лук, гудки, завывалки и жужжалки из птичьих перьев, дерева и  тростника.  До
недавнего времени всякая музыка и пение сохраняли свое сакральное значение.





смотреть на рефераты похожие на "Нганасаны - малые народы России "