Государство и право

Образование и наука конца 19 начала 20 века


Реформа  в  области  образования  явилась  одной  из  важнейших  среди
комплекса  преобразований, последовавших  вслед  за  манифестом  1861
году. В  1864  году  было  опубликовано  «положение  о  начальных  народных
 училищах», согласно  которому  в  России  расширялась  сеть  начальных
учебных  заведений, которые  делились  на  3  вида: 1. Земские  школы,
создавшиеся  силами  местных  земских  учреждений. 2.Церковные  школы.
3.Народные  училища  Министерства  народного  просвещения. Тогда  же  был
введён  новый  устав  средних  учебных  заведений, которые  отныне
разделялись  на  2  типа: Классические  гимназии - в  них  основной  упор
делался  на  изучение  предметов  гуманитарного  цикла  и,  прежде  всего
«классических»  языков  (древнегреческого  и  латыни). В  гимназиях  в
основном  учились  дети  дворян  и  чиновников. Программа  Реальных  училищ
 отличалась  от  гимназической  большим  вниманием  к  естественнонаучным
предметам: математике, физике, химии. В  реальные  училища  предпочитали
отдавать  своих  детей  представители  буржуазии. Выпускники  гимназий
могли  без  экзаменов  поступать  в  университеты. Реальные  училища
готовили  к  поступлению в  технические  высшие  учебные  заведения. В
конце  столетия  (1896 года) к  названным  типам  учебных  заведений
добавились  Коммерческие  училища, открытые  по  инициативе  представителей
 крупной  буржуазии. Большие  успехи  были  сделаны  в  сфере  женского
образования. Во  II  половине  XIX  века  во  многих  уездных  городах
появляются  женские  прогимназии  и  гимназии.
К  началу  60-х  годов  в  стране  было  уже  7  университетов: в  Москве,
Санкт-Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве,
Казани. Позже  были  открыты  университеты  в  Одессе, Варшаве, Томске.
Перед  самой  революцией  университет  был  открыт  в  Перми. В  1863  году
 вступил  в  действие  новый  университетский  устав, расширивший  права
университетов  по  самоуправлению. Помимо  классических  университетов
увеличилось  кол-во  Высших  технических  учебных  заведений. Были
основаны  политехнические  институты  в  Киеве, Петербурге, Новочеркасске;
технологический   институт  в  Томске. Важным  новшеством  было  появление
высшего  женского  образования (до  этого  в  высшие  учебные  заведения
принимали  только  мужчин). Открываются  высшие  женские  курсы. Наибольшей
 известностью  пользовались  курсы  профессора В.И. Герье, основанные  в
1872  году  в  Москве  и  знаменитые  «Бестужевские   курсы» (названые  так
 по  имени  их  официального  руководителя  историка  профессора  К.Н.
Бестужева-Рюмина) в  Петербурге (1878год).
Родоначальником  научной  педагогике  в  России  стал  Константин
Дмитриевич  Ушинский (1824-1871). Сторонники  демократизации  народного
образования, он  утвердил  в  качестве  основы  своей  педагогической
системы  идею  воспитывающего  обучения. Перу  Ушинского  принадлежат
труды  по  педагогике  и  учебники  для  школ, выдержавшие  десятки
изданий. Много  сил  отдал  педагогике  Л.Н.Толстой.
Реформирование  образования  принесло  определенные  плоды. Если  в  начале
 60-х  годов  уровень  грамотности  составлял  всего  5%, то  к  концу
века  (1897 года) благодаря  усилиям  земских  учителей  и  просветителей
из  духовенства  грамотные  составляли  21%  всего  населения  России.
Правительство  не  проявляло  должностного  внимания  к  сфере
образования. Жалование  учителей  продолжало  оставаться  очень  маленьким.
Ассигнования  на  народное  образование  были  чрезвычайно  скудны. В
сравнении  со  странами   запада, Россия  продолжала  оставаться  страной
с  очень  низким  уровнем  грамотности.
Чертой  своеобразия  русской  культуры  II  половины  XIX  века  было  то,
что  относительно  низкий  уровень  элементарной  грамотности  подавляющего
 большинства  населения  сочеталось  в  России  с  необыкновенно  высокими
темпами  развития  отечественной  науки, которая  достигала  в  это  время
больших  успехов. Особенно  широкую  известность  в  мире  получили
исследования  в  области  естествознания. Основоположником  отечественной
школы  физиологии  стал  И.Н. Сеченов. Его  труды, посвященные  изучению
головного  мозга  и  нервной  системы, явились   крупным  вкладом в
биологию. Работы  по  теоретическому  и   экспериментальному  изучению
физиологии  нервной высшей  деятельности были  продолжены  крупным
отечественным  ученым, лауреатом  Нобелевской  премии, академиком
Петербургским  АН, Иваном  Петровичем  Павловым (1849-1936), установившим
при  помощи  разработанного  им  метода  условных  рефлексов, что  в
основе  психической  деятельности  лежат  материальные  физиологические
процессы, происходящие  в  коре  головного  мозга.



смотреть на рефераты похожие на "Образование и наука конца 19 начала 20 века "