Геополитика

Россия и Белоруссия

Министерство образования Российской Федерации
             Курский государственный педагогический университет



                            Аналитическая записка
        «Геополитические аспекты взаимоотношений России и Белоруссии»



                                          Выполнил: студент отделения

                           экономики и менеджмента
                                                        2курса, 2 группы
                                                        Веденьёв В.О.

                                         Проверил: доцент Нечаев
                                                                 Владимир
                                 Дмитриевич


                                 Курск-2002



                                                  «В  XXI  век  наши  страны
                                            вступают  в   новом   качестве,
                                            вместе  уверенно   двигаясь   к
                                            союзному    государству.    Это
                                            полностью   отвечает    чаяниям
                                            народов России и Беларуси».

                                                  Из   выступления    Бориса
                                            Ельцина на церемонии подписания
                                            Декларации     о     дальнейшем
                                            единении России и Беларуси,  25
                                            декабря 1998 года

Введение

   Для России конца ХХ в. примечательным явлением стало выдвижение множества
геополитических концепций, по-разному  рисующих  положение  нашей  страны  в
мире. Сложный переходный период после  распада  Советского  Союза  —  мощной
сверхдержавы  —  характеризуется  обилием  проектов  “обустройства  России”,
зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических.  Опять
заспорили “западники” и “славянофилы”, громко заявили о себе  евразийцы.  Но
при жарких спорах  о  судьбе  и  будущем  России  фактически  были  утрачены
академические исследования современной геополитической ситуации и  реальных,
а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений  с  другими  странами.
Иными словами, пока  не  сложился  нормальный,  объективный  геополитический
анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным  представляется
изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и  ее
внешней политики  для  определения  того,  насколько  реалии  отличаются  от
геополитических проектов и  каковы  действительные  геополитические  позиции
России.

Восточно-славянский треугольник

   Вопреки  появившимся  в  90-е  годы  внешне  привлекательным   концепциям
"межморья",    или    Балто-Черноморского    пространства,    и     попыткам
противопоставить  российскую  государственность  как   якобы   "евразийскую"
"однозначно европейским" западным странам СНГ, реальным  фактом  по-прежнему
остается восточно-славянский треугольник, то есть  пространство  интенсивных
связей  и  особых  отношений  между  Россией,  Украиной,  Белоруссией  и  их
народами.
   Такой вывод основан, по  меньшей  мере,  на  трех  серьезных  аргументах.
Начать с того, что в значительной степени сохранились  желание  поддерживать
гуманитарные  связи,  равно  как  и  притяжение  объективно   более   мощной
российской культуры  и  русского  языка.  В  свете  этого  понятно,  что  на
личностном  уровне  российско-украинско-белорусские  отношения   затрагивали
десятки миллионов человек,  вырастая  в  особо  значимую  внутриполитическую
проблему.
   Другой центростремительный фактор - это неоспоримо  выявившаяся  к  концу
1990-х  принадлежность  России,  Украины  и  Белоруссии   к   постсоветскому
пространству, успешно покинуть  которое  удалось  странам  Балтии.  Уже  тот
факт, что расширение НАТО остановилось на западных границах Украины,  весьма
показателен.  Но  окончательную  точку  в  этом  вопросе  поставила  позиция
Европейского   союза,   который,   несмотря   на   все    попытки    Украины
продекларировать свой европейский  выбор,  отказывается  предоставить  Киеву
кандидатский статус  даже  в  перспективе  и  рассматривает  Украину  сквозь
призму концепции "прямого соседства".
   Наконец,  в  последнее  десятилетие  продолжилась  своего  рода  игра  на
ревности  -   демонстрация   сближения   с   одним   из   партнеров,   чтобы
воздействовать на позицию другого. А  это  говорит  о  реально  существующем
ощущении внутреннего единства  трех  стран.  В  России  такая  позиция  была
наиболее четко сформулирована в докладе СВОПа "Возродится ли Союз?"  (1996),
в котором было,  с  одной  стороны,  заявлено,  что  перспективы  российско-
украинских отношений зависят от того,  как  пойдут  дела  с  Белоруссией  (и
Казахстаном),  а  с  другой  стороны,  отмечено,  что   рост   -   благодаря
экономическому  сотрудничеству  с   Россией   -   благосостояния   белорусов
затруднит  Киеву  проведение  "политики  самоизоляции".  Символичен  в  этом
смысле и выбор маршрута экспортного газопровода  в  обход  Украины,  который
пройдет именно через  Белоруссию.  В  свою  очередь  украинское  руководство
пыталось затормозить российско-белорусское сближение, заявляя, что  "Украину
отталкивают" и что  это  ведет  к  подрыву  СНГ.  Примечательно  и  то,  что
президент  Белоруссии  Александр  Лукашенко  часто  предпринимал   шаги   на
украинском направлении как раз тогда, когда ему было нужно в чем-то  убедить
Москву.

Развитие отношений 

   При рассмотрении вопроса о создании российско-белорусского союза  следует
принимать  во  внимание   несколько   факторов,   повлиявших   на   развитие
объединительной инициативы:
   1) стремление ослабить кризис в СНГ и закрепить интеграционные  тенденции
в Содружестве;
   2) решить проблему «изоляции»  России,  в  связи  с  расширением  НАТО  и
ослаблением влияния России в Европе;
   3) претворить в жизнь  идею  «избирательного»  подхода  к  интеграции  на
постсоветском    пространстве,     перейти     к     двусторонней     модели
межгосударственных отношений, как более перспективной форме интеграции;
   4) хотя бы частично осуществить  идею  создания  «славянского  союза»  из
стран  наиболее  близких   России   по   политическому,   экономическому   и
культурному развитию.
   Российско-белорусские отношения активно развивались  еще  до  образования
СНГ. В декабре 1990 года впервые  в  истории  двусторонних  отношений  между
Россией и Белоруссией был подписан политический договор со  сроком  действия
десять лет. В последующие  годы,  по  мере  того  как  в  Содружестве  стали
проявляться несовпадающие интересы  объединенных  в  нем  новых  независимых
государств и разнонаправленность их геостратегических устремлений,  вошедшие
в СНГ  страны  начали  отдавать  предпочтение  двусторонним  и  региональным
связям,  а  не  многостороннему  сотрудничеству.  На  этом  фоне  российско-
белорусские отношения  занимают  особое  место  и  интеграция  российской  и
белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.
   В то же время сходство Союза России и Белоруссии с Европейским  Союзом  -
не более чем внешняя аналогия, за которой стоит  совсем  другое  содержание.
Согласно западной классификации, в региональных международных  объединениях,
коим по существу и является Союз России и Белоруссии,  выделяются  следующие
виды  экономического  сотрудничества.  В  зонах  свободной  торговли   между
странами-участницами  ликвидируются  тарифы  и  другие   торговые   барьеры.
Участники  таможенного  союза  в  дополнение  к   ликвидации   барьеров   во
внутрирегиональной торговле принимают единые  таможенные  правила  и  тарифы
для торговли с третьими странами. Общий рынок представляет  особой  союз,  в
котором осуществляется свободное перемещение по территории региона  товаров,
рабочей силы и капитала. Экономический союз обладает  всеми  чертами  общего
рынка, страны-участницы которого при этом согласовывают и координируют  свои
экономические  курсы.  Наконец,   всеобъемлющая   экономическая   интеграция
предполагает полную  экономическую  унификацию  хозяйственных  институтов  и
экономических стратегий развития, включая создание общей  валютной  системы.
(Эта схема носит, прежде  всего,  теоретический  характер,  на  практике  же
встречаются различные комбинации вариантов подобных  отношений.)  Российско-
белорусское  сотрудничество  скорее  подпадает  по  этой  классификации  под
промежуточное определение между таможенным союзом  и  общим  рынком,  т.  е.
занимает весьма далекое место от собственно экономической интеграции. 
   При  этом  данное  сотрудничество  -  качественно  иное  явление,  нежели
современные интеграционные процессы в западных странах. Прежде всего, это  -
не интеграция двух рыночных, основанных па частной  собственности  экономик.
Белорусскую  экономику  вообще  еще  нельзя  назвать  рыночной   -   в   ней
практически не представлена  частная  собственность,  она  контролируется  и
направляется  государством.   Российская   экономика   является   экономикой
переходного периода со смешанными  формами  собственности,  в  которой  роль
рынка и частного капитала значительно больше. Но в  своем  взаимодействии  с
Белоруссией Россия представлена, прежде всего, государством.  Роль  частного
российского  капитала  в  российско-белорусской   экономической   интеграции
минимальна в  силу,  как  общего  характера  белорусской  экономики,  так  и
сознательной политики белорусских  властей.  Кроме  того,  если  в  западных
интеграциях  речь  идет  об  установлении  новых  связей,  то  в  российско-
белорусском  случае  -   скорее   о   сохранении   старых,   сложившихся   в
социалистической системе разделения труда. В условиях перехода к  рынку  это
можно   сделать   лишь   целенаправленными   волевыми   усилиями,   зачастую
ограничивающими действие рыночных механизмов.

Геополитическое значение союза

   Российско-белорусская интеграция и  основана  на  политической  воле,  на
сознательных целенаправленных  усилиях  правительств  обеих  стран.  Чем  же
обусловлена эта политическая воля, какие  мотивы  стоят  за  интеграционными
усилиями России и  Белоруссии?  Интеграционную  политику  России  невозможно
объяснить чисто экономическими причинами (как, впрочем, и любую другую,  все
дело, однако, в пропорциях экономики  и  политики).  Для  России  интеграция
имеет,  прежде  всего  «геополитическое»  значение.   Союз   с   Белоруссией
обеспечивает России прямой  доступ  к  Калининградскому  анклаву,  сохраняет
открытыми ворота в Европу, экономит значительные средства,  необходимые  для
создания системы  военно-стратегического  сдерживания  на  западной  границе
России,  поскольку  объекты  ПВО  на  территории   Белоруссии   обеспечивают
безопасность  всего  пространства  Союза  РФ  с  РБ.  Пророссийская  позиция
Белоруссии  также  «разрывает»   Балто-Черноморский   коридор,   который   в
противном  случае  может   отгородить   Россию   от   основных   магистралей
транспортировки нефти через  Латвию  и  Литву  в  Балтийское  море  и  через
Украину  -  в  Черное.  В   случае   реализации   этого   проекта   западные
постсоветские    республики    не    только    избавятся    от    российской
энергозависимости, но могут создать Москве реальную конкуренцию  в  вопросах
реэкспорта каспийской нефти в Европу. После же строительства  на  территории
Белоруссии газопровода  «Ямал-Западная  Европа»  Балто-Черноморский  коридор
распадется на два самостоятельных направления - южное и северное. 
   Белоруссия обладает целым рядом факторов, благоприятствующих  динамичному
развитию экономики страны. Это и ее  чрезвычайно  выгодное  геоэкономическое
положение,  поскольку  через  территорию  Белоруссии   проходят   сухопутные
транзитные пути, связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказье  с
Европой.  Кроме  того,  в  республике  сохранилась   относительно   развитая
коммуникационная инфраструктура, квалифицированная  и  относительно  дешевая
рабочая   сила,    достаточно    высокий    научно-технический    потенциал,
производственные мощности для выпуска  целого  ряда  конкурентоспособной  на
российском  рынке   и   на   рынке   третьих   стран   продукции,   развитый
агропромышленный сектор.

Препятствия для экономической интеграции

    Наиболее  радикальным,  с  точки   зрения   интеграционного   процесса,
представляется переход к единой  денежной  единице  и  формирование  единого
эмиссионного центра.
    В мае 2000 г. появились сообщения о согласии партнеров  использовать  в
качестве единой валюты российский рубль, но  при  этом  белорусская  сторона
настаивала  на  том,  чтобы  Россия  выделила  стабилизационный  кредит  для
поддержания ее национальной валюты в размере 150-200 млн. долл.  Руководство
ЦБ РФ  возражало  против  предоставления  кредита,  настаивая  на  изменения
кредитно-денежной политики Национального банка  РБ,  которые  способствовали
бы оздоровлению финансового положения страны.
    Тем не менее, к концу 2000 г. компромиссы были найдены, и 30 ноября  В.
Путин и  А.  Лукашенко  подписали  Соглашение  о  введении  единой  денежной
единицы и формировании единого  эмиссионного  центра  Союзного  государства.
Документом  предусматривается,  что  с  1  января   2005   г.   в   качестве
единственного платежного средства на территории России  и  Белоруссии  будет
функционировать российский рубль,  а  с  I  января  2008  г.  предполагается
ввести новую общую валюту уже Союзного государства.
    О том, что страна начинает вступать в полосу  рыночных  преобразований,
свидетельствует    и    принятие    нового    закона    об     экономической
несостоятельности, который вступил  в  силу  с  февраля  2001  г.  Процедуре
банкротства и санации подвергаются сейчас не единицы и не десятки,  а  сотни
предприятий-должников.  Причем   примерно   четверть   дел   о   банкротстве
возбуждаются против государственных предприятий, чего прежде практически  не
было.
    Соглашение о Таможенном союзе между РФ и РБ, предусматривавшее создание
единой таможенной территории и отмену  таможенного  контроля  на  российско-
белорусской границе, было подписано еще 6 января 1995  г.  Данное  намерение
подтверждалось Договором о Сообществе России  и  Белоруссии,  Уставом  Союза
России и Белоруссии, наконец, Договором  о  создании  Союзного  государства.
Однако это не решило проблему. Сохранявшиеся различия в размерах  таможенных
платежей позволяли коммерсантам уклоняться  от  их  уплаты  в  России  путем
оформления товаров из  третьих  стран  на  более  благоприятных  условиях  в
Белоруссии с последующей переброской грузов в Россию. Бюджету  нашей  страны
наносился весьма существенный урон.
    Кроме того, российская сторона терпела убытки и от  разницы  экспортных
пошлин на  нефтепродукты.  В  конце  марта  2000  г.  власти  РФ  фактически
восстановили контроль на границе с Белоруссией,  а  последняя,  естественно,
предприняла адекватные меры. Таможенный союз оказался под угрозой.
    Однако, благодаря политической  воле  союзников,  противоречия  удалось
устранить. 29 января 2001 г. было подписано Соглашение между  Правительством
Российской Федерации  и  Правительством  Республики  Беларусь  о  завершении
унификации и создании единой системы тарифного и  нетарифного  регулирования
в Союзном государстве. В  соответствии  с  этим  соглашением,  и  Россия,  и
Белоруссия будут теперь применять в  торговле  с  третьими  странами  единые
таможенные тарифы.
    Важным и трудно решаемым вопросом  представляется  и  выработка  единой
ценовой политики. Проще говоря, нефть, металл, зерно или мясо должны  стоить
одинаково в обоих  государствах  (речь,  разумеется,  не  идет  о  розничных
ценах). Белорусские промышленные предприятия  оплачивают  природный  газ  по
ценам в 3.5-4.3 раза выше, а электроэнергию  -  в  5.5-6  раз  выше,  чем  в
соседних регионах России. Однако на прошедшем 12 апреля  2002  г.  в  Москве
заседании ВГС Союзного государства стороны договорились, что с 1  мая  будут
введены единые цены на энергоносители, а с  1  июля  -  единые  транспортные
тарифы.
    Одной из важнейших проблем интеграции  является  унификация  налогового
законодательства и проведение единой налоговой  политики.  Серьезным  камнем
преткновения  является  принятие  единообразных  нормативно-правовых  актов,
определяющих принцип  и  порядок  установления  государственных  тарифов  на
продукцию (услуги) предприятий  естественных  монополий.  Есть  и  некоторые
подвижки. Так, практически унифицированы законодательные  нормы  двух  стран
по вопросам косвенного налогообложения. С  2000  г.  Белоруссия  перешла  на
зачетный метод при исчислении НДС, который применяется в России. В целом  же
белорусская правовая база в налоговой сфере в значительно  большей  степени,
чем российская, отстает от потребностей рыночной экономики.

Заключение

   Важнейшими выводами, которые можно сделать из анализа дискуссий,
связанных с обсуждением белорусско-российского союза, являются следующие:
   1)  для  успешного  решения  внешнеполитических  задач  России  требуется
урегулирование внутренних проблем, иначе они станут  серьезным  препятствием
на пути реализации ее геополитических планов;
   2) несмотря на окончание биполярной эпохи, сохраняются старые  стереотипы
во взглядах на  межгосударственные  отношения,  на  Россию  и  ее  политику;
продолжают существовать опасения возрождения  сильной  России,  страх  перед
«российской угрозой», пришедшей на смену «советской угрозе»;
   3) в случае сохранения Россией  независимого  внешнеполитического  курса,
она   будет   неизменно   встречать   препятствия   в    реализации    своих
геополитических планов,  в  том  числе  на  постсоветском  пространстве,  со
стороны не только США,  но  и  других  региональных  держав,  которые  могут
получать американскую поддержку;
   4) существует серьезное противодействие закреплению двустороннего союза в
ряде стран ЦВЕ, которое находит сочувствие у США и будет  оказывать  влияние
не только на внутриполитическую ситуацию в  Беларуси,  но  и  на  российско-
белорусские отношения;
    5) в Беларуси нет консенсуса  среди  представителей  интеллектуальной  и
правящей элиты,  и  весьма  распространено  мнение  о  том,  что  республике
следует иметь более «европоцентричный» курс  и  разновекторную  политику,  в
которой Россия будет одним из векторов.



Список использованной литературы:



   1. Н.Федулова. Перспективы российско-белорусского объединения//МЭИМО,
      06.2002, №7, с.93-102.
   2. В.А.Колосов, Р.Ф.Туровский. Геополитическое положение России на пороге
      ХХI в.: реалии и перспективы.// www.politstudies.ru/ 02.2000
   3. А.Розанов .Внешняя политика Белоруссии: представления и реальности //
      pro et contra, 1998, т.3
   4.  Шаклеина Т.А. Белоруссия во внешнеполитической стратегии РФ.
      М.:МОНФ,2000
   5. А.Машес. Внешняя политика России:1991-2000. // www.pubs.cornegie.ru,
      зима-весна т.6, 2001.
   6. Поссорит ли Лукашенко Россию с Западом? // www.sewing.ru, 4.12.2000
   7. Россия и Белоруссия объединяют военную мощь. // www.ng.ru, 17.04.2001
   8. Т.Корнейко. Россия и Лукашенко. // www.gazeta.sng.ru. 09.09.2001
   9. Морозов П. Политические грабли. // АИФ, 41(866), 1997, с.10





смотреть на рефераты похожие на "Россия и Белоруссия"