Государство и право

История образования Москвы


 «Из истории народного образования города Москвы»


В  феодальной  Москве   письменность   и   образование   были   привилегиями
духовенства и знати. В московских и  подмосковных  монастырях,  княжеских  и
боярских домах велась переписка и перевод книг,  подготовка  книжных  писцов
из монахов и светских доброхотов.  Мальчиков  обучали  книжным  хитростям  в
монастырских и церковных школах и на основании договора у  частных  мастеров
грамоты.
 Деловые бумаги того времени – завещательные письма,  межкняжеские  договоры
и  др.,  а  также  летописи  и   летописные  своды  конца  14   нач.   15вв.
свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В  Москве
читали,  кроме  церковных  книг,   светские   прозаические   и   поэтические
произведения – «Слово о  полку  Игореве»,  «Задонщину»,  «Слово  о  Мамаевом
побоище», и др.


С   конца   15   в,   когда   Москва   превращается   в   столицу   русского
централизованного гос-ва. Для приказов , новых  административных  учреждений
требовались образованные дьяки, подъячие, переводчики, писцы. Грамотность  и
образование все глубже проникает в среду дворянства  и  состоятельных  слоев
купеческого и ремесленного населения. Большое влияние на  развитие  культуры
и просвещения оказало возникновение в сер. 16 века книгопечатания  в  Москве
.
 Москва  с  древнейших  времен  являлась  центром  русского  книжного  дела.
Старейшая известная московская  рукописная книга – Сийское евангелие  1339г.
В 14 –16вв. в Москве работали  рукописные  мастерские,  тесно  связанные  со
школами рус. живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева  и  др.  В  сер.  16в.
около 1553г.  в  Москве  в  Китай-городе  основан  печатный  двор  –  первая
московская государственная типография. Первые книги изданные здесь не  имели
выходных данных, поэтому типографию называют еще и « анонимная  типография».
1 марта 1564г. И.Федоров и Петр Мстиславец в гос. Моск. Типографии  Печатный
двор  выпускают  первую  точно  датированную  и   имеющую  выходные   данные
печатную книгу «Апостол» -  образец  высокого  типографского  искусства.  До
конца 17в.  здесь  было  напечатано  свыше  500  книг,  среди  которых  были
светские книги , в том числе – учебники.

В 17в. рукописные учебные пособия ( псалтыри,  часословы,  азбуковники)  все
более вытесняются печатными. Для печатных букварей , в которых кроме  азбуки
давались первоначальные  сведения  по  грамматике,  арифметике,  тексты  для
чтения,  образцом  служила   первая   славяно-русская   азбука   И.Федорова,
напечатанная им во Львове в 1574г. В 17в.  популярны  были  такие  учебники,
как  Букварь  Бурцова-Протопопова,  «Букварь   языка   славенска…»   Симеона
Полоцкого,  Букварь  Поликарпова  для  школ   со  славянской,  греческой   и
латинской азбукой, «Грамматика» Смотрицкого –по ней учился Ломоносов  и  др.
Правила поведения детей в школе, в церкви, за  столом,  во  время  игр,  при
встрече со взрослыми и  т.д.  нашло  свое  отражение  в  рукописном  пособии
Славинецкого «Гражданство обычаев детских».

С 16 в. наблюдается рост числа   школ  грамоты  при  монастырях,  церквах  и
частных школ. Открываются  школы повышенного образования  –  грамматические,
греко-латинские и др. В них  изучаются  славянская  грамматика,  литература,
риторика,  греческий  и  латинский  языки  и  др.  В  1648г.  боярин  Ртищев
открывает  школу  «словесных   наук»   (греко-латинскую)   при   Андреевском
монастыре, в 1653г. под руководством Епифания Славинецкого  начинает  работу
школа при Чудовом Монастыре, в 1665г. – «школа для  грамматического  учения»
Симеона Полоцкого при Спасском мон. за иконописным рядом  (Заиконоспасская),
в 1668г.греко-латинская  в  Китай-городе  при  церкви  Иоанна  Богослова,  в
1680г. – правительственная при печатном дворе и др.
В 1687г. в Москве на основе школы при  Богоявленском  монастыре  открывается
первое  высшее  общеобразовательное  учебное  заведение  –  Эллино-греческая
академия,  образование  в   которой   имело   преимущественно   гуманитарный
характер.Она располагалась в Заиконоспасском монастыре. Ее руководителями  и
преподавателями до 1694г. были братья Иоаникий и Софроний  Лихуды,  затем  –
Головин  и  Поликарпов.  В  17  в.  в   академии   преподавались   греческий
(основной), латинский и старославянский языки, богословие,  «семь  свободных
искусств»  -  грамматика,  риторика,  диалектика,   арифметика,   геометрия,
астрономия и музыка. Позднее прибавились – нем. и  франц.  Языки,  медицина,
физика, философия, ведущее место занял латинский язык.  В  академии  учились
дети знати, приказных людей и духовенства, купечества, посадских людей.
Для обучения наукам и иностранным языкам детей царской  фамилии,  придворных
и знатных дворян приглашались на дом видные ученые и преподаватели.
Многие  образованные  москвичи  того  времени  хорошо  владели  литературным
слогом,  иностранными  языками,  риторикой.  Хозяйственная  необходимость  и
требования повседневной жизни вызвало  появление  «Домостроя»  16в.  –  свод
правил  поведения  горожанина,  в  ряде  букварей  того  времени  приводятся
образцы деловых  бумаг  –  челобитные,  заемные,  частные  письма,  а  также
светские притчи, изречения, поговорки. Книги продаются  на  торжище,  где  с
16в. имеется особый книжный ряд.


Мощный рывок в развитии школы и просвещения происходит в 18в.  и  во  многом
связан с именем Петра I. Расширяется практика посылки молодежи, гл. обр.  из
дворянских семей, для усовершенствования в науках  за  границу,  но  в  тоже
время основное внимание  уделяется  созданию  своих  высших  и  средних  уч.
заведений.

После переноса  столицы  в  Петербург  Москва  сохранила  значение  крупного
политического,  экономического  и   культурного   центра.   Эллино-греческая
академия в 1701г. реформирована в Славяно-греко-латинскую  академию,  в  ней
усилена  подготовка  образованных  лиц  для  церковной   и   государственной
деятельности. Главное  внимание  в  академии  уделялось  изучению  латыни  –
международного языка науки и дипломатии.

В нач. 18в. в Москве открывается ряд новых специальных учебных  заведений  –
Школа математических и навигацких наук, готовившая специалистов для  военно-
морского   флота,   судостроителей,    геодезистов    и    др.    Пушкарская
(артиллерийская) школа, Госпитальная школа, Инженерная школа.  Для  изучения
латинских и новых зап.-европейских языков – Разноязычная школа.

  Для  детей  дворян  в  30-е  годы  18в.  была  открыта  Юнкерская   школа.
Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек. Для  других
социальных групп некрепостного населения  также  открывались  новые  учебные
заведения.

 Главным событием  века  в  области  просвещения  стало  создание  в  1755г.
Московского Университета,  в  который  по  инициативе  Ломоносова  принимали
кроме дворян и детей разночинцев.


Университет  основан  по  замыслу  и  плану  Ломоносова  указом  императрицы
Елизаветы Петровны 12 янв. 1755г. и был открыт 26 апр. 1755г.  Первоначально
 Университет имел факультеты: юридический,   медицинский,  философский.  При
Университете  действовала  гимназия,  Благородный  пансион   и   Учительская
семинария. Первоначально Университет размещался в здании на Красной  площади
на месте Исторического музея.   В 1786-93 г. на углу Б,Никитской  и  Моховой
для него построено специальное здание (арх. Казаков),  после  пожара  1812г.
перестроенное арх. Жилярди.
В 1833-36 г. на противоположной стороне создано на основе  строений  усальбы
18 в. т.н. новое здание Университета ( арх. Тюрин).

С открытием Университета  Славяно-греко-латинская  академия  потеряла  былое
значение центра высшего общего образования и превратилась в высшее  духовно-
сословное уч. Заведение (в настоящее время – Московская духовная академия  в
Троице-Сергиевой лавре).

В 1764г открывается Воспитательный дом  –  приют  для  незаконнорожденных  и
детей бедняков.  Воспитанники  находились  там  до  18  летнего  возраста  и
получали  начальное  реже  среднее  образование.»Классические  классы»   для
мальчиков готовили  к  поступлению  на  мед.фак.  Московского  университета,
Повивальный ин-т и «французские классы»  для  девочек  готовили  акушерок  и
гувернанток.  В  1773г.  в  интересах  купечества  при  Воспитательном  доме
открывается Коммерческое уч-ще, классы театрального  танцевания,  положившие
начало созданию Хореографического       уч-ща.
В 1786г. для детей купцов, мелких служащих и  ремесленников  открываются  5-
годичное Главное народное училище и 6 малых нар уч-щ с 2-х  годичным  сроком
обучения. В 1-ой пол. 19в. на  постановку  образования   все  больше  влияют
развивающиеся кап. отношения, при некоторых фабриках  Открыты  2-х  годичные
нач. уч-ща, основано Техническое уч-ще (ныне МВТУ им Баумана),  Практическая
коммерческая  академия,  открыта  Земледельческая  школа  для     подготовки
приказчиков и управляющих помещичьими  имениями,  открыт  Кадетский  корпус,
для детей промышленников и  купцов  открыто  Мещанское  уч-ще  –  повышенная
начальная школа.

К 1839г. в Москве насчитывалось  25  Частных  пансионов,  где  воспитывались
дети дворян,  крупных  промышленников  и  купцов.  Для  девочек  действовали
закрытые привилегированные женские средние  учебно-воспитательные  заведения
–  Институты  Благородных  девиц.  Первоначально  они  предназначались   для
дочерей потомственных дворян, позднее в них стали  принимать  также  девочек
из  семей  чиновников,  купцов,  духовенства.  Воспитанницы   находились   в
институте с  8  до  18  лет.  Потомственные  дворянки  обучались  бесплатно,
остальные платили 400 руб. в год.  Значительное  место  отводилось  изучению
иностранных языков,  танцев,  музыки.  Девочек  недворянского  происхождения
готовили к роли гувернанток и экономок.


Во  2-ой  пол.19  и  нач.  20  вв  в   Москве   открываются   –   Петровская
земледельческая и  лесная  академия  (  сельхоз  академия  им.  Тимирязева),
Коммерческих ин-т (  Финансовая  академия  им.  Плеханова),  Институт  путей
сообщения   (МИИТ)   .   Педагогические   кадры   готовятся   в   московском
университете,  Учительском  ин-те,   Учительской   семинарии,   Епархиальном
женском уч-ще, в 8-х педагогических классах женских гимназий.
Женщины  не  имели  права  обучаться  в  высших  учебных  заведения  и   для
продолжения образования вынуждены были  уезжать  для  учебы  за  границу.  В
1869г. в Москве были открыты Высшие Женские Курсы – высшее  женское  учебное
заведение. Срок обучения был  3  года.  Имелись  факультеты  :  Естественно-
исторический, медицинский, физико-математический  с  химико-фармацевтическим
отделением.
В 1866  г.  на  базе  музыкальных  классов  Московского  отделения  Русского
музыкального  общества  по  инициативе  Н.Рубенштейна   открыта   Московская
Консерватория.

Всего Москве к 1914г. насчитывалось 20 вузов.

Однако правом на образование  в высших  и   средних  учебных  заведениях   (
Университете, гимназиях, реальных и  коммерческих  уч-х)  пользовались  дети
обеспеченных  слоев  населения.  В  связи  с  этим  неграмотность  снижалась
медленно –в 1912г. 30% населения Москвы было неграмотным.


После Октябрьской революции создается новая система  народного  образования.
Был создан народный комиссариат просвещения РСФСР. Первым наркомом   с  1917
по 1929г. был Луначарский.
В 1920 году создан Московский отдел народного  образования.  Первоочередными
задачами  стали  задачи   ликвидации   неграмотности,   борьбы   с   детской
беспризорностью, увеличение числа школ и  подготовка  к  введению  всеобщего
обязательного  начального образования  детей.  Создавались  школы  и  кружки
ликбеза,  начала  работу  Московская  чрезвычайная  комиссия  по  ликвидации
безграмотности. В 1920г. в Москве обучалось 22 тысячи  неграмотных  рабочих,
кустарей-ремесленников и домохозяек. Постепенно неграмотность в городе  была
ликвидирована.


В настоящее время  в  системе  народного  образования  выделяют:  дошкольное
воспитание,    общеобразовательную    школу,     профессионально-техническое
образование,среднее специальное образование и высшее образование.
Дошкольное воспитание.
До 1917г в  Москве  работало  12  частных  детских  садов,  среди  них  –  2
бесплатных для детей рабочих, организованных на благотворительные  средства.
Первый  советский  детский  сад  был  открыт  в  1918г,  для  детей  рабочих
миусского  трамвайного  депо,   а   затем   и   при   фабриках   «Трехгорная
мануфактура», «Большевик», заводе «Динамо».
  К 1920г  в Москве насчитывалось уже 266 д/с.
В настоящее время в городе  существуют  как  государственные  муниципальные,
так и частные детские сады.
   Общеобразовательная школа.
Несмотря на тяжелые последствия гражданской войны, в 20-х годах  расширилась
сеть общеобразовательных школ.  К  1930  году  в  Москве  было  осуществлено
всеобщее обязательное начальное обучение детей и  начало  вводится  всеобщее
обязательное семилетнее образование. В связи  с  нехваткой  школьных  зданий
занятия проходили в три смены, но уже к 40-му году в Москве  было  построено
дополнительно 379 школ и это дало  возможность  ликвидировать  трехсменность
занятий. Во время войны в зданиях  многих  школ  размещались  госпитали  для
раненых, а большинство школьников было эвакуировано в  глубь  страны.  После
43 года началось возвращение школ из эвакуации и возобновление занятий.
К 1959 году было в основном осуществлено обязательное 8-ми летнее обучение.
В настоящее время, кроме средних общеобразовательных  государственных  школ,
существуют также лицеи, многопрофильные гимназии и частные школы.

    Профессионально-техническое образование.
В 20-40 годах основным типом профессионально-технической  школы  была  школа
фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в которой наряду  с  профессиональной
подготовкой  давалась  и  общеобразовательная.  В  40-м  году  были  созданы
Государственные  трудовые  резервы  СССР,  которые  объединяли  в  себе   80
ремесленных училищ и 45 школ  фабрично-заводского  обучения,  которые  с  59
года были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ).


    Среднее специальное образование.
С  20  года  на  базе  семилетней  школы  был  создан  новый   тип   средней
профессиональной школы – техникумы, где стали готовить специалистов  средней
квалификации  для  всех  отраслей  народного   хозяйства,   здравоохранения,
культуры и просвещения, а с 37 года  техникумы  непроизводственных  профилей
стали называться училищами. Это медицинские,   педагогические,  музыкальные,
военные, художественные училища и в том  числе  Московское  фармацевтическое
уч-ще.

   Высшее образование.
После революции появилась возможность получить  высшее  образование  широким
слоям населения. Для подготовки  к  обучению  в  Вузах  создавались  рабочие
факультеты (Рабфаки). Первые  рабфаки  начали  действовать  в  1919  году  в
Москве  при  институте  народного  хозяйства  и  Московском  Государственном
Университете.
В  первые  послереволюционные  годы  были  созданы  2-й  МГУ,   Ветеринарный
институт,  Горная  академия,  Инженерно-строительный  институт,  Текстильный
институт, Химико-технологический и др. В 1923гю при ряде  вузов  открывается
аспирантура.



 В довоенные годы в Москве создаются новые институты и академии,  в  которых
готовился руководящий состав для различных отраслей народного хозяйства.
 В Московских Вузах  студенты  обучались  на  дневных,  вечерних  и  заочных
отделениях.  Во  время  войны  большинство  Московских  Вузов   работало   в
эвакуации, продолжая подготовку специалистов.
 В 60-70 годы в столице открываются  Вузы  по  новым  направлениям  науки  и
техники: Электронной Техники,  Электронного  машиностроения,  Электроники  и
Автоматики и  др.  В  настоящее  время  наряду  с  государственными  высшими
учебными заведениями  в  Москве  существует  большое  число  высших  учебных
заведений других форм собственности, в т.ч. и коммерческие.
Москва  в  наши  дни  продолжает  оставаться  крупнейшим  в  стране  центром
высшего образования.





смотреть на рефераты похожие на "История образования Москвы "