Геополитика

Россия-Япония: состояние и перспективы взаимоотношений


                Волго-Вятская Академия Государственной Службы



                             Кафедра социологии



                                   РЕФЕРАТ



                      Имидж государственного служащего.



                                      Выполнила:  студентка 2 курса, гр. 201
                                                               Каткова Ирина
                                                                   Проверил:



                              Н. Новгород, 2001
                                 Содержание:


Введение.
1.   Современная Япония.
2. История российско-японских отношений.
3. РФ и Япония в 90-е годы:
   1. Тенденции развития российско-японских отношений.
   2. Экономическое сотрудничество стран.
   3. Проблема Южных Курил.
4. Перспективы партнерства России и Японии.
Заключение.
Список использованной литературы.



                                  Введение.



    Современная Япония – одна из наиболее развитых стран мира.  Несомненно,
что  сотрудничество  с  Японией  является  важным  фактором   экономической,
социальной, культурной и политической жизни России.
    В Концепции внешней политики России, утвержденной  28  июня  2000  года
Президентом В. В.  Путиным,  говорится,  что  «РФ  выступает  за  устойчивое
развитие отношений  с  Японией,  за  достижение  подлинного  добрососедства,
отвечающего национальным  интересам  обеих  стран».[1]   В  настоящее  время
между странами существует целый ряд  проблем, решение которых –  необходимое
условие развития сотрудничества.
    Цель  данной   работы   –   осветить   наиболее   актуальные   проблемы
взаимоотношений и проследить тенденции развития сотрудничества стран.



                           1. Современная Япония.

    После  второй  мировой  войны  экономика  Японии  находилась  в  крайне
плачевном состоянии. Однако умело проведенная экономическая политика  уже  к
концу 60-х годов  позволила стране встать на ноги. Сегодня Япония – одна  из
наиболее развитых стран. По существующим данным,  Япония  с  населением  120
млн. может производить товаров и услуг всего лишь на 15 % меньше,  чем  США.
Показательно также то, что заграничные капиталы  Японии  превышают  1  трлн.
долларов.[2] Япония сейчас является не только второй по  экономической  мощи
державой мира, но  и  крупнейшим  кредитором,  а  также  одним  из  основных
доноров международных  организаций  и  программ.  В  последние  годы  Япония
обеспечивает около 15 % годового бюджета ООН. Немаловажным  фактом  является
также то, что Япония занимает третье место среди развитых стран по  размерам
национального дохода на душу населения, составившего в 1995 году 31, 9  тыс.
долларов[3].  Хотя  в  настоящее  время  исследователи  приводят   множество
доводов, указывающих  на  то,  что  уже  прослеживаются  признаки  грядущего
отставания  Японии  в  своем  экономическом  развитии,  но,  тем  не  менее,
позитивные тенденции преобладают над негативными.
    Большинство геополитиков относят Японию  к  государствам-центрам  силы.
Здесь  следует  учесть  следующий  факт.  Япония  –  асимметричная   великая
держава, поскольку ее экономическая мощь  не  соответствует  ее  военному  и
политическому  весу  и  влиянию.  Но  она  располагает   возможностями   для
существенного  увеличения  военных  расходов,  а  о  растущих   политических
амбициях Страны восходящего солнца свидетельствуют ее претензии на  место  в
Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена.  И  если  существующая
асимметричность  будет  преодолена,  то  это  может  вызвать   революционные
изменения во всем мире.[4]
                  2. История российско-японских отношений.


       Русско-японские отношения  имеют  более  чем  трехсотлетнюю  историю.
Первые  сведения  о  Курильских  островах  сообщил  в  1697   году   русский
землепроходец В. В. Атласов. В 1854 году Япония, бывшая до  этого  «закрытой
страной», была «открыта» М. Перри  для  европейцев.  Уже  в  1855  году  был
заключен первый русско-японский договор – «о мире и  дружбе».  Этот  договор
определял морскую границу, а  японское  правительство  открыло  для  русских
судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен  договор  о
«взаимной  свободе   торговли   и   мореплавания»   и   режиме   наибольшего
благоприятствования для подданных одной страны на территории другой.
       Отношения между Россией и Японией носили позитивный  характер  вплоть
до русско-японской войны. В 1904 году война была развязана  Японией,  носила
империалистический характер и велась за господство в Северо-Восточном  Китае
и Корее. В результате заключения Портсмутского мира  5  сентября  1905  года
Россия признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин.
       1 сентября  1939  года  началась  вторая  мировая  война.  В  течение
практически всего ее периода (сентябрь 1939 г. — август 1945  г.)  Япония  и
Советский Союз не находились в состоянии войны. Дело в  том,  что  в  апреле
1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете  со  сроком
действия на 5 лет.
      4 – 11 февраля 1945 года в Ялте встретились  главы  правительств  трех
союзных держав: И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и У.  Черчилль.  В
результате  Ялтинской  конференции  (Крымской  конференции)   СССР   выразил
согласие на  определенных  условиях  вступить  в  войну  против  Японии.  По
условию  Ялтинской  конференции  СССР  отходили   так  называемые  «северные
территории».
      9 августа 1945  года,  три  дня  спустя  после  атомной  бомбардировки
Хиросимы и в тот же день  атомной  бомбардировки  Нагасаки,  Советский  Союз
вступил в войну против Японии, поражение которой  уже  не  вызывало  никаких
сомнений. Спустя неделю,  14  августа  Япония  приняла  условия  Потсдамской
декларации и капитулировала перед союзными державами.
      После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными
войсками. В результате переговоров между  союзниками  территория  собственно
Японии подлежала  оккупации  войсками  США,  Тайвань  —  войсками  Китая,  а
Сахалин и Курильские острова — советскими войсками. Что касается  Курил,  то
советские войска 18  августа  заняли  остров  Шумшу,  а  потом  27  августа,
продвинувшись  до  острова  Уруп,  южного  конца   Курильской   гряды,   они
развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии  американских
войск на Северных территориях, в период до 3  сентября  они  оккупировали  и
Итуруп,  Кунашир,  Шикотан  и  гряду  Хабомаи,  которые  являются  исконными
территориями Японии.
    Оккупация  Северных  территорий  была  военной  оккупацией,  совершенно
бескровной после военных действий, и, следовательно,  подлежала  прекращению
в результате территориального урегулирования по мирному договору.
      И. В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета  СССР  от  2  февраля
1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией,  в  состав  территории
своей страны. В период 1947—49 годов Советский  Союз  насильственно  выселил
японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире,  Шикотане  и  гряде  Хабомаи  (до
войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев)  и  начал  заселять
оккупированные районы советскими гражданами.
      В  1956  году  между  Советским  Союзом  и  Японией   были   проведены
переговоры, которые, однако, не привели к договоренности:  японская  сторона
заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются  территорией
Японии и требовала их возвращения, а советская сторона  соглашалась  вернуть
лишь Шикотан и Хабомаи.
      В  результате  Япония  и  СССР  вместо  мирного   договора   подписали
Совместную  декларацию,  предусматривавшую  прекращение  состояния  войны  и
восстановление  дипломатических  отношений.  Стороны  обязались   продолжить
переговоры о заключении мирного договора и о  возвращении  после  заключения
мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.
    Проблема Хабомаи и Шикотана в составе  территориального  вопроса  между
Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной  декларацией.
Следовательно, остается проблема Итурупа и  Кунашира,  которая  должна  быть
решена на переговорах по мирному договору.

       После  заключения  Совместной  декларации  между   Японией   и   СССР
периодически  проводились  переговоры  по  мирному  договору,  но  реального
результата не было получено. В  частности,  при  тоталитаризме  СССР  долгое
время занимал жесткую позицию, сводившуюся  к  тому,  что  «территориального
вопроса не существует». 



                         3. РФ и Япония в 90-е годы:


             1. Тенденции развития российско-японских отношений.


    Появление  в  1991  году  на  международной  арене  новой  России   как
суверенного государства, провозгласившего путь  демократических  и  рыночных
преобразований, обусловило становление принципиально иного  по  сравнению  с
предшествующим   периодом   характера   отношений   нашей   страны   с    ее
дальневосточным соседом -– Японией. С  распадом  СССР  и  началом  реформ  в
России исчезла причина военно-политической и идеологической  конфронтации  с
Японией   как   неизбежного   следствия   прежнего    советско-американского
соперничества.  Наряду  с   этим   с   учетом   тенденции   к   формированию
многополярного  мира  Россия  стала  подходить  к  Японии  как   к   крупной
самостоятельной экономической державе с растущим  потенциалом  политического
влияния в международных делах.
    Стало очевидным,  что  подъем  российско-японских  отношений  на  более
высокий  уровень  будет  способствовать  решению  важной  для   национальных
интересов России  задачи  вхождения  в  качестве  полноправного  партнера  в
мировое сообщество, его глобальные («восьмерка», МВФ, ВТО)  и  региональные,
азиатско-тихоокеанские   (АТЭС   и   др.)   институты    взаимодействия    и
сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией  было  необходимым
для решения более  конкретных,  но  не  менее  значимых  задач:  эффективное
задействование потенциала российско-японского экономического для  социально-
экономического  подъема  районов  Дальнего   Востока   России;   подключение
дальневосточных  субъектов  Федерации  к  взаимовыгодному  сотрудничеству  в
субрегионе   Северо-Восточной   Азии;   использование   опыта   Японии   для
продвижения экономических реформ России; укрепление безопасности  России  на
дальневосточном направлении.
    Японское правительство в декабре 1991 года  одним  из  первых  признало
Российскую Федерацию  в качестве государства – продолжателя СССР  и  заявило
о   своей   поддержке   российских   реформ   в    качестве    долгосрочного
стратегического  курса,  поскольку,  как   подчеркивали   в   Токио,   успех
преобразований в России отвечает интересам всего международного  сообщества,
включая Японию[5].
    Однако процесс налаживания  отношений  между  странами  шел  достаточно
вяло, несмотря на то, что японское руководство  отошло  от  прежней  жесткой
увязки всего и вся в российско-японских отношениях с  прогрессом  в  решении
территориальной проблемы и стало придерживаться более  гибкой,  реалистичной
линии, предполагающей активное развитие отношений с  Россией  параллельно  с
продолжением переговоров по мирному договору.
    Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений  России  и  Японии
стал официальный визит Б.  Н.  Ельцина  в  Токио  в  октябре  1993  года.  В
результате  была  подписана  Токийская   декларация   о   российско-японских
отношениях  –  первый  комплексный  документ,  определивший   принципиальные
основы отношений между новой Россией и  Японией,  а  также  пакет  из  более
полутора  десятков  соглашений  и  документов  по   развитию   двустороннего
сотрудничества в различных областях.
    В   Токийской   декларации   было   зафиксировано   намерение    сторон
взаимодействовать в делах  строительства  нового  международного  порядка  и
полной  нормализации  российско-японских  отношений,   а   также   углублять
сотрудничество в области разоружения, развивать диалог  и  взаимодействие  в
других сферах.
    Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь  для  дальнейшей
активизации  российско-японских  отношений   по   многим   направлениям.   В
частности   были   сделаны   важные   шаги   в    развитии    экономического
сотрудничества.
    Особенно широкое, динамичное развитие, многоплановое развитие российско-
японских отношений приходится на период с 1997 года. 1 – 2 ноября 1997  года
в Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений  России  и  Японии
неформальная встреча  руководителей  двух  государств.  Красноярский  саммит
стал  этапным  событием  в  отношениях  с  нашим  дальневосточным   соседом,
положившим начало их продвижения в направлении партнерства.
    В Красноярске Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали новые  принципы
российско-японских  отношений   –   взаимное   доверие,   взаимная   выгода,
долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество.  Значительное  внимание
было  уделено  проблеме  мирного  договора.  Руководители   стран   отметили
необходимость  развязывания  этого  узла,  омрачающего  отношения  России  и
Японии и договорились приложить все усилия, чтобы заключить  мирный  договор
к 2000 году на основе Токийской декларации
    Диалог  между  Президентом  России  и  премьер-министром   Японии   был
продолжен  в  апреле  1998  года  на  их  неформальной  встрече  в  японском
курортном местечке  Кавана.  Был  достигнут  ряд  новых  договоренностей  по
дальнейшему продвижению двусторонних отношений.
    В июле 1998 года состоялся  официальный  визит  в  Японию  председателя
правительства России С.  В.  Кириенко.  В  ходе  визита  был  достигнут  ряд
договоренностей в сфере экономики.
    Активно развивающиеся российско-японские отношения во  второй  половине
90-х годов создали предпосылки  для  повышения  их  уровня.  Эта  цель  была
поставлена  в   Московской   декларации   об   установлении   созидательного
партнерства, подписанной 13  ноября  1998  года  Президентом  России  Б.  Н.
Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути  в  ходе  визита  последнего  в
Москву.  Констатировав,  что  двусторонние  отношения   занимают   одно   из
важнейших мест во внешней  политика  России  и  Японии,  лидеры  двух  стран
провозгласили в качестве главнейшей задачи установление партнерства на  базе
принципов доверия,  взаимной  выгоды,  долгосрочной  перспективы  и  тесного
экономического сотрудничества.
    1999  год  для   российско-японских   отношений   прошел   под   знаком
последовательной   реализации   поставленной   на   высшем   уровне   задачи
строительства   партнерских    отношений.    Российско-японские    отношения
продвигались вперед в ключе общего понимания, что созидательное  партнерство
предполагает широкое, активное развитие всего комплекса двусторонних  связей
и  сотрудничества  в  сочетании  с  продолжением   конструктивного   решения
проблемы пограничного размежевания.
    В середине феврали 2000 года  министр  иностранных  дел  России  И.  С.
Иванов посетил Японию  с  официальным  визитом.  Состоялась  встреча  И.  С.
Иванова с премьер-министром Японии К. Обути, которому было  передано  личное
послание В. В. Путина. Были  проведены  переговоры  между  И.С.  Ивановым  и
министром иностранных дел Японии Ё. Коно. К.  Обути  и  Ё.  Коно  заявили  о
неизменности курса на развитие отношений с Россией.
    Визит  И.  С.  Иванова  показал  устойчивый,  поступательный   характер
развития отношений между Россией и Японией,  не  подверженный  конъюнктурным
колебаниям, выявил хорошие перспективы  российско-японских  связей  по  всем
направлениям.[6]
    3 – 5 сентября 2000 года состоялся официальный визит Президента  России
В. В. Путина в Японию. Переговоры В. Путина с И. Мори были сфокусированы  на
таких ключевых аспектах, как стратегическое сотрудничество в мировых  делах,
развитие  двусторонних  торгово-экономических  связей  и  проблема   мирного
договора, причем по каждому из  этих  аспектов  был  достигнут  определенный
прогресс. Впервые  в  истории  двусторонних  отношений  Президент  России  и
премьер-министр  Японии  подписали  Совместное  заявление  о  взаимодействии
России и Японии в международных делах. Здесь  стороны  не  просто  суммируют
совпадающие или  близкие  подходы,  но  идут  дальше,  к  реальной  взаимной
поддержке.
    Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал  важным  шагом  в
процессе строительства  партнерства  между  двумя  странами.  Это  позволяет
высказать предположение о  сохранении  и  развитии  позитивных  тенденции  в
отношениях России и Японии.



                   2. Экономическое сотрудничество стран.


    Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее
важных  аспектов  выгодных  взаимоотношений  двух  стран.  История  развития
экономических отношений стран  развивалась  параллельно  подъему  российско-
японских отношений на более высокий уровень.
    Первый важный шаг в налаживании экономических отношений  был  сделан  в
ноябре  1994  года:  стороны  договорились  о  создании   Российско-японской
межправительственной комиссии  по  торгово-экономическим  вопросам,  которую
возглавляют  заместитель  председателя  правительства   России   и   министр
иностранных дел Японии.
    В ходе различных контактов между руководством стран  был  заключен  ряд
договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет  осветить
экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в  ходе  этих
переговоров  была  подведена  черта  всем  предыдущим  контактам  стран   по
экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров  была  подписана  Программа
углубления  сотрудничества  в  торгово-экономической  области  между   двумя
странами. Этот документ определяет основные направления  российско-японского
сотрудничества  в  экономической  сфере:  поощрение  взаимной   торговли   и
японских  инвестиций  в  российскую  экономику,  взаимодействие  в  освоении
энергоресурсов   Сибири   и   Дальнего   Востока   в   целях    стабилизации
энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и  технологии,  атомная  энергетика,
освоение   космоса,   содействие   интеграции   российской    экономики    в
мирохозяйственные связи,  поддержка  экономических  реформ  России,  включая
подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д. [7]
    Президент  России  подтвердил  глубокую  заинтересованность  российской
стороны в активизации экономического сотрудничества с  Японией  и  предложил
ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие  выгоды  России
и   Японии,   кардинально   расширяла   бы   масштабы   их    экономического
сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства  энергомоста
Россия – Япония, в рамках которого можно было  бы  экспортировать  в  Японию
электроэнергию с  электростанций  на  Сахалине  и  других  районов  Дальнего
Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие  страны  АТР
с месторождений в восточной части России, строительстве  тоннелей  Япония  –
Сахалин, что  позволило  бы  связать  Японию  железнодорожным  сообщением  с
Европой   через   Транссибирскую   магистраль,   и   о   некоторых    других
предположениях.
    В целом, можно сказать, что экономические  отношения  России  и  Японии
находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону  взаимовыгодного
сотрудничества.


                         3. 3. Проблема Южных Курил.


    Проблема Южных Курил одна из  ключевых  во  взаимоотношениях  России  и
Японии.
    После поражения России в войне 1904  –  1905  г.  г.  по  Портсмутскому
мирному договору, навязанному России прежде всего  США  и  Англией,  острова
Итуруп, Кунашир, Шикотан,  Хабомаи  и  половина  острова  Сахалин  отошли  к
Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии,  японских
гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи  они  вновь  перешли  под
юрисдикцию России.  В  апреле  1945  года  был  принят  Устав  ООН,  который
предписывал коллективные меры против любого  агрессора  (ст.  №  107  Устава
ООН).  Он  допускал  изъятие   территорий   государств,   воевавших   против
союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами  и  Уставом
ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией  в  1956
году. Отсюда  можно  сделать  вывод,  что  притязания  Японии  на  «северные
территории» не имеют под собой юридической силы.[8]
    Проблема  Южных  Курил  или  так   называемых   «северных   территорий»
неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между  Россией  и
Японией.
    Первый шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального
размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России б. Н.  Ельцина
в Токио в октябре 1993 года. В  Токийской  декларации,  подписанной  в  ходе
визита,   были   впервые   сформулированы   основные   принципы   дальнейших
переговоров по заключению мирного договора: «Президент Российской  Федерации
и премьер-министр Японии, придерживаясь  общего  понимания  о  необходимости
преодоления в двусторонних отношениях тяжелого  наследия  прошлого,  провели
серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов  Итуруп,  Кунашир,
Шикотан и  Хабомаи.  Стороны  соглашаются  в  том,  что  следует  продолжать
переговоры с целью скорейшего  заключения  мирного  договора  путем  решения
указанного вопроса, исходя из исторических и  юридических  фактов,  а  также
принципов  законности  и   справедливости,   и   таким   образом   полностью
нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство  Российской
Федерации и правительство  Японии  подтверждают,  что  российская  Федерация
является государством – продолжателем СССР  и  что  все  договоры  и  другие
договоренности между Советским Союзом и  Японией  продолжают  применяться  в
отношениях между российской Федерацией и Японией».[9]
    Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено на встрече
Б. Н. Ельцина и Р.  Хасимото  в  Красноярске  (1  –  2  ноября  1997  года).
Руководители стран отметили необходимость заключения мирного договора  между
странами и договорились приложить  все  усилия  для  того,  чтобы  заключить
мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.
    Новое измерение переговоры по мирному договору получили на  встрече  Б.
Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года.  Президент  России  и  премьер-
министр Японии дали указание  ускорить  переговорный  процесс.  При  этом  с
японской стороны  было  выдвинуто  конкретное  предложение  по  пограничному
размежеванию,  идущее  в  русле  японской  официальной  позиции.  Российская
сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в  ходе
следующей встречи на высшем уровне.
    Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в  Московской
декларации  об  установлении  созидательного  партнерства,  подписанной   13
ноября 1998 года президентом  России  Б.  Н.  Ельциным  и  премьер-министром
Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве  Президент  России
передал премьер-министру Японии  ответ  на  каванское  предложение  японской
стороны.  Ответ  открыл  возможность  для  продолжения  работы   по   поиску
взаимоприемлемого решения проблемы пограничного  размежевания  в  обстановке
всестороннего  сближения  России  и  Японии,  включая  углубление  связей  и
контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России  и  премьер-
министр   Японии   зафиксировали   в    Московской    декларации    указание
правительствам двух стран активизировать  переговоры  о  заключении  мирного
договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному  размежеванию  и
по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках  возглавляемой
министрами  иностранных  дел  совместной  комиссии  по  вопросам  заключения
мирного договора.
    Переговоры   по   мирному   договору,   включая   аспект   пограничного
размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале – в Токио  и  в  мае  -  в
Москве).  Российская  сторона   руководствовалась   на   переговорах   своей
принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы  пограничного
размежевания с Японией должно  быть  взаимоприемлемым,  не  наносить  ущерба
суверенитету и территориальной целостности России,  пользоваться  пониманием
и поддержкой общественности обеих стран и быть  одобренным  законодательными
органами России и Японии. При этом  российская  сторона  выразила  мнение  о
том, что речь должна идти не просто о мирном договоре, а  о  более  широком,
отвечающем современным  реалиям  документе  –  Договоре  о  мире,  дружбе  и
сотрудничестве. Российская сторона предлагала обозначить в Договоре о  мире,
дружбе и сотрудничестве принципиальную направленность дальнейшей  совместной
работы   по   выходу   на   решение   проблемы   пограничного   размежевания
(значительная  активизация  контактов  в  районе  Южных  Курил,   дальнейшее
всестороннее сближение двух стран), а  непосредственно  саму  линию  границы
между Россией и Японией  зафиксировать  в  отдельном  документе  в  будущем,
когда будет  выработана  устраивающая  обе  стороны  формула  урегулирования
территориальной проблемы.
    Можно сказать, что в 90-х годах  Южные  Курильские  острова  постепенно
становились районом  российско-японского  взаимодействия  и  взаимовыгодного
сотрудничества.  Подобное   изменение   можно   считать   одним   из   самых
значительных  политических  достижений  в   отношениях   России   и   Японии
последнего времени.
    Визит Президента России  В.  Путина  в  сентябре  2000  года  в  Японию
позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный  и  откровенный
разговор на высшем уровне по  проблеме  мирного  договора.  Обсуждение  было
исключительно   полезным,   поскольку   позволило    значительно    углубить
представления  сторон  об  их  позициях.  С  японской  стороны  было   вновь
разъяснено содержание ее  каванского  предложения  и  подчеркнуто,  что  оно
носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба  интересов
обеих стран. Президент России, в свою  очередь,  изложил  подход  российской
стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения  проблемы
в обстановке поступательного развития российско-японских отношений  во  всем
их комплексе.
    Может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу о  принадлежности
островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения  в  вопросе
о мирном договоре нет, и переговоры зашли  в  тупик.  И  все  же  правильнее
будет говорить о том, что, не смотря  на  реально  существующие  различия  в
подходах к вопросу о суверенитете над Южными  Курилами,  как  раз  тупиковой
ситуации  удалось  избежать.  Дело  в   том,   что   стороны   рассматривали
территориальный  вопрос  с  широких   позиций,   руководствуясь   пониманием
стратегической и геополитической важности  российско-японских  отношений.  В
результате было подписано Заявление  Президента  России  и  премьер-министра
Японии по проблеме  мирного  договора,  которое  создало  прочную  базу  для
дальнейшей совместной работы над проблемой мирного договора и Южных Курил.
    Хотелось  бы  надеяться,  что  в  ближайшем  будущем  проблема  мирного
договора  будет  благополучно  разрешена  с  учетом  того,  что:  «При  всей
заинтересованности России в окончательном урегулировании  взаимоотношений  с
Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна,  являющаяся
продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении  мирного
договора с побежденной понесла территориальные потери».[10]

4.Перспективы партнерства России и Японии.


    В  настоящее  время  созданы  благоприятные  условия  для   дальнейшего
развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой  и
Токио   остался   один   действительно   трудный   нерешенный    вопрос    –
территориальный. Но  и  он  благодаря  усилиям  обеих  сторон  переведен  из
источника  противостояния  в  русло  спокойных,  взвешенных,  конструктивных
переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно при этом  не
торопить события, не  создавать  завышенных  ожиданий,  после  которых,  как
показывает практика, наступает период  разочарований.  Жизнь  уже  показала,
что тактика  давления  и  увязок  абсолютно  контрпродуктивна  и  возвращает
ситуацию в тупик. Очевидно, что решение столь сложной  проблемы  может  быть
найдено только в  процессе  действительно  активного  развития  двусторонних
отношений, осуществления  контактов  между  широкими  слоями  общественности
обеих  стран,  интенсивного  взаимодействия  России  и  Японии   в   решении
актуальных проблем современности, то есть в  условиях  партнерства.  Строить
его – приоритетная задача сторон.  Также  очень  важно,  чтобы  политический
диалог был постоянным и доверительным, без этого невозможно рассчитывать  на
решение политически сложных и тяжелых проблем.
    Немаловажное значение для решения геополитических  отношений  России  и
Японии  имеет  расширение   гуманитарных   и   культурных   обменов:   между
парламентариями,   предпринимателями,   учеными,   журналистами,   деятелями
культуры, представителями отдельных регионов. Культурные обмены могут  легче
всего повысить интерес стран друг к другу.
    В целом можно сказать, что для строительства  новых  российско-японских
отношений двадцать первого века необходимо делать  взаимные  шаги  навстречу
друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.
                                 Заключение


    В последние годы отношения между Россией и Японией движутся  в  сторону
поиска взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений. Очень важно, что  основной
нерешенный вопрос между странами из  разряда  извечной  конфронтации  сторон
перешел в ранг конструктивных переговоров.
    В целом можно говорить о том, что на рубеже столетий  Россия  и  Япония
создали прочные предпосылки  для  установления  партнерских  отношений.  Это
можно  считать  серьезным   достижением   обеих   стран,   с   учетом   того
обстоятельства, что  в  течение  весьма  длительного  периода  после  второй
мировой  войны  отношения  между  ними  характеризовались  высокой  степенью
отчужденности, подозрительности, недоверия и конфронтации.
    Хотелось бы надеяться, что в будущем российско-японские отношения будут
двигаться в позитивном  направлении,  в  сторону  взаимного  сотрудничества,
взаимовыгоды и поддержания крепких партнерских отношений.

                      Список использованной литературы:


1. Барциц И. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 11,
   2000 г.
2. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г. Б. Поляка, А. Н.
   Марковой. – М., 1997 г., стр. 369 – 378.
3. Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г.
4. Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г.
5. Галузин М. Размеренная поступь в отношениях с Японией // Международная
   жизнь, №10, 2000 г.
6. Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь,
   № 8 – 9, 2000 г.
7. Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999 г.



-----------------------
[1] Международная жизнь, № 8-9, 2000 г., стр. 13.
[2] Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г., стр.282.
[3] Лебедева И. П. Экономические достижения и уровень жизни японцев//
Япония: мифы и реальность. М., 1999 г., стр. 30.
[4]Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г., стр.282, стр. 284.
[5] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г.,
стр.90.
[6] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г.,
стр. 89.

[7] Галузин М. Размеренная поступь в отношениях с Японией// Международная
жизнь, № 10, 2000 г., стр. 75.



[8] Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999 г., стр.  253
[9]Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г.,
стр. 91 – 92.
[10] Барциц И. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 11,
2000 г., стр. 32

-----------------------

                Волго-Вятская Академия Государственной Службы



                        Кафедра истории и политологии



                                   РЕФЕРАТ



          Россия и Япония: состояние и перспективы взаимоотношений.



                                       Выполнила: студентка 2 курса, гр. 201
                                                               Каткова Ирина

                                      Проверил: доцент, к.и.н. Давыдова Р.И.



                              Н. Новгород, 2001





смотреть на рефераты похожие на "Россия-Япония: состояние и перспективы взаимоотношений"