Государство и право

Животный мир как объект правовой охраны


Московский Центр Образования
Натальи Нестеровой
Новый Гуманитарный Университет
Факультет Правоведение
Экологическое право.



                                   РЕФЕРАТ



                  ЖИВОТНЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ.



                                     Исполнитель: Васильева Алена Михайловна
                                                                 группа Л1Ю2



                                Москва - 1996



                                   П Л А Н



I.   ВВЕДЕНИЕ.



II.  ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫМ МИРОМ.



   1. Животный мир как объект эколого-правового режима.

   2. Особенности государственного управления эколого-правовым режимом
      животного мира: понятие, органы, функции.

   3. Право пользования животным миром и его виды.

   4. Правовая охрана животного мира.



III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



                                  ВВЕДЕНИЕ



      Все взаимосвязано со всем -  гласит  первый  экологический  закон,  а
  значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по
  обычной лужайке -  это  десятки  погубленных  микроорганизмов,  спугнутых
  насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть  и  снижающих  свою
  естественную продуктивность. Поэтому необдуманное поведение человеческого
  общества в природных экосистемах напоминает поведение  слона  в  посудной
  лавке лишь с той разницей, что  разбитую  слоном  посуду  можно  заменить
  вновь изготовленной, а  погубленные  природные  объекты  и  экологические
  взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.


      Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как
  неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый  компонент  в
  процессе круговорота веществ  и  энергии  природы,  активно  влияющий  на
  функционирование  естественных  сообществ,   структуру   и   естественное
  плодородие  почв,  формирование  растительного   покрова,   биологические
  свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем
  животный мир имеет большое экономическое значение как источник  получения
  пищевых продуктов, промышленного, технического,  лекарственного  сырья  и
  других материальных ценностей и поэтому выступает  как  природный  ресурс
  для зверобойного,  китобойного,  рыболовного  и  других  видов  промысла.
  Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное,  эстетическое,
  воспитательное, лечебное значение.



      Животный  мир как объект эколого-правового режима.
       Объектом  использования  и  охраны  выступают  лишь  дикие   животные
(млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а  также  моллюски,
насекомые и др.), обитающие в  состоянии  естественной  свобод  на  суше,  в
воде, атмосфере, в  почве,  постоянно  или  временно  населяющие  территорию
страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные  и  другие  домашние
животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или  полуневоле  для
хозяйственных,  культурных,  научных,  эстетических  или  иных  целей.   Они
являются  имуществом,  принадлежащим  на  праве  собственности  государству,
кооперативным,  общественным  организациям,  гражданам,  и  используются   и
охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной  и
личной собственности.
       Особенностью  животного  мира  является   то,   что   данный   объект
возобновляем, но  для  этого  необходимо  соблюдение  определенных  условий,
непосредственно связанных с охраной  животных.  При  истреблении,  нарушении
условий их  существования  определенные  виды  животных  могут  окончательно
исчезнуть, и их возобновление  будет  невозможно.  И  наоборот,  поддержание
условий существования животного мира,  регулирование  численности  животных,
принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению  и
возобновлению.  Животный  мир  поддается   преобразовательной   деятельности
человека: возможно одомашнивание диких  животных,  скрещивание  и  выведение
новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных  видов  животных
и переселение их в естественные места обитания.



       Особенности  государственного  управления  эколого-правовым   режимом
животного мира.
        В   соответствии   с   действующим   законодательством   в   области
регулирования отношений по охране и использованию животного мира  относятся:
распоряжение животным миром; определение общих  мероприятий  и  установление
основных положений, правил и норм в этой области; разработка  и  утверждение
общественных планов по охране и рациональному использованию животного  мира;
установление систем государственного учета животных  и  их  использования  и
порядка ведения государственного кадастра  животного  мира;  государственный
контроль за охраной и использованием животного мира и  установление  порядка
его осуществления; решение других вопросов.
       Государственное  управление  в   области   эколого-правового   режима
пользования животным миром  осуществляется  Советом  Министров  РФ,  местной
администрацией, а также специально уполномоченными  на  то  государственными
органами по охране и регулированию  использования  животного  мира  и  иными
государственными органами.  Специально  уполномоченными  органами  являются:
по наземным животным и птицам - Главное управление охотничьего  хозяйства  и
заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ),  по  рыбным  запасам  -
министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны.
       Функции  управления  эколого-правовым  режимом  пользования  животным
миром  следующие:  государственный  учет  животных   и   их   использование,
государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий  в  области
охраны и использования животного мира; государственный контроль  за  охраной
и  использованием   животного   мира;   разрешение   споров,   связанных   с
пользованием животным миром.
      Для  обеспечения  охраны  и  организации  рационального  использования
животного мира ( ст. 31 Закона) проводится государственный учет  животных  и
их  использования  и  ведется  государственный   кадастр   животного   мира,
содержащий совокупность  сведений  о  географическом  распространении  видов
(групп  видов)  животных,  их  численности,  характеристики  необходимых  им
угодий,  современного  хозяйственного  использования   животных   и   другие
необходимые данные.
      На основании постановления Совета Министров СССР  от  28  апреля  1984
года “О  порядке  государственного  учета  животных  и  их  использования  и
государственного кадастра животного мира”, предусматривающего  необходимость
обеспечения мероприятий по ведению  государственного  учета  животных  и  их
использования с 1986 года, а  ведение  государственного  кадастра  животного
мира с 1988 года, государственный кадастр  животного  мира  включает  данные
государственного учета животных  и  их  использования  по  количественным  и
качественным показателям, а  также  сведения,  необходимые  для  обеспечения
охраны животного мира, планирования, размещения и специализации  охотничьего
и рыбного хозяйства и других  отраслей  народного  хозяйства,  осуществления
иных  мероприятий,  связанных  с  использованием  животного   мира,   оценки
ресурсов  и  прогноза  состояния  животного  мира,  организации   проведения
мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.
       К  животным,  подлежащим  учету  и  занесению  в  кадастр,  относятся
животные, являющиеся в установленном порядке  объектами  охоты,  промысловые
водные  беспозвоночные  и  промысловые  морские   млекопитающие,   насекомые
(вредители леса и  растений  и  полезные  для  леса  и  сельскохозяйственных
культур), животные,  занесенные  в  Красную  книгу,  занесенные  в  перечни,
утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ,  а  также
находящиеся  на  территории   государственных   заповедников   и   природных
национальных парков. Наряду с  дикими  животными  объектом  государственного
кадастра животного мира признаны также  необходимые  им  угодья  (земельные,
водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической  связью  животного
мира со средой его обитания и интересами обеспечения  животных  необходимыми
условиями существования и в первую очередь кормами.
      Государственный контроль за охраной и  использованием  животного  мира
имеет   своей   задачей   обеспечить   выполнение   всеми    министерствами,
государственными  комитетами,   кооперативными   и   другими   общественными
предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами  обязанностей
по охране животного  мира,  соблюдение  установленного  порядка  пользования
животным миром и иных правил, установленным законодательством, об  охране  и
использовании животного мира.
      Государственный контроль за охраной и  использованием  животного  мира
осуществляется соответствующими  органами  исполнительной  власти,  а  также
специально уполномоченными на то органами.
      Наряду с государственным контролем осуществляется также  ведомственный
контроль за  охраной  и  использованием  животного  мира  теми  органами,  в
ведении которых находятся предприятия,  учреждения,  пользующиеся  объектами
животного мира.
      Функции государственного контроля выполняет Государственная  охотничья
инспекция Главохоты РФ, ее  подразделения  в  областях,  краях,  автономиях.
Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных  осуществляет
также и лесная охрана.
      Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных  запасов
выполняют Главное управление по охране и воспроизводству  рыбных  запасов  и
регулированию   рыболовства   (Главрыбвод)   Минрыбхоза   РФ,    бассейновые
управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.
      В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних  дел.
Совместно с государственными органами контроль за охраной  и  использованием
животного  мира   производится   и   обществами   охотников   и   рыболовов,
общественными  инспекциями  по  охране  животного  мира,  создаваемыми   при
органах охотнадзора и рыбоохраны.
      Право пользования животным миром и его виды.
       Правовой  основой  природоохранительной  деятельности  государства  в
данной сфере являются Закон  РСФСР  “Об  охране  и  использовании  животного
мира”, а также охотничье и рыболовное законодательство.
       Пользователями  животного   мира   (ст.   10   Закона)   могут   быть
государственные,   кооперативны   и   другие    общественные    предприятия,
учреждения, организации и граждане. Они могут  осуществлять  следующие  виды
пользования  животным   миром:   охоту,   рыболовство   (включая   добывание
беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к  объектам  охоты  и
рыболовства);  в  научных,   культурно-просвятительных,   воспитательных   и
эстетических  целях;  использование   полезных   свойств   жизнедеятельности
животных  -  почвообразователей,  естественных  санитаров  среди  опылителей
растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.
      Одним их основных видов  пользования  животным  миром  является  охота
(ст.12 Закона) - промысловое добывание диких зверей и птиц,  любительская  и
спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от  5  января
1982 года “Об улучшении ведения охотничьего хозяйства” право на охоту  имеют
все граждане, являющиеся членами общества охотников,  сдающие  испытания  по
охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с  соответствующими
отметками в членском  охотничьем  билете,  получившие  разрешение  на  право
пользования  охотничьем   оружием,   путевку   на   производство   охоты   в
определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел  (отлов)  указанного
вида и количества зверей и птиц.
      Для  организации  спортивно-любительской  охоты  созданы  добровольные
общества  -  республиканские  общества   охотников,   Всеармейское   военно-
охотничье общество, охотничье общество  “Динамо”,  которые  наделены  правом
выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом  случае
удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная  обществом
охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и  количества
животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.
      При  промысловой  охоте  такими  документами  являются  план-наряд  на
отстрел   определенного   вида   промысловых   животных   или   договор    с
охотопромысловым  хозяйством  на  отстрел  животных,  лицензия   на   добычу
лицензионных видов животных.
      Добывание диких  животных  в  порядке  научно-исследовательской  охоты
производится  по  разрешениям  органов  охраны  животного  мира  и   платным
лицензиям на отстрел (отлов) животных.
      Рыболовство (ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы,  добывание  водных
беспозвоночных и морских млекопитающих, а также  любительский  и  спортивный
лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в  установленном
порядке.
      Все водоемы, которые используются  или  могут  быть  использованы  для
промысловой добычи рыбы, других видов водных животных  либо  имеют  значение
для  воспроизводства  рыбных   запасов,   считаются   рыбохозяйственными   и
находятся  в  ведении  Минрыбхоза  РФ  и  под   его   контролем.   Правилами
рыболовства по  отдельным  рыбохозяйственным  водоемам  и  водным  бассейнам
определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных,  перечень
запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород  рыбы  на  одного
гражданина,  список  разрешенных  и  запрещенных  орудий   лова   и   другие
требования.
       Промысловая  добыча  производится  на   рыбохозяйственных   участках,
предоставляемых   в   пользование   по   договорам    с    государственными,
кооперативными и другими рыбозаготовительными  организациями.  За  пределами
данных участков лов  рыбы  этими  организациями  осуществляется  по  билетам
органов рыбного  хозяйства.  Научно-исследовательские  организации  проводят
лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.
      Спортивно-любительский лов разрешается  всем  гражданам  бесплатно  на
водоемах общего  пользования:  на  водоемах  (или  отдельных  участках  этих
водоемов), где рыболовство организуется обществами  охотников  и  рыболовов,
членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами  рыбоохраны
под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников  и  рыболовов,
- по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.
      Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам  (ст.  14  Закона)
разрешается  добывание  животных,  не  относящимся  к   объектам   охоты   и
рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни  животных,  добывание
которых  осуществляется  только  по  разрешениям,   выдаваемыми   специально
уполномоченными на то государственными органами по  охране  и  регулированию
использования животного мира, а также перечни тех видов,  добывание  которых
запрещается.
      В соответствии со ст. 16  Закона  допускается  использование  полезных
свойств жизнедеятельности животных без изъятия их  из  природной  Среды,  за
исключением  отдельных  случаев.  Согласно  ст.  17   Закона   использование
животных в целях получения продуктов их  жизнедеятельности  допускается  без
изъятия животных, а также без  их  уничтожения  и  без  нарушения  Среды  их
обитания.
      Среди оснований прекращения права пользования животным миром  (ст.  29
Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании  или  отказ
от  него;  истечение   установленного   срока   пользования;   возникновение
необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях  охраны
животных; ликвидация  предприятия,  учреждения,  организации,  которым  было
предоставлено право пользования; невыполнение  пользователями  установленных
правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.



      Правовая охрана животного мира.
      Основные требования, которые должны  соблюдаться  при  планировании  и
осуществлении  мероприятий,  могущих  воздействовать   на   среду   обитания
животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8  Закона.  К  этим
требованиям  относятся:  необходимость  сохранения   видового   многообразия
животных в состоянии естественной свободы; охрана  Среды  обитания,  условий
размножения и путей миграции животных; сохранение  целостности  естественных
сообществ  животных;  научно  обоснованное  рациональное   использование   и
воспроизводство животного мира; регулирование численности животных  в  целях
охраны здоровья  населения  и  предотвращение  ущерба  народному  хозяйству.
Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой  говорится,  что
мероприятия по регулированию численности  отдельных  видов  животных  должны
осуществляться гуманными способами,  исключающими  причинение  вреда  другим
видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.
      Меры охраны животного мира зафиксированы в ст.  21  Закона.  Некоторые
требования получают конкретизацию в других статьях Закона.  Так,  требование
охраны   Среды   обитания,   условий   размножения    и    путей    миграции
конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а  именно:  при
размещении, проектировании, строительстве населенных  пунктов,  предприятий,
сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих  и  внедрении
новых технологических процессов, введении в  хозяйственный  оборот  целинных
земель,  заболоченных   территорий,   прибрежных   и   занятых   кустарником
территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований,  проведении
геологоразведочных  работ,  добыче  полезных  ископаемых,  определении  мест
выпаса и прогона  сельскохозяйственных  животных,  разработке  туристических
маршрутов и  организации  мест  массового  отдыха  населения,  а  также  при
размещении,  проектировании  и  строительстве  железнодорожных,   шоссейных,
трубопроводных и других транспортных магистралей,  линий  электропередачи  и
связи, каналов,  платин  и  иных  гидротехнических  сооружений  должно  быть
обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного  требования  (ст.
23 Закона).
      В соответствии  со  ст.  24  Закона  предприятия  и  граждане  обязаны
принимать  меры   по   предотвращению   гибели   животных   при   проведении
сельскохозяйственных,  лесозаготовительных  и  других  работ,  а  также  при
эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких  мер  запрещается
выжигание  сухой  растительности,  хранение  материалов,  сырья  и   отходов
производства.
      В целях охраны животного  мира  устанавливается  более  жесткий  режим
использования животных в заповедниках, заказниках и других особо  охраняемых
территориях. Здесь  запрещены  виды  пользования  животным  миром  и  другая
ответственность, несовместимая с целями заповедывания.
      Большое  значение  имеет  охрана  редких  и  находящихся  под  угрозой
исчезновения отдельных  видов  животных.  Такие  животные  (ст.  26  Закона)
заносятся  в  Красную  книгу.  Действия,  могущие  привести  к  гибели  этих
животных,  сокращению  их  численности  или  нарушению  среды  обитания,  не
допускаются. В  случае,  когда  воспроизводство  редких  и  находящихся  под
угрозой исчезновения видов  животных  невозможно  в  естественных  условиях,
специально  уполномоченные  на  то  государственные  органы  по   охране   и
регулированию использования животного мира должны принимать меры к  созданию
необходимых условий для разведения  этих  видов  животных.  Их  добывание  и
изъятие для  разведения  в  специально  созданных  условиях  и  последующего
выпуска  на  свободу  в  научно-исследовательских  целях,  для  создания   и
пополнения  зоологических  коллекций  допускается  по  особому   разрешению,
выдаваемому специально уполномоченными на то  государственными  органами  по
охране и регулированию использования животного мира.



                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Крупнейший русский ученый, академик  В.И,  Вернадский  более  полувека
тому назад отмечал, что мощь  человеческой  деятельности  можно  сравнить  с
геологической силой Земли, поднимающей горные массивы, опускающей  материки,
передвигающей континенты и т.п. С  того  времени  человечество  далеко  ушло
вперед,  и  поэтому  мощь  человека  возросла  в  тысячи  раз.  Сейчас  одно
предприятие  -  Чернобыльская  АЭС  нанесло  непоправимый   вред   огромному
региону, который  связан  неразрывными  экосвязями  не  только  с  отдельным
континентом, но и имеет большое  значение  для  жизни  на  Земле,  изменения
планетарных процессов.
       Поскольку  отношение  людей  к  природе   существует   только   через
производственные отношения, то экологопользование связано в каждой стране  с
существенными   в   ней   социально-экономическими   отношениями.   Различие
социально-экономических  систем,   обусловливающие   и   различие   эколого-
правового  регулирования  различных  стран,  требует  внимательного  анализа
правоприменительной практики.
      Возрастание угрозы  экологической  катастрофы  в  глобальном  масштабе
вызывает    осознание     настоятельной     необходимости     рационализации
экологопользования и координации усилий в охране окружающей Среды  в  рамках
всего международного сообщества.
      В последнее время в нашей  стране  произошли  необратимые  перемены  -
распался Союз  ССР  и  исчезли  союзные  структуры.  Образование  суверенных
государств с тяжелейшим экологическим наследием должно заставить  задуматься
о создании единого экологического пространства для выхода из  экологического
кризиса.  Именно  в  объединении  -  путь  к  решению  всех  стоящих   перед
республиками экологических проблем.



                         ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:



1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право. м., “Высшая школа”, 1992.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Закон РСФСР “ Об охране и использовании животного мира”.

4. Основы законодательства РФ “О здравоохранении”.





смотреть на рефераты похожие на "Животный мир как объект правовой охраны"