Государство и право

Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена



                                 Содержание

  Введение
  Образование Афинского государства
    Реформы Солона
  Реформы Клисфена
    Заключение
  Литература

Введение
     Первые на территории Европы политические общества сложились в  странах
 Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. Они,  в  первую  очередь  цивилизации
 Древней Греции и Древнего Рима, положили  начало  всей  государственной  и
 правовой истории Европы, передав традиции своей  политической  и  правовой
 культуры другим народам и временам, выросшим на  почве  особого  античного
 мира.
    Античное  общество  и  античные  цивилизации   сложились   на   берегах
Средиземноморья, которое в первые века особенно стимулировало  экономические
усилия  народов,  их  связи   с   другими   землями.   Подобно   тому,   как
древневосточные общества были цивилизациями великих рек,  античный  мир  был
морской  цивилизацией,  с   раннего   времени   связанной   военно-торговыми
отношениями.
   Античные государства почти с  самого  начала  своего  образования  стали
стремиться выйти за пределы первоначальных областей обитания  основавших  их
народов. Развитие государственных форм здесь проходило на  фоне  колонизаций
- поначалу военно-торговой, затем чисто  завоевательной  -  других  областей
Европы, Африки,  Малой  Азии.  Имперская  политика  составляла  существенный
фактор деятельности властей. В результате  крупнейшие  античные  государства
развились в значительные империи -  в  период  своего  исторического  заката
поистине  мирового  масштаба  (империя  Александра   Македонского,   Римская
империя). Здесь были впервые в мировой истории  выработаны  административные
и правовые формы взаимоотношения метрополии и колоний,  принципы  управления
в масштабе континентов.
   Благодаря особенностям социальных  отношений  своего  времени,  античное
государство составило  особый  тип  государственности,  более  высокий,  чем
древневосточное. Это государство  в  главном  было  построено  на  принципах
народовластия и гражданской свободы, соединенных с  особым  общинно-полисным
политическим строем.


Создание гос-ва в Афинах
  Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего
дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую  цивилизацию,
установили более соседские отношения  с  подчиненными  народами.  Осевшие  в
прибрежной  Аттике  ионийцы  делились  на  4  племени:  Гелеонты,   Аргадеи,
Айгикореи и Гоплеты, - каждое со своими культом и  некоторыми  особенностями
в той роли, какую они играли в общем ионическом союзе племен (их и  называли
"блестящими",     "земледельцами",     "козопасами"     и     "вооруженными"
соответственно). Сложившееся в XI-X вв. до н.э.  первоначальное  объединение
племен носило характер общинной конфедерации, в  которую  вливались  сначала
три, потом четыре, пять  и  т.д.  племен.  Поселения-центры  четырех  племен
постепенно слились воедино вокруг древнего города Кекропии,  ставшего  затем
Афинами  по   утвердившемуся   культу   богини.   Единство   нового   полиса
обеспечивалось в основном единой военной организацией племен.
  В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов,  которые,
в  свою  очередь,  разделялись  на  50-90  больших  семей-родов.   Семьи   в
произвольном  порядке  группировались  во  фратрии  -   особые   религиозные
объединения  со  своими  культовыми  праздниками  и   церемониями.   Фратрии
складывались в филы, которые после синойкизма стали  чисто  территориальными
подразделениями общей территории полиса, причем не только город,  но  и  вся
Аттика   соответственно   делилась   на   4   филы.   Управление   племенами
осуществлялось  царями-басилеями,  власть  которых  у   ионийцев   не   была
наследственной, и советом пританов в числе четырех  (видимо,  глав  племен).
Пританам принадлежала высшая судебная власть  в  полисе  и  право  объявлять
военную мобилизацию. Особую роль играли главы семейств и  кланов:  они  были
вправе взимать  свою  долю  податей,  начальствовать  в  своем  клане,  даже
приглашать  царя  на  свое  собрание.  В  опоре   на   такие   родоплеменные
привилегии, элита стала  формироваться  в  столь  важный  для  Древних  Афин
социальный слой земельной аристократии. В начале  VIII  в.  до  н.э.  новому
социальному членению общества  был  даже  придан  уголовно-правовой  статус,
восходящий  к  прежним   особенностям   племен:   первый   класс   назывался
эвпатридами (обладателями больших  земельных  наделов  с  большим  урожаем),
второй - всадниками, третий - зевгитами (разночинцами).
  Во второй половине VIII в. до н.э. давление на  крестьянство  со  стороны
аристократии начало возрастать, ранее  свободные  земледельцы  попадают  под
кабалу разного вида к знати.  Появляется  категория  земледельцев-пелатов  и
шестидольников   (отдающих   5/6   урожая),   затем   зависимые    крестьяне
превращаются в рабов, если не выплачивают долг; наконец, к исходу VII в.  до
н.э.  растет  число  продаваемых  за  Аттику  рабов.  Знать  превращается  в
социально  господствующий  слой,  и   это   вызывает   ускоренную   эволюцию
надобщинной администрации прежней эпохи в раннюю государственную  структуру,
подчиненную интересам этой знати.
  Примерно с середины VIII в. до н.э.  под  давлением  эвпатридов  потеряла
свое прежнее значение власть басилевса: его сделали  выборным  и  полномочия
его свели к религиозной сфере. В 752 году до н.э.  вместо  царя  был  избран
эвпатридами особый правитель - притан сроком  на  10  лет,  затем  появилась
должность архонта; с начала VII в. до н.э. архонтов стали избирать  на  год,
и их стало девять (с  682  года  до  н.э.).  Функции  постоянного  властного
органа стал обретать прежний совет родовой знати -  ареопаг  (заседавший  на
холме святилища бога войны Ареса).
  К середине VII в. до н.э. аристократическое правление в Афинах  приобрело
вид организации раннегосударственного типа, где доминировала  роль  выборных
должностных лиц, соподчинявших свои полномочия с советами знати.
  Первым по значению был архонт-эпоним (называвшийся так  потому,  что  его
имя стояло во главе списка молодых людей, внесенных в гражданский  реестр  в
год его службы). Он устанавливал правила  жизни  полиса,  считался  "стражем
семьи", контролировал соблюдение отцами семейств своих прав и  обязанностей,
выступал  как  "защитник  слабых";  в  связи   с   этим   ему   принадлежали
значительные судебные полномочия. На второе место  был  отодвинут  басилевс-
архонт: он выполнял религиозные жреческие обязанности на  празднествах,  был
также председателем особого суда из  глав  4  фил  (пританий)  по  делам  об
убийствах, о неповиновении главам полиса. Третьим архонтом  был  полемарх  -
военачальник,  ответственный  за  безопасность  полиса  (вместе  с   главным
советом); для  этого  он  наделялся  полицейской  властью  и  правом  карать
незначительные проступки граждан и, особенно,  неграждан  города.  Остальные
архонты (6 фесмофетов)  выполняли  в  основном  судебные  функции.  Наиболее
существенным признаком ранней государственной организации было,  как  видно,
сочетание судебных и управленческих полномочий должностных лиц.
  Рядом с ареопагом стоял Совет - булэ. В него пожизненно входили  отбывшие
их  должности  архонты,  иногда  -   другие   представители   знати.   Совет
осуществлял общий надзор за жизнью  города,  за  соблюдением  установленного
строя; он был и судебным органом в тяжких преступлениях, в  частности,  имел
право присуждать к изгнанию.
  Военная организация опиралась на систему  навкрарий,  особых  группировок
населения. Каждая из 4 фил делилась на 12 навкрарий (всего 48)  во  главе  с
одним из эвпатридов. Коллегию всех 48 навкрарий возглавляли  4  притана  (по
одному от филы), они и были высшим военным  руководством  ополчения  полиса.
Каждая навкрария должна была  выстроить  и  оснастить  военный  корабль  для
флота (с экипажем), выделить двух  всадников  и  солдат  пехоты;  для  этого
внутри навкрарии вводилось собственное налогообложение на военные нужды.
  Во второй половине VII в. до н.э. в Афинах,  как  и  в  других  греческих
полисах,  социально-политические  противоречия  знати   и   земледельческого
населения, стремление воссоздать прежний романтизированный социальный  уклад
привели к  учреждению  тирании.  С  правлением  тиранов,  особенно  наиболее
известного Драконта (около  621  года  до  н.э.),  связывается  появление  в
полисе   писаного   законодательства,    направленного    на    стабилизацию
общественного уклада.

Реформы Солона, их значение
  Выходец из земледельческой знати, известный к тому времени военачальник и
поэт Солон (640-560 гг. до н.э.) был приглашен на должность  архонта  в  594
году, с тем чтобы провести целый ряд  преобразований,  способных  установить
общественное согласие на основе нового уклада. Солон отказался  от  тирании,
но   жестко   реализовал   реформы,   которые   в    целом    переустраивали
государственную организацию на более широкой социальной  основе,  отвечавшей
интересам большинства народа.
  В качестве  предварительного  условия  преобразований  Солон  провел  так
называемую сейсахтею (букв. «стряхивание бремени») –  отмену  всех  долговых
обязательств в полисе; должники были прощены, земли  возвращены  владельцам,
проданные в рабство граждане выкуплены. Впредь  запрещалось  давать  в  долг
под условием самозаклада. Проведенный закон озлобил буквально  все  афинское
общество, поскольку не был осуществлен полный передел земли  (как  надеялись
бедные), а богатые утеряли значительную долю имуществ. Впрочем,  кризис  был
настолько велик, что афиняне  предоставили  все  государственные  полномочия
Солону и впредь.
  Сохранив  за  аристократией  исключительное  право  на   занятие   высших
государственных  должностей,   Солон   придал   аристократии   имущественный
характер. Старым четырем категориям населения Афин  (эвпатридам,  всадникам,
зевгитам и фетам)  был  придан  новый  смысл:  в  них  зачислялись  граждане
соответственно своим доходам (не менее 500,  300,  200  мер  зерна  в  год).
Помимо того, что категория граждан  отныне  могла  меняться  и  зависела  от
исчисления ценза,  для  других,  невысших,  слоев  были  предусмотрены  свои
возможности решать политические вопросы.
  Все слои населения отныне допускались к участию  в  народном  собрании  и
могли  быть  судьями;  полномочия  собрания  были  невелики,  и   все   дела
предварительно решались в других советах. Рядом с  ареопагом  был  поставлен
новый совет – булэ, куда определялось по 100 граждан  от  каждой  филы  (или
Совет  400);  именно  булэ  предварительно  обсуждал   вопросы,   подлежащие
вынесению на народное собрание.  За  ареопагом  были  оставлены  надзор  «за
всем» и охрана законов.
  Солон  отменил  большинство  изданных  до  него  законов,   в   частности
законодательство Драконта (кроме уголовного), и издал  целую  серию  правил,
касавшихся суда, гражданских прав, брачно-семейной  сферы  и  т.д.,  которые
создали  совершенно  новый  правовой  порядок.  Отныне  все  граждане  могли
обращаться в суд  сами,  выступать  в  защиту  потерпевшего  и  преследовать
преступника (это устраняло патриархальные права эвпатридов).  Граждане  Афин
обязаны были во время междоусобия занимать твердую политическую позицию  под
угрозой отнятия прав.
   Предметом особого  внимания  Солонова  законодательства  было  охранение
семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин  в  полисе.
Сохранение общественной  морали  и  спокойствия  было,  пожалуй,  вторым  по
важности предметом законов Солона.
  Реформы, проведенные Солоном или приписанные  ему  позднее,  окончательно
сформировали  целостный  государственно-политический  уклад.  Родовая  знать
стала  преобразовываться  в  политическую   элиту,   связанную   всецело   с
государственными институтами.
      Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в
"Сравнительных описаниях " пишет: "...Фаний Лесбоский рассказывает, что сам
Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он
пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых
обязательств".

Реформы Клисфена, из значение
      Ни демос  ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между
этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании
Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до
н.э. Клисфен, поддерживаемый  широкими слоями демократически настроенных
масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать
господство родовой знати.
  В Афинах была создана новая  территориальная  организация,  положенная  в
основу государственного строя. Все полноправное население (вне  прежних  фил
и фратрий) было расписано на 100 демов (условных слобод).  Каждый  гражданин
должен был приписан к  такому  дему;  собственно  с  занесения  в  список  и
начиналось право  гражданства.  Дем  обладал  самоуправлением:  на  собрании
избирали демарха, а также кандидатов в Совет полиса и в архонты.  Демы  были
объединены в 10 фил (новых); каждая фила имела свой храм  и  своих  выборных
лидеров, пользовалась правами самоуправления (собрание филы,  исполнительная
комиссия,  представители  в  общеполисном  управлении).  Помимо  этого,  вся
Аттика была поделена на 3 тритии: Город, Берег,  Внутренняя  земля.  Филы  и
демы были приписаны к тритиям произвольно,  иногда  даже  из  разных  концов
полиса.  Тритии  не  имели  существенного  значения  и  влияли   только   на
организацию пританов. Старые роды  оказались  разобщены  на  разные  филы  и
демы, и сплочению знати и зависимости от них торгово-ремесленного  населения
был положен конец.
  Произошло упрочение выборной власти. Совет полиса (булэ) был увеличен  до
500 членов, по 50 от каждой новой филы; установлен и возраст для избрания  в
него. Булэ стал не только общеполитическим, но и исполнительным органом:  он
делился на 10 секций, каждая из  который  занималась  срочными  решениями  в
положенную ей десятую часть выборного года. В 501 году до н.э. булэ  впервые
принес  присягу  в  том,  что  будет  придерживаться  в  своей  деятельности
законов. Роль булэ  несколько  ограничивалась  народным  собранием,  которое
отныне должно собираться раз в десятую часть года для избрания  магистратов,
решения вопроса  обороны,  лишения  прав  гражданства.  Однако  все  вопросы
выносились на собрание лишь  с одобрения Совета полиса. К этому  же  времени
относится появлении коллегии 10  стратегов  (по  одному  от  филы),  которым
вручалась военная и исполнительная власть, ранее принадлежавшая архонтам.
  Сформировался  новый  политический  статус  гражданина.  Права  афинского
гражданина стали неразрывны с особыми правилами на получение  земли:  в  506
году до н.э. упрочена была система клерухий (первая клерухия устроена в 570-
560 гг. до н.э.), когда по решению народного собрания семьям выделяли  землю
в новозавоеванных областях, главным образом в Малой Азии. Граждане  получили
право изгнать  любого  из  своего  числа,  чья  деятельность  будет  оценена
опасной для блага полиса: в 506 году до н.э.  введена  практика  остракизма,
особого голосования об изгнании того, чья  деятельность  вызывала  осуждение
большинства. С 501  года  до  н.э.  утвердился  новый  порядок  обязательной
военной службы граждан безотносительно к их имущественному цензу.

Заключение
      история государства и права Древней Греции , как одна из составляющих
дисциплины "История государства и права зарубежных стран", представляет
особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и
зарождения правовых норм.
           Политическая история Аттики являет собой классический образец
возникновения государства. Энгельс пишет:  "Как развивалось государство,
частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения
новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами
государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа",
защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах,
заняла вооруженная "публичная власть", которая  была подчинена этим
государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против
народа – все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем
проследить лучше  чем в Древних Афинах".
      После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594
году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Своей
задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и
экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой крупной
реформой Солона была сисахфия – "стряхивание бремени".        Она
освобождала массу должников из рабства, тех же , что были проданы в рабство
за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу,
продажу несостоятельных должников в рабство.
      Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон
разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно.
Своими указами Солон  поощряет развитие ремесленничества и торговли,
проводит денежную реформу.

      Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного
деления Аттики на три территориальных округа:
1) город Афины и его пригороды;
2) внутренняя центральная полоса;
3) береговая полоса.
      Реформы  Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой
демократии. "После Клисфена Афинское государство сделалось значительно
демократичнее, чем оно было, например, при Солоне".
      Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие
развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику.
Однако высшие государственные должности, как и прежде, занимали люди,
находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы.

                                 Литература:

1. История государства и  права  зарубежных  стран.  Часть  1.  Учебник  для
   вузов. 2-е изд. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова  О.А.
   – М, 1999. – 624 с.
2.  Всеобщая история государства и права: Учебник в  2  т.  Издание  второе.
   Под ред. Омельченко О.А.. Т.1 – М, 1999. – 528 с.
3. Всеобщая история государства и права:  Учебник  /  Под  ред.  проф.  К.И.
   Батыра. – М, 1999. – 456 с.
4. История Древней Греции: Учеб./ Под ред. В.И. Кузищина. – 2-ое изд.  –  М,
   1996.- 399с.
5. Историки античности. В 2 т./Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя Греция.  М,
   1989
6. История древнего мира. Под ред.  И.М.  Дьяконова,  В.Д.  Нероновой,  И.С.
   Свеницкой. 3-е изд. М, 1989. Т.1-3.
7. Лурье С.Я. История Греции. Под ред. Э.Д. Фролова, Спб, 1993
8. История политических и  правовых  учений.  Древний  мир.  Под  ред.  В.С.
   Нерсесянца. М, 1985.



смотреть на рефераты похожие на "Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена "