Искусство и культура

Легенда и рыцарский роман

Каролинсское   возрождение,   собрав    лучших    представителей    западной
образованности при дворе императора, воспитало целое  поколение  богословов,
учёных и литераторов, рассеявшееся  по  франкской  земле,  оживившее  старые
центры культуры и создавшее в аббатствах и епископских городах новые.
Обращаясь  к  миру,  клирики  увлекаются  мирскими  сюжетами  и  занимающими
светское   общество   интересами.   Латинская   литература    вступает    во
взаимодействие с народной словесностью. Альберт  пишет  латинскую  поэму  об
Александре Великом. Давно произносившие свои проповеди на «lingua  rustica»,
клирики  слагают  на  нет  стихотворные  легенды  и  церковные   песнопения,
переводят в  стихи  евангельские  рассказы.  В  половине  ХI  в.  появляется
французское  стихотворное  житие  Св.  Алексия.  Начинают   звучать   первые
народные песни в честь Девы Марии.
Старый германский эпос воспринимает  новые  наслоения,  романская  эпическая
поэзия примыкает  к  каралинсской  и  феодальной  истории.  В  образе  Карла
Великого сливаются воспоминания о нём самом, Карле Мартелле и  Карле  Лысом.
Великий Карл – величавый и мудрый король, молчаливый в  совете,  решительный
и мужественный в бою, когда его  седая  борода  на  покрытой  бронею  груди.
«Nostre emperere magne» вождь борьбы с сарацинами, имя которых покрыло  всех
врагов:  и  норманнов,  и  арабов.  Он  защитник  веры  и  мира,  воплощение
национальной идеи. По его мотивам Бог совершает чудеса,  и  с  ним  беседует
архангел Гавриил, посланник Божий. Автор «Песни о  Роланде»  знает:  «Ni  ne
pedrat dolce France son los!» Он дорожит  честью  Франции,  и  гордиться  её
героями – «li quens Rollans» и «olivier  li  ber».  Все  впадают  в  ярость,
когда говорят, что есть император поважнее Карла. Они любят «gaber»,  т.  е.
неумеренно прихвастнуть, особенно выпитого вина и перед отходом ко  сну.  Во
дворце греческого  императора  сам  Карл  заявляет  своим  рыцарям,  что  он
способен разрубить пополам вооруженного рыцаря  вместе  с  его  конём,  граф
Роланд может звуком рога сбить с петель  городские  ворота  Константинополя;
«gab»   Оливьера,   влюбившегося   в   дочь   греческого   «короля   Угона»,
непередаваема. Но если герои прихвастнут, они с Божьей  помощью  и  выполнят
свои невероятные обещания, а напуганный король Угон будет рад признать  себя
вассалом  Карла.  Так  идея  отечества  и  героический  идеал  сплетаются  с
любовной, но острой насмешкой над Карлом на потеху ярмарочной толпы.  Старые
мотивы германского героического эпоса сочетаются с более  свободным  к  нему
отношением, то есть со смутным чутьём становящейся художественной формой.
Национальное чувство находит себе  выход  в  «королевской  эпопее»;  местный
патриотизм, идеал верности  к  сеньору  и  героических  подвигов  в  «эпопее
феодальной»,  связываемой  с  именами  знаменитых  баронов.  А  из  Британии
переносятся во Францию старые кельтские предания, легенды  о  фантастических
приключениях и любви героев.  Уже  выплывают  из  тумана  образы  прекрасной
Изольды, жены короля Марка, и Тристана.  В  «Chancos  de  gestes»  творчески
осознаётся идеал феодальной знати. Под аккомпанемент арфы, «роты» или  виолы
поют «Песни о подвигах» бродячие певцы, «joglers» или «jogledors»;  поют  их
и рыцари в пути или  перед  битвой.  В  цветущих  землях  южной  Франции,  в
области «lanque dґoc» устраиваются культура и быт феодального общества, и  с
конца ХI века (1087-1127), первый  трубадур,  ещё  непосредственно  выражает
свою любовь к  жизни  наслаждениям.  Но  скоро  новую  поэзию  скуёт  форма,
отражение  устанавливающейся  в  куртуазном  быту  меры,   «mazura».   Поэт-
министириал  станет  славить  свою  даму,  зарабатывая  себе   на   хлеб   и
вырабатывая  художественный  стиль.  Он  станет  учителем  весёлой  науки  и
вытеснит скучного  капеллана  или  заставит  его  говорить  о  любви.  Новая
лирическая  поэзия,  поэзия  рождающегося  на  пороге  ХII   в.   феодально-
рыцарского общества, отдаваясь иногда политическим страстям  в  «сирвентах»,
уйдёт в  наблюдение  духовной  жизни  и  будет  следить  за  сменою  тонких,
сковываемых ритмом чувств. И постоянное,  беспокойное  движение  феодального
мира перебросит поэзию провансальских трубадуров к французским труверам,  ко
двору неаполитанских королей и в Германию.  Развитие  и  расцвет  миннезанга
падают на ХII и XIII века начала  его  скрыты  в  феодальном  творчестве  XI
века.

ЛИТЕРАТУРА:
  . Л. В. Карсавин «Культура средних веков»
  . А. Я. Гуревич «Категории средневековой культуры»



смотреть на рефераты похожие на "Легенда и рыцарский роман"