Искусство и культура

Рафаэль


                                      Р А Ф А Э Л Ь
      Эпоха Возрождения - время высочайшего художественного  подъема,  когда
в  Италии  работало   множество   замечательных   живописцев,   скульпторов,
архитекторов.
      Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений  евпропейской
культуры, которые не только  овеяны  мировой  славой,  но  и  обрели  особое
значение - высших ориентиров в духовной жизни  человечества.  На  протяжении
пяти веков его искусство воспринимается как один из  образцов  эстетического
совершенства.
       Гений   Рафаэля   раскрылся   в   живописи,   графике,   архитектуре.
Произведения  Рафаэля   являют   собой   самое   полное,   яркое   выражение
классической линии, классического начала в искусстве  Высокого  Возрождения.
Рафаэлем   был   создан   “универсальный   образ”   прекрасного    человека,
совершенного физически и духовно, воплощено  представление  о  гармонической
красоте бытия.
      Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года  в  городе
Урбино. Первые уроки живописи он  получил  у  отца,  Джованни  Санти.  Когда
Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (маль  он
потерял за 3 года до кончины отца). По-видимому, в течение  последующих  5-6
лет он обучался живописи у Эванджелиста  ди  Пьяндимелето  и  Тимотео  Вити,
второстепенных провинциальных мастеров.
       Духовная  среда,  с  детства  окружавшая  Рафаэля,  была  чрезвычайно
благотворной. Отец  Рафаэля  был  придворным  художником  и  поэтом  герцога
Урбинского Федериго да Монтефельтро. Мастер скромного дарования, но  человек
образованный, он привил сыну любовь к искусству.
      Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500 -  1502
годов, когда ему было 17-19 лет.  Это  миниатюрные  по  размерам  композиции
“Три грации”, “Сон рыцаря”. Эти простодушные,  еще  ученически  робкие  вещи
отмечены тонкой поэтичностью и  искренностью  чувства.  С  первых  же  шагов
творчества дарования Рафаэля раскрывается во  всем  своеобразии,  намечается
его собственная художественная тема.
      К лучшим работам раннего периода  принадлежит  “Мадонна  Конестабиле”.
Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка, и не случайно  она
станет одной из главных в его искусстве. Композиции, изображающие мадонну  с
младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность  и  популярность.  На  смену
хрупким, кротким, мечтательным мадоннам умбрийского  периода  пришли  образы
более земные, полнокровные, их  внутренний мир стал более  сложным,  богатым
по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый тип  изображения  мадонны  с
младенцем - монументальный, строгий и  лиричный  одновременно,  придал  этой
теме невиданную значительность.
      Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил  в
росписях   станц  (комнат)  Ватикана  (1509-1517),  достигнув   безупречного
чувства меры, ритма,  пропорций,  благозвучия  колорита,  единства  фигур  и
величества архитектурных фонов. Много изображения  богоматери  (“Сикстинская
мадонна”, 1515-19),  художественные  ансамбли  в  росписях  виллы  Фарнезина
(1514-18) и лоджиях  Ватикана  (1519,  с  учениками).  В  портретах  создает
идеальный  образ  человека  Возрождения   (“Бальдассаре   Кастильоне”,1515).
Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи  церкви  Санта-Мария  дель
Пополо (1512-20) в Риме.
      Живопись  Рафаэля,  ее  стиль,  ее  эстетические  принципы  отрадажали
мировозрение эпохи. К третьему десятелетию 16  века  культурная  и  духовная
ситуация  в  Италии  изменилась.  Историческая  действительность   разрушала
иллюзии ранессансного гуманизма. Возрождение подходило к концу.
      Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет  6  апреля  1520
года. Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был  погребен
в Пантеоне. Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею  для
потомков.





смотреть на рефераты похожие на "Рафаэль"