Государство и право

Сословная политика в XVIII веке


ВВЕДЕНИЕ
                     1. СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ

       Во всемирно-историческом процессе XVIII век был временем, когда раз-
витие новых, капиталистических отношении приходило во все большее проти-
воречие с господством феодального строя со всеми его институтами в эконо-
мической, политической, юридической, идейной и культурной жизни. Капита-
листическая мануфактура превратилась в это время в центр развития произво-
дительных сил и новых производственных отношений.
    В основе структуры населения в XVIII в. лежал сословный принцип. Соци-
альные категории и группы выступали как сословия или сословные категории,
наделенные особыми сословными правами, привилегиями. К непривилегированным
относились податные сословия, выполнявшие определенные повиннос-ти,
платившие всякого рода,  казенные налоги и сборы.
    Господствующее положение среди всех сословий занимало дворянство, урав-
ненное в правах с боярством и консолидировавшееся в XVIII в в единый класс-
сословие.
    В ходе этой консолидации из его состава были исключены всякого рода про-
межуточные группы, обладавшие в XVI - XVII вв. частью дворянских прав
(значительная часть детей боярских, служилые люди «по прибору» и другие ка-
тегории служилых людей). Вместе с тем дворянство в XVIII в. вобрало в свой
состав феодалов и феодализировавшуюся знать территорий, вошедших в XVII -
XVIII вв. в состав России - прибалтийских баронов, польскую шляхту, казачью
старшину и феодальную знать других народов[1].
    Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в.
лишилось права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ
крестьян, секуляризованных государством. В процессе секуляризации бы-ли
ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались строгие
штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило числен-
ность черного духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших
замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из податных сословий был
весьма затруднен. Дети духовенства исключались из духовного сословия лишь в
том случае, если они не получали необходимого образования. Духовенство в
XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телес
ных наказаний.
    Осуществив секуляризацию, самодержавие превратило духовенство в свое-
образных чиновников по духовному ведомству. Внешним оформлением этого
положения явился указ Павла I о распространении на верхушку духовенства
правил о награждении чиновников орденами за усердную многолетнюю службу
    От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полуприви-
легированные сословия и сословные группы, составлявшие примерно 2,5% насе
ления. Жалованная грамота городам выделила из городского населения три
гильдии купечества, освободила гильдийское купечество от подушной подати,
рекрутского набора, заменив его денежной платой, закрепила за ним право на
оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых судов, фабрик и заво-
дов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний.
Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населе-
ния занимала лишь 0,5%.
    К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся
полупривилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки,
калмыки и часть башкир. Его общая численность составляла менее 2% всего
населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по раз-
мерам, значительно превышавшим размеры земель крестьян этих же районов.
Военно-служилое сословие освобождалось от подушной подати и рекрутской
повинности, но несло обязательную военную службу на особых условиях. Пра-
ва, предоставленные верхушке этого сословия, в ряде случаев приближались к
правам дворян.
    К неподатным сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во
флот, и их дети, образовывавшие небольшую категорию солдатских детей,
которые использовались правительством для формирования унтер-офицерского
состава армии[2].
    Основную массу населения страны составляли податные сословия. По первой
ревизии их численность равнялась 7,1 млн. душ мужского пола из 7,8 млн чело-
век всего населения; по третьей ревизии — 10,7 млн. душ мужского пола из
11,6 млн. человек; по пятой—17— 17,2 млн. душ мужского пола из 18,7 млн.
человек. Таким образом, податное население составляло; 913% в начале века и
94,6% в его конце, при этом податное население городов и к концу века немно-
гим превышало 3% всего населения. Это в основном было сословие мещан,
оформленное жалованной грамотой городам.



                 2. ПРВИЛЕГИИ ДВОРЯН И ПОРАБОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН

    Екатерина оформила сословные привилегии дворян. При ней значительно
окрепло русское абсолютное государство, усилилось угнетение крестьян, была
Крестовая война (1773 - 1775). В России в 2-ой половине XVIII века утверди-
лось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство,
купечество, мещанство.
    Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого
матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ
о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие
это-го указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян
от обязательной службы.
    За дворянами в XVIII в. было закреплено монопольное право на владение
землей и крестьянами. При этом в 80-х годах владельческие права дворян рас-
пространялись на недра земли, леса и воды. Им предоставлялось монопольное
право винокурения, право продавать продукты, производимые в их вотчинах, и
заводить предприятия для их переработки. Дворяне были освобождены от по-
душной подати и всех других налогов и платежей, от рекрутской, постойной,до
рожной и других повинностей, от обязательной службы и телесных наказаний.
    Целая система льгот обеспечивала дворянам быстрое получение офицерского
чина на военной и гражданской службе и сосредоточение в их руках всех клю-
чевых позиций в аппарате власти, управлении, в, суде, армии, во флоте и в
дру-гих звеньях политической надстройки.
    К концу XVIII в. дворяне составляли около 1 % населения страны. В его
сос-таве оказалась значительная группа тех, кто получил это звание путем
выслуги в обер-офицерский чин на военной и в штаб-офицерский чин - на
гражданс-кой службе. Большинство этих дворян не имели совсем или имели
очень мало земли и крестьян.[3]
    Свыше 90% населения составляли крестьяне, Делившиеся на две большие
категории: помещичьих и государственных. Кроме того, существовали более
мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в царствование Павла 1
в удельных, посессионные (купленные к заводам) и другие.  Крестьяне всех
категорий были прикреплены к земле, платили феодальную ренту, несли рек-
рутскую повинность и испытывали на себе все тяготы сословного неполнопра-
вия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень крепостничества и
сословного неполноправия для крестьян разных категорий существенно раз-
личались.
    Наиболее тяжелым было положение помещичьих крестьян. Составлявшие в
XVIII в. более половины всего населения страны, они не имели никаких прав:
и они сами, и их имущество находились в неограниченной власти и собственнос-
ти помещиков.
    Государственные крестьяне (к концу века их было около 5,5 млн. душ)
составляли большинство населения в районах, где по разным причинам поме-
щичье землевладение не прижилось или не стало преобладающим (Север, При-
уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Южная Украина). Высок был их удель
ный вес также в национальных районах Поволжья,  районах прежних засечных
черт и в некоторых других районах. Государственные крестьяне пользовались
землей на основе общинной землевладения. Феодальная рента взималась с них в
форме подати, но к этому добавлялись всякого рода государственные повин-
ности: по строительству и содержанию дорог и мостов, перевозке казенных
грузов, расквартированию войск и т. д. Их положение отличалось тем, что ник-
то не вмешивался в их семейные отношения, они не подвергались постоянным
наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами, ремеслом, торговлей,
наниматься на купеческие мануфактуры и т. д. Состав государственных крес-
тьян был неоднороден.


                           3. «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II

    Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним
из существенных недостатков русской жизни является устарелость
законодательс-тва: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а
жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела
необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II
решила составить но-вое Уложение. Императрица считала, что законы должны
быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для
этого решено бы-ло созвать выборных (депутатов) из различных сословий
государства для выра-ботки нового Уложения. Это собрание выборных было
названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна
была сообщить пра-вительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем
выработать проекты но-вых, лучших законов. Комиссия была открыта
торжественно в 1767 году самой Екатерина II в Москве, в Грановитой Палате.
Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от  каждого уезда), купечества,
государственных крестьян, а также оседлых инородцев. Широко заимствуя идеи
передовых западных мыслителей, Екатерина II для этой Комиссии, которая
состояла из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества,
за исключением крепостных,  соста-вила "Наказ комиссии о составлении
проекта нового уложения".[4]
    «Наказ» - это либеральная программа ее царствования, вобравший в себя
из-ложение ее взглядов по важнейшим вопросам и основанный на наиболее совре-
менных для того времени социально – политических и правовых идеях. В нем
впервые в России были провозглашены принцип презумпции невиновности, идеи
равенства всех перед законом, исключительного права суда определять
виновность человека и многие другие.
    Это были правила, на основании  которых  должно  быть  составлено  новое
Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты.
 "Наказ" был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в
юрисдикции Царя, то комиссия должна была составить предложения. Над
"Наказом" Екатерина II трудилась более двух лет. В "Наказе" Екатерина II го-
ворит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и
прочих вопросах. "Наказ" показывал и знание дела, и любовь к людям.
Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к
человеку. "Наказ" был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II
требовала смягчения наказаний: "любовь к отечеству, стыд и страх поношения
суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений".
Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое
тело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку
вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не
совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и
избежит наказания.[5] Особенно большой осторожности она требовала от судей.
"Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного". Еще одно
мудрое изречение: "гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их
наказывать". Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились
к добродетели. "Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать
людей лучше есть приведение в совершенство воспитания". Хотите предупре-
дить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между
людьми.[6]
    Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и
городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении
крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоя-
лась. В "Наказе" говорится о том, как помещики должны обращаться с крестья-
нами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют
крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о
том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу. Комиссия раз-
делилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными от-
раслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не пони
мают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу
серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не
кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное
Комис-сии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было
не так легко.[7]
    Екатерина перевела комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год
Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не
разработала ни одного его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие
депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками.
Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные
комитеты продолжали работу еще несколько лет. Можно сказать, что деятель-
ность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла
Екатерина II предметный урок о невозможности реализации теоретических
построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история
давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии
стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.
   Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она
ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии,
Екатерина II издала много важных законов.



                            4. ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

   Государственный совет - высшее государственное учреждение империи с
функциями законосовещательного органа; министерства, заменившие петровс-кие
коллегии. Верховный орган судебной власти - Сенат. Комитет министров -
высшее административное учреждение. Местное управление - губернатор и
губернская администрация.
    В 1775 году чтобы легче было управлять государством, Екатерина II
издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический
аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию
- не бо-лее 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли
наместничество. Губер-наторы и наместники избирались самой Екатериной II из
русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были
вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это
губернское правление и ведало всеми делами. Государственными доходами
ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа,
монополии и т.д.).
     Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал
всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего,
назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие
села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избирае-
мому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном городе
учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Чтобы удобнее было вносить
подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство. Создана была
система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан,
государствен ных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из
них вводился принцип выборных судебных заседателей. Центр тяжести в
управлении переме-щался на места. Отпала необходимость в ряде коллегий -
они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-
коллегии. Созданная гу-бернской реформой 1775 года система местного
управления сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-
территориальное деление - до Октябрьской революции. Дворянство было
признано особым главным сослови-ем. Также особыми сословиями были признаны
купечество и мещанство. Дворя не должны были нести государственную службу и
вести сельское хозяйство, а купцы и мещане - заниматься торговлей и
промышленностью. Некоторые облас ти раньше управлялись иначе, Екатерина II
позаботилась о том, чтобы новое за-конодательство было введено повсеместно.
    Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали
«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»      (1775 г.).
Накануне реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провин-
ций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить
разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее
начала число губерний достигло 50.
    Деление на губернии  и  уезды осуществлялось по строго
административному принципу, без учета географических, национальных v
экономических призна-ков. Основной целью деления было приспособление нового
административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу
деления был положен чисто количественный критерий — численность населения.
На территории гу-бернии проживало около 400 тысяч душ, на территории  уезда
- около 30 тысяч душ.
    Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В
своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили
губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в гу-
бернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ве-
дал приказ общественного призрения.
    Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два
губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе
уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял
земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный
орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действо-
вали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за
проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах бы-ла
учреждена должность городничего.
    Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему
подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей тер-
ритории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвы-
чайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.



                             5. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

    Судебная реформа  1864 г. - буржуйское преобразование суда и судопроиз-
водства на основе суд. уставов. Провозглашены принципы независимости су-
дей, гласности, устности и состязательности суд. процесса, ликвидировала
сос-ловный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые суды.
Проводилась с искажениями и ограничениями.
    Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся в 50-х гг., особенно
интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы. К началу 1861
г. на рассмотрение Государственного совета было представлено (с 1857 до
1861 гг.) 14 законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре
судебной системы и судопроизводства: ограничение числа судебных инстан-ций,
введение устности, гласности, состязательности и пр. Материалы судебной
реформы составили 74 толстых тома.
    В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судеб-
ной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопро-
изводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
    Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным от-
носились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей; к общим -
окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные (по гражданс-ким
и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на нес-колько
губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам)
департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сфе-ры,
кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих,
крестьянских и инородческих судов.
    Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от
администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, не-
сменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых
судей и присяжных заседателей).
    В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты
присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятель-
ность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обви-
нения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения
свободы.
    До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа
благочиния. Надзор за ними осуществляли прокуроры, стряпчие, губернские
правления. Обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда. Тем
самым следствие не было отделено от суда. Расследование делилось на гене-
ральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (фор-
мальное, с предъявлением обвинения). Реформа отделяет предварительное
следствие от судебного расследования.
    На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры
окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлени-ях
по первой инстанции. Дела рассматривались при участии «сословных пред-
ставителей»: губернского и уездного предводителей дворянства, голова губерн
ского города и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качестве
апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без учас-тия
присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу,
рассматривать уже решенное дело.
    При разработке реформы было высказано предложение создать должность
областного главного судьи, который бы осуществлял общее руководство судо-
производством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто
правительством, опасавшимся, что судебная система может получить тем са-мым
излишнюю, с его точки зрения, автономность. Тогда же было отвергнуто и
предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.



               6. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Процесс централизации затронул  систему местных органов: с 1626 г. по
всей территории государства рядом с органами местного самоуправления
(губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К
концу XVII в. их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили
всю административ-ную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь
центру. Воеводы уже к 80-м гг. XVII в. вытеснили по всей территории страны
выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными
округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более
высокий уровень: были образо ваны более крупные административные единицы -
разряды (предшественники будущих губерний).
    Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой
модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе
петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702
г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства.
В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно
было усилить контроль за старой администрацией
     В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства:
учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города.
В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.
    Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор
(Петербург-ская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю
административную, су-дебную и военную власть. Им подчинялись четыре
помощника по отраслям управ-ления.
    В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного
управления и администрации: уезд — провинция — губерния. Провинцию
возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов.
Контролировать нижесто-
ящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из
местного дворянства.
    Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее  заключалась
в сле-дующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций
Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы
или воеводы
  Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчиня-
лась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юсти-
ции, Вотчинная) располагали на местах собственным разветвленным аппаратом
из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли такие местные
кон-торы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-
казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы и
камериров).
  В 1719 г. воеводам поручались наблюдение «за хранением государственного
интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви,
оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремеслами и
за соблюдением царских указов.
  В 1718 - 1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления,
созданных в 1699 г. вместе с Ратушей - земских изб и земских бурмистров.
Были созданы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее
руководс тво осуществлял Главный магистрат Система управления стала более
бюрократи-еской и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы
в ратуши.



                             7. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ
    Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолю-
изма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования иде-ям
Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некото-ые
наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сто-рону
буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом,
способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах,
получила в XVIII веке широкое распространение.
    Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобре
ло характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой
сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монар хии.
При этом для социально-правовой политики было характерно сословное
размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.[8]
    Законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс,
который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий,
во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в
эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государствен-
ные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и боль
шей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюд-ли
мы во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство стано-
виться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внут-
реннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве зем
левладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия).Параллель
но росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права
владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке необходи
мо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II бы-
ло тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и
наибольшего своего развития.
                                    ВЫВОД
  К концу правления Екатерины Россия имела уже 52 губернии, учреждено  свыше
150 новых городов, ставших губернскими  и  уездными  центрами.  Для  каждого
были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы  развития.  Все  это
происходило под личным контролем Екатерины II
  Конечно, последствия новосоздавемых учреждений не всегда  были  однозначно
хороши. Кое-что разрушилось уже  при  Петре  1,  время  показало  ненужность
некоторых судебных инстанций.  Многократно,  хотя  и  закономерно,  возросла
численность чиновничьей братии с 5 тысяч  до  12  тысяч.  Образованность  их
была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма "свободные".
  За период царствования Екатерина внесла много законов,  которые  после  ее
кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад  в  развитии
и укреплении России.
    Таковы были главнейшие факты  законодательной  деятельности  императрицы
Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина  выступила  на  поле
деятельности с широким  преобразовательным  планом,  в  основание  кото-рого
легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана цели ком  и
не  провела  последовательно  своих   идей.  Мысли  «Наказа»  не  перешли  в
практику, законодательство не было перестроено на новых  основаниях,  отноше
ния сословий  остались по существу, прежними и развивались в  том  направле-
нии, какое было дано в предшествующее время. Развитие  крепостного  права  и
сословность самоуправления  прямо  противоречили  тем  отвлеченным  теориям,
каким поклонялась императрица, но соответствовали  влиятельному  сословию  -
дворянству. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна  тем  началам
русской жизни, какие ей были завещаны,  временами  предыдущими,  она  продол
жала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её  предшест
венники, хотя иногда не желала действовать как они.[9]
-----------------------
   [1] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А.
   Радугина, М., 1999 г.

   [2] История России. 2 т., М., 1995 г.

   [3] Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М.: Введение в историю, М., 1994 г.

   [4] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А.
   Радугина, М., 1999 г.

   1. [5] История России и мировые цивилизации // Под. ред. В.В.Рубана, М.,
      1997 г.

   2. [6] История. Культура. Цивилизация., М., 1998 г.

   1. [7] История России в свете цивилизационного подхода – Тверь, 1998 г.

   [8] Россия в мировой истории, М., 1996 г.

   [9] История Отечества: люди, идеи, решения. В 2-х частях, М., 1991 г.




смотреть на рефераты похожие на "Сословная политика в XVIII веке "