Искусство и культура

Жизнь Веры Холодой


                                   РЕФЕРАТ
                                   на тему
                                життєвий шлях
                                Віри Холодної



                                                                 Підготували
                                                             учні 11-А класу
                                                          Ніколаєв Віктор та
                                                              Короткий Євген



                                    2000
Звезду экрана начала ХХ столетия Веру Холодную обожали миллионы зрителей,
ней вздыхали поэты и музыканты, западные режиссеры предлагали ей
невероятные по тем временам гоноррары. У актрисы было удивительное лицо --
такое в старину называли "колдовским". Смоляные волосы, тонкий профиль,
капризные губы и глаза - огромные, глубокие, печальные... Она провела на
съемочных площадках всего четыре года, но осталась в сознании людей целой
кинематографической эпохой.


Летом 1893 года в Полтаве, в семье учителей родилась девочка. Ее нарекли
Верой. Через два года после появления на свет "полтавской галушки", как
прозвала ее мать за сказочный аппетит, семья переехала в Москву. В
одиннадцать лет, учась в гимназии, Вера мечтала о балете. Она даже
поступила в училище при Большом театре. Но бабушка, считавшая, что
профессия балерины не для девушки из порядочной семьи, настояла на уходе из
училища.


На выпускном балу после окончания гимназии Вера познакомилась с молодым
юристом Владимиром Холодным. Весь вечер он читал стихи, восхищался ее
необыкновенными глазами и чуть ли не сразу предложил руку и сердце. Она
согласилась. Вере было семнадцать лет.


Знакомые осуждали столь ранний брак. Но ничто не могло остановить два
любящих сердца. Через год у них родилась дочь Женя, а спустя еще год в доме
появилась приемная дочь Нонна. Супруги часто посещали светские клубы,
кинематограф. По воспоминаниям современников, Вера покоряла всех своей
красотой, умом и являлась украшением салона. Ее муж, Владимир Холодный был
человеком одаренным, хорошим музыкантом, страстно увлекался автоспортом.
Несколько раз они попадали в аварию на своем автомобиле, но судьба берегла
их.


Когда началась Первая мировая война Владимир был призван в армию и
материальные затруднения привели Веру к дверям кинофабрики. После
нескольких проб она снялась в небольшом эпизоде в фильме "Анна Каренина".
Но хотелось настоящей, большой роли. Великий ценитель красоты, режиссер
Бауэр, первым подметил и оценил талант актрисы. Успех первых фильмов
превзошел все ожидания. Своими прекрасными серыми глазами и классическим
профилем Холодная произвела сенсацию - писали тогда газеты. На новую звезду
посыпались предложения сниматься на любых условиях. Молодая, неискушенная
актриса стала играть только главные роли. Специально для нее писались
сценарии. В то время название и содержание картин держали в секрете, боясь
конкуренции. Фильмы же с участием Холодной широко рекламировались еще до
начала съемок - и в этом не было риска, ведь уникальность заключалась не в
сюжете, а в участии знаменитой актрисы. Народ шел на "Веру Холодную", ее
фильмы были вне конкуренции.


Число ее обожателей росло с каждым днем. Однажды в 1915 году в квартире
Веры Холодной появился высокий худой солдат, он привез ей письмо от мужа с
фронта и с той поры стал приходить каждый день: садился на стул, смотрел на
актрису и молчал. Это был Александр Вертинский - чуткий, нервный поэт,
посвятивший ей свои песни. Он тосковал по ней, мучимый безответной любовью:
"Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?”


Слава первой русской кинозвезды росла от фильма к фильму. Снявшись в шести
фильмах у Бауэра, актриса переходит в ателье Харитонова, который предложил
ей сказочный гонорар. Это было очень кстати, ведь в то время она одна
кормила семью - двух дочерей, двух младших сестер, мать и бабушку. Муж как
младший офицер получал мизерное жалование.


Вскоре Холодная становится законодательницей моды. Она одевается у лучших
портных и демонстрирует образцы элегантности и шика на многочисленных фото.
Однако за внешним блеском стоял нелегкий труд. Актрисе приходилось работать
в условиях военного времени, ночью часами простаивать в гриме, возвращаясь
домой под утро с резкой головной болью и воспаленными глазами. Но Вера
никогда не позволяла себе "капризов примадонны". Засыпали у объективов
операторы, ворчали осветители, но "королева экрана" сохраняла выдержку.


Свободно появляться на улице Вера Холодная уже не могла. Состояние зала
после фильма с ее участием было похоже на гипноз. Журнал "Фигаро" писал: "В
Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают
подолы... Неужели лопнули трубы и через пять минут зал будет затоплен?
Оказывается же, что появилась Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая
все на пути." В Харькове в кинотеатре "Ампир" перед фильмом с участием
Холодной началось настоящее вавилонское столпотворение. У кассы была
огромная очередь. Кто-то пустил слух, что нескольких человек впустили через
запасной вход. Публика ринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери
и грозя расправой администрации. Был вызван отряд конных драгун.
Разбушевавшуюся толпу с трудом успокоили.


Кинокритики наперебой пытались найти разгадку феномена Веры Холодной. Одни
считали, что все дело в ее красоте. Другие искали ответ в грандиозном
таланте, называя Веру "Ермоловой кино". Сам Станиславский пророчил ей успех
на сцене, на что Холодная любила повторять: "Лучше быть первой в
кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме".


Так в чем же был секрет "королевы"? Каждая эпоха создает свой тип женщины,
утверждает свой идеал. В начале века на фото, в живописи и графике
изображались женщины, одетые в платья с резким контуром, нервными линями. В
них была какая-то загадочность, двойственность. Но откровения живописи и
литературные описания лишь приближали к еще не сказанному "последнему
слову". Его произнесла Вера Холодная. Она была живая, настоящая,
открывавшая своим движением восторженному зрителю действительное
присутствие в мире того идеала, который издавна витал в воздухе. Ее героиня
чаще всего соблазненная, покинутая и нуждающаяся в защите. Эмоции зрителя
однозначны: догнать, спасти, прижать к груди. Именно стойкость "образа
истерзанной души" и создала славу Веры Холодной.


Летом 1918 года труппа выехала в Одессу для съемок. Кругом шла война,
работалось плохо и съемки затянулись до зимы. В декабре Вера заболела.
"Испанка" (теперь это называется вирусным гриппом) протекала у нее очень
тяжело и в феврале 1919 года, не сумев побороть болезнь, Вера Холодная
скончалась. Плакала вся Одесса, убитая горем. Не скрывал слез и почтенный
профессор медицины, не сумевший ее спасти. Тело актрисы бальзамировали,
чтобы потом перевезти в Москву. Как всякий глубоко верующий человек, она
приняла смерть тихо и спокойно Ей было всего 26 лет.


Владимир Холодный не надолго пережил жену. После панихиды в Художественном
театре он стал заговариваться, иногда не слышал, что к нему обращались.
Постоянно говорил о Вере как о живой. Вскоре он умер, а малолетние дети
были вывезены за границу.


Смерть актрисы породила множество сплетен и легенд. Газеты всех мастей
пестрели версиями: "Азербайджан" сообщила, что Холодная была найдена в
окрестностях Баку с отрезанной головой и колотыми ранами, "Грузия" писала
об убийстве и ограблении актрисы неким мусульманином. Одни говорили, что
она шпионка и ее расстреляли большевики, другие -- что она красная
разведчица и ее убили французы, послав ей огромный букет лилий, от
губительного аромата которых она и умерла. Страсти еще долго не утихали.
Никто не хотел верить, что "королева" умерла от такой прозаической болезни,
как грипп. На ее смерть Вертинский сочинил печальную песню:


Ваши пальцы пахнут ладаном, А в ресницах спит печаль. Ничего теперь не надо
Вам. Ничего теперь не жаль...


смотреть на рефераты похожие на "Жизнь Веры Холодой"