Искусство и культура

Рембрандт



                             Рембрандт ван Рейн.

Голландия в 17-м веке была  одной  из  самых  богатых  стран  Европы.  В  её
столицу Амстердам  стекались  товары  со  всех  концов  мира.  Разбогатевшие
голландские купцы и банкиры хотели, чтобы  произведения  искусства  отражали
всю их жизнь.

Живопись была в ту пору наиболее  популярным  и  развитым  видом  искусства.
Каждый  мало-мальски   состоятельный   голландец   считал   картину   лучшим
украшением своего жилища. По  словам  современника,  в  голландских  городах
«все дома были напичканы картинами».

Несмотря на то, что одни художники писали  в  основном  портреты,  другие  -
жанровые  сцены,  третьи  -  натюрморты,  четвертые  -  пейзажи,   все   они
стремились изображать окружающую жизнь реалистически: правдиво, просто,  без
прикрас. Это им удалось, и многие из них прославились на века.

Но как ни высоко было мастерство голландских  живописцев  17-го  века,  всех
их  превзошёл  своим   великим  искусством  Рембрандт  ван  Рейн.  Он  велик
удивительной  простотой  и  человечностью.  Средствами  живописи   Рембрандт
сумел, как никто до него, раскрыть  внутренний  мир  человека,  его  сложные
душевные переживания.

Рембрандт родился в  голландском  городе  Лейдене  в  семье  мельника.  Отец
хотел, чтобы он стал учёным, но  юноша  нашёл  своё  призвание  в  живописи.
Учился  у  известного  художника  Питера  Ластмана.  Первые  самостоятельные
работы Рембрандта относятся к середине 20-х годов. Он переехал  в  Амстердам
в 1632, и жил там до конца жизни, в культурном центре Голландии, и  скоро  к
нему пришёл большой успех . Художник внимательно  изучает  характеры  людей,
проявление чувств, свидетельства  духовной  жизни.  Обращение  к  библейским
сюжетам позволяет  придать  содержанию  масштабность,  глубокий  смысл.  Ему
заказывали много картин и портретов. Но шумная слава никогда  не  привлекала
Рембрандта. Он не стремился угождать богатым горожанам. И  чем  серьёзнее  и
глубже  становилось  его  искусство,  тем  меньше  нравилось  оно   богатым,
самодовольным заказчикам.

Рембрандт стремится соединить в своих произведениях земное и возвышенное,  в
то  же  время,  избежать  патетики,  сделать  своих  героев  более  близкими
зрителю.  Однако  и  бюргерская  приземленность,  прозаическая   обыденность
голландской жизни того времени ему тоже чужда. В 30-е годы он пишет  себя  и
свою жену  Саскию  в  фантастических,  необычных  костюмах  ("Флора",  1634;
"Автопортрет с Саскией"). Рембрандт становится самым  популярным  художником
в Голландии, он богат, прославлен, счастлив,  завален  заказами.  Многие  из
заказных портретов превратились в подлинные шедевры ("Ночной дозор",  1642).


Однако все это благополучие скоро рухнуло. Любимая Рембрандтом  жена  умерла
вскоре  после  рождения  сына  Титуса.  40-е  годы  становятся  вехой  и   в
творчестве художника, оно приобретает законченность  и  определенность.  Его
принципы -  стремление  к  внутренней  правде,  раскрытие  душевной  красоты
персонажа- не меняются до конца жизни художника. Живописная манера  отвечает
творческим задачам: уходят барочные эффекты в цвете,  в  компоновке  картин,
художник пренебрегает деталями, антуражем. Вместо этого  -  смелое,  широкое
письмо, золотисто-коричневый колорит, мягкий свет, обволакивающий  персонажи
("Даная",           1647;”Давид           и            Ионафан”,1642;"Святое
семейство",1646;"Вирсавия",1654,”Благословление Иакова”).

Он писал то, что наблюдал в жизни, и  всё,  что  он  изображал,  становилось
необычайно поэтичным. Это чудо совершала кисть великого мастера. В  картинах
Рембрандта господствует полумрак, и мягкий золотистый свет выделяет из  него
фигуры. Сами краски,  словно  согретые  внутренним  теплом,  мерцают  ,  как
драгоценные камни. «Изгнание торгующих из храма" (1626 ДЕРЕВО,  МАСЛО  43  х
33). было написано Рембрандтом в двадцатилетнем  возрасте.  Некоторые  черты
этого произведения говорят о неопытности начинающего  мастера,  хотя  многое
уже  предвещает  его  будущие   шедевры.   Нетрудно   заметить   в   картине
профессиональные огрехи: ошибки в перспективе и  в  пропорциях.  Однако  уже
сам  выбор  сюжета  —   свидетельство   независимых   устремлений   молодого
живописца.  Вопреки  привязанностям  большинства  голландских  живописцев  к
бытовому жанру, он обращается к исторической картине на библейский  сюжет  и
пишет  ее  с  непривычным  для  „малых  голландцев"  драматическим   накалом
страстей. Воссозданные на полотне крайние эмоциональные состояния —  страха,
ужаса, гнева — свидетельство раннего интереса художника к  внутреннему  миру
чело века. Это несколько гротескное заострение душевных  проявлений  и  было
исходной  точкой  в  творческом  пути  Рембрандта,  который  привел  его   в
дальнейшем к открытию многоплановой жизни человеческой души. Наконец,  важно
и то, что уже здесь молодой живописец  стремится  к  воссозданию  не  только
характеров, но и нравственных проблем. Изображая библейский  сюжет  изгнания
Христом  торговцев  и  менял  из  храма,  Рембрандт   отстаивает   мысль   о
несовместимости   суетной   погони   за   жизненными   благами   с   высоким
предназначением человека.

“Кухня" Рембрандта — самый выдающийся рисунок  голландской  школы.  С  XVIII
столетия до середины 1930-х годов  этот  лист  был  известен  под  названием
„Блинщица". Его новое определение — „Кухня" —  предложила  В.  М.  Невежина,
которая увидела в композиции интерьер кухни  в  доме  самого  Рембрандта  на
улице Бестрат в Амстердаме, а в главных  персонажах  рисунка  —  изображения
Хендрикье Стоффельс и ее маленькой дочери Корнелии.

Произведение зрелого Рембрандта, эта композиция  раскрывает  его  мастерство
рисовальщика,  его  индивидуальное  видение  мира,   его   ощущение   жизни.
Исполненный быстром в традиционной технике пера и  размывки,  лист  построен
на сочетании немногих скупых линий и тонких переходов светотени.  Мерцающая,
глубокая и прозрачная, она преобразует прозаическую сцену лиричный образ.

Картины и гравюры Рембрандта  гораздо  шире  известны  публике,  нежели  его
рисунки, остававшиеся на  протяжении  долгого  времени  предметом  интересов
небольшого круга  собирателей  и  знатоков.  Между  тем  фигура  Рембрандта-
рисовальщика ни  в  чем  не  уступает  Рембрандту-живописцу  или  офортисту.
Рисунки мастера, сохранившиеся в огромном количестве —  около  1700  листов,
составляют  автономную  область   его   творчества.   И   одной   из   самых
замечательных особенностей рембрандтовских рисунков является их  способность
делать зрителя  свидетелем  и  соучастником  рождения  художественной  мысли
гениального мастера. К числу таких листов относится и небольшая зарисовка  “
Женщина с ребенком"(1650-е г. БУМАГА, БИСТР, ПЕРО. 11,1 х 9,7).  Исполненная
тростниковым  пером,  она  сохраняет  всю   свободу   и   непосредственность
мгновенного наброска с натуры или  по  памяти,  когда  рука  художника  едва
успевает наметить главные линии. Вместе с тем  в  графических  произведениях
зрелого  Рембрандта  даже  самые,  казалось  бы,  приблизительные  очертания
наделены огромной силой обобщения. Может быть потому в  маленьком  наброске,
принадлежащем музею, так поражает умение передать  несколькими  штрихами  не
только позу и облик женщины, но и душевное состояние  и  даже  ту  атмосферу
любви и доверия, которая словно окутывает ее и ребенка.

Рембрандт ценил в человеке не знатность, не богатство, не  внешнюю  красоту,
а   способность   мыслить,   чувствовать,   переживать.   Любимыми   героями
произведений  Рембрандта  были  простые  люди.  На  его   полотнах   человек
радуется, скорбит, печалится, страдает.

В  необычайно  волнующих  и  проникновенных  портретах  Рембрандта  как   бы
ощущаешь прожитую человеком жизнь. Изображая своих близких,  друзей,  нищих,
стариков, каждый  раз  с  удивительной  зоркостью  передавал  он  изменчивые
душевные  движения, живую трепетность выражений лица, смену настроений.

Портрет  пожилой  женщины,  по  традиции  (но  без  достаточных  оснований),
именуемый „Портретом жены брата", написан Рембрандтом в поздний  период  его
творчества, когда были созданы самые прославленные из его портретных  работ.


Моделями для многих из них служили  либо  друзья  художника,  либо  люди  из
близкого  ему  круга.  В  таких  портретах  исчезает  привычная   дистанция,
отделяющая художника от портретируемого, и  между  ними  устанавливается  та
степень  доверительного  взаимопонимания,  которая  составляет  основу   для
проникновенного раскрытия внутреннего  мира  модели.  Среди  рембрандтовских
портретов  1650-х  годов  портрет  из  нашего  собрания  выделяется   особой
концентрированностью образного и композиционного замысла.  Светом  выхвачены
лишь  лицо  и  верхняя  часть   фигуры;   сложенные   руки,   обычно   столь
выразительные  у  Рембрандта,  спрятаны  в  рукава.  Темно-красный   платок,
обрамляющий голову, подчеркивает богатство пластической нюансировки  лица  и
одновременно усиливает впечатление отъединенности  героини  от  окружающего,
ее полную погруженность в свой внутренний мир. Произведение это  принадлежит
к тому типу рембрандтовских работ, которые называют  портретами-биографиями.
Женщина изображена здесь в состоянии  особой  внутренней  сосредоточенности,
когда мысль и  чувство  слиты  воедино  и  размышление  предстает  в  ореоле
тончайших эмоциональных оттенков, а глубокое переживание неотделимо  от  той
мудрости,  которая  воспринимается  как  итог   прожитой   жизни.   И   сама
рембрандтовская живопись, его  знаменитая  светотень  —  контрасты  мрака  и
света, динамика их сложнейших градаций от прозрачных  теней  до  пламенеющих
цветовых рефлексов — выступает как  зримое  воплощение  духовного  богатства
человеческой личности.

Одна из его поздних картин - «Возвращение блудного  сына».  Здесь  изображён
человек, который когда-то покинул отчий дом и  после  долгих  лет  скитаний,
нищеты, унижений вернулся к отцу. И  престарелый  отец,  ослепший  от  горя,
прощает его, обнимая дрожащими руками.

К самым значительным созданиям позднего пери ода его творчества  принадлежит
картина „Артаксеркс, Аман и Эсфирь"(1660 ХОЛСТ, МАСЛО, 73 х 94). Ее сюжет  —
эпизод библейской легенды о царице Эсфири, обличившей перед своим  супругом,
персидским царем Артаксерксом, коварные  замыслы  его  приближенного  Амана,
грозившие уничтожением целому народу. Скупые, но красноречивые жесты и  позы
персонажей раскрывают драматический конфликт между  ними.  В  картине  царит
напряженная атмосфера ожидания. Только  что  закончила  свое  слово  Эсфирь,
Артаксеркс устремил взгляд перед собой, рука его готова  поднять  жезл;  под
грузом  обвинений  согнулся  Аман.  Сжавшись,  он  ожидает  приговор   царя.
Торжество правды, осуждение зла,  воодушевленность  Эсфири  и  подавленность
Амана выражены в картине через сложные сопоставления света, тени и  цветовые
оттенки.  Фигура  Эсфири  озарена  сиянием,  ее  одежда  с  длинным  шлейфом
сверкает, как если бы она была покрыта драгоценны  ми  камнями.  В  глубокую
тьму погружен Аман. Рембрандт  достигает  удивительной  глубины  в  передаче
внутренней  жизни  своих  героев,  их  духовной   энергии.   В   напряженной
эмоциональной  среде  картины  оттенки  света  и  цвета  воспринимаются  как
аналоги духовных и этических ценностей.

Рембрандт был не только живописцем, но и выдающимся мастером офорта.

Творческие поиски не  были  поняты  современниками  Рембрандта,  заказов  не
стало, художник впал  в  бедность.  Только  его  сын  Титус  и  вторая  жена
Хендрикье Стоффельс были преданы ему. 50-60-е годы - время  расцвета  гения.
Портреты,  во  множестве  написанные  в  эти   годы   -   это   удивительное
проникновение  во  внутренний  мир  человека,  сложный,  противоречивый,  но
неизменно прекрасный ("Портрет старика в красном", 1652-54;"Портрет  старого
еврея"). Фактура и цвет помогают  понять  замысел  художника.  Неровный,  то
густой, то тонкий слой краски создает впечатление, что  образ  рождается  на
глазах у зрителя. Свет идет как будто  изнутри  полотна,  проявляя  духовную
жизнь персонажа. Появляется  этот  удивительный  рембрандтовский  коричневый
цвет, "цвет судьбы", по словам О.Шпенглера.

Рембрандт Харменс ван Рейн последние  годы  жил  в  нищете,  забытый  всеми.
Никто из богатых  заказчиков  и  не  вспоминал  уже  о  великом  голландском
художнике.  В  беднейшем  квартале  Амстердама  нередко  встречали   его   -
одинокого старика, чья ветхая одежда была  запачкана  красками.  Но  суровые
жизненные испытания не сломили его. Он продолжал  упорно  работать  и  писал
так, как подсказывало ему сердце.  В  поздних  работах  Рембрандт  предстает
подлинным  философом  и  гуманистом.  Он  поднимает   сложные   нравственные
проблемы, показывает людей  в  трудные  моменты  их  жизни,  но  никогда  не
морализирует,  не  учит  жить,  а   просто   напоминает   человеку   о   его
предназначении(“Давид и  Саул”,  1660-е;”Давид  и  Урия”,  1665;"Возвращение
блудного сына", 1663, “Исаак и Ревекка”, 1665).

Конец жизни великого  мастера  был  печален.  Умерли  все,  кто  любил  его,
ученики его предали, соотечественники о нем забыли. Он умер 4  октября  1669
г., не успев закончить картину "Симеон в храме".


смотреть на рефераты похожие на "Рембрандт"