Искусство и культура

Сексуальная символика в культуре




                        Реферат по сексологии на тему
                      Сексуальная символика в культуре



                                                           Студентки 5 курса
                                                               ПП факультета
                                                                        СП 2
                                                                  Авакян А.Ю
      .Сексуальная   культура   неразрывно   связана    с    более    общими
социокультурными явлениями и изменяется вместе с ними.

      Социальные, нормы определяющие, чем должны или  не  должны  заниматься
мужчины и женщины, называются социальными половыми ролями.  Мужские  роли  и
мужской стиль жизни являются преимущественно «Инструментальными», а  женские
«экспрессивными». Мужчина обычно бывает кормильцем, добытчиком,  а  в  семье
осуществляет  общее  руководство  и   несет   главную   ответственность   за
дисциплинирование детей  тогда как  более  эмоциональная  по  своей  природе
женщина   поддерживает   групповую   солидарность   и   обеспечивает   детям
необходимое эмоциональное тепло .Радикальное  изменение  этой  структуры  по
Парсонсу  не  возможна.  Как  бы  не  вовлекалась  современная   женщина   в
общественно-трудовую жизнь, женская роль «продолжает коренится прежде  всего
во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена,  мать  и  хозяйка
дома,  тогда  как  роль  взрослого  мужчины  коренится,  прежде  всего  ,  в
профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его  функции  в
семье – обеспечение ей соответствующего статуса и средств  к  существованию.
Даже если, что  вполне  возможно,  кажется,  что  средняя  замужняя  женщина
начнет работать, в высшей  степени  маловероятно,  чтобы  это  относительное
равновесие было нарушено, чтобы мужчина  и  женщина  поменялись  ролями  или
чтобы  качественное  дифференциация  ролей  в  этих   отношениях   полностью
изгладилась».Теория  «взаимодополнительности»  мужских   и   женских   ролей
подтверждалась    тем,    что    этот    тип     ролевой     дифференцировки
(инструментальность  мужских  и  экспрессивность   женских   ролей)   широко
распространен в обществах разного типа

      Различие и  взаимодополнение  социальнополовых  ролей  можно  найти  в
символике. Так, например, символизация мужского и женского начал  в  древних
мифологиях довольно близка к теории В.А. Геодокяна  по которой  мужской  пол
воплощает обновление и изменчивость, а женский сохранение и устойчивость.

      Мужское и женские начало  трактуются  в  древнейших  религиях  то  как
взаимодополнительные,   то   как   конфликтные,    то    как    иерархически
соподчиненные.  Не  чуждо  мифологическому  сознанию   и   идея   андрогинии
совмещение в одном лице мужского и  женского  начала.  Тема  андрогинии  или
перемена пола играет важную роль  во  многих  обрядах.  Так  у  австралийцев
инициация  мальчиков  включает  его  временное  ритуальное   превращение   в
женщину.

      В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского
начал  вообще  не  сводится  к  эмпирическим  различиям  между   индивидами.
Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело  содержит
в себе и мужское и  женское  начало,  хотя  в  женщине  больше  представлено
«Инь»,а в мужчине «ЯН»; на разделение органов  по  этому  принципу  покоится
вся китайская медицина. На необходимости гармонического  сочетания  мужского
и женского начал в одном лице настаивает и тантризм. Из  этих  представлений
исходил и К.Юнг,  утверждая,  что  в  коллективном  бессознательном  каждого
индивида присутствуют два разных архетипа:  «Душа»  анима  персонифицирующая
женское  начало  и  дух  анимус  персонифицирующий  мужское  начало.  Только
сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида.

      Религиозно  –  философский  половой  символизм  оперирует  глобальными
космическими образами, претендующими на  невременное  и  внепространственное
бытие. Стереотипы мускулинности и фемининности обыденного  сознания  гораздо
конкретнее  в  них  яснее  прослеживается  связь  с  социальными   реалиями.
Существует глубокая  асимметрия  в  принципе  описания  и  критериев  оценки
мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно как активное  культурное  начало,
а женщина – как пассивное природная сила.

      С точки зрения социологии сексуальное поведение  –  лишь  определенный
аспект  социального  поведения  человека.  Однако   сексуальность   обладает
известной автономией от прочих полоролевых свойств.

      Пол   и   сексуальность   составляют   неотъемлемую   часть   культуры
человечества. Не говоря уже о непосредственных изображениях  гениталий,  они
представлены  в  самых  разнообразных  религиозных  и  иных  мифопоэтических
символов.  Например,  крест  во  многих   культурно-исторических   традициях
воплощает плодородие, активное мужское начало и непосредственно  соотносится
с фаллосом. Такова, например,  древнеегипетская  эмблема  рождения  и  жизни
«Анх». Сочетание креста с кругом обозначает соединение  мужское  и  женского
начал.

      Еще разнообразнее вербальные обозначения и символы. П.  Геро  насчитал
во французском языке более 1500 слов и словосочетаний, обозначающий  половой
акт, около 600 обозначающий половой член и почти столько  же  влагалище.  Их
семиотический анализ показывает, что на ряду  с  культурно-специфическими  в
них представлены некоторые универсальные значения, общие для всех народов  и
языков.  Отчасти  это  объясняется  анатомически,  однако,   соответствующие
символы имеют более емкий не только физиологический смысл.

      Греческое слово «Эрос» обозначало не только любовь, но и универсальную
космогоническую силу соединяющую  первоначальные  элементы  мира.  Семиотика
мужских и женских гениталий  строго  соотносится  с  разделением  функций  в
половом акте. Слова и метафоры,  обозначающие  половой  член,  подразумевают
активность, субъектное начало, а  также  инструмент  средство  деятельности.
Напротив влагалище чаще описывается как пассивное начало,  сосуд,  отверстие
или какая-то ограниченная часть пространства. С  этими  образами  связаны  и
древние архетипы мужского и женского начала вообще.

      Мужские гениталии, особенно половой  член  чаще  сего  символизирующее
силу,  могущество  власть.  Особое   значение   придавалось   эрегированному
половому члену, вид которого, согласно  верованиям  многих  народов,  должен
внушать окружающим страх и почтение. Женские гениталии обычно описываются  в
мифологиях как таинственное темное начало, таящая в себе опасность и  угрозу
смерти.

      Изучение    полового    символизма    убедительно    показывает    его
полисемантичность,  причем  сексуальные  явления  часто  интерпретируются  в
иносказательном, расширительном смысле.  В  древних  шумерских  текстах  для
обозначения  мужчины  и   женщины   использовали   упрощенное   соответствие
соответствующих гениталий, а женатый человек описывался  знаком,  в  котором
мужские  и  женские  гениталии  совмещались.   В   этом   не   было   ничего
эротического:  гениталии  как  самый  характерный  признак  пола  становится
социальным знаком, элементом культуры.

      Человечество  наследовало  от  своих  животных   предков   не   только
фаллическую символику, но и отождествление  фемининной  сексуальной  позы  с
подчиненным, а маскулинный с господствующим положением.  Это  проявляется  в
отношениях между мужчинами и  демонстрирует  нам  семантику  гомосексуальных
контактов.

      Интересен вопрос о связи сексуальности с едой. Мифологическое сознание
связывает эти действия столь тесно, что во многих языках  понятия  «вкушать»
и «совокупляться» передаются одним и тем же словом. Если давать этому  факту
психофизиологическое  объяснение,  то  придется  вспомнить   о   взаимосвязи
оральных и сексуальных ощущений.

      Для   изучения   семантики   полового   символизма   большой   интерес
представляет инвективная лексика - язык  ругательств.  Встречающиеся  в  нем
многочисленные сексуальные намеки распадаются на несколько крупных блоков.

1. Упоминание женских гениталий и отправление  ругаемого  в  зону  рождающих
   производительных органов. Это не что иное, как пожелание смерти.

2. Намек на то  ,  что  имярек  обладал  матерью  ругаемого.  Это  зачисляет
   ругаемого в низшую социально-возрастную категорию.

3.  Обвинение  в   кровосмешении   (широко   представленное   в   английских
   ругательствах)

4. Обороты речи с упоминанием мужских гениталий означая помещение  ругаемого
   в женскую сексуальную позицию.

      Здесь  сексуальные  символы  обозначают  главным   образом   статусно-
иерархические отношения или притязания.

      В итоге,  можно  сказать  что  вся  культура  была  и  есть  пропитана
сексуальной символикой.



      Литература

     1. И.С. Кон Введение в сексологию



смотреть на рефераты похожие на "Сексуальная символика в культуре"