Искусство и культура

Древняя Япония


               ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



                                   Реферат



        По дисциплине: «История отечественной и зарубежной культуры»



                      Тема: ”Культура древней Японии”.



                                Луганск 2000



         Первые  упоминания  о  Японии   Европа   услышала   ещё   в   эпоху
Средневековья, познав её вместе со  смелыми  путешественниками   как  страну
неслыханной  вежливости   и   сказочного   богатства.    Эти   представления
доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII  веках  сначала  португальскими,  а
потом голландскими купцами и миссионерами были  обнародаваны  многочисленные
факты из жизни и  истории  этой  далёкой  для  европейцев  страны.   Сегодня
каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония  (на  Японском
языке Нихон) – это островное государство, которое  занимает  часть  островов
Японского  архипелага  приблизительно  на  3400  км  вдоль  восточной  части
Азиатского материка, омытого водами Тихого океана.  Япония первой  встречает
солнце  из-за  морского  горизонта  и  поэтому  носит  гордое  имя   «Страна
восходящего  солнца».   Национальный  флаг  великолепно  отображает  это   в
изображении красного овала солнца на фоне белого полотна.
         Неугасающий интерес к Японии в наше время получил новый  импульс  в
понимании  её  роли  как   единой   в   восточном   регионе   высокоразвитой
капиталистической  станы,  которая  заставляет  считаться  с  собой   и   её
неординарным культурным комплексом.   Предметом  анализа  становится  данный
феномен  и  в  самой  Японии,  которая  видит  в  нём  гарантии  дальнейшего
успешного развития.  Японская культурологическая  мысль,  которая  не  имеет
стойких исследовательских традиций и внутреннего единства и  существует  как
поле    столкновения    реакционно-националистических    и     прогрессивно-
демократических концепций, подошла, наконец, к пониманию необходимости  дать
объективный ответ на вопрос об уникальности  японской  культуры,  тем  самым
определить постоянно действующие в ней вспомогательные стимулы.
         Традиционно  это  предусматривает  поворот  к   древнейшему   опыту
освоения человеком мира и нахождения ним  своего  культурно-образовательного
потенциала.  Но в Японии  только  после  II  Мировой  Войны  мифы  про  «эру
богов», которые веками поддерживали авторитет  власти  и  государственности,
стали уступать  место  разговору  про  первичность  общества,  про  японскую
культуру.  Эпоха палеолита в аспекте своих традиционных характеристик  и  на
японской почве выявила единство общечеловеческих корней,  неолит  и  энеолит
сделали шаги в  направлении  спецификации  японской  культуры  как  культуры
определённого народа.  С этого времени на  протяжении  своего  исторического
существования  она  наряду  с  ярко  выраженным  традиционализмом  постоянно
демонстрирует  умение  ассимилировать  элементы  других  культур,  органично
включая их в свой культурный комплекс.
         Патриархальный  строй  (удзи),  важное  приобретение  родоплеменных
отношений,  стало  главной  основой  социальной   структуризации   японского
общества.   Его  роль  оставалась  доминирующей  и  тогда,  когда   общинная
собственность на землю и орудии труда, демократический характер первых  форм
власти, были вытеснены имущественными  различиями,  возникновением  большого
землевладения и рабовладельства.  Ярко иллюстрирует эти  перемены  появление
среди родоплеменных объединений главенствующего племенного союза Ямато  (III
– IV ст.), который широко использовал труд рабов.  Необходимо добавить,  что
исторические условия развития Японии  не  давали  возможности  рабовладельцу
выйти за пределы одного общественного строя и определить все стороны  жизни.
  Соответственно  его  роль  не  была  центральной  в  иерархическом  укладе
общества,  где  ниже  родовой  знати  и  аристократии   находились   вольные
общинники  (селяне),  полувольные  профессиональные  группы  (бемин)  мелких
производителей    и    выделение    своим    привилегированным    положением
профессиональные общины-роды служители культов, администраторов,  военных  и
других, которые свою силу и влияние использовали  в  борьбе  за  власть  при
дворе.
         Проникновение в Японию буддизма, китайской общественно-политической
мысли, письменности существенно  повлияли  на  её  дальнейшее  культурное  и
общественное   развитие.    Процесс   расклада   родового   устройства   был
значительно  ускорен  введением  прогрессивных  форм  орошения  и  обработки
земли,   эффективных  способов  ремесленного  производства,   возникновением
чайной культуры  и  шелководства.   Обострение  классовой  борьбы  требовало
крепкой  власти,  способность  сдерживать  протест  низов,  то  есть  единой
централизованной державы.  В результате политической  борьбы  знатных  родов
верховный правитель племени  Ямато  был  провозглашён  императором,  активно
распространялась легенда про его божественное  происхождение.   Вся  страна,
приобретшая в  это  время  название  «Страна  Солнца,  что  восходит»,  была
раздроблена на отдельные административные единицы, власть в которых,  как  и
важнейшие  должности  и  ранги  при  дворе  отдавались   бывшим   вождям   и
старейшинам, для того чтобы устранить  формирование  оппозиции.   Феодальным
кодексом Тайхорьё в 701  году  были  оформлены  разделительная  и  налоговая
система, структура государственного аппарата права  феодальной  аристократии
относительно  крестьянства   и   таким   образов   создано   раннефеодальную
централизованную державу, что определило жизненный уклад японцев  более  чем
на  500  лет.   Развитие  материальных  основ  феодальной  системы   вызвало
длительное   существование   феодальной   раздробленности   и    численности
междоусобных  войн, коней которым было положено в  1598  году  в  битве  при
Секигахара  дома  Токугава,   который   приобрёл   первенство   в   процессе
объединения страны.  Власть перешла в руки военных.  Возглавляемых  Сёгеном,
владельцев наибольшего из княжеств.   Правительство  (сёгунат)  находился  в
Эдо.  Остальная часть территории принадлежала феодальным князям (даймё).   В
тоже время император, который был признан как номинальный  суверен,  жил  со
своим двором в Киото на правах затворника.
         В период Токугава, что длился более  250  лет,  сложилась  жестокая
социальная иерархия, что поделило общество на 4 класса: дворяне,  крестьяне,
ремесленники и купцы.  С 1640 года начинает проводится политика  жесточайшей
изоляции страны от внешнего мира с целью сохранения  созданной  общественной
целостности, Защиты от какого либо влияния Запада.  К западу так  или  иначе
подталкивали  Японию  реальные  процессы  развития  государства:  укрепление
товарного производства  дало  сильный  толчок  дифференциации  крестьянства,
богатые представители которого основали класс буржуазии.
         В 1854 году в  результате  демонстрации  силы  американского  флота
возле берегов Японии страна  открылась  для  внешних  взаимоотношений,  что,
безусловно,   ускорило   процесс   вызревания   в   ней    капиталистических
взаимоотношений.   Это  вызвало  протест   участий   служивого   дворянства,
зажиточных крестьян и купечества, которые начали реформистское движение  под
лозунгом реставрации императорской власти,  узурпированной  домом  Токугава.
Он завершился в 1867 году  свержением  сёгуната  и  началом  так  называемой
«революции Мэйдзи» («Мэйдзи» - просвещённое  правление),  что  ликвидировало
феодальную  систему   и   создало   единое   национальное   государство,   и
возвращённый на престол император в решении государственных  вопросов
руководствовался   решениями    новосозданного    кастово-аристократического
правительства.
         Обеспечение национального  единства  требовало  повышение  престижа
императора,   пропаганда   исключительности    японского    государственного
устройства толкало на путь шовинизма и милитаризма.  Конституцией 1889  года
власть императора была признана  абсолютной,  кабинет  министров  подчинялся
ему полностью, несущественные демократические права  декларировались  только
формально.  Серия победоносных войн, что  поставило  страну  в  чрезвычайное
положение в дальневосточном регионе, увенчалось её успехом в Первой  мировой
войне – под власть Японии попала не только  Монжурия,  Внутренняя  Монголия,
но  и  Китай,  вынуждены  выполнять  большинство   её   кабальных   условий.
Капитуляция, подписанная Японией  как  участницей  Второй  Мировой  войны  2
сентября   19454   года,   положило   конец   японскому   милитаризму,   что
соответственно определяло дальнейшую политику страны, которая  провозгласила
отказ от войны в решении международных проблем и запрет создания  каких-либо
вооружённых сил.
         Сегодня Япония – конституционная монархия, где  император,  «символ
государственности и единства народа», не  имеет  фактической  власти.   Роль
наивысшего  органа  государственной  и  законодательной   власти   исполняет
парламент.
         Двери в самобытный мир японской  культура  открывает  эпоха  Дзёмон
«VIII – I тысячелетие  до  новой  эры»,  свидетель  первых  серьёзных  шагов
человека утверждение себя в природе, в  обобщенных  и  упорядоченных  ранних
представлениях о мире.  Это  время  прорыва  из  жестокого  существования  в
творчество, результатом которого стали солнечные часы – символ вечности –  и
керамика Дзёмон (огромные парадные посудины и бытовая  посуда),  пластика  и
символичная   орнаментация,   которая   свидетельствует   о    возникновении
соответствующего  космогоничного  кода.   Обожествление   творческого   акта
породило миф о творцах японской земли  –  супруги  Идзанаги  и  Идзанами,  о
происхождении от богини  солнца  Аматирасу,  наиболее  уважаемого  божества,
рода императоров, положили начало эры  мифотворчества,  астральным  культам.
С тех пор Япония вынуждена была идти  путём  определённым  богами  (Синта  –
путь богов), то есть поклоняться силам природы и  предков,  воспринимая  мир
через чувства удовлетворения от общения с миром.
         Синтаист  стал  чисто  японской  религией,   которая   даже   после
проникновения в страну других религиозных направлений  оставалась  значимой,
всегда ассимилируясь с ними в  виде  влиятельного  ментального  знаменателя.
Соответственно в ней японцы с давних времён  видели  своё  предназначение  в
гармонизации  мира.   Уже  в  одном  из  ранее  законодательных   документов
«Конституции из 17 статей» Сётоку Тайси (574 – 622 годы), который  правил  в
Японии более 30 лет, мы читаем: «Уважайте гармонию и возьмите за  правило  –
не действовать наперекор».  Гармония заняла особое место в системе  японской
культуры    как     главный     организационный     признак     человеческой
жизнедеятельности.  Как определяют японисты, чувство органичного  слияния  с
природой подкреплялось не  только  одухотворяющим  его  синтоизмом,  позднее
прикладывал до этого свои усилия и буддизм, который утверждал,  что  «всё  в
природе – твои отец и мать», и даосизм, уверенный, что Дао пронизует  всё  –
от былинки до Вселенной.  Убеждённый в живой  связи  всего  со  всем  японец
знал,  что  нарушение  этой  связи   угрожает   вселенскому   организму,   и
соответственно корректировал свои мысли, чувства и поступки, тем более,  что
родоплеменное устройство, которое  подпитывало  синтоизм,  ориентировало  на
восприятие окружающего мира через коллективные переживания, где  царствовало
всеобщее согласие о мироустройстве  благодаря  активности  богов  и  вождей.
Этот  стереотип  начинает,  изменятся,   когда   иммиграция   с   азиатского
континента (Кореи и Китая), обогащает Японию культурой металлов и  поливного
земледелия, вызывая коренные изменения в её развитии:  концентрацию  больших
масс  людей  в  поселениях,  появление  излишнего  продукта,   имущественное
расслоение и, наконец, зарождение системы  эксплуатации  с  соответствующими
властными структурами.   Тенденция  концентрации  власти,  что  появилась  с
приходом эры железа (приблизительно 3 столетие), привела к  созданию  первой
японской  державы  –   Ямато,   которое   своеобразно   соединило   в   себе
рабовладельческий строй с элементами феодализма, заимствованными в Кореи   и
Китае.   Ей  соответствовала  весьма  однородная  культура  одним  из  ярких
явлений которой было возведение тысяч курганов (кофун), символов  солнечного
культа,  трансформированного  в  условиях   нового   социально-политического
устройства  в  культ  государственного  вождя,  наследника   богини   солнца
Аматерассу.   Уникальным  культурным  приобретением   того   времени   стала
культура дотаку  –  бронзовых  звонов,  которые  были  священным  ритуальным
предметом, связанным  с  культом  предков.   Признаки  мастерства  видны  на
найденных  в  курганах  погребальных  аксессуаров:  медных  зеркал,  золотых
шлемов, мечах с позолоченными рукоятками, золотых и  серебренных  украшений,
высококачественных гончарных изделий больших размеров сложной  конфигурации,
исполненных   под влиянием континентального гончарного искусства.
         Процессы   классовой    дифиренциации    общества    способствовали
формированию японской литературы,  которая  отделилась  от  фольклора,  а  с
появлением  письменности   стала   самостоятельным   видом   художественного
творчества.  Значительную роль в этом  сыграла  «вера  в  душу  слова»,  его
магическую власть на которую издревле опиралось земледельческая  обрядность.
 Древнейшие  из  известных    письменных    памятников  книги  «Кудзики»(620
год), «Кодзики» (712  год)  и  «Нихонги»  (720  год),  посвящённый  истории,
догматизму  и  ритуалу  синто,  демонстрирует  переход   обрядов,   которыми
сопровождалось какая либо существенная фаза сельскохозяйственных   работ,  в
мифы.  Кроме того, их важнейшей функцией  было  укрепление  государственного
строя,  поэтому   мифологическая   часть   эпоса   должна   была   дополнять
историческую,  что,  например,  в  «Кодзаки»  ведёт   читателя   от   времён
легендарного императора Дзимму до правления императрицы  Суйко  (593-628гг).
Последующая литературная обработка не лишила ранние  эпические  произведения
их  первоначальных  черт:  последовательного   изложения   представлений   о
мироустройстве, силы природы и общественные нормы  тогдашней  жизни.   Общей
тенденцией этих литературных памятников является   последовательный  переход
от  богов  к  героям  и  земным  правителям;  от  космогонии   до   истории:
устанавливается  прямая  наследственность  власти  японских  императоров  от
богов, что позднее с политической целью  широко  использовалось  официальной
идеологией.  И всё же перед нами прекрасные образцы  старинной  поэзии,  где
песни органично входят в прозаический текст и  повязаны  с  ним  по  смыслу.
Они не имеют ещё чёткой метричной  системы,  характерной  для  классического
японского  стихосложения,  к  тому   же   им   присуще   фольклорные   формы
художественной  выразительности и настоящей народной мудрости.  Не  случайно
мифы с книги «Кодзики» про богиню солнца  Аматерасу,  которая  спряталась  в
небесной пещере, а потом снова явила себя миру, есть не просто  рассказ  про
смерть и воскресенье, а фиксацией  факта  понимания  диалектической  природы
бытия.   Первой   литературной   памяткой   того   времени   стала   великая
политическая антология «Манёсю» (вторая  половина  8  столетия),  что  через
разнообразие текста тематики стиля песен отображало литературную жизнь  того
времени в процессе его развития.  Анализ данного материала  свидетельствует,
что  человек  достиг  того   уровня,   когда,   освоившись   в   собственной
ментальности, стало открытым в широком восприятии наработанного в  контактах
с другими  народами,  которые  создали  на  континенте  достаточно  сложную,
развитую культуру.  Открытостью способствовал поиск новых  форм  государства
на отмену от  исторически  первого  его  варианта  –  «Общества  удзикабане»
(аристократы носили фамилию «удзи», что являлось знаком происхождения и  имя
«кабане», что указывало  на  их  общественное  положение),  где  власть  над
человеком как своё природное право осуществлял каждый  аристократ  отдельно.
Потребности дальнейшего развития  общества,  которое  входило  в  феодализм,
требовали быстрейшей централизации правительственной власти.  Кроме того,  в
пределах  государства  Ямато  этническое  общество,  которое  опиралось   на
кровнородственные  связи  и  систему  военной  демократии,   последовательно
преобразовывалось  на   народность,   объединённую   общественной   теорией,
экономики, языка и культуры.
         Длительная  экспансия  на  северный  восток,  захват  чужих  земель
способствовали  кристаллизации  японской  народности  относительно  тамошних
жителей – варваров и одновременно создавали новую, служивую знать,  которая,
реально  работая  на  государство   оттеснила   от   руля   старую   родовую
аристократию.   Сведением  табелей  о  рангах,   которые   присваивались   в
зависимости  от  личных  заслуг,   началось   формирование   бюрократической
системы, принципиально отличавшейся от системы удзикабане.   Отправлением  в
Китай посла и группы студентов и ученных монахов (607 – 608 года)  возникает
планомерное заимствование континентальной культуры.  Благоприятным  фактором
для  этого  становится  привлечение  к  японскому  языку  китайского  письма
(завезенное в страну примерно в  400  году  она  осталась  приобретением  не
многих) и его широкое практическое применение.  Буддизм,  который  проникает
в  Японию  одновременно  с  китайской   письменностью   и   в   начале   там
воспринимается не однозначно, теперь имеет успех у аристократии  как  способ
защиты существующего режима  на  ряду  с  идеей  необходимости  для  каждого
достичь образованности «сатори».  Культура данного периода  почти  полностью
формируется под его воздействием.



                                 Литература
   1. «История мировой культуры.  Культурные регионы: Уч. Пособие / под ред.
      Л. Т. Левчука. – Киев: 1997.
   2. Бродский В.  Искусство Японии VI-XVI вв. //  Всеобщая история
      искусства.  Москва 1964.
   3. Иофан Н. А. Культура древней Японии.  Москва, 1974.
   4. Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А.Н.  Новая история стран Азии и
      Африки. Москва 1982.




смотреть на рефераты похожие на "Древняя Япония"