Искусство и культура

Карл Павлович Брюллов


                            Карл Павлович Брюллов
                                 (1799-1852)
                         Последний день Помпеи. 1833
                                                     Масло, холст. 456,5*651

      Среди персонажей  изображены  автор  картины  (художник  на  ступенях
храма, слева, с красками и кистями в ящике, который он держит на голове)  и
Ю.П. Самойлова (мать, обнимающая дочь).
      Исторический  живописец,  портретист  и  жанрист,   щедро   одаренный
человек, К.П. Брюллов  пользовался  при  жизни  большой  славой.  "Великого
Карла" почитали такие выдающиеся его современники, как Пушкин и Гоголь.  Но
позже его имя стало объектом ожесточенной  полемики.  Художники  и  критики
второй половины XIX века - времени расцвета реализма -  видели  в  Брюллове
лишь представителя ненавистного им академического направления. Должно  было
пройти много лет, чтобы творчество художника было понято и Брюллов занял по
праву принадлежащее ему достойное место в истории русского искусства.
      Брюллов вырос в художественной семье, в  которой  не  только   братья
живописца, но его отец, дед, прадед были художниками.  Он  успешно  окончил
Академию  художеств.  Вопреки  привившимся   в   ее   стенах   традиционным
классицистическим  правилам  Брюллов  уже   в   начале   творческого   пути
сознательно нарушал устаревшие каноны, отстаивая право художника "отступать
от условий красоты форм" во имя "простой натуры". По  словам  современника,
он "Поставил выше всего натуру" и в качестве  профессора  Академии  снискал
себе широкую популярность среди учеников.  Так,  взамен  копирования  чужих
оригиналов он приучал молодежь постоянно наблюдать реальную жизнь, фиксируя
увиденное в набросках.
      Характеру живописного  дарования  Брюллова  были  близки  устремления
романтизма, развившегося в европейском искусстве 1820-х -1830-х годов.  Это
во многом определило новаторские черты в  творчестве  художника.  Однако  в
своих  исторических  картинах  он  проявляет  сильную  зависимость   и   от
академической традиции.
      Большие художественные достижения и  вместе  с  тем  противоречивость
эстетических позиций Брюллова обнаруживаются в его капитальном  и  наиболее
известном произведении "Последний день Помпеи". Картина  написана  в  1830-
1833 годах в Италии, где мастер прожил несколько лет в качестве  пенсионера
Общества поощрения художников. Сюжет  картины  -  гибель  античного  города
Помпеи в результате извержения вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Работая
над осуществлением своего замысла, живописец тщательно изучил  исторический
материал, в частности свидетельства очевидца катастрофы римского писателя и
государственного деятеля Плиния Младшего, ездил  на  место  археологических
раскопок, где сделал много зарисовок и этюдов с натуры.
      Художественный язык картины во  многом  традиционен,  классицистичен:
композиция фронтальна, то есть развернута  по  длине  холста,  изображенные
люди соединены в группы, вписывающиеся в треугольник,  героем  под  час  не
достает индивидуальности  образа,  их  чувства  переданы  языком  жестов  и
пластикой драпировок. Но подход к историческому  сюжету  и  его  живописное
воплощение  не  согласуется  с  прежними  представлениями.   Стремление   к
исторической правде и достоверности, замены темы гражданского подвига героя
тема народного бедствия, страданий, нравственная красота человека как сила,
противостоящая злу, - все это совершенно ново для  исторической  картины  и
соответствует  эстетике  романтизма.  В  романтическом   ключе   решено   и
живописное  построение  холста.  Не  виданное  для  воспитанника   Академии
художеств яркость цвета  способствует  жизненности  передачи  материального
мира, сложное двойное освещение  игра  света  и  тени  создают  напряженный
эмоциональный настрой.
      В картине "Последний день Помпея" косвенно отразились сложные явления
общественной жизни того времени и  творческая  эволюция  самого  художника.
Первое революционное выступление против  царизма  -  восстание  декабристов
1825 года - и его разгром, революционная волна, прошедшая по Европе в  1830
году, не остались без последствий в умах и чувствах мыслящих современников.
Ведь колебались первичные устои и  порядки,  рушилась  вера  в  возможность
общественной гармонии.  Романтические  тенденции  в  европейском  искусстве
приобрели в это время взволнованный, бунтарский характер.  Брюллов  не  мог
быть  в  стороне  от  этих  явлений.  И  далеко  не  случайно  его  картина
воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана.
Гоголь отметил, что мысль  картины  "принадлежит  совершенно  вкусу  нашего
века,  который  выбирает  кризисы,  чувствуемые  целою  массою",  а  Герцен
говорил, о героях картины, что "они падают жертвами дикой. Тупой,  неправой
силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезной. Таково вдохновение,
почерпнутое в петербургской атмосфере.
      После завершения картина была показана на выставке в Милане, затем  в
Париже и Петербурге.  Она  пользовалась  огромным  успехом,  в  ней  видели
торжество русского искусства.



      Каледин Дмитрий 10 класс "б"


смотреть на рефераты похожие на "Карл Павлович Брюллов"