Государство и право

Политическая программа английского просвещения Джона Локка


         Политическая программа английского просвещения      Джона Локка.

     В основных чертах политическая программа английского Просвещения была
сформулирована философом Джоном Локком. Как и многие мыслители 17 века, он
считал, что возникновению государства предшествовало естественное
состояние,  «состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении
распоряжения своим имуществом и личностью », а также « состояние равенства,
при котором всякая власть и всякое право являются взаимными ». Переход от
естественного состояния к гражданскому обществу был следствием
общественного договора, который предполагал перераспределение лишь властных
функций и не влёк значительных перемен в положении людей. Государство
должно было руководствоваться тем же « законом природы », который
регулировал отношения людей в естественном состоянии, и поэтому не могло
покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк предусмотрел специальный
механизм, не допускавший превышения государством своих прерогатив. Это
разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и
«федеративную» (которая ведала отношениями с другими государствами). Кроме
того, сползанию государства к деспотизму должен был препятствовать принцип
законности, согласно которому «ни  для одного человека, находящегося в
гражданском обществе, не может быть сделано исключения из законов этого
общества».
     Взгляды Локка в значительной мере воплотились в политическом строе
Англии  первых десятилетий после революции 1688 года: были закреплены
основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная
терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались
правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая
рост предпринимательской активности, повышение благосостояния, дальнейшую
демократизацию государственного и общественного строя. Всё это в полной
мере соответствовало целям просветителей.
     Поэтому их внимание было приковано не столько к политике, сколько к
частной жизни граждан. Это отразила этика Английского Просвещения, также в
основных чертах разработанная Локком. Понятия добра и зла он выводил из
ощущений удовольствия или страдания (в физическом и духовном смысле).
Поскольку люди, считал Локк, соотносят эти понятия с требованиями
повседневной жизни,  то и правила, регулирующие их отношения, должны
отличаться удобством, целесообразностью и полезностью. Таковыми, например,
являются заповеди, изложенные в Народной проповеди.
     В утилитарной этике английского Просвещения звучал мотив личного
преуспевания. Локк подчёркивал: «Мы рождаемся на свет с такими
способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую
вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы
можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам
уменье и искусство в чём-либо и вести нас к совершенству». Просвещение
способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как
предприимчивость, изобретательность, практицизм.



смотреть на рефераты похожие на "Политическая программа английского просвещения Джона Локка "