Административное право

Шпоры по административному праву

|1. Понятие и    |Гос управление – это целенаправленное,                        |
|основные черты  |организующе-регулирующее воздействие государства (через       |
|государственного|систему его органов и должностных лиц) на общественные        |
|управления.     |процессы, отношения и деятельность людей. Это разновидность   |
|Социальное      |социального управления.                                       |
|управление.     |Социальное управление – особый тип управления- воздействия    |
|Основные        |одних людей на других главным образом с помощью информации с  |
|категории       |целью упорядочения социально-значимых процессов, обеспечение  |
|управления      |устойчивого развития социальных систем.                       |
|                |Государственное управление (в широком смысле) – управление    |
|                |делами государства, которое осущ всеми органами гос и во всех |
|                |ветвях власти, в узком смысле – исполнительная деятельность по|
|                |непосредственной организации социальных процессов в           |
|                |обществе.Основные черты гос управления:                       |
|                |является организующей деятельностью                           |
|                |носит организационно-распорядительный х-р                     |
|                |в процессе осуществ управл деят реализуются функции гос       |
|                |осуществ уполномоченными на то субъектами управления          |
|                |Субъекты гос управления – гос органы и должностные лица,      |
|                |которые наделены гос-властными полномочиями                   |
|                |Объекты гос управления – предприятия, органз, граждане,которые|
|                |не имеют властных полномочий                                  |
|2. Общ-полит и  |принцип народовластия                                         |
|организационно-т|законности                                                    |
|ехнические      |принцип разделения властей                                    |
|принципы        |принцип федерализма                                           |
|построения и    |гласности                                                     |
|деят аппарата   |приоритета и гарантированности прав личности                  |
|управления      |принцип сочетания централизации и децентрализации             |
|3. Предмет и    |Предмет АП – это совокупность общественных отношений,         |
|система         |складывающихся в процессе организации и деятельности          |
|административног|исполнительной власти.                                        |
|о права.        |Система АП – состоит из внутреннее АП (деятельность гос       |
|Административное|органов) и внешнее АП –(отношения между органами гос власти и |
|право как наука |гражданами).                                                  |
|                |Система АП состоит из отдельных адм норм права, институтов и  |
|                |подотраслей права, тесно связанных между собой                |
|                |Наука АП – система научных взглядов, представлений, знаний и  |
|                |теорет положений о закономер, существующих в сфере адм права  |
|4. Понятие и    |Административно-правовые  нормы – это установленные или       |
|виды            |санкционированные государством правила,регулирующие отношения,|
|административно-|возникающие при формировании и деятельности исполнительной    |
|правовых норм.  |власти.                                                       |
|Систематизация  |Виды:                                                         |
|административног|1 по целевому назначению:                                     |
|о права.        |-регулятивные (содержащие правила созидательной, нормальной   |
|Источники       |деятельности),                                                |
|административног|- охранительные(призванные обеспечить защиту, охрану          |
|о права         |урегулированных юридич нормами отношений)                     |
|                |2 – по содержанию:                                            |
|                |материальные (определяют права и обязанности субъектов        |
|                |правоотношений(                                               |
|                |процессуальные (закрепляют порядок, процедуру осущ власти)    |
|                |3 – по методу воздействия на поведение субъектов:             |
|                |- обязывающие, запрещающие, уполномачивающие, рекомендующие,  |
|                |поощряющие                                                    |
|                |4 – по пределу действия норм(территории, группе лиц):         |
|                |общеобязательные и внутриаппаратные                           |
|                |5 – по уровню обобщенности:                                   |
|                |общие и специальные                                           |
|                |6 – по субъектам (адресатам):                                 |
|                |- деятельность гос организаций и их раб; негосуд орг; граждан.|
|                |                                                              |
|                |Источники:                                                    |
|                |1) Акты, принятые на референдуме и акты законод органов (конт,|
|                |ФКЗ, ФЗ, а также законод акты суб Федерации)                  |
|                |2) Акты президента РФ (указы, распоряжения)                   |
|                |3) Акты гос администрации (адм акты фед органов и орг – пост и|
|                |распор Правит, министрств адм акты субъектов Фед)             |
|                |4) Акты муниципальных органов                                 |
|                |5) Публичные договоры (междунар, федеративные,                |
|                |административные                                              |
|                |6) Акты правосудия- постановления Конст суда и конст (уставных|
|                |судов) субъектов                                              |
|                |7) Административные обыкновения – локальные акты.             |
|5. Понятие и    |Административно-правовые отношения – это урегулированные      |
|виды            |нормами административного права общественные отношения,       |
|административно-|складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.    |
|правовых        |Особенности:                                                  |
|отношений.      |обязанности и права сторон эти отношений связаны с            |
|Особенности     |деятельностью гос администрации                               |
|административно-|в этих отношениях одной из сторон выступает субъект адм власти|
|правовых        |(орган, должностное лицо, негосуд организация, наделенные     |
|отношений       |гос-властными полномочиями                                    |
|                |данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из  |
|                |сторон                                                        |
|                |в случае нарушения адм-правовой нормы нарушитель несет        |
|                |ответственность перед государством                            |
|                |разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется|
|                |в адм порядке (в последнее время – судом)                     |
|                |Виды:                                                         |
|                |В зависимости от целей деятельности:                          |
|                |Регулятивные или охранительные                                |
|                |По составу участников:                                        |
|                |Внутриаппаратные и внеаппаратные                              |
|6. Правовое     |право закреплено в К -  ст.27 п.2), Регулируется Законом 96 г |
|регулирование   |«О порядке выезда из РФ  и въезда в РФ».                      |
|выезда граждан  |Порядок выезда и въезда регулируется К, этим законом и пост   |
|РФ из РФ        |Прав-ва.                                                      |
|                |Закон говорит о том, что Прав-вом может быть дан перечень     |
|                |стран, въезд в который не рекомендуется.                      |
|                |Для выезда необходимо представить: - паспорт (загранпаспорт,  |
|                |или диплом, служебный, паспорт моряка).                       |
|                |Заграничный паспорт выдается ОВД , общий срок – 1 месяц (Либо |
|                |отказать, либо выдать), для получения – 1- общерос паспорт, 2 |
|                |– 2 квитанции(об уплате госпошлины и об уплате бланка), 3 –   |
|                |заявление. Паспорт выдается сроком на 5 лет. Может            |
|                |продлеваться за границей.                                     |
|                |Ограничения – как при получении, так и после его получения    |
|                |(если ограничения возникают после выдачи – паспорт изымается. |
|                |Выезд запрещен).                                              |
|                |Ограничения:1- в связи со сведениями, составляющими гос тайну |
|                |(с момента последнего ознакомления – 5 лет), может быть       |
|                |продлен Межведомственной комиссией при Прав РФ, 2- если       |
|                |возбуждено уг дело- до решения по существу, 3-  если осужден, |
|                |4-  если подлежит призыву на действ или альтер военную службу,|
|                |5-  если уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных   |
|                |судом 6 – если предоставляются заведомо ложные сведения.      |
|                |Несовершеннолетние – могут получить паспорт с момента         |
|                |рождения, а если едут с родителем – то фото вклеивается в     |
|                |паспорт родителя по инструкции МВД                            |
|                |Для выезда н\летнего должно быть согласие обоих родителей     |
|                |(з\предст), или один из них может написать о своем несогласии |
|                |о выезде, а другой – оспорить в суд. порядке.                 |
|7. Основы       |Административно-правовой статус гражданина –это правовое      |
|административно-|положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной |
|правового       |власти, урегулированное нормами государственного и адм права, |
|статуса граждан.|оно является составной частью общего правового статуса        |
|Административно-|гражданина.                                                   |
|правовая        |Адм-правовой статус гражданина состоит из административной    |
|дееспособность  |правосубъектности и комплекса прав и свобод.                  |
|                |Элементы правосубъектности – это адм правоспособность –       |
|                |(способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами  |
|                |адм права). Частично возникает с момента рождения право на    |
|                |имя, на получение мед помощи и др). Правоспособность граждан  |
|                |не одинакова – она зависит от возраста, пола, состояния       |
|                |здоровья, образования, места жительства, национальности и     |
|                |др.(даже рост влияет на правоспособ лица).                    |
|                |и админ дееспособность – способность граж своими действиями   |
|                |осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные    |
|                |адм-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии |
|                |с этими нормами.                                              |
|                |Адм дееспособность – в отличие от гражданской – не всегда и не|
|                |только зависит от возраста (зависит от образования, места     |
|                |жительства, право на самостоятельное обращение к врачу – у    |
|                |несовершеннолетних с 15 лет).                                 |
|8. Судебное     |Регулируется законом РФ «Об обжаловании в суд действий и      |
|обжалование     |решений, нарушающих права и свободы граждан» - 93г (изм 95),  |
|административных|и 25 глава ГПК РФ- порядок обжалования.                       |
|актов           |По закону – можно обжаловать любые действия, бездействия гос, |
|                |мун, общ и их должностных лиц.а в главе 25 – кроме общ и религ|
|                |объед. В суде  применяют аналогию.                            |
|                |Закон устанавливает условия приемлемости заявления:           |
|                |сроки подачи в течение 3 мес с того времени, когда гр-ну стало|
|                |известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск (уважительный)|
|                |не является препятствием для отказа в принятии заявления      |
|                |только те заявления, которые свидетельствуют  о нарушении прав|
|                |и свобод (доказывать не надо): ограничивающие права и свободы,|
|                |возлагающие незаконно обязанность, незаконную ответственность,|
|                |препятствие к осуществлению прав и свобод.                    |
|                |Не будут принимать заяв, которые подведомственны Конст суду   |
|                |(оспаривается действие закона), или если законом установлен   |
|                |иной порядок обжалования (например, для судебных решений).    |
|                |Рассмотрение – по правилам гражданского судопроизводства,     |
|                |принимается решение, в котором либо удовлетв требование, либо |
|                |отказывается, это реш обязательно на тер России.              |
|                |В Законе указано, что суд вправе сам применить меру           |
|                |дисциплинарной ответственности к должностному лицу (но на     |
|                |практике никогда не применяет).                               |
|9. Порядок      |Предусмотрен большинством нормативных актов.                  |
|рассмотрения    |Порядок регулируется Указом президиума ВС 1968 г              |
|заявлений,      |Этим Указом руководствуются, если нет ведомственных документов|
|предложений и   |– например, приказ МВД. В указе предусмотрено, что анонимные  |
|жалоб граждан   |заявления не рассматриваются, а в ведомственных – рассмат,    |
|административным|если в них сообщ о преступлениях. Согласно Указу, обращение   |
|и органами      |может быть как в устном, так и в письменном виде, как         |
|                |коллективное, так и индивидуальная жалоба.                    |
|                |Общий порядок подачи – через тот орган, который принял        |
|                |решения, а уже тот – в вышестоящую инстанцию.                 |
|                |Если гражданин подал жалобу не по подведомственности, то ему  |
|                |должны разъяснить, куда обращаться –мотивированно.            |
|                |Запрещено направлять жалобы тем лицам, на которых подана      |
|                |жалоба.                                                       |
|                |Максимальный срок рассмотрения жалобы – 1 месяц, а если       |
|                |заявление, жалоба не требует дополн проверки – срок до 15     |
|                |дней.                                                         |
|                |За нарушение этих сроков – привлечение к ответст долж лиц     |
|                |Ответ на жалобу должен быть мотивирован                       |
|10. право       |Конст право на свободу предв.(ст.27 К) – при реализации его   |
|граждан на      |действует Закон от 1993 г «О праве граждан РФ на свободу      |
|свободу         |передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах  |
|передвижения в  |РФ».                                                          |
|пределах РФ.    |Закон дает разграничение понятий- местожительство(жилой дом,  |
|Регистрационный |квартира, иное – в котором граж постоянно или преемущественно |
|учет граждан по |проживает в качестве собственника, по договору найма и др     |
|месту жительства|законным основаниям) и место пребывания (жилое помещение, в   |
|и месту         |котором грж проживает временно).                              |
|пребывания      |Граждане должны становиться на регистрационный учет по месту  |
|                |пребывания, если срок будет более 10 дней.Главное отличие     |
|                |регистрации по месту пребывания состоит в том, что она        |
|                |производится без снятия с регист учета по месту жительства, и |
|                |покидая место пребывания, граждане не снимаются с             |
|                |учета.Выдается свидетельство о регистрации, в паспорте никакие|
|                |отметки об этом не делают.                                    |
|                |Правительством утверждены  93г «Правила регистрации граждан по|
|                |месту жительства и месту пребывания».                         |
|                |Регистрация отличается от прописки тем, что ее наличие или    |
|                |отсутствие не являются основанием для ограничения права       |
|                |граждан, регистрация – это только учет граждан.               |
|                |Необходмые документы: 1 - заявление, 2 -паспорт (или иной     |
|                |документ- загранпаспорт, свид о рожд),3 – документ,           |
|                |подтверждающий законность вселения в жилое помещение (ордер,  |
|                |судебное решение и т.д.), 4 – квитанция об уплате гос пошлины.|
|                |                                                              |
|                |Основания для отказа в регистрации признаны не                |
|                |соответствующими конституции. Только могут указать на         |
|                |необходимость предъявления документов.                        |
|                |Закон четко определяет основания для снятия гра-на с рег учета|
|                |– при подаче заявления на учет по новому месту жительства.    |
|                |Данное право (на свободу передвижения) может быть ограничено  |
|                |только в соответствии с фед законами: 1 – в пограничной зоне, |
|                |2 – в ЗАТО, 3 – в зонах экономического бедствия, 4 – на       |
|                |территориях, где введен режим особого, чрезвычайного и        |
|                |военного положения.                                           |
|11. Воинский    |ФЗ 98 г «о воинской обязанности и военной службе»             |
|учет            |Основной элемент – воинский учет                              |
|                |Организуют военные комиссариаты – территориальные органы МО   |
|                |РФ.                                                           |
|                |Учету подлежат лица мужского пола по достижении 18 лет и лица |
|                |женского пола, когда получают военно-учетную специальность.   |
|                |С 18 лет – первичная постановка на ВУ                         |
|                |Мед освидетельствование – несколько раз (первичная постановка,|
|                |призыв, на сборы).                                            |
|                |Предусматривается выдача документов ВУ. Гр-н должен бережно   |
|                |хранить ВБ, должен извещать об изменении места жительства,    |
|                |места работы, семейного положения, должен явиться по вызову   |
|                |военного комиссара. Явиться на постановку по воинскому учету  |
|                |обязан лично.                                                 |
|                |Воинский учет включает в себя – обязательную подготовку к     |
|                |ВС(по основам ГО, а также добров), подготовка офицеров запаса |
|                |– военные кафедры(обязательный контракт МО и гражданина – об  |
|                |обязательстве гражданина отслужить)                           |
|12. Призыв на   |4-й раздел закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»|
|военную службу  |98г - подлежат лица мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие  |
|                |на ВУ или обяз состоять на ВУ, кроме тех, кто имеет освоб, или|
|                |отсрочку.                                                     |
|                |Решение о призыве может быть принято только когда гражданину  |
|                |исп 18 лет.                                                   |
|                |Освобождению от призыва подлежат: 1- по состоянию здоровья, 2 |
|                |– уже прошедшие службу, 3 - прошедшие альтер службу, 4 – прош |
|                |службу в иностр гос-ве, 5 – имеющие ученую степень, 6 –       |
|                |осужденные, 7 – имеющие усл судимость – до погаш судимости, 8 |
|                |– под следствием, 9 - сыновья, родные братья лиц, погибших во |
|                |время испол воен службы или получ увечья и ранения и умершие  |
|                |от этих ранений.                                              |
|                |Отсрочка:  1- наличие реб в возрасте до 3-х лет, 2- наличие   |
|                |двух и более детей, 3 – по состоянию здоровья – до 1 года, 4 –|
|                |по окончанию вуза поступившие на полный раб день на оборонные |
|                |предприятия, 5 – в соответствии с Указом Президента, 6 – на   |
|                |следственны должностях, 7 – в таможенных, внутренних дел, 8 – |
|                |обучение (школа до 21 года, в сред – на дневном и имеющим гос |
|                |аккред, 9 – педагог, мед  образ, работа в с\мест              |
|                |Офицеров запаса призывает единолично военный комиссар, а лиц  |
|                |рядового состава – комиссия.                                  |
|                |Порядок призыва- повестка – вручается лично, пройти           |
|                |медкомиссию.Сроки- 2 раза в год, для педагог – 1(1 мая—30     |
|                |июня), сельская мест 1  (15 окт по 31 дек). До сроков призыва |
|                |военкомат только готовит списки подлежащих призыву            |
|                |Воено-врачебная комиссия – мед-освидетельствование, решение ее|
|                |можно обжаловать, и до вынесения решения (в вышест или суд    |
|                |орган) решение призывной комиссии приостанавливается.         |
|13. право на    |Регулируется ФЗ «Об информации, информатизации и защите       |
|получение       |информации». 95 г.                                            |
|информации.     |Ст. 10 определяет, какая информация должна быть общедоступной-|
|Правовой режим  |                                                              |
|информации в РФ.|Демографическая, георгафич, инф о чрезв ситуациях,            |
|Персональные    |экологическая, любые законы, устанавливающие статус гос       |
|данные          |органов, уст. Права и свободы, об использовании фин           |
|                |ресурсов(Закон о бюджете), инф, находящяяся в открытых фондах.|
|                |                                                              |
|                |Персональные данные – это информация, которая должна          |
|                |предоставляться бесплатно – о самом себе, кто пользовался этой|
|                |информацией, и если в этих данных есть неточности.            |
|14. Понятие и   |Исполнительная власть – это возможность особой системы        |
|основные функции|государственных органов                                       |
|исполнительной  |на основе законов подчинять своей воле путем издания          |
|власти          |конкретных административных распоряжений.                     |
|                |Признаки:                                                     |
|                |самостоятельная, но не независимая ветвь власти               |
|                |основная функция – практическая реализация законов            |
|                |реализуется через систему спец. Субъектов                     |
|                |обладает правом применения мер гос принуждения                |
|                |Исп власть всегда должна находиться под жестким контролем     |
|                |других ветвей власти                                          |
|                |Функции исп власти связаны с практической реализацией законов.|
|                |                                                              |
|                |функция понимается как один из общих способов организации, адм|
|                |воздействия исп власти на подвластных (инструментальный       |
|                |подход) такие функции чаще всего называют общими функциями    |
|                |управления.                                                   |
|                |Три группы общих функций: 1 –ориетирования системы            |
|                |(прогнозирование, планирование, нормативного регулирования,   |
|                |методического руководства, 2- Обеспечения системы (кадрового, |
|                |мат=тех, организ-структурного, информационного,               |
|                |правоприменительного обеспечения, 3 – оперативного руководства|
|                |системой – (непосредственного регулирования деят, учета,      |
|                |контроля, координации оценки)                                 |
|15. Понятие и   |Органы исп власти – это организованный коллектив,образующий   |
|виды органов    |самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную   |
|исполнительной  |собственной компетенцией, выполняющую публичные функции,      |
|власти. Система |структура и  деятельность которой регламентированы правом.    |
|органов         |Признаки:                                                     |
|исполнительной  |автономная часть госаппарата                                  |
|власти          |наделяются собственной компетенцией                           |
|                |осуществляют государственные функции, действуют от имени      |
|                |государства                                                   |
|                |присутствует персональная ответственность перед государством  |
|                |органы исп власти учреждаются только государством             |
|                |положение, структура и деятельность регламентированы законом  |
|                |Виды:                                                         |
|                |1 – по объему компетенции:                                    |
|                |общей(презедент, прав, )   и специальной                      |
|                |компетенции(осуществляют отраслевое – внутриведомственное)    |
|                |либо межотраслевое(функциональное, межведомственное           |
|                |управление-например, Мин здравоохранения РФ).                 |
|                |2 – по способу принятия нормативных актов                     |
|                |единоначальные и коллегиальные                                |
|                |3 – по организационно-правовым формам:                        |
|                |на фед уровне – Министерства, госкомитеты, фед службы         |
|                |на рег уровне – формируются самостоятельно (префектуры)       |
|                |Система:                                                      |
|                |Федеральные гос органы испол власти.                          |
|                |Общефедеральные (центральные) органы:                         |
|                |А)орган общей компетенции – правительство России              |
|                |Б)центральные фед органы спец компетенции                     |
|                |Территориальные фед органы спец компетенции:                  |
|                |А)межрегиональные (команд военного округа)                    |
|                |Б)региональные (областные военкоматы)                         |
|                |В)местные(районные военкоматы)                                |
|                |Гос органы испол власти субъектов Ф                           |
|                |центральные (республ, краевые, и т.д) органы:                 |
|                |а)общей компетенции – глава исп власти (президент,            |
|                |губернатор(, правительство субъекта фед                       |
|                |б) республ, краевые, обл и тд органы спец компетенции         |
|                |территориальные органы испол власти субектов Фед:             |
|                |а) Общей компетенции                                          |
|                |б) специальной компетенции                                    |
|                |3) местные органы                                             |
|16. Федеральные |1.Правительство                                               |
|органы          |правовое положение регулируется конст, принятым в 1997 г ФКЗ  |
|исполнительной  |«О правительстве РФ», другими законами, а также указами През  |
|власти          |РФ.Это коллегиальный, центральный, федеральный орган исп      |
|                |власти общей компетенции, починенный президенту. Он состоит из|
|                |председателя прав, его заместителей и фед министров.          |
|                |Председатель назначается Президентом с согласия ГД, которая   |
|                |должна в течение 7 дней рассмотреть предложения о кандидатуре.|
|                |По предложению председателя прав президент назначает других   |
|                |членов прав. А министров обороны, внутр дел, иностр дел       |
|                |президент назначает, не согласовывая их кандидатуры с ГД.     |
|                |Президент решает вопросы о количестве заместителей            |
|                |председателя, создании и ликвидации фед министерств.          |
|                |правительству подчинены центральные федеральные органы спец   |
|                |компетенции. Несколько организационно-правовых форм центр     |
|                |органов: министерство РФ, Госкомитет, фед служба, фед         |
|                |комиссия, российское агентство, фед надзоры.                  |
|                |Фед. Министер являются центральными единоначальными органами  |
|                |Территориальные федеральные органы                            |
|                |А)межрегиональные                                             |
|                |Б) региональные                                               |
|                |В)местные                                                     |
|                |Входят в систему органов исп власти, осуществляют свою        |
|                |деятельность под руководством соответствующих центральных     |
|                |органов фед исп власти и во взаимодействии с органами исп     |
|                |власти соотв-х субъектов Ф.                                   |
|                |Действуют на основе фед правовых актов, руководствуются       |
|                |правовыми и актами органов гос власти субъектов, принятыми в  |
|                |пределах их компетенции.                                      |
|                |Создание, реорганизация и ликвидация производится             |
|                |соответствующим цент органом фед исп власти.                  |
|17. Органы      |В соответствии со ст.77 конституции система органов гос власти|
|исполнительной  |субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии|
|власти субъектов|с основами конституционного строя Р и фед законом «Об общих   |
|Российской      |принципах организации представ и исполн органов гос власти    |
|Федерации.      |суб» 1999г                                                    |
|Система органов |глава исп власти суб – президент, губ                         |
|исполнительной  |исп орган гос власти общей компет (прав или админис)          |
|власти          |исп органы гос власти спец компетенции (отрасл и              |
|Архангельской   |межотраслевые)                                                |
|области         |территориальные органы гос испол власти общей компетен        |
|                |(действующие в границах адм-тер обр или округов)              |
|                |территор органы гос испол власти спец компетенции, являющиеся |
|                |структурными подразделениями органов общей компет или         |
|                |отраслевых (межотраслевых)органов субъекта Федерации          |
|18. понятие и   |ФЗ «Об основах государственной службы РФ» 1995 г              |
|виды            |(ст.2) Государственная служба – это профессиональная          |
|государственной |деятельность по обеспечению исполнения полномочий             |
|службы          |государственных органов.                                      |
|                |(ст.2 п.3) 1- федеральная гос служба, находящаяся в ведении   |
|                |РФ, 2 – гос служба субъектов РФ, находящяяся в их ведении     |
|Ответы – по     |Федеральная гос служба по правовому положению служащих        |
|закону 95г,     |подразделяется на гражданскую и милитаризированную.           |
|Надо добавить   |Гражданская гос служба подразделяется на общегражданскую и    |
|ФЗ»О системе    |специальную.                                                  |
|государственной |Специальными видами гражданской службы является               |
|службы РФ»      |дипломатическая, в органах прокуратуры, налоговой инспекции и |
|27.05.2003,     |др. Особенность спец службы – она регулируется спец           |
|+ Областной     |нормативными актами, основана на более широком единоначалии,  |
|закон «О        |на более строгой дисциплине, служащие имеют форменную одежду, |
|госслужбе       |персональные звания, чины, ранги.                             |
|Архангельской   |Милитаризированная служба: военная и военизированная.         |
|области»        |Военная служба – в ВС, пограничных войсках, внутренних войсках|
|                |МВД, в вооруженных формированиях, в органах гос власти        |
|                |Военизированная – в милиции, в таможенных органах, судебных   |
|                |приставов, в конвойной охране, налоговой полиции, и др        |
|19. Принципы    |Ст.5 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» 1995           |
|государственной |Гос служба основана на принципах:                             |
|службы          |Верховенства Конст РФ и федеральных законов над иными         |
|                |нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при  |
|                |исполнении гос служащими должностных обязанностей и           |
|                |обеспечении их прав                                           |
|                |Приоритета прав и свобод человека и гражданина их             |
|                |непосредственного действия,  обязанности гос служащих         |
|                |признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и   |
|                |гражданина                                                    |
|                |Единства системы гос власти, разграничения предметов ведения  |
|                |между РФ и субъектами РФ                                      |
|                |Разделения законодательной, исполнительной и судебной вл      |
|                |равного доступа граждан к гос службе в соответствии со        |
|                |способностями и проф подготовкой                              |
|                |обязательности для гос служащих решений, принятых вышестоящими|
|                |гос органами и их руководителями в пределах их полномочий и в |
|                |соответствии с законодательством                              |
|                |единства основных требований, предъявляемых к гос службе      |
|                |профессионализма и компетенции госслужащих                    |
|                |гласности в осуществлении гос службы                          |
|                |ответственности госслужащих за подготавливаемые и принимаемые |
|                |решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих      |
|                |должностных обязанностей                                      |
|                |внепартийности гос службы, отделения религиозных объединений  |
|                |от государства                                                |
|                |стабильности кадров госслужащих в гос органах.                |
|20. Понятие     |Ст.3   ФЗ 95г                                                 |
|государственных |Гос служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,    |
|служащих, их    |установленном ФЗ, обязанности по гос должности гос службы за  |
|виды. Должности |денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств фед    |
|в               |бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.     |
|государственном |Ст.1                                                          |
|аппарате.       |Гос должность – это должность в федеральных органах гос       |
|                |власти, органах гос власти субъектов РФ, а также в иных гос   |
|                |органах, образуемых в соответствии с Конс РФ с установленными |
|                |кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий    |
|                |данного государственного органа, денежным содержанием и       |
|                |ответственностью за исполнение этих обязанностей.             |
|                |Гос должности подразделяются на:                              |
|                |должности, устанавл Конст, Фед законами, конст, уставами      |
|                |субъектов – для непосредственного исполнения полномочий гос   |
|                |органов (Президент РФ, председатель Правительства, депутаты, и|
|                |др) -–гос должности категории «А»                             |
|                |должности, учреждаемые в установленном законод порядке для    |
|                |непосредственного обеспечения исполнений полномочий лиц,      |
|                |замещающих должности категории «А» – гос должности категории  |
|                |«Б»                                                           |
|                |должности, учреждаемые госорганами для исполнения и           |
|                |обеспечения их полномочий – гос должности категории «В».      |
|21. Основные    |Ст.10  ФЗ 95 г      Обязанности:                              |
|права и         |обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение    |
|обязанности     |Конст РФ, реализацию фед законов  и законов субъектов РФ, в   |
|государственных |том числе регулирующих сферу его полномочий                   |
|служащих        |добросовестно исполнять должностные обязанности               |
|                |обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод граждан        |
|+ надо добавить |исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в      |
|                |порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их   |
|указ Президента |должностных полномочий, за исключением незаконных.            |
|от 6.06.96 «О   |В пределах своих должностных обязанностей своевременно        |
|мерах по        |рассматривать обращения граждан и общ объединений (и др) и    |
|укреплению      |принимать по ним решения в порядке, установленном ФЗ и        |
|дисциплины в    |законами субъектов РФ                                         |
|системе гос     |Соблюдать установленные в госоргане правила внутреннего       |
|службы»         |трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы  |
|                |со служ информацией                                           |
|                |Поддерживать уровень квалификации, достаточной для исполнения |
|                |своих должностных обязанностей                                |
|                |Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а    |
|                |также не разглашать ставшие ему известными в связи с          |
|                |исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие  |
|                |частную жизнь, честь и достоинство граждан                    |
|                |Права:                                                        |
|                |Подразделяются на служебные и личные. Служебные – связаны с   |
|                |выполнением должностных обязанностей, их принято называть     |
|                |полномочиями. Существуют общеслужебные, профессиональные,     |
|                |должностные полномочия.                                       |
|                |Общеслужебные – ст.9                                          |
|                |ознакомление с документами, получение информации и материалов,|
|                |внесение предложений                                          |
|                |Профессиональные:                                             |
|                |Вызваны спецификой выполняемой деятельности и  обязанностями  |
|                |Личные: - участие по своей инициативе в конкурсе на замещение |
|                |вакантной должности гос службы                                |
|                |продвижение по службе, увеличение денежного содержания с      |
|                |учетом результатов, стажа работы, уровня квалификации         |
|                |переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за |
|                |счет средств соответствующего бюджета.                        |
|                |А также на материальное обеспечение и отдых. Денежное         |
|                |содержание состоит из должностного оклада, надбавок за        |
|                |квалификац разряд, особые условия гос службы, выслугу         |
|                |лет,премий                                                    |
|22. Порядок     |Ст.21 по ФЗ  95 г                                             |
|замещения       |на гос должности категории «Б» – по представлению соответ-х   |
|должностей в    |лиц, замещающих должности категории «А»                       |
|государственном |на гос должности 1-й гр категории «В» – соответствующим       |
|аппарате        |должностным лицом                                             |
|+ надо добавить |на гос должности гос службы 2,3,4 и 5 групп категории «В» – по|
|Указы президента|результатам конкурса на замещение вакантной гос должности гос |
|от 9.03.96      |службы                                                        |
|«Положение о    |                                                              |
|проведении      |Конкурс может проводится в виде конкурса документов или       |
|аттестации      |конкурса-испытания.                                           |
|федерального    |Конкурс-испытание проводится госконкурсной комиссией.         |
|государственного|Право поступления на гос службу имеют граждане РФ не моложе 18|
|служащего»      |лет, владеющие гос языком, имеющие проф образование и         |
|и от 29.04.96   |отвечающие требованиям, установленным законом для гос служащ  |
|«Положение о    |При поступлении гражданин представляет:- личное заявление,    |
|проведении      |документ, удост личность, трудовую книжку, док. Об проф       |
|конкурса на     |образовании, справку из органов гос налоговой службы о        |
|замещение       |предоставлении сведений об имущ положении, мед заключение о   |
|вакантной       |состоянии здоровья                                            |
|государственной |Гражданин поступает на гос службу на условиях трудового       |
|должности       |договора, заключенный на неопредл срок или на срок не более 5 |
|федеральной     |лет                                                           |
|государственной |                                                              |
|службы»         |                                                              |
|23. Условия     |Ст 24  ФЗ 95 г                                                |
|прохождения гос |Для определения уровня проф подготовки и соответствия гос     |
|службы.         |служащего занимаемой гос должности гос службы, а также для    |
|Аттестация. Клас|решения вопроса о присвоении гос служащему квалиф разряда     |
|чины, порядок их|проводится его аттестация – не чаще одного раза в 2 года, но  |
|присвоения.     |не реже одного раза в 4 года.                                 |
|                |?                                                             |
|24. Прекращение |Ст. 25  ФЗ 95 г                                               |
|государственной |при увольнении, в том числе в связи с выходом на пенсию       |
|службы          |по инициативе руководителя в случаях:                         |
|                |1 достижения предельного возраста (60 лет)                    |
|                |2 –прекращения гражданства                                    |
|                |3 несоблюдения обяз и ограничений                             |
|                |4 – разглашение сведений, составляющих гос и иную охран тайну |
|                |5 –др обст                                                    |
|25. Ограничения |Ст.11  ФЗ 95 г                                                |
|общегражданских |Не вправе:                                                    |
|прав и          |заниматься другой оплачиваемой деят, кроме педагоги, научной и|
|обязанностей    |иной творческой                                               |
|государственных |быть депутатом законод (предст) органа РФ, субъектов, органов |
|служащих        |мест самоупр                                                  |
|                |заниматься предпринимательской деятельностью, лично или через |
|                |доверенных лиц                                                |
|                |состоять членов органа управления коммерч организации, если   |
|                |ему не поручено                                               |
|                |быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в гос |
|                |органе, в котором он состоит на гос службе либо который       |
|                |непосредственно подчинен или непоср подконтролен ему          |
|                |использовать в неслужебных целях средства                     |
|                |материально-технического, финансового и информационного       |
|                |обеспеч, другое гос имущество и служ информацию               |
|                |получать гонорары за публикации и выступления в качестве гос  |
|                |служащих                                                      |
|                |получать от физ и юридических лиц вознаграждения (подарки,    |
|                |ссуды и др) связанные с исполнением должн обязанностей, в том |
|                |числе после выхода на пенсию                                  |
|                |принимать без разрешения през РФ награды иностр гос, междун и |
|                |иностр орг                                                    |
|                |выезжать в служ командировки за границу за счет физ и юрид    |
|                |лиц, за исключ слу командировок                               |
|                |принимать участие в забастовках                               |
|                |использовать свое служебное положение в интересах политических|
|                |партий, общ, в том числе религиозных объедин, в гос органах не|
|                |могут образовываться структуры политич партий, религиозных,   |
|                |обще объед, за исключ проф союзов                             |
|                |гос служащий обязан передавать в доверительное управление на  |
|                |время прохожд госслужбы доли в уставном капитале ком          |
|                |организаций                                                   |
|26. формы       |Различают правовые и неправовые формы.                        |
|деятельности    |Правовая – деят, которая непосредственно влечет опр правовые  |
|исполнительной  |последствия и осуществ на основе юридического оформления.     |
|власти.         |Среди правовых форм выделяются принятие административных актов|
|Административные|(решений), заключение договоров, совершение иных юридически   |
|акты: понятие,  |значимых действий. Неправовые – это организационные действия и|
|виды, процесс   |материально-технические операции. Эти действия непосредственно|
|принятия,       |юридических последствий не влекут.                            |
|изменения и     |Адм акт – это особый вид подзаконных, официальных юридичских  |
|отмены.         |актов, принимаемых субъектами гос власти в процессе           |
|                |исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие       |
|                |односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические  |
|                |последствия. Виды:                                            |
|                |1 по юридическому содержанию:                                 |
|                |нормативные акты – устанавливают, изменяют или отменяют юрид  |
|                |нормы, индивидуальные акты – решения субъектов админист власти|
|                |по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам, общие –|
|                |либо содержат кратковременные предписания(о переносе выходного|
|                |дня, о призыве на военную службу), смешанные                  |
|                |от порядка принятия: -коллегиальные,единоличные.              |
|                |Прав в соот со ст115 К на основании и во исполнении Конст, ФЗ,|
|                |нормат Указов през издает постановления и распоряжения.       |
|                |Вступают в силу по истечении семи дней со дня их первого офиц |
|                |опубликования. Подлежат офиц опубликованию не позднее 15 дней |
|                |со дня их принятия, а распоряжения – 10 дней. Акты прав могут |
|                |быть отменены през в случае их противоречия Конст, Фед Зак и  |
|                |указам През.                                                  |
|                |Ведомственные норм акты – подлежат гос регистрации в Минюсте  |
|                |России.- в 10 дневный срок со дня их подписания.              |
|                |Изменить, прекратить действие можно как акта в целом, так и   |
|                |его отдельны частей. Для внесения изменений требуется принятие|
|                |нового решения и, как правило, тем же органом, должностным    |
|                |лицом, который принял акт в старой редакции.                  |
|                |Прекращение действия акта может быть факт и юрид. Если истек  |
|                |срок действия, исчезла необход – действие акта прекращается   |
|                |фактически, без издания нового решения. Юридическое           |
|                |прекращение – прямым или косвенным – в первом случае акт прямо|
|                |отменяется либо признается судом незаконным, во втором –      |
|                |принимается новый, с началом действия которого старый теряет  |
|                |юридическую силу. По общему правилу акт отменяет тот, кто его |
|                |принял, и вышестоящий орган, кроме того, акты вправе признать |
|                |незаконными суды.                                             |



смотреть на рефераты похожие на "Шпоры по административному праву"