Государство и право

Обзор музеев Санкт-Петербурга, связаных с А.С. Пушкиным

      В нашем  городе  имеется  множество  музеев,  посвящённых   выдающимся
писателям и поэтам. Например, музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме,  музей-
квартира  Блока,  музей-квартира  Некрасова,  музей  Достоевского.  Я   хочу
написать о музеях,  связанных  с  именем  Александра  Сергеевича  Пушкина  и
расположенных в г. Пушкине.

      Сначала я напишу о Пушкинском Лицее. Он разместился  в  четырехэтажном
флигеле Екатерининского дворца. Построенный в 1789-1791 годах  архитекторами
Дж. Кваренги и И.В. Нееловым для детей цесаревича Павла  Петровича,  в  1811
году  был  перестроен  архитектором  В.  Стасовым  под  учебное   заведение.
Парадный вход в Лицей находился  со  стороны  Певческого  (ныне  Лицейского)
переулка. К  высокому  крыльцу  вели  с  обеих  сторон  широкие  ступени  (в
последствии крыльцо было  перестроено  с  использованием  идей  самого  А.С.
Пушкина). Стройной аркой с тремя пролетами здание соединялось с дворцом.  От
лицейской арки  открывалась перспектива  Садовой  улицы  –  одной  из  самых
старых и красивых улиц города. В почти неизменном виде  она  сохранилась  до
наших дней.
      После реконструкции на первом этаже разместились комнаты  наставников,
больница и административные помещения.  На  втором  –  столовая  с  буфетом,
малый зал и канцелярия. На третьем – Большой зал, классы и библиотека.  Залы
лицея просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями  на
античные мотивы. Четвёртый этаж занимали комнаты  воспитанников.  Сейчас  на
них таблички с именами владельцев из Пушкинского  выпуска.  Комната  №14,  с
окном на церковный корпус, была комнатой Пушкина.
      С 1811 по 1843 годы во флигеле помещался Императорский  Царскосельский
Лицей, в котором с  1811  по  1817  год  воспитывался  А.С.  Пушкин.  Пушкин
окончил лицей в числе 29 воспитанников первого  набора.  Вместе  с  Пушкиным
выросла  целая  плеяда  знаменитостей:   Дельвиг,   Матюшкин,   Кюхельбекер,
Горчаков и другие.
      В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург  и  переименования
его в Александровский, внутренние помещения были перепланированы  под  жилые
комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено.
      В  послевоенные  годы   коллектив   реставраторов   под   руководством
архитектора А.А.Кедринского восстановил интерьеры  Императорского  лицея.  В
помещениях был создан музей-лицей.  В  нём  был  воссоздан  быт  и  интерьер
Императорского лицея, за исключением  нижних  этажей  –  на  первом  открыли
гардероб для посетителей и музейные Хранилища, а на втором сделали  выставку
архивов Лицея. Есть там и  медали  воспитанников,  и  портреты  служащих,  и
рукописи... На третьем этаже  повесили  знаменитую  картину  Репина  «Пушкин
перед комиссией», которая была подарена Лицею на 100-летний Юбилей.  На  ней
изображён Пушкин, читающий свои стихи на экзамене перед комиссией.
      В библиотеке сохранились почти все подлинные книги времен Пушкина.

      Есть в Пушкине и ещё один  замечательный  музей,  связанный  с  именем
великого поэта. Это – дача Китаевой.
      Пушкина не оставляла мысль о Царском Селе.  Вскоре  после  свадьбы,  в
марте 1831 года, Пушкин писал из  Москвы в Петербург своему  близкому  другу
Плетнёву: «Мне мочи нет хотелось  бы  остановиться  в  Царском  Селе.  Мысль
благословенная…!» Поэту очень хотелось провести свое  первое  семейное  лето
среди «садов Лицея»,  чтобы  его  юная  жена  Наталья  Николаевна  узнала  и
полюбила Царское Село, его  сады,  памятники,  дворцы  и  озера.  Требования
поэта были невелики: «Был бы особый кабинет - а прочее  мне  все  равно»,  -
писал он.
      Плетнёв снял для Пушкина дом на углу Колпинской  улицы  и  Кузьминской
дороги (его современный адрес - Пушкинская улица, дом  2).  Дом  принадлежал
Анне Китаевой – вдове придворного камердинера Якова  Китаева,  для  которого
он и был построен в 1827 году по указу  Николая  I.  Проект  дома  составлял
«архитекторский помощник» А.М. Горностаев и просматривал В.П. Стасов. В  дом
на Кузьминской дороге Пушкины  приехали  25  мая  1831  года,  в  канун  дня
рождения поэта. Дача Китаевой стала первой семейной квартирой Пушкина  после
его переезда из Москвы в Петербург.
      Это  был  одноэтажный  деревянный  дом  с  мезонином.  Из   небольшого
палисадника в дом вела просторная открытая веранда с  колоннами,  занимавшая
всю его угловую часть. Над верандой в  мезонине  был  открытый  балкон.  Дом
состоял из двух половин, каждая из которых имела отдельный вход со двора.  В
нём было одиннадцать комнат: восемь снимал  Пушкин:  Гардеробную,  Буфетную,
Столовую, Гостиную, Будуар, Спальню и  Кабинет;  а  в  трёх  остальных  жила
хозяйка дома. До наших дней дом дошёл в значительно изменённом виде. В  1868
году он был перестроен: открытую веранду и  балкон  мезонина  застеклили,  к
каждой половине пристроили  ещё  по  две  комнаты,  со  стороны  Кузьминской
дороги сделали новый парадный вход. На его фасаде  установлена  мемориальная
надпись: здесь жил Пушкин  в  1831  году».  21  декабря  1958  года  в  доме
Китаевой был открыт мемориальный музей.
      Узкая деревянная лестница  ведет  в  мезонин,  где  расположена  самая
главная комната дома – рабочий кабинет  Пушкина.  Спокойная  жизнь  Царского
Села нравилась поэту. По утрам он обычно купался  в  пруду  Александровского
парка, потом пил чай; после чая  поднимался  к  себе  в  кабинет  и  начинал
работать.
      Кабинет поэта выглядел просто. Перед диваном стоял большой круглый
стол, на столе - бумага, тетради, простая чернильница и перья. На маленьком
столике в углу- банка варенья зеленого крыжовника и стакан холодной воды от
«Лебедя» - фонтана, расположенного при входе в Екатерининский парк, вода из
которого считалась лучшей в Царском Селе. И повсюду: на столе, на полках,
на полу - книги. Гардин в комнате не было, и в ясные дни кабинет был залит
солнцем. Наталья Николаевна обыкновенно в эти утренние часы сидела внизу с
книгой или вышиванием.
      По воспоминаниям А. О. Смирновой-Россет, "кабинет поэта был в порядке.
В этой простой комнате без гардин была невыносимая жара, но  он  это  любил,
сидел в сюртуке, без галстука... Тут он писал, ходил по комнате,  пил  воду,
болтал с нами, выходил на балкон  и  прибирал  всякую  чепуху  насчет  своей
соседки, графини Ламберт".
      Сегодня в кабинете можно увидеть портреты друзей поэта, навещавших его
на Царскосельской даче. Среди них  акварельный  портрет  1820-х  годов  В.А.
Жуковского  и  портрет  А.  О.  Смирновой-Россет.  Оба  портрета   выполнены
замечательным  мастером  акварельного  портрета  П.  Ф.  Соколовым.  Портрет
Александры Осиповны Смирновой-Россет был создан художником  в  1834  -  1835
годах. Портрет Гоголя – гравюра с оригинала А. Г.  Венецианова  -  находится
рядом с портретом Смирновой-Россет. У стола над диваном висит гравюра А.  Л.
Романе с картины Рафаэля, известной под названием "Бриджуотерская  Мадонна".
Мадонна Рафаэля не  только  напоминала  Пушкину  Наталью  Николаевну,  но  и
вдохновила поэта на создание его поэтического шедевра  -  сонета  "Мадонна".
Сонет впервые был напечатан  в  альманахе  "Сиротка".  Этот  альманах  можно
видеть на столе пушкинского кабинета.
      Летом 1831 года, в период относительной свободы и покоя, Пушкин  много
и плодотворно  работал.  "Письмо  Онегина  к  Татьяне",  написанное  в  доме
Китаевой, завершило собой почти восьмилетний труд Пушкина  над  стихотворным
романом и явилось следствием  душевного  подъема  поэта.  В  эти  счастливые
месяцы семейной жизни Пушкин создал самую светлую и радостную свою сказку  -
"Сказку  о  царе  Салтане",  которая  возникла  в  своеобразном  поэтическом
соревновании с Жуковским. В доме Китаевой было написано также  стихотворение
"Эхо", начаты прозаические произведения,  условно  названные  "Рославлев"  и
"Роман на Кавказских водах". Здесь Пушкин подготовил  к  изданию  написанные
год  назад  в  Болдине  "Повести  Белкина"   –   свои   первые   законченные
прозаические произведения, проложившие дорогу последующему развитию  русской
классической прозы. На  даче  Китаевой  Пушкин  готовил  к  печати  альманах
"Северные цветы" в память его основателя А. А. Дельвига. На протяжении  всей
жизни Дельвига и Пушкина связывала искренняя и нежная дружба. На  постаменте
у окна стоит гипсовый бюст Дельвига с оригинала С. И.  Гальберга.  Бюст  был
создан вскоре  после  кончины  Дельвига.  С  именем  Дельвига  связан  также
стоящий на столе пресс-грифон – это подарок Пушкина  Дельвигу  на  день  его
рождения в 1829 году.
       О лицейских друзьях Пушкина напоминает еще один экспонат  кабинета  –
стеклянный стакан его соученика К. К. Данзаса. В доме Китаевой  19  октября,
в  одиночестве,  Пушкин  отметил  двадцатилетнюю   годовщину   Лицея.   Этой
годовщине он посвятил  стихотворение,  написанное  незадолго  до  отъезда  и
пронизанное  болью  потерь  товарищей  и  трагическим  предчувствием   своей
гибели.
      К октябрю Царское Село опустело: уехал двор, а с  ним  и  Жуковский  и
"черноокая Россет"; еще  раньше,  в  середине  августа,  в  Петербург  уехал
Гоголь. Около  20  октября  из  дома  Китаевой  выехал  Пушкин.  Он  ехал  в
Петербург, ехал жить и работать. Позади светлые, насыщенные счастьем  четыре
месяца, которые еще раз подарили поэту «царскосельские хранительные сени».


                      Список использованной литературы:
1. Г.Г. Бунатян
 «Город муз». 1975г.
2. С.Н. Вильчковский
 «Царское село»
3. С.Я. Ласточкин; Ю.Ф. Рубежанский
 «Царское село – резиденция российских монархов»
4. М. Руденская; С. Руденская
 «В садах Лицея»



                       Пушкинские музеи Царского села


                      Веди, веди меня под липовые сени,
                      Всегда любезные моей свободной лени,
                      На берег озера, на тихий скат холмов!..
                      Да вновь увижу я ковры густых лугов
                      И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
                      И злачных берегов знакомые картины,
                      И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
                      Станицу гордую спокойных лебедей.

                                                                 А.С. Пушкин



       Ученицы 9а класса
       Лицея №214
       Петроченковой
                      Анастасии



                               Санкт-Петербург
                                    2002


смотреть на рефераты похожие на "Обзор музеев Санкт-Петербурга, связаных с А.С. Пушкиным "