Искусство и культура

Костюмы итальянского раннего Возрождения 1420-1490 гг.


КОСТЮМЫ ИТАЛЬЯНСКОГО РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1420-1490 гг.


      Костюм является не только средством защиты от непогоды, но  и  знаком,
символом, выражающим сложные понятия  социальной жизни. Одежда указывала  на
национальную  и  сословную  принадлежность   человека,   его   имущественное
положение и возраст, и с течением времени  число  сообщений,  которые  можно
было донести до окружающих цветом и качеством  ткани,  орнаментом  и  формой
костюма,  наличием  или   отсутствием   некоторых   деталей   и   украшений,
увеличивалось.  Костюм  мог  рассказать,  достигла  ли  женщина,   например,
брачного возраста, просватана ли она, а может быть, уже замужем, и  есть  ли
у нее дети. Но расшифровать без усилий все  эти  знаки  мог  лишь  тот,  кто
принадлежал к тому же сообществу людей, так как усваивались они  в  процессе
каждодневного общения. В каждую историческую эпоху каждый народ  вырабатывал
свою  систему  символов,  которые  с  течением  веков  эволюционировали  под
влиянием культурных контактов,  совершенствования  технологии  и  расширения
торговых связей. По сравнению с другими видами  искусства  костюм  широко  и
почти мгновенно реагирует на события в жизни народа, на  смену  эстетических
и идеологических течений в духовной сфере.  Для  того,  чтобы  обрели  плоть
замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя, должен  пройти  иногда
длительный срок. Костюм же  изменяется  моментально,  и  в  этих  изменениях
раскрывается глубинная сущность народной жизни.
      Италия  сумела,  вопреки  воздействию  различных   направлений   моды,
сохранить свой собственный вкус и в покрое одежды, и  в  сочетаниях  красок.
Этому особому статусу итальянской  одежды  долгое  время  благоприятствовало
существование  на  территории  Италии  многочисленных   замкнутых   городов-
государств: в их стенах вырабатывались определенные типы покроя  и  отделки,
по которым современники могли сразу  же  узнать  ломбардскую,  венецианскую,
тосканскую или умбрийскую работу. С  усовершенствованием  техники  ткачества
возросло  потребление  дорогих  тканей.  С  XV  века  местные   мануфактуры,
особенно в Лукке, Венеции, Генуе, Флоренции и Милане,  начинают  в  изобилии
вырабатывать парчу, узорчатый шелк, разрисованный цветами  бархат,  атлас  и
другие великолепные,  богатые  красками  ткани.  После  1450  г.  появляется
тканый  узор  в  виде  цветов  граната,  который  –  в  разных  вариациях  –
становится наиболее излюбленным.
     При всем многообразии узоров и красок итальянцы умели  придавать  своей
одежде простую и гармоничную форму и носить ее  с  естественной  грацией.  В
особенности это относится к женской  одежде  того  времени.  Все  броское  и
вызывающее  итальянки  отвергали.  Основным  головным  убором   была   sella
(«седло»)  с  двумя  верхушками  –   разновидность   французско-бургундского
«двурогого» чепца из  золотой  парчи  или  иной  дорогой  ткани,  украшенная
жемчугом или драгоценными камнями, с ниспадающим покрывалом. Но нередко  все
головное украшение составляли  только  изящно  уложенные  косы  или  локоны,
переплетенные тонкими нитями жемчуга, похожие  на  филигрань  сетки-чепцы  и
повязки или маленькие овальные  шапочки  на  затылке  (berretta),  перевитые
лентами. Любимым украшением была также гирлянда – широкий венок  из  цветов.
Особенно сильное впечатление  (тонко  гармонирующее,  однако,  с  нежными  и
строгими очертаниями целого) производил высокий,  совершенно  открытый  лоб,
искусственно увеличенный за счет  удаления  части  волос  спереди,  а  также
бровей.
     Поверх простого нижнего платья с  длинными  рукавами  надевалась  более
элегантная cioppa – высоко подпоясанная, светлая, украшенная богатым  узором
верхняя  одежда  с  длинным  шлейфом  и  свисающими  с  плеч   декоративными
рукавами.
     В мужской одежде заимствований  несколько  больше.  В  наибольшей  мере
подверглась чужеземному, то есть бургуднско-французскому,  влиянию  Северная
Италия,  особенно  Ломбардия  и  Венеция.  Молодые  люди  в  первую  очередь
отдавали предпочтение короткой, тесно прилегающей  одежде  ярких  расцветок.
Однако в остальной Италии все еще остается  влиятельной  античная  традиция,
особенно если речь идет о форме и покрое одежды и о манере ее  носить.  Так,
например, в XV в.  члены  магистратов  и  сановники  большей  частью  носили
длинную верхнюю одежду со складками,  с  очень  широкими  рукавами;  нередко
встречался  также  солидный  просторный  плащ.  Наибольшее   распространение
получили длинный, до пят, открытый спереди подпоясанный  кафтан  с  коротким
стоячим воротником и узкими рукавами, а  также  более  короткие  кафтаны  со
сборчатыми полами.
     В качестве нижней одежды служила плотно прилегающая короткая куртка.  К
полам которой прикреплялись паголенки. Поверх этой  куртки  наиболее  охотно
носили верхнюю одежду с короткими или более длинными  собранными  в  складки
полами с поясом или без него, часто с меховой оторочкой.


смотреть на рефераты похожие на "Костюмы итальянского раннего Возрождения 1420-1490 гг. "