Искусство и культура

Бартоломе Эставан Мурильо. Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте. Масло 1680 г.

                                                  Онуфриева Надежда, 2 курс,


                                             специальность: искусствоведение


     Бартоломе Эставан Мурильо. Архангел Рафаил с предстоящим перед ним
                      епископом Домонте. Масло 1680 г.

      Особенно много картин Мурильо хранится в  Государственном  Эрмитаже  в
Санкт-Петербурге. Ряд подлинных картин  хранится   в  Государственном  Музее
изобразительных  искусств   им.   Пушкина.   Все   произведения   испанского
художника, хранящиеся в музеях России и ближнего Зарубежья,  опубликованы  в
каталогах и повсеместно широко известны.
      Однако остается одна картина Мурильо, которая, благодаря  особенностям
«музейной» жизни, остается до сих под малоизвестной как  у  нас,  так  и  за
Рубежом. Речь идет о  полотне  «Архангел  Рафаил  с  предстоящим  перед  ним
епископом Домонте» (холст, масло 2,11х1,50), находящемся в  ГМИИ  в  Москве.
По высоте своего художественного качества оно может быть отнесено  к  лучшим
работам Мурильо.
      Картина имеет сложную историю. Впервые а литературе  она  упомянута  в
книге Антонио Понса «Путешествие по Испании».[1]
      Несколько позднее эту картину упоминает Хуан Августин Сеан Бермудес  в
своей известной работе «Исторический словарь выдающихся профессоров  изящных
искусств в Испании», перечисляя произведения, написанные Мурильо.[2]
       В время нашествия наполеоновских войск в Испанию (1808-1812)  картина
увозится  интервентами  во  Францию,  где  попадает  во   владения   пасынка
Наполеона,  Евгения  Богарнэ,  получившего  титул  герцога  Лейхтенбергского
после своей женитьбы на баварской принцессе, и хранится  в  его  собрании  в
Мюнхене. В каталоге этого  собрания  имеется  воспроизведение  этой  картины
линейной  гравюрой  под  названием  «Ангел-хранитель».[3]   Таким   образом,
теряется  подлинное  название  картины.  После  1839  года   Лейхтенбергская
галерея,  в  том  числе  картина  Мурильо,  перевозится  в  С.-Петербург   в
Мариинский дворец среди  имущества,  наследованного  сыном  Евгения  Богарнэ
Максимилианом  Лейхтенбергским,  женатым   на   дочери   Николая   I   Марии
Николаевне.
       В  1884  году  картина  Мурильо  в  состав  Лейхтенбергской   галереи
передается  наследниками  герцога  Максимилиана  Лейхтенбергского   Академии
художеств, где организуется постоянная выставка этого собрания.  В  каталоге
этой выставке она идет под названием «Ангел, явившийся  к  аббату  уговорить
его принять епископский сан».[4]
      За год до  этого  картина  вошла  в  каталог  книги  Ч.-  Б.  Курциуса
«Веласкес и Мурильо» с кратким наименованием «Св.Рафаил».
      В 1904 году в «Художественных сокровищах России» картина   упоминается
в статье А.Неустроева, где она значится под  названием  «Архангел  Рафаил  и
епископ».[5]
      В начале  1917  года  картина  Мурильо  вместе  с  некоторыми  другими
картинами Лейхтенбергской галереи была  передана  в  Москву  в  Румянцевский
музей. В 1923 году она с собранием  картинной  галереи  Румянцевского  музея
перешла во вновь реорганизованный Музей изобразительных искусств имени  А.С.
Пушкина.
      Во время перемещения из одного хранилища в другое  картина  теряет  не
только свое название, но и имя художника  и  приходит  в  музей  как  работа
итальянского мастера XIX  века. Последняя  атрибуция  неверна,  так  как  по
стилистическим данным было ясно, что эта работа не итальянского  мастера,  а
испанского.  Изучение  изложений  истории   этого   произведения   позволило
установить его точное название и имя написавшего его художника.[6]
      Эта  картина  Мурильо  выделяется  жизненностью  образов,  стройностью
композиционного  построения  и  красотой  колорита.  Большая  часть  полотна
заполнена  фигурой  архангела  Рафаила  с   распростертыми   крыльями;   она
доминирует над пейзажем с уходящими за горизонт  холмами,  скудно  покрытыми
кустарником. Архангел изображен идущим,  держа  в  левой  руке  свойственный
Рафаилу  атрибут   –   посох   странника.   Его   одежда   ниспадает   легко
развевающимися декоративными складками. Лицо ангела миловидно – моделью  для
него, видимо служила красивая девушка-севильянка,  не  раз  воспроизведенная
Мурильо в его картинах и в образе  ангела.  Особенно  близок  этот  образ  к
ангелу из картины  «Ангел-хранитель,  ведущий  за  руку  ребенка»  в  соборе
Севильи.[7] Слегка склонив голову, Рафаил устремил взор  на  стоящего  перед
ним Епископа Домонте, одетого в белые одежды ордена мерседариев с  нагрудным
крестом на золотой цепочке. Изображение епископа Домонте портретно.  На  его
немолодом,  мертвенно-бледном  лице  с  заострившимися  чертами   выделяются
темные горящие глаза, отражающие силу переживаемых им чувств. Его  исхудалые
руки сложены в молитвенный жест.
      В этой картине особенно ярко сказался талант  Мурильо  как  колориста.
Картина, выполненная свободными широкими мазками, привлекает  гармоничностью
красок.  Фигура  Рафаэля  выдержана  в  золотисто-розовато-лиловатой  гамме,
спокойная теплота которой подчеркнута насыщенным тоном бархатного  пояса.  В
пейзаже господствуют серебристо-сероватые тона,  оттененные  вверху  заревом
заката. Тонкость переходов светотени и воздушность валеров  пейзажа  создает
впечатление атмосферной дымки, которая, окутывая  предметы,  смягчает  линии
их очертаний. Белый цвет одежды епископа с теплыми полутонами гармонирует  с
общим цветовым строем картины.
      Легко  определима  дата  выполнения  Мурильо  этой  картины  благодаря
изображенному в ней Франсиско Домонте, который получил сан второго  епископа
Севильи в 1680 году и умер летом в конце следующего года.[8] Из этого  можно
заключить, что  картина  была  заказана  Домонте  в  1680  году  в  связи  с
возведением его в епископский сан и  была  предназначена  им  для  украшения
одного из алтарей того монастыря, братом которого он долго состоял.
      В каталоге  выставки  испанского  искусства  в  Лондоне  в  1938  году
опубликован эскиз с  изображением  архангела  Рафаила,  принадлежащий  кисти
Мурильо (собрание Бёлер в Люцерне, ранее в коллекции Эдуарда Дэвиса).[9]
      Этот свеже и свободно выполненный эскиз, безусловно,  был  использован
живописцем   для   изображения   архангела   Рафаила   в    картине    Музея
изобразительных  искусств.  На  рисунке  тот  же  тип  ангела,  что   и   на
рассматриваемой картине, только этот эскиз ближе к натуре  –  он  жизненнее,
проще. На рисунке  в  правой  руке  ангела,  свободной  на  рассм.  картине,
помещена рыба – обычный атрибут архангела Рафаила, когда  он  изображался  в
сопровождении Товия. Не исключена возможность, что  этот  эскиз  был  сделан
художником для ранее задуманной, а возможно  и  выполненной  им  картины  на
сюжет «Архангел и  Товий»,  часто  встречающейся  у  живописцев  XVII  века.
Такому  предположению дает основание  то,  что  в  монастыре  августинцев  в
Кадиксе имеется картина «Архангел  Рафаил,  ведущий  Товия»  работы  ученика
Мурильо Менесиса Осорио, которая считается сделанной  в  подражание  картине
Мурильо.[10] Получив заказ  от  епископа  Домонте,  видимо  воспользовавшись
эскизом, написанным для ранее задуманной картины, изменив его в деталях  при
исполнении данной картины: изображение рыбы  становится  излишним,  в  левом
нижнем углу картины,  где  предполагалось  изображение  Товия,  он  помещает
Франциско   Домонте.   Соответственно   этому   изменяется   и    композиция
противоположного угла: на место группы деревьев,  помещенных  в  левом  углу
рисунка, Мурильо помещает здесь митру и жезл епископа.
       Данная  картина,  выполненная  Мурильо  в  конце  его   деятельности,
является ярким образцом созданного живописцем стиля,  в  котором  лирическая
нежность образов сочетается с их большой жизненностью.
-----------------------
[1] A. Ponz.Viaje en Espana, IX, Madrid, 1774, стр. 107
[2] Cean Bermudes.J.A. Diccionardo historico de los mailustres professors
de las Bells Artes en Espana. Madrid, 1800, Tomo 2, стр.59
[3] J. Passavant. Gemдlde Sammlung seiner Kaiserl. Hoheit des Heryogs von
Leuchtenberg in Mьnchen. Frankfurt a. M., 1851, Zweite Ausgabe, Tafel 25.
[4] Каталог картинной  галереи герцога Николая Мих. Лейхтенбергского,
выставленной в залах имп.Академии художеств, Спб, 1884, №88
[5] Ch.-B. Curyius. Velasgues and Murillo. N.-Jork, 1883, стрю 265-266.
[6] В 1923 году в Севилье выходит монография о Мурильо, написанная членом-
корреспондентом Академии Сан-Фернандо в Мадриде Сантьяго Монтото, который,
упоминая о картине Мурильо «Архангел Рафаил с епископом Домонте», считает
ее местопребывание неизвестным. (S. Montoto. Bartolome Esteban Murillo.
Estudio biografico-critico, Sevilla, 1923, стр. 120)
[7] См.Klassiker der Kunst, Bl.22, Murillo, B.-L., 1923, стр. 145.
[8] Matute.Hijos ilustres de Sevilla. 1886 (S. Montoto, ук. соч., стр. 120)
[9] From Greco to Goja Ilustrated Sovenier of an Exhibition organised bz
Tomas Harris. London, 1938, p.19
[10] См. .Klassiker der Kunst, Bl.22, Murillo, B.-L., 1923, стр. 246



смотреть на рефераты похожие на "Бартоломе Эставан Мурильо. Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте. Масло 1680 г. "