Искусство и культура

Миф и культура


Содержание


Введение    3

Глава I. Миф и культура      4

  1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека     4

  1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.    6

  1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии
  9

Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями    11

Список использованной литературы  15

Введение

       Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и  изменения
душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда  миф  утрачивает  свое
абсолютное  господство.  Всеобщая  сущность  мифа  состоит  в  том,  что  он
представляет собой бессознательное смысловое породнение  человека  с  силами
непосредственного бытия, будь  то  бытие  природы  или  общества.  Если  миф
выступает как единственная форма культуры,  то  это  породнение  приводит  к
тому, что человек не отличает смысл  от  природного  свойства,  а  смысловую
(ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и  природа
выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ  -
демонов и богов.
       В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские  и
другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы  о  деяниях
древних богов и героев -  Зевсе,  Апполоне,  Дионисе,  Геракле,  аргонавтах,
искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само  слово
"миф" имеет древнегреческое  происхождение  и  означает  именно  "предание",
"сказание"[1].
       Особенно  сильно  значение   мифологии   проявляется   при   изучении
философских  понятий  и   исторически   сложившейся   системы   человеческих
ценностей. Это определяет необходимость изучения  мифологии  всесторонне  во
взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

Глава I. Миф и культура


       1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека

       Миф - наиболее древняя система  ценностей.  Считается,  что  в  целом
культура движется от мифа к логосу,  то  есть  от  вымысла  и  условности  к
знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф  играет  архаичную
роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение.  Развитие  науки
и   цивилизации   часто   обесценивает   миф,   показывает    неадекватность
регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной  социокультурной
действительности. Однако, это не  значит,  что  миф  исчерпал  себя.  Миф  в
современной культуре создает средства и способы символического мышления,  он
способен  ценности  современной   культуры   интерпретировать   через   идею
"героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях  мифа  чувственное
и рациональное даны синкретно, слитно,  что  малодоступно  другим  средствам
культуры  XX  века.  Фантазия  и  вымысел   позволяют   легко   преодолевать
несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.
       В  этих  условиях  выбор  и  ориентация  личности  раскрепощается  и,
следовательно, используя условность, она может достигать  высокой  гибкости,
что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и  персонифицируя
явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям.  На  этой
почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а  это
один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В  ранних  и
примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например,  в
язычестве[2].  Но  в  развитых  культурах  подобные  явления  имеют   скорее
характер  рецидива  или  являются  механизмом  реализации  того  или   иного
архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.
       Мифология часто используется  в  XX  веке  как  усилитель  ценностей,
обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф  позволяет  заострять
тот или  иной  аспект  ценности,  гиперболизировать  ее,  а,  следовательно,
подчеркивать и даже выпячивать.
       Мифологическое мировоззрение - начальный тип  мировоззрения,  который
можно  назвать  предмировоззрением.  Мифология  возникла   на   той   стадии
общественного развития, когда человечество пыталось  дать  ответы  на  такие
вопросы, как происхождение и устройство  мироздания  в  целом.  Значительную
часть мифологии составляют космологические мифы.
       Большое внимание в  мифах  уделяется  рождению,  смерти,  испытаниям.
Особое  место  занимает  добыча  огня,  изобретение  ремесел,  одомашнивание
животных. Миф - это не первоначальная форма  знаний,  а  вид  мировоззрения,
образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах  объединились
зачатки знаний, религиозных верований.
       Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать  с  переживаемым,
действительное с тем, кто  действует.  Генетический  принцип  -  сводится  к
выяснению кто кого породил. Мифы построены на  установлении  гармонии  между
миром и человеком.
       Наряду  с  мифологией  существует  и  религия.  Но   чем   отличается
мифологическое  мировоззрение   от   религиозного?   Воплощенные   в   мифах
представления тесно переплетаются с обрядами.
       Европейским  народам  вплоть  до  XVI-XVII  вв.  были  известны  лишь
знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже  им  стало  известно  об
арабских,  индейских,  германских,  славянских,  индийских  сказаниях  и  их
героях. Со  временем  сначала  ученым,  а  потом  и  более  широкой  публике
оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось,  что
в  основе  священных  книг  христиан,  мусульман,  буддистов   также   лежат
различные,   подвергшиеся   переработке   мифологические    предания.    Что
удивительно:  обнаружилось,  что  на   определенной   стадии   исторического
развития более или менее развитая мифология существовала практически у  всех
известных науке народов, что некоторые сюжеты и  рассказы  в  той  или  иной
мере повторяются в мифологических циклах разных народов[3].
       Сегодня большинство ученых  склоняются  к  тому  мнению,  что  секрет
происхождения  мифа  следует  искать  в  том,  что  мифологическое  сознание
явилось древнейшей формой понимания и осмысления  мира,  понимания  природы,
общества и человека[4]. Миф возник из потребности древних людей в  осознании
окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

       1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

       Среди  всего  множества  мифических  преданий  и  рассказов   принято
выделять несколько важнейших циклов. Назовем их[5]:
     - космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,
     -  антропогонические  мифы  -   мифы   о   происхождении   человека   и
       человеческого общества,
     - мифы о культурных героях - мифы о происхождении и  введении  тех  или
       иных культурных благ,
     - эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.
       Космогонические  мифы,  как  правило  делятся  на  две  группы:  мифы
развития и мифы творения.
       Антропогонические    мифы    являются    составной    частью    мифов
космогонических.  Согласно  многим  мифам,  человек  сотворяется   и   самых
разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще  всего,  творец
создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен  даром
бессмертия,  но  он  утрачивает  его  и  становится  у   истоков   смертного
человечества (таков библейский  Адам,  вкусивший  плодов  с  древа  познания
добра и зла). У  некоторых  народов  бытовало  утверждение  о  происхождении
человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
       Мифы  о  культурных  героях  повествуют  о  том,   как   человечество
овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни,  пользования  огнем
- иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те  или  иные  культурные  блага.
Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание  о  Прометее,
двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий  прежде",
"предвидящий")  наделил  разумом  жалких  людей,  научил  их  строить  дома,
корабли, заниматься ремеслами, носить  одежды,  считать,  писать  и  читать,
различать  времена   года,   приносить   жертвы   богам,   гадать,   внедрил
государственные начала и правила совместной  жизни.  Прометей  дал  человеку
огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа,  он  терпит
страшные мучения  -  орел  выклевывает  ему  печень,  ежедневно  вырастающую
вновь.
       Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о  пришествии
"конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-
историческом    процессе     сыграли     эсхатологические     представления,
сформулированные  в  знаменитом  библейском  "Апокалипсисе":  грядет  второе
пришествие Христа  -  Он  придет  не  как  жертва,  а  как  Страшный  Судия,
подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит  "конец  времен",  и  праведники
будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
       Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль:
мифы возникли из настоятельной потребности  людей  объяснить  происхождения,
природа,  людей,  устройство  мира,  предсказать  судьбу  человечества.  Сам
способ  объяснения  имеет  специфический   характер   и   коренным   образом
отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же  особенности
отличают мифологическое сознание?
       В мифе человек и общество не выделяют себя  из  окружающей  природной
стихии: природа, общество и  человек  слиты  в  единое  целое,  неразрывное,
единое.
       В мифе  нет  абстрактных  понятий,  в  нем  все  -  очень  конкретно,
персонифицировано, одушевлено.
       Мифологическое  сознание  мыслит  символами:  каждый  образ,   герой,
действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
       Миф  живет  в  своем,  особенном  времени  -  времени  "первоначало",
"первотворения",  к  которому  неприложимы  человеческие   представления   о
течении времени.
       Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды  доводы  рассудка,  он
объясняет мир, исходя не из знания, а из веры[6].
       Какую же роль играли мифы и мифотворчество  в  истории  человеческого
общества и человеческой культуры?
       Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,
       Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь  между
прошлым, настоящим и будущем человечества,
       Они являлись каналом, по которым одно  поколение  передавало  другому
накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

       1. 3.  Выражение  общечеловеческих  ценностей  и  социальных  норм  в
мифологии

       Мифология выполняет функцию объяснения и легитимации социальных норм.
Соответствующая  мифическая  версия  санкционирует  определенный  (наличный,
естественный)  порядок,  выступая,  одновременно,  в  качестве  основы   его
происхождения, идеологического оправдания его  существования  и  неизменного
сохранения[7].
       Миф выражает и  кодифицирует  верование,  придает  престиж  традиции,
руководит в практической деятельности, учит правилам поведения.  Характерные
для   мифологии   представления   о   божественном   первоисточнике   правил
человеческого   поведения   и   человеческих   установлений    вообще,    об
обусловленности норм человеческого общения  (дозволений  и  запретов)  более
широкими и глобальны ми отношениями, общемировыми (космическими)  процессами
и порядками (с теми или иными изменениями и  модификациями)  сохраняют  свое
значение и в дальнейшем, в условиях формирования государственности.
       Соответствие земных, человеческих порядков, отношений норм  и  правил
поведения божественным началам является  само  собой  разумеющимся  моментом
общемифологического  представления  о  всемогущих,  всеопределяющих   богах,
создателях  неба  и  земли,  человека  и  уклада  его  жизни.   Естественное
(природное)  согласно  подобным   воззрениям   тоже   божественно,   а   все
человеческое правильно и достойно положительной оценки в той мере,  в  какой
оно соответствует божественным  (естественно-божественным)  установлениям  и
волениям. Причем в соответствии  с  иерархическими  взаимоотношениями  самих
мифических   богов   между   собой,   в   качестве   первоисточника    всего
положительного, социально и этически наиболее важного  и  ценного  выступает
сам верховный бог. Кроме того, один из богов (в разных  мифах  и  на  разных
этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль  может  приписываться
раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость.
       Согласно божественной справедливости, все люди  равны  по  природе  и
наделены богами равными возможностями. На рушение такого  рода  равенства  в
человеческих  отношениях  является  свидетельством  отступления   людей   от
божественного  закона.  Существенным  фактором  и  мотивом,   поддерживающим
божественно освященные устои  официального  порядка  (тесно  взаимосвязанные
между   собой   представления   о   божественной   справедливости,   правила
религиозного ритуала,  принятые  обычаи  и  нравы,  установления  властей  и
судов), был страх перед наказанием - при жизни или неминуемо после смерти  -
за те  или  иные  прегрешения  или  проступки.  Этот  страх  успешнее  всего
культивировался там, где упирался  на  стойкую  веру  в  бессмертие  души  и
загробный суд богов.
       Мифологически и религиозно окрашенные представления о  дозволенном  и
недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли  на
источники  древнего  права  -  нормы   обычного   права,   законодательство,
административные распоряжения и судебные решения. Правосудие  осуществлялось
самими должностными лицами, жрецами и чиновниками.
       Мифология отражает интенции ее носителей,  и  в  результате,  героика
полностью вытесняется из жизни.
       Миф выступает способом существования права. Закон фундируется  мифом,
а миф настраивает на веру в правосудие.
       В специфичном контексте мифологической интерпретации победа добра над
злом  несомненно   значима   и   для   человеческих   отношений,   принципом
упорядочения   которых,   по    смыслу    мифа,    выступает    божественная
справедливость. Победа справедливости есть вместе  с  тем,  согласно  логике
мифа, утверждение правового начала и права вообще как  торжества  права  над
неправом.   Миф   тем   самым   отражает   представление   о    божественном
происхождении, источнике и характере справедливости  и  права  как  принципе
взаимоотношении в божественных и человеческих делах.
       Политико-правовые умения  и  знания  людей  возводятся  к  некоторому
нечеловеческому (по смыслу - и  божественному)  источнику  и  авторитету.  В
ряде   мифологических   сказаний   и   гимнов   в    качестве    покровителя
справедливости,  защитника  слабых  и  теснимых  фигурирует   бог,   жестоко
карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого,  кто  нарушит
путь правды, справедливости и права - ждет по тогдашним  правопредставлениям
неминуемая и суровая кара.

Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями

       Мифология находится в тесном взаимодействии  с  религией.  Спецификой
религии является то, что основой здесь является  культовая  система,  т.  е.
система  обрядовых  действий,  направленных  на  установление   определенных
отношений со сверхъестественным. Миф в  той  мере  религиозен,  в  какой  он
включен в культовую  систему.  С  помощью  обрядности  религия  культивирует
человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия,  придает  им  особую
ценность.
       Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в  идеалы  в  любом
мировоззрении.  Основная  функция  религии  состоит  в  том,  чтобы   помочь
преодолеть  человеку  относительную  изменчивость  его  бытия.  и  возвысить
человека до  чего-то  абсолютного,  вечного[8].  Религия  помогает  человеку
преодолеть житейские трудности. Главная  и  самоценная  идея  Бога.  Из  нее
выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только  принципом,
сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.
       Религия - ответ на  вопрос  о  смысле  жизни.  Религия,  как  и  миф,
выражает потребность человека в ощущении  своей  причастности  к  основаниям
бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не  в  непосредственной
жизни природы.  Боги  развитых  религий  находятся  в  сфере  потустороннего
(трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется  не  природа,  а
сверхъестественные силы человека, и прежде  всего,  дух  с  его  свободой  и
творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и  понимая  его  как
сверхъестественный  абсолют,  развитая  религия  освобождала   человека   от
мифологической слитности с природой и внутренней  зависимости  от  стихийных
сил и страстей.
       Религия стала  доминировать  в  культуре  вслед  за  мифом.  Ценности
светской культуры и ценности религии  часто  не  гармоничны  и  противоречат
друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и  т.  д[9].
Главное  почти  во  всякой  религии  -  это  вера  в   Бога   или   вера   в
сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным  путем.  В
этом ключе и  формируются  все  ценности  религии.  Культура,  как  правило,
модифицирует  становление  религии,  но   утвердившись,   религия   начинает
изменять  культуру,  так  что  дальнейшее   развитие   культуры   идет   под
значительным влиянием религии.
       Параллельно с мифом и религией  в  истории  культуры  существовало  и
действовало искусство.  Искусство  есть  выражение  потребности  человека  в
образно-символическом  выражении  и  переживании  значимых  моментов   своей
жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность"  -  мир  жизненных
переживаний,  выраженных  специальными  образно-символическими   средствами.
Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют  одну
из важнейших потребностей человеческой души.
       Искусство  продуцирует   свои   ценности   за   счет   художественной
деятельности, художественного освоения  действительности.  Задача  искусства
сводится к познанию эстетического, к  художественной  интерпретации  автором
явлений  окружающего  мира.  В  художественном  мышлении  познавательная   и
оценочная деятельность не разделены  и  используются  в  единстве.  Работает
такое мышление с помощью системы  образных  средств  и  создает  производную
(вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство  обогащает  культуру
духовными  ценностями  через  художественное  производство,  через  создание
субъективных представлений о мире, через  систему  образов,  символизирующих
смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.
       Слово философия - греческого  происхождения,  в  буквальном  переводе
означает оно "любовь к мудрости". "Любовь  к  мудрости"  всегда  состояла  в
стремлении  ответить  на  вопросы  о  сущности  мира,  общества,   человека,
приоткрыть  тайну   смысла   и   цели   общественной   жизни,   человеческой
деятельности.  Рождение  европейской  философии  было  связано  с   работами
древнегреческих мыслителей, среди которых особое место  принадлежит  Платону
и  Аристотелю.  Необходимо  увидеть,  в  чем   состояло   коренное   отличие
философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического.
       В самом деле - уже в мифах, как известно,  были  предприняты  попытки
ответить  на  вопросы  о  происхождении  Вселенной  (космогонические  мифы),
человека  и  человеческого  общества  (антропогонические  мифы),  культурно-
историческом  прогрессе  (мифы  о  культурном  герое).  Знаменита  концепция
Гесиода о "пяти веках" человеческой  истории:  золотом,  серебряном,  медном
веках, веке  героев,  железном  веке.  Каждый  из  пяти  веков  -  результат
творения богов, которые и определяют и их смену[10].
       Философский  анализ  общественной  жизни  отличается  от  того,   что
содержится в мифах, многим:
миф не знает отличия между обществом и природой,  не  выделяет  общество  из
природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества,
миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев  или  символов  -
философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях,
миф не стремится к доказательству, проверке истинности  содержащихся  в  нем
положений - философия исходит  из  необходимости  доказательного,  научного,
последовательного изложения результатов анализа,
миф живет в конкретном мире образов, символов,  эмоций  -  философия  мыслит
умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,
миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что  полученное
знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.

Список использованной литературы

        1. «Введение в  культурологию»  под  редакцией  Е.  В.  Попова,  М.:
           ВЛАДОС, 1995.
        2. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
        3. Кессиди Ф. Х., "От мифа к логосу. ", М., 1972, с. 68
        4. Парандовский Я. Мифология. М., 1991.
        5.  Учебное  пособие  по  культурологии.   Издательство   Российской
           экономической академии имени Г. В. Плеханова, Москва, 1994.
        6. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
-----------------------
[1] «Введение в культурологию» под  редакцией  Е.  В.  Попова,  М.:  ВЛАДОС,
1995. – С. 27.
[2] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской  экономической
академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 22.
[3] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17.
[4] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской  экономической
академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 23.
[5] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17-18.
[6] Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. – С. 65-66.
[7] «Введение в культурологию» под  редакцией  Е.  В.  Попова,  М.:  ВЛАДОС,
1995. – С. 29.
[8] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. – С. 78.
[9] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.
[10] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.



смотреть на рефераты похожие на "Миф и культура"