Искусство и культура

Художники эпохи Высокого Возрождения


   Отдельные    тенденции    искусства    Высокого     Возрождения
предвосхищались  в  творчестве  выдающихся   художников   15в.   И
выражались в  стремлении   к  величавости  ,   монументализации  и
обобщённости образа.
   Однако подлинным основоположником  стиля  Высокого  Возрождения
был Леонардо да Винчи  (  1452-  1519)  ,  гений,  чьё  творчество
знаменовало грандиозный качественный  сдвиг  в  искусстве.Значение
его всеобъемлющей деятельности ,научной и художественной  ,  стало
ясно только тогда , когда были исследованы  разрозненные  рукописи
Леонардо .В его заметках и рисунках - гениальные прозрения в самых
различных областях науки и техники.Он был ,по  выражению  Энгельса
,“  не  только  великим  живописцем,  но  и  великим   математиком
,механиком, инженером , которому обязаны важными открытиями  самые
разнообразные отрасли физики.
   Искусство для Леонардо было средством познания  мира  .  Многие
его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же  время
это произведения высокого  искусства  .  Леонардо  воплощал  собой
новый тип художника - учёного , мыслителя  ,  поражающего  широтой
взглядов, многократностью таланта.
   Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от  города  Винчи.
Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки .Учился  он
во  Флоренции  ,  в  мастерской  скульптора  и  живописца   Андреа
Верроккь.Одна из ранних работ Леонардо - фигура ангела  в  картине
Верроккьо “Крещение”- выделяется среди застывших персонажей тонкой
одухотворённостью и свидетельствуют о зрелости её создателя.
   К числу ранних произведении Леонардо относиться и хранящаяся  в
Эрмитаже “ Мадонна с цветком”( т.н. “ Мадонна Бенуа” ок.  1478г.),
решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь
от  жанровости  и  тщательной  детализации  ,  присущих  творениям
мастеров раннего Возрождения , Леонардо углубляет характеристики ,
обобщает формы .Тонко моделированные боковым светом фигуры  матери
и младенца заполняют почти всё пространство
картины .Естественны и  пластичны  движения  фигур  ,  органически
связанных между собой. Они ясно выступают на тёмном фоне  стены  .
Открывающееся в  окне  чистое  голубое  небо  связывает  фигуры  с
природой,
с   необъятным   миром   в   котором   господствует   человек.   В
уравновешенном  построении   композиции   чувствуется   внутренняя
закономерность .Но она не исключает теплоты , наивной  прелести  ,
наблюдённой в жизни.
    В 1480 г. Леонардо уже имел свою  мастерскую и получал заказы.
Однако  страстное  увлечение  часто  отвлекало  его   от   занятий
искусством. Недописанными оказались  большая  алтарная  композиция
“Поклонение  волхвов”  и  “  Св.  Иероним”.  В   первой   художник
стремился к
преобразованию  сложной монументальной композиции алтарного образа
в пирамидально построенную , легко обозримую группу ,  к  передаче
глубины человеческих чувств. Во второй - к правдивому  изображению
сложных ракурсов человеческого тела , пространства пейзажа .
    Не найдя должной  оценки  своего  таланта  при  дворе  Лоренцо
Медичи с
его культом изысканной утончённости ,Леонардо поступил на службу к

миланскому герцогу Лодовико  Моро.  Миланский   период  творчества
Леоонардо  оказался  самым  плодотворным  .  Здесь  во  всю   мощь
раскрылась
многократность  его  дарования  как  учёного  ,   изобретателя   и
художника.
    Свою  деятельность  он  начал   с   исполнения   скульптурного
монумента - конной статуи отца герцога   Лодовико  Моро  Франческо
Сфорца . Большая модель монумента , получившая единодушную высокую
оценку современников, погибла при взятии Милана французами в  1499
г.  Сохранились  лишь   рисунки  -  наброски  различных  вариантов
монумента изображения то вздыбленного ,полного динамики скакуна  ,
то торжественно выступающего коня ,  напоминающего  компазицеонные
решения Донателло и Верроккьо .Видимо , этот последний  вариант  и
был претворён в  модель статуи .Это произведение позволяет считать
Леорнардо одним из крупнейших скульпторов того времени.
    К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого
стиля - “Мадонна в гроте “ и “Тайная вечеря”.
    “ Мадонна в гроте “( 1483  -1494  )  -  первая  монументальная
алтарная композиция Высокого Возрождения . Её  персонажи  Мария  ,
Иоанн , Христос и ангел  приобрели  черты  величия  ,  поэтическую
одухотворённость и полноту жизненной  выразительности.Объединённые
настроением  задумчивости   и   действием   -   младенец   Христос
благославля-
ет Иоанна - в гармоничную пирамидальную  группу,  словно  овеянные
лёгкой  дымкой  светотени   ,   персонажи   евангельской   легенды
представляются воплощением идеальных образов  мирского счастья .
    В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая
значительная  из  монументальных  росписей  Леонардо  -  “  Тайная
вечеря”, исполненная в 1495 -1497 гг. Для  монастыря  Санта  Мария
делла Грацие в  Милане  .  Отступив  от  традиционного  толкования
евангельского эпизода , Леонардо даёт новаторское решение  темы  ,
композиции,   глубоко   раскрывающей   человеческие   чувства    и
переживания . Сведя к  минимуму  обрисовку  трапезной  ,  нарочито
уменьшив размеры стола и выдвинув  его  к  переднему  плану  ,  он
сосредотачивает внимание на драматической кульминации события , на
контрастных   характеристиках   людей   различных    темпераментов
,проявлении различной гаммы чувств  , выражающихся и в мимике и  в
жестикуляции . которыми апостолы отвечают на слова Христа :  “Один
из вас предаст  меня “ .Решительный контраст апостолам  составляют
образы внешне спокойного Христа , находящегося в центре композиции
, и облокотившегося на край стола предателя Иуды ,  грубый  хищный
профиль которого погружён в тень . Смятение , подчёркнутое  жестом
руки , судорожно сжимающей кошелёк,  и мрачный облик выделяют  его
среди апостолов , на чьих  освещённых  лицах  выражены  удивление,
сострадание , возмущение .Композиция фрески поражает цельностью  ,
единством , она строго уравновешена , центрична  по  построению  .
Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и  архитектуры
.
    После взятия Милана Леонардо покинул  город  .  Начались  годы
странствий . По заказу Флорентийской республики он исполнил картон
для фрески “Битва при Ангиари “. В полной  драматизма  и  динамики
композиции Леонардо , эпизоде битвы за знамя , дан момент  высшего
напряжения сил сражающихся , раскрыта жестокая правда войны .
    К этому времени относится создание портрета Моны Лизы , одного
из самых прославленных  произведений мировой живописи .
    Пластически   проработанная,   замкнутая    по    силуэту    ,
величественная фигура молодой женщины господствует над  отдалённым
, окутанным голубоватой дымкой пейзажем  со  скалами  и  вьющимися
среди них водными  протоками  .Сложный  полуфантастический  пейзаж
тонко гармонирует с характером  и  интеллектом   портретируемой  .
Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении
её  лица,оживлённого  едва  уловимой  улыбкой,  в  её  спокойно  -
уверенном  ,  проницательном  взгляде  .  Лицо  и   холёные   руки
патрицианки написаны с  удивительной  бережностью  ,  мягкостью  .
Тончайшая , словно тающая, дымка светотени  (  т.  н.  сфумато  ),
окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни  одного
резкого мазка или  угловатого контура .
    В последние годы жизни Леонардо большую часть  времени  уделял
научным изысканиям  .  Он  умер  во  Франции  ,  куда  приехал  по
приглашению французского  короля Франциска 1 и  где  прожил  всего
два года .





смотреть на рефераты похожие на "Художники эпохи Высокого Возрождения"